В условиях современной российской экономики, когда доступ к финансированию является одним из ключевых факторов роста и устойчивости любого предприятия, роль кредитов и займов трудно переоценить. Однако за кажущейся простотой привлечения и использования заемных средств скрывается сложная и многогранная система их налогового учета. Динамично меняющееся законодательство, постоянное обновление нормативно-правовой базы и возрастающий контроль со стороны налоговых органов превращают этот процесс из рутинной операции в область, требующую глубокого экспертного понимания и постоянного мониторинга.
Именно поэтому, для студентов экономических, финансовых и юридических вузов, а также для молодых специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, освоение нюансов налогового учета долговых обязательств становится не просто академической задачей, но и практической необходимостью. Настоящее исследование призвано восполнить пробелы в знаниях, предлагая исчерпывающий анализ текущего состояния налогового регулирования кредитов и займов в Российской Федерации.
Наша работа ставит своей целью не только систематизировать и представить основные положения Налогового кодекса РФ и связанных нормативных актов, но и выйти за рамки поверхностного изложения. Мы углубимся в детальное рассмотрение механизмов нормирования процентов по контролируемым сделкам, представим конкретные числовые примеры для различных валют. Особое внимание будет уделено всестороннему анализу налоговых рисков, связанных с переквалификацией внутригрупповых и беспроцентных займов, подкрепленному исчерпывающим перечнем признаков для налоговых органов и примерами из современной судебной практики. Не менее важным аспектом станет актуальный обзор и прогноз законодательных изменений на 2025-2026 годы, включая подробный анализ ключевых положений законопроекта №1026190-8 и его потенциального влияния на налогоплательщиков.
В конечном итоге, данное исследование послужит фундаментом для формирования глубоких теоретических и практических знаний, необходимых для эффективного управления финансовыми потоками и обеспечения налоговой безопасности организаций в Российской Федерации.
Правовые основы регулирования кредитных и заемных отношений
История развития российского гражданского права свидетельствует о том, что отношения займа и кредита всегда играли ключевую роль в экономических взаимодействиях. От простых соглашений о ссуде денег до сложных финансовых инструментов современности, их правовая природа эволюционировала, но суть оставалась неизменной: передача средств на условиях возврата. Сегодня эта эволюция нашла свое отражение в Гражданском и Налоговом кодексах, формируя сложную, но логичную систему регулирования, и понимание этих норм является фундаментом для предотвращения большинства налоговых споров.
Местные налоги и налоговые льготы в налоговой системе Российской ...
... законодательством Российской Федерации. Однако, осознавая потенциальный шоковый эффект от резкого роста налоговой ... налоговое бремя для социально незащищенных категорий граждан или стимулировать определенные виды использования имущества. Институт льгот по местным налогам имеет два уровня регулирования: ... налоговый период, начиная с третьего года применения кадастровой стоимости, исчисляется с учетом ...
Понятие и виды долговых обязательств в российском законодательстве
В самом сердце финансовых операций лежат понятия кредита и займа, чья правовая рамка четко очерчена Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно Главе 42 ГК РФ, которая охватывает статьи 807-823, эти понятия имеют существенные различия, хоть и преследуют схожие экономические цели.
Договор займа (статья 807 ГК РФ) представляет собой соглашение, по которому одна сторона, именуемая займодавцем, передает в собственность другой стороне — заемщику — деньги, вещи, определяемые родовыми признаками, или ценные бумаги. В свою очередь, заемщик обязуется вернуть займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества, или аналогичных ценных бумаг. Ключевой особенностью займа является то, что займодавцем может выступать любое физическое или юридическое лицо.
Кредитный договор, регулируемый ГК РФ, является более специфическим видом обязательства. В соответствии с ним, банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за её использование. Отличие кредитного договора от договора займа заключается в том, что кредитором всегда выступает специализированная организация – банк или иная кредитная организация, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Этот закон детализирует порядок создания, функционирования и проведения операций таких организаций, в том числе по выдаче кредитов.
Однако для целей налогообложения, Налоговый кодекс РФ (НК РФ) предлагает более широкую и унифицированную трактовку. Пункт 1 статьи 269 НК РФ определяет долговые обязательства как понятие, включающее не только кредиты и займы, но и товарные и коммерческие кредиты, а также банковские вклады и банковские счета. Такая широкая трактовка призвана обеспечить единый подход к учету процентов и других расходов, связанных с привлечением заемного капитала, независимо от их правовой формы.
| Вид обязательства | Законодательная основа | Стороны договора | Предмет договора | Возмездность (по умолчанию) |
|---|---|---|---|---|
| Договор займа | ГК РФ, ст. 807-823 | Займодавец (любое лицо), Заемщик | Деньги, вещи, ценные бумаги | Безвозмездный |
| Кредитный договор | ГК РФ, ст. 819-821; ФЗ «О банках…» | Кредитор (банк/кредитная организация), Заемщик | Деньги | Возмездный |
| Товарный кредит | ГК РФ, ст. 822 | Продавец, Покупатель | Вещи, определенные родовыми признаками | Возмездный |
| Коммерческий кредит | ГК РФ, ст. 823 | Продавец, Покупатель | Аванс, предоплата, отсрочка/рассрочка оплаты товаров/работ/услуг | Возмездный |
Понимание этих правовых тонкостей является первым шагом к корректному налоговому учету, поскольку, несмотря на общность налогового регулирования процентов, исходная природа обязательства может влиять на другие аспекты хозяйственной деятельности и потенциальные налоговые риски.
Общие принципы налогового учета долговых обязательств
В сфере налогового учета, каждое финансовое движение компании проходит через призму Налогового кодекса РФ, который устанавливает строгие правила признания доходов и расходов. Основой для всех этих операций служит налог на прибыль организаций.
Согласно статье 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Это фундаментальный принцип, который задает рамки для всех дальнейших расчетов.
Далее, статьи 248 и 252 НК РФ конкретизируют, что именно относится к доходам и расходам. Доходы (статья 248 НК РФ) подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. В контексте долговых обязательств, доходы в виде процентов по выданным займам или кредитам признаются именно внереализационными доходами (статья 250 НК РФ).
