Теоретические основы и актуальность контрактной системы
С момента своего принятия в 2013 году Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44-ФЗ) кардинально изменил ландшафт публичных закупок в России. Этот закон пришел на смену дискредитировавшему себя Федеральному закону № 94-ФЗ, который фокусировался исключительно на ценовом критерии и недостаточно регламентировал стадию исполнения контракта.
Актуальность темы обусловлена тем, что стадия исполнения контракта является ключевым этапом в достижении целей государственной закупки. Неэффективное регулирование или недобросовестное исполнение обязательств на этом этапе сводит на нет все усилия, приложенные на стадии планирования и проведения торгов. Контрактная система, по замыслу законодателя, должна обеспечить не просто «закупку», а «результативность обеспечения государственных нужд и эффективность закупок» (Ст. 12 ФЗ № 44-ФЗ).
Целью настоящей работы является комплексный теоретико-правовой и практический анализ института исполнения государственных и муниципальных контрактов в соответствии с действующим законодательством (ФЗ № 44-ФЗ), включая критическую оценку механизмов обеспечения, изменения, расторжения и ответственности сторон, а также выявление актуальных проблем правоприменительной и судебной практики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие **задачи**:
- Раскрыть методологические принципы, лежащие в основе исполнения контрактов.
- Проанализировать правовой механизм обеспечения исполнения контрактов, акцентируя внимание на институте независимой гарантии.
- Исследовать пределы изменения существенных условий контракта и порядок применения одностороннего отказа.
- Провести критический анализ системы ответственности сторон и механизма списания неустоек.
- Оценить роль цифровизации, в частности, обязательного электронного актирования в ЕИС, на стадии приемки и оплаты.
- Сравнить режим исполнения контрактов по ФЗ № 44-ФЗ и ФЗ № 223-ФЗ.
Методологические принципы контрактной системы в сфере исполнения контрактов
Правоприменительная практика исполнения контрактов по ФЗ № 44-ФЗ не может быть оторвана от фундаментальных принципов, закрепленных в главе 1 Закона, поскольку эти принципы, выступая теоретическим якорем, определяют императивность и публично-правовой характер всего процесса, в отличие от чисто диспозитивного регулирования по Гражданскому кодексу РФ.
Тендеры в Российской Федерации: Комплексный анализ правового ...
... закупок. Он устанавливает строгие правила для всего цикла: от планирования до исполнения контракта, формируя единую Контрактную систему. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, ... применения законов Федеральный закон № 44-ФЗ, являясь законом о Контрактной системе, преследует цель обеспечения государственных и муниципальных нужд, что требует максимальной прозрачности и контроля ...
Ключевыми для стадии исполнения являются:
- Принцип открытости и прозрачности информации (Ст. 7): Исполнение контракта не является закрытым процессом. Информация о ходе исполнения, этапах приемки, изменении или расторжении, а также применении мер ответственности должна быть размещена в Единой информационной системе (ЕИС).
Это обеспечивает общественный контроль и является основой для обязательного электронного актирования.
- Принцип ответственности за результативность и эффективность (Ст. 12): Заказчик несет ответственность не просто за соблюдение процедур, а за конечный результат, а это, в свою очередь, диктует строгость в вопросах изменения условий контракта и жесткость в применении мер ответственности к недобросовестному поставщику.
- Принцип профессионализма заказчика (Ст. 9): Заказчик обязан обладать достаточной квалификацией для осуществления приемки результатов, проведения экспертизы и обеспечения надлежащего исполнения контрагентом своих обязательств. Этот принцип критически важен при мотивированном отказе от подписания приемочных документов.
- Принцип стимулирования инноваций (Ст. 10): Хотя этот принцип чаще применяется к стадии закупки, при исполнении он проявляется в возможности заказчика включать в контракт требования к инновационности и энергоэффективности поставляемых товаров или выполняемых работ, контролируя их реализацию.
Таким образом, институту исполнения контрактов присущ сильный публично-правовой характер, который выражается в жесткой регламентации процедуры, ограниченной диспозитивности и императивном требовании к обеспечению государственных нужд.
Обеспечение исполнения контракта: правовой механизм и проблемные аспекты независимой гарантии
Обеспечение исполнения контракта является одним из наиболее важных механизмов, гарантирующих финансовую стабильность и защиту публичных интересов на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком (Ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ).
Заказчик обязан установить требование обеспечения, при этом поставщик самостоятельно выбирает один из двух альтернативных способов: внесение денежных средств (залог) или предоставление независимой гарантии.
