Разработка и исполнение государственных (муниципальных) контрактов

Курсовая работа
Содержание скрыть

Отказ от административно-плановых методов управления экономикой, переход к рыночным отношениям вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым, прежде всего, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы объясняется несколькими причинами. В первую очередь из-за того, что роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются социальные потребности, реализуется любая приоритетная политика государства и муниципалитетов. Государственные заказы распространились на страны с высокоразвитой рыночной экономикой, например, в США доля государственных закупок составляет около 15% национального бюджета. В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете составляет 50%. По данным министерства экономического развития Сахалинской области, по сравнению с 2006 г. количество процедур размещения заказа вырос с 19, 5 тысяч до 53,5 тысяч в 2010 г. Во-вторых, сейчас много проблем, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства о закупках, в частности основных принципов размещения заказов на конкурсной основе: открытость, прозрачность, равные условия и права участников торгов. По данным Госкомстата, федеральные власти ежегодно проводят около 40 тысяч тендеров на поставку различной продукции. Но только 9% покупок было совершено на конкурсной основе, остальные 91% покупок были неконкурентными. В настоящее время с принятием Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у заказчиков остается все меньше возможностей решать вопрос о размещении заказов не конкурентными способами, в связи с чем все больше проводится торгов и запросов котировок, заключается государственных и муниципальных контрактов.

Цели работы:

  • проанализировать институт государственных и муниципальных контрактов, их особенности, отличия от прочих гражданско-правовых договоров;
  • изучить средства и приемы, при помощи которых удовлетворяются государственные и муниципальные потребности;
  • раскрыть проблемы, существующие при исполнении государственных и муниципальных контрактов и найти возможные пути заказчиков по их решению.

В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:

26 стр., 12835 слов

Государственный кредит и возможности его использования

... идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл ... денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. В условиях рыночной экономики государственный кредит выступает как средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное ...

  • определение понятия государственных и муниципальных контрактов, анализ структуры,
  • выявление его положительных и отрицательных сторон и отличия от иных гражданско-правовых договоров;
  • анализ нормативно-правовых актов, связанных с отношениями по заключение и исполнению государственных и муниципальных контрактов.

Объект исследования — разработка и исполнение государственных и муниципальных контрактов.

Методологическая основа исследования. В работе используются общие и частные методы исследования, в том числе системные, правовые и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.

Степень разработанности темы.

Проблемам изучения эффективных методов использования бюджетных средств, качественного заключения и контроля за исполнением контрактов, выявления признаков государственного (муниципального) контракта, в том числе, изучению его структуры в целях наиболее полного удовлетворения общественных нужд, посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых.

При написании выпускной квалификационной работы были использованы, нормативные акты и комментарии к ним, научные труды ученых-специалистов в области применения Федерального закона № 94-ФЗ: Белова, Борисова, Краева и др., материалы правоприменительной практики.

Глава I. Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов

1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта

Государственный или муниципальный контракт — договор, заключаемый заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика объекта госконтрактов, в свою очередь, определяет особый состав его участников, структуру договорных обязательств, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается за исключением случаев, предусмотренных частями 6 — 6.6 и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов. То есть отклонение от этого правила допускается только в очень редких случаях.

25 стр., 12022 слов

Государственная долговая политика России и Республики Карелия ...

... закон от 29.07.1998 № 136-ФЭ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном ... перед физическими и юридическими лицами, банками, муниципальными образованиями, иностранными государствами, различными внебюджетными фондами, накапливаясь, преобразуются в государственный долг, который должен выплачиваться с ...

В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для госконтракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.

Также важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения — государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, предусмотренного Законом об исполнении заказов и Гражданским кодексом Российской Федерации, следует, что он является консенсуальные, платные и взаимные.

1.2 Структура государственного (муниципального) контракта

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ государственный и муниципальный контракты являются одной из важнейших составляющих комплекта конкурсной документации и любая ошибка, закравшаяся в этот документ, может привести к снижению эффективности использования выделенных для закупки бюджетных средств, а также к срыву исполнения самого контракта. Эти договоры заключаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом положений этого Закона.

Договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В современной практике для бюджетного учреждения важна своевременность исполнения контрактов. Государственные и муниципальные контракты, как правило, включают условия тендерной документации и содержание тендерной заявки участника. Минэкономразвития в своей политике придерживается правила о невозможности подписания поправки к любому пункту контракта, который состоит из двух упомянутых частей. Это требование должно строго соблюдаться, если весь текст контракта был опубликован в тендерной документации. Если же в конкурсной документации были указаны только существенные условия контракта, то они вносятся в него без изменений, а в несущественной части (упаковка, маркировка и т.п.) он может быть дополнительно согласован сторонами. Для этой процедуры действующим законодательством предусмотрен срок до 20 дней с момента подведения итогов конкурса.

Обычно контракт состоит из следующих разделов:

9 стр., 4319 слов

Российская Федерация как заемщик и кредитор на внешнем рынке

... важно сосредоточить внимание на поиске эффективных путей выхода из создавшегося положения. 1. Российская Федерация как должник По официальным данным, внешний госдолг России на начало 1999 г. ... Запад официально признал Россию в качестве единственного государства, ответственного по долгам СССР. Российский государственный долг делится на внутренний и внешний в соответствии с валютой обязательств. ...

