Общая характеристика пенсионных правоотношений в Российской Федерации: Правовые основы, структурные изменения (СФР) и актуальные новеллы 2025 года

Курсовая работа

В начале 2025 года российское пенсионное законодательство вновь оказалось в центре общественного и политического внимания благодаря ключевой законодательной новелле: возобновлению ежегодной индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров. Этот факт, наряду с глобальной структурной реформой 2023 года — созданием Социального фонда России (СФР), — подчеркивает динамичность и высокую социальную значимость пенсионных правоотношений в Российской Федерации. Учитывая, что пенсионные отношения затрагивают более 41 миллиона граждан, любое изменение в их правовом регулировании требует глубокого академического осмысления, особенно в контексте сохранения финансовой устойчивости системы и повышения уровня социального обеспечения.

Введение: Актуальность, цели и задачи исследования

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью системного анализа пенсионных правоотношений в Российской Федерации после кардинальных структурных и законодательных преобразований, произошедших в период 2023–2025 годов. Создание СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ) принципиально изменило субъектный состав и административно-правовые механизмы взаимодействия. А восстановление индексации для работающих пенсионеров (с 1 января 2025 года) вновь актуализировало вопрос о балансе страховых принципов и государственной социальной политики, продемонстрировав приверженность государства восстановлению социальной справедливости.

Предметом исследования выступают общественные отношения, связанные с формированием, назначением, перерасчетом и выплатой пенсий, регулируемые нормами права социального обеспечения.

Объектом исследования являются нормы российского законодательства о пенсионном обеспечении (прежде всего, ФЗ № 400-ФЗ, ФЗ № 166-ФЗ, ФЗ № 236-ФЗ), а также правоприменительная практика и актуальные статистические данные, характеризующие функционирование системы.

6 стр., 2637 слов

Теоретико-правовой анализ системы пенсионного обеспечения за ...

... что государственное обеспечение за выслугу лет рассматривается как особая заслуга перед государством, а не как реализация базового права на социальное обеспечение. Это правомерно, поскольку система ... российском праве Пенсия за выслугу лет, согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», относится к категории пенсий по ...

Цель работы — дать исчерпывающую общую характеристику пенсионных правоотношений в Российской Федерации, проанализировать их правовые основы и структуру, выявить ключевые проблемы и оценить перспективы их развития с учетом новейших законодательных изменений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие, предмет и метод правового регулирования пенсионных правоотношений.
  2. Проанализировать правовой статус и функции Социального фонда России (СФР) как основного субъекта отношений.
  3. Классифицировать виды пенсий и определить юридические факты, необходимые для их назначения.
  4. Детализировать механизм расчета страховой пенсии, включая актуальные стоимостные показатели и новеллы 2025 года.
  5. Провести критический анализ финансовой устойчивости системы и сформулировать направления ее совершенствования.

Методологическая база исследования включает общенаучные методы (диалектический, системный анализ, синтез) и частноправовые методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический анализ).

Глава I. Теоретико-правовые основы пенсионных правоотношений в РФ

Понятие, признаки и юридические факты возникновения пенсионных правоотношений

Пенсионное правоотношение является одной из ключевых разновидностей правоотношений по социальному обеспечению. С теоретической точки зрения, пенсионное правоотношение представляет собой урегулированное нормами права социального обеспечения общественное отношение, возникающее между гражданином (застрахованным лицом, получателем пенсии) и уполномоченным государственным органом (в настоящее время – СФР) по поводу реализации конституционного права на материальное обеспечение в установленных законом случаях (достижение возраста, наступление нетрудоспособности, потеря кормильца).

К основным признакам пенсионных правоотношений относятся:

  1. Специфический субъектный состав: Всегда присутствует уполномоченный государственный орган (СФР) как обязанный субъект, действующий от имени государства.
  2. Целевое назначение: Обеспечение граждан средствами к существованию в случае наступления социальных рисков.
  3. Особый объект: Право на получение определенного вида пенсии (страховой, государственной, накопительной) в установленном размере.
  4. Юридические факты: Возникновение, изменение и прекращение пенсионных правоотношений привязано к сложному юридическому составу.

