Реструктуризация кредитов в Российской Федерации (2022-2025 гг.): Правовые механизмы, экономическая динамика и проблемы практического применения

Курсовая работа

На 1 апреля 2025 года общий объем проблемной задолженности россиян перед банками достиг критической отметки в 2,2 трлн рублей, продемонстрировав рост почти в полтора раза за год. Этот факт служит бесспорным подтверждением исключительной актуальности темы настоящего исследования. В условиях высокой ключевой ставки, сохраняющейся геополитической и экономической нестабильности 2022–2025 годов, финансовое бремя на индивидуальных и корпоративных заемщиков значительно возросло.

Кризис ликвидности и платежеспособности в экономике ставит перед банковской системой и регулятором (Банком России) острую задачу: найти баланс между необходимостью защиты интересов кредиторов и предоставлением заемщикам реальных механизмов финансовой реабилитации. Центральное место в этом процессе занимает институт реструктуризации кредитов.

Степень научной разработанности и определение цели

Несмотря на активное изучение антикризисных финансовых инструментов, научная литература часто сосредоточена либо на общих правовых аспектах банкротства, либо на макроэкономическом анализе без учета детализированных внутренних банковских методик. Настоящая работа призвана устранить этот пробел, предоставляя глубокий анализ. Нам необходимо понять, почему при наличии законодательно закрепленного права на реструктуризацию, процент одобрения заявок остается низким, что свидетельствует о системных барьерах.

Цель исследования заключается в проведении глубокого академического анализа правовых, экономических и практических особенностей реструктуризации индивидуальных и корпоративных кредитов в банковской системе Российской Федерации, с акцентом на современные регуляторные изменения 2024–2025 годов и оценку эффективности существующих механизмов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Разграничить и проанализировать юридическую и экономическую сущность реструктуризации, рефинансирования и банкротства.
  2. Исследовать актуальную нормативно-правовую базу, включая новеллы по бессрочным «кредитным каникулам».
  3. Проанализировать динамику проблемной задолженности и объем реструктурированных кредитов в 2022–2025 годах.
  4. Раскрыть внутренние банковские модели оценки рисков при реструктуризации корпоративных займов (на примере коэффициента Долг/EBITDA).
  5. Выявить ключевые проблемы правоприменительной практики и предложить пути совершенствования механизма реструктуризации.

Объект, предмет и методологическая база

  • Объект исследования: Система кредитных отношений в Российской Федерации в части регулирования просроченной задолженности.
  • Предмет исследования: Правовые, экономические и организационные механизмы реструктуризации кредитных обязательств физических и юридических лиц.
  • Методологическая база включает диалектический, системный и сравнительно-правовой анализ. Особое внимание уделено методам статистического анализа (для изучения динамики ЦБ РФ) и факторного анализа (для оценки внутренних банковских моделей) с опорой на Федеральные Законы (ФЗ № 353-ФЗ, ФЗ № 127-ФЗ), Положения Банка России (Положение № 590-П) и актуальные информационные письма ЦБ РФ.

Глава 1.
5 стр., 2217 слов

Методология Разработки Финансового Раздела Бизнес-плана для Привлечения ...

... 20%) в течение последних 2 лет. Обслуживание Долга: Отсутствие просроченной задолженности по обслуживанию кредитов сроком свыше 30 дней в течение последних 180 календарных дней. ... показатели (финансовые коэффициенты). Ключевые Финансовые Коэффициенты и Российские Нормативные Значения (КЛЮЧЕВОЙ АНАЛИЗ) Для объективной оценки банки рассчитывают показатели на основе данных бухгалтерской отчетности ( ...

Теоретико-правовые основы реструктуризации кредитной задолженности

Экономическая и юридическая сущность ключевых антикризисных механизмов

Управление просроченной задолженностью требует четкого понимания различий между тремя фундаментальными инструментами финансовой реабилитации: реструктуризацией, рефинансированием и банкротством. Хотя все они направлены на разрешение долгового кризиса, их юридическая природа, экономические последствия и цели кардинально различаются.