Что касается расходов (статья 252 НК РФ), они должны соответствовать трём основным критериям:
- Экономическая обоснованность: Расходы должны быть оправданы и необходимы для деятельности организации.
- Документальное подтверждение: Каждый расход должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.
- Направленность на получение дохода: Расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Именно эти критерии формируют основу для признания процентов и других затрат по привлечённым кредитам и займам в целях налогообложения прибыли.
Налоговый кодекс также устанавливает два основных метода учёта доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.
- Метод начисления (статьи 271 и 272 НК РФ) является наиболее распространённым и предполагает признание доходов и расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств. Для долговых обязательств это означает, что проценты признаются расходом (или доходом) ежемесячно, если срок действия договора превышает один отчетный период (п. 8 ст. 272 НК РФ, п. 4 ст. 328 НК РФ).
- Кассовый метод (статья 273 НК РФ) применяется реже, в основном малыми предприятиями, и предусматривает признание доходов и расходов только после их фактического получения или выплаты. В этом случае проценты по займам и кредитам включаются в расходы только после их фактической уплаты.
Налоговый учет, как это определено в статье 313 НК РФ, направлен на формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения. Он является автономной системой, которую налогоплательщик ведёт самостоятельно, и служит для контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, общие принципы налогового учета формируют жёсткую, но прозрачную систему, в рамках которой любое движение денежных средств, связанное с долговыми обязательствами, должно быть чётко классифицировано, обосновано и документально подтверждено. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на успешное прохождение налоговых проверок.
Налоговый учет процентов и иных расходов по привлечению долговых обязательств
Привлечение заемного капитала — это всегда компромисс между необходимостью финансирования и стоимостью обслуживания долга. В российском налоговом учёте этот компромисс выражается в чётких правилах признания расходов и доходов, связанных с кредитами и займами. Однако, как это часто бывает в налоговой практике, «дьявол кроется в деталях», и именно нюансы нормирования и классификации расходов становятся камнем преткновения для многих компаний.
Учет основного долга и процентов по кредитам и займам
В основе налогового учета долговых обязательств лежит простое, но фундаментальное правило: сама сумма основного долга по полученному кредиту или займу не является ни доходом для заемщика, ни расходом. Этот принцип закреплен в подпункте 10 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, который прямо исключает из состава доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, суммы полученных кредитов или займов. Аналогично, возврат этой суммы основного долга не признается расходом, поскольку он не уменьшает экономическую выгоду организации.
Однако ситуация кардинально меняется, когда речь заходит о процентах за пользование заемными средствами. Проценты — это плата за предоставление капитала, и с точки зрения налогового законодательства они рассматриваются как неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, проценты по долговым обязательствам любого вида — будь то кредиты, займы, товарные или коммерческие кредиты — включаются в состав внереализационных расходов. Это означает, что они уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Важно отметить, что расходом признаётся исключительно сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заёмными средствами, исходя из процентной ставки, установленной непосредственно в договоре. Этот момент подчёркивает абзац 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, исключая возможность включения в расходы любых условных или неначисленных сумм.
Порядок признания процентов зависит от применяемого налогоплательщиком метода учета доходов и расходов:
- Метод начисления: Если организация применяет метод начисления, то доходы и расходы в виде процентов признаются ежемесячно. Это происходит независимо от того, когда фактически были уплачены проценты, при условии, что срок действия договора превышает один отчетный (налоговый) период. Данное правило установлено пунктом 8 статьи 272 и пунктом 4 статьи 328 НК РФ, обеспечивая равномерное распределение доходов и расходов по налоговым периодам.
- Кассовый метод: Для организаций, применяющих кассовый метод, проценты включаются в состав расходов только после их фактической выплаты, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 273 НК РФ. Этот метод значительно упрощает учет, но может привести к неравномерному распределению налоговой нагрузки.
Таким образом, несмотря на то, что основной долг остаётся «нейтральным» для налогового учёта, проценты, как стоимость привлечения капитала, играют ключевую роль в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Их правильное признание требует внимательного отношения к условиям договоров и выбору метода учёта.
Нормирование процентов по контролируемым сделкам и контролируемой задолженности
Одной из наиболее сложных и часто упускаемых из виду областей налогового учёта процентов является их нормирование, особенно в контексте контролируемых сделок и контролируемой задолженности. Статья 269 НК РФ выступает здесь как регулятор, предотвращающий занижение налоговой базы путём манипулирования процентными ставками. Это критически важный аспект, который зачастую остаётся лишь поверхностно затронутым в общих руководствах.
По общему правилу, проценты учитываются в расходах по фактической ставке, указанной в договоре. Однако для сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии со статьями 1053 и 10514 НК РФ, и при наличии контролируемой задолженности (например, при наличии долговых обязательств перед иностранными взаимозависимыми лицами), Налоговый кодекс устанавливает строгие интервалы предельных значений, в рамках которых проценты могут быть признаны в качестве расходов.
Эта мера призвана исключить возможность вывода прибыли из-под налогообложения путём уплаты завышенных процентов взаимозависимым лицам, особенно когда такие операции пересекают государственные границы.
