Кредитная система Российской Федерации (2023-2025 гг.): Актуальная структура, роль мегарегулятора и вызовы цифровой трансформации

Курсовая работа

Введение: Методологические основы исследования кредитной системы

Если говорить о современных финансах, то кредитная система государства — это не просто совокупность банков и небанковских организаций, но сложнейший механизм, который, подобно кровеносной системе, обеспечивает циркуляцию капитала и поддерживает жизненные функции экономики. В условиях 2023–2025 годов, когда российская экономика столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, структурной перестройкой и форсированной цифровизацией, традиционные подходы к анализу кредитной системы оказались неполными.

Актуальность темы обусловлена необходимостью критически осмыслить произошедшие изменения: трансформацию правового статуса и функций Центрального банка, рост концентрации активов в банковском секторе и внедрение качественно новых инструментов, таких как цифровой рубль. Прежние академические работы, основанные на статистике до 2022 года, не способны отразить эту новую реальность, которая требует от нас, как аналитиков, пересмотра методологических парадигм.

Цель настоящего исследования — провести глубокую деконструкцию и обновление теоретического и практического анализа кредитной системы Российской Федерации.

Краткая аннотация: Работа построена на принципах академической глубины и строгой опоры на официальные данные. Анализ охватывает актуальные нормативно-правовые акты (Конституция РФ, ФЗ-86, ФЗ «О банках»), свежие статистические бюллетени Банка России и Минфина РФ (2024–2025 гг.) и фокусируется на четырех ключевых аспектах: институциональная структура, эволюция роли Банка России как мегарегулятора, инструменты денежно-кредитной политики в условиях высокой инфляции, а также вызовы и перспективы, связанные с государственным кредитом и цифровой трансформацией.

Теоретико-правовые основы и современная институциональная структура

Понятие и двухуровневый принцип организации кредитной системы РФ

Кредитная система Российской Федерации, как и большинство систем развитых рыночных экономик, организована по двухуровневому принципу. В ее основе лежит четкое правовое разграничение функций и статусов, закрепленное в Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

7 стр., 3039 слов

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений ...

... комплексного уголовно-правового и криминологического анализа преступлений в сфере финансово-кредитных отношений в Российской Федерации. Для достижения этой цели были поставлены следующие ключевые задачи: ... как публично-правовые (связанные с финансовой системой государства), так и частноправовые финансовые отношения (интересы банков, инвесторов, граждан). Такой подход позволяет адекватно оценить ...

На первом (верхнем) уровне находится Банк России (ЦБ РФ), который является эмиссионным, расчетным и регулятивным центром системы. Его статус будет подробно рассмотрен далее в разделе об Эволюции функций Банка России.

Второй уровень представлен сетью кредитных организаций. Согласно законодательству РФ:

  • Кредитная организация — это юридическое лицо, которое на основании специальной лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции.
  • Банк — это вид кредитной организации, имеющий исключительное право осуществлять в совокупности три ключевые операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, а также открытие и ведение банковских счетов.
  • Небанковская кредитная организация (НКО) — это кредитная организация, которая, в отличие от банка, имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции, установленные Банком России. НКО, как правило, специализируются на расчетах, инкассации или специфических видах кредитования.

Таким образом, НКО выполняют узкоспециализированные функции, дополняя, но не дублируя системные функции коммерческих банков, и обеспечивают необходимую гибкость финансового рынка.

Институциональная структура: Динамика и концентрация банковского сектора

Анализ институциональной структуры второго уровня кредитной системы показывает устойчивую тенденцию к консолидации и сокращению числа игроков.

По состоянию на 01 января 2025 года, общее количество действующих кредитных организаций в РФ составило 353. Эта цифра включает 314 банков и 39 небанковских кредитных организаций. По сравнению с предыдущими годами, это является историческим минимумом, что свидетельствует об эффективности надзорной деятельности ЦБ РФ по очистке рынка от нежизнеспособных структур, а также о мощном влиянии процессов слияний и поглощений.

