Актуальность реформы и предмет исследования
Введение кардинальных изменений в налоговое законодательство Российской Федерации с 1 января 2025 года, закрепленных Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ, ознаменовало новую эру для малого и среднего предпринимательства, использующего Упрощенную систему налогообложения (УСН).
Если ранее УСН позиционировалась как один из ключевых механизмов поддержки бизнеса за счет простоты учета и освобождения от ряда федеральных налогов, включая налог на добавленную стоимость (НДС), то реформа 2025 года интегрирует плательщиков УСН в систему НДС, сохраняя при этом расширенные лимиты для применения самого спецрежима.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью незамедлительной адаптации хозяйствующих субъектов к новым правилам, требующим пересмотра учетной политики, финансового планирования и стратегий ценообразования. Устаревшие академические и практические материалы, оперирующие лимитами до 2025 года и отсутствием НДС на УСН, теряют свою методологическую ценность, ведь для успешного ведения деятельности необходимо оперировать только актуальными данными.
Предметом исследования является порядок исчисления и уплаты единого налога УСН в сочетании с новым режимом НДС, а также методологический аппарат оценки совокупной налоговой нагрузки и критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (ВНП) ФНС в условиях налоговой реформы 2025 года. Цель работы — представить исчерпывающий, нормативно-правовой и количественно обоснованный анализ новой системы налогообложения, соответствующий требованиям актуального законодательства.
Нормативно-правовая база и актуальные условия применения УСН в РФ
Реформа УСН 2025 года не просто изменила количественные параметры, она перестроила саму логику применения специального налогового режима. Главная идея — обеспечить более плавный переход от УСН к Общей системе налогообложения (ОСН) для растущего бизнеса, сохранив при этом налоговую базу для федерального бюджета за счет включения в нее НДС. Этим достигается баланс между поддержкой малого бизнеса и фискальными интересами государства.
Бухгалтерский учет расчетов по обязательному пенсионному страхованию ...
... взносов для различных категорий плательщиков и режимов налогообложения. Описать актуальные формы и сроки представления отчетности ... году. Разработать практические рекомендации по оптимизации и контролю учета расчетов по ОПС на примере ООО "Авантаж Принт". Структура исследования ... меры социальной поддержки в "одном окне", а для бизнеса – унифицировать процессы уплаты страховых взносов и представления ...
Новые пределы доходов, численности и отмена повышенных ставок
В соответствии с новой редакцией Главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), значительно расширены пороговые значения, позволяющие налогоплательщикам применять и сохранять право на УСН.
Показатель | Значение до 01.01.2025 (без индексации) | Значение с 01.01.2025 (ФЗ № 176-ФЗ) | Норма НК РФ (Глава 26.2) |
---|---|---|---|
Предельный доход для сохранения УСН | 200 млн руб. | 450 млн руб. | п. 4 ст. 346.13 |
Предельный доход для перехода на УСН | 150 млн руб. | 337,5 млн руб. | п. 2 ст. 346.12 |
Предельная численность работников | 100 человек | 130 человек | п. 3 ст. 346.12 |
Важнейшим структурным изменением стала отмена повышенных ставок (8% для «Доходы» и 20% для «Доходы минус расходы»), которые ранее применялись при превышении старого базового лимита. С 2025 года независимо от суммы полученного дохода (в пределах 450 млн рублей) действуют только базовые ставки: 6% (объект «Доходы») или 15% (объект «Доходы минус расходы»).
Это устраняет налоговый барьер, который ранее резко увеличивал налоговое бремя для компаний, чьи доходы находились в диапазоне от 150 до 200 млн рублей.
Учет остаточной стоимости ОС: Исключение высокотехнологичного оборудования
Лимит остаточной стоимости основных средств (ОС) также был увеличен: с 150 млн рублей до 200 млн рублей. Этот лимит является критически важным для производственных и капиталоемких компаний, поскольку его превышение немедленно лишает права на УСН.