  • вводная часть;
  • предмет контракта;
  • характеристика товара (количество, качество, комплектность товара);
  • права и обязанности сторон;
  • цена контракта и порядок расчетов;
  • порядок и сроки поставки товара;
  • ответственность сторон;
  • изменение, дополнение и досрочное расторжение договора;
  • сроки действия договора;
  • порядок рассмотрения споров;
  • заключительные положения;
  • реквизиты и юридические адреса, подписи сторон.

Обратите внимание, что данная структура договора является приблизительной и может быть изменена и дополнена в соответствии с пожеланиями клиента и особенностями взаимоотношений сторон.

Вводная часть контракта

Вводная часть контракта начинается с названия документа. С учетом положений ст. ст. 4 и 5 Федерального закона N 94-ФЗ в зависимости от источника используемых бюджетных средств документ должен называться «государственный контракт» или «муниципальный контракт». Он подписывается соответственно государственными или муниципальными заказчиками. При этом заказчик может передать услуги по организации и проведению конкурса в уполномоченный орган, однако он должен заключить договор с победителем самостоятельно и от своего имени.

Соответственно, в преамбуле со стороны заказчика (покупателя) должны быть указаны его реквизиты, а подписантом контракта должно быть уполномоченное заказчиком должностное лицо (как правило, главный распорядитель кредитов).

Подписывают контракт именно те лица, которые обозначены в преамбуле. Если происходит неожиданная срочная замена подписывающего лица, эту страницу необходимо исправить, иначе это будет считаться ошибкой при оформлении документа.

Предмет контракта

В этом разделе контракта описываются отношения сторон, являющихся предметом контракта. Предмет контракта (товар, работа, услуга) должен быть сформулирован абсолютно четко и однозначно. Если на этапе тендерной документации все еще возможны вариации в названии продукта, сопровождаемые формулировкой «или эквивалент», то все должно быть ясно уже в окончательной версии. Ошибка в этом разделе может привести к нецелевому использованию средств. В этом случае нет необходимости описывать в объекте договора весь перечень поставляемых товаров, вы можете обратиться к соответствующему приложению к нему, которое будет его неотъемлемой частью.

Характеристика товара, Качество товара.

Установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к качеству и техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке и отгрузке товара, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, должны содержать конкурсная документация, документация об аукционе и при запросе котировок цен (п. 2 ст. 22, ст. 34 и п. 4 ст. 43 Федерального закона N 94-ФЗ).

Кроме того, при заключении и исполнении государственного или муниципального контрактов изменение их условий, установленных заказчиком, уполномоченным органом и указанных в заявках участников размещения заказа, с которыми заключается контракт, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (п. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ).

4 стр., 1574 слов

Основные российские законы в области ипотечных отношений

... условия, конкретизирующие нормы Гражданского Кодекса. 21 июля этого года принят долгожданный Федеральный Закон Российской Федерации №122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и ... эта тенденция проявилась в Законе РФ “Об ипотеке”. Некоторые вопросы этого федерального закона станут предметом данной работы. Преимущества и недостатки этого закона будут неоднократно обсуждаться в ...

Исходя из этого, контракт также должен содержать вышеперечисленные предъявляемые к товарам требования, которые должны быть приложены участником размещения заказа к заявкам на участие в конкурсе, в аукционе, при определении котировок цен.

Таким образом, заказчику, уполномоченному органу при разработке проекта контракта, который должен быть передан участнику размещения заказа, с которым заключается контракт, необходимо перенести в него требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации (документации об аукционе, при запросе котировок цен), и предложения, указанные в заявке такого участника размещения заказа. В контракте требования к качеству поставляемых товаров могут определяться путем их описания, которым должно соответствовать качество товара, либо показателей качества (количественных характеристик товара, надежности, безопасности, энергопотребления, эргономических, эстетических, экологических и др.) товара или путем отсылки к какому-либо документу в области стандартизации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании) к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  • технический регламент;
  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций;
  • своды правил.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты — один из основных элементов системы государственного регулирования.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации будет разработано около 600 технических стандартов, которые будут регламентировать обязательные требования к различным видам товаров, работ, услуг. В настоящее время таких технических регламентов принято порядка 25.

Требования к качеству товаров определяются национальными стандартами и стандартами организаций. При этом стандартизация осуществляется на принципе добровольного применения стандартов (ст. 12 Закона о техническом регулировании).

Таким образом, стороны договора могут определять условия качества товара, ссылаясь на стандарт в целом или только частично, изменять или исключать некоторые его положения.

3 стр., 1353 слов

Портал государственных услуг Российской Федерации

... при его функционировании. 2.1. Понятие и цели портала Портал государственных услуг Российской Федерации - справочно-информационный Интернет-портал. Он обеспечивает: доступ физических и юридических ... ближайшее время Департамент развития электронного правительства Минкомсвязи России планирует завершить работы по стандартизации форматов предоставления информации из регионов в федеральные органы. ...

Следует отметить, что национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном ст. 16 Закона о техническом регулировании. Полномочия по их утверждению осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (п. 5.4.6 Положения о федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294).

Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Они применяются для повышения уровня безопасности, обеспечения научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности товаров, рационального использования ресурсов, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, сопоставимости результатов исследований (испытаний), технических и экономико-статистических данных, совершенствования производства и обеспечения качества продукции (ст. ст. 11 и 17 Закона о техническом регулировании).

