Особенности реструктуризации кредита в Российской Федерации

Курсовая работа

Введение

На современном этапе развития экономических отношений в Российской Федерации особенно актуальна проблема увеличения стоимости кредитных организаций. Такое внимание, уделяемое данной проблеме, обусловлено тем, что стоимость является наиболее объективным показателем эффективности деятельности банка. В настоящее время существуют объективные предпосылки к изменению структуры и состава российской банковской системы. Это обусловлено рядом факторов:

1) экономическими — снижением доходности традиционных банковских операций, повышением требований к качеству банковских услуг;

2) политическими — новой стратегией развития банковского сектора экономики, созданием системы гарантирования вкладов граждан, предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию; технологическими — конкуренцией на рынке банковских технологий, ростом соответствующих затрат;

3) социальными — ростом доходов населения, повышением доверия к банковским депозитам.

Предстоящие изменения, с одной стороны, принесут новые возможности для развития, а с другой — повысят риски деятельности кредитных организаций, что негативно скажется на их стоимости. В условиях усиления конкурентной борьбы, в особенности с дочерними структурами иностранных банков, наибольшее негативное влияние испытают на себе средние и небольшие по размеру кредитные организации, составляющие основную часть российской банковской системы. В этой связи необходим механизм, который позволит обеспечить увеличение стоимости российских кредитных организаций и сохранение их конкурентоспособности. Одним из механизмов, обеспечивающим решение данной проблемы, является реструктуризация. От традиционных методов управления кредитной организацией ее отличает направленность на увеличение стоимости, и определенность во времени, что повышает эффективность осуществляемых преобразований. В этой связи проблемы реструктуризации деятельности российских кредитных организаций, проблемы сохранения и увеличения их стоимости в меняющихся условиях функционирования внешней среды, проблемы адаптации деятельности к внешним изменениям, приобретают особое значение. За рубежом проблеме реструктуризации кредитных организаций, как проблеме качественных изменений в их деятельности, уделяется большое внимание со стороны представителей как теоретического, так и практического направлений исследований. Основы изучения данной проблемы были заложены в конце XIX — начале XX века австрийским экономистом Й.А. Шумпетером. В последующем данные проблемы были освещены в трудах таких зарубежных авторов, как: Э.С. Бредли, П. Друкер, Д. Коллард, Р. Линг, Т. Коллер, Т. Коупленд, Д. Муррин и ряда других авторов. Таким образом, реструктуризация деятельности кредитных организаций, финансовых институтов и собственно самого кредита, как в России, так и за рубежом, в условиях современных экономических отношений, приобретает все большую актуальность.

65 стр., 32353 слов

Методологические основы анализа деятельности кредитной организации

... деятельности кредитной организации 1.1. Экономическая ситуация. Внутренние и внешние факторы воздействия на деятельность кредитной организации. Риски деятельности кредитной организации ... и в 1998 году. В условиях неблагоприятного для развития банковской системы состояния ... состояния проблемных кредитных учреждений начинается с хронической неплатежеспособности. Разрешение банковских проблем зачастую ...

1. Понятие термина «реструктуризация кредитных организаций и кредита». Цели, задачи и принципы реструктуризации. Виды реструктуризации кредитной организации и кредита

1.1 Понятие термина «реструктуризация кредитных организаций»

В последние время понятие «реструктуризация» широко используется для обозначения различных социальных, экономических и политических процессов. Термины «реструктуризация», «структурная перестройка экономики», «реструктуризация долга», а позднее и «реструктуризация промышленности» стали употребляться экономистами в начале 1990-х гг.

Термин «реструктуризация» в переводе с латинского означает изменение структуры какого-либо объекта или системы при сохранении неизменности направленности его (ее) функционирования.

В результате реструктуризации объекта: не может получиться совершенно другой объект; объект не может исчезнуть. Процесс исчезновения объекта называется ликвидацией. В отношении банковской деятельности единого определения термина «реструктуризация» не существует. Анализ проблемы реструктуризации позволяет выделить три ее уровня:

1) реструктуризация кредитной организации;

2) реструктуризация системы кредитных организаций;

3) реструктуризация банковской системы.

1) Реструктуризация кредитной организации предполагает комплекс мер, применяемых к кредитной организации и направленных на преодоление ее финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности. Данное определение указывает на то, что реструктуризация является одной из мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

2) Реструктуризация системы кредитных организаций — это процесс изменения структуры кредитных организаций (отраслевой специализации организаций, соотношений банков и небанковских кредитных организаций, универсальных и специализированных банков), направляемый государством процесс преодоления финансовой неустойчивости всей системы коммерческих кредитных организаций и восстановления ее способности осуществлять свои базовые функции. А именно: осуществление платежей и расчетов; предоставление кредитов субъектам экономики; аккумуляция и обеспечение сохранности денежных средств юридических и физических лиц.

