Денежно-кредитная политика Банка России в 2024-2025 гг.: Актуальные вызовы и эффективность режима таргетирования инфляции

Курсовая работа

Введение: Актуальность проблемы и структура исследования

В современных условиях глобальной и российской макроэкономической турбулентности роль денежно-кредитной политики (ДКП) как стабилизирующего фактора приобретает критическое значение. Если в начале 2020-х годов Банк России (ЦБ РФ) успешно справлялся с умеренными шоками, то с 2022 года экономика столкнулась с беспрецедентным сочетанием внешних санкционных ограничений, структурных перестроек и значительного фискального стимулирования. Это привело к резкому всплеску инфляционных рисков, требующих крайне решительных мер.

РЕЛЕВАНТНЫЙ ФАКТ: Согласно последним прогнозам Банка России, для возвращения инфляции к целевому показателю 4% в 2026 году, средняя ключевая ставка в 2025 году прогнозируется в диапазоне 17–20% годовых. Эта цифра не просто отражает ужесточение ДКП, но и демонстрирует исключительную жесткость монетарных условий, необходимых для купирования текущего проинфляционного давления, которое не наблюдалось в российской экономике со времен наиболее острых кризисных периодов.

Актуальность исследования определяется необходимостью глубокого анализа механизмов и инструментов, используемых ЦБ РФ в период кардинальной макроэкономической трансформации (2024–2025 гг.).

В условиях, когда годовая инфляция на октябрь 2024 года достигла 8,63%, а условиях высокой ключевой ставки ЦБ РФ">ключевая ставка — 21,00% годовых, изучение эффективности режима таргетирования инфляции, подвергающегося серьезным испытаниям, становится первоочередной задачей для экономической науки и практиков.

Объектом исследования выступает система денежно-кредитной политики Российской Федерации, а предметом — цели, инструменты и трансмиссионный механизм ДКП Банка России в контексте реализации режима инфляционного таргетирования в 2024–2025 гг.

14 стр., 6664 слов

Инфляция в современной России: Теоретические основы, факторы, ...

... Банка России – его целям, инструментам и эффективности проводимой денежно-кредитной политики, а также вызовам, с которыми он сталкивается. Не менее важным аспектом станет исследование ... финансовая и денежно-кредитная политика: Политика, направленная на стимулирование совокупного спроса через увеличение государственных расходов или снижение процентных ставок. Рост издержек производства: Увеличение ...

Цель работы состоит в проведении исчерпывающего, академически структурированного анализа целей, инструментов и практической реализации ДКП Банка России на современном этапе, с оценкой ее эффективности перед лицом макроэкономических вызовов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы и актуальные цели ДКП, реализуемой в режиме таргетирования инфляции.
  2. Проанализировать систему ключевых инструментов ЦБ РФ, включая как рыночные (ключевая ставка), так и нерыночные (административные) меры, применяемые в 2024–2025 гг.
  3. Исследовать трансмиссионный механизм ДКП, выявив факторы, снижающие его эффективность (льготное кредитование, инфляционные ожидания).
  4. Оценить влияние структурных макроэкономических вызовов (фискальный импульс, дефицит кадров) на способность ЦБ РФ достичь цели по инфляции.

Теоретико-методологические основы ДКП и ее цели в Российской Федерации

Главная цель и стратегия ДКП: Режим инфляционного таргетирования

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, предпринимаемых Центральным банком для управления денежным предложением и процентными ставками с целью воздействия на макроэкономические показатели. В Российской Федерации, согласно Федеральному закону, главной целью ДКП является защита и обеспечение устойчивости рубля. На практике эта цель реализуется через поддержание ценовой стабильности, что означает устойчиво низкую инфляцию.

С 2014 года Банк России официально перешел к режиму таргетирования инфляции (Inflation Targeting, IT).

Этот режим предполагает выполнение трех ключевых условий:

  1. Установление и публичное объявление количественной цели по инфляции. Для Банка России эта цель установлена вблизи 4% годовой инфляции и является постоянно действующей.
  2. Использование ключевой ставки в качестве основного инструмента для воздействия на экономику.
  3. Обеспечение высокой прозрачности и предсказуемости действий Центрального банка (инфляционный отчет, пресс-конференции, форвардные указания).

Таргетирование инфляции основано на теоретическом постулате о том, что в долгосрочной перспективе монетарная политика может влиять только на цены, а не на реальный выпуск. Цель в 4% считается оптимальной для российской экономики, поскольку она достаточно низка для стимулирования долгосрочных инвестиций, но при этом обеспечивает «смазку» для ценового механизма. И что из этого следует? Успех ДКП измеряется не только в цифрах, но и в формировании устойчивого доверия участников рынка к этой долгосрочной цели, что критически важно для принятия инвестиционных решений.

