Кредитная кооперация

Курсовая работа

За последние два столетия или около того сотрудничество вызывает непрекращающийся и растущий интерес. Сотрудничество сегодня, в начале 21 века, — очень распространенное социальное явление.

Многозначное интернациональное слово «кооперация» происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) — совместно, заодно и opus (opens) — труд, работа. Следовательно, слово «сотрудничество», которое стало международным, можно перевести в самом общем виде как сотрудничество, совместная деятельность, совместные действия.

Универсальная и сложная концепция сотрудничества имеет как очень широкое, так и относительно узкое толкование.

В самом широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом — синоним самого человеческого общества, в третьем — основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и ученый Николай Рерих (1874 — 1947), «все создается лишь истинной кооперацией». Зачатки, зародыши человеческого сотрудничества в форме совместной жизни, а затем совместной работы, появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова «кооперация») в те доисторические времена не существовало. Значит, то была кооперация без кооперативов. Она в возрастающих масштабах применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.

В относительно узком смысле под кооперацией понимается совокупность или часть особых социальных и экономических объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие «кооперация» включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества).

Это понятие также охватывает кооперативные союзы, другие кооперативные ассоциации, организации, предприятия и учреждения. Такое сотрудничество появилось только на определенном этапе развития сотрудничества как формы работы, когда всего два-два с половиной века назад первые кооперативы начали возникать в Западной Европе и Северной Америке. С тех пор сотрудничество как «сумма кооперативов» значительно расширилось почти во всех странах.

В настоящее время в России мелкое и среднее предпринимательство, являющееся стержнем хозяйственной структуры рыночной экономики и обладающее не только крупным производственным потенциалом, но и обеспечивающее широкую социальную базу рыночному хозяйству, оказалось в трудном экономическом положении. Для развития производства необходимы современные оборудование, технологии и т.д., на приобретение которых требуются средства. Основным источником этих средств являются банковские кредиты, к которым владельцы малого бизнеса в настоящее время практически не имеют доступа. Население также ограничено в получении потребительских кредитов. Одним из способов решения проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, а также развития потребительского кредитования является создание системы кредитной кооперации.

22 стр., 10713 слов

Правовое регулирование кредитных потребительских кооперативов граждан

... и другие льготы. Развитию потребительской кооперации, в том числе кредитной, способствовало принятие специальных законов, определяющих общие принципы сотрудничества и характеристики некоторых типов кооперативов, в том числе ... в первую очередь продвигала наемных рабочих. В ходе установления новой системы общество разделилось на два больших класса: буржуазию и пролетариат. Промежуточное положение ...

Кредитные кооперативы способствуют формированию и стимулированию предпринимательства, развитию новых принципов формирования доходов, способствуют росту мотивации к труду у работников и т.д. Система кредитной кооперации позволит преодолеть одну из важнейших проблем современной российской экономики: растущую нехватку инвестиционных ресурсов. Так как многие годы в нашей стране кредитная кооперация, основывающая свою деятельность на классических кооперативных принципах, не существовала, а в последние десятилетия началось ее возрождение, то актуальной становится проблема теоретического обоснования роли и места кооперации в современной российской экономике.

В отечественной и зарубежной экономической литературе сложились различные концептуальные подходы к определению и сущности кооперации, в том числе кредитной, которые нашли отражение в трудах таких исследователей, как М.Ф. Шкляр, Н.М. Космачева, Е.В. Семенова, Ю.В. Синько и других. Следует отметить, что долгое время рассмотрение проблемы кооперативного движения в экономической науке носило преимущественно теоретический характер, в то время как практическая сторона создания и функционирования кооперативов была мало изучена. В переходный период особенно заметен разрыв между теорией и практикой.

Среди отечественных исследователей, изучавших особенности развития кооперации в трансформационной экономике, следует выделить И.Н. Буздалова, А.И. Крашенникова, А.П. Макаренко, А.А. Глушецкого и других. Анализ трудов современных экономистов показывает, что значительная их часть посвящена рассмотрению экономических функций и социальной миссии потребительской кооперации, а также проблеме возрождения различных видов кооперативов: жилищных, сельских, производственных и т.д. В то же время развитие и функционирование кредитной кооперации в современных условиях остается за рамками данных исследований. Существующие отношения между кредитными кооперативами и государством активно не анализируются, функции и роль сектора кредитной кооперации в экономике страны определены слабо.

В последнее десятилетие наблюдается заметное снижение внимания исследователей к отечественному опыту по данной проблеме, что отчасти может быть связано с трендовым характером исследований в советский период. В настоящее время в условиях дефицита инвестиций в экономику России возрастает потребность в создании эффективных кредитных организаций на основе богатого исторического опыта.

14 стр., 6549 слов

Особенности регионального развития кредитной кооперации в России

... представление об особенностях регионального развития кредитной кооперации в России. Для решения этой задачи были поставлены следующие цели, раскрыть следующие вопросы: развитие кредитной кооперации в регионах России, законодательное регулирование кредитной кооперации и проблемы создания ее ...

Целью данной курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития кредитной кооперации в современной России.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

  • изучить основные исторические вехи в развитии кредитной кооперации России;
  • выявить социально-экономические предпосылки создания кредитных кооперативов;
  • ознакомиться с основными компонентами механизма функционирования кредитной кооперации;
  • изучить современное состояние развития сельской кредитной кооперации;
  • ознакомиться с правовой основой сельской кредитной кооперации;
  • выявить проблемы развития кредитной кооперации в России;
  • проанализировать стратегию развития кредитной системы сельского хозяйства;
  • определить основные пути развития кредитной кооперации Волгоградской области.

    1.

Теоретические основы кредитной кооперации, .1 Основные исторические вехи в развитии кредитной кооперации России

Кредитная кооперация зародилась в России в середине XIX века. Система малых кредитных организаций в дореволюционный период включала множество форм.

В систему учреждений мелкого кредита входили:

Сберегательные и ссудные компании — это кредитные союзы, которые ссужают и хранят сбережения своих членов, в основном владельцев малых и средних деревень и городов. В 1914 году, но по общему балансу, этот тип партнерства превосходил другие мелкие кредитные учреждения. Некоторые компании занимались кредитованием зерна, имели зернохранилища и кооперативную продажу зерна.

Кредитные товарищества в Российской Империи — это кооперативы, созданные для пополнения оборотных средств работающего населения села, а также для оказания помощи их членам в ведении хозяйственной деятельности. К 1911 г. на одно кредитное товарищество в среднем приходилось 570 крестьянских хозяйств. В целом у отдельных кредитных компаний было меньше средств, чем у сберегательных и ссудных компаний, но они были более доступны для фермеров, нуждающихся в заемных средствах.