В данном случае предполагается не только проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности отдельных кредитных организаций, но и управление этим процессом со стороны государства, а именно: разработка правил, процедур, регламентов; определение критериев эффективности и сроков проведения конкретных мероприятий; определение направлений использования денежных средств и критериев их использования; прочие.

3) Под реструктуризацией банковской системы понимают оздоровление (санацию) банковской системы в целом. Реструктуризация банковской системы включает: создание условий для эффективной конкуренции между банками; совершенствование правовой базы и организационно-экономических механизмов взаимовыгодного сотрудничества между банками и их клиентами; повышение качества управления банковской системой в целом и каждым отдельно взятым ее элементом; финансовое оздоровление отдельных банков; ликвидацию неплатежеспособных банков.

14 стр., 6981 слов

Платежные системы кредитных организаций

... При безналичных расчетах все платежи совершаются в рамках банковской системы. Для их проведения предприятию в коммерческом банке ... обеспечении платежной дисциплины и рациональной организации технологии расчетов. Современное состояние отечественной платежной системы говорит не в пользу ... погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил ...

Следует отметить, что между уровнями реструктуризации существует тесная взаимосвязь. Изменения, происходящие в одном банке, в итоге оказывают влияние на качественные и количественные характеристики банковской системы в целом. И наоборот, трансформация банковской системы не может не затронуть деятельности конкретных кредитных организаций. Нельзя реструктурировать банковскую систему в отрыве от реформирования реального сектора экономики. Решение проблем реального сектора экономики требует соответствующей общегосударственной политики.

Таким образом, и реальному сектору, и банковской системе необходимы четкие ориентиры, которые будут стимулировать их развитие.

Реструктуризация банковской системы невозможна также без изменения кадровой политики. Реструктуризации банковской системы должно предшествовать оздоровление денежных и кредитных отношений, прежде всего, предотвращение всех недежных форм «платежей» в экономике. Таким образом, банковская реструктуризация должна носить общесистемный характер.

1.2 Реструктуризация кредита и ее вид

Реструктуризация кредита заключается в изменении условий кредитного договора с целью уменьшения нагрузки на заемщика и сокращения величины ежемесячного платежа. В отличие от рефинансирования реструктуризацию можно выполнить лишь в том банке, который предоставил кредит. Если при рефинансировании наличие просрочек, неоплаченной неустойки и т.д. являются поводами отказать в перекредитовании, то при реструктуризации наличие долга, напротив, часто является главной причиной внесения изменений в кредитный договор. Иногда финансовые организации даже обещают «аннулировать» начисленные штрафные санкции, чтобы помочь клиенту «вернуться в график». Реструктуризация долга — хорошая возможность избежать проблем, неминуемо возникающих у заемщика при ухудшении финансового состояния (при потере работы, сокращении уровня доходов и т.д.).

Изменяя условия кредитного договора таким образом, чтобы ежемесячный плановый платеж заемщика сократился, банк преследует несколько целей. Во-первых, он заботится о качестве своего кредитного портфеля (предотвращая увеличение доли просроченной задолженности), во-вторых, получает возможность не обращаться в суд и не тратить средства на подготовку иска.

Преимущества реструктуризации для заемщика более существенные.

Клиент, условия кредитного договора которого банк соглашается изменить, может: 1) сохранить свою положительную кредитную историю (при непродолжительной просрочке); 2) не допустить начала судебных разбирательств с банком (которые впоследствии станут «несмываемым темным пятном» на кредитном досье); 3) сэкономить свои средства (это преимущества получают не все заемщики); 4) избежать дефолта, так как банк минимизирует ежемесячный плановый платеж и предоставляет возможность погашать кредит по новому графику; 5) получить возможность избавиться от неоплаченной неустойки; 6) избежать принудительного взыскания суммы долга в ходе исполнительного производства.

3 стр., 1346 слов

Кредит и кредитная система

... программам экономического развития. Данной цели служит также государственный кредит. В России при решении задач реструктуризации банковской системы в настоящее время предполагается, что государство более активно ... - на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений). кредит банковский ссуда экономика Кроме того, с целью регулирования валютных и денежно-кредитных отношений ...

О том, каким образом может быть осуществлена реструктуризация, мы расскажем более подробно.

Основные виды реструктуризации кредита.

При своевременном обращении в банк (до того, как финансовая организация подаст в суд иск о досрочном взыскании всей суммы долга) заемщик может рассчитывать на следующие варианты реструктуризации:

1) Пролонгацию кредита (увеличение срока договора, в результате чего снижается плановый ежемесячный платеж, но увеличивается сумма переплаты по кредиту).