Предельные значения процентных ставок для контролируемых сделок (п. 1.2 ст. 269 НК РФ):
| Валюта обязательства | Интервал предельных значений ключевой ставки/аналога* | Пример расчета для рублевых обязательств (ключевая ставка ЦБ РФ на 09.10.2025: 12%) |
|---|---|---|
| Российские рубли | От 10% до 150% ключевой ставки Центрального банка РФ | Нижний предел: 12% × 0.1 = 1.2% Верхний предел: 12% × 1.5 = 18% Признаваемый интервал: от 1.2% до 18% |
| Евро | От 1% до ставки, увеличенной на 7 процентных пунктов | Если ставка EURIBOR на дату привлечения 3%, то признаваемый интервал: от 1% до 10% (3% + 7%) |
| Китайские юани | От 1% до ставки SHIBOR, увеличенной на 7 п.п. | Если ставка SHIBOR на дату привлечения 3.5%, то признаваемый интервал: от 1% до 10.5% (3.5% + 7%) |
| Фунты стерлингов | От 1% до ставки SONIA, увеличенной на 7 п.п. | Если ставка SONIA на дату привлечения 4%, то признаваемый интервал: от 1% до 11% (4% + 7%) |
| Швейцарские франки, Японские иены | От 1% до ставки SARON или TONAR, увеличенной на 5 п.п. | Если ставка SARON на дату привлечения 1%, то признаваемый интервал: от 1% до 6% (1% + 5%) |
*_Ставки берутся на дату привлечения денежных средств для фиксированных ставок или на дату признания доходов/расходов для плавающих ставок._
Пример расчета нормирования процентов:
Допустим, российская организация «Альфа» получила заем от своей взаимозависимой иностранной компании в размере 10 000 000 рублей под 20% годовых. Ключевая ставка ЦБ РФ на дату привлечения займа составляет 12%. Сделка признается контролируемой.
- Определяем предельные значения для рублевых обязательств:
- Нижний предел: 12% (ключевая ставка) × 0.1 = 1.2%
- Верхний предел: 12% (ключевая ставка) × 1.5 = 18%
Таким образом, проценты могут быть признаны в расходах только в диапазоне от 1.2% до 18%.
- Сравниваем фактическую ставку с установленным интервалом:
Фактическая ставка по займу составляет 20% годовых, что превышает верхний предел (18%). - Определяем сумму процентов, которая может быть включена в расходы:
Только проценты, рассчитанные по предельной верхней ставке 18%, могут быть учтены в расходах.- Годовая сумма процентов по договору: 10 000 000 руб. × 20% = 2 000 000 руб.
- Максимально признаваемая годовая сумма процентов: 10 000 000 руб. × 18% = 1 800 000 руб.
- Сумма процентов, не признаваемая в расходах: 2 000 000 руб. — 1 800 000 руб. = 200 000 руб.
Эта не признанная в расходах сумма в размере 200 000 рублей не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Более того, при наличии контролируемой задолженности и превышении предельных значений, сумма процентов сверх установленного интервала может быть переквалифицирована в дивиденды с соответствующими налоговыми последствиями (удержание налога у источника).
Глубокое понимание и строгое соблюдение этих норм статьи 269 НК РФ является залогом избежания серьёзных налоговых доначислений и штрафов, особенно в условиях усиления контроля за трансфертным ценообразованием, о чём будет сказано позднее.
Учет дополнительных расходов, связанных с привлечением займов
Привлечение кредитов и займов редко ограничивается только уплатой процентов по основному долгу. Банки и иные кредиторы часто взимают различные комиссии, а процесс оформления может требовать дополнит��льных затрат на юридические, консультационные или информационные услуги. Вопрос о том, как эти «дополнительные» расходы учитываются для целей налога на прибыль, имеет свои нюансы.
Согласно подпунктам 15 и 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ, дополнительные расходы, непосредственно связанные с привлечением кредитов и займов, могут быть учтены в составе прочих внереализационных расходов. К таким расходам могут относиться:
- Оплата информационных и консультационных услуг, связанных с анализом рынка кредитования или структурированием сделки.
- Расходы на экспертизу договора займа или кредита.
- Различные комиссии, взимаемые банком или кредитором.
Однако не все комиссии учитываются одинаково. Здесь важно различать их природу и форму:
- Единовременная комиссия за предоставление кредита (фиксированная сумма): Если комиссия установлена в виде фиксированной денежной суммы (например, 100 000 рублей за выдачу кредита), она, как правило, учитывается единовременно в составе прочих расходов. Эта позиция подтверждается разъяснениями Минфина России, который рассматривает такую комиссию как плату за услуги банка, не связанную напрямую с пользованием заемными средствами.
- Комиссия, установленная в процентах от суммы кредита: Ситуация становится сложнее, если комиссия выражена в процентах от суммы кредита (например, комиссия за ведение ссудного счета в размере 0.5% от суммы кредита ежемесячно).
В этом случае позиция налоговых органов (и Минфина России) заключается в том, что такие комиссии приравниваются к процентам за пользование заемными средствами и, соответственно, подлежат нормированию по статье 269 НК РФ. Это означает, что если сумма такой «процентной» комиссии в совокупности с основными процентами превысит установленные лимиты для контролируемых сделок, то часть этих расходов не будет учтена для целей налога на прибыль. Таким образом, формально названная «комиссией» выплата, по сути, рассматривается как дополнительная процентная нагрузка.
Учет процентов, связанных с инвестиционными активами:
Ещё один важный нюанс касается процентов по займам и кредитам, привлечённым для приобретения, сооружения или изготовления инвестиционного актива. В бухгалтерском учёте, согласно положениям ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам», такие проценты могут капитализироваться, то есть включаться в первоначальную стоимость инвестиционного актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов (например, объекты незавершенного строительства, крупные основные средства, нематериальные активы).
Однако для целей налогового учёта действует иное правило. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, проценты по займам и кредитам, привлечённым для приобретения, сооружения или изготовления инвестиционного актива, не капитализируются и не включаются в его первоначальную стоимость. Вместо этого они признаются в составе внереализационных расходов в обычном порядке. Эта разница между бухгалтерским и налоговым учётом требует особого внимания и ведения раздельного учёта для правильного формирования налоговой базы.
Итак, учёт дополнительных расходов по привлечению займов требует внимательности к деталям и понимания позиции налоговых органов. Неверная квалификация или нормирование этих расходов может привести к существенным налоговым рискам.
Специфика налогового учета различных видов долговых обязательств и связанные риски
Многообразие форм долговых обязательств, предусмотренных гражданским законодательством, на первый взгляд, может показаться источником налоговых сложностей. Однако Налоговый кодекс РФ стремится к унификации, устанавливая схожие правила для большинства из них. Тем не менее, существуют виды обязательств, которые, несмотря на кажущуюся простоту, несут в себе значительные налоговые риски, особенно если они не соответствуют рыночным условиям или имеют скрытую экономическую цель.