Помимо различных стандартов, в настоящее время в сфере товарного оборота действуют технические условия (ТУ), которые устанавливают требования к качеству конкретного товара.

При ссылке на какой-либо стандарт и (или) технические условия необходимо, чтобы стандарт и (или) технические условия, на которые дается ссылка, были реальными и конкретными, а также они должны быть доступны участнику размещения заказа. В случае если их нет в свободном доступе, ссылаясь на такие стандарты и (или) технические условия, необходимо также предоставить их содержание участникам размещения заказа в конкурсной документации, документации об аукционе или при запросе котировок цен.

Более детальное описание в государственном контракте требований заказчика к качеству поставляемого товара позволит защитить последнего от поставки товара ненадлежащего качества, а также избежать возможных споров с поставщиком в случае поставки товаров, не удовлетворяющих требованиям заказчика.

Гарантия качества товара. Пунктом 1 ст. 470 ГК РФ установлены общие требования к гарантии качества товара, которые подлежат применению, если в договоре не определено иное. Согласно данным требованиям товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям к качеству в момент передачи его покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются. В случае, когда договором купли-продажи оговорено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям к качеству в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока) (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

При этом, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия) (п. 3 ст. 470 ГК РФ).

Комплектность товара. Помимо того что товар, передаваемый покупателю, должен соответствовать договору купли-продажи по своему качеству, он также должен соответствовать условиям данного договора о комплектности (п. 1 ст. 478 ГК РФ).

Понятие комплектности применяется, как правило, к технически сложным изделиям, таким как оборудование, машины, приборы, бытовая техника и т.д. Под полнотой следует понимать совокупность основного продукта и его компонентов, независимых продуктов, которые не являются частью основного продукта, а образуют с ним единое целое, используемые для общего назначения. Комплектность может быть определена в контракте либо путем перечисления изделий (комплектующих изделий, агрегатов), подлежащих передаче вместе с основной вещью, либо путем указания в контракте технического регламента, национального стандарта, стандарта организации или иных документов по стандартизации.

В случае, когда договором купли-продажи не оговорена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями (п. 2 ст. 478 ГК РФ).

При этом понятие комплектности товара необходимо отличать от понятия комплекта товаров, предусмотренного ст. 479 ГК РФ.

Примечание. Комплект товаров — это определенный соглашением сторон набор изделий (товаров), способствующий совместному их использованию.

В отличие от комплектности сложной вещи, соблюдение которой часто является обязанностью продавца, даже если это не оговорено в договоре, обязательство передать товар в целом возникает только из договора. При этом ассортимент и количество товаров, входящих в комплект, зависят от договоренности сторон. Каждая вещь, входящая в такой комплект, является самостоятельной.

Количество товара, работ, услуг.

Как правило, положения Федерального закона от 28.07.2012 г. 94-ФЗ предусматривают указание в договоре определенного количества товаров, объема работ и услуг, подлежащих закупке. Как увеличение, так и уменьшение количества приобретаемых товаров, работ, услуг осуществляется в исключительных случаях, прямо предусмотренных положениями настоящего Закона.

Так, в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом.

По другим работам, в том числе заказным и строительным, увеличение объема работ не допускается.

В случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, конкурсной документацией, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 (осуществляется размещение заказа на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем) Федерального закона № 94-ФЗ, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт. При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

При заключении государственного или муниципального контракта заказчик по согласованию с участником, с которым в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. Цена единицы указанного товара при этом не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона.

Количество выполненных работ, являющихся предметом контракта, часто указывается в тендерных спецификациях, количество товаров — в перечне услуг, количество товаров — в тендерных спецификациях.

Срок исполнения контракта

Сроки исполнения контракта по правилам гражданского законодательства могут быть определены несколькими способами:

  • определенный – при этом указываются даты начала и окончания исполнения обязательств,
  • определимый – указывается промежуток времени, в течение которого обязательства должны быть исполнены,
  • с указанием на событие, которое неизбежно произойдет.

Внесение изменений в сроки исполнения обязательств не допускается. Напротив, за просрочку исполнения одной из сторон обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Цена

цена является основным критерием

При этом в структуру цены входят:

  • упаковка, маркировка и сортировка товара;
  • таможенные расходы, расходы на погрузку, доставку, отгрузку,
  • могут включаться непредвиденные затраты (3% предусмотренные по смете), затраты на снегоборьбу, затраты на организацию вахтового метода и т.д.

Специальные нормы по определению цены государственного и муниципального контрактов, а также иные условия их исполнения, в том числе порядка и сроков оплаты товаров (работ, услуг), закреплены Федеральным законом N 94-ФЗ. При заключении контракта необходимо указать его общую цену и выделить в ней сумму НДС. В случае если поставка товаров по контракту НДС не облагается, необходимо обозначить конкретный пункт ст. 149 НК РФ. Если доставка товаров с разными наименованиями осуществляется по контракту, цены за единицу товара, а также общая цена каждого наименования товаров могут быть указаны в приложении к договору, которое будет его неотъемлемой частью часть.

Порядок расчетов

Среди прочих требований контракта, условия оплаты обычно существенны и не подлежат рассмотрению сторонами во время подписания этого документа. Общие нормы, регламентирующие порядок оплаты товаров, установлены ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. При размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд законодательством соответствующего уровня могут быть установлены ограничения на размер авансовых платежей. На федеральном уровне в 2008 г. данные нормы представлены в Постановлении Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Заключение и оплата федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными органами договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств. Вытекающие из договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, обязательства, принятые федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными органами сверх утвержденных им лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета.

