Методологические основы и актуальность исследования
Особое пенсионное обеспечение лиц, проработавших в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МПРКС), не является обыкновенной льготой, а представляет собой конституционно-правовую компенсацию. В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а работа в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера по своей сути требует дополнительных социальных гарантий. Эти гарантии, закрепленные в Законе РФ от 19.02.1993 № 4520-1 и Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», служат механизмом экономического стимулирования для привлечения и удержания трудовых ресурсов в стратегически важных, но суровых регионах.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предмет исследования — нормы российского законодательства о социальном обеспечении, регулирующие условия, порядок назначения, расчета и выплаты досрочных страховых пенсий и повышенных фиксированных выплат, а также практика их правоприменения, включая новейшие правовые позиции высших судебных инстанций.
Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Продолжающийся переходный период пенсионной реформы (2019–2028 гг.) постоянно вносит коррективы в требования к возрасту и стажу «северян», а слияние Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в единый Социальный Фонд России (СФР) с 1 января 2023 года требует переосмысления правоприменительной практики и административных процедур. Ежегодные индексации и изменение стоимости пенсионного балла (ИПК) делают необходимым актуальный финансовый анализ льгот, а динамично развивающаяся судебная практика, особенно Обзоры Верховного Суда РФ 2024 года, уточняет порядок зачета спорных периодов работы, что имеет прямое прецедентное значение. Таким образом, требуется комплексный, максимально детализированный и актуальный академический текст.
Теоретико-правовые основы и современное регулирование досрочного пенсионного обеспечения северян
Ключевой тезис: Раскрыть понятия «районы Крайнего Севера», «приравненные местности», «специальный стаж» и их роль в системе многоуровневого пенсионного обеспечения РФ
Пенсионная система Российской Федерации является многоуровневой, сочетающей элементы распределительной (страховая пенсия) и накопительной систем. В контексте северных регионов ключевую роль играют компенсационные механизмы, которые призваны нивелировать воздействие экстремальных условий.
Современная пенсионная система РФ до 2025 года: комплексный анализ ...
... демографические вызовы, актуарные дисбалансы, а также вопросы низкой эффективности и справедливости пенсионного обеспечения. Исследование будет строиться на междисциплинарном подходе, интегрируя знания из экономики, права и ... стажа и размера заработной платы, но и от количества накопленных пенсионных баллов. Каждый год трудовой деятельности, за который уплачивались страховые взносы, конвертируется в ...
Районы Крайнего Севера (РКС) и местности, приравненные к районам Крайнего Севера (МПРКС), — это перечни территорий, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 и последующими нормативными актами. Эти списки имеют не только географическое, но и правовое значение, поскольку именно работа в них является основанием для возникновения права на досрочную пенсию и повышенные надбавки.
Специальный стаж («северный» стаж) — это суммарная продолжительность работы в РКС или МПРКС, которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии. Этот вид стажа отличается от общего страхового стажа тем, что он имеет компенсационный характер и исчисляется по особым правилам (календарно, но с учетом специфики приравнивания МПРКС к РКС).
В системе пенсионного обеспечения северные льготы выполняют двойную функцию:
- Досрочное назначение пенсии: Уменьшение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (или более, в зависимости от стажа) — функция поощрения и компенсации износа организма, обусловленного суровыми климатическими условиями.
- Повышенная фиксированная выплата: Увеличение базовой части пенсии (фиксированной выплаты) на 50% или 30% — функция финансовой компенсации более высокой стоимости жизни в северных регионах.
Нормативно-правовая база и условия назначения страховой пенсии
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости гражданам, работавшим на Севере, регулируется статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Условия выхода на пенсию строго регламентированы и включают три ключевых параметра: специальный стаж, общий страховой стаж и возраст.
Категория | Стаж в РКС/МПРКС | Общий страховой стаж | Возраст (с учетом переходного периода) |
---|---|---|---|
Мужчины | Не менее 15 лет в РКС или 20 лет в МПРКС | Не менее 25 лет | 60 лет (по общему правилу досрочного выхода) |
Женщины | Не менее 15 лет в РКС или 20 лет в МПРКС | Не менее 20 лет | 55 лет (по общему правилу досрочного выхода) |
Следует подчеркнуть, что в период 2019–2028 годов происходит постепенное повышение возраста досрочного выхода на пенсию для северян, но финальное снижение по сравнению с общеустановленным возрастом (65/60 лет) все равно составляет 5 лет.