Юридические факты, необходимые для возникновения права на страховую пенсию, должны быть в наличии одновременно. К ним относятся:

  • Достижение установленного пенсионного возраста (с учетом переходного периода).
  • Наличие необходимого минимального страхового стажа.
  • Наличие минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
  • Наступление нетрудоспособности (для пенсии по инвалидности) или смерть кормильца.

Таким образом, пенсионное правоотношение является сложным, длящимся отношением, базирующимся на страховом принципе и реализуемым через властно-распорядительную деятельность государственного фонда, что гарантирует гражданину стабильность его материального обеспечения в будущем.

13 стр., 6358 слов

Правоотношения по пенсионному обеспечению в Российской Федерации: ...

... г. Братске и Братском районе Иркутской области. Особое внимание будет уделено правоотношениям по досрочному пенсионному обеспечению, что является одной из наиболее дискуссионных и сложно регулируемых областей. Ведь ... трудящихся, а не только для отдельных профессий или ведомств. Закон гарантировал государственные пенсии, единые основания их назначения, единый возраст и требования к трудовому стажу, а ...

Система нормативно-правового регулирования и принципы пенсионного обеспечения

Центральное место в системе нормативно-правового регулирования пенсионных правоотношений занимают федеральные законы, которые четко разделяют страховой и государственный принципы обеспечения.

Основными регуляторами являются:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» — регулирует самую массовую часть системы, основанную на обязательном пенсионном страховании.
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» — регулирует пенсии, которые финансируются непосредственно из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии государственным служащим, военнослужащим, участникам ВОВ и т.д.).

Законодатель четко определил цель и предмет регулирования ФЗ № 400-ФЗ в его части 2 статьи 1:

«защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, которая устанавливается и выплачивается с учетом социальной значимости трудовой и иной общественно полезной деятельности застрахованных лиц, а также в целях поддержания материальной обеспеченности граждан и субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение».

Законодательство о пенсионном обеспечении основывается на ряде конституционно значимых принципов:

  • Универсальность (обязательность) пенсионного страхования. Все трудоспособное население, осуществляющее трудовую деятельность, подлежит обязательному пенсионному страхованию.
  • Гарантированный характер прав застрахованных лиц. Государство гарантирует соблюдение пенсионных прав, включая фиксированную выплату и регулярную индексацию.
  • Субсидиарная ответственность государства. Государство несет дополнительную ответственность за финансовую устойчивость системы и, при необходимости, предоставляет трансферты из федерального бюджета.
  • Дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения в зависимости от вида и характера трудовой деятельности (например, досрочные пенсии).

Метод правового регулирования пенсионных правоотношений

Метод правового регулирования пенсионных правоотношений в Российской Федерации является преимущественно императивно-диспозитивным, что типично для отрасли права социального обеспечения. Этот метод представляет собой сложное сочетание властных предписаний и элементов свободы выбора.

  1. Императивный элемент (Властные предписания):
    • Установление государством обязательных условий и нормативов: фиксирование пенсионного возраста, минимального стажа, стоимости ИПК и размера фиксированной выплаты.
    • Обязательность участия в системе обязательного пенсионного страхования для работодателей (уплата взносов) и работников (формирование пенсионных прав).
    • Регламентация порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсий.
  2. Диспозитивный элемент (Элементы выбора гражданина):
    • Право выбора вида пенсии (при наличии нескольких оснований).
    • Право на добровольное вступление в дополнительные пенсионные программы (НПФ, ДПО).
    • Возможность отсрочки обращения за назначением пенсии (премиальный механизм), который позволяет гражданину, уже достигшему пенсионного возраста, продолжать работу и тем самым существенно увеличить размер своей будущей пенсии за счет повышающих коэффициентов.

Таким образом, государство жестко регулирует базовые условия возникновения права и размер обязательных платежей, но предоставляет гражданину определенную свободу действий для оптимизации и реализации этого права. Именно эта гибкость позволяет системе адаптироваться к индивидуальным жизненным стратегиям, поощряя осознанное планирование выхода на заслуженный отдых.