В разделе «Согласительная процедура» описывается форма сделок между сторонами соглашения, а также конкретные условия проведения платежей. При этом, указав конкретные даты проведения платежей, необходимо точно определить дату или календарное событие, с момента, когда такие периоды будут исчисляться. Также необходимо учитывать, что согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Сдача-приемка товаров, работ, услуг

Государственный или муниципальный контракт включает обязательное условие о порядке принятия заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ.

Гарантии

Несмотря на то, что большинство товаров при их продаже имеют гарантийные вкладыши, гарантийный срок на товары, работы, услуги, объем гарантий, обязанности продавца и покупателя в гарантийный период и другие данные должны быть указаны непосредственно в тексте подписываемого контракта. Клиенты часто пренебрегают этим, не отстаивают свои интересы и лишены установленных законом гарантий.

Правила исчисления гарантийного срока установлены ст. 471 ГК РФ. Гарантийный срок начинается с момента доставки товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. При его исчислении необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ об исчислении сроков, установленными гл. 11 ГК РФ. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, гарантийный срок начинается со дня, следующего за днем ​​доставки товара покупателю. Момент окончания гарантийного срока, который, как правило, обозначен периодом времени, определяется в соответствии со ст. 192 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. К концу семестра действуют правила о сроках, исчисляемых месяцами. Для периода, исчисляемого кварталами в году, применяются правила для периодов, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а их отсчет ведется с начала года (п. 2 ст. 192 ГК РФ).

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца продолжительности. Период, определяемый в полмесяца, считается периодом, исчисляемым в днях, и считается равным 15 дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ).

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока (п. 4 ст. 192 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 471 ГК РФ если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, то гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом. Если иное не предусмотрено договором, то он продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном ст. 483 ГК РФ. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с гарантийным сроком на основное изделие (п. 3 ст. 471 ГК РФ).

Описание всех условий гарантии возможно как в тексте договора, так и в отдельном приложении.

Форс-мажор

На этом этапе часто забывают указать максимальную продолжительность форс-мажорных обстоятельств для обеих сторон. Следует помнить, что партнеры не могут долго ждать и находиться в состоянии сокращения. Кроме того, часто в контракте не указывается третье лицо, которое укажет начало и прекращение действия форс-мажора. А такая сторона нужна партнерам на случай спора по этому вопросу.

Решение споров

Конечно, каждый заказчик и поставщик-победитель тендера, подписывая государственные или муниципальные контракты, надеется, что у них все будет хорошо, без споров и конфликтов. Но жизнь сложна, споры все-таки возникают. Поэтому отсутствие в контракте арбитражной оговорки — большая ошибка.

Юридические адреса сторон и банковские реквизиты сторон

Если в ходе исполнения контракта адреса (адрес) сторон меняются, то на этот счет должно быть подписано дополнительное соглашение к контракту, фиксирующее новый адрес.

Очень важно, чтобы в контракте для обоих контрагентов были указаны банковские реквизиты, по которым будет исполняться государственный (муниципальный) контракт. Это правило необходимо соблюдать, если контракт подписан с выигравшим иностранным участником торгов.

Подписи сторон

Необязательно помнить, что требуемые контрактом подписи должны быть поставлены лицами, указанными в посылке или во вступительной части контракта. Эти подписи должны быть расшифрованы. Подписи кредитных менеджеров заверены официальной печатью организации. Если подписывающий действует на основании доверенности, его оригинал или заверенная копия должны быть приложены к договору, что не всегда так.

В конце хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Итак, при заключении государственного и муниципального контрактов:

  • не должно нарушаться действующее законодательство, в противном случае в результате судебного разбирательства контракт может быть признан ничтожным и не исполняться сторонами. Самый простейший пример — когда документ подписало лицо, не имевшее на то полномочий;
  • в тексте контракта не должно быть взаимоисключающих действий, условий, событий, а также текстовых выражений, допускающих противоречивое толкование и, соответственно, исполнение;
  • интересы заказчика в контракте должны быть юридически защищены, а обязанности контрагента строго обеспечены его ответственностью.

Весь текст договора, все его пункты, так или иначе, должны соответствовать этому требованию.

серьезной ошибкой является то, что в договоре не предусмотрены штрафы за просрочку доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. И хотя в итоге сумма полученного штрафа пополнит госбюджет, эта статья всегда будет хорошим рычагом, чтобы вынудить контрагента выполнять взятые на себя обязательства в полном объеме и в срок. Обязанность заказчика включать пункт о штрафных санкциях предусмотрена пунктами 9 – 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ

Из п. 4. ст. 527 ГК РФ следует, что при конкурсном размещении контракта его заключение с победителем является для государственного заказчика обязательным, если выявлен и объявлен этот победитель. О наличии бюджетного покрытия данной операции на момент подписания контракта ничего не говорится. Подразумевается, что оно как бы непременно есть (или будет на момент платежа) в полном объеме. Таким образом, проведя конкурс, выявив и объявив победителя, заказчик обязан подписать с ним государственный (муниципальный) контракт. Согласно ст. 534 ГК РФ в случае отказа заказчика (покупателя) от исполнения контракта он должен возместить поставщику убытки, причиненные этим отказом.

