Понятие и виды социальных пенсий в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ и актуальные проблемы регулирования

Курсовая работа

Введение: Правовая актуальность и цели исследования

На 1 января 2025 года численность получателей социальных пенсий в Российской Федерации составила 3,47 миллиона человек, что отражает рост на 52,9 тысячи человек за предыдущий год и подчеркивает критическую роль этого института в системе государственной социальной поддержки. Социальная пенсия, будучи краеугольным камнем государственного пенсионного обеспечения (ГПО), выступает в качестве минимальной гарантии средств к существованию для тех категорий граждан, которые по объективным причинам (отсутствие необходимого стажа, инвалидность, потеря кормильца) не смогли сформировать право на страховую пенсию.

Актуальность настоящего исследования обусловлена не только значительным числом получателей, но и перманентным процессом реформирования пенсионной системы РФ. Повышение пенсионного возраста, ежегодная индексация, а также продолжающееся совершенствование нормативно-правовой базы требуют глубокого и своевременного юридического анализа, поскольку в условиях постоянных законодательных изменений четкое определение правового статуса, видов и условий назначения социальных пенсий является неотъемлемой задачей для обеспечения законных прав нетрудоспособных граждан.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с назначением, перерасчетом и выплатой социальных пенсий в Российской Федерации.

Предмет исследования — нормы права, регулирующие понятие и виды социальных пенсий, содержащиеся в Федеральном законе № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконные акты, правовая доктрина и судебная практика.

Цель работы — разработка всеобъемлющего, актуального и академически строгого анализа института социальных пенсий, выявление и систематизация его видов, условий назначения, а также критическая оценка проблем правового регулирования.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. Дать легальное определение социальной пенсии и определить ее место в системе ГПО.
  2. Проанализировать исчерпывающую классификацию социальных пенсий и детально рассмотреть условия их назначения.
  3. Провести анализ соотношения социальной и страховой пенсий, включая условия одновременного получения.
  4. Представить актуальные размеры и механизм индексации социальных пенсий в 2025 году, включая механизм социальной доплаты.
  5. Осуществить доктринальный анализ системных проблем и предложить пути совершенствования законодательства.

Структура работы включает Введение, три главы, Заключение и Список использованных источников, что соответствует академическим стандартам и обеспечивает комплексное раскрытие темы.

6 стр., 2637 слов

Теоретико-правовой анализ системы пенсионного обеспечения за ...

... профессий, гарантируя двойную социальную защиту, что является мощным инструментом привлечения и удержания кадров. Сравнительный анализ условий назначения и порядка исчисления пенсии для ключевых категорий ... № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», относится к категории пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Это принципиально отличает ее от страховой ...

Глава 1. Теоретико-правовые основы и место социальной пенсии в системе государственного обеспечения

Понятие и юридические признаки социальной пенсии

Правовой фундамент для института социальных пенсий заложен в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этот закон не только определяет сам институт, но и устанавливает строгие критерии для его применения.

Согласно статье 5 ФЗ № 166-ФЗ, социальная пенсия является одним из пяти видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (наряду с пенсией за выслугу лет, пенсией по старости, пенсией по инвалидности и пенсией по случаю потери кормильца, назначаемыми по ГПО).

Важно начать с легального определения, заложенного в статье 2 ФЗ № 166-ФЗ:

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (ГПО) — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 166-ФЗ, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации утраченного заработка (дохода), утраты средств к существованию или в целях предоставления им средств к существованию.

Социальная пенсия, как вид ГПО, обладает рядом уникальных юридических признаков, отличающих ее от страховых пенсий:

  • Отсутствие требования страхового (трудового) стажа. Социальная пенсия назначается независимо от того, работал ли гражданин и отчислял ли он взносы в Социальный фонд России (СФР).

    Это ее главный признак и целевое назначение — поддержка тех, кто не имеет или не смог набрать минимального стажа для страховой пенсии.

