Правовые основы функционирования государственного кредита и управления государственным долгом в Российской Федерации: актуальные вызовы и законодательная динамика (2024–2025 гг.)

Курсовая работа

По состоянию на 2025 год, прогнозируемый объем государственного долга Российской Федерации достигнет 35,4 трлн рублей, что составляет около 16,5% ВВП. Эта цифра является не просто статистическим показателем, но и отражением сложной, динамично развивающейся системы государственного кредита, которая требует пристального юридического и финансово-экономического анализа. В условиях растущего долгового бремени и стремления к повышению долговой устойчивости субъектов Федерации, правовое регулирование отношений по государственному кредиту приобретает критическое значение.

Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного анализа правовой базы, регулирующей государственный кредит, особенно в свете последних масштабных законодательных изменений. Ключевым примером является принятие Федерального закона от 13 июля 2024 года № 177-ФЗ, который инициировал беспрецедентную программу списания задолженности регионов по бюджетным кредитам свыше 1 трлн рублей, налагая при этом строгое правовое обязательство по реинвестированию высвобожденных средств в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Это демонстрирует, что государственный кредит используется не только как источник финансирования дефицита, но и как мощный инструмент государственного регулирования и стимулирования приоритетных отраслей экономики. И что из этого следует? Современный государственный кредит перестал быть просто технической операцией по привлечению средств; он стал инструментом активной фискальной политики, напрямую влияющим на структурные преобразования в регионах.

Предметом исследования выступают финансово-правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования, управления и погашения государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также правовые аспекты исполнения государством функций кредитора и гаранта.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного (муниципального) кредита.

Цель работы — разработать всеобъемлющий анализ правовых основ функционирования государственного кредита, управления государственным долгом и роли государства как заемщика, кредитора и гаранта в Российской Федерации, с учетом актуальной законодательной динамики 2024–2025 годов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить место государственного кредита в системе финансового права и раскрыть его правовые принципы.
  2. Классифицировать долговые обязательства государства и проанализировать их правовой режим.
  3. Исследовать правовые механизмы реализации функций государства как кредитора (бюджетные кредиты) и гаранта (государственные гарантии).
  4. Проанализировать последние законодательные изменения, включая реформу по списанию регионального долга, и оценить их правовые последствия.
  5. Рассмотреть правовые основы субфедерального кредита и механизмы защиты прав кредиторов.

Структура работы отражает последовательность решения поставленных задач и включает разделы, посвященные теоретико-правовой сущности кредита, анализу правовых форм долговых обязательств, функциям государства как кредитора и гаранта, актуальной законодательной динамике и механизмам ответственности.

6 стр., 2771 слов

Внутренний государственный долг Российской Федерации (2023-2025): ...

... работы состоит в проведении исчерпывающего анализа структуры внутреннего государственного долга Российской Федерации в период 2023-2025 гг., выявлении современных проблем ... основе анализа долговой политики. Государственный долг представляет собой долговые обязательства Российской Федерации, возникающие в результате государственных заимствований, предоставления государственных гарантий и иных ...

Теоретико-правовая сущность и принципы государственного кредита

Понятие государственного кредита и государственного долга в системе финансового права РФ

Государственный кредит представляет собой уникальный финансово-правовой институт, который, несмотря на использование гражданско-правовых форм (договоры, ценные бумаги), по своей сути и целевому назначению принадлежит сфере публичного права.

Государственный кредит как самостоятельный институт финансового права — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по привлечению государством (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) временно свободных денежных средств на условиях возвратности, срочности, возмездности и целевой направленности. В отличие от банковского кредитования, где преобладают частноправовые интересы, в государственном кредите отношения всегда опосредованы публичным интересом и регулируются нормами Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Какой важный нюанс здесь упускается? Именно публично-правовая природа наделяет государство исключительными полномочиями по одностороннему определению условий заимствований и гарантированию их исполнения, что критически отличает этот институт от обычных коммерческих сделок.

Ключевой категорией в этом институте является государственный долг. Согласно Статье 97 БК РФ, Государственный долг Российской Федерации — это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права, возникшие в результате государственных заимствований и предоставления государственных гарантий.

Принадлежность государственного кредита к финансовому праву определяется тем, что:

  1. Одной из сторон отношений всегда выступает публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, МО).
  2. Цель заимствования — финансирование дефицита бюджета и управление государственными финансами, что является публично-правовой функцией.
  3. Правовое регулирование эмиссии, обращения и погашения долговых обязательств осуществляется строго в рамках бюджетного законодательства (глава 14 БК РФ).

