Портал «Госуслуги» как ключевой инструмент цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации: анализ эффективности и стратегические перспективы до 2030 года

Курсовая работа

По состоянию на июль 2025 года, на портале «Госуслуги» зарегистрировано свыше 117 миллионов российских граждан, что составляет около 95% россиян старше 14 лет. Эта цифра — не просто статистика, а мощный индикатор глубокой трансформации, произошедшей в системе государственного управления России за последние полтора десятилетия. От скромного информационного ресурса, запущенного в 2009 году с парой десятков услуг, до централизованной платформы, обрабатывающей сотни миллионов транзакций ежегодно, Портал «Госуслуги» (ЕПГУ) стал краеугольным камнем современной концепции «Электронного правительства».

Сегодня Портал является не только посредником между гражданином и государством, но и механизмом реализации конституционных прав, обеспечивая доступность, прозрачность и оперативность взаимодействия. В условиях глобального тренда на цифровизацию публичного сектора, анализ эффективности и стратегических перспектив развития ЕПГУ представляет собой критически важную задачу для понимания будущего государственного управления в Российской Федерации.

Введение: Методологические и теоретические основы исследования

Актуальность настоящего исследования обусловлена стратегической важностью национальной цифровой трансформации, закрепленной в государственных программах и указах Президента РФ. Портал «Госуслуги» выступает центральным звеном в реализации этой трансформации, обеспечивая прямое, бесконтактное и оперативное взаимодействие между государством и обществом. Изучение его роли, архитектуры и эффективности позволяет оценить степень готовности России к построению подлинно цифрового государства, что является конечной целью всех преобразований.

Цель работы: Провести исчерпывающий анализ роли и эффективности Портала государственных услуг Российской Федерации («Госуслуги») в контексте современной концепции «Электронного правительства» и цифровой трансформации государственного управления, а также выявить ключевые проблемы и стратегические направления его развития до 2030 года.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть нормативно-правовую и концептуальную базу функционирования системы «Электронное правительство» в РФ.
  2. Проанализировать актуальную архитектуру, функциональность и механизм проактивного предоставления услуг на Портале.
  3. Оценить количественные и качественные показатели эффективности ЕПГУ за период 2022–2025 гг.
  4. Идентифицировать основные проблемы и вызовы, влияющие на дальнейшее развитие Портала.
  5. Сформулировать ключевые стратегические направления развития Портала до 2030 года.

Объект исследованиясистема цифрового государственного управления Российской Федерации.
Предмет исследования — роль, архитектура и эффективность функционирования Единого портала государственных услуг («Госуслуги») как основного инструмента реализации концепции «Электронного правительства».

5 стр., 2393 слов

Внешние долговые требования Российской Федерации: Правовой режим, ...

... условий договоров о предоставлении средств из федерального бюджета, включая проверку эффективности управления государственными активами. Критерии предоставления льготных кредитов (Официальное содействие развитию) Предоставление ... и условий сделок. Контроль за эффективностью управления ВДТ РФ осуществляет Счетная палата РФ, чей внешний государственный аудит распространяется на соблюдение положений ...

Структура работы соответствует поставленным задачам, представляя собой последовательный анализ от теоретико-правовых основ до стратегического планирования.

Глава 1. Нормативно-правовые и теоретические основы функционирования «Электронного правительства» в РФ

Эволюция концепции и основные модели цифрового государственного управления (G2C, G2B, G2G)

Концепция «Электронного правительства» (E-Government) прошла сложный путь эволюции — от простого размещения информации в сети (информационный этап) до полной трансформации внутренних процессов и интеграции систем (цифровое государственное управление, или GovTech).

На начальном этапе, в начале 2000-х годов, фокус был смещен на информирование (предоставление сведений о работе госорганов).

Затем последовал этап транзакций, когда граждане могли подавать заявления и оплачивать услуги онлайн. Современный этап, который можно назвать этапом «Цифрового государства», характеризуется проактивностью и комплексностью предоставления услуг, а также глубокой интеграцией данных.