Одним из наиболее тревожных, с точки зрения конкуренции, и в то же время отражающих устойчивость системы, является показатель концентрации активов. В российской банковской системе наблюдается рекордный уровень централизации капитала.

По итогам первого полугодия 2025 года, доля Топ-10 крупнейших банков впервые превысила критическую отметку, достигнув 80,9% от всех активов сектора. И что из этого следует? Такая гиперконцентрация означает, что управление системными рисками становится проще для регулятора, поскольку достаточно контролировать десяток крупнейших игроков, но потенциальный крах одного из них несёт колоссальный ущерб для всей экономики.

Ранк Банк (по нетто-активам) Объем нетто-активов (трлн руб., 01.07.2025) Доля в активах сектора
1 СберБанк 61,08 ~35%
2 Банк ВТБ 33,93 ~19%
3 Газпромбанк 17,42 ~10%
4 Альфа-Банк 11,48 ~6%
Итого Топ-4 123,91 ~70%
Топ-10 80,9%

Таким образом, высокая концентрация, при всей ее очевидной угрозе для конкуренции, также повышает управляемость системы в кризисных условиях, позволяя мегарегулятору (ЦБ РФ) фокусировать усилия на надзоре за ограниченным числом системно значимых институтов.

Эволюция функций Банка России как мегарегулятора в современных условиях

Правовой статус и основные цели деятельности ЦБ РФ

Банк России занимает уникальное место в кредитной системе. Его правовой статус закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 75), согласно которой он обладает исключительным правом эмиссии национальной валюты и осуществляет свои функции независимо от других федеральных органов государственной власти. Детализация его деятельности регулируется ФЗ № 86.

Основные цели деятельности ЦБ РФ:

  1. Защита и обеспечение устойчивости рубля.
  2. Развитие и укрепление банковской системы РФ.
  3. Обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

Фактически, с 2013 года, когда ЦБ РФ получил функции мегарегулятора (контроль не только банков, но и страховых компаний, пенсионных фондов, рынка ценных бумаг), его роль вышла за рамки классического Центрального банка, требуя от него комплексного подхода к надзору.

Трансформация функции «Кредитора последней инстанции» (LPL)

Классическая концепция Центрального банка как Кредитора последней инстанции (Lender of Last Resort, LPL), сформулированная еще Уолтером Бэджготом в XIX веке, предполагает, что ЦБ должен предоставлять ликвидность платежеспособным, но временно неликвидным банкам, при этом по «штрафной ставке» (высокой) и под хорошее обеспечение.

В современных российских условиях (2023–2025 гг.) эта функция претерпела существенную трансформацию в ответ на геополитические и санкционные шоки:

  • От классики к «мезо-кредитованию»: В условиях системного кризиса ликвидности, вызванного внешними ограничениями или массированными оттоками, ЦБ РФ был вынужден расширить свое вмешательство. Вместо точечной поддержки отдельных банков, ЦБ стал применять инструменты, направленные на поддержание стабильности целых сегментов финансового рынка. Эта практика получила название «мезо-кредитования», то есть поддержки не только на микро- (отдельный банк) и макроуровне (вся экономика), но и на уровне важных, но пострадавших сегментов рынка.
  • Условная штрафная ставка: В период максимальной нестабильности 2024 года, когда ключевая ставка достигала 21,00%, принцип «штрафной ставки» был реализован, однако в рамках специальных программ поддержки ликвидность предоставлялась с учетом системной значимости учреждений.

Таким образом, функция LPL трансформировалась из инструмента борьбы с паникой в инструмент обеспечения системной устойчивости в условиях внешнего экономического давления, что является ключевым нюансом в современной практике ЦБ.

Роль ЦБ в обеспечении финансовой стабильности: Анализ перечня СЗКО

Одним из важнейших инструментов обеспечения финансовой стабильности является надзор за Системно Значимыми Кредитными Организациями (СЗКО), падение которых может вызвать цепную реакцию во всей финансовой системе. Для этих институтов устанавливаются повышенные требования к капиталу и ликвидности.