Налоговый учет товарных и коммерческих кредитов
Помимо традиционных денежных кредитов и займов, хозяйственная практика широко использует такие инструменты, как товарные и коммерческие кредиты. Хотя их правовая природа и отличается от денежных аналогов, для целей налогообложения прибыли они подчиняются во многом схожим правилам.
Товарный кредит (статья 822 ГК РФ) предполагает предоставление одной стороной другой стороне вещей, определённых родовыми признаками (например, сырья, материалов, готовой продукции).
Особенность здесь в том, что предметом кредита выступают не деньги, а товар, и возврат обычно осуществляется также товаром того же рода и качества, либо денежными средствами.
Коммерческий кредит (статья 823 ГК РФ) является ещё более гибким инструментом и может быть предоставлен в различных формах, например:
- В виде аванса или предварительной оплаты.
- В виде отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.
По сути, это финансовое условие, встроенное в договоры купли-продажи, подряда или оказания услуг, когда одна из сторон фактически предоставляет другой стороне возможность пользоваться денежными средствами в течение определённого периода.
Ключевым моментом для налогового учёта обоих видов кредитов является то, что проценты, начисленные за пользование товарным или коммерческим кредитом, также включаются в состав внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Более того, эти проценты подлежат нормированию по статье 269 НК РФ точно так же, как и проценты по обычным денежным займам и кредитам.
Это означает, что при расчёте налога на прибыль организация-заемщик, получившая товарный или коммерческий кредит, должна соблюдать те же ограничения по признанию процентов, что и для денежных обязательств, особенно если сделка является контролируемой. Для организации-кредитора (продавца или исполнителя услуг), проценты, полученные по таким договорам, будут признаваться внереализационными доходами (статья 250 НК РФ).
Таким образом, несмотря на свою неденежную форму, товарные и коммерческие кредиты с точки зрения налогового учёта процентов полностью интегрированы в общую систему регулирования долговых обязательств, что требует от налогоплательщиков такого же внимательного подхода к их оформлению и расчёту процентов.
Особенности и налоговые риски беспроцентных займов
Беспроцентные займы, часто используемые между взаимозависимыми компаниями или в рамках особых отношений (например, выдача займов сотрудникам), представляют собой отдельную категорию долговых обязательств, которая, на первый взгляд, кажется налогово нейтральной. Действительно, поскольку проценты по таким займам не уплачиваются, у заимодавца не возникает доходов, а у заёмщика – расходов, что не влияет на налоговую базу по налогу на прибыль.
Однако эта кажущаяся простота таит в себе значительные налоговые риски, которые являются одной из ключевых «слепых зон» для многих налогоплательщиков и аналитических ресурсов. Налоговые органы проявляют к беспроцентным займам, особенно внутригрупповым, пристальное внимание, поскольку они могут быть использованы для скрытого распределения прибыли или сокрытия иных операций.
Глубокий анализ рисков переквалификации беспроцентных и внутригрупповых займов
Опыт налоговых проверок и судебной практики показывает, что беспроцентные займы, особенно выданные между взаимозависимыми лицами, могут быть переквалифицированы налоговыми органами, если их условия носят нерыночный характер или не имеют очевидной деловой цели. Это может привести к серьёзным доначислениям и штрафам.
Типичные признаки, вызывающие подозрения у налоговых органов:
- Нерыночные условия займа:
- Беспроцентный характер: Сам факт отсутствия процентов по займу, особенно когда займодавец сам привлекает средства на рыночных (процентных) условиях.
- Длительные (в том числе бессрочные) или нереальные сроки возврата: Займы, выдаваемые «на очень долгий срок» или без чётко определённого графика погашения, могут свидетельствовать об отсутствии реального намерения возврата.
- Систематическая пролонгация договора: Постоянное продление срока действия договора займа, особенно когда это происходит многократно, может указывать на фиктивность сделки.
- Отсутствие действий по взысканию задолженности: Если займодавец не предпринимает никаких мер по взысканию просроченной или непогашенной задолженности, это является ярким признаком отсутствия деловой цели.
- Отсутствие деловой цели:
- Ситуация, когда займодавец сам привлекает процентные займы (например, банковские кредиты) для финансирования своей деятельности, но при этом предоставляет беспроцентные займы своим взаимозависимым организациям. Это может свидетельствовать о нецелевом использовании средств или попытке перераспределения прибыли.
- Сокрытие иных операций:
- Маскировка выручки: Использование займа для сокрытия фактической выручки, например, путём оформления авансов по договорам поставки как займов.
- Перераспределение денежных средств внутри группы компаний: Использование займов для перераспределения прибыли между компаниями группы с целью сохранения специальных налоговых режимов (например, УСН) или занижения налоговой базы одной из организаций.
- Невозможность или отсутствие намерения возврата:
- Когда у заёмщика отсутствует реальная экономическая возможность для возврата займа, или когда займы выдаются без обеспечения, а просроченные долги систематически не взыскиваются.
Возможные налоговые последствия переквалификации:
- Переквалификация в дивиденды: Это наиболее частый и серьёзный риск для внутригрупповых займов. Если налоговые органы докажут, что заём был выдан с целью скрытого распределения прибыли, он может быть переквалифицирован в дивиденды. Это повлечёт за собой:
- Доначисление налога на прибыль для организации (если получатель займа — юридическое лицо).
- Доначисление НДФЛ и обязанности по удержанию налога у источника (если получатель займа — физическое лицо, например, учредитель или руководитель).
- Начисление пеней и штрафов.
- Пример из судебной практики: В одном из реальных дел индивидуальному предпринимателю были доначислены НДФЛ, пени и штрафы на общую сумму более 30 млн руб. в результате переквалификации займов, выданных аффилированным лицам, в дивиденды.
- Переквалификация в оплату труда: В случае, если беспроцентные займы систематически выдаются руководителям или сотрудникам и не возвращаются, налоговые органы могут расценить их как скрытую форму оплаты труда. Последствия:
- Доначисление НДФЛ для сотрудника.
- Доначисление страховых взносов для организации.
