Кредитная система и ее организация

Курсовая работа

В развитии любого государства значимое место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциала государства и рост благосостояния его населения.

При этом само государство должно влиять на развитие кредитной системы, ее формирование, деятельность и, как следствие, позиционирование на территории государств.

Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от ее функциональной структуры, но и от расположения банков на территории государства.

Возникновению современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма работы и модальностей дальнейшего развития кредитно-банковской системы при переходе к рынку, анализ ее состояния, проблем и недостатков.

Цель данной статьи — рассмотреть понятие, сущность и функции кредитной системы.

1. ПОНЯТИЕ БАНКА И КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Виды банков

Банк — это кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее расчетно-комиссионные операции, кредитно-посреднические операции, имеющие исключительное право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

Типы банков делятся по форме собственности, юридической организации, функциональному назначению, характеру проводимых операций, количеству филиалов, сфере обслуживания, субъекту деятельности.

Центральный (эмиссионный) банк — в большинстве стран принадлежит государству.

Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот. Он поддерживает официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя денежно-кредитную сферу и валютные отношения.

Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и обеспечивает расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений.

3 стр., 1346 слов

Кредит и кредитная система

... центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты (кредитные организации). Все это примеры того, как денежно-кредитная и кредитная системы тесно взаимосвязаны. Центральные банки являются банками-эмитентами банкнот и центрами кредитной системы. ... кредита с целью воздействия на бизнес-процессы. Государство участвует в процессе перемещения ссудного капитала из ...

Коммерческие банки — основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Их разделяют на специализированные и универсальные.

Исторически функции коммерческих банков заключались в том, чтобы принимать депозиты на текущие счета, краткосрочные ссуды промышленным и коммерческим фирмам и заключать между ними соглашения. В современных условиях коммерческим банкам удалось создать систему кредитования населения.

Инвестиционные операции коммерческих банков в основном связаны с продажей и покупкой государственных облигаций и облигаций местного самоуправления. Коммерческие банки осуществляют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом и активно расширяют сеть зарубежных филиалов.

Сберегательные банки — небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему.

Пассивные операции сберегательных касс включают прием вкладов населения на текущие и другие счета.

Кредитные операции представлены потребительскими и ипотечными кредитами, банковскими кредитами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.

Ипотечные банки — учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений).

Банки потребительского кредитования представляют собой тип банков, которые работают в основном за счет кредитов, полученных от коммерческих банков, и выдачи краткосрочных и среднесрочных кредитов для покупки дорогих товаров длительного пользования.

Главную роль в банковском деле играют банковские группы, в составе которых выделяются головная компания (крупный банк — холдинг), филиалы (дочерние общества), а также представительства, агентства, отделения.

1.2 Кредитная система РФ

Банковский холдинг — представляет собой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценными бумагами.

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям он приближался к модели кредитной системы основных капиталистических стран того времени. В Российской Империи существовала трехуровневая кредитная система, которая состояла из следующих звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

1) Государственный банк;

2) Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками;

3) Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.).

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Единственным источником дохода в стране была эмиссия банкнот, что ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 1920-х годов новая экономическая политика привела к восстановлению кредитной системы, но в довольно урезанном виде. Был создан Государственный банк, начали функционировать кооперативные и акционерные коммерческие банки. К 1925г. была восстановлена ​​кредитная система, структура которой была следующей.

3 стр., 1480 слов

Назначение и производство финансово-кредитных экспертиз по делам ...

... много неурегулированных законом ситуаций, в связи с назначением и производством финансово-кредитных экспертиз по делам о налоговых преступлениях, которые разрешаются исключительно в судебном ... решения этой проблемы необходимо юридически заполнить «белые пятна» в Институте финансово-кредитной экспертизы. Целью данной работы является изучение уголовно-правовых отношений, возникающих при назначении ...

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.