  • Фиксированный размер. Размеры социальных пенсий определяются в твердых денежных суммах (базовых величинах), установленных статьей 18 ФЗ № 166-ФЗ, и подлежат ежегодной индексации. Они не зависят от уровня заработной платы или суммы накопленных пенсионных баллов, что делает их прозрачными, но менее гибкими.
  • Условие постоянного проживания на территории РФ. Согласно ФЗ № 166-ФЗ, основным условием для назначения социальной пенсии гражданам РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства является их постоянное проживание на территории Российской Федерации. Это подчеркивает ее функцию как инструмента внутренней социальной поддержки.
  • Целевое назначение. Социальная пенсия призвана предоставить нетрудоспособным гражданам средства к существованию, гарантируя им минимальный, законодательно установленный доход.

Таким образом, роль социальной пенсии в системе ГПО заключается в выполнении компенсаторной и, что более важно, обеспечительной функции, предоставляя минимальную материальную поддержку тем, кто находится вне системы обязательного пенсионного страхования.

7 стр., 3176 слов

Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан по инвалидности ...

... доступности. Это выразилось во введении проактивного (беззаявительного) порядка назначения пенсии по инвалидности. Согласно действующему законодательству, страховая или социальная пенсия по инвалидности назначается СФР автоматически (проактивно) на основании сведений, полученных ...

Соотношение социальной и страховой пенсий в правовом поле РФ

Правовое поле Российской Федерации четко разделяет социальные пенсии (ГПО) и страховые пенсии (ФЗ № 400-ФЗ).

Это разделение основано на принципах их формирования: страховые пенсии базируются на страховом стаже и пенсионных баллах, а социальные — на факте наступления нетрудоспособности и/или бедности.

Общее правило выбора одной пенсии

В соответствии со Статьей 3 ФЗ № 166-ФЗ, гражданам, которые одновременно имеют право на различные виды пенсий (например, на страховую пенсию по инвалидности и социальную пенсию по инвалидности), устанавливается только одна пенсия по их выбору.

Например, ребенок-инвалид имеет право на социальную пенсию по инвалидности. Если этот ребенок имеет хотя бы один день страхового стажа (например, работал летом), он получает право на страховую пенсию по инвалидности. В этом случае ему придется выбрать одну из них, и, как правило, выбирается тот вид, размер которого выше, при этом Социальный фонд России (СФР) назначает социальную пенсию, когда размер страховой пенсии оказывается меньше размера социальной.

Исключения: Право на одновременное получение двух пенсий

Действующее законодательство предусматривает четко регламентированный перечень исключений, когда гражданин может получать две пенсии: одну по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальную) и одну страховую. Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ № 166-ФЗ, право на одновременное получение двух пенсий, как правило, предоставляется социально уязвимым категориям, пострадавшим от военных действий, катастроф или имеющим особые заслуги перед государством.

| Категория граждан | Виды пенсий, получаемых одновременно |
| :— | :— |
| Граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы | Пенсия по инвалидности (ГПО) + Страховая пенсия по старости |
| Участники Великой Отечественной войны | Пенсия по инвалидности (ГПО) + Страховая пенсия по старости |
| Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» | Пенсия по инвалидности (ГПО) + Страховая пенсия по старости |
| Нетрудоспособные члены семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС | Социальная пенсия по случаю потери кормильца + Страховая пенсия по случаю потери кормильца |

Таким образом, социальная пенсия не является альтернативой, а скорее дополняющей гарантией для тех, кто находится вне страхового механизма, или же выступает в качестве второй пенсии для граждан, чей особый статус признан государством.

16 стр., 7568 слов

Страховая пенсия по старости в Российской Федерации: комплексный ...

... страховых пенсий (по старости, инвалидности, потере кормильца), а также государственных пенсий и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ). Администрирование страховых взносов: Сбор и учет страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное ...