Принцип плавающего валютного курса как необходимое условие режима

Инфляционное таргетирование не может эффективно работать в условиях фиксированного или управляемого валютного курса. Это объясняется дилеммой, известной как «невозможная троица» (или «трилемма Манделла-Флеминга»), согласно которой невозможно одновременно иметь независимую ДКП, фиксированный валютный курс и свободное движение капитала.

Банк России, выбрав независимую ДКП для управления инфляцией, отказался от таргетирования валютного курса. Плавающий валютный курс является ключевым принципом ДКП и необходимым условием для ее эффективности. Он выполняет роль автоматического стабилизатора: при падении мировых цен на экспортные товары или введении внешних ограничений, ослабление рубля амортизирует внешний шок, позволяя экономике адаптироваться, не требуя немедленного жесткого изменения процентной ставки.

Колебания курса перекладываются на внутренние цены (инфляция импорта), что ЦБ РФ может компенсировать процентной ставкой. Важно отметить, что даже в условиях кардинального изменения экономических условий после 2022 года и введения ограничений на движение капитала, Банк России сохранил режим плавающего курса и не устанавливает целевых ориентиров по его уровню. Любые меры, влияющие на курс (например, продажа валютной выручки), рассматриваются как временные и направленные на повышение финансовой стабильности и снижение волатильности, а не как отказ от принципа плавания. Какой важный нюанс здесь упускается? В условиях внешних ограничений, когда торговый баланс становится менее предсказуемым, плавающий курс подвергается повышенной волатильности, что, в свою очередь, усложняет прогнозирование инфляции и требует от ЦБ РФ более оперативных и порой нелинейных решений по ставке.

Инструментарий и операционная процедура ДКП Банка России в условиях жестких финансовых условий

Операционная процедура ДКП Банка России направлена на то, чтобы посредством ключевой ставки влиять на ставки денежного рынка и далее — на ставки кредитов и депозитов. Процентные ставки по основным операциям Банка России по управлению ликвидностью (депозитные и репо-аукционы) устанавливаются на уровне ключевой ставки, что позволяет контролировать краткосрочные ставки денежного рынка, делая их операционной целью ДКП.

Ключевая ставка как основной рыночный инструмент

Ключевая ставка — это процентная ставка, по которой Банк России предоставляет ликвидность кредитным организациям на аукционной основе на срок в одну неделю и по которой он привлекает средства от банков также на недельный срок. Фактически, ключевая ставка определяет «цену» денег в экономике.

В 2024 году, столкнувшись с устойчивым и широким проинфляционным давлением (сочетание высокого спроса, фискального импульса и структурных ограничений), ЦБ РФ предпринял серию решительных мер по ужесточению ДКП. По состоянию на конец декабря 2024 года, ключевая ставка была зафиксирована на уровне 21,00% годовых. Эта динамика отражает беспрецедентную жесткость монетарных условий, необходимых для того, чтобы нейтрализовать проинфляционное влияние структурных и фискальных факторов и обеспечить возвращение инфляции к цели (4%) к 2026 году.

Дата решения Ключевая ставка (% годовых) Динамика Основание
Июнь 2024 16,00% Сохранение
Сентябрь 2024 19,00% Повышение Ускорение инфляции, перегрев спроса
Ноябрь 2024 20,00% Повышение Рост базовой инфляции до 10,9%
Декабрь 2024 21,00% Повышение Усиление проинфляционного фискального импульса

Применение нерыночных и макропруденциальных инструментов

Хотя ключевая ставка является основным инструментом, в периоды кризисов и высокой геополитической нестабильности ЦБ РФ вынужден использовать нерыночные (административные) и макропруденциальные инструменты для обеспечения финансовой стабильности и сглаживания избыточной волатильности на валютном рынке.