Однако в НК РФ было внесено существенное дополнение, направленное на стимулирование технологического развития. Согласно новому абзацу подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, при расчете лимита остаточной стоимости ОС не учитывается стоимость отечественного высокотехнологичного оборудования.
Детализация льготы: Перечень такого оборудования утвержден Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2023 № 1937-р. Это оборудование включает, например, специализированные станки с числовым программным управлением, системы лазерной обработки, а также некоторые виды роботизированных комплексов и беспилотные авиационные системы. Включение данного исключения позволяет компаниям инвестировать в модернизацию производства, не опасаясь внезапной утраты права на УСН.
Механизм утраты права на УСН с 2025 года
Порядок утраты права на применение УСН также был скорректирован. Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в новой редакции), если налогоплательщик превысит любой из установленных лимитов (доходы 450 млн руб., численность 130 чел., остаточная стоимость ОС 200 млн руб.), он считается утратившим право на применение УСН.
Ключевое отличие заключается в том, что утрата права происходит с начала того месяца, в котором произошло данное нарушение. Это требование подчеркивает необходимость постоянного мониторинга финансовых и кадровых показателей, поскольку переход на ОСН в середине года влечет за собой необходимость уплаты всех федеральных налогов (НДС, налог на прибыль/НДФЛ) за весь период с начала месяца нарушения.
Трансформация налогового статуса: Правила исчисления и уплаты НДС плательщиками УСН
Самое значимое изменение, радикально меняющее экономический ландшафт для плательщиков УСН, — это признание их налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 года (п. 1 ст. 143 НК РФ).
Условия автоматического освобождения от НДС (лимит 60 млн руб.)
Чтобы обеспечить комфортный переход для самого малого бизнеса, законодатель сохранил механизм освобождения от обязанностей плательщика НДС, закрепленный в ст. 145 НК РФ.
Условие освобождения: Налогоплательщик УСН автоматически освобождается от обязанностей плательщика НДС, если совокупный доход за предшествующий календарный год (то есть за 2024 год) не превысил 60 млн рублей.
Если налогоплательщик, пользующийся освобождением, в течение 2025 года превысит указанный лимит (60 млн руб.), он утрачивает право на освобождение и обязан начать уплачивать НДС с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло превышение.
Режим НДС | Лимит дохода для применения | Право на вычет НДС | Ставка НДС |
---|---|---|---|
Освобождение (ст. 145) | До 60 млн руб. в предшествующем году | Нет | 0% (не платит) |
Специальная пониженная ставка 1 | До 250 млн руб. в текущем году | Нет | 5% |
Специальная пониженная ставка 2 | От 250 млн до 450 млн руб. в текущем году | Нет | 7% |
Общий порядок НДС | Любой доход (до 450 млн руб.) | Да (по ст. 171 НК РФ) | 0%, 10%, 20% |
Специальные ставки НДС (5% и 7%): Особенности применения
Налогоплательщики УСН, чей доход превысил 60 млн рублей, но остается ниже 450 млн рублей, имеют право выбора: либо перейти на общий порядок НДС (20%/10%) с правом на вычеты, либо выбрать специальные (пониженные) ставки НДС, предусмотренные п. 8 ст. 164 НК РФ.
- Ставка 5%: Применяется до тех пор, пока доходы налогоплательщика с начала календарного года не превысят 250 млн рублей.
- Ставка 7%: Применяется, если доходы находятся в диапазоне от 250 млн до 450 млн рублей.
Критически важным условием применения пониженных ставок является запрет на принятие к вычету «входного» НДС. Это означает, что НДС, уплаченный поставщикам, включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).
Этот режим выгоден тем компаниям, у которых низкая доля закупок, облагаемых НДС (например, сфера услуг, IT-компании).
Выбор режима НДС: Анализ обязательства непрерывного применения
Выбор режима НДС (общий порядок или специальные ставки) не является краткосрочным решением. Законодатель установил жесткое требование, направленное на предотвращение частой смены режимов и манипуляций с налоговой базой:
Избранный способ уплаты НДС должен применяться непрерывно в течение не менее 12 последовательных кварталов (трех лет).