По состоянию на октябрь 2025 года, Банк России утвердил обновленный перечень СЗКО, включив в него 12 банков. Важно отметить: зачем ЦБ фокусирует внимание именно на 12 банках? Потому что эти организации контролируют подавляющую часть депозитов и кредитов страны, и их финансовое здоровье прямо влияет на макроэкономическую стабильность.

Ключевые изменения в перечне СЗКО (октябрь 2025 г.):

Банки, включенные в перечень Примечание
Юникредит Банк, Газпромбанк, ВТБ, Альфа-Банк, Сбербанк, Московский кредитный банк, Т-банк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Россельхозбанк, Совкомбанк Сохранили статус
Банк «ДОМ.РФ» Включен в перечень, что отражает рост его значимости в секторе ипотеки и жилищного строительства.
Исключенные (через консолидацию) Росбанк и «Открытие»

Исключение Росбанка и «Открытия» было обусловлено корпоративными действиями: присоединением к материнским структурам (Т-Банку и ВТБ соответственно), которые вступили в силу с 1 января 2025 года. Эти факты служат ярким индикатором продолжающейся консолидации и централизации банковского сектора РФ.

Денежно-кредитная политика: Инструменты и макроэкономический контекст (2023-2025 гг.)

Ключевая ставка как основной инструмент ДКП

Основной целью денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России остается таргетирование инфляции на уровне 4% годовых. Однако макроэкономический контекст 2023–2025 гг. был крайне сложным:

Показатель 2023 год 2024 год Прогноз на конец 2025 года
Фактическая инфляция (годовая) 7,42% 9,52% 6,4%
Ключевая ставка (на 30.12) 16,00% 21,00% (Прогноз: 14-16%)

Для борьбы с высоким инфляционным давлением, вызванным дефицитом рабочей силы, активным бюджетным стимулированием и импортом инфляции, ЦБ РФ использовал ключевую ставку как основной и наиболее жесткий инструмент. Ставка, достигшая 21,00% к концу 2024 года, стала отражением приоритета антиинфляционной политики.

По состоянию на октябрь 2025 года, в связи с улучшением ожиданий и стабилизацией некоторых макропоказателей, ключевая ставка была снижена и установлена на уровне 17,00% годовых. Это решение, принятое после ряда повышений, сигнализирует о возможном приближении пика цикла жесткой ДКП, однако ставка остается на высоком уровне. Но разве такая высокая ставка, при явном замедлении экономики, не является чрезмерным тормозом для инвестиционной активности?

Прогнозы ЦБ РФ, представленные в «Основных направлениях ДКП на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов», предполагают стабилизацию ставок на 2025 год в диапазоне 14–16% и снижение до 10–11% в 2026 году.

Взаимосвязь ДКП и налогово-бюджетной политики

Один из ключевых аналитических аспектов последних лет заключается в том, что эффективность процентной политики ЦБ РФ в значительной степени зависит от действий правительства в сфере налогово-бюджетной политики.

В 2023–2024 годах массированное бюджетное стимулирование, включая активные программы льготного кредитования, действовало проинфляционно, нивелируя жесткость ДКП. Этот феномен требовал от ЦБ поддерживать ставку на исключительно высоком уровне.

Критически важный фактор 2025–2026 гг.:

Реализация антиинфляционных мер ЦБ РФ будет усиливаться благодаря планируемым бюджетным решениям. Проект федерального бюджета на 2026–2028 гг. предусматривает снижение дефицита до 1,6% ВВП в 2026 году. Достижение этой цели планируется за счет повышения налоговых сборов, а не за счет увеличения государственных заимствований.

По оценке ЦБ, такой подход будет способствовать дезинфляции, поскольку снижение бюджетного дефицита уменьшит спрос на заимствования, снизит темпы роста денежной массы и ограничит инфляционное давление, тем самым повышая результативность высокой ключевой ставки. Это демонстрирует переход от борьбы ДКП против бюджетной политики к их координации.