Правовые принципы государственного кредита

Правовые принципы государственного кредита обеспечивают его устойчивость, прозрачность и легитимность. Эти принципы закреплены как в Конституции РФ, так и в Бюджетном кодексе РФ.

  1. Принцип добровольности. Это основополагающий конституционный принцип, закрепленный в части 4 статьи 75 Конституции РФ, которая гласит, что система государственного кредита Российской Федерации строится на основе добровольности. Это означает, что граждане и юридические лица самостоятельно принимают решение о покупке государственных ценных бумаг или предоставлении кредита государству.
  2. Принципы возмездности, срочности и возвратности. Долговые обязательства государства носят срочный характер (определен срок погашения), являются возмездными (предусматривается уплата процентов или купонного дохода) и возвратными (государство обязуется вернуть основную сумму долга).
  3. Принцип целевой направленности. Все государственные заимствования, как правило, должны быть направлены на финансирование дефицита бюджета или на погашение ранее возникших обязательств, в соответствии с утвержденными программами заимствований.
  4. Принцип полной и безусловной обеспеченности казной. Это наиболее жесткое и важное правовое требование, обеспечивающее защиту прав кредиторов. Согласно Статье 102 БК РФ, долговые обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в их собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

    Иными словами, публично-правовое образование гарантирует исполнение своих обязательств всей своей имущественной массой, создавая наивысший уровень надежности для инвесторов.

Правовые формы долговых обязательств и механизм реализации функций государства как заемщика, кредитора и гаранта

Правовые формы долговых обязательств РФ

Государство реализует свою функцию заемщика, привлекая средства через различные правовые формы, четко классифицированные в бюджетном законодательстве. Статья 98 БК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов долговых обязательств РФ, которые формируют структуру государственного долга:

  1. Государственные ценные бумаги (ГЦБ), выпускаемые от имени Российской Федерации (государственные займы).
  2. Кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
  3. Бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из бюджетов других уровней.
  4. Государственные гарантии Российской Федерации.
  5. Иные долговые обязательства, отнесенные на государственный долг в соответствии с БК РФ.

Наиболее распространенной формой внутреннего долга являются Государственные ценные бумаги (ГЦБ), известные как Облигации федерального займа (ОФЗ).

Правовой режим ГЦБ регулируется не только БК РФ, но и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Необходимо обратить внимание на то, как государство, используя различные типы ОФЗ, управляет рыночными рисками. Разве не удивительно, что в одном инструменте — ОФЗ — заложены механизмы как защиты от инфляции, так и адаптации к меняющейся ключевой ставке?

Таблица 1. Ключевые разновидности ОФЗ и их правовой режим
Вид ОФЗ Правовая характеристика Особенности правового режима (риски/защита)
ОФЗ-ПД (Постоянный доход) Фиксированный купонный доход, неизменный до погашения. Обеспечивает предсказуемость расходов бюджета. Гарантирует инвестору стабильный доход.
ОФЗ-ПК (Переменный купон) Купонный доход привязан к ставке RUONIA (средневзвешенная ставка по кредитам овернайт). Защищает бюджет от роста процентных ставок на рынке, но увеличивает риск для инвестора при снижении ставок.
ОФЗ-ИН (Индексируемый номинал) Номинальная стоимость облигации индексируется на накопленный индекс потребительских цен (инфляцию). Является правовым механизмом защиты инвесторов от инфляционных рисков. Купон выплачивается от индексированного номинала.
ОФЗ-АД (Амортизация долга) Номинал долга погашается частями (амортизируется) в течение срока обращения. Позволяет государству равномерно распределять долговую нагрузку по времени, снижая риски единовременного погашения крупной суммы.

Долговые обязательства подразделяются на внутренний долг (в валюте РФ) и внешний долг (в иностранной валюте), что является ключевым критерием для оценки долговой устойчивости и подверженности валютным рискам.

Государство как кредитор: правовое регулирование бюджетных кредитов

В рамках своей финансовой деятельности государство не только привлекает средства, но и выступает в роли кредитора. Эта функция реализуется через предоставление бюджетных кредитов, регулируемых Статьей 93.2 и 93.3 БК РФ.

