Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих РФ: юридико-аналитический обзор актуального законодательства и практики 2025 года

Курсовая работа

Методологические и доктринальные основы исследования

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Российской Федерации представляет собой один из наиболее динамично меняющихся и правоприменительно сложных институтов отечественного социального права. В условиях продолжающейся пенсионной реформы, запущенной в 2018 году и продолжающейся до 2026 года, изучение правового статуса, условий назначения и порядка исчисления пенсии за выслугу лет (ПВЛ) для этой категории граждан приобретает особую актуальность.

Система государственного пенсионного обеспечения (ГПО) базируется на принципе социальной защиты и стимулирования, что позволяет рассматривать ПВЛ не просто как форму социального обеспечения, а как особый вид поощрения за длительную и безупречную службу.

Пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации, что прямо зафиксировано в Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон № 166-ФЗ).

Этот вид пенсии занимает промежуточное положение между общим страховым обеспечением и специализированными военными пенсиями, что и обуславливает сложность ее правового регулирования, требующего точного понимания каждого нюанса.

Для целей данного исследования, представляющего собой комплексный юридико-аналитический обзор, необходимо четко определить ключевые понятия в соответствии с актуальным законодательством:

  • Пенсия за выслугу лет (ПВЛ): Ежемесячная денежная выплата, назначаемая федеральным государственным гражданским служащим (ФГГС) в качестве доплаты к страховой пенсии по старости или инвалидности (назначаемой по Закону № 400-ФЗ), при наличии установленного законом минимального стажа государственной гражданской службы (СГС).
  • Страховой стаж: Суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в Социальный фонд России (СФР), а также иных периодов, засчитываемых в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Закон № 400-ФЗ).
  • Стаж государственной гражданской службы (СГС): Общая продолжительность времени исполнения обязанностей по замещаемым государственным должностям РФ, должностям государственной гражданской службы, а также иным периодам службы (работы), которые в соответствии с законодательством засчитываются для назначения пенсии за выслугу лет ФГГС.

Правовое регулирование и условия назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих

Ключевой тезис: Раскрыть нормативно-правовую базу (ФЗ № 166-ФЗ, ФЗ № 79-ФЗ, ФЗ № 400-ФЗ) и актуальные условия назначения пенсии.

Система пенсионного обеспечения ФГГС функционирует на основе триады взаимосвязанных федеральных законов:

6 стр., 2637 слов

Теоретико-правовой анализ системы пенсионного обеспечения за ...

... службы, работы или иной деятельности в определенных должностях или организациях, дающая право на назначение пенсии независимо от возраста. Разграничение со страховой пенсией по старости очевидно: Критерий разграничения Пенсия за выслугу ... Российской Федерации», относится к категории пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Это принципиально отличает ее от страховой пенсии, которая ...

  1. ФЗ № 166-ФЗ — устанавливает саму пенсию за выслугу лет как вид ГПО и определяет общие условия ее назначения.
  2. ФЗ № 79-ФЗ (от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации») — определяет правовой статус гражданских служащих и служит основой для формирования стажа.
  3. ФЗ № 400-ФЗ — устанавливает условия и порядок назначения страховой пенсии, к которой ПВЛ ФГГС прибавляется в качестве дополнительной выплаты.

Ключевое условие назначения ПВЛ для ФГГС — это достижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (или инвалидности), и наличие минимально необходимого стажа СГС.

Условия назначения пенсии за выслугу лет ФГГС Нормативное обоснование
Основание для страховой пенсии Достижение пенсионного возраста или наступление инвалидности (ст. 7 ФЗ № 166-ФЗ).
Стаж государственной гражданской службы (СГС) Наличие минимальной продолжительности СГС, определяемой переходными положениями закона (ст. 7 ФЗ № 166-ФЗ).
Увольнение Увольнение с государственной гражданской службы по строго определенным основаниям (например, ликвидация органа, сокращение штата, достижение предельного возраста), либо по собственному желанию при наличии стажа, дающего право на ПВЛ.

Порядок исчисления и требования к стажу государственной гражданской службы

Тезис: Описать правила включения периодов службы в СГС (Указ Президента РФ № 1141).

Акцент: Раскрыть переходный период повышения требований и указать, что в 2025 году минимальный требуемый стаж СГС составляет 19 лет и 6 месяцев.

Определение стажа СГС является камнем преткновения во многих правоприменительных спорах, поскольку именно он служит ключевым условием для возникновения права на ПВЛ. Включение периодов службы в СГС регулируется Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей…» (Указ № 1141).

В стаж СГС включаются не только периоды непосредственного замещения должностей гражданской службы, но и, согласно Указу № 1141, периоды службы (работы) на:

  1. Государственных должностях РФ и ее субъектов.
  2. Должностях прокурорских работников, сотрудников правоохранительных органов.
  3. Воинских должностях.

Кроме того, в СГС могут быть включены периоды работы на отдельных должностях руководителей и специалистов в организациях, не являющихся госорганами, если опыт и знания, полученные в этот период, были необходимы для исполнения должностных обязанностей по гражданской службе. При этом совокупный период такой «иной» работы, включаемый в стаж, не может превышать пяти лет.

Актуализация требований к стажу (Переходный период):

С 2017 года в РФ действует механизм поэтапного повышения минимальной продолжительности СГС, необходимой для назначения ПВЛ. Требование увеличивается ежегодно на 6 месяцев до тех пор, пока не достигнет 20 лет в 2026 году.

Год назначения Требуемый стаж СГС
2023 18 лет и 6 месяцев
2024 19 лет
2025 19 лет и 6 месяцев
2026 и далее 20 лет

Таким образом, на текущую дату (09.10.2025) федеральный государственный гражданский служащий имеет право на назначение пенсии за выслугу лет только при наличии не менее 19 лет и 6 месяцев стажа СГС, поскольку это требование жестко закреплено в законодательстве на текущий год.

Условия назначения и расчет размера пенсии

Тезис: Описать, что пенсия ФГГС является доплатой к страховой пенсии. Раскрыть формулу расчета (45% с увеличением на 3% за каждый год сверх минимального) и ее максимальное ограничение (75% заработка).

Пенсия за выслугу лет, назначенная ФГГС, носит компенсационный характер и выплачивается в дополнение к страховой пенсии (по старости или инвалидности), назначенной в соответствии с Законом № 400-ФЗ. Это принципиальное отличие, отделяющее ее от самостоятельных видов пенсий, таких как военная.

Порядок расчета размера ПВЛ ФГГС:

Размер ПВЛ рассчитывается как определенный процент от среднемесячного заработка служащего за вычетом той суммы, которую гражданин уже получает в виде страховой пенсии.

  1. Базовый размер: При наличии минимально требуемого стажа СГС (19 лет и 6 месяцев в 2025 году) размер ПВЛ устанавливается в размере 45% среднемесячного заработка.
  2. Увеличение: За каждый полный год стажа СГС, превышающий установленную минимальную продолжительность, размер пенсии увеличивается на 3% среднемесячного заработка.
  3. Максимальное ограничение: Общий размер ПВЛ не может превышать 75% среднемесячного заработка служащего.

Формула расчета ПВЛ выглядит следующим образом:

ПВЛ = Среднемесячный заработок × [0.45 + 0.03 × (СГС - СГСmin)] - (СП + ФВ + ПФВ)

Где:

  • СГС — фактический стаж гражданской службы.
  • СГСmin — минимально требуемый стаж (19,5 лет в 2025 г.).
  • СПразмер страховой пенсии.
  • ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии.
  • ПФВ — повышения фиксированной выплаты.

Ограничение среднемесячного заработка

Ключевым фактором, ограничивающим размер ПВЛ, является законодательное ограничение среднемесячного заработка, исходя из которого производится исчисление. Согласно статье 21 Закона № 166-ФЗ, размер среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии ФГГС, не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного Президентом РФ по соответствующей должности после 1 августа 2006 года. Это правило введено для того, чтобы привязать максимально возможную пенсию к уровню должностного оклада, а не к фактически полученным доходам (включая премии, надбавки), которые могут значительно варьироваться.

По состоянию на 2025 год, средний размер пенсии федеральных госслужащих, как показывают официальные оценки, варьируется в пределах 36 000 – 37 100 рублей, что существенно выше средней страховой пенсии по стране.

Дифференциация правовых режимов: Сравнительный анализ пенсионного обеспечения

Ключевой тезис: Провести комплексный анализ ключевых различий в пенсионном обеспечении государственных служащих различных категорий.

Сложность российской пенсионной системы заключается в наличии нескольких параллельных режимов пенсионного обеспечения, которые существенно различаются по источникам финансирования, условиям назначения и формуле расчета.

Пенсия федеральных и региональных гражданских служащих

Разграничение полномочий в пенсионном обеспечении госслужащих проводится по вертикали власти:

  1. Федеральные государственные гражданские служащие (ФГГС): Регулируются исключительно ФЗ № 166-ФЗ. Их пенсия за выслугу лет является федеральной доплатой, финансируемой из федерального бюджета, и выплачивается только при условии назначения страховой пенсии по старости или инвалидности (Закон № 400-ФЗ).
  2. Государственные гражданские служащие субъектов РФ и муниципальные служащие: Правовое регулирование их ПВЛ осуществляется законодательством соответствующего субъекта РФ (для региональных служащих) или муниципальными нормативными актами (для муниципальных служащих).

    При этом закон устанавливает принцип, согласно которому региональные и муниципальные гарантии не могут быть ниже тех минимальных гарантий, которые установлены для госслужащих субъекта РФ. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет бюджетов субъектов и местных бюджетов соответственно.

Ключевые отличия от пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников силовых структур

Тезис: Провести четкое разграничение: военная пенсия (Закон № 4468-1) — самостоятельный вид пенсии. Актуальная деталь/Слепая зона: Указать на применение понижающего коэффициента при расчете военной пенсии, с точным указанием актуального значения на 01.01.2025 (93,59%).

Наиболее существенные различия наблюдаются при сравнении ПВЛ ФГГС и пенсий военнослужащих и сотрудников силовых структур (МВД, ФСБ, ФСИН и др.), которые регулируются Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Критерий сравнения Пенсия за выслугу лет ФГГС Пенсия за выслугу лет военнослужащих/силовиков
Правовой статус Доплата к страховой пенсии (Закон № 166-ФЗ). Самостоятельный вид пенсии (Закон № 4468-1).
Условия назначения Требуется минимальный СГС (19,5 лет в 2025 г.) И право на страховую пенсию (возраст, ИПК, стаж). 1) Не менее 20 лет выслуги ИЛИ 2) Достижение 45 лет, общий стаж не менее 25 лет, из которых 12,5 лет — служба.
Источник исчисления Среднемесячный заработок (с ограничением 2,8 оклада). Денежное довольствие (оклад по должности + оклад по званию + надбавка за выслугу лет).
Применение коэффициентов Коэффициенты не применяются (пенсия рассчитывается от заработка). Применяется понижающий коэффициент к размеру денежного довольствия.

Актуальная деталь: Понижающий коэффициент для военных пенсий

Критически важным отличием является применение понижающего коэффициента (ПК) при исчислении размера пенсии военнослужащим. Этот коэффициент устанавливается ежегодным федеральным законом и означает, что пенсия рассчитывается не от 100% денежного довольствия, а от его части.

С 1 января 2025 года законодательно установлен понижающий коэффициент в размере 93,59% от полного размера денежного довольствия. Это значительно влияет на конечный размер выплаты, но не распространяется на расчет пенсии ФГГС. Доктринально этот коэффициент подвергается критике как инструмент искусственного сдерживания роста военных пенсий.

Актуальные проблемы правоприменения и судебная практика в сфере пенсионного обеспечения госслужащих

Правоприменительная практика в сфере пенсионного обеспечения ФГГС характеризуется высокой долей судебных споров. Большинство из них связаны с двумя ключевыми вопросами: включением спорных периодов работы в стаж и правильностью расчета размера пенсии.

Проблема включения в стаж «иных периодов» работы

Тезис: Рассмотреть спорный вопрос о включении в СГС периодов, не предусмотренных Перечнем должностей, и роль решения руководителя (Комиссии).

Привести примеры положительной судебной практики (упраздненные госучреждения).

Законодательство (Указ № 1141) разрешает включение в СГС периодов работы в организациях, не являющихся госорганами, при условии, что опыт, полученный в этот период, был необходим для исполнения текущих должностных обязанностей.

На практике это положение приводит к проблемам, поскольку решение о включении таких «иных периодов» принимается руководителем государственного органа или специальной Комиссией по заявлению служащего. Субъективность оценки и отсутствие четких, универсальных критериев «необходимости опыта» часто приводят к отказам со стороны пенсионных органов или Комиссий. Почему же так сложно добиться признания стажа, если функционал соответствовал?

Однако судебная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию. Суды, включая Верховный Суд РФ, часто встают на сторону граждан, когда речь идет о работе в структурах, которые были реорганизованы или упразднены, а их функции переданы современным федеральным госорганам. Например, положительные судебные решения принимались в отношении периодов замещения отдельных должностей в упраздненных государственных учреждениях, если эти учреждения выполняли публично-правовые функции, прямо предшествующие функциям современного госоргана.

Суды подчеркивают, что отказ во включении периода работы в стаж должен быть мотивирован не формальным отсутствием должности в перечне, а отсутствием функциональной связи между характером работы и требованиями гражданской службы. Также суды обязывают пенсионный орган выплатить пенсию со дня первоначального обращения, если гражданин своевременно устранил все недостатки в документах, подтверждающих стаж.

Судебная практика по вопросам перерасчета размера пенсии

Слепая зона/Аналитика: Рассмотреть конкретные позиции Верховного Суда РФ (например, Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 24 апреля 2023 г. N 45-КГ23-4-К7) о недопустимости отказа в исчислении пенсии из размера оклада, предусмотренного законом, даже если он фактически не выплачивался.

Вопросы, связанные с расчетом размера пенсии, часто возникают из-за сложных правил определения среднемесячного заработка. В частности, суды регулярно рассматривают споры, свя��анные с исчислением пенсии исходя из должностного оклада, который был предусмотрен штатным расписанием, но фактически мог не выплачиваться (например, из-за длительного отпуска или особых условий службы).

Ключевую роль в унификации этой практики играет Верховный Суд РФ. В Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2023 г. N 45-КГ23-4-К7 была сформулирована принципиально важная правовая позиция:

«Недопустим отказ в исчислении пенсии из размера оклада по штатной должности, если такое исчисление предусмотрено законом, даже если оклад фактически не устанавливался и не выплачивался».

Суд исходит из того, что право гражданина на исчисление пенсии должно основываться на размере денежного содержания (оклада), предусмотренного нормативно-правовыми актами для данной должности в конкретный период времени, а не на фактических выплатах. Эта позиция направлена на защиту пенсионных прав граждан и предотвращение произвола со стороны пенсионных органов при перерасчете, что является критически важным механизмом обеспечения справедливости.

Социальные гарантии членам семьи и перспективы реформирования системы

Пенсионное обеспечение членов семьи по случаю потери кормильца

Тезис: Описать условия назначения такой пенсии (смерть вследствие исполнения обязанностей), соотношение норм ФЗ № 166-ФЗ и ФЗ № 400-ФЗ, а также упомянуть введение проактивного назначения пенсии детям с 2024 года.