Роль государственного кредита и суверенного долга в кредитной системе

Структура и динамика государственного долга РФ

Государственный кредит, реализуемый через механизм государственного долга, является неотъемлемой частью кредитной системы. Он представляет собой кредитные отношения, в которых государство выступает либо в качестве заемщика (при выпуске ценных бумаг), либо в качестве кредитора (при предоставлении бюджетных кредитов).

В условиях последних лет государственный кредит активно использовался Минфином РФ для покрытия дефицита федерального бюджета.

По состоянию на 01 сентября 2025 года, общий государственный долг Российской Федерации (включающий внешний и внутренний) составил около 31,2 трлн рублей.

Категория долга Объем (трлн руб., 01.09.2025) Примечание
Общий государственный долг 31,2
Государственный внутренний долг (в т.ч. ГЦБ) 26,233 Ключевой инструмент финансирования

Несмотря на значительный рост абсолютных показателей, в сравнении с ВВП (прогнозируемый рост ВВП РФ на 2025 год составляет 1,2%), уровень российского госдолга остается низким по международным стандартам, что сохраняет высокую степень суверенной финансовой устойчивости.

Инструменты государственного кредита

Основу государственного кредита в РФ составляет государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах (ГЦБ), прежде всего, в Облигациях федерального займа (ОФЗ).

Их объем на 01.09.2025 составил 26,233 трлн рублей.

Инструменты государственного кредита имеют критическое значение для финансового рынка, поскольку ОФЗ служат бенчмарком для определения ставок корпоративного сектора и являются основным безрисковым активом для коммерческих банков.

Структура государственных ценных бумаг РФ (на 01.09.2025):

Вид ОФЗ Объем (трлн руб.) Доля в структуре внутреннего долга Влияние на рынок
ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) 15,125 57,65% Формируют долгосрочную ценовую кривую.
ОФЗ-ПК (с переменным купоном) 9,606 36,61% Защищают инвесторов от роста ключевой ставки.
Прочие (ОФЗ-ИН, ОФЗ-АД) 1,502 5,74% Используются для хеджирования инфляционных рисков.

Преобладание ОФЗ-ПД (57,65%) свидетельствует о том, что Минфин ориентируется на привлечение долгосрочного финансирования, а значительная доля ОФЗ-ПК (36,61%) позволяет государству привлекать средства даже в условиях высокой неопределенности процентных ставок. Важным следствием является то, что государство успешно использует внутренний рынок для финансирования дефицита, минимизируя зависимость от внешних займов.

Вызовы цифровизации и перспективы развития: Цифровой рубль

Статус и ход пилотирования цифрового рубля (ЦР)

Ключевым структурным вызовом для кредитной системы в ближайшие годы является внедрение цифрового рубля (ЦР), который является третьей формой национальной валюты, наряду с наличными и безналичными средствами. Все три формы законодательно объявлены равноценными: 1 наличный = 1 безналичный = 1 цифровой рубль.

В отличие от криптовалют, ЦР является обязательством Центрального банка (ЦБ), а не частных структур, и функционирует на специальной платформе ЦБ РФ.

Текущий статус пилотирования (по состоянию на конец мая 2025 года):

  • Участники: В пилотировании активно задействовано 15 банков (включая часть СЗКО).
  • Счета и операции: Открыто около 2,5 тыс. кошельков для физических и юридических лиц. Проведено порядка 100 тыс. операций, включая переводы, оплату товаров/услуг и исполнение смарт-контрактов.

Несмотря на успешный старт пилота, полномасштабное внедрение цифрового рубля с подключением всех системно значимых банков и расширением функционала было перенесено. Актуальный срок, обсуждаемый регулятором, — середина 2026 года. Перенос связан с необходимостью доработки инфраструктуры и правовой базы. Этот перенос дает время коммерческим банкам для подготовки к новой конкурентной среде.

Тарифная политика и влияние ЦР на ДКП

Банк России четко определил тарифную политику, которая призвана стимулировать использование ЦР:

  • Для граждан: Все операции с цифровыми рублями (переводы, платежи) будут бесплатными.
  • Для бизнеса (ТСП): До 31 декабря 2025 года действует льготный период (нулевая комиссия).