Механизм Экономическая Сущность Юридическое Определение Основная Цель
Реструктуризация Внутренняя оптимизация долговой нагрузки. Не меняется кредитор. Изменение существенных условий действующего договора (срок, ставка, график платежей) по соглашению сторон. Предотвращение дефолта и сохранение кредитного договора в силе.
Рефинансирование Внешнее замещение долга. Привлечение нового займа для погашения старого. Заключение нового кредитного договора (часто с новым кредитором) для погашения обязательств по старому. Снижение процентной ставки и/или консолидация нескольких долгов.
Банкротство (ФЛ) Признание неплатежеспособности. Признанная судом (или МФЦ) неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов, ведущая к освобождению от долгов (ФЗ № 127-ФЗ). Финансовая амнистия и полная ликвидация долгового бремени.

Для корпоративного сектора особое значение имеет такой инструмент, как капитализация долга. С экономической точки зрения, это процесс трансформации пассива (задолженности) в капитал. Юридически это оформляется как конвертация требований кредитора (основного долга или начисленных процентов) в долю в уставном капитале должника (акции).

Этот механизм позволяет кредитору, обычно крупному банку, стать совладельцем или мажоритарным собственником предприятия, что дает ему контроль над управлением и возможность прямого влияния на финансовое оздоровление. Капитализация долга является радикальной формой реструктуризации, направленной на улучшение структуры баланса компании (снижение коэффициента Долг/Капитал) и ее долгосрочное спасение.

Актуальная нормативно-правовая база регулирования реструктуризации

Правовая основа реструктуризации в РФ базируется на двух ключевых федеральных законах и регуляторных актах Банка России.

1. Регулирование потребительских кредитов (ФЗ № 353-ФЗ)

Основным актом является Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Последовательные изменения, внесенные в 2024 году, кардинально изменили ландшафт защиты прав потребителей.

С 1 января 2024 года Федеральный закон № 348-ФЗ сделал право граждан на получение «кредитных каникул» (льготного периода) постоянным, закрепив его в статьях 6.1-1 (ипотека) и 6.1-2 (потребительские займы) ФЗ № 353-ФЗ. Это не временная мера, а постоянный правовой инструмент.

Для получения каникул необходимо соблюдение двух ключевых условий:

  1. Попадание в трудную жизненную ситуацию (ТЖС), чаще всего – снижение среднемесячного дохода за последние два месяца более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом за предыдущий год.
  2. Сумма кредита (займа) не превышает лимиты, установленные Правительством РФ:
    • 15 млн рублей — для ипотечных кредитов, обеспеченных залогом недвижимости.
    • 1,6 млн рублей — для автокредитов.
    • 450 тыс. рублей — для прочих потребительских кредитов.
    • 150 тыс. рублей — для кредитных карт (лимит кредитования).

Это нововведение стало мощным инструментом поддержки, поскольку предоставляет заемщику гарантированное право на отсрочку, независимо от желания или внутренней политики банка, при условии соблюдения установленных критериев. И что из этого следует? Это означает, что гражданин, столкнувшийся с резким падением дохода, теперь может требовать льготный период, и банк обязан его предоставить, что существенно снижает риски внезапного дефолта по социально значимым видам кредитования, таким как ипотека.

2. Регулирование банкротства и корпоративного долга (ФЗ № 127-ФЗ и акты ЦБ РФ)

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует процедуру реструктуризации долгов гражданина (Глава Х).

В рамках судебного процесса это является реабилитационным сценарием, который применяется, если гражданин имеет стабильный официальный доход, позволяющий погасить долг по утвержденному судом плану в течение 3–5 лет.

Для корпоративных кредитов (ЮЛ и ИП) реструктуризация в основном регулируется внутренними программами банков, но с жестким контролем со стороны Банка России. Информационные письма ЦБ РФ, такие как Письмо от 23.05.2025 № ИН-08-23/85, имеют критическое значение. Они рекомендуют банкам рассматривать заявления заемщиков, испытывающих трудности, и, что важнее, временно смягчают требования к формированию резервов по реструктурированным ссудам, если заемщик соответствует определенным критериям финансового оздоровления. Это стимулирует банки идти на уступки, поскольку снижает регуляторную нагрузку на капитал.

Сравнительный анализ реструктуризации, рефинансирования и банкротства для заемщика

Выбор оптимального инструмента зависит от глубины финансового кризиса заемщика, его текущего дохода и стратегических целей.