Приложения к контракту

Приложением к контракту является протокол определения победителя (протокол оценки и сопоставления по конкурсу, протокол аукциона, протокол рассмотрения котировочных заявок либо протокол определения конкурса или аукциона не состоявшимся и решении о передаче контракта единственному участнику).

Также в целях конкретизации требований заказчика к контракту могут быть установлены следующие приложения:

— Спецификация товара — документ, в котором характеризуются основные признаки той или иной вещи, передаваемой по договору. В качестве вещи может выступать имущество (в т.ч. и недвижимое), товар, тара и т.д. Уточнение: приложение к договору, имеющее юридическую силу и являющееся неотъемлемой частью договора. Тип спецификации зависит от характеристик перечисленных объектов и определяется индивидуально в каждом конкретном случае.

  • Спецификация тары;
  • График платежей;
  • График поставок;
  • Календарный план — план работ (услуг) исполнителя (агента, подрядчика, субподрядчика, технического заказчика и т.д.), определяющий содержание, объем работ (услуг) и сроки исполнения последним своих обязательств по договору, оформленный как приложение к договору.

В календарном плане стороны определяют структуру и последовательность работ (услуг), даты начала и конца выполнения этапов, стоимость выполнения этапов и т.д. Программа является неотъемлемой частью контракта, которой должен придерживаться подрядчик при выполнении своих обязательств по контракту. Календарный план применяется на основании и в соответствии с договором, к которому прилагается; структура работ (услуг), сроки и стоимость определяются индивидуально в каждом конкретном случае.

Техническое задание — исходный документ для проектирования сооружения или промышленного комплекса, конструирования технического устройства (прибора, машины, системы управления и т. д.), разработки информационных систем, стандартов либо проведения научно-исследовательских работ (НИР), техническое задание также может использоваться в контрактах на выполнение всех разновидностей подрядных работ.

Приложение должно содержать основные технические требования, предъявляемые к сооружению или изделию и исходные данные для разработки; также необходимо указывать назначение объекта, область его применения, стадии разработки конструкторской (проектной, технологической, программной и т.п.) документации, её состав, сроки исполнения и т. д., а также особые требования, обусловленные спецификой самого объекта либо условиями его эксплуатации.

Техническое задание позволяет:

  • Обеим сторонам:
  • o представить готовый продукт;
  • o выполнить попунктную проверку готового продукта (приёмочное тестирование — проведение испытаний);
  • o уменьшить число ошибок, связанных с изменением требований в результате их неполноты или ошибочности (на всех стадиях и этапах создания, за исключением испытаний).

  • Заказчику:
  • o осознать, что именно ему нужно;
  • o требовать от исполнителя соответствия продукта всем условиям, оговорённым в техническом задании.
  • Исполнителю:
  • o понять суть задачи, показать заказчику «технический облик» будущего продукта;
  • o спланировать выполнение проекта и работать по намеченному плану;
  • o отказаться от выполнения работ, не указанных в техническом задании.

— Перечень материалов — официальный документ, приложение к контракту, являющееся его неотъемлемой частью. Перечень представляет из себя систематический список материалов, необходимые для исполнения обязательств по договору и предоставляемые одной из сторон, в котором описываются наименование материала, единица измерения, цена, количество, стоимость, дата передачи и т.д. Перечень играет важную роль в выполнении обязательств по контракту, поскольку позволяет обеспечить возможность своевременного выполнения работ, для которых эти материалы требуются.

Перечень оборудования — это официальный документ, приложение к договору, которое является его неотъемлемой частью. Перечень представляет из себя систематический список оборудования, необходимого для исполнения обязательств по договору и предоставляемого одной из сторон, в котором описываются наименование оборудования, год выпуска, идентификационный номер, стоимость, дата передачи и т.д. Перечень играет важную роль в выполнении обязательств по договору, поскольку позволяет быть уверенным в том, что вы сможете своевременно выполнить работы, для которых это оборудование требуется.

Перечень технической документации — система графических и текстовых документов, используемых при конструировании, изготовлении и эксплуатации промышленных изделий (деталей, сборочных единиц, комплексов и комплектов), а также при проектировании, возведении и эксплуатации зданий и сооружений. Перечень представляет из себя систематический список технической документации, согласно которой необходимо производить работы по договору, в котором описываются наименование документации, оригинал/копия, количество экземпляров и т.д. Перечень технической документации используется в контрактах строительного подряда, оказания дизайнерских услуг, выполнения подрядных работ, как то нормативное содержание дорог и пр.

Смета — официальный документ, имеющий юридическую силу и являющийся неотъемлемой частью договора. Составляется для определения цены и ее обоснования при заключении договора. Так, ст.709 ГК РФ определяет, что цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком. Смета может быть приблизительной или твердой. Приблизительная смета составляется, когда в момент заключения договора нельзя в полной мере предусмотреть все затраты. Твердая — когда есть возможность установить все затраты подрядчика. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Значение определения вида сметы состоит в том, что твердая смета, по общему правилу, не может быть пересмотрена, а приблизительная может быть изменена. С точки зрения применения Федерального закона № 94-ФЗ, где в императивной форме установлено, что стоимость работ, услуг не может изменяться в ходе исполнения контракта, применение приблизительных смет не допускается.