    С 1 января 2026 года за прием оплаты товаров и услуг будет действовать тариф в размере 0,3% от суммы платежа (не более 1,5 тыс. рублей).

Введение ЦР поднимает вопрос о его влиянии на денежно-кредитную политику. ЦБ РФ неоднократно подчеркивал, что ЦР не должен влиять на:

  1. Инфляцию: Цифровой рубль — это не новый источник денег, а лишь новая форма. Он заменит часть безналичных или наличных средств, не увеличивая общую денежную массу.
  2. Механизм ДКП: Основные инструменты, такие как ключевая ставка, сохранят свою эффективность, так как ЦБ будет контролировать все три формы денег.

Однако ЦР потенциально может влиять на ликвидность коммерческих банков, так как средства могут быть переведены с банковских счетов на счета ЦР. Введение лимитов на хранение и операционный характер ЦР (в отличие от сберегательного) призваны минимизировать этот риск.

Заключение

Кредитная система Российской Федерации в период 2023–2025 гг. продемонстрировала высокую устойчивость к внешним шокам, что стало результатом жесткого регулирования и консолидации сектора. Если мы подытожим ключевые изменения, то увидим систему, которая активно адаптируется к новым макроэкономическим и технологическим реалиям.

Ключевые выводы о трансформации системы:

  1. Институциональная централизация: Система характеризуется рекордной концентрацией активов (более 80% у Топ-10 банков) и продолжающимся сокращением числа кредитных организаций, что упрощает надзор, но требует внимания к вопросам конкуренции.
  2. Эволюция мегарегулятора: Банк России не просто сохранил независимость, но и трансформировал классические функции (LPL) в адаптивные механизмы «мезо-кредитования» для обеспечения стабильности в условиях системных шоков. Обновление перечня СЗКО (12 банков) подтверждает смещение фокуса надзора на крупнейшие институты.
  3. Синхронизация ДКП: Борьба с высокой инфляцией (9,52% в 2024 г.) требовала поддержания ключевой ставки на уровне 17,00% (октябрь 2025 г.).

    Эффективность ДКП теперь критически зависит от координации с налогово-бюджетной политикой, включая плановое снижение бюджетного дефицита через налоговые меры.

  4. Государственный кредит: Государственный долг (31,2 трлн руб. на 01.09.2025) играет ключевую роль в покрытии дефицита, при этом его структура (преобладание ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК) отражает стратегию хеджирования рисков на внутреннем рынке.
  5. Цифровая перспектива: Внедрение цифрового рубля, несмотря на перенос полномасштабного запуска на середину 2026 года, является стратегическим направлением, которое потребует от коммерческих банков адаптации к новой платежной инфраструктуре и тарифной политике (0,3% для бизнеса с 2026 г.).

В целом, кредитная система РФ находится в процессе глубокой структурной перестройки, управляемой ЦБ РФ с использованием комплексных инструментов ДКП, направленных на достижение целевого уровня инфляции и поддержание макроэкономической устойчивости.