Критерий Сравнения Реструктуризация Рефинансирование Банкротство ФЛ
Ключевая Цель Снижение ежемесячной нагрузки, избежание дефолта. Улучшение условий (ставки) или консолидация долгов. Полное освобождение от обязательств.
Кредитный Рейтинг Ухудшается, факт реструктуризации отражается в КИ. Улучшается при закрытии старых кредитов. Серьезно ухудшается (в течение 7 лет).
Инициатор Заемщик (при ТЖС) или Банк (при просрочке). Заемщик. Заемщик или кредитор.
Юридические Последствия Сохранение первоначального договора с изменениями. Погашение старого обязательства, возникновение нового. Списание долгов, возможное изъятие имущества.
Доступность Высокая, особенно через механизм «кредитных каникул». Средняя (зависит от кредитной истории и уровня дохода). Средняя (высокая стоимость процедуры, юридические сложности).
Обязательность Обязательно для банка при соответствии заемщика критериям ТЖС (для каникул). Необязательно для нового банка. Обязательно при признании неплатежеспособности.

Вывод по главе 1: Реструктуризация является наиболее гибким, но при этом самым консервативным методом борьбы с просрочкой, позволяющим банку сохранить актив, а заемщику — избежать банкротства. Принятие ФЗ № 348-ФЗ с 2024 года, устанавливающего постоянные и четкие лимиты для кредитных каникул, превратило этот механизм из добровольной уступки банка в гарантированное право гражданина, хотя и с жестко регламентированными условиями.

Глава 2. Экономическая динамика и внутренние банковские критерии оценки рисков при реструктуризации

Динамика просроченной задолженности и объем реструктурированных кредитов в РФ (2022–2025 гг.)

Период 2022–2025 годов ознаменовался резким ростом спроса на механизмы финансовой реабилитации, что стало прямым следствием ужесточения денежно-кредитной политики и инфляционного давления. Насколько сильно изменился спрос граждан на финансовую реабилитацию в кризисные годы?

Кризисная динамика розничного сегмента

По данным Банка России, в I квартале 2025 года наблюдалась беспрецедентная активность в сегменте реструктуризации. Объем реструктурированных кредитов граждан достиг 265 млрд рублей, что стало максимальным значением с начала 2022 года и более чем в два раза превысило показатель предыдущего года. Общее количество реструктурированных ссуд составило 357 тысяч.

Этот рост отражает две ключевые тенденции:

  1. Ухудшение качества портфеля: Доля просроченных розничных кредитов (задержка 90+ дней) увеличилась с 7,7% в апреле 2024 года до 10,5% на 1 апреля 2025 года. Общий объем проблемной задолженности достиг 2,2 трлн рублей.
  2. Запоздалая реакция: Увеличение среднего размера реструктурируемой ссуды (с 500 тыс. до 740 тыс. рублей) свидетельствует о том, что заемщики обращаются за помощью не на начальных стадиях, а уже имея значительные финансовые проблемы, что усложняет процесс их реабилитации.
Показатель Апрель 2024 г. I квартал 2025 г. Изменение (рост)
Объем реструктурированных кредитов ФЛ ~115 млрд руб. 265 млрд руб. 2,3 раза
Количество реструктурированных кредитов ФЛ 357 тыс.
Доля просроченных розничных кредитов (90+ дней) 7,7% 10,5% +2,8 п.п.
Общий объем проблемной задолженности 1,5 трлн руб. 2,2 трлн руб. 46,7%

Критический анализ одобрения заявок

Несмотря на рост спроса, банки ужесточают подходы к одобрению реструктуризации. Доля одобренных банками заявок на реструктуризацию кредитов физических лиц (включая кредитные каникулы) снизилась с 41,1% в конце 2023 года до 28,3% в I квартале 2025 года.

Это снижение является критическим индикатором. Оно показывает, что либо значительная часть заемщиков не соответствует строгим критериям «трудной жизненной ситуации», либо, что более вероятно, банки, опасаясь роста кредитных потерь, предпочитают не реструктурировать долг, а переводить его в статус проблемного, готовясь к судебному взысканию или банкротству клиента.

Динамика корпоративного сектора

Реструктуризация корпоративных кредитов также была значительной, но носила более точечный характер, направленный на поддержку субъектов МСП. За первое полугодие 2024 года банки провели 71,7 тыс. реструктуризаций кредитов субъектов МСП на сумму 859,2 млрд рублей. Общая просроченная задолженность юридических лиц и ИП на 01.09.2025 достигла 2,828 трлн рублей, что подчеркивает необходимость гибких регуляторных мер.

Внутренние банковские модели оценки финансового состояния заемщика

Решение о реструктуризации является для банка не только правовым, но и сложным экономическим выбором, определяемым внутренней моделью оценки рисков.