Земские малые ссудные кассы — это кредитные учреждения в губернских и уездных земствах, обученные обслуживанию местных кредитных союзов и мелких сельских ссуд. Капитал фондов состоял из ассигнований, полученных из местных бюджетов, отчислений от чистой прибыли, частных вкладов и займов.

Кредитные компании — это кредиторы, которые предоставляют ссуды частным предпринимателям. Собственный (оборотный) капитал создавался из вступительных взносов членов общества в размере 10% допущенного им кредита.

Российские реформы 60-х годов способствовали быстрому развитию рыночной инфраструктуры, менялся уклад жизни российского крестьянства (от натурального к товарному), сельскохозяйственный быт пополнялся фабричными товарами, потребность в деньгах росла быстрее товарности, поэтому возникала острая потребность в заемных средствах.

Первый в России ссудо-сберегательный кооператив был организован братьями Лугипиными в 1865 г. в Костромской губернии. Ссудо-сберегательные товарищества не приспособились к условиям русской деревни, поскольку их организация предполагала обязательный паевой взнос, что делало участие бедняков невозможным.

Более приемлемым для российского крестьянства оказался второй тип кооперативов — беспаевые кредитные товарищества, закон об учреждении которых был принят в 1895 г. Основным источником финансирования этих союзов были ссуды, а не акционерный капитал членов кооператива.

10 стр., 4983 слов

Сельская кредитная кооперация

... в том числе учебники Шкляра М.Ф. «Кредитная кооперация» и Ткача А.В. «Сельскохозяйственная кооперация». 1. Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации России 1.1. История развития сельской кредитной кооперации Кредитные кооперативы - это добровольные объединения физиче ...

Ссудо-сберегательные товарищества развивались неравномерно. До 1883 г. шел их быстрый рост, с 1884 по 1895 г. происходило их столь же быстрое сокращение, в 1896-1897 гг. начинается оживление (табл. 1).

Таблица 1 — Динамика ссудно-сберегательных товариществ после создания Комитета и его СПб-Отделения

Период подъемаПериод спадаГодУтверждено уставовДействовало товариществГодУтверждено уставовДействовало товариществ1872101111884259971873180260188526989187414638918862496418751365681887169071876202645188820856187715678518892683618785783018906826187945844189113822188081902189213778188165944189315764188259981189412750188335100318953729

Спад в развитии кредитной кооперации во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов явился результатом мирового аграрного кризиса. Кроме того, этому способствовали низкая кредитоспособность крестьян, слабое обеспечение ссуд, несоответствие ряда уставных норм товариществ реалиям сельскохозяйственного уклада (короткий срок кредита и т.п.).

Стимулом для ускорения процесса становления кооперативного движения и выхода из кризиса кредитной кооперации послужили Положение об учреждениях мелкого кредита от 1 июня 1895 г. и разработанные в 1896-1897 гг. на его основе новые образцовые уставы, а также реализация решений съезда представителей ссудо-сберегательных товариществ (1898 г.) и съезда представителей потребительской кооперации (1896 г.).

Динамика процесса становления и развития кредитных товариществ в дореволюционной России характеризуется следующими показателями: если в 1897-1898 гг. были зарегистрированы 11 кредитных товариществ, то в 1899г. — уже 16, в 1900 г. — 32, в 1901г. — 62, в 1902 г. — 109, в 1903 г. — 151, в 1904 г. — 267. Общее количество кредитных кооперативов обоих типов к концу 1904 г. составило 934.

Возрастало и число членов кредитных кооперативов. В 1897 г в 608 товариществах, представивших сведения о численном составе, учтено 218391 человек, в 1902 г. — 324587, в 1903 г. — 363814, в 1904 г. — 386 737. Эти данные взяты из годовых отчетов, которые представляются на добровольной и необязательной основе. По более поздним подсчетам М. Хейсина, в 1904 г. функционировал уже 1461 кооператив.

В различные периоды экономического кризиса кредитные союзы играли роль локомотива, способного вывести сельское хозяйство из состояния депрессии. Кредитная кооперация представляла собой институт рыночного типа, основанный на товарно-денежных отношениях и опирающийся на часть крестьян, участвовавших в экономических отношениях. Работа кредитной кооперации в деревне помогла повысить эффективность производства, нейтрализовать дорогостоящий ростовщический кредит и замедлить процесс расслоения в деревне.

Подводя итог, следует отметить, что высокоразвитая кооперативная кредитная система действовала в России в конце 19 — начале 20 веков в тесном взаимодействии с банковским сектором и при поддержке государства. Вместе с тем, необходимо учитывать, что государство и банковская система не должны доминировать в кооперативной системе, чтобы не повторить печальный опыт 30-х гг. XX века, когда произошло поглощение кредитно-кооперативного сектора государственной банковской монополией.

1.2 Социально-экономические предпосылки создания кредитных кооперативов

В настоящее время одним из факторов, сдерживающих развитие аграрного сектора России, является отсутствие достаточного финансового обеспечения сельхозтоваропроизводителей, в том числе фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, мелких предпринимателей, работающих в сельской местности, районных центрах, малых городах России. Этот сектор рынка непривлекателен для коммерческих банков из-за высокого фактора риска в сельском хозяйстве, относительно низкой рентабельности сельскохозяйственной деятельности, отсутствия достаточного залогового обеспечения, обременительной и дорогостоящей процедуры оформления кредита по сравнению с небольшой суммой финансирования, которая требуется мелким заемщикам.

8 стр., 3530 слов

Правовое регулирование деятельности кредитных кооперативов

... этой проблемы представляется весьма актуальным. 1.1 Развитие кредитной кооперации за рубежом и в России Как разновидности кредитного кооператива можно рассматривать сельскохозяйственные кооперативы и жилищно-накопительные кооперативы, которые осуществляют функцию накопления и перераспределния ...

Ограниченный доступ сельхозтоваропроизводителей, фермеров, сельских предпринимателей к кредитным ресурсам, в том числе ресурсам коммерческих банков, лишает их возможности успешного экономического развития, а значит ведет к нарастанию социальных проблем на селе — в первую очередь, к снижению уровня жизни.

Но не только частная сельская экономика, малый и средний бизнес, ремесленничество срочно нуждаются в финансовых услугах, но и частные лица, которым необходимы средства на удовлетворение таких потребностей как обучение детей, постройка дома, решение проблем со здоровьем, сбережения денежных средств и их надежного и рентабельного вложения и других.