1) Государственный банк;

2) Банковский сектор:

  • акционерные банки;
  • кооперативные банки;
  • коммунальные банки;

3) Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки;

4) Специализированные и кредитно-финансовые учреждения:

  • общества сельскохозяйственного кредита;
  • общества взаимного кредита;
  • сберегательные кассы.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 1930-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была преобразована в одноуровневую или одноуровневую систему, отражающую социально-экономические потребности того времени, связанные с реализацией планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена ​​всего тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.

Структура кредитной системы СССР:

1) Государственный банк;

2) Стройбанк;

3) Банк для внешней торговли;

4) Система сберегательных банков;

5) Госстрах и Ингосстрах.

Все накопленные средства этих организаций создали ссудный фонд страны, который впоследствии распределялся и перераспределялся в виде ссуд в различные сферы экономики.

Долгосрочное руководство и административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в контексте обострения финансовых и экономических проблем страны в начале 1980-х годов. Кредит практически перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть ссуд служила вторым балансом, поскольку ссуды не погашались предприятиями.

В результате многие ссуды были аннулированы или начался процесс кредитования бизнеса. Особенно это касалось большого количества убыточных предприятий и сельского хозяйства. Процентные ставки по кредитам оставались на достаточно низком уровне, что не способствовало взаимной эффективности банков и бизнеса. Все это нарушает основную суть кредита — выплату кредита и его возврат.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая привела к созданию крупных специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов:

1) Государственный банк (Госбанк СССР);

2) Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

3) Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);

4) Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития;

4 стр., 1519 слов

Анализ кредитования малого бизнеса (на примере ОАО «Московский Кредитный банк»)

... банка, документы, оформленные для кредитной заявки, и устные консультации сотрудников банка. А также был произведен анализ системы кредитования для малого бизнеса на примере ОАО Московского кредитного банка ... (МКБ). Все это позволило рассмотреть кредитный процесс ...

5) Банк трудовых сбережений и кредитования населения;

6) Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность данной реорганизации заключалась в том, что специализированным банкам сектора было предоставлено право кредитования как на краткосрочный, так и на долгий срок.

Основная задача реорганизации банковской системы свелась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышения эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков(Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Централизованная и монистическая структура банковской системы консолидировала сферу влияния банков на ведомственной основе. Бизнес, как и прежде, был закреплен за банками и не имел выбора в получении кредитных ресурсов. Издержки обращения банков значительно увеличились в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала формироваться новая двухуровневая структура банковской системы: Государственный банк и специализированные банки — первый уровень, коммерческие и кооперативные банки — второй уровень.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации.

В частности, в программе правительства подчеркивается необходимость создания эффективной двухуровневой банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которую можно преобразовать специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку — «500 дней», предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон «Закон о Госбанке и банковской деятельности», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили независимый статус в сфере привлечения депозитов и кредитной политики, а также в определении процентных ставок. Кроме того, им предоставлено право проводить операции с иностранной валютой на основании лицензий, выданных Центральным банком.

С принятием Закона о банках и банковской деятельности в стране начала формироваться трехуровневая кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы , которая складывается из следующих трех ярусов.

3 стр., 1364 слов

Система социальных пособий в Российской Федерации

... обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России. Законом установлены некоторые общие ... в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения[. Источники финансирования: за счёт средств государственного бюджета ...

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г.:

1) Центральный банк РФ;

2) Банковская система:

  • коммерческие банки;
  • сберегательный банк РФ;

3) Специализированные небанковские кредитные институты:

  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • прочие.

Текущая структура кредитной системы FR близка к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что самым слабым звеном новой кредитной системы является третий уровень. в основном он представлен страховыми компаниями, и для развития других типов специализированных кредитных организаций необходимо полноценное функционирование рынка капитала и его второго элемента — рынка ценных бумаг. Создание последних возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. это должно стимулировать развитие третьего уровня кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

1.3 Структура современной кредитной системы РФ

С институциональной точки зрения кредитная система представляет собой совокупность денежных и финансовых институтов, активно используемых государством для регулирования экономики.