В основе концепции лежит взаимодействие в четырех ключевых моделях:

Модель взаимодействия Описание Примеры реализации через ЕПГУ
G2C (Government to Citizen) Взаимодействие государства с гражданами. Цель — повышение качества жизни и доступности услуг. Запись к врачу, оформление единого пособия, регистрация брака.
G2B (Government to Business) Взаимодействие государства с бизнесом. Цель — снижение административных барьеров, упрощение отчетности. Регистрация юридического лица, получение лицензий, налоговая отчетность.
G2G (Government to Government) Взаимодействие между различными органами власти. Цель — оптимизация внутренних процессов, межведомственный обмен данными. Использование СМЭВ для запроса сведений о гражданах, электронный документооборот.
G2E (Government to Employee) Взаимодействие государства с государственными служащими. Цель — повышение эффективности труда госслужащих. Типовое автоматизированное рабочее место (АРМ) госслужащего, электронный кадровый документооборот.

Портал «Госуслуги» стал ключевым инструментом реализации прежде всего модели G2C, выполняя обещание государства о доступности услуг 24/7. В процессе своего развития (официальное начало работы — 15 декабря 2009 года) Портал эволюционировал от каталога из 20 услуг до платформы, предлагающей к концу 2024 года около 1600 услуг и сервисов. Развитие комплексных сервисов по принципу «жизненных ситуаций» является прямым следствием этой эволюции.

Анализ Федерального закона № 210-ФЗ и его роли в обеспечении принципа «одного окна»

Центральным нормативно-правовым актом, заложившим фундамент современного цифрового государственного управления, является Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон, регулярно актуализируемый (включая последние редакции от 2024 и 2025 гг.), является юридическим каркасом, обеспечивающим функционирование ЕПГУ и МФЦ.

ФЗ-210 закрепляет несколько принципиальных положений, которые определяют роль Портала:

  1. Принцип «Одного окна»: Закон обязывает органы власти взаимодействовать с заявителем минимальное количество раз, перекладывая бремя сбора документов на межведомственное взаимодействие. Этот принцип реализуется как через МФЦ, так и через ЕПГУ.
  2. Право на дистанционное получение услуг: Закон гарантирует право граждан на получение полных, актуальных и достоверных сведений о государственных услугах, а также на их предоставление в электронной форме (Статья 4, п. 2).
  3. Запрет на требование избыточных документов: Органам, предоставляющим услуги, запрещено требовать от заявителя документы или информацию, которые уже имеются в распоряжении других государственных органов (за исключением ряда случаев).

    Обмен этими сведениями должен осуществляться через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Таким образом, ФЗ-210 юридически оформил переход от бюрократической модели к сервисной, где ЕПГУ выступает гарантированным каналом реализации сервисного подхода, обеспечивая прозрачность и стандартизацию процедур. Это означает, что гражданин получает не просто возможность, а юридически закрепленное право на удобное взаимодействие с государством.

Глава 2. Архитектура и механизм оказания проактивных государственных услуг через ЕПГУ

Системная интеграция: Роль ЕСИА и СМЭВ в обеспечении межведомственного электронного взаимодействия

Эффективность Портала «Госуслуги» (ЕПГУ) как единой точки доступа невозможна без трех китов цифровой инфраструктуры:

  1. Единый портал государственных услуг (ЕПГУ): Фронт-офис, пользовательский интерфейс.
  2. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА): Система, обеспечивающая юридически значимое подтверждение личности пользователя.
  3. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): Транспортная инфраструктура, обеспечивающая стандартизированный обмен данными между ведомственными информационными системами (ВИС) и ЕПГУ.

ЕСИА — это основной механизм авторизации. Регистрация в ЕСИА позволяет гражданину получить «цифровое удостоверение личности», что критически важно для получения юридически значимых услуг онлайн. СМЭВ же является невидимым, но жизненно важным брейном системы. Как же происходит взаимодействие между ведомствами, если они используют разнородные IT-системы?

Система Назначение Роль в предоставлении услуг
ЕСИА Идентификация, аутентификация и подтверждение личности. Гарантирует, что услугу запрашивает именно тот гражданин, чьи данные указаны, и обеспечивает доступ к личному кабинету.
СМЭВ Обмен юридически значимыми сведениями между ВИС и ЕПГУ. Обеспечивает реализацию принципа «одного окна», позволяя органам власти самостоятельно запрашивать необходимые документы (выписки, справки) друг у друга.

Когда пользователь запрашивает услугу, ЕПГУ через СМЭВ отправляет запрос в ВИС соответствующего ведомства. СМЭВ стандартизирует форматы данных и протоколы обмена, делая взаимодействие между разнородными информационными системами технически возможным.