  1. Контроль за движением капитала: Наиболее ярким примером является применение мер по ограничению трансграничного движения капитала. В условиях резкого оттока капитала в 2022 году были ужесточены ограничения, а в 2023–2025 гг. внимание переключилось на стабилизацию предложения валюты.
  2. Обязательная репатриация и продажа валютной выручки: Для повышения предсказуемости и объема предложения валюты на внутреннем рынке в условиях санкций, в октябре 2023 года был применен административный механизм. Данная мера, введенная Указом Президента РФ № 771 от 11 октября 2023 года, касалась 43 крупнейших российских экспортеров. Изначально экспортеры были обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 80% валютной выручки и продавать на внутреннем рынке 90% от этой суммы. Важно, что эти ограничения не являются частью стандартного инструментария таргетирования инфляции, но служат цели финансовой стабильности. Изначально введенные до 30 апреля 2024 года, они были продлены на год — до 30 апреля 2025 года, что подчеркивает сохраняющуюся необходимость структурной поддержки валютного рынка.
  3. Макропруденциальная политика: ЦБ РФ также использует пруденциальные меры, которые, хотя и нацелены на снижение системных рисков в банковской системе, косвенно влияют на денежно-кредитные условия (ДКУ).

    Например, с 1 марта 2024 года были отменены временные послабления по нормативу краткосрочной ликвидности (НКЛ) для банков. Это ужесточает требования к ликвидности, что, в свою очередь, ограничивает способность банков к агрессивному наращиванию кредитования и тем самым усиливает эффект от высокой ключевой ставки.

Анализ трансмиссионного механизма ДКП: Каналы воздействия и факторы, снижающие эффективность

Трансмиссионный механизм ДКП — это сложная система взаимосвязей, по которым изменение ключевой ставки ЦБ РФ влияет на конечную цель (инфляцию).

Эффективность этого механизма критически важна для успеха политики инфляционного таргетирования. Всегда ли этот механизм работает так, как описано в учебниках по монетарной политике?

Процентный канал и оценка временных лагов

Основным и наиболее исследованным каналом воздействия в режиме таргетирования инфляции является процентный канал. Его работа выглядит следующим образом:

  1. Решение ЦБ РФ: Повышение ключевой ставки (например, до 21,00%).
  2. Денежный рынок: Ставки по краткосрочным межбанковским кредитам и операциям репо немедленно следуют за ключевой ставкой.
  3. Финансовый рынок: Коммерческие банки, столкнувшись с удорожанием фондирования, повышают ставки по кредитам для бизнеса и населения, а также ставки по депозитам.
  4. Совокупный спрос: Увеличение ставок по депозитам стимулирует население к сбережению и откладыванию крупных покупок, в то время как удорожание кредитов снижает привлекательность инвестиционных проектов для бизнеса.
  5. Инфляция: Снижение совокупного спроса оказывает дезинфляционное давление, замедляя рост цен.

Влияние решений по ключевой ставке на динамику цен происходит с существенным временным лагом. По оценкам Банка России, в российской экономике этот лаг составляет от 3 до 6 кварталов. Это означает, что максимальный эффект от повышения ставки до 21% в конце 2024 года будет ощутим только в конце 2025-го — начале 2026 года.

Влияние льготного кредитования и его количественная оценка

Серьезным структурным препятствием для эффективной работы процентного канала в России является широкое распространение программ льготного кредитования (прежде всего, ипотечного и промышленного).

Проблема: Льготные программы предполагают субсидирование процентной ставки со стороны государства (Минфин).

В результате, ставки по этим кредитам оказываются искусственно зафиксированы на низком уровне и не зависят от ключевой ставки ЦБ РФ. Когда ЦБ РФ повышает ключевую ставку для охлаждения спроса, он воздействует только на рыночный сегмент кредитования. Доля нерыночных, субсидируемых кредитов в общем портфеле, фактически, смягчает денежно-кредитные условия в экономике в целом, нивелируя часть ужесточения.

Количественная оценка: Согласно оценке Минфина РФ, доля льготных кредитов (по юридическим и физическим лицам) в совокупном кредитном портфеле российских банков по состоянию на сентябрь 2024 года составляла около 15%. Это означает, что для достижения того же эффекта, который был бы достигнут при 100% рыночном кредитовании, ЦБ РФ вынужден поднимать ключевую ставку на более высокий уровень, чтобы компенсировать «нечувствительность» значительной части кредитного рынка. Если бы доля льготных кредитов была ниже, не требовалось бы столь высокого уровня ключевой ставки для достижения целевого дезинфляционного эффекта.

Проблема «разаякоренных» инфляционных ожиданий населения

Эффективность таргетирования инфляции во многом зависит от того, насколько «заякорены» инфляционные ожидания населения и бизнеса на целевом уровне (4%).

Если ожидания стабильны, экономические агенты верят в способность ЦБ РФ достичь цели, и их поведение (повышение цен, требование повышения зарплат) не усиливает инфляцию.

В России, однако, инфляционные ожидания остаются слабо заякоренными и высокочувствительными к текущему росту цен и к курсу рубля. Когда фактическая инфляция длительное время находится далеко от цели, доверие к цели (4%) снижается.