Список использованной литературы

  1. Аналитики улучшили прогноз по ключевой ставке и инфляции на 2025 год // Frank Media. URL: https://frankrg.com/97805 (дата обращения: 08.10.2025).
  2. Банк России продлил льготный период по операциям с цифровыми рублями // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/news/1691242/ (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Банк России рассказал о последствиях внедрения цифрового рубля 29.08.2024 // finam.ru. URL: https://www.finam.ru/publications/item/bank-rossii-rasskazal-o-posledstviyax-vnedreniya-cifrovogo-rublya-20240829-152238/ (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы // Деньги и кредит. 2006. №8. С. 56-78.
  5. Братко А.Г. Банковское право России. Москва: Право, 2007. 340 с.
  6. Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. 2006. №7. С. 45-56.
  7. Булатов А.С. Экономика. Москва: Юристъ, 2006. 280 с.
  8. Венеаминов С.Г. Банковская система России. Москва: АСТ, 2009. 292 с.
  9. Госдолг РФ в 2024 году вырос на 3,446 трлн рублей // finam.ru. 18.03.2025. URL: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/gosdolg-rf-v-2024-godu-vyros-na-3446-trln-rublei-20250318-124535/ (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Государственный долг и сбалансированность бюджета страны // Век качества. 2024. №1. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2024/AGE_QUALITY_1_2024.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Доля топ-10 банков впервые превысила 80% в активах — «Эксперт РА // Frank Media. URL: https://frankrg.com/97818 (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Индекс инфляции в России: 1991-2025 Данные, 2026-2027 прогноз // tradingeconomics.com. URL: https://ru.tradingeconomics.com/russia/inflation-cpi (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Инфляция в России по годам: официальные данные с 1991 по 2025 от Росстата и ЦБ РФ // GoGov.ru. URL: https://gogov.ru/articles/inflation (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Инфляция в России: динамика с начала года и прогнозы на 2025 год // SberCIB. URL: https://www.sberbank-cib.ru/ru/analytics/inflation_forecast/ (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Количественные характеристики действующих кредитных организаций // Ассоциация банков России. II квартал 2024 года №3 (10).

    URL: https://asros.ru/upload/iblock/d76/vny420z2k71q8h44vj45399l23l65h15.pdf (дата обращения: 08.10.2025).

  16. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Москва: АСТ, 2008. 370 с.
  17. Лаврушин О.И. Банковские операции. Москва: Инфра-М, 2007. 276 с.
  18. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. Москва: Финансы и статистика, 2007. 480 с.
  19. Лаврушин О.И., Мамонтова И.Д., Валенцева Н.И. Банковское дело. Москва: Финансы и статистика, 2006. 386 с.
  20. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов: мнение экспертов Финансового университета // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-edinoy-gosudarstvennoy-denezhno-kreditnoy-politiki-na-2025-god-i-period-2026-i-2027-godov-mnenie (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (утв. Банком России) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_490897/ (дата обращения: 08.10.2025).
  22. Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы // Деньги и кредит. 2006. №6. С. 35-52.
  23. Платежная инфраструктура откроется для цифрового рубля: предложения Банка России // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=19106 (дата обращения: 08.10.2025).
  24. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Москва: Allpravo, 2007. 269 с.
  25. Правов В.Д. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики // Деньги и кредит. 2004. №6. 280 с.
  26. РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ: МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОП // e-science-journal.ru. 2021. №3. URL: https://e-science-journal.ru/images/journal/2021/3/Rol_bank_sistemy.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  27. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentralnyh-bankov-i-denezhno-kreditnaya-politika (дата обращения: 08.10.2025).
  28. Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации // minfin.gov.ru. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/gov_debt/volume/ (дата обращения: 08.10.2025).
  29. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // legalacts.ru. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-10072002-n-86-fz-o-tsentralnom/ (дата обращения: 08.10.2025).
  30. Федеральный закон от 04.08.2023 г. № 442-ФЗ // government.ru. URL: http://government.ru/docs/49339/ (дата обращения: 08.10.2025).
  31. Федеральный закон от 23.04.2024 г. № 97-ФЗ // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/49463 (дата обращения: 08.10.2025).
  32. Центральный банк как кредитор последней инстанции: новые вопросы теории денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. URL: http://vopreco.ru/jour/article/view/178/178 (дата обращения: 08.10.2025).
  33. ЦБ РФ включил банк «ДОМ.РФ» в список системно значимых кредитных организаций // Finmarket.ru. URL: https://www.finmarket.ru/main/article/6122588 (дата обращения: 08.10.2025).
  34. Щиборщ К. С. Потребительский кредит: западный опыт и перспективы развития в России. Москва: RBC, 2008. 175 с.
  35. Экономика: [Учебник]. Москва: ВЛАДОС, 2006. 412 с.
  36. Яковлев В.П. Кредитная система государства. Москва: СК-Плюс, 2007. 180 с.