В условиях снижения уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села, отсутствия финансирования фермерских хозяйств, крестьянских подворий, малого агробизнеса со стороны коммерческих банков возрастает роль мобилизации и использования собственных ресурсов мелких сельхозтоваропроизводителей — фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, а также сельского населения в целом, что ставит на повестку дня вопрос о всемерном развитии в России потребительской кредитной кооперации.

Для сельскохозяйственного сектора России такое экономическое явление, как кредитная кооперация отдельных лиц и производителей, индивидуальных или организованных в рамках различных форм управления, не является новым явлением. Сто лет назад такая форма отношений между сельхозпроизводителями получила достаточно широкое практическое распространение, научную обоснованность и государственную поддержку.

Современный этап развития кредитной кооперации в России имеет свои особенности, которые обусловлены экономическими и социальными условиями развития общества.

Правительство России приняло федеральную программу социального развития села до 2010 года. Программа направлена ​​на развитие социальной сферы села, а также на расширение рынка труда в сельской местности и создание основы для повышения престижа жизни в деревне. По расчетам правительства, стоимость реализации программы составит около 180 миллиардов долларов. рублей, из них средства федерального бюджета — 18,7 млрд. руб. Остальная сумма будет выделена регионами и из внебюджетных источников.

Сельский кредитный кооператив — это добровольное объединение на основе членства физических и юридических лиц, проживающих и /или ведущих свою деятельность в сельской местности для совместного накопления сбережений и предоставления займов друг другу (т.e. на основе взаимопомощи).

Членами сельских кредитных кооперативов могут быть фермеры другие сельхозтоваропроизводители, сельские предприниматели, занимающиеся снабжением заготовкой, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции или предоставляющие различные услуги сельскому населению, владельцы личных подсобных хозяйств, а также отдельные граждане, участвующие своими денежными средствами в виде паевых взносов в формировании кредитных ресурсов кооператива.

14 стр., 6925 слов

Кредитная кооперация в России

... кредитной кооперации; 2.изучить сущность, основы формирования и принципы деятельности кредитных кооперативов; 3.рассмотреть принципы функционирования кредитных кооперативов в России; 4.определить уровень и перспективы развития кредитной кооперации в России. 1.История развития кредитной кооперации Как особая форма потребительской кооперации, кредитный кооператив ...

Основным содержанием деятельности сельских кредитных кооперативов должна стать мобилизация сбережений членов кооператива, привлечение заемного капитала и использование этих средств для выдачи кредитов, в первую очередь на производственные цели, а также использование средств на социальные нужды членов кооператива.

Кооператив является некоммерческой организацией и его деятельность не является коммерческой. Его доход представляет собой процент от ссуды, из которой одна часть расходуется на текущие нужды кооператива, а другая часть используется для начисления процентов на акционерный капитал. Целью деятельности кредитного кооператива не является извлечение прибыли, поскольку члены кредитного кооператива — не только вкладчики, но и кредиторы, они же и владельцы и делопроизводители, они также контролируют использование средств кооператива и полностью разделяют ответственность за деятельность кооператива. Таким образом, члены кооператива несут солидарную ответственность за его финансовые риски, совместно решая, кому предоставлять ссуды, в каком объеме и как использовать временно свободные средства.

Активизация кредитной кооперации в России — важное направление для построения гражданских отношений на небанковском финансовом рынке. Сегодня этот процесс уже начался снизу и является экономической реальностью.

Сельская кредитная кооперация в России набирает силу. Если в 1997 г в России насчитывалось 30 сельских кредитных кооперативов, которые действовали в 12 регионах, то сегодня около 300 кредитных кооперативов, объединяющих 32 тыс. членов, действуют в 60 регионах страны.

1.3 Основные компоненты механизма функционирования кредитной кооперации

Действующий механизм кредитной кооперации включает две системы, неразрывно связанные в единое целое: систему материального стимулирования кооперативной деятельности и систему управления.

Определяющим фактором в механизме кредитной кооперации является система материального стимулирования кооперативной деятельности. Эффективность кредитного кооператива и его экономический успех зависят от наличия четко сформулированной системы материальных стимулов, понятной для всех членов и для тех, кто желает им стать. Какими бы благоприятными ни были социально-экономические условия, какой бы демократичной ни была система управления кооперативами, они не могут дать желаемый результат, если система материального стимулирования дает сбой.

Одним из основных звеньев этой системы были паевые взносы членов кредитного союза . На практике по мере роста кооперативного движения, его демократизации шел процесс сокращения номинальных размеров паевых взносов, что отражало реализацию одного из кардинальных принципов движения — общедоступность и становилось важным фактором дальнейшего вовлечения новых слоев населения. Накопление акционерного капитала было получено как за счет увеличения числа акционеров, так и за счет передачи большего количества акций теми, кто этого хотел. Высказывались опасения, что члены компании с несколькими пакетами акций могут в некоторой степени оказывать на нее непомерное влияние, а в некоторых местах они пытались ограничить допустимое количество акций для члена. Однако такие опасения не оправдались.

16 стр., 7801 слов

Кредитные кооперативы

... правового регулирования деятельности кредитных кооперативов. В современных условиях рассмотрение этого вопроса представляется достаточно актуальным. В работе будут рассмотрены теоретические и экономические основы кредитной кооперации, вопросы функционирования жилищно-накопительных кооперативов, а также ...

Еще одним источником накопления капитала были входные билеты. По этим сборам не начислялись дивиденды, которые не подлежали возврату в случае выхода из кооператива. Поэтому эти средства, по размеру меньшие, чем паевые (реальные размеры вступительных взносов не достигали предусмотренного уставом предела и составляли в большинстве случаев от 25 коп. до 1 руб. г, 50 коп.), играли также важную роль, так как составляли вместе с определенными отчислениями от прибыли неделимый общественный капитал.

Опыт российской кредитной кооперации показывает, что, опираясь по-своему на накопленный собственный капитал и другие средства, она успешно привлекала извне чужие средства, которые превышали собственные в 8-10 раз.

Оценивая всю систему материального стимулирования экономической деятельности кооперативов, нельзя не убедиться, что удалось найти и на практике опробовать оптимальные формы, гарантирующие гибкость, маневренность, эффективность и открытость.

Изучение системы управления следует начинать с рассмотрения такого принципиального вопроса, как порядок создания кредитных союзов. От того, каковы возможности желающих оформить свое членство и открыть действия своего объединения, какие преграды они встречают на этом пути и насколько сложно их преодоление, во многом зависят не только темпы роста кредитных кооперативов, но и то, какими эти кооперативы окажутся.