  • Правоустанавливающие документы на земельный участок – при проведении работ по строительству, в том числе устройству наружных инженерных сетей.
  • Разрешения заказчика на проведение работ;
  • Разрешения исполнителя на проведение работ;
  • Договор поручительства, договор банковской гарантии, документ подтверждающий внесение в залог денежных средств.
  • Регламент проведения работ- приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, включающий исчерпывающий свод правил, необходимый и достаточный для надлежащего выполнения работ.

В регламенте описывается организация рабочего процесса: порядок ведения журнала работ, проведения оперативных совещаний и т.д. Применяется на основании и в соответствии с договором, к которому прилагается; количество экземпляров регламента и его форма определяется индивидуально в каждом конкретном случае.

— Перечень услуг — официальный документ, приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью. Перечень представляет из себя систематический список услуг, в котором описываются наименование услуги, дата начала и окончания услуги, стоимость и т.д. Перечень играет важную роль, т.к. именно в нем определяются услуги, которые исполнитель обязуется оказать, а заказчик — оплатить по договору.

  • Задание — приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, в котором описываются требования к выполнению работ или услуг. Задание может разрабатываться как заказчиком, так и исполнителем. В том случае, если задание разработано исполнителем, оно становится обязательным для сторон со дня утверждения заказчиком. При выполнении работ или услуг исполнитель должен соблюдать требования, изложенные в задании;
  • утвержденному заданию должны соответствовать требования к результату работ (услуг).

    Отступать от требований задания исполнитель может только с согласия заказчика. Задание применяется на основании и в соответствии с договором, к которому прилагается;

  • количество экземпляров задания и его форма определяется индивидуально в каждом конкретном случае.

Дополнительное соглашение – не может затрагивать существенных условий контракта. Применяются в исключительных случаях, для уточнения требований заказчика, уточнения реквизитов, передачи функций заказчика иному уполномоченному органу, для фиксации сокращения сроков выполнения работ и т.д. Должно быть подписано теми же сторонами.

Глава II. Исполнение государственных и муниципальных контрактов

Контроль над исполнением муниципального заказа занимает одно из важнейших мест в системе муниципального заказа, так как цель этой системы должна состоять в своевременном выявлении обстоятельств, ведущих к срыву выполнения муниципального заказа, и устранения их. В нормативно-правовых актах должны быть четко регламентированы порядок взаимодействия и обязанности каждого из участников контроля.

В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Законом предусмотрен ряд защитных механизмов.

2.1 Механизмы защиты, Обеспечение заявки

Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика, уполномоченного органа требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах пяти процентов от начальной цены контракта (часть 4 статьи 20 и часть 5 статьи 32 Закона).

Причем, при проведении аукциона или конкурса обеспечение заявки устанавливается по выбору заказчика, то при проведении аукциона в электронной форме установление обеспечения заявки становится обязанностью заказчика.

В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и аукционе, не возвращаются.

Обеспечение исполнения контракта

Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика, уполномоченного органа требования обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной цены контракта (пункт 14 часть 3 статьи 21 и пункт 7 части 3 статьи 33 Закона).

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики и уполномоченные органы обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее, чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (пункт 15.2 части 4 статьи 22 Закона).

В случае установления обеспечения исполнения контракта, такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт , банковской гарантии, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе, в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта, или договора поручительства (способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником самостоятельно).

Представление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои контрактные обязательства. Это обуславливается тем, что финансовые организации, предлагая указанный вид обеспечения, принимают на себя финансовые риски поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам и , в этой связи, вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контракта.

Необходимо обратить внимание на то, что установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Повторюсь, что с учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость их установления должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае.

Установление требований заказчика к товарам, работам, услугам

При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения открытого или закрытого конкурса, аукциона и запроса котировок, документация должна содержать установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 22, часть 2 статьи 34 и статья 43 Закона), а также требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, работ, услуг, являющихся предметом конкурса, и их характеристик.

Если заявка на участие, поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах, работах, услугах, которые не соответствуют каким-либо требованиям и показателям, установленным в документации, такая заявка отклоняется комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие как несоответствующая требованиям документации.

В этой связи следует учитывать, что от того, насколько ответственно, обоснованно и внимательно заказчик, уполномоченный орган устанавливает в документации вышеуказанные требования и показатели, в большой степени зависят итоги торгов и последующее исполнение контрактов.

Отдельно следует отметить, что в соответствии с частью 12 статьи 9 Закона в государственные и муниципальные контракты включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.

Вышеуказанные положения Закона позволяют заказчикам, уполномоченным органам путем правильной подготовки конкурсной документации (документации об аукционе, запроса котировок) гарантировать поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), качество которых соответствует (или превышает) требованиям заказчика, уполномоченного органа.

Ответственность сторон

Наряду с обеспечением исполнения контракта Закон предусматривает включение в государственный и муниципальный контракт обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (часть 10 статьи 9 Закона).

Мера ответственности должна быть предусмотрена контрактом как для поставщика (исполнителя, подрядчика), так и для заказчика. Если в соответствии с пп. 10-11 ст. 9 для поставщика (исполнителя, подрядчика) в контракт включается условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактами, то согласно п. 9 ст. 9 за каждый день просрочки неисполнения обязательств (своевременной оплаты поставленных товаров, работ, услуг) заказчик платит неустойку (штраф, пени) в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансировании Банка России.

При этом следует отметить, что заказчик имеет полное право установить в контракте минимальные штрафные санкции за просрочку в поставке товаров, работ или услуг, которые может допустить поставщик.