Глава II. Субъектный состав и объекты пенсионных правоотношений в условиях структурной реформы

Социальный фонд России (СФР) как основной субъект пенсионных правоотношений

Ключевым событием в реформировании субъектного состава пенсионных правоотношений стало создание Социального фонда России (Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), образованного с 1 января 2023 года путем слияния Пенсионного фонда РФ (ПФР) и Фонда социального страхования РФ (ФСС).

Этот консолидированный орган существенно упростил административную структуру и взаимодействие с гражданами.

Правовой статус СФР определен Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ. СФР является государственным внебюджетным фондом, осуществляющим функции по обязательному социальному страхованию, что подчеркивает его публично-правовой характер и целевое назначение.

Основные функции СФР:

Категория функции Содержание
Пенсионное обеспечение Назначение, перерасчет и выплата всех видов пенсий (страховых, государственных, накопительных).
Социальное страхование Обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Персонифицированный учет Ведение индивидуальных лицевых счетов граждан, учет прав в системах обязательного пенсионного и социального страхования.
Управление средствами Управление финансовыми средствами Фонда, включая администрирование страховых взносов и взаимодействие с федеральным бюджетом.

Структура управления СФР включает: Председателя Фонда, Правление Фонда (осуществляет текущее руководство) и Наблюдательный совет Фонда (осуществляет контроль за деятельностью, утверждается Правительством РФ).

Создание единого фонда позволило не только снизить административные расходы, но и централизовать все социальные услуги в одной структуре по принципу "единого окна".

Влияние объединения фондов на административно-правовые отношения

Структурное преобразование, выразившееся в создании СФР, оказало прямое влияние на административно-правовые отношения между Фондом и страхователями (работодателями).

Главным инструментом этого упрощения стало введение единой формы сведений (ЕФС-1) с 1 января 2023 года.

ЕФС-1 заменила собой комплекс ранее существовавших форм отчетности, подаваемых в ПФР и ФСС по отдельности. Это обеспечило:

  1. Снижение административной нагрузки: Страхователям не нужно подавать отчеты в два разных органа по разным графикам.
  2. Единообразие информации: Упрощен контроль за полнотой и достоверностью сведений о застрахованных лицах.

Таблица 1. Замена отчетных форм при переходе к ЕФС-1

Утратившая силу форма (до 2023 г.) Назначение формы Раздел/Подраздел ЕФС-1
СЗВ-ТД Сведения о трудовой деятельности Подраздел 1.1
СЗВ-СТАЖ Сведения о страховом стаже Раздел 1.2
4-ФСС Расчет по взносам на травматизм Раздел 2
ДСВ-3 Сведения о дополнительных взносах Раздел 3

Таким образом, слияние фондов не просто изменило вывеску, но оптимизировало правоотношения в сфере обязательного социального страхования, переведя их на более унифицированную цифровую платформу. В чем же заключается основная выгода для граждан от такой консолидации?

Классификация видов пенсий и условия их назначения

В соответствии с действующим российским законодательством, пенсионное обеспечение структурировано по трем основным видам пенсий, каждый из которых регулируется отдельным федеральным законом и требует наличия специфических юридических фактов.

1. Страховые пенсии (ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):
Это основа российской пенсионной системы, финансируемая за счет страховых взносов. Назначаются в следующих видах:

  • По старости: Требует достижения пенсионного возраста (с учетом переходного периода), наличия минимального страхового стажа и ИПК.
  • По инвалидности: Назначается при установлении группы инвалидности и наличии хотя бы одного дня страхового стажа.
  • По случаю потери кормильца: Назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, если он имел страховой стаж.

Для получения страховой пенсии по старости в 2025 году необходимо выполнение следующих минимальных требований:

  • Минимальный страховой стаж: 15 лет.
  • Минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК): 30 баллов.

2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ):
Финансируются за счет средств федерального бюджета. Назначаются определенным категориям граждан в связи с их особым статусом или социальной уязвимостью.

  • Пенсия за выслугу лет (военнослужащие, госслужащие).
  • Пенсия по старости (пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф).
  • Социальная пенсия: Назначается нетрудоспособным гражданам, которые не приобрели права на страховую пенсию (недостаточно стажа или ИПК).