Бюджетный кредит — это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету, юридическому лицу или иностранному государству на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях возвратности, срочности и возмездности.

Ключевые правовые ограничения и условия:

  1. Требование отсутствия задолженности: Бюджетный кредит (за некоторыми исключениями) может быть предоставлен только заемщикам, не имеющим просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием.
  2. Целевое назначение и ставки (субъекты РФ): Для субъектов РФ установлены различные режимы кредитования в зависимости от цели:
    • Льготное пополнение остатка: Федеральное казначейство предоставляет субъектам РФ бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета под крайне низкую ставку в размере 0,1% годовых. Это правовой инструмент оперативного управления ликвидностью региональных бюджетов.
    • Инфраструктурные проекты: Актуальные условия предоставления бюджетных кредитов на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов (на 2025–2027 годы) предусматривают объем до 250 млрд руб. ежегодно с платой за пользование в размере 3% годовых. При нарушении условий использования или сроков возврата, плата может быть увеличена до 6% годовых.

Кроме того, Статья 122 БК РФ регулирует предоставление внешних долговых требований РФ иностранным государствам в формах государственного финансового кредита (предоставление денежных средств) и государственного экспортного кредита (оплата товаров/работ/услуг, поставляемых из РФ).

Государство как гарант: правовой режим государственных гарантий

Государственная гарантия является одним из видов долговых обязательств, позволяющих государству использовать свой высокий кредитный рейтинг для поддержки стратегически важных проектов или предприятий.

Государственная гарантия РФ определяется Статьей 115 БК РФ как обязательство, по которому Российская Федерация (гарант) обязуется отвечать перед кредитором (бенефициаром) за исполнение обязательства третьим лицом (принципалом) полностью или частично.

Правовая природа гарантии: В соответствии со Статьей 116 БК РФ и положениями Гражданского кодекса РФ, государственная гарантия фактически является независимой гарантией. Это означает, что обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от действительности основного обязательства (долга принципала), и его отзыв или изменение невозможны без согласия бенефициара.

Решения о предоставлении государственных гарантий принимаются Правительством РФ или Министерством финансов РФ в размере и в случаях, установленных законом о федеральном бюджете. Это подчеркивает, что предоставление гарантий является строго регламентированной бюджетной процедурой, а не гражданско-правовой сделкой, требующей индивидуального решения органа власти в рамках своих бюджетных полномочий.

Актуальные законодательные изменения и управление государственным (субфедеральным) долгом

Реформа по списанию регионального долга: правовые последствия (ФЗ № 177-ФЗ от 2024 г.)

Управление государственным долгом РФ, согласно Статье 101 БК РФ, осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Это управление включает не только привлечение заимствований, но и принятие мер по обеспечению долговой устойчивости всех уровней бюджетной системы.

Ключевым законодательным актом, направленным на снижение долговой нагрузки регионов, стал Федеральный закон от 13 июля 2024 года № 177-ФЗ и последующие нормативные акты Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 01.02.2025 № 79).

Правовой механизм списания долга:
Реформа предусматривает списание двух третей (2/3) задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам, сложившейся на 1 марта 2024 года (за исключением инфраструктурных кредитов).

Общий объем списания превышает 1 трлн руб. Оставшаяся одна треть задолженности переносится на срок погашения с 2030 по 2039 годы.

Ключевое правовое условие (обязанность реинвестирования):
Правовым последствием списания долга является не просто облегчение бюджетного бремени, а возникновение встречного обязательства у субъектов РФ. Высвобождаемые средства регионы обязаны направить на инвестиции и инфраструктурные проекты, при этом законодательно закреплено требование, что не менее 50% этих средств должно быть направлено на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Данная норма демонстрирует, как финансовое право используется для стимулирования конкретных секторов экономики и выполнения государственных задач, делая списание долга инструментом для решения социальных и инфраструктурных проблем.

Правовые основы и ограничения субфедерального и муниципального кредита

Государственный кредит не ограничивается федеральным уровнем. Субъекты РФ и муниципальные образования также обладают правом привлекать заемные средства (субфедеральный и муниципальный кредит), но их долговые полномочия строго ограничены БК РФ.