В России с самого начала возникновения кооперативного движения был установлен разрешительный порядок создания кредитных союзов. Причем разрешение на это давалось на самом высоком уровне. Для открытия, например, ссудо-сберегательной компании требовалось разрешение министра финансов и союза кооперативов — Государственного совета. Только с 1897 г. право давать разрешение на открытие кооперативной деятельности было предоставлено губернаторам, но по существу это мало что изменило.

В то же время следует отметить, что надзорные функции государства не преследовали цели экономического удушения, а носили в основном политический характер, за пределами которого устанавливались относительно демократические нормы. В первую очередь следует указать на общую законодательную норму и конкретную практику присоединения к кредитному союзу, а не принятия его от какого-либо органа.

Основным рабочим органом каждого кредитного союза был совет директоров, который в некоторых случаях имел небольшой штат сотрудников. В Западной Европе сложились две формы разграничения функций: немецкая, при которой члены правления входят составной частью в общий рабочий механизм общества, непосредственно возглавляют основные участки оперативной работы, прибегая в необходимых случаях и к услуге служащих, и английская, при которой на правлении лежат только общераспределительные функции, несколько близкие к функциям совета, а ведение всего дела поручается заведующему — управляющему, которому подчинены и служащие.

В российской практике оказался аккумулированным опыт обеих форм. Правление, как правило, было небольшим, 3 — 5 человек, и в целом являлось работающим органом, а не только распорядительным. Поэтому все члены правления должны были иметь возможность уделять какую-то часть времени работе в кооперативе. Вместе с тем практиковалась и должность управляющего, каковым, как правило, становился не наемный работник, а член правления, для которого работа в нем была основным видом деятельности. Остальные члены правления также вели какой-то участок работы. Оплата практиковалась в различной форме: постоянное жалованье, процент от прибыли, разовое вознаграждение за проделанную работу. Некоторые кредитные кооперативы, особенно небольшие по размеру или находившиеся на начальном этапе своей деятельности, обходились без служащих, а члены правления выполняли весь объем работ зачастую без оплаты или за символическую плату.

23 стр., 11184 слов

Кредитные кооперативы в Российской Федерации

... рассматриваются теоретические основы формирования и деятельности кредитных кооперативов. Во второй главе приводится оценка и анализ современного рынка кредитной кооперации в РФ. В третьей главе затронут ... налогообложению и налоговому планированию. В связи с этим актуальность исследования дальнейшего развития кредитной кооперации в Российской Федерации достаточно высока. В том числе из-за общей ...

2. Кредитная кооперация в сельском хозяйстве, .1 Современное состояние развития сельской кредитной кооперации

Начиная с 1993 г., заметно активизировалась работа по развитию сельской кредитной кооперации в России. Наиболее интенсивно сельская кредитная кооперация развивается в приволжских регионах страны. Так, в 2006 г. на долю Приволжского федерального округа приходится 24,7% общего числа сельских кредитных кооперативов в Российской Федерации, Южного — 23,1%, Сибирского — 17,2%, Центрального — 13,8%, Дальневосточного — 11,4%, Северо-Западного — 5,7%, Уральского — 4,1%.

В настоящее время в сельских кредитных кооперативах преобладают различные категории мелких сельхозтоваропроизводителей. Это подтверждает обследование 26 сельских кредитных кооперативов, проведенное Фондом развития сельской кредитной кооперации в 2002 году в различных регионах России. В 13-ти из 26-ти обследованных кооперативов среди их членов преобладали крестьянские (фермерские) хозяйства, в 6-ти — личные подсобные хозяйства, в 2-х — сельскохозяйственные объединения, остальные кооперативы имели смешанный состав членов.

Результаты анализа деятельности сельских кредитных кооперативов показали, что отдельные из них — это устойчивые финансовые структуры, имеющие значительный собственный капитал, формирующие резервные фонды и постоянно увеличивающие объемы финансирования своих членов. По оценке Фонда развития сельской кредитной кооперации, только в 2002 году сельскими кредитными кооперативами страны за счет собственных и привлеченных средств было выдано займов на общую сумму 500 млн. руб.

Проведенные исследования показали что, формирование региональных систем кредитной кооперации идет только в тех областях и республиках, где налажены нормальные взаимоотношения с местной властью — это Волгоградская, Ростовская, Саратовская, Пермская, Томская, Вологодская, Ярославская, Московская области, республики Марий Эл, Чувашия, Удмуртия. В этих регионах кредитная кооперация включена в качестве составляющей в программы социально-экономического развития села. В ряде субъектов Российской Федерации приняты целевые программы развития сельской кредитной кооперации, где обозначено, что через систему сельской кредитной кооперации будет идти процесс восстановления инвестиционного процесса, развитие мелкотоварного производства, частного предпринимательства и повышения уровня жизни сельского населения.

Лидером в развитии сельской кредитной кооперации является Волгоградская область. Здесь функционирует двух уровневая система сельской кредитной кооперации. К 2004 г. в Волгоградской области сложилась следующая структура региональной системы сельской кредитной кооперации.

Первый уровень системы представлен первичными кредитными кооперативами (районными), их филиалами и представительствами в сельских населенных пунктах. Второй уровень системы представлен областными кредитно-кооперативными структурами: областным потребительским сельскохозяйственным кредитным кооперативом «Содружество» и областным аудиторским союзом сельскохозяйственных кооперативов «Волгоградский», созданными кооперативами первого уровня. Кроме того, в системе функционируют:

  • система гарантий, состоящая из фонда гарантий и поддержки кредитных кооперативов при областном кредитном кооперативе;
  • специализированная аудиторская служба;
  • учебно-методическое обеспечение, включающее, помимо специалистов областного кредитного кооператива и областного аудиторского союза, ученых и преподавателей кафедры «Сельская кредитная кооперация» Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии;
  • государственный орган при Комитете экономики Администрации Волгоградской области, занимающийся надзором за деятельностью сельскохозяйственных кредитных кооперативов в рамках существующего регионального законодательства.