Глава 2. Классификация и исчерпывающие условия назначения социальных пенсий в РФ

Виды социальных пенсий и категории получателей (по ст. 11 ФЗ № 166-ФЗ)

Институт социальных пенсий в Российской Федерации строго классифицирован в зависимости от причины нетрудоспособности или социального статуса получателя. Статья 11 ФЗ № 166-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень из четырех основных видов социальных пенсий, которые назначаются в случае, если у граждан отсутствует право на страховую пенсию:

| Вид социальной пенсии | Категория получателей | Основание для назначения |
| :— | :— | :— |
| По старости | Нетрудоспособные граждане РФ, достигшие установленного возраста (без права на страховую пенсию).

| Достижение установленного законом возраста и отсутствие минимального стажа/баллов. |
| По инвалидности | Инвалиды I, II, III группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства. | Признание гражданина инвалидом в установленном порядке. |
| По случаю потери кормильца | Несовершеннолетние дети, а также обучающиеся до 23 лет. | Смерть одного или обоих родителей, при отсутствии у них страхового стажа. |
| Детям, оба родителя которых неизвестны | Дети, в отношении которых отсутствуют сведения об отце и матери. | Отсутствие данных о родителях (например, подкидыши).

|

Критически важным ограничением, установленным подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 ФЗ № 166-ФЗ, является запрет на выплату социальной пенсии по старости в период выполнения оплачиваемой работы. Это подчеркивает компенсаторную природу социальной пенсии, которая предназначена именно для предоставления средств к существованию нетрудоспособным, неработающим гражданам, и что из этого следует? А следует из этого то, что государство четко отделяет социальную поддержку от трудовых доходов, гарантируя минимум лишь тем, кто действительно не может обеспечить себя самостоятельно.

Особенности назначения социальной пенсии по старости в условиях переходного периода

Социальная пенсия по старости является наиболее обсуждаемым видом, поскольку непосредственно связана с пенсионной реформой 2018 года, которая привела к поэтапному повышению общеустановленного возраста выхода на пенсию. Для граждан, которые не приобрели права на страховую пенсию по старости (из-за недостаточного стажа или баллов), законодатель предусмотрел более поздний возраст для назначения социальной пенсии, с целью стимулирования трудовой активности.

Динамика повышения возраста (Переходный период):

Пенсионный возраст для социальной пенсии по старости повышается поэтапно, с отставанием на 5 лет от общеустановленного возраста для страховой пенсии. К 2028 году он достигнет 70 лет для мужчин и 65 лет для женщин.

В 2025 году действует переходный период, устанавливающий следующие возрастные цензы:

  • Мужчины: 68 лет
  • Женщины: 63 года

Это положение является прямым следствием законодательных изменений и должно быть строго учтено при анализе.

Льготы для малочисленных народов Севера

7 стр., 3039 слов

Страховая пенсия по старости в Российской Федерации: правовое ...

... работать. Отличия от иных видов пенсий: Признак сравнения Страховая пенсия по старости Социальная пенсия Государственная пенсия Правовая природа Компенсация утраченного заработка (страховой риск) Социальная помощь (гарантия минимального дохода) Компенсация ... более шести лет в общей сложности). Уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет. За каждый полный год такого ...

Законодатель сохранил специальное льготное условие для одной социально-этнической категории граждан, проживающих на Севере. Социальная пенсия по старости назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания этих народов, при достижении ими:

  • Мужчины: 55 лет
  • Женщины: 50 лет

Перечень таких народов, имеющих право на льготу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1049. Этот перечень включает 40 народов, что является важным примером дифференцированного подхода государства к социальному обеспечению.

Правовые условия назначения социальной пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца

Социальная пенсия по инвалидности

Социальная пенсия по инвалидности назначается независимо от наличия у гражданина трудового стажа и факта работы. Основным условием является признание гражданина инвалидом I, II или III группы, а также статусы «инвалид с детства» или «ребенок-инвалид».

  • Инвалиды I, II и III группы: Пенсия назначается на основании выписки из акта освидетельствования, выданной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).
  • Дети-инвалиды и инвалиды с детства: Эти категории имеют право на повышенный размер социальной пенсии, что отражает их особую уязвимость.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца

Данный вид пенсии обеспечивает материальную поддержку детям и нетрудоспособным иждивенцам, потерявшим источник средств к существованию в лице кормильца.