3. Накопительные пенсии (ФЗ от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»):
Формировались за счет страховых взносов работодателя в период 2002–2013 годов (до «заморозки»), а также за счет добровольных взносов и средств материнского капитала. Эти средства инвестируются и выплачиваются при наступлении пенсионных оснований, либо единовременно, либо срочной пенсионной выплатой.

Глава III. Содержание пенсионных правоотношений: Расчет и новейшие законодательные изменения

Формула расчета страховой пенсии и стоимостные показатели 2025 года

Содержание пенсионных правоотношений, в частности, определение размера страховой пенсии, является наиболее динамичной и сложной частью правового регулирования. Размер страховой пенсии по старости (СПст) определяется по формуле, основанной на балльной системе:

СПст = ИПК × СПК + ФВ

Где:

  • ИПК (Индивидуальный пенсионный коэффициент): Общая сумма всех пенсионных баллов, набранных гражданином за весь период трудовой деятельности. Чем выше официальная заработная плата и дольше стаж, тем выше ИПК.
  • СПК (Стоимость одного пенсионного коэффициента): Ежегодно индексируемая государством величина.
  • ФВ (Фиксированная выплата): Гарантированная государством базовая часть пенсии, не зависящая от размера ИПК.

Актуальные стоимостные показатели на 2025 год:

Показатель Значение в 2025 году Основание
Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) 145,69 рубля Установлена законодательством на 2025 год
Размер фиксированной выплаты (ФВ) 8907,70 рубля Установлена законодательством на 2025 год

Таким образом, минимальный размер пенсии (при выполнении минимальных требований в 30 баллов) в 2025 году составит: 30 × 145,69 руб. + 8907,70 руб. = 4370,70 руб. + 8907,70 руб. = 13278,40 руб. (без учета региональных социальных доплат).

Обратите внимание, что эта сумма является лишь базой, которая может быть существенно увеличена благодаря премиальным коэффициентам, о которых пойдет речь ниже.

Повышающие коэффициенты за отсрочку обращения за пенсией

Одним из диспозитивных элементов пенсионных правоотношений является право гражданина на добровольную отсрочку обращения за назначением страховой пенсии после достижения пенсионного возраста. Этот механизм направлен на стимулирование более позднего выхода на пенсию и финансовое вознаграждение граждан за продолжение трудовой деятельности.

При отсрочке обращения к ИПК и ФВ применяются специальные премиальные коэффициенты, которые зависят от количества полных ��ет, прошедших с момента возникновения права на пенсию:

Таблица 2. Повышающие коэффициенты за отсрочку назначения пенсии (пример 1 года)

Период отсрочки Повышающий коэффициент к ИПК Повышающий коэффициент к ФВ
1 полный год (12 месяцев) 1,07 1,056
5 полных лет (60 месяцев) 1,45 1,36
10 полных лет (120 месяцев) 2,32 2,11

Пример: Если гражданин отсрочил обращение за пенсией на один год, его фиксированная выплата (8907,70 руб.) будет умножена на 1,056, а сумма набранных ИПК (4370,70 руб.) будет умножена на 1,07. Это позволяет существенно увеличить размер ежемесячных выплат, поощряя тем самым сознательное участие в страховой системе. Неужели этот механизм не является одним из наиболее эффективных инструментов повышения социальной эффективности системы?

Возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам с 2025 года

Новелла, имеющая критическое социальное и правовое значение, — это возобновление ежегодной индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров, которое было анонсировано и закреплено законодательно для реализации с 1 января 2025 года.

Ранее, с 2016 года, страховые пенсии работающим пенсионерам не индексировались в целях экономии бюджетных средств СФР. Это создавало правовую коллизию и социальную несправедливость, поскольку такие пенсионеры продолжали уплачивать страховые взносы, но их пенсионные права не росли пропорционально инфляции.

Правовое значение новеллы:

  1. Восстановление социальной справедливости: Индексация призвана обеспечить соответствие размера пенсии фактическому росту потребительских цен и заработной платы.
  2. Стимулирование занятости: Устранение стимула для работающих пенсионеров увольняться только ради индексации.