Кредитная система опосредует весь механизм общественного воспроизводства и выступает мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных средств и их использованию в экономике страны.

Структура современной кредитной системы Российской Федерации:

1) Центральный банк и банковский сектор:

  • коммерческие банки;
  • сберегательные банки;
  • ипотечные банки;

2) Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • пенсионные фонды;
  • финансово-строительные компании.

Новая структура кредитной системы стала лучше отражать потребности рыночной экономики и все больше и больше адаптироваться к процессу новых экономических реформ.

В то же время процесс формирования кредитной системы выявил некоторые недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь создаваемые кредитно-финансовые учреждения, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков.

3 стр., 1423 слов

Правовое регулирование банковского кредитования в Российской Федерации

... закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»13 , ст. 28 Закона «О банках и банковской деятельности»14 ... место в активных операциях банков различных государств занимают кредитные операции. Их доля колеблется ... стабильного функционирования кредитно-банковской системы особое внимание необходимо уделять ... ставку рефинансирования Банка России и вознаграждение банка, выступающего в качестве ...

Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1994 г.г., а также финансовый кризис 1998 года заметно сократил число организаций кредитной системы России.

Благодаря этому процессу, из кредитной системы РФ исчезли большинство мелких кредитных организаций, которые не смогли устоять перед кризисом банковской системы, тем самым укрепив банковскую систему страны (создание банковских пулов, ассоциаций и т.д.).

2. ЦБ И КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

2.1 ЦБ России, его функции и операции

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Банк России выполняет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» и другими федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции РФ основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а эмиссия денег осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации «, Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Вышеупомянутые функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные операции по созданию банковских ресурсов и активные операции по их размещению. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

23 стр., 11250 слов

Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации

... "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций: ¨ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить ... рефинансирования; ¨ устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации; ¨ устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской ...

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе совершать банковские операции и сделки по поручению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2.2 Коммерческие банки России

Коммерческие банки — это многофункциональные учреждения, работающие в различных секторах рынка ссудного капитала. Их основная цель — привлечь сбережения и распределить их между заемщиками. Для предприятий и потребителей банки являются основным источником кредита.

В Российской Федерации создание и деятельность коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

Банки России не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков.

4 стр., 1671 слов

Кредитные операции международных финансовых организаций

... многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в ... финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Изучение мирового опыта представляет большой интерес, для вступления в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка ...

Все банки в России должны поддерживать обязательные резервы в Банке России и соблюдать пруденциальные нормативы, установленные Банком России.

Коммерческие банки являются юридическими лицами, которым на основании лицензии, выдаваемой центральным банком, предоставляется право привлекать денежные средства от физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условии возвратности и платности, а так же осуществлять разные виды банковских операции.

Коммерческие банки по форме собственности могут быть:

  • а) акционерными обществами различного типа;
  • б) частными компаниями;
  • в) кооперативной собственностью.

Они осуществляют следующие банковские операции и сделки:

1) привлекают вклады (депозиты) и предоставляют кредиты по согласованию с заемщиком;

2) ведут расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;

3) открывают и ведут счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

4) финансируют капитальные вложения по поручению вкладчиков или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;

5) выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), осуществляют иные операции с ними;

6) выдают поручительства, гарантии, иные обязательства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

7) покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную иностранную валюту;

8) покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них;

9) привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады;

10) привлекают и размещают средства и управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции);

11) оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговые операции.

Основными функциями коммерческих банков являются:

  • кредитование предприятий, государства и населения;
  • мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
  • выпуск кредитных денег;
  • осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
  • эмиссионно-учредительская функция;
  • консультирование, представление экономической и финансовой информации.

2.3 Пассивные и активные операции коммерческих банков

Пассивные операции (операции по формированию банковских ресурсов) имеют большое значение для каждого коммерческого банка.