- Переквалификация в выручку (оплату товаров/услуг): Если заём фактически маскирует продажу товаров или услуг, это может привести к:
- Доначислению налога на прибыль и НДС.
- Потере права на применение УСН, если сумма «скрытой» выручки превысит установленные лимиты доходов.
- Исключение расходов: Если займодавец, выдавший беспроцентный заём, сам использовал процентный кредит для финансирования этой операции, проценты по его собственному кредиту могут быть признаны экономически необоснованными расходами, что увеличит налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, беспроцентные займы, несмотря на свою внешнюю простоту, требуют исключительного внимания к документальному оформлению, обоснованию деловой цели и реальному намерению возврата. Игнорирование этих аспектов может привести к серьёзным и дорогостоящим налоговым спорам.
Документальное оформление и аналитический учет операций с долговыми обязательствами
В мире налогового учёта, как и в юриспруденции, действует принцип: «что не задокументировано, того не существует». Это особенно актуально для операций с кредитами и займами, где каждое движение средств, начисление процентов и сопутствующие расходы должны быть подтверждены безупречными первичными документами. Без них, даже самые экономически обоснованные операции могут быть поставлены под сомнение налоговыми органами.
Первичные документы и их значение
Основой любого налогового учёта является первичная документация. Для операций с долговыми обязательствами она играет решающую роль в подтверждении как самого факта возникновения, так и исполнения обязательств.
Ключевые первичные документы:
- Договор займа или кредитный договор: Это основополагающий документ. В нем должны быть чётко прописаны:
- Стороны договора.
- Сумма займа/кредита.
- Срок возврата.
- Размер процентной ставки (если заем/кредит возмездный).
- Порядок и сроки уплаты процентов.
- Условия погашения основного долга.
- Прочие существенные условия (например, обеспечение займа, штрафные санкции).
Значение: Договор служит юридическим основанием для возникновения долгового обязательства и определяет все его параметры.
- Платежные документы: Подтверждают факт движения денежных средств.
- Платежные поручения: При безналичных расчётах, именно они свидетельствуют о переводе денежных средств от займодавца заемщику, а также об уплате процентов и возврате основного долга.
- Расходные кассовые ордера (РКО) и Приходные кассовые ордера (ПКО): Используются при наличных расчётах для подтверждения выдачи/получения наличных средств по договору займа.
- Банковские выписки: Являются совокупным документом, отражающим все операции по банковскому счёту, подтверждая поступление и списание средств в рамках договора.
- Расписка заемщика: В случае наличных расчётов по договору займа, расписка, подписанная заемщиком, является ключевым документом, подтверждающим факт получения им денежных средств.
Значение: Эти документы абсолютно необходимы для подтверждения фактического исполнения обязательств и движения денег, без которых договор сам по себе не будет иметь полной доказательной силы для целей налогового учёта.
Важность правильного оформления документов:
Для минимизации налоговых рисков и потенциальных судебных споров, критически важно соблюдать следующие рекомендации при оформлении платежных документов:
- Чёткое указание реквизитов договора: В назначении платежа (как при выдаче/получении займа, так и при уплате процентов) необходимо указывать номер и дату соответствующего договора. Например: «Перечисление суммы займа по договору № 123 от 01.01.2025» или «Уплата процентов за февраль 2025 г. по кредитному договору № 456 от 01.01.2025».
- Срок займа и величина процентов: Хотя эти данные содержатся в договоре, их упоминание в платежных документах может дополнительно усилить связь между платежом и конкретным обязательством, особенно если речь идёт о сложных схемах или множественных займах.
В случае судебного разбирательства, именно совокупность правильно оформленных договоров, платёжных поручений, банковских выписок и расписок будет иметь решающее значение для подтверждения реальности и правомерности операций. Отсутствие или небрежное оформление даже одного из этих документов может поставить под угрозу признание расходов или доходов, привести к доначислениям налогов, пеней и штрафов.
Организация аналитического налогового учета
Налоговый учёт – это не просто набор формальных требований, это инструмент для формирования достоверной информации, необходимой для правильного исчисления налогов. Его ведение, как правило, основывается на данных бухгалтерского учёта, но может требовать и создания дополнительных регистров.
Принципы ведения налогового учёта:
Согласно статье 313 НК РФ, налоговый учёт осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Он представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В контексте долговых обязательств, пункт 4 статьи 328 НК РФ устанавливает конкретное требование: налогоплательщик обязан самостоятельно отражать сумму доходов (расходов) в виде процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства, учитывая при этом все положения статьи 269 НК РФ, касающиеся нормирования.
Это означает, что в регистрах налогового учёта должна быть предусмотрена детализация по:
- Каждому полученному или выданному займу/кредиту.
- Виду долгового обязательства (денежный заем, кредит, товарный кредит, коммерческий кредит).
- Сумме начисленных и уплаченных процентов, а также сумме, признаваемой в расходах (или доходах) с учётом нормирования.
- Датам начисления и уплаты.
Пример аналитического регистра налогового учета процентов:
| № п/п | Наименование обязательства (номер и дата договора) | Вид обязательства | Сумма основного долга (руб.) | Ставка % по договору | Дата начисления % | Сумма начисленных % (руб.) | Сумма % по норме (руб.) | Сумма % к учету в расходах (руб.) | Дата уплаты % |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Кредитный договор № 100 от 01.01.2025 | Денежный кредит | 5 000 000 | 15% | 31.01.2025 | 62 500 | 60 000 | 60 000 | 05.02.2025 |
| 2 | Заем № 05 от 15.01.2025 (взаимозависимое лицо) | Денежный заем | 2 000 000 | 20% | 31.01.2025 | 33 333 | 24 000 | 24 000 | 10.02.2025 |
| 3 | Договор поставки № 20 от 01.02.2025 (коммерч. кредит) | Коммерческий кредит | 1 000 000 | 18% | 28.02.2025 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 01.03.2025 |
Примечание: в данном примере для кредитного договора №100 и займа №05 предполагается, что ставка ЦБ РФ на 09.10.2025 составляет 12%, а предельный верхний предел для рублевых обязательств 18%. Для займа №05 (взаимозависимое лицо) фактическая ставка 20% превышает предел, поэтому к учёту принимается только 18% от начисленных процентов.