Предельные объемы долга (Статья 107 БК РФ):

БК РФ устанавливает жесткие правовые лимиты, которые призваны обеспечить долговую устойчивость субфедеральных бюджетов:

  • Субъекты РФ: Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный законом о бюджете общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений. Для субъектов, в отношении которых применяются меры бюджетного принуждения (например, нецелевое использование средств), этот лимит снижается до 50% от доходов.
  • Муниципальные образования (МО): Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный решением о местном бюджете общий годовой объем доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Механизм взыскания непогашенных бюджетных кредитов:

Для защиты федерального бюджета как кредитора, законодательством предусмотрен механизм принудительного взыскания. Статья 93.3 БК РФ устанавливает, что в случае непогашения предоставленных бюджетных кредитов в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Этот механизм гарантирует федеральному центру возврат средств, минимизируя риски недобросовестного управления долгом на местах. Тем не менее, насколько эффективна эта мера в условиях острой нехватки ликвидности в некоторых регионах, и не ведет ли она к усугублению их финансового положения?

Правовая ответственность и механизмы защиты прав кредиторов

Ответственность по долговым обязательствам и прекращение долга

Правовая ответственность государства как заемщика регулируется как публично-правовыми (БК РФ), так и частноправовыми (ГК РФ) нормами.

Гарантия исполнения обязательств (Ст. 102 БК РФ):
Как отмечалось ранее, ключевой гарантией является полная и безусловная обеспеченность долговых обязательств имуществом, составляющим казну соответствующего публично-правового образования. Важно подчеркнуть принцип самостоятельности ответственности: Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Прекращение долговых обязательств по давности (Ст. 98.1 БК РФ):
В законодательстве существует специальный правовой механизм прекращения обязательств по государственному долгу, выраженному в валюте РФ. Если долговое обязательство РФ, выраженное в валюте РФ (например, облигация), не предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, оно считается прекращенным, а соответствующая сумма списывается с государственного долга. Это правило является исключением из общих норм гражданского законодательства о сроках исковой давности и направлено на очистку баланса госдолга от "забытых" ценных бумаг.

Ответственность в виде процентов (Ст. 395 ГК РФ):
В случае, если государство (как должник) не исполняет денежное обязательство (просрочка погашения долга или выплаты купона), наступают общие гражданско-правовые последствия. Государство несет ответственность в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, размер которых определяется ключевой ставкой Банка России, если иной размер не установлен законом или договором (Статья 395 ГК РФ).

Правоприменительная практика по государственным гарантиям

Защита прав кредиторов, особенно при предоставлении государственных гарантий, обеспечивается не только нормами БК РФ, но и развитой правоприменительной практикой Верховного Суда РФ.

Поскольку государственная гарантия имеет природу независимой гарантии, ключевые правовые позиции, касающиеся ее исполнения, изложены в Обзоре судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019 года.

Основные правовые позиции, применимые к государственным гарантиям:

  1. Независимость обязательства: Суд подтверждает независимость обязательства гаранта от основного обязательства принципала. Требование бенефициара об исполнении государственной гарантии может быть предъявлено гаранту (РФ) даже в случае банкротства принципала или оспаривания действительности основного долга, что обеспечивает высокий уровень защиты прав кредиторов.
  2. Формальные требования: Исполнение государственной гарантии зависит от соблюдения бенефициаром формальных требований, установленных самой гарантией (например, срок и способ предъявления требования).

    Несоблюдение этих требований может стать законным основанием для отказа гаранта в выплате, что подчеркивает необходимость строгого следования процедуре, установленной Статьей 116 БК РФ и условиями самой гарантии.

  3. Неотзывность: Государственная гарантия по своей природе является безотзывной, и ее условия могут быть изменены только с согласия бенефициара, что дополнительно укрепляет правовой статус кредитора.

Таким образом, правоприменительная практика четко устанавливает высокие стандарты ответственности государства как гаранта, стимулируя дисциплину исполнения финансовых обязательств.

Заключение

Государственный кредит в Российской Федерации представляет собой один из наиболее динамичных и значимых институтов финансового права. Его правовая сущность определяется публичными интересами, а регулирование — императивными нормами Бюджетного кодекса РФ, обеспечивающими принципы добровольности (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ) и, что критически важно, полной и безусловной обеспеченности долговых обязательств казной (Ст. 102 БК РФ).