Во-первых, ресурсная база во многом определяет возможности и масштаб активных операций, обеспечивающих получение дохода банка.

Во-вторых, стабильность банковских активов, их размер и структура являются наиболее важными факторами надежности банка.

Пассивные операции делятся на две группы. Первый включает операции по формированию собственных ресурсов, которые принадлежат непосредственно банку и не требуют возврата. С помощью операций второй группы банк на время привлекает средства, формирует заемные ресурсы.

Активные операции обеспечивают доходность и ликвидность банка. По степени доходности все активы делятся на две группы:

20 стр., 9984 слов

Организация и учет кредитных операций в коммерческом банке

... операций на рынке ценных бумаг банки вынуждены все большее внимание уделять стоимости привлекаемых ресурсов, снижению себестоимости банковских продуктов и услуг, которые напрямую обусловливают финансовый результат деятельности банка. Коммерческий банк, ...

  • приносящие доход (так называемые работающие), например, банковские ссуды, значительная часть вложений в ценные бумаги;
  • не приносящие доход (так называемые неработающие), например, кассовая наличность;
  • остатки средств на корреспондентских и резервном счетах в центральном банке;
  • вложения в основные фонды банка: здания, оборудование.

С точки зрения ликвидности различают три группы активов:

1) высоколиквидные активы;

2) ликвидные активы;

3) низколиквидные активы — это такие активы, вероятность превращения которых в наличные деньги очень мала или вообще нулевая.

Активные операции банка с ценными бумагами включают четыре основных вида:

1) Вложения в ценные бумаги, приобретенные для перепродажи с целью получения курсовой прибыли (разницы между курсом покупки и продажи).

Эти бумаги хранятся в портфеле банка непродолжительное время.

2) Покупка ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов (по облигациям, векселям, депозитным сертификатам) и дивидендов (по акциям), а также участия в управлении предприятием. Такие бумаги хранятся в портфеле банка длительное время (обычно более года) и носят название банковские инвестиции.

3) Вложения в ценные бумаги, приобретенные по операциям. Другими словами, банк покупает ценные бумаги на условиях обратной продажи.

4) Учетные операции — это операции с векселями.

2.4 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков

Комиссионные операции — операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения. К ним относятся:

  • а) операции по инкассированию дебиторской задолженности;
  • б)переводные операции;
  • в) торгово-комиссионные операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов и другое);
  • г) доверительные операции;
  • д) операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг.

2.5 Форма безналичных расчетов РФ

Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

  • платежные поручения;
  • платежные требования;
  • чеки;
  • аккредитивы;
  • расчеты пластиковыми карточками;
  • векселя;
  • инкассовые расчеты.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.

Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой при участии РКЦ.

За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета, последний имеет право потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% от суммы, несвоевременно или неправильно списанной за каждый день задержки.

Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного дня банка (операционный день устанавливается до 13 часов).

Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

Источником банковской прибыли, служит прибавочная стоимость, созданная в сфере материального производства. Труд банковских служащих не создает стоимости и прибавочной стоимости, но он опосредствует перераспределение прибавочной стоимости между группами капиталистов.

Операционные доходы банка, т. е. валовая прибыль от его деятельности, складываются из нескольких элементов:

1) доходы от учетно-ссудных операций (процент по ссудам);

2) проценты и дивиденды от инвестиций в ценные бумаги;

3) прибыль от учредительства, спекулятивных сделок с биржевыми ценностями и т. п.;

4) комиссионное вознаграждение по расчетным, переводным и другим аналогичным операциям;

5) комиссия по доверительным операциям;

6) доходы от иностранных операций (заграничные кредиты, валютный арбитраж и т. п.).

После вычета из суммы операционных доходов всех банковских расходов по осуществлению операций, выплате заработной платы и жалования служащим, уплате процентов вкладчикам и других расходов в распоряжении банка остается чистая прибыль. Из нее выплачиваются налоги, часть переводится в резервные фонды и выплачивается акционерам в форме дивидендов. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу представляет норму банковской прибыли.