Кредитная кооперация стала достаточно серьезной финансовой структурой на финансовом рынке области. Основными источниками займов кредитных кооперативов являются свободные средства пайщиков. В 2004 г. они составляли 59% общего объема средств. Остальные источники распределялись следующим образом: средства Фонда развития сельской кредитной кооперации-10%, средства областного кооператива, включающие межкооперативные займы, — 8%, собственные средства кредитных кооперативов — 10%, кредиты коммерческих банков и других финансовых структур — 13%. Из всех перечисленных источников важное значение в развитии кредитной кооперации имеют свободные средства пайщиков и межкооперативный заем. Они являются внутренним резервом, влияющим на рост объемов выдаваемых займов. Оба этих источника растут из года в год. Так, объемы свободных средств пайщиков в 2003 г. составили 204 млн. руб., в 2004 г. — уже 422 млн. руб., межкооперативный заем — соответственно 9 и 28 млн. руб. В то же время дальнейший рост объемов сберегательных займов невозможен без формирования в достаточном размере страховых фондов в кооперативах. Именно поэтому в системе сельской кредитной кооперации области решением общего собрания руководителей кредитных кооперативов создан такой фонд. Его источником являются отчисления кооперативов в размере 0,5% объема выданных займов.

Кооператив второго уровня — это самостоятельная финансовая структура, объединяющая действующие кооперативы первого уровня, способствующая развитию и совершенствованию первичных кооперативов и системы в целом на основе единых правил и стандартов.

В последние годы в областной системе кредитной кооперации резко увеличился объем сбережений пайщиков, поэтому большое значение имеет вопрос снижения рисков в кооперативах, повышения их надежности и стабильности. В связи с этим, областной кредитный кооператив для оценки финансовой надежности кредитных кооперативов стал применять не только количественные, но и качественные показатели их деятельности. Последние оцениваются с помощью нормативов: ликвидности, достаточности капитала, обязательных резервов, максимального размера риска на одного заемщика . Динамика развития областного кредитного кооператива «Содружество» представлена в Приложении 1.

В развитии системы сельской кредитной кооперации немалое значение имеет работа с кадрами.

Сегодня в области сложилась следующая система подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов кредитных кооперативов:

  • обучение руководителей и специалистов на базе Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии по учетной и налоговой политике, компьютерной программе «Инфо-Бухгалтер»;
  • на базе учебно-методического центра академии на заочном отделении руководители и специалисты кредитных кооперативов получают специальности экономиста и бухгалтера с высшим образованием;
  • на базе пяти пилотных кредитных кооперативов проводятся семинары по вопросам практической деятельности кредитных кооперативов.

Эта система обучения является самой результативной, здесь на практике отрабатываются вопросы ведения заемно-сберегательных операций, бухгалтерского учета, налоговой политики, делопроизводства, осуществляется обмен опытом работы по созданию обособленных структур кредитных кооперативов, применению компьютерных программ, накоплению собственных средств, созданию и использованию фондов;

  • разработана и осуществляется программа учебы резерва кадров. В числе резерва кадров имеются как работающие специалисты кредитных кооперативов, так и студенты сельскохозяйственной академии.

Сочетание государственного надзора, внешнего контроля и аудита и внутреннего контроля сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов способствует стабильной и надежной деятельности сельской кредитной кооперации в области. Укреплению финансовой надежности кредитных кооперативов способствуют рост их собственного капитала, создание и функционирование различных фондов кредитных кооперативов.

кредитный кооперация сельское хозяйство

2.2 Правовая основа сельской кредитной кооперации

Сельские кредитные кооперативы — это добровольные объединения физических и юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности с целью сбережения их собственных денежных средств посредством взаимного кредитования. В этом понятии обобщен опыт российских кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций, отразивший философию движения кредитных кооперативов.

В правовом отношении сельский кредитный кооператив действует в рамках определенной структуры и соответствующих правил. Как юридическое лицо кредитный кооператив обладает рядом признаков, позволяющих ему самостоятельно участвовать в финансовых и других операциях в интересах своих членов.

Существенным фактором, способствующим становлению и развитию кредитной кооперации как полноправного участника финансового рынка, является создание качественной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных кооперативов различного уровня.

В настоящее время только два федеральных закона регулируют деятельность специализированных кредитных кооперативов определенного типа. Это — Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан».

Однако ни один из этих законов не может в полной мере удовлетворять современным требованиям к законодательной базе о кредитной кооперации, поскольку область правового регулирования данных законов существенно ограничена их узкой специализацией.

Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» регулирует деятельность кредитных потребительских кооперативов, членами которых являются физические лица. Данный закон не распространяется на кредитные потребительские кооперативы смешанного типа с участием физических и юридических лиц.

Ограничения, указанные в ст. 19 данного Закона, не позволяют выдавать займы юридическим лицам. Кроме того, ст. 19 устанавливает запрет для кредитных потребительских кооперативов граждан на участие в формировании имущества других юридических лиц, ограничивая возможности создания кооперативов второго уровня и кооперативных банков. Пункт 3 ст. 16 ограничивает 50% часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначенной для выдачи займов на предпринимательские цели.

Отсутствие универсального федерального закона, регулирующего все многообразие кредитных кооперативов, препятствует широкому всероссийскому распространению передового опыта.

Несмотря на то что некоторые кредитные кооперативы в регионах накопили значительный опыт эффективного функционирования, кредитная кооперация в России, как сектор финансового рынка, находится в начальной стадии своего развития. В текущих условиях федеральный закон должен носить максимально универсальный, рамочный характер и способствовать свободному развитию различных видов кредитных кооперативов. Предметом регулирования данного закона должна стать собственно кредитная кооперация как целостная система; федеральный закон должен заложить и определить правовые, организационные и экономические основы кредитной кооперации.

Положения федерального закона должны определить основные принципы кооперативного движения, в том числе добровольности вступления и выхода из кооператива, его самоуправляемости, а также равноправия членов.

Самоуправляемость является важнейшим отличительным признаком кредитного кооператива, определяющим особое правовое положение кредитного кооператива на финансовом рынке. Принцип самоуправляемости, включающий в себя возможность контроля за деятельностью кооператива и беспрепятственного влияния на принятие ключевых решений со стороны каждого члена кооператива через участие в высшем органе управления — общем собрании, должен предопределить и особый подход к вопросу о надзоре за деятельностью кредитных кооперативов со стороны государства.

3. Проблемы и перспективы развития кредитной кооперации в России, .1 Проблемы развития кредитной кооперации в России

Либерализация экономики страны проявилась в невиданном скачке процентной ставки по кредитам.

Малое предпринимательство в России, включая формирующийся фермерский уклад, не имеет на сегодняшний момент времени серьезного кредитно-финансового обеспечения.

Это является всеобщей проблемой экономики, только что вставшей на путь рыночного развития.

Коммерческие банки ориентированы прежде всего на работу с крупными заемщиками.

Мелкие предприниматели и сельскохозяйственные производители практически лишены возможности получить кредит как от государства, так и от коммерческих банков из-за высоких процентных ставок и отсутствия надежных гарантий.