Механизм проактивного и комплексного предоставления услуг (сервисы «жизненных ситуаций»)

Переход к проактивному предоставлению услуг является ключевым шагом от «Электронного правительства» к «Цифровому государству». Проактивная услуга — это услуга, которая предоставляется гражданину без его заявления, автоматически, на основании наступления юридически значимого события.

Детализированный механизм проактивности:

  1. Наступление Юридически Значимого События (ЮЗС): Событие (например, рождение ребенка, достижение пенсионного возраста, получение инвалидности) фиксируется в соответствующей Ведомственной Информационной Системе (ВИС).
  2. Инициирование Уведомления: ВИС, зафиксировав ЮЗС, через СМЭВ уведомляет ЕПГУ.
  3. Уведомление Пользователя: В личный кабинет гражданина на Портале «Госуслуги» поступает уведомление о возможности получения услуги, либо о начале ее предоставления (при полном отсутствии необходимости в заявлении).

Цель правительства — увеличить количество массовых социально значимых сервисов, предоставляемых в проактивном режиме, с 8 до 14 к концу 2025 года.

Комплексность («Жизненные ситуации»): Это дальнейшее развитие сервисного подхода, когда не одна услуга, а целый комплекс взаимосвязанных действий предоставляется единым пакетом. Например, сервис «Поступление в вуз онлайн» — это яркий пример комплексной услуги, которым в 2025 году воспользовались более 2 млн человек. Такой подход позволяет государству не только упростить жизнь гражданам, но и резко повысить эффективность: анализ показывает, что формат «жизненных ситуаций» позволяет сократить срок оказания услуг на 35%, уменьшить количество необходимых документов на 29% и снизить число визитов в государственные органы на 64%. И что из этого следует? Практическая выгода для граждан выражается в экономии времени и исключении необходимости разбираться в сложной ведомственной иерархии, поскольку система сама определяет, какие шаги нужны для решения их задачи.

Глава 3. Оценка эффективности Портала «Госуслуги»: Количественные и функциональные показатели (2022-2025 гг.)

Динамика пользовательской базы и объем транзакций: Количественный анализ (2021-2025 гг.)

Оценка эффективности Портала «Госуслуги» базируется на анализе двух ключевых показателей: охвата населения и объема транзакций. Рост этих показателей за последние годы свидетельствует о высоком доверии граждан к цифровым сервисам.

Ключевые количественные показатели эффективности ЕПГУ (2022–2025 гг.)

Показатель Единица измерения 2023 год 2024 год I квартал 2025 года Динамика роста (2023-2025)
Зарегистрированные граждане (на конец периода) Млн. человек ~112 >115 117 (на июль) Устойчивый
Охват населения (14+ лет) % ~90% ~93% ~95% Высокий
Ежедневная аудитория (на конец периода) Млн. человек ~12 ~14 (август) Ускоряющийся
Общее число заявлений Млн. шт. 468,3 218 Рекордный (экстраполяция)
Общее число обращений к сервисам Млн. шт. 750 Высокий

Источник: Минцифры, TAdviser, официальные отчеты.

Анализ динамики: Ключевым фактом является достижение показателя в 117 млн. зарегистрированных пользователей к июлю 2025 года. Это означает, что Портал практически достиг своего насыщения в целевой аудитории (население старше 14 лет), что подтверждает его статус как универсального цифрового канала взаимодействия с государством. Объем транзакций также демонстрирует экспоненциальный рост. В 2024 году граждане воспользовались сервисами Портала 750 млн раз. Если в 2023 году было подано 468,3 млн заявлений, то уже за I квартал 2025 года — 218 млн заявок. Если экстраполировать этот показатель на весь год, то общий объем поданных заявлений может приблизиться к 800 млн, что свидетельствует о практически двукратном росте за два года. Какими еще доказательствами мы можем подтвердить высокую эффективность платформы?

Функциональный анализ ключевых сервисов и роль автоматизированной поддержки

Высокая эффективность Портала также определяется его функциональной глубиной. Среди приблизительно 1600 доступных услуг, некоторые сервисы пользуются наибольшей популярностью, отражая наиболее частые потребности граждан:

Наиболее популярные электронные услуги (2023 г.) Сфера
Запись к врачу Здравоохранение
Исполнительное производство (ФССП) Юридическая и финансовая сфера
Выписка из ЕГРН Недвижимость
Единое пособие, сведения о выплатах и льготах Социальная поддержка
Налоговые уведомления Налогообложение

Роль Виртуального помощника «Робот Макс»

Обеспечение поддержки такой огромной аудитории потребовало внедрения высокоэффективных автоматизированных систем. Виртуальный помощник «Робот Макс» стал ключевым элементом этой системы. Ежедневно пользователи задают ему около 1,5 млн вопросов (данные на конец 2024 года).