Эта норма для банковской системы в целом обычно тяготеет к среднему уровню прибыли в других отраслях капиталистического хозяйства, так как длительный разрыв между прибылью банков и других предприятий неизбежно приводит к переливу капитала и выравниванию нормы прибыли.

Вместе с тем крупнейшие банковские монополии используют свое господствующее положение в кредитной системе для получения большой прибыли. Они широко используют высокоприбыльные операции — участие в учредительстве и синдикатах по размещению ценных бумаг, биржевых спекуляциях, выдаче кредитов зарубежным компаниям и т. д.

Для немонополизированных учреждений эта сфера деятельности по существу закрыта.

2.7 Участие банков в создании финансово — промышленных групп. (ФПГ)

Финансово-Промышленные Группы — активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ — это “ совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание рабочих мест”.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений).

Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет.

Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово- промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.

В общем случае ФПГ могут быть трех видов:

  • вертикально интегрированные;
  • горизонтально интегрированные;
  • и конгломератного типа.

Так же подразделяются одно — банковые структуры и много банковые структуры.

Ныне ФПГ в России формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной, структурной и налоговой политикой является в руках государства важнейшим инструментом регулирования экономики в целях обеспечения стабильного роста. Государство, используя те или иные монетарные инструменты, оказывает воздействие на объем и структуру денежной массы, темпы инфляции, нивелирует последствия неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Отдельного рассмотрения при разработке долгосрочных программ развития банковского сектора требуют программы развития ипотечного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. Сегодня достаточно трудно делать прогнозы в отношении ожидаемых темпов роста данных сегментов рынка, так как не все здесь зависит от банков.

Ожидаемое увеличение масштабов и значимости данных рынков для банков говорит о необходимости уже сейчас учесть роль ипотеки, малых и средних предприятий при принятии решений о развитии бизнеса российских банков, обозначить основные источники финансирования таких организаций, понять, как развитие данных направлений бизнеса отразится на возможностях банков по работе на других рынках.

Как мы видим развитие кредитной системы России очень противоречиво и проблемно. Еще нужно сделать очень многое для дальнейшего развития и поддержания на должном уровне кредитной системы. И это развитие будет зависеть не только от Банка России, но и от руководителей кредитных организаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/kreditnaya-sistema-i-ee-organizatsiya-v/

1. Банки и банковские операции. Учебник. / Под редакцией проф. Чл.-корр. РАЕН. — М.: «Юнити», 1997.

2. Деньги и финансовые институты. Учебник./ Балабанов И.Т., Гончарук О.В., Савинская Н.А. — Санкт-Петербург,- 2000.

3. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под редакцией В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М.: «Проспект», 1999. — 496 с.

4. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под редакцией профессора чл.-корр. РАЕН Л. А. Дробозиной. — М.: «Юнити», 1997.

5. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под редакцией академика Г.Б. Поляка. — М.: «Юнити», 2001.

6. Инвестиционные институты. Учебник. / Жуков Е.Ф. — М.: «Юнити», 1998.

7. Казьмин А.И. «Развитие банковской системы» // Деньги и кредит.- 2005.

8. Ковзанадзе И.К. «Роль денежно-кредитной политики в преодолении последствий банковских кризисов» // Деньги и кредит 2003 г. №2.

9. Махотаева М.Ю., Николаев М.А. «Практика применения денежно-кредитных инструментов» // Деньги и кредит 2003 г. №10.

10. Митрохин В.В. «Диагностика и мониторинг устойчивости банковской системы» // Деньги и кредит 2005 г. №11.

11. Меликьян Г.Г. «Развитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы» // Деньги и кредит 2006г. №1.

12. «Принципы денежно-кредитной политики» // Деньги и кредит 2005. №12.

13. «Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2006 году» // Деньги и кредит 2005г. №12.

14. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/.