Практика развитых стран и уже накопившийся российский экономический опыт подсказывают, что одним из наиболее эффективных путей кредитования малого бизнеса является создание системы кредитных кооперативов.

Решающим фактором успешного функционирования кредитных кооперативов, как позволяет об этом судить уже имеющаяся практика, является то, в какой степени их деятельность, соответствует кооперативной природе и сущности как учреждений мелкого кредита.

Поскольку кооперативы являются средством мобилизации, небольших финансовых ресурсов, которыми, располагают их члены, а число их учредителей бывает очень невелико, то, на стартовом этапе своей деятельности они, как правило, располагают очень скромными кредитными возможностями.

При умелом маневрировании, этими ресурсами и путем привлечения новых членов они могут наращивать свой потенциал и расширять сферу активности при условии продуманной организации кредитно-финансовой деятельности и, строгом соблюдении выработанного регламента.

Основными правилами и принципами успешного функционирования и развития кредитных кооперативов на этапе развития являются прежде всего: краткосрочность кредита; определение максимального размера кредита, предоставляемого одному члену; обесценение своевременного возврата кредита через систему залога имущества; сбалансированность размеров выданных кредитов и принятых сберегательных вкладов.

Очередной кредит каждому члену кооператива может быть выдан лишь при условии своевременного .возврата. предшествующего.

При несоблюдении этого правила нормальная деятельность кооператива парализуется и ставится под вопрос само его существование. Поэтому в кооперативе должен быть выработан четкий механизм обеспечения возврата кредита и неотвратимости санкций в случае его просрочки.

Практика показывает, что наиболее действенными: мерами в этом, отношении является обязательность залога имущества под выдаваемый кредит и штрафные санкции в случае просрочки.

Жизненно важное значение для успешной деятельности кооператива имеет продуманность системы финансирования его кредитной деятельности.

Существует широко распространенное представление о том, что одним из основных, препятствий к созданию сельских кредитных кооперативов является отсутствие государственной поддержки, которая обычно понимается как вливание государственных средств (либо на безвозмездной основе, либо в виде беспроцентного кредита) в формирование финансовой базы кооператива.

Предоставление, например, льготного (может быть, даже беспроцентного), государственного кредита облегчит деятельность кооператива на ее стартовом этапе, но не может обеспечить ее стабильности, без запуска механизма, соответствующего кооперативной, сущности этой организации. К тому же обращение, к, государственной помощи таит в себе ряд соблазнов и подводных камней.

Во-первых, получение государственных средств порождает иллюзию возможности предоставления кредитов больших размеров (что особенно характерно для, кооперативов, с участием в их составе крупных сельскохозяйственных организаций) без должных гарантий их возврата.

Во-вторых, это поощряет порожденные советской практикой иждивенческие настроения и влечет за собой наряду с возможным ущербом для независимости Кооператива ослабление, стимула к работе по, мобилизации имеющихся у разных слоев сельского населения средств, (какими бы незначительными они ни были), аккумулирование которых укрепляет финансовое положение кооператива на базе самофинансирования.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов порожденного советской практикой синдрома необязательности не, только своевременности, но и вообще возврата государственных кредитов с надеждой на их списание.

Практика показывает весьма плодотворный путь развития кооперативной деятельности с опорой на собственные средства.

3.2 Формирование стратегии развития кредитной системы сельского хозяйства

Финансовая система сельских кредитных кооперативов в России характеризуется прежде всего следующими отличительными признаками:

  • сельские кредитные кооперативы представляют собой финансовые организации, содействующие реализации экономических интересов своих членов;
  • сельские кредитные кооперативы — децентрализованная структура (в правовом и экономическом отношениях) самостоятельных первичных организаций, дополненная совместно созданными вторичными организациями, с момента своего возникновения имеет тенденцию к интеграции в единую систему с целью обеспечения стабильности и экономической эффективности;
  • к кооперативной системе в основном применяются общие финансово-экономические стандарты и нормы, при этом соответственно учитывается специфика этой системы;

— региональная кооперативная система в принципе открыта для неоднородных кооперативных структур региона, готова к сотрудничеству с общенациональными организациями в рамках федерального финансового союза, а также с другими представителями финансового сектора.

Как и любой другой частный экономический сектор, сельский кооперативный финансовый сектор нуждается в соответствующих политических, правовых и институциональных рамочных условиях, необходимых для его развития и деловой активности. Существующие в настоящее время условия являются недостаточными и дискриминационными. Они ограничивают развитие, а иногда препятствуют возникновению кредитных кооперативных структур.

Создание соответствующих рамочных условий является предпосылкой для реализации экономического потенциала кредитных кооперативов в качестве поставщиков финансовых услуг, необходимых для экономического и социального развития сельских регионов.

Одним из важнейших рамочных условий является готовность государства оказывать активную поддержку процессу создания кооперативного финансового сектора путем проведения соответствующих мероприятий. При создании и развитии кооперативной системы нельзя полагаться только на частную инициативу, если целью является создание в обозримом будущем новой системы на самой широкой основе и достижение ею высокой экономической эффективности. При этом речь не идет о превращении частно-экономической системы в инструмент государства в результате проведения мероприятий по ее поддержке.

Сельским кредитным кооперативам жизненно необходима соответствующая законодательная база на федеральном уровне в самое ближайшее время. Она нужна для создания единого, достаточно прозрачного и экономически надежного кооперативного финансового союза, а также для дальнейшего экономического развития всей системы.

В результате принятия федерального закона о сельских кредитных кооперативах должны быть решены следующие задачи:

  • обеспечена защита правовой формы сельского кредитного кооператива;
  • предоставлено право сельским кредитным кооперативам на расширение предложения финансовых услуг и своей деловой активности;
  • предоставлено право на развитие системы и создание кооперативного финансового союза для того, чтобы развивать и обеспечивать экономическую эффективность и стабильность отдельных кооперативных институтов.

Закон должен содержать правовые положения, регулирующие процесс создания, управления сельским кредитным кооперативом, его коммерческой деятельности и развития. При этом нужно, однако, избегать возможного сдерживания развития сельских кредитных кооперативов вследствие излишне детального регулирования.

Необходимо также правовое регулирование для единой многоступенчатой кооперативной финансовой системы. Только таким образом может быть обеспечена экономическая устойчивость кооперативной системы в целом.

Важное значение для защиты от недобросовестного использования организационно-правовой формы сельского кредитного кооператива имеет правовое регулирование процесса создания и государственной регистрации кредитных кооперативов. Желательно было бы введение в качестве обязательного условия государственной регистрации кредитного кооператива, проверки на соответствие действующему законодательству и на наличие достаточной экономической базы.

