Система государственных и договорных гарантий и компенсаций работникам в Российской Федерации: Правовой анализ и новеллы законодательства 2020–2025 гг.

Курсовая работа

В Российской Федерации право на труд и его справедливую оплату закреплено на конституционном уровне. Однако, для эффективной реализации этого права законодатель устанавливает специальные правовые механизмы, известные как гарантии и компенсации. Эти институты, регулируемые, прежде всего, Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), являются ключевыми элементами защиты работника от негативных последствий, связанных как с исполнением трудовых обязанностей, так и с наступлением жизненных обстоятельств.

Актуальность настоящего исследования определяется беспрецедентной динамикой изменений в трудовом законодательстве в период с 2020 по 2025 год. Эти изменения, вызванные как адаптацией к новым экономическим реалиям (дистанционный труд, инфляционные процессы), так и необходимостью реагирования на конституционно-правовые позиции высших судебных инстанций (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ), привели к существенному пересмотру правил расчета среднего заработка, порядка предоставления выходных пособий и регулирования компенсационных выплат.

Целью данной работы является проведение комплексного, актуализированного правового анализа системы государственных и договорных гарантий и компенсаций работникам в РФ с учетом последних законодательных новелл и судебной практики по состоянию на 2025 год, а также разработка практических рекомендаций для защиты трудовых прав.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить актуальное правовое содержание понятий «гарантии» и «компенсации» (ст. 164 ТК РФ) и их ключевые отличия.
  2. Систематизировать и проанализировать ключевые законодательные новеллы 2020–2025 гг., повлиявшие на систему гарантийных и компенсационных выплат.
  3. Рассмотреть современный порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебными обязанностями (командировки, использование личного имущества).
  4. Проанализировать судебную практику по вопросам предоставления гарантий социально уязвимым категориям работников.
  5. Выявить основные проблемы правоприменения и предложить меры по совершенствованию правового регулирования.

Теоретической базой исследования послужили труды ведущих российских правоведов в области трудового права, а нормативно-правовую основу составили действующая редакция ТК РФ, федеральные законы и постановления Правительства РФ, актуальные на октябрь 2025 года, а также постановления Пленума и обзоры судебной практики Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.

12 стр., 5641 слов

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в РФ: ...

... семьи и обеспечить социальную стабильность. Настоящая работа посвящена глубокому анализу правовых основ, порядка предоставления и ключевых проблем реализации субсидий на оплату жилого помещения ... в сфере социальной защиты, что является важным шагом в направлении повышения эффективности государственной политики. Категории граждан и критерии предоставления субсидий Механизм предоставления субсидий на ...


Глава 1. Теоретико-правовые основы и эволюция института гарантий и компенсаций

Понятие и правовая природа гарантий и компенсаций

Центральной отправной точкой для понимания института гарантий и компенсаций является статья 164 Трудового кодекса РФ, которая дает легальные определения этих понятий. Данная статья выступает методологической основой для всей Главы 25 ТК РФ.

Согласно статье 164 ТК РФ, гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, гарантии не сводятся исключительно к денежным выплатам, а имеют более широкий, преимущественно организационно-правовой характер. Они призваны обеспечить работнику возможность реализации его прав, даже если фактическое выполнение трудовой функции временно невозможно или нецелесообразно. Именно поэтому к гарантиям относят, например, сохранение рабочего места на период исполнения государственных обязанностей.

В то же время, компенсации (также по ст. 164 ТК РФ) — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Ключевая роль компенсаций заключается в принципе восстановления имущественного положения работника, который не должен нести личные финансовые потери в связи с необходимостью выполнения служебного задания или требований законодательства.

Критерии разграничения гарантий и компенсаций в современной правовой доктрине

Несмотря на тесную взаимосвязь, гарантии и компенсации имеют четкие критерии разграничения, критически важные для правоприменения и академического анализа.

Критерий Гарантии Компенсации
Характер предоставления Нематериальный/Организационный и Материальный Исключительно денежный
Основная цель Обеспечение реализации прав (сохранение статуса, места работы, времени отдыха) Возмещение фактических затрат, понесенных работником
Пример организационной формы Сохранение места работы и должности (например, на период командировки или отпуска по уходу за ребенком); предоставление дополнительного времени отдыха. Возмещение стоимости проезда, суточные, компенсация за износ личного транспорта.
Связь с расходами Могут не быть связаны с расходами работника (например, гарантия запрета увольнения). Прямо связаны с расходами, которые работник понес в интересах работодателя.