Исследование подтвердило, что цели работы достигнуты:

  1. Правовая сущность и инструменты: Была установлена принадлежность государственного кредита к финансовому праву, а также проанализирована правовая специфика его основных инструментов, включая детальный разбор режимов различных ОФЗ (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ИН), которые служат как для привлечения средств, так и для управления рисками.
  2. Функции государства: Детально раскрыты функции государства как кредитора и гаранта. Особое внимание уделено дифференциации условий предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ (0,1% vs 3% годовых), что отражает использование кредитных механизмов для достижения конкретных целей бюджетной политики (поддержка ликвидности и инфраструктурное развитие).

    Государственная гарантия рассмотрена как форма независимой гарантии (Ст. 115, 116 БК РФ), что обеспечивает высокую степень защиты прав бенефициаров.

  3. Актуальность законодательства: Проведен глубокий анализ последних законодательных изменений, в частности, Федерального закона № 177-ФЗ от 2024 года. Это законодательное решение о списании двух третей задолженности регионов (более 1 трлн руб.) является ключевым элементом современного управления государственным долгом, направленным на повышение долговой устойчивости субфедеральных бюджетов. При этом критически важен правовой аспект: списание долга обусловлено встречным обязательством регионов по инвестированию не менее 50% высвобождаемых средств в модернизацию ЖКХ.

В заключение следует отметить, что управление государственным долгом РФ, осуществляемое Правительством и Минфином, демонстрирует переход от пассивного обслуживания обязательств к активному стратегическому планированию, где государственный кредит становится мощным инструментом фискальной политики, регулирующим как макроэкономические риски (преобладание внутреннего долга), так и стимулирующим развитие жизненно важных секторов, таких как жилищно-коммунальное хозяйство. Дальнейшее развитие правовой базы государственного кредита будет неразрывно связано с необходимостью поддержания баланса между потребностью в финансировании дефицита и обеспечением долговой устойчивости всех уровней бюджетной системы.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
  2. БК РФ Статья 93.2. Бюджетные кредиты. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/f6222b07d6c63b46850c9509f6e69fd7f6984e03/ (дата обращения: 08.10.2025).
  3. БК РФ Статья 93.3. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/097e07a3449339e3b83921312386121481d636b1/ (дата обращения: 08.10.2025).
  4. БК РФ Статья 97. Государственный долг Российской Федерации. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/9e96e67839dd2a59a72dfc4e951fa6a4221147a4/ (дата обращения: 08.10.2025).
  5. БК РФ Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/53a8be701540960570b5514f76264585c4900a06/ (дата обращения: 08.10.2025).
  6. БК РФ Статья 99. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. URL: https://zakonrf.info/bk/statya-99/ (дата обращения: 08.10.2025).
  7. БК РФ Статья 116. Предоставление и исполнение государственных гарантий Российской Федерации. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/2c89698d57835150826477d9f7833077e6df538a/ (дата обращения: 08.10.2025).
  8. БК РФ Статья 122. Внешние долговые требования Российской Федерации. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/335606e7465609420b9e830e206ab622413e2d63/ (дата обращения: 08.10.2025).
  9. БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/07f4a7c0932014b29c9261a8f62f8350567e7104/ (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Государственный долг Российской Федерации в 2019 — 2023 гг. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435406/ (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Глоссарий — Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/glossary/ (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Госдолг России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Госдолг_России (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Дефицит бюджета в 2025 году составит 2,6% ВВП вместо ранее запланированных 1,7%. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/defitsit-biudzheta-v-2025-godu-sostavit-2-6-vvp-vmesto-ranee-zaplanirovannykh-1-7 (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Изменения в правовом регулировании государственного долга Российской Федерации // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-pravovom-regulirovanii-gosudarstvennogo-dolga-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).
  15. МЕЖБЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В МЕХАНИЗМЕ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhbyudzhetnyy-kredit-kak-pravovaya-forma-pereraspredeleniya-finansovyh-resursov-v-mehanizme-byudzhetnogo-regulirovaniya (дата обращения: 08.10.2025).
  16. Минфин России :: Объём и структура государственного внутреннего долга Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/ (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019).

    Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326659/ (дата обращения: 08.10.2025).

  18. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института // ГрГУ им. Янки Купалы. URL: https://grsu.by/files/10411-20190527142646.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  19. Современные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации // НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2012/05/29/1255866761/2012_WP6_01.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  20. Таблицы ежемесячных значений объема государственного внутреннего долга Российской Федерации — Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/volume/ (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Что такое государственный долг? URL: https://www.mos.ru/city/projects/finliteracy/articles/chto-takoe-gosudarstvennyy-dolg/ (дата обращения: 08.10.2025).