Пропорциональное снижение возраста. Законодатель также предусмотрел механизм назначения пенсии при неполном «северном» стаже. Если гражданин проработал в РКС не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в РКС. Это правило применяется только к стажу в РКС, но при наличии необходимого общего страхового стажа, позволяя смягчить условия выхода на заслуженный отдых.
Анализ актуальных финансовых параметров (на 01.01.2025 г.)
Помимо досрочного выхода на пенсию, северянам гарантировано повышение фиксированной выплаты (ФВ) к страховой пенсии. Это повышение устанавливается независимо от места жительства пенсионера на момент назначения пенсии, если требуемый стаж был полностью выработан.
Согласно последним правительственным решениям, с 1 января 2025 года, после проведения плановой индексации, базовые финансовые параметры пенсионной системы устанавливаются следующим образом:
- Размер базовой фиксированной выплаты (ФВбазовая) к страховой пенсии по старости: 8907,70 рубля.
- Стоимость одного пенсионного балла (ИПК): 145,69 рубля.
Расчет повышенной фиксированной выплаты:
- Лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в РКС:
Для этой категории граждан ФВ увеличивается на 50%.
Формула:ФВРКС = ФВбазовая × 1,5
Расчет: 8907,70 рубля × 1,5 = 13361,55 рубля. - Лица, проработавшие не менее 20 календарных лет в МПРКС:
Для этой категории граждан ФВ увеличивается на 30%.
Формула:ФВМПРКС = ФВбазовая × 1,3
Расчет: 8907,70 рубля × 1,3 = 11580,01 рубля.
Данные расчеты демонстрируют существенное финансовое преимущество, которое является прямым следствием компенсационного характера пенсионного обеспечения северян. Важно отметить, что это повышение не зависит от наличия районного коэффициента, который может применяться дополнительно, если пенсионер продолжает проживать в регионе, где действует этот коэффициент.
Особенности исчисления «северного» стажа и анализ правовых коллизий
Ключевой тезис: Детально проанализировать критерии зачета периодов работы в специальный стаж и выявить существующие правовые пробелы и коллизии
Исчисление специального «северного» стажа является одним из самых сложных аспектов правоприменительной практики. Право на досрочную пенсию зависит от точного подсчета каждого дня, проведенного в особых условиях.
Порядок зачета периодов работы: включения и исключения
«Северный» стаж рассчитывается исключительно в календарном порядке. Однако существует важное правило приравнивания: календарный год работы в МПРКС приравнивается к девяти месяцам работы в РКС для целей достижения требуемого 15-летнего стажа в РКС.
Периоды, подлежащие зачету в «северный» стаж:
- Периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
- Периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
- Периоды обязательного обучения и повышения квалификации (с 01.01.2022 года), при условии сохранения рабочего места, заработной платы и уплаты работодателем страховых взносов в СФР.
- Период междувахтового отдыха (подтверждено последней судебной практикой, о чем подробно говорится в разделе судебной практики).
Периоды, не подлежащие зачету:
Дни сдачи крови и ее компонентов, а также дни диспансеризации/медицинских осмотров. Эти дни, хотя и являются оплачиваемыми, не связаны непосредственно с выполнением трудовой функции в экстремальных условиях, что является ключевым критерием для специального стажа.
Отдельно стоит упомянуть требование о выполнении работы в течение «полного рабочего дня» (не менее 80% рабочего времени в соответствующих условиях), которое не предъявляется к стажу, выработанному до вступления в силу постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Этот факт имеет огромное значение для пенсионеров «старой гвардии», поскольку позволяет им избежать проблем с подтверждением стажа.
Правовая коллизия совмещения «северного» стажа с льготным стажем по Спискам № 1 и № 2
Одной из наиболее острых и наименее урегулированных правовых коллизий является вопрос о порядке зачета в стаж периодов работы, дающей право на двойное снижение пенсионного возраста — например, сочетание полного северного стажа (РКС) с работой по Спискам № 1 или № 2 (на вредных или тяжелых производствах).
Проблема:
Законодательство (ФЗ № 400-ФЗ) предусматривает возможность досрочного выхода на пенсию как по основанию работы на Севере (Ст. 32), так и по основанию работы во вредных условиях (Ст. 30).