Количественное проявление: Слабая «заякоренность» инфляционных ожиданий выразилась в резком росте медианной оценки инфляционных ожиданий населения. В декабре 2024 года эта оценка на годовом горизонте возросла до 13,9%, что почти в 3,5 раза превышает целевой показатель (4%).

Такая ситуация требует от Банка России более активной, жесткой и, главное, превентивной реакции. ЦБ РФ должен не просто реагировать на текущую инфляцию, но и формировать уверенность в том, что инфляция будет снижена в будущем. Именно необходимость стабилизации этих «разаякоренных» ожиданий является одним из ключевых факторов, обусловивших повышение ключевой ставки до 21,00% годовых. Высокая ставка — это, в первую очередь, сильный сигнал о решимости ЦБ РФ.

Макроэкономические вызовы 2024-2025 гг. и перспективы достижения цели по инфляции

Реализация ДКП в 2024–2025 гг. происходит на фоне серьезных макроэкономических дисбалансов, которые создают устойчивое проинфляционное давление, не связанное напрямую с монетарными факторами.

Фискальный импульс и его вклад в совокупный спрос

Одним из наиболее значимых вызовов для ДКП является фискальный импульс, то есть влияние государственных расходов на совокупный спрос. Увеличение бюджетных расходов, особенно в конце года, напрямую стимулирует спрос, часто опережающий возможности предложения. В 2024 году фискальный импульс оказался более существенным, чем ожидалось, что привело к росту кредитной активности и перегреву потребительского и инвестиционного спроса.

Показатель 2024 г. (прогноз) 2025 г. (прогноз)
Рост ВВП 4,0% 1,3%
Баланс консолидированного бюджета (% ВВП) -1,6% -2,4%

Прогноз ухудшения баланса консолидированного бюджета (% ВВП) до -2,4% в 2025 году свидетельствует о том, что государство продолжит выступать крупным стимулятором спроса. Для ЦБ РФ это означает, что его политика сдерживания спроса (через высокие ставки) должна быть чрезвычайно жесткой, чтобы «перевесить» стимулирующий эффект бюджетных расходов. Фактически, ДКП вынуждена работать в режиме противодействия проинфляционной политике, исходящей из бюджетной сферы.

Структурные ограничения предложения: Дефицит кадров

Второй критически важный фактор — структурные ограничения со стороны предложения, которые обусловлены спецификой российской экономики. Главным из них является дефицит кадров (кадровый голод).

Когда экономика достигает пределов своих производственных возможностей (потенциального ВВП), дальнейший рост спроса не приводит к увеличению выпуска товаров и услуг, а лишь трансформируется в рост цен. В России этот предел определяется в первую очередь нехваткой трудовых ресурсов.

Количественная оценка дефицита: Согласно докладу ЦБ РФ, в конце 2024 года кадровый дефицит испытывали 69% российских предприятий. Это стало историческим минимумом по обеспеченности кадрами.

Влияние на ДКП:

  1. Инфляция издержек: Дефицит кадров вынуждает компании резко повышать заработные платы для привлечения и удержания сотрудников. Это приводит к росту производственных издержек, который затем перекладывается в цены.
  2. Неэффективность ставки: Высокие ставки ЦБ РФ предназначены для снижения спроса. Однако они не могут решить проблему структурного дефицита предложения. Более того, высокие ставки, сдерживая инвестиции, могут замедлить процесс автоматизации и модернизации, который мог бы смягчить кадровый голод в долгосрочной перспективе.

Таким образом, структурные проблемы выступают мощнейшим фактором, который требует более жесткой, чем обычно, ДКП, поскольку рост спроса в большей степени трансформируется в инфляцию, а не в рост выпуска.

Прогноз макродинамики: Инфляция и ВВП в условиях жесткой ДКП

На фоне реализации жесткой ДКП, Банк России и эксперты прогнозируют следующую макроэкономическую динамику:

  • Инфляция: Благодаря беспрецедентному уровню ключевой ставки (21,00% в конце 2024 г.) и курсу на ее сохранение на высоком уровне в 2025 году (прогноз средней КС 17–20%), ЦБ РФ прогнозирует снижение годовой инфляции до целевого уровня 4,0% в 2026 году. Достижение цели в 2025 году представляется маловероятным из-за высокого «накопленного» проинфляционного импульса 2024 года.
  • Экономический рост (ВВП): Жесткая ДКП неизбежно оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность. Рост ВВП за 11 месяцев 2024 года оценивался в 4%, однако эксперты прогнозируют существенное замедление темпов роста в 2025 году до 1,3% в среднем. Этот компромисс (снижение инфляции за счет замедления темпов роста) является ожидаемой платой за стабилизацию цен.