Ключевые условия назначения:

  1. Возраст: Дети до 18 лет.
  2. Обучение: Дети, а также братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам, — до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
  3. Отсутствие стажа у кормильца: Кормилец не имел страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии.
  4. Специальные категории: Сюда же относятся дети умершей одинокой матери, а также дети, оба родителя которых неизвестны.

Важным процессуальным моментом является беззаявительный порядок назначения социальной пенсии: она назначается автоматически (на основании сведений СФР) детям-инвалидам и детям, потерявшим кормильца, не достигшим 18 лет. Это упрощает процедуру получения социальных гарантий для наиболее уязвимой части населения, но почему тогда этот принцип не распространен на другие категории граждан, например, на лиц, достигших возраста социальной пенсии по старости?

Глава 3. Актуальные вопросы и проблемы правового регулирования института социальных пенсий

Размеры и механизм индексации социальных пенсий в 2025 году

Размер социальной пенсии в Российской Федерации является фиксированным и законодательно закреплен в Статье 18 ФЗ № 166-ФЗ. Для поддержания покупательной способности выплат, законодательство предусматривает ежегодную индексацию.

7 стр., 3394 слов

Страховая пенсия по старости в РФ: Актуальный порядок назначения, ...

... — размер страховой пенсии по старости. ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех накопленных баллов). СИПК — стоимость одного пенсионного коэффициента на дату назначения пенсии. ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии. Социальный ...

Механизм индексации

В отличие от страховых пенсий, которые индексируются с 1 января, социальные пенсии подлежат ежегодной индексации с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в Российской Федерации за прошедший год (Статья 25 ФЗ № 166-ФЗ).

С 1 апреля 2025 года Правительство Российской Федерации, основываясь на росте ПМП, установило коэффициент индексации в размере 1,1475 (т.е. на 14,75%) согласно Постановлению Правительства РФ от 7 марта 2025 г. № 287.

Актуальные размеры социальных пенсий с 1 апреля 2025 года

Базовая величина, от которой рассчитываются размеры всех социальных пенсий (до индексации, на 31.03.2025), составляла 7689,83 рубля. Применение коэффициента 1,1475 позволяет определить актуальные суммы выплат:

| Категория получателя | Базовый размер (до 01.04.2025) (руб.) | Коэффициент индексации (1,1475) | Размер с 01.04.2025 (руб.) |
| :— | :— | :— | :— |
| Стандартный размер (ПС по старости, Инвалидность II гр., ПС по потере кормильца на одного иждивенца) | 7689,83 | 1,1475 | 8824,08 |
| Пониженный размер (Инвалидность III гр.) | 6536,41 | 1,1475 | 7501,03 |
| Двойной размер (Дети-инвалиды, Инвалиды с детства I гр., Дети, потерявшие обоих родителей/неизвестные родители) | 18455,42 | 1,1475 | 21175,75 |

Расчет (Пример для стандартного размера):
7689,83 × 1,1475 = 8824,08 рубля

Механизм социальной доплаты

Несмотря на индексацию, размер социальной пенсии часто остается ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП), установленного в регионе проживания. Для обеспечения гарантированного минимального дохода применяется механизм социальной доплаты.

Выплата федеральной социальной доплаты (ФСД) до уровня ПМП регулируется Статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера (включая пенсию, ЕДВ и меры социальной поддержки) ниже ПМП, установленного в его регионе, он получает ФСД, которая доводит этот доход до уровня регионального ПМП. Важно отметить, что работающим пенсионерам социальная доплата не полагается, что еще раз подчеркивает целевое назначение социальной пенсии как поддержки нетрудоспособных и неработающих граждан.

Доктринальный анализ системных проблем российского пенсионного законодательства

Академическое сообщество, специализирующееся на праве социального обеспечения, регулярно указывает на системные недостатки и противоречия, существующие в российском пенсионном законодательстве. Эти проблемы напрямую влияют на эффективность и справедливость института социальных пенсий.

Юридическая доктрина (например, исследования Александр��вой А.В.) характеризует правовое регулирование пенсионной системы как сложное, противоречивое и подверженное перманентным, но бессистемным реформам.