Порядок и размер индексации 2025 года:

  • Индексация будет производиться ежегодно с 1 января.
  • Размер индексации страховых пенсий с 1 января 2025 года составил 7,3%.
  • Важно отметить, что индексироваться будет не только фиксированная выплата, но и стоимость пенсионного коэффициента (СПК), используемого для расчета пенсии работающего гражданина.

Это изменение не только корректирует содержание пенсионных правоотношений, но и подтверждает субсидиарную ответственность государства за поддержание материального уровня жизни граждан, даже если они продолжают трудовую деятельность. Из этого следует, что государство признало, что выплата пенсий, обесцененных инфляцией, противоречит базовым принципам страховой системы.

Глава IV. Актуальные проблемы функционирования пенсионной системы и перспективы ее развития

Проблема низкой социальной эффективности: Коэффициент замещения и уровень пенсий

Несмотря на структурные реформы и законодательные новеллы, одной из наиболее острых проблем российской пенсионной системы остается ее низкая социальная эффективность, измеряемая, прежде всего, коэффициентом замещения утраченного заработка.

Коэффициент замещения — это отношение средней назначенной пенсии к средней заработной плате в стране. Этот показатель отражает, насколько эффективно пенсия выполняет свою главную функцию — замещение дохода, утраченного в связи с выходом на заслуженный отдых.

  • Международный стандарт: Международная организация труда (МОТ) рекомендует целевое значение коэффициента замещения на уровне 40%.
  • Ситуация в РФ (2024 г.): По итогам 2024 года, коэффициент замещения в Российской Федерации составил около 23,5–25%, что является исторически низким значением.

Низкий коэффициент замещения приводит к тому, что средний размер назначенных пенсий, который на конец 2024 года составил 21 098,33 рубля, не обеспечивает достойный уровень жизни и вынуждает значительную часть пенсионеров продолжать трудовую деятельность. Недостаточный размер пенсии подрывает страховой принцип, поскольку связь между уплаченными взносами и итоговой пенсией часто оказывается слабой, что ведет к утрате мотивации уплачивать взносы в полном объеме.

Финансовая устойчивость СФР и влияние теневой занятости

Финансовая устойчивость Социального фонда России, несмотря на профицит бюджета в 554,9 млрд рублей по итогам 2024 года, остается зависимой от внешних факторов. Основная проблема заключается в несбалансированности страховой базы.

Проблемы финансовой устойчивости:

  1. Зависимость от трансфертов: Бюджет СФР, формируемый за счет страховых взносов, часто требует значительных трансфертов из федерального бюджета для покрытия дефицита. Это свидетельствует о том, что система обязательного пенсионного страхования не является полностью самодостаточной.
  2. Демографическая нагрузка: Рост числа пенсионеров (41,2 млн человек на конец 2024 года) и изменение соотношения работающих и неработающих граждан создают повышенную нагрузку на фонд.
  3. Теневая занятость: Широкое распространение неформальной занятости и выплаты "зарплат в конвертах" критически сужает базу для начисления страховых взносов. Граждане, работающие неформально, либо не формируют достаточных пенсионных прав, либо их права формируются на основе минимального размера оплаты труда, что в итоге ложится бременем на бюджет СФР через доплаты до прожиточного минимума.

Усиление мер по борьбе с неформальной занятостью и легализация трудовых отношений являются ключевыми направлениями для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости фонда, а следовательно, и для выполнения государством своих социальных обязательств.

Основные направления совершенствования пенсионного законодательства РФ

Актуальные стратегии развития пенсионной системы, в том числе, разработанные Министерством труда и социальной защиты, нацелены на решение двух взаимосвязанных задач: повышение социальной эффективности и достижение долгосрочной финансовой устойчивости.