За время работы проекта «Робот Макс» предоставил около 2 млрд консультаций, из них почти 400 млн запросов были обработаны только в 2023 году. Таким образом, «Робот Макс» не просто отвечает на вопросы, он выступает в роли «первой линии обороны», снижая нагрузку на операторов и обеспечивая мгновенный доступ к справочной информации, что существенно повышает общую эффективность Портала.

Глава 4. Проблемы, вызовы и критическая оценка качества предоставления цифровых государственных услуг

Несмотря на впечатляющие количественные показатели, система цифрового государственного управления сталкивается с рядом серьезных качественных и методологических вызовов.

Проблемы безопасности персональных данных и сохранение цифрового неравенства

Увеличение объема данных, обрабатываемых ЕПГУ (особенно в контексте проактивных услуг и ЕСИА), неизбежно порождает опасения граждан относительно их безопасности.

Безопасность данных: Опасения по поводу защиты и безопасности персональных данных являются одной из причин, по которой часть граждан отказывается от использования электронного формата услуг. Любые утечки или сбои в системе могут подорвать доверие к цифровому государству в целом. Этот вызов требует постоянного наращивания инвестиций в кибербезопасность и прозрачности механизмов защиты данных.

Цифровое неравенство и инклюзивность: В 2023 году 74% россиян активно пользовались цифровыми сервисами. Однако остается значительный сегмент, который предпочитает личный визит. По данным исследований, 22% граждан, преимущественно люди старше 55 лет, продолжали обращаться за услугами лично. Это явление — проявление цифрового неравенства, которое вызвано:

  • Недостаточностью цифровых навыков и знаний у старшего поколения.
  • Психологическим барьером, связанным с предпочтением личного, персонального контакта.

Проблема инклюзивности также включает доступность сервисов для людей с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ).

Если цифровые сервисы не соответствуют требованиям доступности (например, WCAG), то они фактически исключают часть населения из процесса цифрового взаимодействия с государством, что является прямым нарушением принципов социального равенства.

Качественные аспекты сервиса: Пользовательский опыт, инклюзивность и соблюдение сроков оказания услуг

Качество предоставления услуг определяется не только возможностью их получения онлайн, но и скоростью, удобством и надежностью исполнения.

Нарушение сроков: Один из наиболее критичных выводов, проистекающих из официального мониторинга, касается соблюдения сроков. Результаты мониторинга, проводившегося в 3 квартале 2024 года, выявили, что электронные государственные услуги оказываются с нарушением установленных сроков как регистрации, так и исполнения. Это свидетельствует о том, что цифровизация фронт-офиса (ЕПГУ) опережает цифровизацию бэк-офиса (ВИС и внутренних процессов ведомств).

Межведомственная волокита, несмотря на наличие СМЭВ, продолжает замедлять процесс. Это значит, что без глубокой трансформации внутренних ведомственных систем, Портал не сможет обеспечить заявленную оперативность.

Вызовы внедрения ИИ: Искусственный интеллект является стратегическим направлением, но его внедрение в госуправление сталкивается с рядом проблем:

  • Нехватка вычислительных мощностей и отсутствие единой облачной инфраструктуры (платформа «Гостех» призвана решить эту проблему).
  • Дефицит высококвалифицированных специалистов (Data Scientists, инженеры по данным) в государственном секторе.
  • Нормативные барьеры, замедляющие использование ИИ в принятии юридически значимых решений.

Успешная реализация стратегических целей до 2030 года требует не только дальнейшего расширения функционала Портала, но и системного устранения этих внутренних и внешних барьеров. Усиление контроля за внутренними процессами — ключевой фактор успеха.

Глава 5. Стратегические направления развития Портала «Госуслуги» до 2030 года

Развитие Портала «Госуслуги» не является стихийным процессом; оно четко регламентировано в рамках Национальной программы «Цифровая экономика» и актуализированных стратегических документов.

Анализ стратегического направления №637-р и целевые показатели цифровой трансформации

Ключевым документом, определяющим вектор развития, является Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2024 г. №637-р, утверждающее актуализированное стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.