6 стр., 2528 слов

Закон РСФСР 1990 года «О государственных пенсиях»: Критический ...

... по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет). Социальные пенсии: Устанавливались гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию (например, из-за отсутствия необходимого общего трудового стажа). Общий ...

Ключевые проблемы, выделяемые доктриной:

  1. Отсутствие Кодификации. Главной системной проблемой является отсутствие единого кодифицированного нормативного акта в области социального обеспечения. Это приводит к разрозненности норм в ФЗ № 166-ФЗ (ГПО) и ФЗ № 400-ФЗ (страховые пенсии), что создает трудности в правоприменении и приводит к неоднозначности подходов законодателя к ключевым категориям (например, «стаж», «пенсия»).
  2. Проблема бедности пенсионеров. Низкий уровень размера социальных пенсий, даже после индексации, часто не соответствует фактическим потребностям нетрудоспособных граждан. Профессор Соловьев А.К. и Орещенкова Ю.А. отмечают, что проблема бедности является следствием ограничений на формирование пенсионных прав в период трудовой деятельности, не позволяющих сформировать страховую пенсию выше минимального уровня, и вынуждающих граждан обращаться за социальной пенсией.
  3. Неоднозначность терминологии и правовые коллизии. Бессистемность реформ приводит к правовым коллизиям. Например, при определении права на социальную пенсию по старости для лиц, не имеющих стажа, фактическое отсутствие минимальной гарантии до достижения 68/63 лет (в 2025 году) ставит граждан в крайне уязвимое положение.

Правовые коллизии и пути совершенствования института социальных пенсий

Правовые коллизии в регулировании института социальных пенсий не только усложняют правоприменение, но и могут приводить к нарушению принципа формального равенства граждан.

Пример правовой коллизии: Дискриминация по форме собственности

В юридической доктрине активно обсуждается проблема дискриминационного применения норм о льготном (специальном) стаже. Хотя социальная пенсия напрямую не зависит от стажа, принцип льготного обеспечения в пенсионной системе в целом важен. Ряд авторов отмечает, что право на досрочное назначение страховой пенсии (например, для медицинских работников) может зависеть от формы собственности медицинской организации (государственная/муниципальная или частная), в которой протекала трудовая деятельность. Если гражданин не накопил необходимый стаж для досрочной пенсии из-за таких ограничений, его единственной гарантией в старости остается социальная пенсия, назначенная в 68/63 года. Такое положение нарушает принцип формального равенства, закрепленный в Конституции РФ. Какой важный нюанс здесь упускается? Нюанс в том, что пенсионное право, основанное на страховых принципах, должно быть максимально индифферентно к юридическому статусу работодателя, если только трудовые функции не меняются.

Пути совершенствования правового регулирования

Для устранения системных недостатков и повышения эффективности института социальных пенсий предлагаются следующие меры:

  1. Кодификация законодательства. Необходимо разработать и принять единый, кодифицированный акт (Пенсионный кодекс РФ или Кодекс социального обеспечения), который бы устранил дублирование и противоречия между ФЗ № 166-ФЗ и ФЗ № 400-ФЗ, обеспечив единообразие в применении ключевых правовых категорий.
  2. Устранение коллизий. Требуется провести ревизию подзаконных актов и ведомственных инструкций с целью устранения правовых коллизий, связанных с дискриминационными критериями (например, формой собственности) при расчете стажа.
  3. Повышение гарантированного минимума. В долгосрочной перспективе необходимо пересмотреть методику определения размера социальных пенсий с целью их большего приближения к фактическому прожиточному минимуму, не полагаясь исключительно на механизм социальной доплаты (ФСД).
  4. Расширение беззаявительного порядка. Расширение практики беззаявительного назначения пенсий на другие категории получателей (например, при достижении возраста социальной пенсии по старости, если в СФР уже есть полные данные об отсутствии страхового стажа) позволит снизить административную нагрузку на граждан.

Заключение

Институт социальной пенсии занимает особое, незаменимое место в системе государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации, выступая в роли минимальной государственной гарантии для нетрудоспособных граждан, которые по объективным причинам не смогли приобрести права на страховую пенсию.