Следует отметить, что законодательством предусмотрены случаи одновременного предоставления работнику гарантий и компенсаций. Ярким примером является статья 186 ТК РФ, регулирующая гарантии и компенсации донорам. Здесь работнику предоставляется:

  1. Гарантия: Освобождение от работы в день сдачи крови и предоставление дополнительного дня отдыха.
  2. Компенсация: Сохранение за работником его среднего заработка за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, гарантия обеспечивает организационную возможность реализации социально значимого права (донорство), а компенсация нивелирует потенциальные имущественные потери работника, связанные с временным отсутствием на работе.

Правовая эволюция института: Сравнительный анализ норм ТК РФ

Эволюция института гарантий и компенсаций в ТК РФ движется в сторону большей детализации, усиления защиты социально уязвимых категорий и оперативной реакции на конституционно-правовые решения. Почему же законодателю потребовалось столь радикально менять подход к регулированию?

Ранние редакции ТК РФ (например, 2006 год) зачастую оставляли на усмотрение работодателя в небюджетной сфере определение как самих компенсационных выплат, так и их размера (например, в отношении компенсации за использование личного имущества).

Это приводило к тому, что локальные акты устанавливали минимальные, а иногда и вовсе символические выплаты, что вступало в противоречие с принципом реального возмещения (ст. 164 ТК РФ).

С 2020 по 2025 год произошел ряд изменений, которые укрепили правовую позицию работника:

  • Ужесточение требований к реальному возмещению: Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что компенсация, установленная локальными нормативными актами, не должна быть формальной и должна обеспечивать реальное покрытие затрат. Это фактически ограничило свободу работодателя в установлении «смехотворных» компенсаций.
  • Четкое регулирование «отгулов»: Законодательные новеллы 2025 года (ФЗ № 339-ФЗ) впервые четко урегулировали вопрос о денежной компенсации за неиспользованный день отдыха (предоставленный ранее за работу в выходной), что стало прямой реакцией на правовые позиции КС РФ. Это устранило серьезную правовую коллизию, существовавшую годами.
  • Усиление материальной ответственности работодателя: Поправки в ст. 236 ТК РФ, также основанные на решениях КС РФ, распространили обязанность по выплате денежной компенсации (процентов) не только на задержку зарплаты, но и на все несвоевременно начисленные работнику суммы, если право на них было признано судом.

Эти изменения свидетельствуют о том, что институт гарантий и компенсаций развивается от декларативных норм к детально проработанным, императивным правилам, обеспечивающим более высокий уровень правовой защиты. Нельзя не отметить, что именно судебная практика стала главным катализатором этой прогрессивной эволюции трудового права.


Глава 2. Анализ ключевых законодательных новелл и порядок предоставления гарантий и компенсаций (2020–2025 гг.)

Ключевой особенностью анализируемого периода (2020–2025 гг.) является принятие целого ряда федеральных законов и постановлений Правительства РФ, направленных на уточнение и повышение уровня гарантий, особенно в области расчетов и выплат при увольнении. Мы детально рассмотрим эти новеллы, чтобы понять, как изменилась правовая реальность.

Регулирование заработной платы и выплат при увольнении

Новые правила расчета среднего заработка с 01.09.2025 (Постановление Правительства РФ № 540)

Постановление Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 внесло существенные изменения в порядок расчета средней заработной платы, используемой для определения многих гарантийных и компенсационных выплат, включая отпускные, пособия по временной нетрудоспособности и выходные пособия.

Основное изменение: Новые правила регламентируют более четкий учет стимулирующих выплат (премий) и конкретизируют формулы расчета, особенно для случаев, когда необходимо рассчитать среднемесячный заработок для выходного пособия.

При расчете среднего месячного заработка (СМЗ) для выплаты выходного пособия вводится следующая стандартизированная формула:

СМЗ = СДЗ × СКРДМ

Где:

  • СМЗ — Средний месячный заработок.
  • СДЗ — Средний дневной заработок, рассчитанный за расчетный период (12 календарных месяцев).
  • СКРДМ — Среднее количество рабочих дней в месяце за расчетный период.

Этот метод призван обеспечить большую унификацию и прозрачность расчетов, особенно в организациях с суммированным учетом рабочего времени или с нестандартными графиками.