Ключевые направления совершенствования:

  1. Повышение коэффициента замещения: Целевой ориентир, заложенный в стратегических документах, — достижение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, эквивалентного 2,5–3 прожиточным минимумам пенсионера. Это требует не только регулярной индексации выше инфляции, но и, возможно, пересмотра правил расчета ИПК.
  2. Развитие добровольных и корпоративных систем: Стимулирование граждан к участию в добровольном пенсионном обеспечении (ДПО) и корпоративных программах (НПФ, НПО) через налоговые льготы. Это позволит перераспределить часть нагрузки с обязательной (страховой) системы.
  3. Цифровизация и проактивное назначение: Дальнейшее развитие информационных систем СФР для проактивного предоставления услуг. Упрощение процедур подтверждения стажа и расчета прав позволяет снизить административные и транзакционные издержки как для граждан, так и для Фонда.
  4. Стимулирование отсрочки выхода на пенсию: Сохранение и популяризация премиальных коэффициентов для граждан, добровольно откладывающих обращение за пенсией, что положительно сказывается как на размере их будущей пенсии, так и на финансовом балансе СФР.

Заключение

Пенсионные правоотношения в Российской Федерации представляют собой сложную, динамично развивающуюся систему, регулируемую преимущественно нормами права социального обеспечения. В период 2023–2025 годов система претерпела значительные изменения, которые необходимо учитывать при анализе ее структуры и содержания.

В рамках исследования были сделаны следующие основные выводы:

  1. Правовые основы и метод: Пенсионное правоотношение является разновидностью правоотношения по социальному обеспечению, возникающим из сложного юридического состава (стаж, ИПК, возраст).

    Метод регулирования является преимущественно императивно-диспозитивным, что отражает баланс между государственным регулированием базовых условий (ФЗ № 400-ФЗ, ФЗ № 166-ФЗ) и возможностью выбора гражданина.

  2. Структурная реформа (СФР): Создание Социального фонда России (СФР) с 1 января 2023 года стало ключевым структурным изменением, консолидировавшим функции ПФР и ФСС. СФР, являясь государственным внебюджетным фондом, оптимизировал административно-правовые отношения, введя единую форму отчетности ЕФС-1.
  3. Содержание правоотношений и новеллы 2025 года: Размер страховой пенсии по старости рассчитывается по формуле СПст = ИПК × СПК + ФВ, где стоимостные показатели (СПК — 145,69 руб., ФВ — 8907,70 руб.) ежегодно индексируются. Критически важной новеллой стало возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам с 1 января 2025 года (на 7,3%), что направлено на восстановление социальной справедливости и устранение правовых коллизий.
  4. Проблемы и перспективы: Главными вызовами остаются низкая социальная эффективность (коэффициент замещения 23,5–25% в 2024 г., что ниже рекомендованных МОТ 40%) и недостаточная долгосрочная финансовая устойчивость, связанная с зависимостью бюджета СФР от федеральных трансфертов и проблемой теневой занятости. Перспективы развития связаны с дальнейшей борьбой с неформальной занятостью и реализацией стратегий, нацеленных на повышение уровня пенсионного обеспечения до 2,5–3 прожиточных минимумов.

Таким образом, пенсионные правоотношения в РФ находятся в состоянии активной адаптации к современным экономическим и демографическим вызовам, а их дальнейшее совершенствование требует сбалансированного сочетания страховых принципов и субсидиарной социальной поддержки со стороны государства.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О страховых пенсиях» // legalacts.ru.
  3. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.07.2016) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной власти, федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
  4. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».
  7. ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК за 2023 год // sfr.gov.ru.
  8. Бюджет СФР в 2024 году исполнен с профицитом в объеме 554,9 млрд рублей // consultant.ru.
  9. Пенсионное обеспечение // Социальный фонд России.
  10. Какие пенсии существуют // Госуслуги.
  11. Пенсии в 2025 году: размер индексации, как рассчитать, когда приходит // xn--d1aqf.xn--p1ai.
  12. Индивидуальный пенсионный коэффициент: как рассчитывается // xn--d1aqf.xn--p1ai.
  13. Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) в 2025 году // GoGov.ru.
  14. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию // apni.ru.
  15. Российская пенсионная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития // hse.ru.
  16. ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ // КонсультантПлюс.
  17. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: Конспект лекций // Кубанский государственный аграрный университет.
  18. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации.