Межбанковское кредитование в России: Роль Банка России, актуальные инструменты и кредитная политика в условиях 2023-2025 годов и влияние инноваций

Курсовая работа

На пике марта 2022 года объем предоставленной Банком России ликвидности банкам достиг ошеломляющих 10 трлн рублей [2.9], что наглядно демонстрирует критическую роль регулятора в обеспечении стабильности финансовой системы России в периоды турбулентности. Межбанковское кредитование, выступая кровеносной системой банковского сектора, позволяет финансовым институтам оперативно управлять своей ликвидностью, сглаживать временные дисбалансы и поддерживать непрерывность финансовых потоков. В условиях постоянно меняющейся геополитической и макроэкономической конъюнктуры, включая санкционное давление и структурную перестройку экономики, роль Банка России как основного регулятора и кредитора последней инстанции становится особенно значимой. Какие же конкретные шаги предпринимает регулятор, чтобы поддержать стабильность в этот непростой период?

Настоящая работа представляет собой углубленный академический анализ организации межбанковского кредитования Банком России, охватывающий период до октября 2025 года. Мы не только систематизируем существующие знания об инструментах, механизмах и кредитной политике регулятора, но и проведем детальное исследование их трансформации под влиянием кризисных явлений и инновационных подходов, таких как внедрение цифрового рубля. В отличие от большинства существующих исследований, наш материал предлагает беспрецедентную глубину анализа актуальных вызовов и перспектив, детально разбирая регуляторные изменения, динамику рынка и потенциальные эффекты новых технологий на функционирование межбанковского кредитования в России.

Теоретические основы и современные концепции рынка межбанковского кредитования в России

Рынок межбанковского кредитования (МБК) — это не просто совокупность сделок между банками, а сложный, динамичный механизм, который служит индикатором состояния всей финансовой системы. Он является барометром, чутко реагирующим на экономические колебания, действия регулятора и настроения участников рынка, а его эффективное функционирование жизненно важно для поддержания стабильности и эффективности банковского сектора в России.

Сущность и функции межбанковского кредита

В основе функционирования любой банковской системы лежит необходимость управления ликвидностью — способностью оперативно и без существенных потерь выполнять свои обязательства. Именно здесь на первый план выходит межбанковский кредит. Межбанковский кредит — это финансовый инструмент, позволяющий одной кредитной организации заимствовать средства у другой для оперативного покрытия краткосрочных потребностей в ликвидности. Фактически, это краткосрочное размещение или привлечение денежных средств между банками на условиях возвратности, срочности и платности.

6 стр., 2527 слов

Российский рынок межбанковского кредитования (МБК): Роль в трансмиссионном ...

... Рынок межбанковского кредитования (МБК) занимает уникальное место в этой системе: он является не просто площадкой для перераспределения ликвидности между банками, но и операционным ориентиром Банка России. ... Анализ динамики ставок за последние пять лет демонстрирует, насколько тесно ставки межбанковского рынка следуют за ключевой ставкой, что является главным признаком операционной эффективности ...

Ликвидность банковского сектора, в свою очередь, представляет собой агрегированную способность всех кредитных организаций своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед клиентами и контрагентами. Недостаток ликвидности у одного банка может быстро перерасти в системную проблему, что делает эффективное функционирование рынка МБК жизненно важным.

Ключевые функции межбанковского кредита многогранны и взаимосвязаны:

  • Оперативное поддержание текущей банковской ликвидности: Это основная функция. Банки ежедневно сталкиваются с колебаниями притоков и оттоков средств. Межбанковский кредит позволяет им быстро привлекать недостающие средства или размещать временно свободные, избегая тем самым дорогостоящих операций с центральным банком или вынужденной продажи активов.
  • Формирование дополнительных ресурсов для увеличения объема доходных активных операций: Получая межбанковский кредит, банк может расширять кредитование реального сектора экономики, инвестировать в ценные бумаги, что способствует росту его процентных доходов и капитализации.
  • Размещение временно свободных денежных средств для получения дохода и регулирования собственной избыточной ликвидности: Банк с избыточной ликвидностью может эффективно ее использовать, предоставляя кредиты другим банкам, получая за это процентный доход, что также оптимизирует его финансовое положение.

Таким образом, межбанковский кредит выступает не только как инструмент управления ликвидностью, но и как механизм перераспределения финансовых ресурсов внутри банковской системы, способствуя ее более эффективному функционированию и совершенствованию рыночных отношений. Именно эта многофункциональность делает его незаменимым элементом стабильной финансовой системы.

Структура российского рынка межбанковского кредитования

Российский рынок межбанковского кредитования имеет двухуровневую структуру, отражающую специфику взаимодействия коммерческих банков как между собой, так и с центральным банком. Он состоит из двух основных сегментов:

  1. Рынок кредитов и депозитов Банка России: Это сегмент, где Банк России выступает в роли ключевого участника, предоставляя или изымая ликвидность через различные операции. Цель этих операций — регулирование общей ликвидности банковского сектора и воздействие на процентные ставки.
  2. Рынок межбанковских ссуд коммерческих банков: Здесь кредитные организации взаимодействуют напрямую друг с другом, предоставляя или привлекая средства, исходя из своих текущих потребностей в ликвидности и стратегий управления активами и пассивами.

Одной из наиболее заметных особенностей российского рынка МБК является его сегментация и высокая концентрация. Исторически сложилось так, что преобладающая часть сделок на рынке межбанковского кредитования заключается между крупными, преимущественно московскими банками [1.2]. Это создает определенные дисбалансы и риски. Так, по состоянию на 2 ноября 2024 года, банки, входящие в перечень системно значимых кредитных организаций, составляли внушительные 79% от всех активов банковского сектора Российской Федерации [1.5]. Этот факт не просто подтверждает концентрацию, но и указывает на ее природу: крупнейшие игроки, сосредоточенные в столице, доминируют на рынке, аккумулируя значительные объемы ликвидности и формируя основные потоки межбанковского кредитования. Межрегиональное взаимодействие, напротив, остается крайне ограниченным, что может приводить к локальным дефицитам или избыткам ликвидности в регионах и снижать общую эффективность перераспределения ресурсов. Такая структура обусловлена как историческими факторами, так и особенностями инфраструктуры, регуляторной среды и информационного обмена, что в конечном итоге ограничивает возможности более мелких региональных банков в доступе к ликвидности.

Механизмы формирования процентных ставок на рынке МБК

Процентные ставки на рынке межбанковского кредитования являются важнейшим индикатором состояния ликвидности в банковской системе и трансмиссионным каналом денежно-кредитной политики Банка России. Их формирование — это сложный процесс, зависящий от множества взаимосвязанных факторов.

Прежде всего, ставки определяются балансом спроса и предложения на денежные средства. Если у банков наблюдается дефицит ликвидности, спрос на межбанковские кредиты растет, что ведет к увеличению ставок. И наоборот, при избытке ликвидности предложение растет, а ставки снижаются.

Однако этот баланс не является изолированным; на него влияют:

  • Остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций: Уровень средств на корсчетах банков в Банке России напрямую отражает их текущую ликвидность. Низкие остатки стимулируют спрос на кредиты, высокие — увеличивают предложение.
  • Ситуация на валютном и фондовом рынках: Волатильность на этих рынках может вызывать отток или приток капитала, влияя на ликвидность банков и, соответственно, на ставки МБК. Например, резкое ослабление национальной валюты может увеличить спрос на рублевую ликвидность для ее покупки.
  • Экономическая и политическая ситуация в стране: Общая нестабильность, кризисные явления или наоборот, периоды роста, оказывают значительное влияние на доверие между участниками рынка, готовность предоставлять кредиты и заимствовать, что напрямую отражается на ставках. Регуляторные изменения или заявления Банка России также могут моментально изменить ожидания участников.

Для оценки состояния рынка МБК в России используются различные индикативные процентные ставки, наиболее известными из которых являются ставки группы MIACR (Moscow Interbank Actual Credit Rate), а также MIBID (Moscow Interbank Bid Rate) и MIBOR (Moscow Interbank Offered Rate).

Методология расчета этих ставок имеет свои особенности:

  • MIBID (предложение на покупку) и MIBOR (предложение на продажу): Эти ставки рассчитываются как среднее арифметическое заявляемых банками котировок по привлечению (MIBID) и размещению (MIBOR) межбанковских кредитов на различные сроки. Они отражают ожидания банков относительно будущей стоимости денег.
  • MIACR (средняя фактическая ставка): Эта ставка является более ретроспективной и рассчитывается как средняя взвешенная по объему фактически предоставленных кредитов по каждому сроку на базе данных банков [1.4]. Она отражает реальную стоимость заемных средств, формирующуюся по итогам сделок. Данные по показателям ставок межбанковского кредитного рынка группы MIACR доступны с 1 августа 2000 года, что позволяет проводить глубокий исторический анализ динамики рынка [1.4].
Показатель Характеристика Методика расчета
MIBID Ставка предложения на покупку межбанковского кредита. Отражает, по какой ставке банки готовы привлекать средства. Среднее арифметическое заявляемых крупнейшими банками котировок по привлечению межбанковских кредитов на различные сроки.
MIBOR Ставка предложения на продажу межбанковского кредита.

Отражает, по какой ставке банки готовы размещать средства.

Среднее арифметическое заявляемых крупнейшими банками котировок по размещению межбанковских кредитов на различные сроки.
MIACR Средняя фактическая ставка межбанковского кредитования. Отражает реальную стоимость сделок. Средняя взвешенная по объему фактически предоставленных кредитов по каждому сроку. Рассчитывается на базе данных банков о реальных сделках. Доступна с 01.08.2000.

Понимание этих механизмов и индикаторов является ключом к анализу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, поскольку именно через ставки МБК решения Банка России доходят до реального сектора экономики, влияя на всю экономическую активность.

Роль Банка России как регулятора и кредитора последней инстанции

Банк России, являясь центральным банком страны, занимает уникальное положение в финансовой системе. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1]. Это не просто один из участников рынка, а его архитектор, главный регулятор и, что особенно важно в периоды нестабильности, кредитор последней инстанции. Эти функции неразрывно связаны и направлены на достижение главной макроэкономической цели — обеспечение устойчивости национальной валюты.

Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России

Основная цель Банка России, как закреплено в законодательстве и его стратегических документах, заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля. Достижение этой цели осуществляется посредством поддержания ценовой стабильности, что выражается в установленной количественной цели по инфляции. С 2015 года, когда Банк России официально перешел к политике таргетирования инфляции, была определена и последовательно поддерживается цель по годовой инфляции вблизи 4% [2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8].

Политика таргетирования инфляции предполагает, что центральный банк публично объявляет целевой уровень инфляции и использует свои инструменты, в первую очередь ключевую ставку, для достижения этой цели. Преимущества такой стратегии заключаются в повышении предсказуемости экономической политики, формировании более устойчивых инфляционных ожиданий у населения и бизнеса, а также создании благоприятных условий для долгосрочного экономического роста. Опыт последних лет показал, что такая стратегия позволяет успешно преодолевать кризисные периоды, снижать волатильность и в конечном итоге способствует увеличению общественного благосостояния.

Принципы денежно-кредитной политики Банка России включают:

  • Прозрачность и предсказуемость: Решения и коммуникации Банка России максимально открыты для понимания участниками рынка.
  • Гибкость: Способность быстро реагировать на изменяющиеся макроэкономические условия.
  • Обоснованность: Все решения принимаются на основе всестороннего анализа экономической ситуации.
  • Независимость: Банк России действует независимо от федеральных органов государственной власти в рамках своих полномочий.

Банк России как кредитор последней инстанции

Функция Банка России как кредитора последней инстанции является критически важной для поддержания финансовой стабильности. Она означает, что в случае возникновения системного дефицита ликвидности или проблем у отдельных, особенно системно значимых, банков, Банк России готов предоставить им средства, когда другие источники финансирования исчерпаны или недоступны. Это не только предотвращает панику и цепные реакции банкротств, но и поддерживает доверие к банковской системе в целом.

Организация системы рефинансирования кредитных организаций является прямой обязанностью Банка России. В условиях макроэкономической нестабильности и кризисов его присутствие на рынке МБК значительно расширяется, и он часто становится основным, а порой и единственным, кредитором.

Ярким примером такого усиления роли стала ситуация в начале марта 2022 года, когда в ответ на беспрецедентные санкционные меры и возросшую неопределенность, Банк России оперативно предоставил банкам ликвидность, объем которой на пике достигал 10 трлн рублей [2.9]. Это позволило банковской системе выдержать шок, избежать коллапса и сохранить свою платежеспособность. Как бы развивалась ситуация без этого решительного вмешательства, остается лишь предполагать, но последствия могли быть катастрофическими.

Исторически можно наблюдать ту же тенденцию. Например, к 2011 году объем средств, привлеченных у Банка России, значительно вырос, что стало предвестником усиления его роли как основного кредитора на рынке МБК. В январе 2011 года этот объем составлял 325,7 млрд рублей [1.2]. Это свидетельствует о том, что регулятор постоянно адаптирует свою деятельность, усиливая поддержку банковского сектора в периоды, когда рыночные механизмы межбанковского кредитования оказываются под давлением.

Таким образом, Банк России не только устанавливает «правила игры» на финансовом рынке, но и активно вмешивается, чтобы обеспечить его бесперебойное функционирование, предотвращая системные риски и поддерживая доверие к национальной валюте.

Инструменты и механизмы рефинансирования Банка России (2023-2025)

Для эффективного управления ликвидностью банковского сектора и реализации своей денежно-кредитной политики, Банк России использует широкий спектр инструментов рефинансирования. Эти инструменты позволяют ему оперативно воздействовать на объем денежных средств в экономике, а также на процентные ставки на межбанковском рынке. За последнее десятилетие, особенно в периоды кризисов, наблюдалась значительная трансформация как самих инструментов, так и регуляторной базы, их регламентирующей.

Обзор действующих инструментов рефинансирования

Банк России предоставляет кредитным организациям различные виды кредитов и проводит операции, направленные на предоставление и абсорбирование ликвидности. Ключевые инструменты рефинансирования включают:

  • Внутридневные кредиты: Это кредиты, предоставляемые банкам для обеспечения бесперебойности платежей в течение одного операционного дня. Они погашаются в тот же день и являются жизненно важными для поддержания текущей платежеспособности. Внутридневные кредиты продолжают оставаться одними из самых востребованных инструментов рефинансирования у российских банков [3.6, 3.7], что подчеркивает их оперативную значимость.
  • Кредиты овернайт (overnight): Предоставляются на срок один рабочий день и погашаются на следующий рабочий день. Используются банками для покрытия краткосрочного дефицита ликвидности, возникшего по итогам операционного дня.
  • Ломбардные кредиты: Предоставляются под залог ценных бумаг, входящих в ломбардный список Банка России. Это один из классических инструментов рефинансирования, обеспечивающий банкам доступ к ликвидности под достаточно надежное обеспечение.
  • Кредиты, обеспеченные нерыночными активами: К ним относятся кредиты, предоставляемые ��од обеспечение векселями или поручительствами. Этот инструмент позволяет расширить круг обеспечения, делая доступ к рефинансированию более гибким для банков, не обладающих достаточным объемом ценных бумаг из ломбардного списка.
  • Кредиты, обеспеченные золотом: Специфический инструмент, используемый для предоставления ликвидности под залог золота, что расширяет возможности фондирования для банков, имеющих такие активы.
  • Операции РЕПО (Repo Operations): Это операции по покупке (прямое РЕПО) или продаже (обратное РЕПО) ценных бумаг с обязательством обратной продажи или покупки через определенный срок. Банк России использует операции РЕПО как для предоставления ликвидности (прямое РЕПО), так и для ее изъятия (обратное РЕПО), что делает их мощным инструментом тонкой настройки ликвидности.

Эти инструменты формируют каркас системы рефинансирования, позволяя Банку России гибко реагировать на изменяющиеся потребности банковской системы в ликвидности.

Трансформация регуляторной базы и денежно-кредитной политики

За последнее десятилетие регуляторная база, определяющая порядок предоставления рефинансирования, претерпела значительные изменения, что отражает адаптацию Банка России к новым экономическим реалиям и вызовам.

Одним из заметных изменений в коммуникационной политике стало прекращение публикации Доклада о денежно-кредитной политике Банка России с февраля 2024 года. Вместо него, после каждого решения Совета директоров по ключевой ставке, теперь публикуется Резюме обсуждения ключевой ставки. Это изменение направлено на повышение оперативности и сфокусированности коммуникации, представляя рынку ключевые аргументы, лежащие в основе принятых решений, без необходимости дожидаться публикации обширного доклада.

В области регулирования инструментов рефинансирования произошли следующие важные изменения:

  • Отмена Положения Банка России от 12.11.2007 № 312-П: Это Положение регулировало порядок предоставления кредитов, обеспеченных активами или поручительствами. Однако с 01.10.2018 оно перестало применяться для предоставления кредитов Банка России. Это свидетельствует об изменении подходов к обеспечению и, вероятно, о пересмотре рисков, связанных с различными видами активов.
  • Обновление условий проведения операций по предоставлению кредитов, обеспеченных ценными бумагами: Условия проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам, были обновлены и вступили в силу с 16.09.2024 [21]. Теперь Банк России предоставляет кредиты в рублях российским кредитным организациям под такое обеспечение в соответствии с Указанием Банка России от 22 мая 2018 года № 4801-У и договорами об участии. Это демонстрирует постоянную работу по адаптации регуляторной базы к текущим условиям рынка и повышению его эффективности.

Динамика ключевой ставки и ее влияние на МБК в 2023-2025 годах

Ключевая ставка Банка России является основным инструментом денежно-кредитной политики и оказывает прямое влияние на процентные ставки на межбанковском рынке, а через них — на стоимость кредитов для экономики в целом. Период 2023-2025 годов характеризовался значительным ужесточением денежно-кредитной политики, направленным на борьбу с инфляцией.

В 2023 году Банк России активно повышал ключевую ставку:

  • На 24 июля 2023 года ключевая ставка составляла 8,50% годовых [3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.8, 3.11].
  • Уже 15 августа 2023 года она была повышена до 12,00% годовых [3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.8, 3.11].
  • К декабрю 2023 года ключевая ставка достигла 16,0% годовых.

Такое агрессивное повышение ставки было обусловлено необходимостью сдержать инфляционное давление, которое усилилось из-за геополитической напряженности, ослабления рубля и роста инфляционных ожиданий. Повышение ключевой ставки напрямую транслируется на рынок МБК: банки начинают предлагать и запрашивать кредиты по более высоким ставкам, поскольку стоимость фондирования у центрального банка возрастает.

По состоянию на октябрь 2025 года, текущая ключевая ставка Банка России составляет 17,00% годовых, установленная с 15 сентября 2025 года. Это отражает продолжающееся стремление регулятора к поддержанию ценовой стабильности и сдерживанию инфляции, которая все еще остается выше целевого уровня 4%.

Ставки на межбанковском рынке, такие как RUONIA (Ruble OverNight Index Average) и MIACR, чутко реагируют на изменения ключевой ставки. RUONIA, как индикатор стоимости однодневных необеспеченных рублевых кредитов на межбанковском рынке, обычно находится в непосредственной близости от ключевой ставки, отражая оперативное состояние ликвидности. MIACR, как средневзвешенная фактическая ставка, также следует за ключевой ставкой, но с учетом фактических объемов сделок. Высокая ключевая ставка означает удорожание межбанковского кредитования, что, в свою очередь, ведет к увеличению стоимости кредитов для нефинансового сектора и населения, оказывая охлаждающее воздействие на экономику.

Дата Ключевая ставка (%)
24.07.2023 8,50
15.08.2023 12,00
Декабрь 2023 16,00
15.09.2025 17,00
Октябрь 2025 17,00

Этот период демонстрирует, как Банк России использует ключевую ставку в качестве мощного инструмента для управления макроэкономической стабильностью, даже ценой временного замедления экономического роста, подчеркивая свой приоритет по борьбе с инфляцией.

Кредитная политика Банка России в ответ на кризисы и геополитические вызовы

История последних десяти лет в России ознаменована чередой серьезных экономических шоков и геополитических вызовов, каждый из которых требовал от Банка России оперативной и зачастую нетривиальной адаптации своей кредитной политики. Эти события стали суровыми испытаниями для устойчивости финансовой системы и показали ключевую роль регулятора в ее стабилизации.

Реакция на кризисы 2014-2015 годов

Кризис 2014-2015 годов стал серьезным испытанием для российской экономики, вызванным резким падением цен на нефть и введением первых экономических санкций в отношении России, особенно после событий в Крыму и на востоке Украины. Эти санкции напрямую затронули более 50% активов российского банковского сектора [4.9], значительно ограничив доступ крупнейших российских банков к недорогим источникам финансирования на западных финансовых рынках. Это привело к дефициту валютной ликвидности и усилению давления на рубль.

В ответ на эти вызовы Банк России был вынужден принять жесткие, но необходимые меры:

  • Повышение ключевой ставки до 17% годовых в конце 2014 года [4.1, 4.12, 4.13]. Это решение было направлено на стабилизацию валютного рынка, сдерживание инфляции и предотвращение массового оттока капитала. Однако оно же привело к резкому росту ставок на межбанковском рынке и удорожанию кредитов для реального сектора.
  • После стабилизации ситуации и адаптации рынка, Банк России начал постепенное снижение ключевой ставки. С 30 января 2015 года ключевая ставка была снижена с 17,00% до 15,00% годовых [4.1, 4.12, 4.13]. В течение 2015 года ставки продолжали постепенно снижаться, и к 2016 году ключевая ставка составила 10%, что позволило несколько смягчить условия кредитования.

Этот период показал способность Банка России к решительным действиям в условиях кризиса, когда оперативная стабилизация была важнее краткосрочных экономических издержек. Эти решения, хотя и болезненные, предотвратили гораздо более глубокий и продолжительный спад.

Меры Банка России в условиях кризиса 2022 года и санкционного давления

Начало 2022 года принесло беспрецедентный удар по российской экономике и финансовому сектору в виде массированных западных санкций. Эти меры вызвали существенные изменения: затруднения в международных логистике и расчетах, ограничение импорта и экспорта, заморозка значительной части валютных резервов.

Для стабилизации ситуации и предотвращения системного финансового кризиса, Банк России принял комплекс оперативных и масштабных мер:

  • Экстренное повышение ключевой ставки до 20% годовых: Это решение было принято для сдерживания паники, стабилизации рубля и предотвращения инфляционной спирали.
  • Введение контроля за движением капитала: Были введены ограничения на вывод капитала, обязательная продажа валютной выручки экспортерами, что позволило стабилизировать курс рубля.
  • Приостановка торгов на Московской Бирже: Это дало время для оценки ситуации и предотвращения обвального падения активов.
  • Существенные регуляторные послабления для банков: Введены временные меры по смягчению требований к банкам, что позволило им адаптироваться к новым условиям без чрезмерного давления на капитал и ликвидность.
  • Масштабное предоставление ликвидности: Как уже упоминалось, объем предоставленной регулятором ликвидности банкам достигал 10 трлн рублей на пике в начале марта 2022 года [2.9], что предотвратило коллапс системы.

Эти меры позволили ограничить риски для финансовой стабильности, поддержать устойчивость банковского сектора, и к апрелю 2022 года острая фаза кризиса была пройдена.

Западные санкции влияют на российский финансовый сектор через шесть основных каналов:

  1. Валютный канал: Ограничение доступа к иностранным валютам, заморозка резервов, что создает дефицит валютной ликвидности.
  2. Фондовый канал: Запрет на торговлю российскими ценными бумагами, уход иностранных инвесторов, что приводит к падению капитализации компаний и банков.
  3. Процентный канал: Повышение рисковой премии, удорожание заимствований как для государства, так и для частного сектора.
  4. Канал доходов: Снижение доходов от экспорта из-за ограничений, сокращение прибыли компаний, что влияет на их способность обслуживать долги.
  5. Кредитный канал: Ограничение доступа к международным кредитным рынкам, снижение возможности привлечения долгосрочного финансирования.
  6. Канал страхования: Отзыв рейтингов, прекращение страховых операций, что увеличивает стоимость рисков и снижает инвестиционную привлекательность.

Стратегия девалютизации и рост доли национальных валют

В ответ на санкционное давление и стремление к большей финансовой автономии, Банк России активно реализует стратегию девалютизации экономики и финансового сектора. Цель этой политики — снижение зависимости от доллара США и евро в международных расчетах и повышение роли национальных валют, в первую очередь рубля, а также валют «дружественных» стран.

Результаты этой стратегии уже ощутимы:

  • К концу 2024 года доля национальных валют в расчетах России за импорт товаров и услуг превысила 80%, при этом на рубль пришлось более 48% всех расчетов [4.2].
  • В целом, доля внешней торговли России, осуществляемой в национальных валютах, достигла почти 80% в 2024 году, что более чем в три раза превышает показатель 2020 года (25%) [4.3, 4.5].
  • Особенно заметен прогресс в торговых отношениях со странами ЕАЭС, где доля расчетов в национальных валютах достигла 93%, причем около 75% всех взаиморасчетов в союзе приходится на российский рубль [4.5].

Это свидетельствует о системной перестройке внешнеэкономических связей и платежной инфраструктуры, что имеет долгосрочные последствия для устойчивости российской финансовой системы и ее интеграции с новыми экономическими партнерами. Девалютизация снижает уязвимость перед внешними шоками и является одним из ключевых направлений кредитной политики Банка России в условиях меняющегося миропорядка. Какие дальнейшие шаги предпримет регулятор для углубления этой тенденции?

Требования Банка России к кредитным организациям и оценка их финансового положения

В условиях динамично меняющейся экономической среды и возрастающих рисков, Банк России постоянно совершенствует свою надзорную функцию, стремясь обеспечить стабильность банковского сектора. Ключевым элементом этой функции является система оценки финансового положения кредитных организаций, которая лежит в основе принятия регуляторных решений и формирования политики взаимодействия с банками.

Развитие методологии оценки экономического положения (ОЭП)

Оценка экономического положения (ОЭП) является одним из важнейших надзорных инструментов, используемых Банком России для классификации банков по уровню риска для вкладчиков и кредиторов. Эта оценка позволяет регулятору своевременно выявлять проблемные банки, применять соответствующие меры воздействия и, в конечном итоге, защищать интересы финансовой системы.

Однако действующая методика ОЭП, разработанная в 2008 году, к настоящему времени утратила необходимую риск-чувствительность. Причина этого кроется в эволюции банковского бизнеса, появлении новых финансовых продуктов и услуг, а также существенном изменении риск-профиля банков под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Старая методика не всегда адекватно отражает реальные риски, что может приводить к недостаточно точной оценке состояния кредитных организаций.

В свете этих вызовов, Банк России активно работает над совершенствованием инструментов надзорной оценки и планирует существенно скорректировать действующую методику оценки экономического положения. Новый подход будет более риск-чувствительным и позволит более точно ранжировать банки по уровню риска.

Ключевые особенности новой методологии:

  • Риск-чувствительность: Акцент будет сделан на более глубоком анализе факторов риска, специфичных для современного банковского бизнеса.
  • Диалог с менеджментом: Новый подход ляжет в основу регулярного диалога регулятора с менеджментом банков, стимулируя их к более эффективному управлению рисками.
  • Дифференцированные ставки страховых отчислений: В будущем новая методика послужит базой для расчета дифференцированных ставок страховых отчислений в Фонд обязательного страхования вкладов, что позволит более справедливо распределять финансовую нагрузку.
  • Количественный скор и оценка качества управления: Итоговая ОЭП будет результатом объединения количественного скора (основанного на объективных финансовых показателях) и оценки качества управления (анализ корпоративного управления, систем риск-менеджмента).

    Важно отметить, что высокое качество управления при низком количественном скоре не может быть основанием для присвоения высокой итоговой ОЭП. Это подчеркивает приоритет объективных финансовых показателей и минимизирует субъективность в оценке.

Подготовить нормативную базу для новой методики Банк России планирует в 2025–2027 годах, с переходом на ее применение в 2027–2028 годах. Этот поэтапный подход позволит банкам адаптироваться к новым требованиям и избежать резких потрясений.

Макропруденциальные лимиты и надзорные меры

Помимо оценки экономического положения, Банк России активно использует макропруденциальные лимиты (МПЛ) для ограничения системных рисков и предотвращения чрезмерного роста долговой нагрузки. Эти лимиты направлены на сдерживание неконтролируемого кредитования заемщиков с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН), что способствует повышению устойчивости как отдельных банков, так и всей финансовой системы.

Примеры применения МПЛ:

  • Ужесточение МПЛ на IV квартал 2024 года: Банк России продолжил ужесточение макропруденциальных лимитов, ограничивая долю кредитов, выдаваемых заемщикам с высоким ПДН.
  • Новые правила с 1 июля 2025 года: С этой даты вводятся новые правила расчета МПЛ, которые будут учитывать дополнительные факторы, делая лимиты более точечными и эффективными.

В дополнение к превентивным мерам, Банк России обладает широким спектром надзорных мер и полномочий для воздействия на кредитные организации. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России имеет право:

  • Требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений федеральных законов, нормативных актов и предписаний [23].
  • Применять меры воздействия в случае превышения макропруденциальных лимитов, непредставления или недостоверного представления информации.
  • В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, а также если эти нарушения создают реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России имеет право отозвать лицензию на осуществление банковских операций [24].

Таким образом, Банк России, с одной стороны, совершенствует методологии оценки и регулирования, направленные на предотвращение рисков, а с другой — сохраняет и активно применяет жесткие надзорные меры для поддержания дисциплины и стабильности в банковском секторе.

Риски и перспективы развития российского рынка межбанковского кредитования в условиях структурной перестройки экономики

Российский рынок межбанковского кредитования, как и вся экономика страны, находится в процессе глубокой структурной перестройки, вызванной геополитическими изменениями и санкционным давлением. Этот процесс сопряжен как с сохраняющим��ся рисками, так и с открывающимися перспективами, которые будут формировать облик рынка в обозримом будущем.

Внешние и внутренние риски для финансового сектора

Несмотря на адаптацию к новым условиям, российские нефинансовые компании и финансовый сектор по-прежнему подвержены значительному риску санкций. Эти риски включают как возможное введение новых ограничений, так и сохраняющееся давление от уже действующих мер, которые продолжают влиять на доступ к технологиям, рынкам капитала и логистическим цепочкам.

Основной канал влияния глобальных рисков на Россию связан с возможным снижением цен на экспортные товары, прежде всего, на нефть. В случае ухудшения ситуации в мировой экономике, замедления глобального роста и снижения спроса, падение цен на углеводороды может привести к сокращению экспортных доходов, ослаблению рубля и, как следствие, к усилению инфляционного давления и нестабильности на финансовых рынках.

Внутренние факторы также оказывают существенное негативное влияние на финансовое положение российских компаний:

  • Рост себестоимости: По итогам 2024 года, компании столкнулись с увеличением расходов на оплату труда, повышением тарифов инфраструктурных компаний, удорожанием логистики и внешними ограничениями. Все это приводит к снижению рентабельности.
  • Рост стоимости обслуживания долга: В условиях ужесточения денежно-кредитной политики Банка России и высоких процентных ставок, обслуживание заемных средств становится более дорогим. Этот фактор является критичным, прежде всего, для компаний с высокой закредитованностью.

Несмотря на эти вызовы, важно отметить, что большинство организаций сохраняет финансовую устойчивость и возможность обслуживать обязательства перед кредиторами. По итогам 2024 года, сальдированный финансовый результат компаний снизился на 6,9% по сравнению с предыдущим годом, до 30,4 трлн рублей, и в большинстве отраслей наблюдается снижение числа прибыльных компаний [5.2]. Однако, проблемные компании составляют 8% от общего долга выборки крупнейших компаний (по итогам 2023 года — 5%), а около трети долга крупнейших компаний приходится на организации с повышенной, но не критичной долговой нагрузкой, большинство из которых не испытывает сложностей с обслуживанием долга [5.1, 5.2]. Это говорит о некоторой диверсификации рисков и адаптации компаний к новым условиям.

В обозримой перспективе на рынок будут в основном влиять внутренние факторы, такие как темпы структурной перестройки, эффективность импортозамещения, развитие внутреннего спроса и инвестиционной активности.

Направления развития рынка МБК

Несмотря на текущие вызовы, российский рынок межбанковского кредитования обладает потенциалом для дальнейшего развития и повышения эффективности. Одним из перспективных направлений является расширение деятельности денежных брокеров.

Денежные брокеры выступают посредниками при совершении сделок на денежном рынке, включая межбанковское кредитование. Их роль заключается в сведении продавцов и покупателей ликвидности, обеспечивая анонимность участников и повышая эффективность ценообразования. Расширение их деятельности может способствовать:

  • Повышению ликвидности рынка: За счет более широкого круга участников и оптимизации поиска контрагентов.
  • Снижению транзакционных издержек: Для банков, которым не нужно самостоятельно искать подходящие предложения.
  • Увеличению прозрачности: Брокеры агрегируют информацию о предложениях, что может способствовать более адекватному формированию ставок.

Другим важным направлением может стать организация проведения сделок межбанковского кредитования через Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ) и использование ее в качестве электронного брокера. Это предложение, которое зачастую остается вне фокуса внимания при анализе конкурентов, имеет значительный потенциал:

  • Стандартизация и централизация: ММВБ предоставляет стандартизированные платформы для торгов, что упрощает заключение сделок и снижает операционные риски.
  • Повышение прозрачности и адекватной оценки рисков: Торги на биржевой площадке обеспечивают централизованное клиринговое и расчетное обслуживание, а также раскрытие информации (в агрегированном виде), что позволяет участникам рынка получать более полную картину спроса и предложения и, следовательно, более адекватно оценивать риски контрагентов.
  • Увеличение эффективности сделок: Биржевая инфраструктура позволяет автоматизировать процесс заключения сделок, сократить время и издержки, а также обеспечить более конкурентное ценообразование.
  • Расширение доступа: ММВБ может предоставить доступ к рынку МБК более широкому кругу участников, в том числе региональным банкам, которые сейчас менее активны на этом рынке.

Таким образом, развитие рынка МБК в России будет тесно связано с адаптацией к новым реалиям, преодолением существующих рисков и активным использованием новых технологий и инфраструктурных решений для повышения его эффективности и устойчивости.

Инновационные подходы и технологии: влияние цифрового рубля на межбанковское кредитование

Мировая финансовая система стоит на пороге революционных изменений, связанных с появлением цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ).

Россия не осталась в стороне от этого тренда, активно развивая проект цифрового рубля. Внедрение этой инновационной технологии, несомненно, окажет влияние на всю финансовую систему, включая организацию межбанковского кредитования.

Концепция и этапы внедрения цифрового рубля

Цифровой рубль представляет собой третью форму национальной валюты, наряду с наличными и безналичными рублями. Это цифровая валюта центрального банка, эмитируемая Банком России и являющаяся его обязательством. Она сочетает в себе свойства наличных денег (универсальность, безопасность) и безналичных (скорость, удобство дистанционных операций).

Организация и обеспечение функционирования платформы цифрового рубля является одной из новых функций Банка России, закрепленной Федеральным законом от 24.07.2023 № 340-ФЗ, который ввел пункт 4.2 в статью 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [6.2, 6.5, 6.9].

Внедрение цифрового рубля происходит поэтапно:

  • Пилотный проект: 15 августа 2023 года стартовал пилотный проект по проведению операций с реальными цифровыми рублями [6.1, 6.9]. В нем приняли участие 13 банков, около 600 физических лиц и 30 торгово-сервисных предприятий в 11 городах России.
  • Расширение пилотного проекта: В 2024 году параметры пилотного проекта были значительно расширены. Число пользователей увеличилось до 9 тысяч граждан и 1200 компаний из более чем 150 населенных пунктов России. Они открыли около 2,5 тысячи кошельков и провели около 100 тысяч операций [6.1].
  • Массовое внедрение: Массовое внедрение цифрового рубля начнется с 1 сентября 2026 года [6.10]. Изначально он будет доступен в крупнейших банках и торговых сетях с выручкой более 120 млн рублей, с последующим расширением до всех продавцов и банков к 2028 году.
  • Использование для социальных выплат: С 1 октября 2025 года цифровые рубли начнут использоваться для части федеральных социальных выплат [6.6, 6.10, 6.12]. Это станет важным шагом в практическом применении новой формы денег и повышении ее значимости для населения.

Особенности цифрового рубля и его влияние на межбанковское кредитование

Ключевой особенностью цифрового рубля, принципиально отличающей его от других форм денег, является то, что он не предназначен для начисления процентов на остаток на счетах или для кредитования [6.7, 6.9, 6.13]. Цифровой рубль разработан как инструмент для платежей и переводов, предоставляя альтернативный способ расчетов. Переводы в цифровых рублях для граждан будут бесплатными, а для бизнеса тариф за прием оплаты составит 0,3% от размера платежа (не более 1500 рублей), комиссия за переводы между юридическими лицами — 15 рублей за операцию [6.5, 6.19, 6.20].

Несмотря на то что цифровой рубль сам по себе не является инструментом кредитования, его внедрение может оказать косвенное, но значимое влияние на организацию и функционирование российского рынка межбанковского кредитования. Этот аспект часто упускается в поверхностных обзорах, но является критически важным для глубокого анализа.

Потенциальное влияние на межбанковское кредитование:

  • Временный рост неопределенности для кредитных организаций: В начальный период внедрения цифрового рубля банки могут столкнуться с неопределенностью относительно того, как клиенты будут перераспределять свои средства между различными формами денег. Это может повлиять на их ликвидность и, соответственно, на потребности в межбанковском фондировании.
  • Изменение структуры балансов банков: Переток части средств клиентов в цифровые рубли может изменить структуру пассивов банков, сокращая объем клиентских остатков, которые традиционно являются одним из источников ликвидности для межбанковского кредитования. Банкам придется адаптировать свои стратегии управления ликвидностью.
  • Колебания потоков средств клиентов: В зависимости от привлекательности и удобства цифрового рубля, могут наблюдаться колебания в потоках средств, что потребует от банков более оперативного и гибкого управления ликвидностью, в том числе через рынок МБК.
  • Краткосрочная волатильность ставок денежного рынка: Изменения в ликвидности банковской системы, вызванные перетоком средств в цифровой рубль, могут привести к краткосрочной волатильности ставок на денежном рынке, включая ставки межбанковского кредитования [6.17]. Банк России, однако, утверждает, что обладает достаточным набором инструментов для компенсации этих эффектов.
  • Повышение эффективности трансграничных платежей: В перспективе цифровой рубль может облегчить трансграничные расчеты, что может снизить потребность в корреспондентских счетах в иностранных банках и повлиять на валютную составляющую межбанковского рынка.

Важно отметить, что Банк России, осознавая потенциальные риски, считает, что цифровой рубль не окажет значимого влияния на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики [6.19]. Регулятор обладает инструментами для компенсации возможных эффектов, таких как операции по управлению ликвидностью.

Пример Национального Банка Казахстана, который в Докладе о денежно-кредитной политике отмечает влияние ЦВЦБ на потребление домохозяйств и кредитование, демонстрирует общую тенденцию центральных банков мира к внимательному анализу таких эффектов. Это подчеркивает, что хотя цифровой рубль не является напрямую инструментом МБК, его косвенное влияние на ликвидность и структуру банковского сектора будет требовать постоянного мониторинга и адаптации со стороны участников рынка и регулятора.

Выводы

Анализ организации межбанковского кредитования Банком России в период до октября 2025 года демонстрирует сложный, динамичный и постоянно адаптирующийся механизм, критически важный для обеспечения финансовой стабильности страны. Наша работа углубила понимание роли регулятора, эволюции его инструментов и кредитной политики в условиях беспрецедентных вызовов.

Во-первых, рынок межбанковского кредитования в России продолжает выполнять свои ключевые функции по поддержанию ликвидности и перераспределению ресурсов, несмотря на выраженную сегментацию и концентрацию на крупных московских банках. Механизмы формирования процентных ставок остаются традиционными, но чутко реагируют на макроэкономическую конъюнктуру и, в особенности, на решения Банка России.

Во-вторых, Банк России подтверждает свою центральную роль как регулятора и кредитора последней инстанции. Цель по инфляции вблизи 4%, установленная в 2015 году, остается ключевым ориентиром денежно-кредитной политики. В периоды кризисов, таких как март 2022 года, когда объем предоставленной ликвидности достигал 10 трлн рублей, Банк России продемонстрировал готовность и способность оперативно стабилизировать банковский сектор, предотвращая системные риски. Это подчеркивает, что без своевременного вмешательства регулятора финансовая система могла бы столкнуться с гораздо более серьезными потрясениями, чем наблюдались.

В-третьих, инструментарий рефинансирования Банка России постоянно трансформируется. Внутридневные кредиты сохраняют свою востребованность. Однако регулятор активно пересматривает нормативную базу, о чем свидетельствует отмена Положения № 312-П и вступление в силу обновленных условий для обеспеченных кредитов. Динамика ключевой ставки в 2023-2025 годах, включая повышения до 17,00% годовых к октябрю 2025 года, подчеркивает приоритет Банка России по борьбе с инфляцией и является ключевым фактором, определяющим стоимость межбанковского фондирования.

В-четвертых, кредитная политика Банка России активно адаптируется к кризисам и геополитическим вызовам. Опыт 2014-2015 годов и особенно 2022 года показал эффективность комплекса мер (повышение ставки, контроль капитала, регуляторные послабления) для стабилизации системы. Стратегия девалютизации демонстрирует значительные успехи: доля национальных валют во внешней торговле России приблизилась к 80% к концу 2024 года, что снижает уязвимость перед внешним давлением. Это не просто статистический показатель, а фундаментальное изменение в экономической стратегии страны, направленное на укрепление суверенитета.

В-пятых, Банк России активно работает над совершенствованием надзорных требований, разрабатывая новую, более риск-чувствительную методику оценки экономического положения банков, которая будет внедрена в 2027–2028 годах. Эта методика, сочетающая количественный скор и оценку качества управления, призвана повысить точность классификации рисков и усилить диалог с банками. Применение макропруденциальных лимитов и право отзыва лицензий остаются мощными инструментами поддержания стабильности.

И наконец, внедрение цифрового рубля, начиная с использования для социальных выплат с 1 октября 2025 года и массового запуска с 1 сентября 2026 года, представляет собой значительную инновацию. Хотя цифровой рубль не предназначен для кредитования, он может привести к временному изменению структуры балансов банков и колебаниям потоков ликвидности. Однако Банк России обладает инструментами для компенсации этих эффектов, полагая, что влияние на трансмиссионный механизм ДКП будет незначительным. Перспективы развития рынка МБК связаны также с расширением роли денежных брокеров и повышением эффективности биржевых механизмов через ММВБ.

Таким образом, российский рынок межбанковского кредитования находится в состоянии постоянной эволюции. Стабилизирующая роль Банка России, его гибкая адаптация к меняющимся условиям, а также готовность к внедрению инноваций, таких как цифровой рубль, являются ключевыми факторами, определяющими его устойчивость и перспективы развития в условиях структурной перестройки экономики.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (с изменениями от 27 июля 2010 г. № 206-ФЗ) // Российская газета от 14 октября 2008 г. № 214.
  2. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (с изменениями от 19.07.2009 № 193-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 ноября 2008 г. № 44 ст. 4981.
  3. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 14 октября 2008 года «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» (в ред. указания ЦБ РФ от 19.01.2009 № 2170-У).
  4. Положение Банка России от 16.10.2008 года № 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» (с изменениями, внесенными Указанием ЦБР от 1 апреля 2011 г. № 2606-У) // Вестник Банка России от 17 октября 2008 №58.
  5. Положение Банка России от 28.11.2008 года № 329-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на фондовой бирже» (в ред. Указаний Банка России от 08.02.2011 № 2576-У) // Вестник Банка России от 31 декабря 2008 г. № 75.
  6. Информационное письмо ЦБР от 9 февраля 2011 года «О приостановлении проведения операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, а также ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке» // Вестник Банка России от 16 февраля 2011 г. № 9.
  7. Банковское дело. Учебник / Под ред. д-ра экон. наук. проф. Г.Г. Коробовой. М.: Экономистъ, 2009. 766 с.
  8. Банковское дело. Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2009. 768 с.
  9. Коваленко О.В. Моделирование динамики ценовых индикаторов российского рынка межбанковского кредитования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Изд-во ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова», 2010. 32 с.
  10. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н. Банковское дело: современная система кредитования. М.: Кнорус, 2008. 264 с.
  11. Прончатов Е.А. Банк России как кредитор последней инстанции (аналитический обзор в свете современных научных концепций): Монография. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского научного университета, 2009. 55 с.
  12. Рогинко П.С. Развитие российского межбанковского кредитного рынка: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. 116 с.
  13. Смольянинова Е.Н. Организация деятельности центрального банка РФ: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. 96 с.
  14. Коваленко О.В. Переломный год для российского рынка МБК // Банковское дело. 2009. №5.
  15. Кутуков С.Б. Динамика российского межбанковского рынка // Деньги и кредит. 2010. № 4.
  16. Малкина М.Ю. Институты денежно-кредитного регулирования: противоречия функционирования и развития // Финансы и кредит. 2010. № 18.
  17. Рогинко П.С. Особенности развития российского рынка межбанковского кредитования в условиях макроэкономической нестабильности // Электронное научное периодическое издание «Труды МГТА: электронный журнал. 2009. № 11.
  18. Обзор финансовой стабильности. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/finstab/o_fs/ (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Межбанковский кредит: основные понятия и термины. Финам. URL: https://www.finam.ru/dictionary/term/mezhbankovskii-kredit/ (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Межбанковский кредит (МКБ) что это, межбанковское кредитование, расшифровка мкб. bankiros.ru. URL: https://bankiros.ru/wiki/mezhbankovskiy-kredit (дата обращения: 09.10.2025).
  21. МЕЖБАНКОВСКИЙ КРЕДИТ — что это простыми словами. Глоссарий Финуслуги.рy. URL: https://finguide.ru/glossary/mezhbankovskiy-kredit (дата обращения: 09.10.2025).
  22. МЕЖБАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhbankovskie-kredity/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Положение Банка России от 12.11.2007 N 312-П (ред. от 09.09.2015) «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами». КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72944/ (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Новый подход к оценке экономического положения банков: доклад для общественных консультаций. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=10636 (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Годовой отчет — 2023. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/collection/collection/file/48880/ar_2023.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Требования Банка России к кредитным организациям по специальным механизмам. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/hd_bank/special_m/ (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Доклад о денежно-кредитной политике. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/dkp_base/doklad_dkp/ (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Рынок межбанковского кредитования как элемент трансмиссионного механизма современной денежно-кредитной политики. Новая Экономическая Ассоциация. URL: https://www.econorus.org/repec/journl/neaj/2012_2/2012_2_89_100.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  29. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЕЖБАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ. Elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43836372 (дата обращения: 09.10.2025).
  30. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/143534/on_2023-2025.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Банк России как кредитор последней инстанции. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bank-rossii-kak-kreditor-posledney-instantsii/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  32. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА МЕЖБАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-rynka-mezhbankovskogo-kreditovaniya-v-rf/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  33. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЕЖБАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ. Elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47307687 (дата обращения: 09.10.2025).
  34. Раздел 2. Условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики в конце 2023 года и в 2024 году. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464947/264b3c3b0f58079ed6159620dd8214227917462c/ (дата обращения: 09.10.2025).
  35. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/153176/on_2024-2026.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  36. Статья 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37575/e284206e864821c618c7d605174092b3c2006326/ (дата обращения: 09.10.2025).
  37. «Условия проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам» (приложение 1 к приказу Банка России от 24.12.2019 N ОД-2967) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2024).

    КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341908/ (дата обращения: 09.10.2025).

  38. Рынок межбанковских кредитов в России: состояние, проблемы. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-mezhbankovskih-kreditov-v-rossii-sostoyanie-proble/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Статья 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37575/ef7682a24ec0457f920f32314a572a11b69f6583/ (дата обращения: 09.10.2025).
  40. Глава 2. Меры, применяемые к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп), и основания для их применения. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298491/2a138927e1ce672d424075f922eb4f83b631d867/ (дата обращения: 09.10.2025).
  41. Риски на рынке межбанковского кредитования и способы их минимизации. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-na-rynke-mezhbankovskogo-kreditovaniya-i-sposoby-ih-minimizatsii/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
  42. Условия проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами. docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/564344400 (дата обращения: 09.10.2025).
  43. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ развития операций на межбанковском рынке. Elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44463878 (дата обращения: 09.10.2025).
  44. Как санкции влияют на финсектор России: ЦБ назвал шесть каналов. Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10967398 (дата обращения: 09.10.2025).
  45. ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/149811/report_05062025.pdf (дата обращения: 09.10.2025).