Интеграция с бухгалтерским учётом и необходимость дополнительных регистров:
В большинстве случаев, данные бухгалтерского учёта, ведущегося на счетах 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам», могут служить основой для налогового учёта. Однако если данные бухгалтерского учёта оказываются недостаточными для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ (например, из-за различий в правилах капитализации процентов или нормирования), налогоплательщик вправе дополнять применяемые регистры бухгалтерского учёта дополнительными реквизитами или вести самостоятельные регистры налогового учёта.
Это позволяет обеспечить необходимую детализацию и прозрачность для налоговых органов, а также снижает риск возникновения ошибок и спорных ситуаций при налоговых проверках. Грамотная организация аналитического учёта является краеугольным камнем эффективного налогового планирования и минимизации рисков.
Типичные проблемы, налоговые риски и стратегии их минимизации
Налоговый учет кредитов и займов, несмотря на кажущуюся стандартизацию, является полем для многочисленных ошибок и потенциальных налоговых рисков. Эти проблемы возникают как из-за небрежности в документальном оформлении, так и из-за недостаточного понимания тонкостей законодательства. Особое внимание налоговых органов уделяется операциям между взаимозависимыми лицами, где риски переквалификации сделок и доначислений налогов значительно возрастают.
Основные ошибки и нарушения в налоговом учете
Многолетний опыт налогового администрирования выявил ряд типичных ошибок и нарушений, которые регулярно встречаются в практике учета кредитных операций и займов:
- Отсутствие или неправильное оформление первичных документов:
- Неполные или отсутствующие договоры: Отсутствие всех существенных условий в договоре (сумма, срок, проценты) или его полное отсутствие.
- Отсутствие подтверждения передачи/возврата денег: Недостаточность платежных поручений, банковских выписок или расписок, подтверждающих фактическое движение денежных средств.
- Некорректное назначение платежа: Отсутствие ссылок на договор в платежных документах, что затрудняет идентификацию операции.
- Неправильное отнесение затрат по полученным займам и кредитам к отчётным периодам:
- Нарушение принципа равномерного признания: Для метода начисления, признание процентов единовременно по факту уплаты вместо ежемесячного начисления.
- Несвоевременное признание: Задержка или опережение признания расходов по процентам, что искажает налоговую базу отчетного периода.
- Неправомерное включение процентов в себестоимость продукции (работ, услуг):
- Как уже упоминалось, для целей налогового учёта проценты по займам, привлечённым для приобретения или строительства инвестиционных активов, не капитализируются, а признаются внереализационными расходами. Ошибочное включение их в стоимость активов или себестоимость продукции приводит к искажению налоговой базы.
- Неверный расчёт процентов:
- Ошибки в арифметических расчётах, неправильное применение процентной ставки или срока пользования заёмными средствами.
- Использование неактуальной ключевой ставки ЦБ РФ при нормировании.
- Отсутствие аналитического учёта:
- Неведение детализированного учёта по каждому долговому обязательству, несоблюдение требований статьи 328 НК РФ, что затрудняет контроль за нормированием процентов и своевременным признанием расходов.
Эти ошибки, порой кажущиеся незначительными, могут накапливаться и приводить к существенным налоговым доначислениям по результатам проверок.
Управление налоговыми рисками и пути их решения
Налоговые риски, связанные с долговыми обязательствами, не ограничиваются только ошибками в учёте. Значительная часть рисков проистекает из специфики взаимоотношений между сторонами и условий сделок, особенно в рамках группы компаний.
Особые риски в контролируемых сделках и при контролируемой задолженности:
Одним из наиболее значимых источников рисков являются контролируемые сделки (статьи 1053, 10514 НК РФ) и наличие контролируемой задолженности (статья 269 НК РФ).
В этих случаях налоговые органы уделяют пристальное внимание соответствию процентных ставок рыночному уровню.
- Несоблюдение нормативов по процентам: Если фактическая процентная ставка по долговым обязательствам в контролируемой сделке выходит за пределы интервалов, установленных статьёй 269 НК РФ, часть процентов будет исключена из состава расходов, увеличивая налоговую базу по налогу на прибыль.
- Переквалификация в дивиденды: В случае контролируемой задолженности перед иностранными взаимозависимыми лицами, сумма процентов, превышающая предельные значения, может быть переквалифицирована в дивиденды с обязанностью удержания налога у источника.
Риски переквалификации внутригрупповых и беспроцентных займов:
Как было детально рассмотрено ранее, внутригрупповые и беспроцентные займы являются объектом повышенного внимания налоговых органов. Судебная практика подтверждает, что при наличии совокупности таких обстоятельств, как:
- беспроцентный характер займа;
- отсутствие чёткого графика погашения;
- систематическая пролонгация договора;
- нереальные сроки возврата;
- отсутствие действий займодавца по взысканию задолженности;
- наличие значительной нераспределённой прибыли у компании при одновременном финансировании участников через займы;
суды склонны признавать экономическую сущность таких сделок как распределение прибыли (дивидендов). Это приводит к доначислениям налога на прибыль (для организаций) или НДФЛ (для физических лиц-получателей) и начислению соответствующих пеней и штрафов. Имеются также примеры переквалификации займов, выданных руководителям, в оплату труда с доначислением НДФЛ и страховых взносов.
Стратегии минимизации рисков:
Для эффективного управления налоговыми рисками по долговым обязательствам необходимо придерживаться следующих стратегий:
- Безупречное документальное оформление:
- Всегда заключать письменные договоры с максимально подробным описанием всех условий.
- Обеспечивать полное и своевременное оформление всех первичных документов, подтверждающих движение денежных средств.
- В платёжных поручениях и кассовых ордерах обязательно указывать реквизиты договора.
- Экономическое обоснование и деловая цель:
- Для каждого займа, особенно внутригруппового или беспроцентного, должна быть чётко сформулирована и документально подтверждена деловая цель. Например, финансирование конкретного проекта, пополнение оборотных средств, устранение кассовых разрывов.