До сих пор кредитные кооперативы считаются в Российской Федерации некоммерческими организациями. Поэтому на них не распространяется российское банковское законодательства, несмотря на то что они осуществляют финансовые операции. Вследствие этого кооперативные институты не подлежат финансовому контролю со стороны Центрального банка Российской Федерации.

Интеграция в общий финансовый сектор означает для сельских кредитных кооперативов, что на них в принципе распространяются те же правовые положения, которые действуют в отношении всех других участников этого сектора, что касается, в частности: соблюдения финансово-экономических стандартов и норм; наличия соответствующих руководящих и иных кадров, а также технических ресурсов; введения эффективных систем контроля и безопасности.

Эти правовые нормы должны учитывать и особенности кооперативного сектора. Поэтому они не должны полностью совпадать по содержанию с теми правовыми нормами, которые установлены для коммерческих банков.

Достоинства и недостатки интеграции в общий финансовый сектор и систему государственного финансового контроля обсуждаются и внутри кооперативного сектора. В итоге взвешенного анализа всех аргументов, однако, неизбежен вывод о целесообразности такой интеграции.

В долгосрочной перспективе уверенность членов и кредитных кооперативов в надежности и эффективности кооперативного финансового сектора будет зависеть от того, насколько прозрачной будет деятельность кооперативов. В этом плане многое зависит от самих кредитных кооперативов, но не последнюю роль играет и эффективный государственный контроль. Именно внешний контроль способствует установлению доверия к кооперативной системе со стороны широкой общественности.

Исходя из опыта Германии и других стран при создании необходимого правового регулирования для системы государственного финансового контроля необходимо отказаться от разграничения понятий «коммерческая» и «некоммерческая» деятельность. Сельские кредитные кооперативы обычно стремятся не к максимизации прибыли, а к обеспечению экономической стабильности и дальнейшего развития посредством соответствующей капитализации средств. Их основной целью является содействие экономической деятельности членов. По виду деятельности они являются такими же финансовыми институтами, как и другие институты общего финансового сектора. Поэтому кредитные кооперативы как финансовые организации определенно должны подлежать банковскому контролю.

3.3 Развитие кредитной кооперации Волгоградской области

В последнее десятилетие, в ходе рыночных реформ, динамично развивается кредитная система. На территории Волгоградской области сложилась разветвленная сеть коммерческих банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих в различных формах инвестирование средств в отрасли экономики. Так, в 2002 г. только коммерческими банками прокредитованы предприятия Волгоградской области на сумму 40 млрд. руб., выдано кредитов физическим лицам — 3 млрд. руб. В то же время удельный вес кредитования мелких и средних товаропроизводителей, сферы услуг относительно низок и не отвечает реальным потребностям малого и среднего бизнеса.

Ниша кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, предпринимателей малого и среднего бизнеса, физических лиц (в т. ч. пенсионеров) успешно занимается кредитными потребительскими кооперативами.

В настоящее время в Волгоградской области осуществляют практическую деятельность 99 кредитных потребительских кооперативов, из них 53 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива и 46 кредитных потребительских кооперативов граждан. Они объединяют 55 тыс. пайщиков, в т. ч. предпринимателей малого и среднего бизнеса 7,5 тыс., крестьянских (фермерских) хозяйств 10,5 тыс. личных подворий, физических лиц 37 тыс., в т. ч. пенсионеров 9 тыс. Кредитные кооперативы созданы во всех муниципальных образованиях, они имеют филиалы и представителей в удаленных от райцентров населенных пунктах.

За период деятельности с 1995 г. кредитными потребительскими кооперативами выдано займов на сумму 1,5 млрд. рублей.

В структуре займов: крестьянские (фермерские), личные подсобные хозяйства, предприятия АПК составляют 400 млн. руб., предприниматели малого и среднего бизнеса — 550 млн. руб.

За 9 месяцев 2003 г. кооперативами выдано займов на различные цели 560 млн. руб.

Создание благоприятных условий для развития кредитной кооперации обеспечило стабильную динамику, особенно в последние 3 года.

Ежегодно в области создается 10 новых кредитных потребительских кооперативов.

Ежегодный рост количества пайщиков составляет — 6-7 тыс.

Ежегодный рост объемов выдаваемых займов составляет 30 %.

Пайщиками кооперативов в основном являются физические лица (67 %), и активы кооператива формируются в основном также за счет средств физических лиц, что соответствует концепции сбережения денежных средств населения через систему кредитной кооперации и использования заемных средств населения для кредитования предпринимателей малого и среднего бизнеса.

В области сохраняется специализация кредитной кооперации по направлениям выдаваемых займов: 22 % кредитных кооперативов специализируется на выдаче займов предпринимателям, 53% — сельхозтоваропроизводителям, 7 % — пенсионерам, 18 % — смешанного типа кредитования.

В области созданы и функционируют несколько кооперативов, специализирующихся только на аккумулировании средств пайщиков для последующего использования на строительство и приобретение жилья. Создан Волгоградский областной жилищно-строительный кооператив «Жилье в кредит», который наряду со средствами пайщиков привлекает бюджетные средства фонда жилья и ипотеки, он является региональным оператором федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию.

В условиях определенной конкуренции с коммерческими банками дальнейшее эффективное развитие кредитных кооперативов как системы финансового института в регионах может осуществляться путем оказания пайщикам различных нефинансовых услуг.

В области значительное количество кооперативов в целях увеличения количества пайщиков и активов используют различные виды нефинансовых услуг (автотранспортные услуги, консультации и др.).

Успешное развитие кредитных кооперативов в значительной степени зависит от квалификации специалистов. В области создана определенная двухуровневая система подготовки кадров. Первый уровень — подготовка инициативных групп по основам деятельности кредитной кооперации, что позволяет кооперативу уже на начальной стадии его деятельности сформировать оптимальную финансово-хозяйственную политику.

Второй уровень — подготовка специалистов действующих кредитных кооперативов.

С 1999 г. по 1 января 2008 г. подготовлено специалистов кредитной кооперации по направлениям: руководители — менеджеры кредитной кооперации, бухгалтера — экономисты, программисты — 950 чел.

Только в 2008 г. прошли подготовку 240 специалистов кредитных потребительских кооперативов.

Заключение

В настоящее время в России мелкое и среднее предпринимательство, являющееся стержнем хозяйственной структуры рыночной экономики и обладающее не только крупным производственным потенциалом, но и обеспечивающее широкую социальную базу рыночному хозяйству, оказалось в трудном экономическом положении. Для развития производства необходимы современные оборудование, технологии и т.д., на приобретение которых требуются средства. Основным источником этих средств являются банковские кредиты, к которым владельцы малого бизнеса в настоящее время практически не имеют доступа. Население также ограничено в получении потребительских кредитов. Одним из способов решения проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, а также развития потребительского кредитования является создание системы кредитной кооперации.