Начало отсчета этого трехлетнего периода начинается с первого налогового периода (квартала), за который представлена налоговая декларация с соответствующей ставкой (Информация ФНС России от 15.09.2025).
Это требование налагает на налогоплательщика УСН необходимость стратегического планирования на три года вперед, поскольку ошибочный выбор режима, неоптимальный для его структуры расходов, закрепит невыгодную налоговую позицию на длительный срок.
Специфика налогового учета: Коллизия кассового и начислительного методов
Введение НДС для плательщиков УСН создало уникальную методологическую проблему, связанную с необходимостью одновременного ведения двух систем налогового учета, основанных на разных принципах признания дохода и расхода.
Правила признания доходов и расходов для УСН в условиях НДС
Для исчисления единого налога УСН продолжает применяться кассовый метод (доходы/расходы признаются по дате фактического поступления/выплаты денежных средств).
Для исчисления НДС применяется начислительный метод (налоговая база возникает по дате отгрузки/оказания услуг или по дате получения аванса).
Это означает, что один и тот же хозяйственный факт (например, отгрузка товара) может создать налоговую обязанность по НДС в одном квартале и при этом не отразиться в базе УСН, пока не поступит оплата. Разве не стоит заранее продумать, как именно учетная политика будет фиксировать эти расхождения?
Учет НДС в базе УСН:
- Исключение НДС из дохода УСН: Суммы НДС, полученные от покупателей и подлежащие уплате в бюджет, исключаются из состава доходов, учитываемых при расчете единого налога УСН (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
- Учет «входного» НДС в расходах (УСН «Доходы минус расходы»):
- При общем порядке НДС (20%/10%): Налогоплательщик имеет право на вычет НДС. В расходы по УСН включается только сумма НДС, фактически уплаченная в бюджет (разница между исчисленным и принятым к вычету).
- При специальных ставках НДС (5%/7%): Налогоплательщик не имеет права на вычет. Весь «входной» НДС, предъявленный поставщиками, включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, ОС), и, соответственно, учитывается в составе расходов УСН (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Анализ переходных операций (2024/2025) и правовая позиция регуляторов
Наибольшая сложность возникает на стыке 2024 и 2025 годов, когда налоговый статус организации меняется. Рассмотрим два ключевых кейса.
1. Аванс в 2024 году, Отгрузка в 2025 году
- УСН: Доход признается в 2024 году, поскольку оплата поступила (кассовый метод).
- НДС: Налоговая база возникает в 2025 году на дату отгрузки (начислительный метод).
Налогоплательщик обязан исчислить НДС с полной стоимости отгруженных товаров в 2025 году, несмотря на то, что доход по УСН был учтен годом ранее.
2. Отгрузка в 2024 году, Оплата в 2025 году
Данный сценарий является критическим. В 2024 году организация не была плательщиком НДС, а отгрузка (факт реализации) произошла до изменения налогового статуса.
Правовая позиция: Министерство финансов РФ (например, Письмо от 11.04.2025 № 03-07-11/36455) подтвердило, что если отгрузка товаров (работ, услуг) состоялась в 2024 году, когда налогоплательщик УСН не являлся плательщиком НДС, то поступившая в 2025 году оплата за эту отгрузку не подлежит обложению НДС. Налоговая база по НДС не возникает, поскольку момент реализации произошел до приобретения статуса плательщика НДС.
Это разъяснение имеет огромное практическое значение, так как снимает риск двойного налогообложения и подтверждает, что НДС взимается только с новых оборотов, созданных после 1 января 2025 года.
Практический анализ: Оценка совокупной налоговой нагрузки и рисков ВНП
Для налогоплательщика УСН (особенно с учетом НДС) критически важно не только корректно исчислять налоги, но и управлять риском попасть в план выездных налоговых проверок (ВНП).
Главным инструментом ФНС для этого является анализ совокупной налоговой нагрузки.