Однако оно не содержит прямого, четкого указания, как должен учитываться стаж, когда периоды работы по этим двум основаниям совпадают по времени.
Если гражданин имеет полный стаж в РКС (15 лет) и полный стаж по Списку № 2 (например, 12 лет 6 месяцев для мужчин), то каждое из этих оснований дает право на досрочную пенсию. В случае их совпадения возникает вопрос: может ли гражданин воспользоваться суммарным снижением возраста?
Научная интерпретация и практика:
Действующая правоприменительная практика и разъяснения СФР исходят из того, что основания для досрочного назначения пенсии являются самостоятельными, но не суммируются в части уменьшения возраста. То есть, пенсионер выбирает одно, наиболее выгодное для себя основание.
Однако, если периоды северного и вредного стажа не совпадают, они учитываются последовательно. Если же они совпадают, то льготы, как правило, не накладываются друг на друга для дополнительного снижения возраста. Таким образом, несмотря на то, что северный стаж компенсирует климатические условия, а стаж по Спискам — вредные производственные факторы, законодатель не предусмотрел механизма кумулятивного (накопительного) снижения возраста. Устранение этой коллизии требует внесения изменений в ФЗ № 400-ФЗ или принятия отдельного постановления Правительства РФ, четко регламентирующего порядок двойного зачета, что является одним из ключевых направлений совершенствования правовой базы (см. предложения).
Пенсионное обеспечение особых категорий граждан Севера
Ключевой тезис: Рассмотреть дифференцированный подход законодателя к женщинам и коренным малочисленным народам Севера (КМНС)
Законодатель, признавая повышенную социальную уязвимость отдельных групп населения, работающих или проживающих на Севере, устанавливает для них еще более мягкие требования к стажу и возрасту.
Женщины, родившие двух и более детей
Для женщин, выполняющих одновременно трудовые и репродуктивные функции в суровых условиях Севера, установлен один из самых низких порогов пенсионного возраста.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 ФЗ № 400-ФЗ, женщины, родившие двух и более детей, имеют право на досрочную пенсию в возрасте 50 лет при соблюдении следующих условий:
- Страховой стаж — не менее 20 лет.
- Специальный стаж: не менее 12 календарных лет в РКС или не менее 17 календарных лет в МПРКС.
Этот механизм социального обеспечения подчеркивает значение материнства в северных регионах и призван стимулировать демографическую стабильность в стратегически важных, но труднодоступных территориях.
Социальная пенсия для коренных малочисленных народов Севера
Для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) применяется особый вид пенсионного обеспечения — социальная пенсия по старости, регулируемый Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Право на социальную пенсию предоставляется КМНС в следующем возрасте:
- Мужчины — 55 лет.
- Женщины — 50 лет.
Ключевым условием для назначения этой пенсии является постоянное проживание в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. Социальная пенсия, в отличие от страховой, не зависит от наличия страхового стажа и уплаченных взносов.
Однако, социальная пенсия имеет компенсационно-поддерживающий характер. Выплата социальной пенсии по старости гражданам из числа КМНС не производится в период выполнения ими работы или иной деятельности. Это правило направлено на поддержку тех, кто не имеет возможности или не ведет трудовую деятельность в силу сохранения традиционного уклада жизни, гарантируя им минимальный доход.
Особые льготы для профессионалов Севера:
Отдельно стоит выделить категории граждан, чья деятельность неразрывно связана с традиционными промыслами Севера.
Оленеводы, рыбаки и охотники-промысловики, постоянно проживающие в РКС или МПРКС, могут выйти на досрочную пенсию в 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины), при наличии специального стажа работы по профессии не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (пункт 7 части 1 статьи 32 ФЗ № 400-ФЗ).
Это также является важным элементом дифференцированной социальной политики.
Актуальная судебная практика Верховного Суда РФ по пенсионным спорам (2023–2025 гг.)
Правоприменительная практика СФР и судов постоянно развивается, уточняя положения законодательства, которые были сформулированы недостаточно четко. Ключевые разъяснения Верховного Суда РФ (ВС РФ) за 2023–2024 годы имеют прецедентное значение.
Зачет спорных периодов работы в «северный» стаж
Наиболее частые споры в судах касаются вопроса, какие именно периоды, связанные с трудовым процессом, могут быть включены в специальный стаж.