В этой связи, обращаем внимание на необходимость установления в контрактах обязательной ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих контрактных обязательств — ответственность в виде неустойки (штрафа, пени) следует устанавливать в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поэтапная приемка работ

В ряде случаев эффективному и своевременному исполнению государственных и муниципальных контрактов способствует установление ЭТАПОВ поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным и муниципальным контрактам.

ПОЭТАПНАЯ приемка товаров, результатов работ или услуг позволяет заказчикам эффективно отслеживать ход исполнения контрактов со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поддерживать необходимый уровень контроля за действиями поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в полном объеме использовать механизмы ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий контрактов.

Реестр недобросовестных поставщиков

Отдельным механизмом, призванным обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействий) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, является реестр недобросовестных поставщиков.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сроком на 2 года сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов (часть 2 статьи 19 Закона).

Заказчик, уполномоченный орган вправе в конкурсной документации или в документации об аукционе установить требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о таких участниках в реестре недобросовестных поставщиков (пункт 1 части 2 статьи 11 Закона), тем самым, исключив возможность участия в проводимых конкурсах или аукционах ранее признанных недобросовестными поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2.2 Исполнение государственного и муниципального контракта

При исполнении контракта всегда возникает много проблем. В связи с этим успех реализации контракта зависит от качества подготовки документации и проекта контракта.

Повышение эффективности функционирования системы государственной закупочной деятельности может быть реализовано путем повышения контроля за деятельностью и проверкой исполнения поставщиком, подрядчиком качества выполняемых работ, услуг и предоставляемых товаров и предоставляемых документов.

Заказчиком производится выезд с проверкой, испытания, лабораторные изучения, обмеры и т.д., которые позволяют проверить фактическое исполнение контрагентов обязательств по контракту, по результатам которых подписываются соответствующие документы:

  • Акт приема-передачи;

— Согласно положениям Федерального закона 94-ФЗ, заказчик обязан принять товар. Если же такой товар предоставлен с нарушением условий, заказчик в установленном порядке должен уведомит поставщика, дать срок для устранения нарушения. По истечению указанного срока заказчик вправе вернуть товар и не уплачивать его стоимость. Приемка товара заключается в проверке качественных и количественных характеристик. В виду того, что приемка может составлять длительный срок, об этом должно быть указано в контракте. Заказчик вправе, при условии соответствующей ссылки в контракте, использовать инструкции по приемке п -6, п-7 от 1967 г., либо использовать лишь некоторые параграфы из них.

Товаротранспортная накладная также может служить подтверждением факта отгрузки товара. В случае недопоставки товара об этом должна свидетельствовать соответствующая надпись в документе.

Акт сдачи-приема работ (услуг);

  • Это основной первичный документ, в котором, прежде всего, фиксируется выполнение закрепленных в договоре обязательств той стороной по договору, которая является исполнителем. Как правило, именно фиксация данного факта влечет за собой обязанность заказчика по оплате услуг (работ).

    Необходимость оформления акта сдачи-приема работ (услуг) связана также с тем, что им обосновываются расходы у заказчика, который должен вести учет объемов услуг (работ), времени их оказания. Акт должен быть оформлен в письменном виде и иметь следующие реквизиты: наименование сторон;

  • дата составления акта и дата оказания услуг (выполнения работ);
  • описание услуг (работ) и их стоимость;
  • наименование подписантов;
  • подписи должностных лиц;
  • указание на отсутствие претензий у заказчика к качеству и объему услуг (работ) и др. Таким образом, акт сдачи-приема услуг (работ) составляется с целью зафиксировать тот факт, что обязательства по договору выполнены.

Отчет об оказанных услугах;

— По соглашению сторон договором возмездного оказания услуг может быть предусмотрена обязанность исполнителя представлять заказчику отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. В отчете указывается объем и вид услуг, оказанных исполнителем, а также вознаграждение исполнителя за фактически оказанные услуги. Отчет исполнителя перед заказчиком является средством обеспечения интересов последнего и, вместе с актом сдачи-приема услуг, представляет собой основание для оплаты вознаграждения исполнителя.

Отчет о расходах исполнителя;

— По соглашению сторон договором возмездного оказания услуг может быть предусмотрена обязанность исполнителя по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора представлять заказчику отчеты о расходах исполнителя, связанные с оказанием услуг в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, с приложением к отчету копий подтверждающих расходы документов, заверенных исполнителем. Отчет о расходах исполнителя перед заказчиком является средством обеспечения интересов последнего и представляет собой основание для оплаты расходов исполнителя и для учета расходов заказчика.

Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2);

  • Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2)применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи подрядчика и заказчика (генподрядчика).

Количество экземпляров акта и комплектность составленных документов определяется в каждом конкретном случае.

На основании данных акта о приемке выполненных работ заполняется cправка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).

Справка о стоимости работ и затрат (форма КС-3);

— Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Справка составляется в необходимом количестве экземпляров. Один экземпляр — для подрядчика, второй — для заказчика (застройщика, генподрядчика).

В адрес финансирующего банка и инвестора Справка представляется только по их требованию.

Выполненные работы и затраты в Справке отражаются исходя из договорной стоимости (с учетом понижающего коэффициента, определенного как частное от цены контракта и начальной (максимальной) цены).