Методика расчета налоговой нагрузки для УСН с учетом НДС (2025)
Налоговая нагрузка (НН) — это ключевой бенчмарк, используемый ФНС для сравнения деятельности компании со среднеотраслевыми показателями. Расчет НН основывается на методике, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Общая формула расчета НН:
НН = (Сумма всех уплаченных налогов / Выручка) × 100%
Сравнительный анализ изменения формулы НН:
Режим | Расчет НН до 2025 года (без НДС) | Расчет НН с 2025 года (с НДС) |
---|---|---|
УСН (Общий порядок НДС) | НН = (Единый налог УСН + Страховые взносы / Доход) × 100% |
НН = (Единый налог УСН + Страховые взносы + НДС к уплате (исчисл. - вычеты) / Доход) × 100% |
УСН (Спецставки НДС 5%/7%) | НН = (Единый налог УСН + Страховые взносы / Доход) × 100% |
НН = (Единый налог УСН + Страховые взносы + НДС к уплате (исчисл.) / Доход) × 100% |
Включение НДС в расчет НН для компаний с оборотом свыше 60 млн рублей неизбежно приводит к росту показателя налоговой нагрузки. Резкое падение НН без экономического обоснования (например, при попытке занизить базу УСН без соответствующего роста поступлений НДС) является прямым сигналом для налогового контроля.
Сравнительный анализ с официальными среднеотраслевыми показателями ФНС
Чтобы избежать включения в план ВНП, налогоплательщик должен поддерживать уровень НН не ниже среднеотраслевого.
Согласно Информации ФНС России от 07.05.2025 (сведения о среднеотраслевых показателях за 2024 год, используемых для планирования проверок), общероссийский уровень налоговой нагрузки по всем видам экономической деятельности составил 11,6%.
Отрасль (ОКВЭД) | Среднеотраслевая НН (2024 год) | Риск ВНП |
---|---|---|
Общероссийский уровень | 11,6% | НН ниже 11,6% |
Оптовая и розничная торговля | 4,4% | НН ниже 4,4% |
Обрабатывающие производства | 7,6% | НН ниже 7,6% |
Сельское хозяйство | 4,9% | НН ниже 4,9% |
Если расчетная налоговая нагрузка компании значительно ниже установленного бенчмарка для ее отрасли, риск назначения ВНП возрастает. Для плательщиков УСН, использующих общий порядок НДС (20%/10%), ключевым дополнительным риском является доля налоговых вычетов по НДС, превышающая 89%.
Критерии отбора налогоплательщиков для выездных проверок ФНС
ФНС использует 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков (Приказ № ММ-3-06/333@), которые служат для отбора объектов контроля. Для плательщиков УСН с 2025 года наиболее критичными стали следующие критерии:
- Низкая налоговая нагрузка: Показатель НН ниже среднеотраслевого уровня.
- Отражение убытков: Убытки, отражаемые в налоговой отчетности (КУДиР), в течение двух и более налоговых периодов.
- Высокая доля вычетов НДС (для общего порядка): Доля вычетов по НДС, равная или превышающая 89% от суммы начисленного налога за 12 месяцев.
- Низкая рентабельность: Уровень рентабельности по данным бухгалтерской отчетности ниже среднеотраслевого уровня.
- Выплата среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе.
- Миграция между налоговыми органами: Смена места учета компании непосредственно перед проверкой.
Грамотное управление налоговой нагрузкой, своевременное декларирование НДС и корректное применение вычетов (или отказ от них при спецставках) являются основными инструментами минимизации риска налогового контроля в новых условиях.
Заключение: Выводы и рекомендации по адаптации к налоговой реформе
Налоговая реформа 2025 года в Российской Федерации представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, она расширяет возможности роста для малого и среднего бизнеса за счет увеличения лимитов УСН (до 450 млн руб. дохода), с другой стороны, она кардинально усложняет налоговый учет за счет включения в систему НДС.
Ключевые выводы исследования:
- Либерализация лимитов УСН: Отмена повышенных ставок и увеличение порогов (450 млн руб. дохода, 200 млн руб. ОС) создает более благоприятные условия для масштабирования бизнеса без потери спецрежима. Дополнительным стимулом является исключение стоимости высокотехнологичного оборудования из лимита ОС.