К примеру, если сумма вашего долга изначально составляла 200 000 рублей, срок — 24 месяца, а ставка 30% годовых, то в месяц вам бы пришлось платить 11 182,56 руб., сумма переплаты составила бы 68 381,54 руб. Предположим, что через 6 месяцев заемщик не справился с погашением и обратился в банк с заявлением о пролонгации на 12 месяцев. Тогда его платеж сократится до 7 668,65 руб., однако общая сумма переплаты увеличится практически до 92 600 рублей (больше, чем на 24 000 рублей).

Персональные расчеты можно выполнить в кредитном калькуляторе.

2) Изменение валюты кредитования. Например, в связи с ростом курса доллара многим заемщикам стало сложно погашать займы, выданные в американской валюте. Перевод кредита в рубли по ставке, которая соответствует действующей программе кредитования, может быть выгоден клиенту. Однако это не популярный вариант реструктуризации.

3) Предоставление кредитных каникул (только « телу» кредита, только по процентам или же каникул, предполагающих избавление должника на время от любых платежей по кредиту).

То есть, заемщик в течение 3-12 месяцев может оплачивать только «тело» кредита (наиболее выгодный вариант, позволяющий снизить переплату по кредиту) или только проценты (напротив, наименее выгодный случай — проценты начисляются на фиксированную, неуменьшающуюся сумму).

Редким случаем считается предоставление права в течение 3-6 месяцев не платить кредит вообще. Для лучшего понимания вопроса рекомендуем ознакомиться с основными методиками расчета кредита.

Если у заемщиков имелась просрочка по «телу» кредита или по процентам, кредитор предлагает либо погасить долг, либо его капитализировать. Отметим, что реструктуризация с капитализацией всегда невыгодна: за счет просроченных процентов увеличивается остаток по «телу» кредита. К примеру, остаток задолженности составляет 100 000 рублей, просрочка — 5 000 рублей, в том числе 3 000 — по «телу» кредита, 2 000 — по процентам. При капитализации сумма «тела» кредита увеличится и составит 102 000 рублей (так как 3 000 рублей долга по «телу» уже входили в 100 000 рублей, а 2 000 рублей по процентам к ним были прибавлены).

Вполне очевидно, что реструктуризацию можно считать оптимальным вариантом решения финансовых проблем только в том случае, когда обслуживание долга на прежних условиях для заемщика оказывается невозможным в силу уважительных причин.

Для того чтобы выполнить реструктуризацию, заемщику необходимо подать в банк заявление и ряд документов. Их перечень и порядок рассмотрения заявления мы опишем далее.

1.3 Цели, задачи и принципы реструктуризации

Цель реструктуризации: Общей целью процесса реструктуризации банковской системы является совершенствование системы государственного управления банковской деятельностью в стране для создания условий, препятствующих повторению банковских кризисов. Указанная цель может быть конкретизирована применительно к условиям страны в следующем перечне задач, работа над решением которых должна составить реальное содержание процесса реструктуризации.

4 стр., 1638 слов

Как открыть бизнес пенсионеру

... низкой конкуренцией. Рентабельность. Пенсионеру лучше выбрать бизнес, который окупается в течение года. Идеи бизнеса для пенсионеров Пенсионеры могут открыть бизнес в различных сферах. Пожилому человеку проще ... свои работы. Распространять продукцию удобно через знакомых или социальные сети. Идеи бизнеса для пенсионеров, позволяющие работать в домашних условиях: Изготовление свечей. Для свечного ...

Задачи реструктуризации: Восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг.

Повышение качества активов.

Реструктуризация отдельных крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки.

Восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредиторов, клиентов, в том числе иностранных партнеров.

Недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности.

Отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы.

Привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов.

Восстановление нормального функционирования финансовых рынков.

Восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышения ответственности руководителей и собственников банков за результаты их деятельности по управлению последними.

В числе принципов процесса реструктуризации банковской системы можно назвать следующие:

Приоритетность защиты интересов вкладчиков.

Одинаковое отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов в и клиентов, в том числе иностранных.

Экономическая ответственность собственников банков, неспособных платить по обязательствам (выраженная в сокращении доли и объема принадлежащего им банковского капитала), привлечение их к процессу реструктуризации путем осуществления дополнительных взносов в капитал банков.

Участие кредиторов в процедурах реструктуризации.

Оказание государственной поддержки только тем банкам, которые принимают и успешно реализуют программы финансового оздоровления, ориентированные прежде всего на самостоятельное решение возникших проблем.

Таким образом, эффект от проведения реструктуризации возможен только при согласовании действий учредителей (участников), кредиторов, руководителей кредитных организаций, законодательной и исполнительной власти.

1.4 Виды реструктуризации кредитной организации

Реструктуризация имеет различные формы проявления. Разнородность видов реструктуризации обусловлена такими факторами, как причины преобразований, их цели, роль менеджмента в этом процессе, интересы различных групп участников.