- Период междувахтового отдыха:
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 26.06.2024 года четко закреплена правовая позиция, согласно которой в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, включается период междувахтового отдыха.Обоснование: Вахтовый метод работы, широко распространенный на Севере, предполагает особый режим труда, при котором время отдыха обусловлено самим трудовым процессом и необходимостью компенсации временных затрат на проезд и проживание. Период междувахтового отдыха является гарантией работника и тесно связан с выполнением работ в экстремальных условиях. Суд признал, что исключение этого периода из стажа существенно нарушало бы пенсионные права граждан.
- Период учебного отпуска:
Тот же Обзор Президиума Верховного Суда РФ от 26.06.2024 года подтвердил, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, включается период учебного отпуска с сохранением заработной платы.
Обоснование: Сохранение заработной платы и рабочего места, а также уплата страховых взносов за этот период свидетельствуют о продолжении трудовых отношений. Учебный отпуск, как и ежегодный оплачиваемый отпуск, не должен прерывать или уменьшать продолжительность специального стажа.
Вопросы повышения фиксированной выплаты за иждивенцев
Еще одним важным аспектом, регулируемым судебной практикой, является право на повышенную фиксированную выплату (ФВ) для пенсионеров, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи. Этот принцип применим и к северянам, которые уже получают повышенную ФВ за счет северного стажа.
Размер доплаты:
Размер повышения фиксированной выплаты за каждо��о иждивенца составляет одну треть (1/3) от базового размера ФВ.
С 01.01.2025 года размер доплаты на одного иждивенца составляет 8907,70 рубля ÷ 3 ≈ 2969,23 рубля (но не более чем за трех иждивенцев).
Критерий «существенной помощи»:
Верховный Суд РФ разъяснил, что право на повышенную фиксированную выплату за иждивенца сохраняется, даже если у нетрудоспособного члена семьи имеется собственный доход (например, собственная пенсия или пособие).
Ключевым критерием является доказательство того, что помощь, оказываемая пенсионером, является существенной для содержания иждивенца. Это положение направлено на защиту прав пенсионеров, которые фактически содержат своих близких, несмотря на формальное наличие у тех минимальных источников дохода.
Судебная практика последних лет в целом демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию норм в пользу граждан, что обеспечивает более полную реализацию их пенсионных прав.
Социально-экономическое значение льгот и пути совершенствования системы
Ключевой тезис: Оценить эффективность текущей системы пенсионного обеспечения северян, исходя из целей социальной политики и экономического развития регионов
Льготное пенсионное обеспечение северян — это не просто социальная выплата, а стратегический инструмент, включенный в систему управления трудовыми ресурсами и развития территорий.
Экономическая значимость Крайнего Севера как обоснование льгот
Северные регионы занимают около двух третей территории Российской Федерации и обладают колоссальным экономическим потенциалом, обеспечивая до 1/5 общего объема промышленного производства и значительную долю налоговых поступлений. Именно здесь добываются ключевые энергетические и сырьевые ресурсы страны.
Компенсационные льготы (включая досрочный выход на пенсию и повышенные выплаты) выполняют функцию экономического стимула:
- Привлечение кадров: Обеспечение притока высококвалифицированных специалистов, готовых работать в сложных условиях.
- Удержание населения: Снижение миграционного оттока трудоспособного населения из северных территорий.
Экономическая значимость территорий Крайнего Севера подтверждается высоким уровнем их развития: по итогам 2024 года, такие регионы, как ЯНАО, ХМАО, Чукотка и Магаданская область, стабильно входят в Топ-10 регионов России по уровню материального благополучия населения. В 2023 году, например, Чукотский автономный округ показал впечатляющий рост ВРП (на 18,8%), что подчеркивает, что инвестиции, в том числе через социальные гарантии, окупаются экономическим ростом.
Таким образом, льготная пенсионная система является эффективным инструментом социально-экономической политики, поддерживающим стабильность и развитие ресурсной базы страны.
Проблемы и предложения по совершенствованию законодательства
Несмотря на общее позитивное значение системы, остаются правовые и организационные проблемы, требующие устранения.