- Интеграция НДС: Введение НДС для плательщиков УСН с сохранением низкого порога освобождения (60 млн руб.) требует от большинства растущих компаний немедленного перехода к налоговому учету по Главе 21 НК РФ.
- Коллизия методов учета: Необходимость одновременного применения кассового метода (для УСН) и начислительного метода (для НДС) является основным источником учетных ошибок, особенно в переходный период (отгрузка в 2024, оплата в 2025 — НДС не возникает).
- Повышение налоговой нагрузки: Включение НДС в формулу расчета НН неизбежно повышает общий показатель налогового бремени, что требует от компаний тщательного мониторинга своего уровня НН относительно среднеотраслевых показателей ФНС.
Рекомендации по адаптации:
- Стратегический выбор режима НДС: Компании с доходом выше 60 млн руб. должны провести финансовое моделирование на период не менее трех лет (12 кварталов) для выбора оптимального режима НДС.
- Рекомендация: Если доля «входного» НДС в расходах значительна (например, для торговли или производства), следует выбирать общий порядок НДС (20%/10%) с правом на вычет.
- Рекомендация: Если компания оказывает услуги или имеет минимальные закупки с НДС, более выгодными могут оказаться специальные ставки (5%/7%), несмотря на запрет вычетов.
- Двойной учет и переходный период: Необходимо настроить учетную систему для параллельного ведения кассового и начислительного методов. Особое внимание должно быть уделено правильному отражению переходных операций 2024/2025 гг., строго следуя разъяснениям Минфина и ФНС.
- Управление налоговым риском: Регулярно рассчитывать свою совокупную налоговую нагрузку и долю вычетов по НДС, сравнивая их с официальными среднеотраслевыми бенчмарками ФНС. Поддержание НН на безопасном уровне является ключевой мерой профилактики выездных налоговых проверок.
Налоговая реформа 2025 года ставит перед субъектами УСН задачу не просто следования закону, но и стратегического управления налоговой функцией, превращая ее из чисто учетной в неотъемлемую часть финансового планирования.
Список использованной литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146‑ФЗ (ред. от 29.12.2009).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117‑ФЗ (ред. от 27.12.2009).
- Федеральный закон от 15.12.2001 №167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009).
- Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 №154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».
- Приказ Минфина РФ от 22.06.2009 №58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».
- Приказ Минфина РФ от 27.02.2006 №30н «Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения».
- Абрамов В.А. Упрощенная система налогообложения. М.: Ось‑89, 2010. 288 с.
- Барышева С.Ю. Бухгалтеру на заметку. Выездные и камеральные налоговые проверки. М.: Феникс, 2008. 256 с.
- Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки. Книга для налогоплательщика и налоговика. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007. 416 с.
- Заработная плата при упрощенной системе налогообложения / Под ред. И.А. Толмачева. М.: ГроссМедиа, 2008. 232 с.
- Изменения по УСН с 2025 года // 1cbit.ru. URL: https://1cbit.ru/blog/izmeneniya-po-usn-s-2025-goda/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Инструкция по освобождению от НДС на УСН в 2025 году // glavbukh.ru. URL: https://www.glavbukh.ru/art/407233-osvobojdenie-ot-nds-na-usn-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
- Как оценить риск налоговой проверки: 12 критериев // asp-1c.ru. URL: https://www.asp-1c.ru/articles/kak-otsenit-risk-nalogovoy-proverki-12-kriteriev/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Как рассчитать НДС на УСН в 2025 году: готовые формулы и примеры // fintablo.ru. URL: https://fintablo.ru/blog/nds-na-usn-v-2025-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Колчин С.П. Налогообложение. М.: ИПБ-БИНФА, 2008. 144 с.
- Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2009 г.: в целях бухгалтерского финансового, управленческого и налогового учета. М.: Эксмо, 2009. 224 с.