Система ГПО предусматривает меры защиты не только для самого служащего, но и для членов его семьи. Члены семьи государственного служащего имеют право на пенсию по случаю потери кормильца (ППК) по линии государственного пенсионного обеспечения (ст. 19 Закона № 166-ФЗ) при условии, что смерть служащего наступила вследствие исполнения им должностных обязанностей.

Если смерть наступила по другим причинам, члены семьи имеют право на страховую ППК по общим нормам Закона № 400-ФЗ.

При назначении ППК по Закону № 166-ФЗ применяются нормы Закона № 400-ФЗ, регулирующие порядок и условия назначения, а также круг лиц, имеющих право на пенсию, если иное не установлено специальным законом о ГПО.

Инновация в социальном обеспечении: С 1 января 2024 года введена система автоматического (проактивного) назначения пенсии по случаю потери кормильца детям до 18 лет. Это означает, что СФР назначает выплату на основании сведений, имеющихся в системе, без необходимости истребования заявления от ребенка или его законного представителя, существенно упрощая процедуру получения социальной гарантии.

Основные направления и перспективы реформирования (Актуализация-2025)

Слепая зона/Актуальность: Проанализировать доктринальные проблемы финансирования и, что критично, включить последние данные реформы: возобновление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам с 1 января 2025 года (со ссылкой на закон от 8 июля 2024 г.) и новые требования к страховому стажу (15 лет) и ИПК (30 баллов) в 2025 году.

Перспективы реформирования пенсионной системы РФ на ближайшие годы касаются, прежде всего, завершения переходного периода, установленного в 2018 году, а также повышения справедливости индексации.

С доктринальной точки зрения, одной из главных проблем системы ГПО является ее финансирование, которое полностью ложится на федеральный бюджет. Неужели этот подход, основанный на прямых бюджетных ассигнованиях, является устойчивым в долгосрочной перспективе?

Ключевые изменения, актуальные на 2025 год:

  1. Возобновление индексации для работающих пенсионеров: На основании закона, подписанного Президентом РФ 8 июля 2024 года, с 1 января 2025 года возобновляется ежегодная индексация страховых пенсий работающим пенсионерам. Это является значительным шагом к восстановлению социальной справедливости. Важно отметить, что индексация, пропущенная в период с 2016 по 2024 год, будет включена в пенсию только после прекращения пенсионером трудовой деятельности.
  2. Новые параметры страховой пенсии (Закон № 400-ФЗ): Поскольку ПВЛ ФГГС является доплатой к страховой пенсии, ее условия напрямую влияют на право на ПВЛ. В 2025 году для назначения страховой пенсии по старости необходимо:
    • Продолжительность страхового стажа: не менее 15 лет (завершение переходного периода).
    • Минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК): не менее 30 баллов (завершение переходного периода).
  3. Индексация страховых параметров 2025 года:
    • Стоимость пенсионного коэффициента (СИПК) увеличилась и составила 145,69 рубля.
    • Размер фиксированной выплаты (ФВ) к страховой пенсии составил 8 907,70 рубля.

Эти изменения подчеркивают, что система пенсионного обеспечения госслужащих остается тесно связанной с общей страховой системой, а любое изменение в последней немедленно влияет на условия назначения и размер их дополнительной пенсии за выслугу лет.

Заключение

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Российской Федерации представляет собой сложный, многоуровневый социально-правовой институт, основанный на сочетании принципов государственного обеспечения (ФЗ № 166-ФЗ) и обязательного социального страхования (ФЗ № 400-ФЗ).

Пенсия за выслугу лет ФГГС юридически оформлена как дополнительная выплата (доплата) к страховой пенсии, что принципиально отличает ее от самостоятельных пенсий военнослужащих.