Антикризисная реструктуризация направлена на преодоление негативных явлений и достижение определенного уровня заданных показателей.

Стабилизационная реструктуризация. Ее целью является сохранение банковского бизнеса в рамках достигнутых результатов.

Инновационная реструктуризация направлена на совершенствование банковского бизнеса. Она тесно связана с предпринимательским подходом. Ее конечная цель — обеспечение устойчивого развития банковского бизнеса в долгосрочной перспективе.

11 стр., 5498 слов

Кредитно-банковская система России

... признаки эффективного функционирования банков появились после августовского "дефолта" 1998 г. и создания Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Современное состояние банковской системы России может быть ... По экспертным оценкам Центрального банка, утечка капиталов за границу в 1995 - 2003 гг. составила более 240 млрд. долларов. В результате банковская система России впала в ...

Промежуточные цели уточняются в соответствии со складывающейся внешней ситуацией и внутрибанковскими потребностями.

С точки зрения инициирования процесса реструктуризация может подразделяться на:

Добровольная реструктуризация инициируется самой кредитной организацией.

Обязательная проводится по решению Банка России.

Антикризисная реструктуризация может быть как добровольной, так и обязательной. Инновационная реструктуризация носит добровольный характер.

Реструктуризация может осуществляться как при сохранении организационно-пространственных границ банковского бизнеса, так и выходить за их пределы. Формы реструктуризации в первом случае приведут к укрупнению банков за счет собственных ресурсов на основе поэтапного расширения банковского бизнеса.

Данные формы включают: диверсификацию, интернационализацию и специализацию банковского бизнеса.

Диверсификация осуществляется по трем направлениям:

1. Освоение новых видов банковской деятельности и продуктового ряда, что позволяет сохранять конкурентные преимущества на традиционных банковских рынках;

2. Применение обычных банковских услуг в новых сферах и для удовлетворения новых потребностей;

3. Переход в область, не связанную с текущим бизнесом.

Отличительной особенностью интернационализации является изменение географической среды банковского бизнеса.

Интернационализация более рискованна, обходится дороже, однако при благоприятных макроэкономических условиях обеспечивает получение высокой прибыли. Несмотря на значительный адаптационный период, рост доходов возможен сразу за счет увеличения депозитной базы и сокращения затрат на привлечение кредитов на межбанковском рынке.

При специализации банка на одном или нескольких направлениях повышение рентабельности достигается за счет роста вложений в конкретные виды деятельности, что приводит к достижению лидерства в определенной сфере.

Изменение границ банковского бизнеса приводит к образованию новых организационных структур. В этом случае встает вопрос о выборе способа преобразования банковской деятельности. Для создания новых структур существует несколько способов:

  • Разделение банка на несколько самостоятельных учреждений;

2. История термина «реструктуризация»

Термин «реструктуризация», пришедший в Россию вместе с другими новыми понятиями, связанными с ведением бизнеса, сегодня применяется очень часто для обозначения процессов организационной и финансовой перестройки управления компаниями.

2.1 История реструктуризации на примере зарубежных компаний

Содержание понятия реструктуризации даже в западной экономике не является устоявшимся.

Впервые о реструктуризации заговорили еще в 80-х годах XX века, когда экономика США пережила ряд кризисных явлений, первопричинами которых были мировой энергетический кризис, вызвавший экономический спад, а также усиление конкуренции со стороны других развитых стран, и, прежде всего, Японии и ФРГ.

Примером реструктуризации, проведенной в тот период, являются действия руководства компании «Крайслер» — производителя автомобилей. К 1981 г. из-за сильного спада продаж, вызванного мировым энергетическим кризисом, дальнейшее существование компании оказалось под вопросом. Меры, предпринятые вновь назначенным генеральным директором компании, включали: сокращение численности персонала, закрытие и распродажу убыточных подразделений, реструктуризацию долга, смену продуктовой стратегии. В результате уровень продаж был восстановлен, а компания — спасена.

73 стр., 36185 слов

Банковские операции на рынке ценных бумаг

... хозяйство. Целью данной дипломной работы является рассмотрение и анализ взаимосвязи банковской системы и рынка ценных бумаг; активность банков на фондовом рынке. Для достижения этой цели были рассмотрены ... обществах», Федеральный закон от 3.02.96 г. (с изменениями от 31.07.98 г.) «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 2.12.90 г. № 394-1 (с изменениями от ...

Рост реструктуризации, наблюдавшийся в 80-х годах, объясняется тем, что послевоенная экономика западных стран активно способствовала формированию малоэффективных промышленных конгломератов, часто занимавшихся многими не связанными между собой видами бизнеса.

Можно привести в пример производителя бытовой электроники фирму «Сони», в течение нескольких лет владевшую киностудией «Коламбия пикчерз», нефтяную компанию «Бритиш петролеум», которая в 70-х годах пыталась заниматься добычей угля и производством металлов, а также химическим производством. Более поздние примеры — финансово-промышленные концерны Кореи «Дэу» и «Киа».