Заключение: Основные выводы и оценка эффективности ДКП

Проведенный анализ подтверждает, что в 2024–2025 гг. денежно-кредитная политика Банка России реализуется в режиме беспрецедентной жесткости, являющейся необходимой реакцией на мощнейшие проинфляционные шоки, но при этом сохраняет академическую приверженность режиму таргетирования инфляции. В сложившихся условиях, когда структурные факторы доминируют, ЦБ РФ использует ключевую ставку как главный инструмент для заякоривания инфляционных ожиданий и управления спросом, несмотря на сопутствующее замедление экономического роста.

Основные выводы:

  1. Приверженность цели: Главная цель ДКП — ценовая стабильность (4% инфляции) — остается неизменной, а стратегическим режимом выступает инфляционное таргетирование с плавающим валютным курсом.
  2. Гипер-реакция инструментария: Для противодействия инфляционному давлению Банк России вынужден был поднять ключевую ставку до 21,00% годовых к концу 2024 года и прогнозировать ее сохранение на исключительно высоком уровне в 2025 году (17–20%).

    Параллельно используются нерыночные инструменты, такие как продление требования об обязательной продаже валютной выручки до апреля 2025 года, для обеспечения финансовой стабильности.

  3. Снижение эффективности трансмиссионного механизма: Эффективность процентного канала снижается из-за двух ключевых факторов:
    • Значительная доля льготного кредитования (около 15% портфеля), которая смягчает ДКУ.
    • Крайне высокий уровень «разаякоренности» инфляционных ожиданий (13,9% при цели 4% в конце 2024 года), что требует от ЦБ РФ более сильного и убедительного сигнала.
  4. Доминирование структурных и фискальных вызовов: Основные проинфляционные риски исходят не от монетарной сферы, а от структурных и фискальных факторов: значительный фискальный импульс, стимулирующий спрос, и исторически высокий дефицит кадров (69% предприятий), который ограничивает предложение и трансформирует рост спроса в рост цен.

Оценка эффективности и риски:

ДКП Банка России в 2024–2025 гг. является адекватной и решительной реакцией на текущие вызовы. Она демонстрирует готовность Центрального банка платить высокую цену (замедление экономического роста до 1,3% в 2025 г.) ради возвращения к ценовой стабильности.

Риск: Главный риск состоит в том, что чрезмерно жесткая монетарная политика может столкнуться с ограничениями, не поддающимися монетарному регулированию (структурный дефицит кадров, издержки).

Если фискальный импульс в 2025 году останется высоким, ЦБ РФ может быть вынужден сохранять ставки на уровне 17–20% дольше, чем планируется, что может привести к более сильному, чем прогнозируется, сдерживанию экономического роста, прежде чем инфляция устойчиво вернется к цели в 2026 году.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. по состоянию на 27 октября 2008 г.).
  2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. по состоянию на 8 апреля 2008 г.).
  3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов. Москва: Банк России, 2025.
  4. Денежно-кредитные условия и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Январь 2024 года. М.: Ассоциация российских банков (АРБ), 2024.
  5. Инфляция и ключевая ставка Банка России: Политика Банка России направлена на возвращение инфляции к цели в любой ситуации [Электронный ресурс] / Банк России. URL: [Не указан]. (Дата обращения: 07.10.2025).
  6. Высокая ключевая ставка замедлит рост экономики в 2025 году // Ведомости (через Region.ru).

    [Электронный ресурс]. URL: [Не указан]. (Дата обращения: 07.10.2025).

  7. ДКП-2025: «в яблочко» или «в молоко»? [Электронный ресурс] // Эксперт РА. URL: [Не указан]. (Дата обращения: 07.10.2025).
  8. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях санкционных ограничений // КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. URL: [Не указан]. (Дата обращения: 07.10.2025).
  9. Информационное сообщение Банка России от 20 декабря 2024 г. «Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых». ГАРАНТ, 2024.
  10. Ключевая ставка ЦБ РФ // СДМ-Банк (агрегатор данных ЦБ РФ).

    [Электронный ресурс]. URL: [Не указан]. (Дата обращения: 07.10.2025).

  11. Внешняя кредитная политика России на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/vneshnyaya-kreditnaya-politika-rossii-na-sovremennom-etape/ (Дата обращения: 07.10.2025).