Обязательная компенсация за неиспользованные отгулы (ФЗ № 339-ФЗ с 01.03.2025)

Федеральный закон от 30.09.2024 № 339-ФЗ, вступивший в силу с 01.03.2025, стал прямым ответом на неоднократные требования Конституционного Суда РФ и устранил серьезную правовую коллизию, связанную с гарантиями за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК РФ).

Ранее, если работник выбирал в качестве компенсации не двойную оплату, а предоставление другого дня отдыха («отгула»), но не успевал его использовать до увольнения, его право на компенсацию фактически аннулировалось. Новый закон устанавливает императивную норму: при прекращении трудового договора работнику должна быть выплачена денежная компенсация за неиспользованные дни отдыха, предоставленные ранее за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Разве не справедливо, что работник, уже отработавший положенное время, должен получить полное материальное возмещение, даже если не воспользовался организационной гарантией?

Это является усилением гарантии, так как гарантирует материальное возмещение, даже если организационная возможность (дополнительный день отдыха) не была реализована.

Усиление гарантий при увольнении совместителей (ФЗ № 529-ФЗ с 11.08.2025)

С 11.08.2025 совместители получили равноценные гарантии при увольнении, связанные с ликвидацией организации или сокращением штата (ст. 178 и 318 ТК РФ).

Ранее совместители часто исключались из числа лиц, которым работодатель обязан выплачивать выходное пособие и сохранять средний заработок на период трудоустройства. Новый Федеральный закон от 28.12.2024 № 529-ФЗ устранил эту дискриминацию, распространив на них общие гарантии, предусмотренные ТК РФ. Это существенно повышает уровень правовой защиты данной категории работников, закрепляя принцип равенства трудовых прав.

Гарантии по возмещению расходов и условия оплаты труда

Порядок и размеры возмещения расходов на служебные командировки (ст. 168 ТК РФ)

Вопросы возмещения расходов, связанных со служебными командировками, являются классическим примером предоставления компенсационных выплат. Согласно статье 168 ТК РФ, работодатель обязан возместить расходы по проезду, найму жилья, суточные и иные расходы.

Вид компенсации Норма ТК РФ Размеры, не облагаемые НДФЛ и страховыми взносами (ст. 217 НК РФ) Особые условия (Новые регионы РФ)
Суточные (РФ) Ст. 168 ТК РФ 700 рублей в день 8480 рублей в день (Указ Президента РФ № 752)
Суточные (Заграница) Ст. 168 ТК РФ 3500 рублей в день Неприменимо
Оплата труда Ст. 167 ТК РФ Сохранение среднего заработка Выплата среднего заработка в двойном размере

Важно отметить, что для работников федеральных государственных органов размеры компенсаций установлены Постановлениями Правительства РФ. Для коммерческих и негосударственных организаций размеры устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом (ЛНА).

Однако, если работодатель выплачивает суточные сверх необлагаемых лимитов (700/3500 руб.), суммы превышения подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Компенсация за использование личного имущества (ст. 188 ТК РФ)

Статья 188 ТК РФ регулирует компенсацию за использование, износ (амортизацию) личного имущества работника, включая транспорт, инструменты или оборудование, в интересах работодателя. Размер этой компенсации устанавливается письменным соглашением сторон трудового договора.

С точки зрения налогообложения, для целей уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, компенсация за использование личного автомобиля учитывается в расходах только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (в редакции 2024 года):

  • Автомобиль с объемом двигателя до 2000 см3 включительно: 2400 руб. в месяц.
  • Автомобиль с объемом двигателя свыше 2000 см3: 3000 руб. в месяц.

Любые выплаты, превышающие данные лимиты, не уменьшают налогооблагаемую прибыль работодателя, хотя могут быть выплачены работнику, если это предусмотрено трудовым договором. Ключевым требованием является документальное подтверждение как наличия соглашения, так и фактического использования имущества в служебных целях (путевые листы, служебные записки).

Новые минимальные размеры доплат: оплата ночного труда и ограничения на «депремирование»

  1. Оплата ночного труда (ст. 154 ТК РФ): С 01.09.2025 минимальный размер доплаты за работу в ночное время (с 22:00 до 6:00) установлен на уровне 20% от часовой тарифной ставки (Постановление Правительства РФ от 04.04.2025 № 436).