Кризисные явления в мировой экономике только подчеркнули слабости таких компаний — наличие малоэффективных и непрофильных видов бизнеса, распыление внимания руководства, перекрестное субсидирование отдельных продуктов и подразделений, да и просто неэффективное вложение капитала.

Реструктуризация в США в 80-х годах смогла состояться только благодаря достаточно сильному контролю со стороны финансового рынка. Дисциплинирующее воздействие финансового рынка проявилось в многочисленных поглощениях малоэффективных компаний. Получив контроль над компанией через скупку акций, поглощающие группы распродавали ее активы по частям, повышали эффективность работы оставшихся подразделений, после чего продавали акции по значительно более высокой цене. Чтобы избежать угрозы поглощения, руководство компаний вынуждено было повышать эффективность своей работы самостоятельно. Созданная в итоге стоимость в масштабах экономики США составила сотни миллиардов долларов, хотя при этом около трети крупных корпораций прекратили свое существование.

2.2 История термина «реструктуризация» из зарубежного опыта реструктуризации банковских систем

Реструктуризация банков — не уникальная проблема России. За последние 25 лет банковские кризисы случались более чем в 70 странах.

И везде процесс восстановления равновесия шел болезненно, везде государство в нем участвовало (хотя степень такого участия в разное время и в разных странах значительно варьируется).

Пионером в области реструктуризации банковской системы стали США, создав под влиянием Великой депрессии 1929—1933 годов систему гарантирования вкладов и специальный институт для управления этой системой, которому одновременно было поручено заниматься реструктуризацией, — Федеральную корпорацию по страхованию депозитов (ФКСД).

Следующий этап реструктуризации банковских систем связан с серией банковских кризисов в самых разных странах в течение последних трех десятилетий.

В США за 1980—1991 годы прекратили существование 1300 банков и 1400 ссудосберегательных ассоциаций. Реструктуризация банковской системы стоила, по различным оценкам, от 300 до 500 миллиардов долларов. (5% ВВП).

В 1995 году банковский кризис произошел в Японии. В 1994 — 1995 годы — во Франции, в 1989—1990 годы — в Австралии, в 1987 — 1989 годы — в Норвегии. В 1991 году — в Швеции, в 1991—1993 годы — в Финляндии, в 1980—1982, 1989—1990 и в 1995 годы — в Аргентине. В 1990, 1994—1995 годы — в Бразилии, в 1981—1982, 1990—1991 и в 1995 годы — в Мексике, 1982—1984 годы — в Чили, в 1994—1995 годы — в Индии, в 1994 году — в Индонезии, в 1985—1988 годы — в Малайзии, в 1981—1987 годы — на Филиппинах, в 1991—1995 годы — в Венгрии, в 1990-х годах — Польше, Болгарии, Литве, Латвии, Эстонии, Южной Корее и других странах.

17 стр., 8274 слов

Банковская система современной России

... банка банков); на втором уровне банковской системы развивают свою деятельность коммерческие банки. Банковская система, состоящая из ЦБ, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов, за исключением банков, а также банков, кредитующих предприятия, организации и ...

В некоторых странах системные кризисы повторяются периодически. Отдельные государства (Великобритания, Голландия, Дания, Австрия, Швейцария и другие) смогли избежать системных банковских кризисов во многом благодаря наличию системы их предотвращения, прежде всего за счет эффективного банковского надзора и регулирования.

Стоимость реструктуризации банковских систем сильно колеблется: от 5% ВВП в США, 10% — в Венгрии и Бразилии, до 41% — в Чили и 55% — в Аргентине.

В кризисной ситуации центральные банки могут обеспечить определенную помощь проблемным банкам, особенно в случаях нарушения их текущей ликвидности. В Венесуэле 8 банков, считавшихся платежеспособными, использовали специальные линии ликвидности для оплаты изъятий денежных средств. Правда, впоследствии они не смогли погасить взятые средства.

В других случаях кредитование является планомерным шагом центральных банков с целью поддержания банковской системы во время кризиса и предоставления, таким образом, кредитным организациям времени и средств на реструктуризацию.

Специальные налоговые привилегии для реструктурируемых банков используются относительно мало. Тем не менее, Бразилия применяла налоговые стимулы для поощрения поглощений: поглощаемый банк мог вычесть стоимость недействующих кредитов, а поглощающий банк получал кредит, равный разнице между ценой приобретения и балансовой стоимостью приобретаемого пакета акций. Некоторые страны дают налоговые стимулы под акции и облигации, выпускаемые в ходе реализации программ реструктуризации.