Методика оценки корпоративных кредитов (Regulator-driven approach)

Для корпоративных заемщиков (ЮЛ и ИП) банки используют критерии, напрямую связанные с получением регуляторных послаблений от ЦБ РФ. Главная цель — минимизировать досоздание резервов на возможные потери по ссудам, регулируемое Положением ЦБ РФ № 590-П.

В Информационном письме ЦБ РФ от 23.05.2025 № ИН-08-23/85 установлены критерии, при которых банк может получить льготы по формированию резервов по реструктурированным ссудам. Ключевым требованием является подтверждение реальной способности заемщика к восстановлению платежеспособности.

Ключевой финансовый показатель, используемый для оценки способности компании обслуживать долг, является модифицированный коэффициент Долг / (EBIT + Амортизация).

Формула и критерий оценки:

Чистый Долг / (EBIT + Амортизация) ≤ 7 единиц

Где:

  • Чистый Долг (Net Debt) — заемные средства за вычетом денежных средств и их эквивалентов.
  • EBIT (Earnings Before Interest and Taxes) — прибыль до вычета процентов и налогов.
  • EBIT + Амортизация является российским аналогом общепринятого международного показателя EBITDA (Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации).

Этот коэффициент показывает, сколько лет потребуется компании для полного погашения чистого долга за счет операционной прибыли. Регуляторный критерий ≤ 7 единиц является достаточно либеральным (комфортный уровень для большинства отраслей составляет 3–4), но для проблемного заемщика его достижение в рамках реалистичного бизнес-плана является обязательным условием для получения банком регуляторных льгот. Банк обязан регулярно проверять соответствие фактических результатов заемщика этому критерию. Если финансовое состояние ухудшается, банк должен досоздать резерв, что напрямую влияет на его капитал. Какой важный нюанс здесь упускается? То, что регуляторные льготы, хоть и стимулируют банки к реструктуризации, но при этом они жестко привязаны к реальной экономической жизнеспособности компании, что не позволяет банкам «рисовать» благополучную картину для безнадежных должников.

Подход к физическим лицам (Individual-driven approach)

В отличие от корпоративных кредитов, где действуют строгие финансовые мультипликаторы, внутренняя методика банков для физлиц в рамках собственных программ реструктуризации более гибка и индивидуальна. Критерии включают:

  1. Подтверждение ухудшения финансового положения (например, увольнение, болезнь, снижение дохода, но не обязательно 30%, как для кредитных каникул).
  2. Наличие достаточного остаточного дохода после вычета минимальных прожиточных расходов, чтобы обслуживать кредит на новых условиях (DTI, Debt-to-Income).
  3. Оценка качества залога (для ипотеки и автокредитов).

Этот подход позволяет банку, не попадая под строгие регуляторные требования «кредитных каникул», предложить уникальные условия (например, снижение ставки за счет отказа от страховки или изменение валюты долга), но при этом он менее доступен, что подтверждается низким процентом одобрения.

Глава 3. Проблемы правоприменительной практики и перспективы совершенствования механизма реструктуризации

Проблемы низкой доступности и эффективности реструктуризационных процедур

Несмотря на законодательное закрепление права на реструктуризацию и увеличение объемов помощи, на практике механизм реабилитации должников сталкивается с системными проблемами.

1. Низкая доступность «Кредитных каникул»

Снижение доли одобренных заявок на реструктуризацию (до 28,3% в начале 2025 года) прямо указывает на то, что строгие критерии ТЖС (снижение дохода на 30%, фиксированные лимиты) отсекают значительную часть нуждающихся заемщиков. Многие граждане, испытывающие финансовые трудности, не могут документально подтвердить резкое падение дохода, поскольку их проблемы носят хронический характер (например, работа по «серой» схеме, инфляция, рост иждивенческой нагрузки).

Это создает парадоксальную ситуацию: механизм существует, но его доступность для массового заемщика остается низкой.

2. Неэффективность реабилитационного сценария в банкротстве

Наиболее острой проблемой в сфере банкротства физических лиц является почти полное отсутствие реабилитационного сценария — процедуры реструктуризации долгов гражданина в рамках судебного процесса (Глава Х ФЗ № 127-ФЗ).

По аналитическим данным, процедуру реструктуризации долгов проходят менее 1% физических лиц, подавших заявление о банкротстве. Это колоссальный провал реабилитационной функции закона.