8 стр., 3561 слов

Пенсия за выслугу лет в Российской Федерации (2025 г.): Глубокий ...

... 2025 год, правовых основ, условий и алгоритмов расчета пенсии за выслугу лет для двух ключевых категорий граждан: федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС) и военнослужащих, ... закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), официальной правоприменительной практики и разъяснений Социального Фонда России (СФР). Структура исследования последовательно раскрывает правовую природу, условия назначения ...

В ходе проведенного исследования были достигнуты все поставленные цели и задачи:

  1. Установлено, что социальная пенсия является ежемесячной государственной денежной выплатой, предусмотренной ФЗ № 166-ФЗ, ключевыми юридическими признаками которой являются независимость от трудового стажа и фиксированный размер, а также условие постоянного проживания на территории РФ.
  2. Выявлено, что в правовом поле действует принцип выбора одной пенсии, однако детально проанализирован исчерпывающий перечень исключений (ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ), позволяющий отдельным социально значимым категориям (например, инвалидам вследствие военной травмы) получать две пенсии одновременно.
  3. Систематизированы все четыре вида социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны).

    Особое внимание уделено специфике назначения социальной пенсии по старости в 2025 году с учетом переходного периода (68 лет для мужчин, 63 года для женщин), а также льготам для малочисленных народов Севера.

  4. Представлены актуальные финансовые данные: размеры социальных пенсий после индексации с 1 апреля 2025 года на коэффициент 1,1475. Подтверждено, что ключевым механизмом поддержания минимального дохода является Федеральная социальная доплата (ФСД), регулируемая ФЗ № 178-ФЗ, которая доводит доход неработающего пенсионера до уровня регионального прожиточного минимума.
  5. Проведен доктринальный анализ, подтвердивший, что, несмотря на актуальное регулирование, институт социальных пенсий страдает от системных проблем, включая бессистемность реформ, низкий уровень выплат и правовые коллизии (например, в применении норм о стаже в зависимости от формы собственности).

В качестве итогового предложения по совершенствованию законодательства необходимо выделить приоритетность кодификации нормативного материала в сфере социального обеспечения, поскольку устранение правовых коллизий и повышение степени формальной определенности юридических категорий является необходимым условием для повышения справедливости и эффективности государственной политики в отношении наиболее уязвимых, нетрудоспособных граждан.

6 стр., 2679 слов

Страховая пенсия по старости в Российской Федерации: правовая ...

... назначения и механизм расчета страховой пенсии Условия назначения страховой пенсии по старости (на 2025 год) Назначение страховой пенсии по старости в Российской Федерации жестко регламентируется статьями 8 и ... база представлена положениями Конституции РФ, Федеральными законами от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», а также подзаконными актами, в частности, ...

Список использованной литературы

  1. Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых накоплениях» и «О накопительной пенсии».
  4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2025 г. № 287 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2025 г. социальных пенсий» // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409600985/ (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17621 (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А. Проблемы регулирования формирования пенсионных прав в период трудовой занятости // Экономика труда. 2024. № 11.
  8. РОССИЙСКОЕ ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-pensionnoe-zakonodatelstvo-nekotorye-problemy-teorii-i-praktiki-1 (дата обращения: 08.10.2025).
  9. С 1 апреля 2025 года социальные пенсии проиндексируют на 14,75% // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/81414.html (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Статья 18. Размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35591/e15f8d6725350c3d9b43d555c826645517e47264/ (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Правительство проиндексировало социальные пенсии на 14,75% // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/news/54450/ (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Число пенсионеров в России выросло впервые за шесть лет // teleport2001.ru. 20.02.2025. URL: https://teleport2001.ru/news/2025-02-20/190840-chislo-pensionerov-v-rossii-vyroslo-vpervye-za-shest-let.html (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Условия назначения социальной пенсии // Сайт Социального фонда России. URL: https://sfr.gov.ru/branches/adygea/news/~2015/11/24/2959 (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Пенсии в России // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Пенсии_в_России (дата обращения: 08.10.2025).