В условиях реструктуризации банковской системы правила регулирования и надзора в краткосрочном плане нередко смягчаются. Однако такой специальный режим регулирования и надзора на период кризиса обычно компенсируется формированием в среднесрочном плане системы регулирования и надзора, более адекватно учитывающей риски банковской деятельности.

Действия государства, направленные на спасение банков, попавших в трудное положение, могут способствовать снижению у банков чувства ответственности за собственные действия, В этой связи важно, чтобы условия помощи не поощряли безответственное поведение банков в будущем.

Вместе с тем участники банков не всегда должны нести ответственность. Например, в случае возникновения потерь от кредитов, которые выдавались по настоянию правительства.

В ходе реструктуризации банковских систем в большинстве стран были созданы специализированные институты, на которые были возложены задачи управления данным процессом.

Правительства и центральные банки многих стран различными способами занимались разрешением банковских кризисов и реструктуризацией своих банковских систем. Практика показала, что не существует ни идеальной формы реструктуризации, ни универсальной стратегии нормализации ситуации в банковском секторе и во многих случаях те или иные действия зависят от конкретных обстоятельств.

12 стр., 5783 слов

Банковская система и кредитно-денежная политика ЦБ России

... «О банках и банковской деятельности» [4] банковская система Российской Федерации двухуровневая, включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, ...

Однако можно выделить и общие черты успешных программ, осуществленных в зарубежных странах:

  • скорейшее определение масштабов проблемы, признание ее на государственном уровне и готовность властей выделить существенные финансовые ресурсы на ее решение;
  • принятие прозрачных и адекватных существу проблемы мер, удаление из проблемных банков плохих активов;
  • разработка комплексной, прозрачной, оперативной программы реструктуризации, ее четкое и последовательное осуществление;
  • совершенствование процедур банковского надзора.

Как правило, одной из основных причин банковских проблем является плохой менеджмент. Неспособность банка установить надлежащий внутренний контроль и строгое соблюдение процедур приводит, в конечном счете, к проблемам и банкротству.

Непрофессиональный менеджмент может обернуться просчетами в управлении рисками, ликвидностью. Когда эти вопросы игнорируются менеджерами банков и надзорными органами, результатом становятся проблемные активы и проблемные банки. Именно это произошло в США в 70—80-е годы прошлого века.

2.3 История реструктуризации банковской системы России

Основные этапы реструктуризации российской банковской системы.

Объективная необходимость в реструктуризации банковской системы возникла еще в середине 90-х годов, что нашло свое отражение, в частности, в рекомендациях экспертов международных финансовых организаций, представленных правительству страны в 1995 году.

Однако решение о проведении реструктуризации было принято лишь осенью 1998 г. в условиях острейшей фазы финансового кризиса, когда Правительство РФ и Банк России издали совместный документ «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации».

Процесс реструктуризации российской банковской системы включал:

  • неотложные меры по восстановлению ликвидности и платежеспособности банковской системы;
  • среднесрочные меры по восстановлению способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, по совершенствованию банковского надзора и менеджмента;
  • стратегические меры, направленные на полное восстановление ликвидности банковской системы, рост капитальной и ресурсной базы, создание стимулов для эффективного взаимодействия с реальным сектором экономики.

В порядке проведения неотложных мер по восстановлению ликвидности кредитных организаций и предотвращению коллапса платежной системы был использован комплекс средств, включавших:

  • передачу в Сбербанк РФ вкладов населения из шести крупнейших коммерческих банков, из банков, в которых частные вклады превышали 300 миллионов рублей, а также из других банков по их ходатайству и согласованию с администрациями субъектов Федерации;
  • корректировку политики обязательных резервных требований, изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
  • проведение многостороннего клиринга межбанковских расчетов с внеочередным регулированием обязательных резервов и использованием части этих резервов для покрытия недостатка средств у банков;
  • неприменение санкций за нарушения экономических нормативов вследствие снижения капитала, если причиной снижения явился кризис на финансовых рынках;
  • предоставление стабилизационных кредитов крупнейшим банкам, ряду региональных банков и отдельным социально значимым банкам;
  • выпуск облигаций Банка России, которые могли использоваться для обеспечения кредитов ЦБ РФ;
  • корректировку учетной политики Банка России.

Проведение этих мер позволило ослабить напряженность ситуации в банковском секторе, повысить ликвидность и платежеспособность кредитных организаций и перейти к осуществлению среднесрочных задач первого этапа реструктуризации банковской системы.

Содержание первого этапа реструктуризации банковской системы:

Принятый подход к реструктуризации банков предполагал выделение четырех групп кредитных организаций, для каждой из которых предусматривалась особая стратегия поведения и степень участия государства.

К первой группе были отнесены стабильно работающие банки, не испытывавшие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без государственной поддержки.

Ко второй группе — региональные банки, которые должны были стать «опорными» в будущей региональной банковской системе при поддержке государства.