Данный документ устанавливает амбициозные и конкретные целевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2030 году:

Стратегический показатель (к 2030 году) Целевое значение Значимость
Число зарегистрированных граждан 124 млн человек Обеспечение максимального охвата населения.
Доля предоставления МСЗУ (массовых социально значимых услуг) в электронной форме 99% Практически полный перевод взаимодействия в онлайн-формат.
Количество услуг, результат которых полностью онлайн 100 услуг Переход от подачи заявки к получению результата без единого визита или бумажного документа.
Использование государственных облачных сервисов 44% органов власти (к концу 2024 г.) Централизация ИТ-инфраструктуры через платформу «Гостех».
Переход на электронный документооборот и АРМ госслужащего 100% органов власти Глубокая цифровизация бэк-офиса (G2G/G2E).

Достижение показателя в 99% электронного предоставления МСЗУ означает, что практически весь спектр наиболее востребованных услуг будет доступен дистанционно. При этом критически важным является цель по 100 услугам, результат которых будет получен полностью онлайн, что исключит необходимость личного посещения для завершающих процедур. Переход органов власти на использование коммуникационных сервисов, включая **«Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего» (АРМ госслужащего)**, направлен на устранение выявленных проблем с нарушением сроков, путем унификации и автоматизации внутренних процессов, что позволит государственному аппарату работать как единый механизм.

Внедрение новых сервисов и роль искусственного интеллекта в госуправлении

Будущее Портала «Госуслуги» неразрывно связано с использованием передовых технологий, в частности, искусственного интеллекта (ИИ), что закреплено в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года.

ИИ в госуправлении: Стратегия предусматривает внедрение ИИ для повышения качества и скорости принятия решений, а также для развития проактивных сервисов. Создание реестра апробированных доверенных технологий ИИ на платформе «Гостех» обеспечит стандартизацию и безопасность применения ИИ в публичном секторе. ИИ будет использоваться для персонализации услуг, прогнозирования потребностей граждан и более глубокой автоматизации процесса принятия решений (например, при назначении социальных пособий).

Развитие новых цифровых сервисов: ЕПГУ продолжает расширять спектр услуг, переходя от общих административных процедур к специализированным и высокоинтенсивным сервисам:

  • Оформление ДТП в электронном виде без участия ГАИ: Этот сервис демонстрирует переход к более сложным юридически значимым транзакциям, позволяя оформлять до 20 тыс. ДТП в месяц.
  • Водительские чаты: Прямые коммуникационные каналы для оперативного решения вопросов.
  • Оформление запрета на сделки с недвижимостью без личного участия: Повышение безопасности имущественных прав граждан через дистанционный контроль.

Таким образом, стратегическое развитие Портала «Госуслуги» до 2030 года нацелено на создание единой, интеллектуальной, проактивной и полностью интегрированной цифровой экосистемы, работающей на базе единой облачной инфраструктуры («Гостех»).

Заключение и Рекомендации

Портал «Госуслуги» является беспрецедентным по масштабу и охвату проектом цифровой трансформации, который успешно реализовал концепцию «Электронного правительства» в России. Базируясь на прочном нормативно-правовом фундаменте (ФЗ-210) и операционной архитектуре (ЕСИА и СМЭВ), ЕПГУ достиг критической массы пользователей (117 млн граждан, 95% населения 14+).

Колоссальный объем транзакций (750 млн обращений в 2024 г.) подтверждает, что Портал стал основным каналом взаимодействия граждан с государством.

Наиболее значимым достижением является внедрение проактивного и комплексного предоставления услуг (сервисы «жизненных ситуаций»), которое существенно сокращает административную нагрузку на граждан и повышает эффективность государственного аппарата.

Однако проведенный анализ выявил и ключевые вызовы, требующие стратегического решения:

  1. Качественный разрыв: Несоответствие высокой цифровизации фронт-офиса (ЕПГУ) и недостаточной автоматизации бэк-офиса (нарушение установленных сроков исполнения услуг).
  2. Социальные барьеры: Сохранение цифрового неравенства среди граждан старшего возраста и проблемы инклюзивности.
  3. Инфраструктурные барьеры: Недостаток вычислительных мощностей и кадровый дефицит, сдерживающие полномасштабное внедрение ИИ.