Причины низкой эффективности:

  • Жесткие критерии платежеспособности: ФЗ № 127-ФЗ требует подтверждения источника дохода, позволяющего погасить задолженность в течение не более 5 лет. Если должник потерял работу или имеет минимальный доход, суд сразу переходит к процедуре реализации имущества.
  • Нежелание кредиторов: Кредиторы, особенно при крупных долгах, предпочитают скорейшую реализацию имущества, а не продолжительный план реструктуризации, который не гарантирует полного возврата средств.
  • Отказ судов: Суды часто не утверждают планы реструктуризации, если они предусматривают погашение долга за счет будущей продажи имущества или если план выглядит нереалистичным.

Таким образом, ФЗ № 127-ФЗ де-факто функционирует как закон о ликвидации имущества (реализации), а не как закон о финансовом оздоровлении.

3. Проблема «Потребительского экстремизма»

В правоприменительной практике активно проявляется «потребительский экстремизм», связанный с деятельностью недобросовестных юридических компаний («антиколлекторов»).

Эти структуры агрессивно рекламируют услуги по «списанию долгов», используя правовую неопределенность и процессуальные злоупотребления (например, подача множества необоснованных исков) для получения юридической прибыли.

Такие действия не только дискредитируют законные механизмы защиты прав заемщиков, но и увеличивают операционные и правовые риски для банков, что, в свою очередь, ведет к ужесточению банками условий предоставления как кредитов, так и реструктуризации.

Перспективы совершенствования законодательства и развития новых финансовых инструментов

Совершенствование механизмов реструктуризации в РФ требует как корректировки действующих норм, так и внедрения альтернативных подходов.

1. Расширение критериев для «Кредитных каникул»

В Государственной Думе рассматриваются инициативы, направленные на повышение доступности постоянных кредитных каникул. Предлагается:

  • Повышение лимитов: Пересмотр текущих лимитов (например, 450 тыс. руб. для потребкредитов) с учетом инфляции и среднего чека.
  • Расширение критериев ТЖС: Включение в понятие «трудной жизненной ситуации» не только резкого падения дохода, но и учета роста расходов, изменения состава семьи, ухудшения здоровья.

Расширение критериев позволит сместить акцент банков с жесткого формального соответствия на реальную оценку способности клиента к восстановлению платежеспособности в будущем.

2. Развитие внесудебных механизмов и реабилитационных процедур

Для повышения эффективности ФЗ № 127-ФЗ необходимо развитие внесудебных механизмов реструктуризации долгов граждан. Это может быть реализовано через механизм МФЦ, но с более широкими полномочиями по утверждению планов реструктуризации.

Кроме того, требуется введение возможности принудительного утверждения плана реструктуризации судом, даже при возражении кредиторов, если план признан реалистичным финансовым управляющим. Это повысит долю реабилитационных дел и снизит долю дел, завершающихся реализацией имущества.

3. Стимулирование новых финансовых инструментов

Следует активно развивать законодательную базу для партнерского финансирования, выходя за рамки пилотных регионов (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Чеченская Республика и Республика Дагестан), поскольку этот механизм предлагает альтернативу традиционному кредитованию, основанную на минимизации долгового бремени и совместных инвестициях, что может снизить уровень проблемной задолженности в долгосрочной перспективе. С 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года проходит эксперимент в четырех пилотных регионах, направленный на проверку концепции партнерского финансирования (на основе исламских финансовых принципов), основанного на разделе прибыли и рисков, а не на ссудном проценте.

Заключение

Синтез основных результатов исследования

Проведенный анализ подтверждает, что институт реструктуризации кредитов в Российской Федерации в период 2022–2025 годов претерпел значительные изменения, превратившись из дискреционного решения банка в законодательно закрепленное право граждан. Однако динамика рынка свидетельствует о сохраняющемся напряжении.

  1. Правовая база усовершенствована, но недостаточна: Введение бессрочных «кредитных каникул» с четкими лимитами (15 млн руб. для ипотеки, 450 тыс. руб. для потребкредитов) стало значительным шагом вперед, обеспечив минимальный уровень социальной защиты.
  2. Экономическая динамика носит кризисный характер: На фоне роста просроченной задолженности до 2,2 трлн рублей к 2025 году, объем реструктуризаций достиг рекордных 265 млрд рублей (I кв. 2025 г.).

    Это указывает на высокий уровень финансового стресса, но при этом доля одобренных заявок на реструктуризацию критически снизилась (до 28,3%), что ограничивает доступность помощи.