- При выдаче беспроцентных займов необходимо быть готовым обосновать их рыночность (например, путём предоставления аналогичных займов на тех же условиях независимым лицам, что, однако, редко встречается).
- Соблюдение рыночных условий:
- При заключении сделок с взаимозависимыми лицами, проверять соответствие процентных ставок рыночному уровню, особенно для контролируемых сделок, с учётом интервалов, установленных статьёй 269 НК РФ.
- Если отклонение от рыночных условий неизбежно, быть готовым к потенциальным налоговым последствиям и иметь аргументированное обоснование.
- Фактический возврат средств и фиксация действий по взысканию:
- Важно не только установить сроки возврата в договоре, но и обеспечить их фактическое соблюдение.
- В случае просрочки, необходимо предпринять реальные действия по взысканию задолженности (направление претензий, ведение переписки, обращение в суд), документально подтверждая каждый шаг. Отсутствие таких действий – прямой путь к переквалификации займа.
- Ведение детального аналитического учёта:
- Организовать аналитический учёт таким образом, чтобы он позволял в любой момент определить сумму начисленных, уплаченных и признанных в расходах процентов по каждому обязательству, с учётом всех нюансов нормирования.
- Соответствие статьи 252 НК РФ:
- Акцентировать внимание на строгом соответствии всех расходов по займам и кредитам требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ: их экономическая обоснованность, документальное подтверждение и направленность на получение дохода.
Соблюдение этих рекомендаций позволит организациям значительно снизить риски налоговых претензий и обеспечить стабильность своей налоговой позиции в отношении долговых обязательств.
Актуальные изменения и перспективы налогового регулирования (2025-2026 годы)
Налоговое законодательство — это живой организм, который постоянно меняется и адаптируется к экономическим реалиям. В последние годы в России наблюдается тенденция к ужесточению налогового контроля и изменению подходов к налогообложению, что непосредственно затрагивает и сферу учёта долговых обязательств. Для того чтобы оставаться «на плаву» и эффективно управлять налоговыми рисками, необходимо не только знать текущие нормы, но и прогнозировать будущие изменения.
Влияние изменений в сфере трансфертного ценообразования
Одной из наиболее динамично развивающихся и влияющих на налоговый учёт долговых обязательств областей является трансфертное ценообразование (ТЦО). В 2024-2025 годах усилилась тенденция налоговых органов к переквалификации внутригрупповых займов в дивиденды или иные доходы. Это напрямую связано с недавними изменениями в контроле ТЦО, которые направлены на борьбу с агрессивным налоговым планированием и выводом прибыли.
- Введение вторичных корректировок: Федеральный закон от 17.02.2023 № 29-ФЗ ввёл в Налоговый кодекс РФ (пункт 6.1 статьи 1053) понятие вторичных корректировок. Это означает, что если в результате контроля ТЦО налоговый орган выявляет отклонение суммы дохода (прибыли) или расходов от рыночного уровня (например, завышенные проценты по займу между взаимозависимыми лицами), то эта сумма, превышающая рыночный интервал, может быть приравнена к дивидендам. Последствием является обязанность налогоплательщика удержать налог у источника в соответствии с налоговым законодательством (например, 15% для дивидендов, выплачиваемых иностранным компаниям, если иное не предусмотрено международным соглашением).
Это значительно увеличивает риски для внутригруппового финансирования.
- Отмена двухлетнего барьера на назначение проверок по ТЦО: Федеральный закон от 26.02.2024 № 39-ФЗ отменил ранее действовавшее ограничение, согласно которому проверки по трансфертному ценообразованию могли быть назначены не ранее чем через два года после подачи налоговой декларации. Теперь налоговые инспекции получили право анализировать операции за три предшествующих года, что существенно расширяет их возможности контроля и увеличивает вероятность выявления нарушений. Этот шаг направлен на усиление контроля за рыночностью сделок и, соответственно, повышает риски для компаний, использующих внутригрупповые займы с нерыночными процентными ставками.
Эти изменения свидетельствуют о целенаправленном усилении фискального контроля над операциями между взаимозависимыми лицами и требуют от налогоплательщиков максимально тщательного обоснования рыночности условий всех долговых обязательств в таких сделках.
Другие значимые законодательные изменения 2024-2025 годов
Помимо ТЦО, в налоговом законодательстве произошёл ряд других важных изменений, которые влияют на общую картину учёта:
- Продление особого порядка учёта курсовых разниц: Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ продлил особый порядок учёта курсовых разниц. Это важно для компаний, имеющих валютные кредиты и займы, поскольку изменения в курсе валют могут существенно влиять на их налоговую базу. Продление особого порядка позволяет сгладить негативное влияние резких курсовых колебаний, отсрочивая признание положительных курсовых разниц до погашения обязательств.
- НДС для организаций и ИП на УСН с 2025 года: С 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения (УСН), признаются плательщиками НДС. Это одно из самых масштабных изменений, которое коснётся миллионов налогоплательщиков. Однако предусмотрены освобождения от НДС для тех, чей доход за 2024 год не превысил 60 млн рублей. Для остальных это означает существенное увеличение налоговой нагрузки и необходимость ведения учёта по НДС.
- Увеличение повышающего коэффициента для расходов на ПО: С 2025 года увеличивается повышающий коэффициент для вычета расходов, связанных с приобретением и использованием программного обеспечения и баз данных, включённых в реестр российского ПО, с 1.5 до 2. Это мера поддержки российских IT-компаний и стимул для использования отечественных разработок, что может косвенно влиять на структуру расходов, в том числе тех, что финансируются за счёт заёмных средств.
- Пониженные ставки по налогу на прибыль для малых технологических компаний: В период 2025-2030 годов регионам предоставлено право устанавливать пониженные ставки по налогу на прибыль для российских организаций, включённых в реестр малых технологических компаний. Это создаёт возможности для налоговой оптимизации для определённых категорий предприятий, способствуя их развитию и инновационной деятельности.