    Это повышение является важной гарантией, поскольку ночной труд сопряжен с повышенной нагрузкой на организм.

  2. Ограничения на «депремирование» (ФЗ № 144-ФЗ с 01.09.2025): Федеральный закон от 07.06.2025 № 144-ФЗ ввел ограничения на снижение (лишение) премий, которые также являются частью компенсационных выплат. Снижение премии допускается только в месяце, в котором вынесено дисциплинарное взыскание, и не более чем на 20% от общей суммы месячного заработка (оклад, надбавки и премия).

Например, если месячный доход работника (оклад + премия) составляет 120 000 руб., максимальное удержание (снижение премии) не может превысить 24 000 руб. (120 000 руб. × 20%).

Эта новелла является существенной гарантией стабильности дохода работника, ограничивая произвол работодателя в области стимулирующих выплат.


Глава 3. Судебная практика, правоприменительные коллизии и повышение уровня правовой защиты работников

Анализ судебной практики показывает, что высшие судебные инстанции играют роль «корректора» законодательства, устраняя пробелы и коллизии, которые снижают уровень правовой защиты, предусмотренный статьей 164 ТК РФ.

Конституционно-правовые позиции по защите социально уязвимых категорий

Абсолютный запрет на увольнение беременных (ст. 261 ТК РФ)

Одной из наиболее строгих и абсолютных гарантий, предусмотренных ТК РФ, является запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами (кроме случаев ликвидации организации).

Судебная практика Верховного Суда РФ последовательно расширяет эту гарантию, распространяя ее даже на спорные случаи. В частности, ВС РФ придерживается позиции, согласно которой беременная женщина вправе отозвать свое согласие на увольнение по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ), если она узнала о беременности после подписания документа. Суды исходят из того, что гарантия, установленная ст. 261 ТК РФ, имеет приоритет над принципом свободы договора, если ее реализация направлена на защиту материнства и детства.

Применение ст. 236 ТК РФ: Обязанность выплаты денежной компенсации за невовремя начисленные суммы

Статья 236 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других причитающихся работнику сумм.

Ключевой вехой в развитии этой нормы стало Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2023, которое указало на неконституционность предыдущей редакции статьи 236 ТК РФ. КС РФ постановил, что работодатель обязан выплачивать денежную компенсацию (проценты) не только за просрочку выплаченных, но и за суммы, которые вообще не были начислены своевременно, если право на них было признано судом (например, недоначисленное выходное пособие, компенсация за неиспользованный отпуск).

Вслед за этим решением, с 30.01.2024, в статью 236 ТК РФ были внесены соответствующие поправки. Это является критически важным усилением компенсационной функции, так как стимулирует работодателя к максимально корректному и своевременному расчету всех положенных работнику сумм.

Правовая оценка гарантий при сдаче крови и ее компонентов (ст. 186 ТК РФ)

Статья 186 ТК РФ является идеальной иллюстрацией того, как в рамках одного правового института сочетаются гарантии и компенсации.

Гарантия (дополнительный день отдыха) обеспечивает право работника на восстановление здоровья, а компенсация (сохранение среднего заработка) обеспечивает материальную защиту. Судебная практика подтверждает, что предоставление дополнительного дня отдыха (гарантия) является безусловным и не зависит от желания работодателя, а сохранение среднего заработка (компенсация) распространяется как на день сдачи крови, так и на дополнительный день отдыха.

Проблемы правоприменения и пути совершенствования

Критический анализ проблемы «реального возмещения»

Одной из наиболее острых коллизий в сфере компенсаций, особенно в организациях небюджетной сферы, является проблема «реального возмещения» затрат.

Как было указано в Главе 2, многие размеры компенсаций (например, суточные сверх норм НК РФ, компенсация за использование личного транспорта) устанавливаются локальными нормативными актами (ЛНА) работодателя. На практике это часто приводит к тому, что работодатель устанавливает минимальный размер, который лишь формально соответствует требованию ТК РФ, но не покрывает фактических затрат работника.

Конституционный Суд РФ в ряде своих определений подчеркивал, что установленный локальным актом размер компенсационных выплат не может носить формальный характер. Если компенсация не обеспечивает реального возмещения понесенных затрат, это нарушает конституционный принцип охраны труда и является прямым нарушением статьи 164 ТК РФ.