- Проблема правовой коллизии совмещения стажей:
Отсутствие четкого регулирования порядка учета стажа, дающего право на двойное снижение пенсионного возраста (Север + Вредные условия), порождает судебные споры и административные препятствия.- Предложение: Внести изменения в статью 32 ФЗ № 400-ФЗ, установив четкий механизм кумулятивного учета стажей. Например, если периоды стажа совпадают, учитывать их как один период, но если они следуют друг за другом или пересекаются, обеспечить суммирование снижения пенсионного возраста, не превышающее установленного предела (например, не более 10 лет от общеустановленного возраста).
- Прозрачность правоприменительной практики СФР:
Несмотря на наличие Обзоров ВС РФ, на местах территориальные органы СФР не всегда оперативно применяют новейшие правовые позиции (например, в части зачета междувахтового отдыха).Разве не должно государство гарантировать, что все судебные прецеденты будут незамедлительно учтены в работе Социального Фонда?
- Предложение: Разработать и утвердить на уровне Министерства труда и социальной защиты РФ и СФР обязательные методические рекомендации по учету спорных периодов работы, основанные на последних решениях Верховного Суда, обеспечив их неотложное внедрение в практику.
- Учет районного коэффициента при переезде:
Сохраняется право на применение районного коэффициента к заработной плате (при оценке пенсионных прав на 01.01.2002), даже если пенсионер выехал из северных регионов. Однако текущая законодательная база и методика расчета (ФЗ № 400-ФЗ) постоянно усложняют этот процесс.- Предложение: Пересмотреть методику расчета ИПК, чтобы максимально упростить учет районных коэффициентов, начисленных за работу до 2002 года, для пенсионеров, выехавших из РКС/МПРКС, обеспечив им финансовое равенство с теми, кто остался, но без применения текущего районного коэффициента к фиксированной выплате.
Заключение
Проведенный анализ подтверждает, что правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является сложным, динамично развивающимся механизмом, основанным на конституционных принципах компенсации и социальной справедливости.
Система успешно реализует две ключевые функции: предоставление возможности досрочного выхода на пенсию (60/55 лет для большинства северян) и гарантированное финансовое увеличение базовой части пенсии (50% для РКС и 30% для МПРКС), которое, по состоянию на 01.01.2025 года, достигает 13361,55 рубля для лиц с полным стажем в РКС.
Однако выявлены существенные правовые коллизии, в частности, проблема совмещения «северного» стажа с другими видами льготного стажа (Списки № 1 и № 2).
Решение этой проблемы требует прямого законодательного вмешательства.
Наиболее значимым для правоприменительной практики является влияние Верховного Суда РФ, который в Обзорах 2024 года однозначно расширил перечень зачетных периодов, включив в «северный» стаж междувахтовый отдых и учебные отпуска, а также уточнил критерии начисления надбавки за иждивенцев. Эти судебные решения являются мощным фактором защиты пенсионных прав граждан и должны быть немедленно имплементированы Социальным Фондом России.
Сохранение и совершенствование системы льготного пенсионного обеспечения северян имеет критическое социально-экономическое значение, выступая не только как мера социальной защиты, но и как необходимый элемент государственной политики, направленной на устойчивое развитие и освоение стратегических северных территорий Российской Федерации.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
- О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I (ред. от 25.12.2023) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 16. – Ст. 551.
- О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
- О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I).
– Ст. 6965.
- Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
- Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3033.
- О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 18. – Ст. 1943.
- О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 168.
- Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение: Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 // СП СССР. – 1991. – № 7. – Ст. 55.
- О Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение: Постановление Совмина РСФСР от 02.10.1991 № 517. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей…: Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 № 239. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2024).
Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024).
Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Главное о пенсиях в 2025 году // СберБанк. – URL: https://www.sberbank.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Особенности учета «северного» стажа // Социальный фонд России. – URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Пенсионное обеспечение на территориях с особым климатом: проблемы теории и практики // Cyberleninka. – URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Реформирование пенсионного страхования в районах Крайнего Севера // DisserCat. – URL: https://www.dissercat.com/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Северная пенсия 2025: размеры и порядок начисления для женщин и мужчин // Красный Север. – URL: https://ks-yanao.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- СЕВЕРЯНАМ: ПЕНСИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ // Социальный фонд России. – URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Социальная пенсия малочисленным народам Севера // Социальный фонд России. – URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Стенограмма парламентских слушаний на тему: «Проблемы пенсионного обеспечения северян в условиях проведения пенсионной реформы» // Совет Федерации. – URL: https://council.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).