Рекомендации для дальнейшего повышения эффективности:

  1. Усиление контроля за соблюдением сроков: Необходимо внедрить автоматизированные системы мониторинга исполнения услуг, интегрированные с ВИС ведомств через СМЭВ, с применением санкций за систематическое нарушение установленных регламентов (в соответствии с положениями ФЗ-210).
  2. Развитие цифровой инклюзивности: Требуется расширение федеральных и региональных программ по повышению цифровой грамотности, ориентированных на граждан старше 55 лет, а также обязательное прохождение цифровых сервисов аудита на соответствие стандартам доступности (например, WCAG 2.1).
  3. Ускорение миграции на «Гостех»: Для достижения стратегических целей (99% услуг электронно) необходимо форсировать переход ведомств на единую облачную инфраструктуру и Типовое АРМ госслужащего, что позволит централизовать вычислительные ресурсы и создать единую среду для применения технологий ИИ.

Реализация стратегических планов, закрепленных в Распоряжении №637-р, и устранение выявленных проблем позволят Порталу «Госуслуги» окончательно закрепить за собой роль не просто инструмента «Электронного правительства», но и ключевого элемента Цифрового государства, полностью ориентированного на потребности и удобство граждан.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 08.07.2024) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/docs/FZ_210.pdf (дата обращения: 07.10.2025).
  2. Аудитория и статистика портала госуслуг // TAdviser: портал. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Портал_Госуслуг_(ЕПГУ) (дата обращения: 07.10.2025).
  3. Доступность государственных цифровых сервисов. Исследование / под ред. О. В. Линник, К. А. Ткачевой, М. В. Тумановой. – Москва : РАНХиГС, 2022. – 120 с.
  4. Долганова О. И., Василевская Л. И. Доступность и удобство использования веб-ресурсов электронного правительства: проблемы и решения // Вестник университета. 2022. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostupnost-i-udobstvovaniya-veb-resursov-elektronnogo-pravitelstva-problemy-i-resheniya (дата обращения: 07.10.2025).
  5. Ивушкин Н. П., Слободян М. Л. Проблемы цифровизации государственных услуг в социальной сфере // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tsifrovizatsii-gosudarstvennyh-uslug-v-sotsialnoy-sfere (дата обращения: 07.10.2025).
  6. К 2030 году 99% социально значимых госуслуг будут предоставлять электронно // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/news/1715654/ (дата обращения: 07.10.2025).
  7. Минцифры: на «Госуслугах» уже зарегистрировано более 117 млн пользователей // ComNews.ru. 24.07.2024. URL: https://www.comnews.ru/content/234674/2024-07-24/mincifry-na-gosuslugah-uzhe-zaregistrirovano-bolee-117-mln-polzovateley (дата обращения: 07.10.2025).
  8. Подключение к ЕСИА и СМЭВ // Esia.pro: портал. URL: https://esia.pro/podklyuchenie-k-esia-i-smev (дата обращения: 07.10.2025).
  9. Правительство обновило стратегию цифровой трансформации госуправления // ГосТех: портал. URL: https://platform.gov.ru/novosti/pravitelstvo-obnovilo-strategiyu-cifrovoy-transformacii-gosupravleniya/ (дата обращения: 07.10.2025).
  10. Проактивное создание заявлений // ЕСКС (Госуслуги): портал. URL: https://esia.gosuslugi.ru/proactive-statement (дата обращения: 07.10.2025).
  11. Проактивные государственные услуги: что это такое // GoGov.ru: портал. URL: https://gogov.ru/articles/proactive-services (дата обращения: 07.10.2025).
  12. Путин утвердил стратегию развития ИИ до 2030 года // Право.ру: портал. URL: https://pravo.ru/news/251322/ (дата обращения: 07.10.2025).
  13. Скипин Д. Л., Кольцова Т. А., Шаргина А. В. Система электронных государственных услуг населению: состояние и развитие // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-elektronnyh-gosudarstvennyh-uslug-naseleniyu-sostoyanie-i-razvitie (дата обращения: 07.10.2025).
  14. ЕСИА и СМЭВ для государственных и муниципальных организаций // Esia.pro: портал. URL: https://esia.pro/ (дата обращения: 07.10.2025).
  15. АРМ-Госуслуги. Регистрация клиентов в ЕСИА. СМЭВ // modernsys.ru: портал. URL: https://www.modernsys.ru/programs/arm-gosuslugi (дата обращения: 07.10.2025).