Пути совершенствования:

  1. Установление минимальных порогов: Для видов компенсаций, устанавливаемых ЛНА (например, за использование личного имущества), целесообразно законодательно закрепить не только нормы для целей налогообложения, но и минимальные пороги, обязательные для всех работодателей, чтобы обеспечить принцип реального возмещения.
  2. Усиление контроля Роструда: Необходима активизация контроля Роструда за содержанием ЛНА в части компенсационных выплат, особенно в крупных коммерческих структурах, где риск формального подхода наиболее высок.

Предотвращение просроченной задолженности по заработной плате (ст. 158.1 ТК РФ с 01.03.2025)

С 01.03.2025 в ТК РФ введена новая статья 158.1, устанавливающая направления по предотвращению просроченной задолженности по заработной плате. Эта статья является важным элементом системы гарантий, так как направлена на обеспечение базового трудового права — права на своевременную оплату труда.

Новые меры включают:

  • Мониторинг соблюдения сроков выплаты заработной платы.
  • Привлечение к ответственности должностных лиц за нарушение сроков.
  • Разработка механизма досудебного урегулирования споров.

Оценка эффективности: Введение ст. 158.1 ТК РФ демонстрирует переход от реагирования на уже возникшую задолженность (ст. 236 ТК РФ) к превентивным мерам. Успех этих мер будет зависеть от эффективности работы федеральных органов исполнительной власти (Минтруд, Роструд) по разработке и внедрению стандартов мониторинга и привлечения к ответственности.


Заключение и выводы

Резюме

Проведенный комплексный анализ подтверждает, что система государственных и договорных гарантий и компенсаций в Российской Федерации находится в состоянии активного развития. Период 2020–2025 годов ознаменован не только оперативной реакцией законодателя на социально-экономические вызовы, но и системной работой по устранению правовых коллизий, выявленных Конституционным и Верховным Судами РФ.

Ключевые выводы по поставленным исследовательским вопросам:

  1. Правовое содержание (ст. 164 ТК РФ): Разграничение между гарантиями (средства и условия для осуществления прав, часто организационного характера) и компенсациями (денежные выплаты для возмещения затрат) сохраняет свою актуальность. Современная доктрина подчеркивает, что гарантии могут быть как материального (сохранение среднего заработка), так и нематериального/организационного (сохранение места работы) характера, тогда как компенсации строго денежные.
  2. Законодательные новеллы 2020-2025 гг.: Наиболее значимые изменения касаются:
    • Введения новых правил расчета среднего заработка (ПП РФ № 540 с 01.09.2025).
    • Обязательной денежной компенсации за неиспользованные отгулы при увольнении (ФЗ № 339-ФЗ с 01.03.2025).
    • Расширения гарантий (выходного пособия) на совместителей (ФЗ № 529-ФЗ).
    • Установления минимальной доплаты за ночной труд (20%) и ограничения на депремирование (не более 20% месячного дохода).
  3. Возмещение расходов: Порядок возмещения расходов на командировки (ст. 168 ТК РФ) и использование личного имущества (ст. 188 ТК РФ) строго регулируется императивными нормами в части налогообложения и дифференцируется для новых регионов РФ (суточные 8480 руб., двойная оплата труда).
  4. Судебная практика: Судебные инстанции играют решающую роль в усилении гарантий. Позиции КС РФ привели к обязательному распространению материальной ответственности работодателя (ст. 236 ТК РФ) на все невовремя начисленные суммы и к абсолютному запрету на формальное увольнение беременных, даже по соглашению сторон.
  5. Проблемы правоприменения: Главная коллизия сосредоточена в небюджетной сфере, где ЛНА устанавливают компенсационные выплаты. Судебная практика требует, чтобы эти выплаты обеспечивали реальное возмещение затрат работника, а не носили формальный характер.
  6. Дополнительные гарантии: Помимо главы 25 ТК РФ, гарантийные выплаты предусмотрены, например, в ст. 186 ТК РФ (донорство), а также в новых нормах ст. 158.1 ТК РФ, направленных на превентивное предотвращение задолженности по зарплате.