Ключевые аспекты законопроекта №1026190-8 и прогноз на 2026 год
Одним из наиболее значимых и потенциально кардинальных изменений в налоговой системе, которое уже находится в процессе обсуждения, является законопроект №1026190-8. Он был внесён в Государственную Думу 29 сентября 2025 года, и первое чтение назначено на 22 октября 2025 года. Если законопроект будет принят, основные изменения вступят в силу с 1 января 2026 года, и их влияние на налогоплательщиков будет колоссальным, что делает его критической «слепой зоной» для текущего аналитического поля.
Предлагаемые изменения с 1 января 2026 года:
- Повышение общей ставки НДС: Планируется повышение общей ставки НДС с 20% до 22%. Это прямо повлияет на конечную стоимость товаров, работ и услуг, а также на налоговую нагрузку для всех плательщиков НДС.
- Изменения для УСН и ПСН:
- УСН и НДС: Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, порог дохода, дающий право на освобождение от НДС, планируется значительно снизить – с 60 млн рублей до 10 млн рублей. Это означает, что огромное количество «упрощенцев», чей годовой доход превышает 10 млн рублей, станут плательщиками НДС. Для них это повлечёт за собой не только увеличение налоговой нагрузки, но и необходимость перестройки учётных систем, найма квалифицированных бухгалтеров по НДС.
- Патентная система налогообложения (ПСН): Предельный размер дохода для применения ПСН также будет снижен с 60 млн рублей до 10 млн рублей. Кроме того, из перечня видов деятельности, подходящих для ПСН, планируется исключить стационарную розничную торговлю, общественное питание и услуги по перевозке грузов. Эти меры направлены на борьбу с дроблением бизнеса и увеличением налоговых поступлений.
- Отмена освобождений от НДС:
- Планируется отмена освобождения от НДС для операций по передаче исключительных прав на российское программное обеспечение и базы данных.
- Также будет отменено освобождение от НДС для ряда услуг банков, связанных с обслуживанием банковских карт. Эти меры направлены на расширение налоговой базы по НДС.
- Цифровизация взаимодействия с ФНС и изменение сроков уплаты налогов:
- Вручение документов через личный кабинет: С 2026 года акты налоговых проверок, требования и налоговые уведомления будут вручаться налогоплательщикам через их личные кабинеты на сайте ФНС. При этом возможна полная отмена бумажных уведомлений, что потребует от всех налогоплательщиков активного использования электронных сервисов.
- Изменение порядка исчисления сроков уплаты налогов: Предлагается изменить порядок исчисления сроков уплаты налогов: если последний день срока уплаты приходится на нерабочий день, срок будет истекать в предшествующий ему рабочий день. Это кардинальное изменение, которое требует пересмотра календарного планирования налоговых платежей, поскольку традиционно срок переносился на следующий рабочий день.
Эти грядущие изменения, особенно для малого и среднего бизнеса, могут стать серьёзным вызовом. Необходимость перестройки учётных систем, пересмотра ценовой политики и адаптации к новым правилам налогообложения НДС, а также к новому порядку взаимодействия с ФНС, потребует заблаговременной подготовки и глубокого анализа потенциальных последствий.
Заключение
Налоговый учёт кредитов и займов в Российской Федерации представляет собой сложную, но логически выстроенную систему, основанную на гражданско-правовых нормах и детально регулируемую Налоговым кодексом. В ходе настоящего исследования мы проанализировали ключевые аспекты этой системы, от базовых определений до тонкостей нормирования процентов и перспективных законодательных изменений.
Мы установили, что, хотя гражданское законодательство проводит чёткие различия между кредитом и займом, для целей налогообложения прибыли Налоговый кодекс РФ унифицирует подход к долговым обязательствам, включая в их число товарные и коммерческие кредиты, банковские вклады и счета. Особое внимание было уделено порядку признания основного долга (как нейтрального для налоговой базы) и процентов (как внереализационных расходов), с детализацией методов начисления и кассового метода.
Центральным моментом нашего анализа стало детальное рассмотрение нормирования процентов по контролируемым сделкам и контролируемой задолженности. Представленные конкретные интервалы предельных значений процентных ставок для различных валют и примеры расчётов наглядно продемонстрировали сложность и критическую важность соблюдения статьи 269 НК РФ. Этот аспект, зачастую остающийся поверхностно освещённым, является источником серьёзных налоговых рисков.
Мы также глубоко погрузились в проблематику беспроцентных и внутригрупповых займов, выявив типичные признаки, вызывающие подозрения у налоговых органов, и подробно описали возможные последствия их переквалификации в дивиденды, оплату труда или выручку, подкрепив это примерами из современной судебной практики. Правильное документальное оформление и ведение аналитического учёта были выделены как основополагающие принципы для минимизации этих рисков.
Наконец, мы представили актуальный обзор и прогноз законодательных изменений на 2025-2026 годы, включая значимое влияние нововведений в сфере трансфертного ценообразования (вторичные корректировки, отмена двухлетнего барьера) и ключевые положения законопроекта №1026190-8. Последний, с его предложениями о повышении ставки НДС, существенном снижении порогов для УСН и ПСН, а также изменениями в цифровизации взаимодействия с ФНС и порядке исчисления сроков уплаты налогов, обещает кардинально изменить налоговый ландшафт.
В заключение, для финансовой стабильности и налоговой безопасности организаций в Российской Федерации крайне важно не только глубокое понимание текущего законодательства, но и активное прогнозирование будущих изменений. Необходимость постоянного мониторинга законодательных инициатив, своевременная адаптация учётной политики и ответственный подход к документальному оформлению всех операций с долговыми обязательствами являются залогом успешного ведения бизнеса в условиях динамично меняющейся налоговой среды.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
- Учет процентов по кредитам и займам в налоговом учете в 2025 году. Дата обновления: 09.10.2025.
- Проценты по займам в расходы при расчете налога на прибыль в 2025 году. Дата обновления: 09.10.2025.
- Налоги 2025: что нового? Дата обновления: 09.10.2025.
- Взыскание налоговой задолженности с физических лиц без суда с 1 ноября 2025 года. Как это будет. Дата обновления: 09.10.2025.