  3. Банковские методики становятся строже: Внутренние модели оценки рисков, особенно для корпоративного сектора, жестко привязаны к регуляторным льготам ЦБ РФ и фокусируются на ключевом показателе Долг / (EBIT + Амортизация) ≤ 7, что требует от проблемных компаний предоставления максимально реалистичных бизнес-планов.
  4. Проблемы практики доминируют: Главная системная проблема заключается в фактической неработоспособности реабилитационного сценария в судебном банкротстве (менее 1% дел проходят через реструктуризацию долгов), а также в негативном влиянии потребительского экстремизма на готовность банков к компромиссам.

Формулирование авторских выводов и рекомендаций

Для повышения эффективности и доступности механизмов финансового оздоровления в РФ необходим комплексный подход, затрагивающий как законодательство, так и правоприменительную практику:

Рекомендация 1: Повышение доступности кредитных каникул.

Необходимо законодательно расширить критерии «трудной жизненной ситуации», включив в них кумулятивный учет финансового бремени (рост расходов, увеличение иждивенческой нагрузки), а также пересмотреть лимиты кредитов в сторону повышения с учетом инфляции и региональных особенностей рынка.

Рекомендация 2: Усиление реабилитационной функции в банкротстве.

Для граждан следует разработать более гибкие внесудебные механизмы реструктуризации, возможно, через упрощенную процедуру в МФЦ, не требующую полного списания долгов. В судебной практике необходимо предоставить финансовым управляющим и судам право принудительного утверждения реалистичного плана реструктуризации, чтобы процедура банкротства стала механизмом финансового оздоровления, а не только ликвидации.

Рекомендация 3: Стимулирование новых финансовых инструментов.

Следует активно развивать законодательную базу для партнерского финансирования, выходя за рамки пилотных регионов, поскольку этот механизм предлагает альтернативу традиционному кредитованию, основанную на минимизации долгового бремени и совместных инвестициях, что может снизить уровень проблемной задолженности в долгосрочной перспективе.

В заключение следует отметить, что эффективная реструктуризация — это не просто отсрочка платежей, это инструмент поддержания финансовой стабильности, предотвращающий коллапс платежеспособности заемщиков и минимизирующий системные риски для всей банковской системы.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.02.2024) «О несостоятельности (банкротстве)» (последняя редакция).

    Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О потребительском кредите (займе)» (последняя редакция).

    Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

  3. Информационное письмо Банка России от 23 мая 2025 г. № ИН-08-23/85 «О реструктуризации задолженности заемщиков». Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
  4. ДИНАМИКА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОВ НАСЕЛЕНИЯ И БИЗНЕСА: Информационно-аналитический отчет. Москва: Банк России.
  5. Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора: текущий статус и новые задачи. Москва: Банк России.
  6. Чапкина Е.Г. Теоретические основы реструктуризации. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. 160 с.
  7. Антикризисное управление кредитными организациями / Тавасиев А.М., Мурычев А.В. М.: Юнити-Дана, 2012. 543 с.
  8. Кредитные каникулы — 2024: как законно получить отсрочку по кредиту // Ассоциация российских банков (АРБ).

    URL: arb.ru.

  9. Российские заемщики перестают справляться с долгами // banki.ru.
  10. Банк России: рост просроченной задолженности граждан вырос в 1,5 раза за год // rvzrus.ru.
  11. ЦБ отметил рост спроса на реструктуризацию кредитов // pravo.ru.
  12. Закон о банкротстве физических лиц в 2025 году (ФЗ-127 о несостоятельности) // fcbg.ru.
  13. Что лучше выбрать: рефинансирование или реструктуризацию // fpa.ru.
  14. Сравнение банкротства с альтернативами: реструктуризация долга, кредитные каникулы и рефинансирование // долг-эксперт.рф.
  15. Все о реструктуризации кредита физлиц: что выбрать реструктуризацию долга или банкротство // garant.ru.
  16. Реструктуризация долга на кредитном рынке: теория и Российская практика : научная статья // Cyberleninka.ru.
  17. Практические аспекты реструктуризации долгов гражданина: как их решает судебная практика // eg-online.ru.
  18. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ : научная статья // Cyberleninka.ru.
  19. Принудительная реструктуризация кредитов: каковы же подводные камни? // Ассоциация российских банков (АРБ).

    URL: arb.ru.

  20. В Госдуме призвали смягчить условия получения кредитных каникул // rambler.ua.