Практические рекомендации

На основе проведенного анализа, для повышения уровня правовой защиты работников и совершенствования правоприменения, предлагаются следующие рекомендации:

  1. Уточнение требований к ЛНА по компенсациям: Внести в ТК РФ норму, обязывающую работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, при установлении размеров компенсационных выплат за использование личного имущества (ст. 188 ТК РФ) руководствоваться не только налоговыми нормами (ПП РФ № 92), но и минимальным порогом, устанавливаемым региональными соглашениями, для обеспечения принципа реального возмещения.
  2. Разработка методических рекомендаций по расчету компенсации за отгулы: В связи с вступлением в силу ФЗ № 339-ФЗ (о компенсации за неиспользованные отгулы), Министерству труда РФ следует оперативно разработать и опубликовать методические рекомендации, четко регламентирующие порядок расчета компенсации, чтобы исключить разночтения при увольнении.
  3. Повышение юридической грамотности работодателей по ст. 236 ТК РФ: Учитывая расширительное толкование ст. 236 ТК РФ Конституционным Судом, необходимо усилить информационную работу Роструда, направленную на доведение до работодателей информации о том, что проценты начисляются не только за задержку, но и за любые невовремя начисленные суммы, признанные судом.
  4. Внедрение цифрового мониторинга задолженности: Для реализации гарантии, закрепленной в ст. 158.1 ТК РФ, Правительству РФ и Минтруду следует ускорить внедрение системы цифрового мониторинга, позволяющей Роструду оперативно выявлять организации с риском просроченной задолженности по заработной плате, что позволит своевременно применить превентивные меры.

Список использованной литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.06.2006) [с более поздними изменениями].
  2. ТК РФ Статья 164. Понятие гарантий и компенсаций. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». (Актуальность: 2025 г.).
  3. ТК РФ Статья 168. Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». (Актуальность: 2025 г.).
  4. ТК РФ Статья 261. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». (Актуальность: 2025 г.).
  5. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 № 4520-1 (с более поздними изменениями).
  6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.).

    // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

  7. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
  8. Постановление Правительства РФ от 26.02.1992 «О нормах возмещения командировочных расходов» // Российская газета. 1992. 4 марта.
  9. Постановление Правительства РФ от 20.06.1992 № 414 «О нормах компенсаций за использование личных автомобилей для служебных поездок» // Ваше право. 1992. № 19-20.
  10. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  11. Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
  12. Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность».
  13. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (в ред. от 21.11.2000).
  15. Приказ Минфина России от 12 ноября 2001 г. № 92-н. «Размеры суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран, применяемые с 1 января 2002 г.».
  16. Приказ Минфина России от 4 марта 2002 г. № 15-н. «Предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран».
  17. Приказ Минфина РФ от 4 февраля 2000 года № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок».
  18. «Временный порядок предоставления компенсационных выплат работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю» // Труд, 1993, 10 июня.
  19. Положение о компенсационных выплатах за вынужденный отпуск без сохранения зарплаты.
  20. Важные выводы Конституционного суда РФ 2024 г. по вопросам трудового права. // ЭЖ-Юрист. (Дата обращения: 07.10.2025).
  21. Компенсационные выплаты работникам в 2025 году: что к ним относится по ТК РФ. // Главбух.ру. (Актуальность: 2025 г.).
  22. Изменения в трудовом законодательстве с 1 сентября 2025 года. // Контур.ру. (Актуальность: 2025 г.).
  23. Основные изменения для кадровика с 1 марта 2025 года. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». (Актуальность: 2025 г.).
  24. Служебные командировки в 2025 году: как правильно оформлять и оплачивать. // 1С:БухОбслуживание. (Актуальность: 2025 г.).
  25. Девятов И.Н. Система гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации // Заработная плата. Учет. Расчеты. Налоги. 2002. №2.
  26. Зинченко В. Трудовой кодекс: гарантии и компенсации // Социальная защита. 2002. № 6. С. 3-6.
  27. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др. ; под ред. К. Н. Гусова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  28. Понятие гарантий и компенсаций. Сергей Крикунов, юрисконсульт Центра исследований проблем трудового законодательства // Журнал «Работа & зарплата» от 19.09.2003.
  29. Сергунькин Н. Гарантии северянам // Ваше право. 2002. № 34. С. 6.
  30. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М.: Юридическая литература, 2002.
  31. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2002.
  32. Трудовое право России / Под ред. С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М., 2003.
  33. Чуча С.Ю. Трудовой кодекс не меняется, уровень гарантий прав работников снижается // Трудовое право. 2003. № 1. С. 11-16.