- Михеева Т.А. Учет на предприятиях малого бизнеса. М.: КолосС, 2009. 160 с.
- Налоги и налогообложение / Под редакцией Д.Г. Черника. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2010. 368 с.
- Налоговая нагрузка для бизнеса: как рассчитать в 2025 году и законно снизить // eduson.academy. URL: https://eduson.academy/blog/kak-rasschitat-nalogovuyu-nagruzku (дата обращения: 09.10.2025).
- Налоговая реформа 2025 — все ловушки НДС и УСН // 1c.ru. URL: https://1c.ru/news/observer/index.jsp?id=255 (дата обращения: 09.10.2025).
- НДС на УСН в 2025 году: новое в налогах для бизнеса // moysklad.ru. URL: https://www.moysklad.ru/poleznoe/nalogi/nds-usn-2025 (дата обращения: 09.10.2025).
- НДС на УСН в 2025 года // kontur.ru. URL: https://kontur.ru/elba/articles/4073 (дата обращения: 09.10.2025).
- НДС при «упрощенке» с 2025 // garant.ru. URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/garant/1723547/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Новые лимиты и ставки для УСН с 2025 года: читаем поправки в Налоговый кодекс // buhonline.ru. URL: https://buhonline.ru/pub/news/2024/7/212628_novye-limity-i-stavki-dlya-usn-s-2025-goda-chitaem-popravki-v-nalogovyj-kodeks (дата обращения: 09.10.2025).
- Пархачева М.А. Выездные налоговые проверки. Правила самообороны. М.: Эксмо, 2009. 400 с.
- Пархачева М.А. Упрощенная система налогообложения 2009. М.: Эксмо, 2009. 720 с.
- Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-Издат, 2008. 992 с.
- Полонский Ю.Д. Упрощенная система налогообложения. 2009. 9-е изд., перераб. М.: Ось‑89, 2009. 256 с.
- Попова Л.В., Маслова И.А., Дрожжина И.А. Методология и методика исчисления налогов. М.: Дело и сервис, 2008. 240 с.
- Пятаков В.А. Налоги и налогообложение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2008. 192 с.
- С 1 января увеличивают лимиты при УСН и отменяют повышенные ставки по спецрежиму // consultant.ru. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_469440/ (дата обращения: 09.10.2025).
- С 2025 года упрощенцы признаются налогоплательщиками НДС // ФНС России. URL: https://nalog.gov.ru/rn77/news/tax_policy/14101918/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. 8-е изд., исправл. М.: Академия, 2010. 224 с.
- Сумина О.Л. ЕСН. Экономия – не повод для проверки. М.: Бератор-Паблишинг, 2007. 208 с.
- Уплата и учет НДС при УСН с 2025 г. // consultant.ru. URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_469440/ (дата обращения: 09.10.2025).
- УСН с НДС в 2025 году: учитывайте разные подходы к налоговой базе по налогам // nalog-nalog.ru. URL: https://nalog-nalog.ru/nds/usn_s_nds_v_2025_godu_uchityvajte_raznye_podhody_k_nalogovoj_baze_po_nalogam/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Феоктистов И. Новый порядок проведения налоговых проверок. М.: Библиотека журнала «Главбух», 2007. 112 с.
- Феоктистов И.А., Филина Ф.Н. Упрощенная система налогообложения. М.: ГроссМедиа, 2008. 624 с.
- ФНС составила методичку по НДС для УСН с 2025 года // buhexpert8.ru. URL: https://buhexpert8.ru/programmy-1s/buhtiya/nds-na-usn-2025-v-1s-buhgalteriya-8-red-3-0.html (дата обращения: 09.10.2025).
- Для малого и среднего бизнеса с 2025 года расширяются пороги применения УСН // ФНС России. URL: https://nalog.gov.ru/rn92/news/tax_policy/14872322/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Закон о налоговой реформе: что изменится в УСН, налоге на прибыль, НДФЛ и других налогах с 2025 года // buh.ru. URL: https://buh.ru/articles/89043/ (дата обращения: 09.10.2025).