В результате проведенного юридико-аналитического обзора были сделаны следующие ключевые выводы:

  1. Правовое положение: Пенсия за выслугу лет ФГГС играет роль социального стимула и компенсации за длительную службу. Ключевым условием для ее назначения является наличие в 2025 году не менее 19 лет и 6 месяцев стажа государственной гражданской службы.
  2. Проблемы правоприменения: Наиболее острые проблемы правоприменения сосредоточены в области исчисления стажа (включение «иных периодов») и расчета размера пенсии. Актуальная судебная практика, в частности позиция Верховного Суда РФ (Определение от апреля 2023 г.), направлена на защиту прав служащих, обязывая пенсионные органы исчислять пенсию исходя из законодательно предусмотренного оклада, а не только из фактически выплаченного заработка.
  3. Дифференциация: Система ГПО остается строго дифференцированной. В отличие от ФГГС, военнослужащие получают самостоятельный вид пенсии, размер которой в 2025 году ограничивается применением понижающего коэффициента 93,59%, что является важной, но доктринально спорной особенностью их режима.
  4. Перспективы реформирования: Вектор реформирования на 2025 год задается завершением переходного периода по требованиям к страховому стажу и ИПК, а также критически важным решением о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам, что потребует дальнейшей адаптации подзаконных актов, регулирующих порядок выплаты ПВЛ.

Для дальнейшего совершенствования законодательства необходимо устранить правовые пробелы и коллизии, связанные с субъективным подходом при включении «иных периодов» работы в стаж СГС, путем разработки четких, унифицированных критериев, закрепленных на уровне Постановления Правительства РФ. Это позволит снизить нагрузку на судебную систему и повысить прозрачность реализации пенсионных прав государственных гражданских служащих.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 2009 г.).
  2. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1995 №119-ФЗ (ред. от 2000 г.).
  3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (в последней редакции).

    [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. №51. Ст.4832.
  5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. №52. Ст.1920.
  6. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
  7. Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.02.2008 №76н).

    [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

  8. Разъяснения Минтруда России от 25.03.02 № 2 «О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (утв. постановлением Минтруда России, согласованным с Пенсионным фондом РФ от 25.03.02 № 21).

    [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

  9. Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 1591-О. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80ajgxi.xn--p1ai/ (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.04.2023 № 45-КГ23-4-К7. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
  11. Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2024 г.).

    [Электронный ресурс]. URL: https://vsrf.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).

  12. Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000. 334 с.
  13. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2001. 428 с.
  14. Юсупов В.Г. Справочник кадровика: оформление пенсии (Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20.01.2009).

    М.: СПС «КонсультантПлюс», 2009.

  15. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-юрист. 2004. № 6. С. 32-34.
  16. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. С. 33-36.
  17. ВС обобщил практику по пенсионным спорам // Адвокатская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://advgazeta.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Пенсионная реформа — 2025: что ждет россиян в наступившем году // НАПФ. [Электронный ресурс]. URL: https://napf.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Средняя пенсия госслужащих в России: каково истинное положение дел в 2025 году? // news-kurgan.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://news-kurgan.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Пенсионное обеспечение // Социальный фонд России. [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  21. Пенсии за выслугу лет — государственные пенсионные выплаты, военнослужащим, госслужащим и приравненых к ним гражданам. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
  22. Пенсия за выслугу лет: кому, когда и сколько – Инструкции на СПРОСИ.ДОМ.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://спроси.дом.рф/ (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  24. Исчисление стажа государственных гражданских служащих для назначения пенсии за выслугу лет // Правительство Республики Крым. Официальный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Какие бывают пенсии в России: кому положены выплаты и на каких условиях // Sberbank. [Электронный ресурс]. URL: https://sberbank.com/ (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Пенсионное обеспечение. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  27. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ // Саранский кооперативный институт. [Электронный ресурс]. URL: https://ruc.su/ (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Pension provi // Научное издание «Эпомен». [Электронный ресурс]. URL: https://epomen.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Памятка по исчислению стажа государственной гражданской службы // Аппарат Правительства Мурманской области. [Электронный ресурс]. URL: https://gov-murman.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...