К третьей группе — отдельные не имевшие возможности самостоятельно продолжать банковские операции крупные банки, которые нецелесообразно ликвидировать вследствие слишком высоких социальных и экономических издержек.

К четвертой группе — банки, испытывавшие существенный дефицит ликвидности или собственных средств, или проблемные банки.

По оценкам Банка России, из 1473 действующих на тот период банков 1032 (70%) являлись финансово стабильными, способными работать без государственной поддержки; 441 банк (30%) относился к проблемным, характеризовавшимся значительным дефицитом ликвидных средств и капитала, не способным выйти самостоятельно из кризиса. Ряду проблемных банков, в составе которых было 18 крупнейших банков, планировалось оказать государственную поддержку, учитывая их экономическую и социальную значимость (на данную группу банков приходилось почти 50% активов и 45% вкладов населения без Сбербанка РФ).

Важная роль в процессе реструктуризации отводилась Центральному банку РФ и специально созданному институту — Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Задачи Центрального банка состояли:

  • в разработке проекта Концепции развития банковской системы,
  • активизации работы по восстановлению банковского сектора,
  • обеспечению расчетов,
  • стимулированию рекапитализации банков.

Банк осуществлял контроль за реализацией кредитными организациями планов финансового оздоровления, поддерживал ликвидность платежеспособных банков посредством денежно-кредитных инструментов, отзывал лицензии у нежизнеспособных банков.

На АРКО возлагались основные функции по реструктуризации кредитных организаций:

  • управление государственными средствами, выделенными на данные цели,
  • кредитование коммерческих банков, в том числе и под залог их акций,
  • управление активами кредитных организаций,
  • участие в процедурах банкротства.

Меры первого этапа реструктуризации банковской системы, предпринятые в 1999 году исполнительной, законодательной властью и Банком России, позволили сохранить жизнеспособное ядро банков, восстановить основные операции на рынке банковских услуг. Принятие федеральных законов «О реструктуризации кредитных организаций» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» способствовало формированию правовой среды, реструктуризации банковской системы и активизации деятельности Банка России по ликвидации банков с неудовлетворительным финансовым состоянием и не имевших перспектив развития.

К итогам первого этапа реструктуризации можно отнести:

  • уменьшение количества проблемных банков,
  • рост рекапитализации банков,
  • восстановление масштабов банковской деятельности и доверия к банковской системе со стороны клиентов, вкладчиков, кредиторов.

Увеличилось присутствие иностранного капитала в банковском бизнесе, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций возросла с 4% в 1998 году до 14% в 2000 году. Однако достижение позитивных результатов по ряду направлений не означает, что удалось добиться полного преодоления последствий банковского кризиса и оздоровления банковской системы.

Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы:

Задачи второго этапа реструктуризации состоят:

  • в обеспечении устойчивого роста капитальной базы и реальных объемов банковских операций,
  • в выведении с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций и усилении взаимосвязи банков с реальным сектором экономики.

Эффективность реструктуризации банковской системы будет зависеть от того, насколько удастся обеспечить развитие взаимосвязей банковского и реального секторов экономики, использовать новые способы и формы участия государства в кредитной поддержке экономики через банковскую систему. Без учета связи с реальным сектором могут быть воспроизведены пороки прежней системы с ее ориентированностью на спекулятивные операции.

Поэтому реструктуризацию банковской системы следует рассматривать не как комплекс технических мер по восстановлению работоспособности кредитных организаций, а как регулируемый государством процесс эффективных структурных сдвигов в банковской сфере, сопровождающийся соответствующими изменениями в государственной финансовой политике и направленный на формирование динамично развивающейся и адекватной потребностям народного хозяйства банковской системы.

Как показывает международная практика, реструктуризация банковской системы является длительным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Мировой опыт свидетельствует также о многовариантности путей реформирования банковских систем. Поэтому одним из основных принципов реструктуризации является выбор таких способов ее проведения, которые обеспечили бы минимизацию затрат.

В числе вариантов восстановления банковской системы, как правило, рассматриваются: самостоятельный выход банков из кризиса посредством консолидации банков различных классов, усиление государственной поддержки банковской системы, расширение участия иностранного капитала в банковском секторе и увеличение квоты иностранного капитала в уставном капитале российских банков, устанавливаемой Банком России.

Следует отметить, что при всей желательности варианта реформирования банков путем наращивания их собственных усилий, с учетом глубины системного банковского кризиса он недостаточно реалистичен. Если восстановление капитала банковской системы будет осуществляться только собственными усилиями банков (за счет зарабатываемой прибыли) это потребует, как минимум, пять лет, что вряд ли отвечает потребностям национальной экономики.