Кредитные кооперативы способствуют формированию и стимулированию предпринимательства, развитию новых принципов формирования доходов, способствуют росту мотивации к труду у работников и т.д. Система кредитной кооперации позволит преодолеть одну из важнейших проблем современной российской экономики: растущую нехватку инвестиционных ресурсов. Так как многие годы в нашей стране кредитная кооперация, основывающая свою деятельность на классических кооперативных принципах, практически не существовала, но в последние десятилетия началось ее возрождение.

Решающим фактором успешного функционирования кредитных кооперативов является то, в какой степени их деятельность, соответствует кооперативной природе и сущности как учреждений мелкого кредита. Поскольку кооперативы являются средством мобилизации, небольших финансовых ресурсов, которыми, располагают их члены, а число их учредителей бывает очень невелико, то, на стартовом этапе своей деятельности они, как правило, располагают очень скромными кредитными возможностями. При умелом маневрировании, этими ресурсами и путем привлечения новых членов они могут наращивать свой потенциал и расширять сферу активности при условии продуманной организации кредитно-финансовой деятельности и, строгом соблюдении выработанного регламента. Основными правилами и принципами успешного функционирования и развития кредитных кооперативов на этапе развития являются прежде всего: краткосрочность кредита; определение максимального размера кредита, предоставляемого одному члену; обесценение своевременного возврата кредита через систему залога имущества; сбалансированность размеров выданных кредитов и принятых сберегательных вкладов. Очередной кредит каждому члену кооператива может быть выдан лишь при условии своевременного возврата. предшествующего.

Основной проблемой, тормозящей процесс развития и процветания кредитной кооперации в России, является общее невыполнение важнейших функций кредитной кооперации, таких как кредитный анализ, мониторинг займов, управление рисками, вопросы сберегательной политики, эффективность деятельности, бизнес-планирование, ресурсная база деятельности, процентная политика, финансовое регулирование деятельности, организация работы кредитных специалистов, позволяющих организовать работу в кредитном кооперативе, и в системе в целом на цивилизованном, научно обоснованном уровне.

При создании и развитии кооперативной системы нельзя полагаться только на частную инициативу, если целью является создание в обозримом будущем новой системы на самой широкой основе и достижение ею высокой экономической эффективности. При этом речь не идет о превращении частно-экономической системы в инструмент государства в результате проведения мероприятий по ее поддержке. Сельским кредитным кооперативам жизненно необходима соответствующая законодательная база на федеральном уровне в самое ближайшее время. Она нужна для создания единого, достаточно прозрачного и экономически надежного кооперативного финансового союза, а также для дальнейшего экономического развития всей системы.

Важное значение для защиты от недобросовестного использования организационно-правовой формы сельского кредитного кооператива имеет правовое регулирование процесса создания и государственной регистрации кредитных кооперативов.

До сих пор кредитные кооперативы считаются в Российской Федерации некоммерческими организациями. Поэтому на них не распространяется российское банковское законодательства, несмотря на то, что они осуществляют финансовые операции. Вследствие этого кооперативные институты не подлежат финансовому контролю со стороны Центрального банка Российской Федерации. Сельские кредитные кооперативы по виду деятельности являются такими же финансовыми институтами, как и другие институты общего финансового сектора. Поэтому кредитные кооперативы как финансовые организации определенно должны подлежать банковскому контролю.

Жизнь повсеместно доказывает, что кредитные кооперативы на сегодняшний день представляют собой практически единственное место, где физические лица и представители малого и среднего бизнеса могут получить на приемлемых условиях доступный кредит или вложить имеющиеся денежные накопления для сохранения от инфляции. Тот факт, что кредитные кооперативы создаются и развиваются несмотря ни на какие сложности, лишний раз показывает насколько они нужны и полезны.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. — М., 1996.

  • Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193 — ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // Торговая газета. — 1996. — 10 января.
  • Федеральный закон от 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Торговая газета. — 1991. — 11 января.

  • Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // Торговая газета. — 1992. — 25 июля.
  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г.

№ 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» // Торговая газета. — 2001. — 9 сентября.

  • Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений потребительской кооперации. — М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и Ко», 2007.
  • Козенко З.Н., Коробейников Д.А.

Современная сельская кредитная кооперация: тенденции, риски, ориентиры / ВГСХА, ВолГУ, ЮССРЭН ООН РАН; предисл. Н.Н. Лебедевой. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. — 194 с.

  • Коробейников Д.А., Коробейникова О.М. Кредитная кооперация: исторические аспекты становления и развития в России: Предпринт. — Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2005. — 39 с.
  • Кредитная потребительская кооперация в процессе преобразования кредитной системы России: материалы научно-практической конференции 29-30 октября 2003 года.

— Волгоград: Станица-2, 2004. — 112 с.

  • Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие. — М.:ИВЦ «Маркетинг», 2000. — 328 с.
  • Мартынов Д.В.

Опыт реформирования сельского хозяйства и развития сельскохозяйственной кооперации в Волгоградской области. — М.: НПО «Алгон», 2006. — 115 с.

  • Сельскохозяйственная кооперация: Сборник материалов / Сост. Поздеева А.П., Мануйлова Е.Н., Гришина Н.В.;
  • научный редактор А.Н. Ващенко. — Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2001. — 346 с.
  • Сельскохозяйственная кредитная кооперация: Учебное пособие / Под ред. С.Б. Коваленко и З.Н. Козенко. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 488 с.
  • Сероштан Т.В., Ткач А.В.

Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. редакцией Ткача А.В. — М.: Московский университет потребительской кооперации, 2004. — 218 с.

  • Худякова Е.В. Сельская кредитная кооперация. — М.: Изд-во «Феникс», 2006. — 352 с.
  • Шкляр М.Ф.

Кредитная кооперация: Учебное пособие. — 4-е изд. испр. и доп. — М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и Ко», 2007. — 348 с.

Приложение

Наименование показателейГод20002001200220032004200520062007Количество пайщиков, чел.1414313943485455В том числе: сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов22182635404447Объем выданных займов, тыс.руб.53401149696115380310554289058838Количество выданных займов422177129191223250Объем привлеченных средств со стороны, тыс.руб.—1050666612925282552792053149Объем собственных средств кооператива, тыс. руб. 5666159849108864110761204812195Размер активов, тыс. руб.67801615562219305343363522965004