Справка по форме КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге, следует заключить, что государственный заказ – это совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета. А муниципальный заказ представляет собой заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Государственный контракт, являясь гражданско-правовой категорией, должен регулироваться в прямом соответствии с принципами и нормами гражданского права. Государство (а также субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) вступает в договорные отношения с иными субъектами на основе принципа юридического равенства его правового положения и по поводу какого-либо рода материальных благ, подлежащих денежной оценке.

В силу указанных особенностей участия государственных и муниципальных структур в гражданском обороте, безусловно, требуется надлежащее правовое регулирование складывающихся по этому поводу правоотношений. Однако это не должно нарушать единообразное правовое регулирование гражданских правоотношений, основы которого закреплены в ГК РФ.

Отношения, входящие в предмет гражданско-правового регулирования, динамичны: одни институты устаревают, появляются новые, подход к ряду институтов меняется. Все это требует соответствующей оперативной реакции законодателя, модернизации существующих актов, принятия новых актов.

Можно сделать вывод о том, что в современный период принятие Закона о размещении заказов является, безусловно, позитивным явлением. Вместе с тем детальный анализ его правовых норм и практики их реализации еще впереди. Не следует также забывать о том, что в рассматриваемый Закон законодателем постоянно вносятся изменения и дополнения, что явно не способствует стабильности законодательства в рассматриваемой сфере.

Мировая практика выработала достаточно надежный аппарат решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов).

Внедрение электронных торгов для государственных нужд — необходимый шаг на пути становления России в качестве полноправного участника стремительно формирующейся сейчас мировой системы электронной коммерции.

Электронные отношения постепенно пробивают себе дорогу. А с появлением четкой законодательной поддержки преимущества электронных торгов стали неоспоримыми, и свершился долгожданный массовый переход российских государственных закупок в электронную сферу.

Закон № 94 — ФЗ упорядочил ситуацию в сфере размещения государственного и муниципального заказа и обеспечил реальную конкуренцию за него. Возможность их размещения у аффилированных хозяйствующих субъектов теперь полностью исключена, а малый и средний бизнес получил новый стимул развития на целом ряде рынков. Таким образом был создан механизм настоящей борьбы с коррупцией.

Успехи очевидны. За прошедшее время создано общее информационное пространство, правила игры стали едиными и прозрачными. Они позволяют бизнесу эффективно развиваться, а государству закупать необходимые товары и услуги по более низким ценам. Такая возможность появилась благодаря единому федеральному Интернет-порталу для заказчиков и участников размещения заказа, объединяющему все официальные сайты по закупкам. Стало невозможно ограничивать количество участников размещения заказа путем создания искусственного дефицита информации о заказе. Развитие информационной инфраструктуры государственного заказа позволило любому поставщику или иному заинтересованному лицу отследить ход закупки от момента ее объявления и до завершения срока действия контракта.

Благодаря Закону № 94 – ФЗ Интернет стал главным источником информации о государственных и муниципальных закупках в России.

Но, заметим, что на этом развитие информационного обеспечения в госзаказе не останавливается, поскольку уже в 2011 году в эксплуатацию будет введен общероссийский сайт для размещения информации о закупках заказчиков федерального, регионального и муниципального уровня. Указанная мера обеспечит значительное расширение информационного поля системы государственных и муниципальных закупок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/kredit-na-ispolnenie-gosudarstvennogo-kontrakta/

1. Белов, В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов // Право и экономика. – 2005. – № 2. – С. 44-52.

2. Борисов, А.Н., Краев, Н.А. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». – М. : Деловой двор, 2009. – 490 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 № 352-ФЗ).// Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301; 10.05.2010. — № 19. — Ст. 2291.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 № 145-ФЗ).// Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — Ст. 410; 10.05.2010. — № 19. – Ст. 2291.

5. Гребенщикова, Я.Б. Понятие муниципального контракта, его правовая природа // Российская юстиция. – 2007. – № 9. – С. 38-56.

6. Долев, Д.З. Сложные вопросы при размещении заказа и возможные пути их решения // Госзакупки.ру. – 2010. – № 3. – С. 14-19.

7. Проблемы применения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»/ Зданович Ю.А. // Право в Вооруженных Силах. – 2009. – № 10. – С. 33-42.

8. Сфера применения и пределы регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / Гапанович А.В. // Право и экономика. – 2009. – № 8. – С. 28-35.

9.Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 27.07.2005 г. N 94-ФЗ (в ред. от27.07.2010 г. N 240-ФЗ)

10. Федеральный закон » О техническом регулировании » 27.12.2002 N 184-ФЗ.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Госзаказ – 2009. [Электронный ресурс] // Сайт Всероссийского форума-выставки.

URL: http:www.goszakaz.inconnect.ru/?id=903

2. Ефремова Н.Н. Аукционы – основной механизм государственных закупок // Финансы и кредит. 1(289).

2008. Январь. С. 49-50.

3. Храмкин А. Международный опыт построения системы закупок // Бюджет 2008. № 9/ С. 13-18

4. Пластинина Е.А. Предотвращение рисков при исполнении государственных им муниципальных контрактов // Материалы международной научно-практической конференции. 2008. Передовой опыт управления государственными и муниципальными закупками в России и зарубежных странах. Петрозаводск, 2008. 234 с.

5. Понятие государственного контракта – 2010 http://www.quickdoc.ru/dogovor/gosudarstvennye_kontrakty/

6. Подготовка государственного и муниципального контрактов 15.10.2008