Действительные возможности развития банковской деятельности в сложившихся условиях во многом зависят от эффективной реструктуризации банковской системы. Серьезные изменения в роли и значимости не только отдельных крупных или мелких, но целых групп банков, происшедшие под воздействием финансового кризиса, ориентируют многие из них на поиск более рациональных форм взаимодействия с отечественной промышленностью, другими сферами деятельности национальной экономики. В связи с этим весьма полезным может оказаться изучение богатого опыта, накопленного в этой области в мировой практике, и возможностей его использования в российской экономике.

3. Эволюция термина «реструктуризация»

Термин «реструктуризация» в научной и деловой литературе стал широко употребляться после опубликования Постановления Правительства Российской Федерации № 254 от 05.03.97 «Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет». В практическом плане оно не имело существенных последствий, но в области экономической теории Постановление Правительства РФ превратило ранее редко употребляемый термин в одно из ключевых и актуальных экономических понятий, дало название целому направлению в сфере управленческого консультирования.

Реструктуризация организации как концепция и инструмент бизнеса стала формироваться в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Ее эволюция определяется историей развития экономики и эволюцией рыночных отношений.

Концепция реструктуризации, являясь частью общей науки об управлении организацией, разрабатывалась на стыке различных отраслей знаний — менеджмента, экономики организации, теории организации, социологии, юриспруденции и интегрировала результаты исследований других традиционных экономических дисциплин — финансового анализа, маркетинга, логистики, стратегического планирования, бухгалтерского учета.

В рамках научной концепции реструктуризации можно выделить такие разделы как реструктуризация управления, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация задолженности.

Основные этапы эволюции концепции реструктуризации организации и их характеристики:

В России становление концепции реструктуризации организации претерпело три этапа:

1. На первом, в середине 1990-х годов, реструктуризация предусматривала урегулирование задолженности организации с помощью различных финансовых инструментов.

2. В конце 1990-х годов начался второй этап развития концепции реструктуризации, который был связан с расширением применения законодательства о банкротстве организаций и в основном сводился к использованию традиционных мер антикризисного управления.

3. Несколько позднее, с начала 2000-х годов, в РФ начинается и в настоящее время продолжается третий этап: реструктуризация распространяется на успешно работающие организации и рассматривается в качестве необходимого и эффективного способа повышения их конкурентоспособности. При этом используется весь набор средств, применяемых в настоящее время в развитых странах.

Современную концепцию реструктуризации можно назвать интеграционной.

Основными предпосылками интеграционной реструктуризации являются:

  • усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции;
  • глобализация рынков и развитие новых информационных технологий;
  • распространение логистических подходов в экономике;
  • формирование кластеров;
  • формирование организаций нового типа (расширенная организация,
  • ресурсосберегающая организация, горизонтальная организация, гибкая организация).

Отличительными чертами современного этапа реструктуризации организаций являются:

  • разнообразие форм организационной структуры,
  • гибкая структура, ориентированная на немедленное реагирование на изменения во внешней среде,
  • развитие горизонтальных корпораций и сетевых организаций,
  • приоритет внешних связей и широкое использование логистических принципов организации бизнеса.

Если традиционный подход к реструктуризации организации исходит из анализа взаимодействия организации (ее внутренней среды) и ее внешней среды, тосовременный интеграционный подход рассматривает взаимодействие трех взаимосвязанных компонентов: внешняя среда, бизнес-окружение, внутренняя среда.

Отличия современной концепции от традиционных подходов к преобразованиям в организации:

Особенность интеграционной реструктуризации в России — это совмещение развития гибких горизонтальных структур со стремлением к усилению контроля над бизнес — структурой в целом. Необходимость усиления контроля объясняется несовершенством правовых форм регулирования хозяйственной деятельности и отсутствием реально признанных правил бизнес — поведения.

Анализ эволюции теории реструктуризации позволяет сделать вывод о начале ее качественного нового этапа — интеграционного, определить основные характеристики данного этапа и его отличия от традиционных механизмов реструктуризации организаций.

Заключение

реструктуризация кредитный платежеспособность банковский

Реструктуризация является эффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности организации. Концепция реструктуризации стала одной из основополагающих в мировой литературе по экономике крупных хозяйственных комплексов, что обусловлено высокой динамикой современного делового мира.

В экономически развитых странах в результате успешных структурных изменений стоимость кредитной организации (финансового института, компании и т.д.) в среднем увеличивается втрое. Более того, только информация о начале реструктуризации уже поднимает курс акций на 5 — 10 %.

В условиях российской экономики для кредитных организаций и финансовых институтов эффективная реструктуризация является необходимым условием сохранения их конкурентоспособности.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/restrukturizatsiya-prosrochennyih-kreditov/

1. Е.Г. Чапкина. Теоретические основы реструктуризации./ Чапина Е.Г. — М.: Изд. центр ЕАОИ. — 160с., 2007.

2. Антикризисное управление кредитными организациями/Тавасиев А.М., Мурычев А.В. — Юнити-Дана. — 543с., 2012.