Понятие и эволюция института независимой гарантии
Институт финансового обеспечения в закупках претерпел значительную трансформацию. До 2022 года использовалось понятие «банковская гарантия». Однако в результате оптимизационных поправок (Федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021) и в соответствии с общими нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), с **1 января 2022 года** данный механизм был заменен на более широкое понятие — **независимая гарантия (НГ)**.
Независимая гарантия представляет собой письменное обязательство гаранта (банка или иного уполномоченного лица) выплатить заказчику (бенефициару) определенную сумму в случае неисполнения принципалом (поставщиком) обязательств по контракту.
**Ключевые требования к независимой гарантии по ФЗ № 44-ФЗ (Ст. 45):**
| Критерий | Требование |
|---|---|
| Безотзывность | Гарантия должна быть безотзывной. |
| Гаранты | Банки, включенные в перечень Минфина России; Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»; фонды содействия кредитованию (для СМП); некоторые банки стран ЕАЭС. |
| Срок действия | Должен превышать срок исполнения обязательств по контракту минимум на один месяц. |
| Включение в реестр | Информация о гарантии должна быть включена в реестр независимых гарантий. |
Особое внимание уделяется сроку действия НГ. Если срок исполнения контракта составляет, например, 12 месяцев (до 31 декабря), то срок гарантии должен истекать не ранее 31 января следующего года. Это требование обеспечивает заказчику достаточное время для предъявления требования к гаранту после окончания срока действия контракта, например, в случае обнаружения скрытых дефектов или просрочки.
Проблемы «дробного обеспечения» и судебная практика
Несмотря на четкую формулировку в части 3 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ, предлагающей поставщику выбрать один из двух способов обеспечения (денежные средства *или* независимая гарантия), на практике возникает проблема так называемого «дробного» или «смешанного» обеспечения.
**Проблема:** Поставщики иногда пытаются разделить требуемую сумму обеспечения, предоставляя, например, две независимые гарантии от разных банков или сочетая денежный залог и НГ.
Позиция контрольных органов и судов: Контрольные органы, в частности территориальные управления ФАС России, последовательно признают неправомерным предоставление такого обеспечения. Аргументация строится на том, что закон предусматривает четкую **альтернативность** выбора, а не возможность комбинирования или дробления. Предоставление двух или более независимых гарантий или их сочетание с денежными средствами по одному контракту расценивается как нарушение, поскольку это усложняет процедуру взыскания для заказчика и противоречит цели закона — обеспечить простоту и надежность механизма.
Пример из практики: УФАС может признать заявку победителя не соответствующей требованиям, если вместо одной независимой гарантии на сумму 1 млн рублей было предоставлено две гарантии по 500 тыс. рублей каждая. Заказчик, принявший такое обеспечение, рискует быть привлеченным к административной ответственности, а ведь именно гарантия должна быть максимально надежным и простым инструментом финансового возмещения.
Исполнением обязательств гаранта считается только фактическое поступление денежных средств на счет заказчика, а не момент списания со счета гаранта (п. 4 ч. 2 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ).
Это подчеркивает приоритет публичного интереса: заказчику важна ликвидность и фактическое возмещение ущерба, а не только формальное наличие гарантийного обязательства.
Изменение и прекращение контракта: пределы диспозитивности и применение одностороннего отказа
В отличие от гражданско-правовых договоров, где стороны обладают широкой свободой в изменении условий, государственный (муниципальный) контракт, регулируемый ФЗ № 44-ФЗ, характеризуется **принципом неизменности существенных условий** в ходе его исполнения. Это обусловлено публично-правовым характером закупки, где цена, объем и сроки определяются в результате конкурентной процедуры.
Нормативные исключения, допускающие изменение существенных условий
Статья 95 ФЗ № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень исключений, когда изменение существенных условий допускается. Эти исключения должны быть строго истолкованы и применяются только при наличии законных оснований.
**Таблица 1: Основные нормативные основания для изменения существенных условий контракта (Ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ)**
| Основание (п. ч. 1 ст. 95) | Условие изменения | Ограничения и особенности |
|---|---|---|
| По соглашению сторон | Изменение объема и (или) цены товаров, работ, услуг. | Допускается в пределах 10% от цены контракта (увеличение или уменьшение), если это предусмотрено документацией и контрактом. |
| Изменение цены | При снижении цен на рынке (без изменения качества/объема). | Цена может быть снижена без изменения других условий контракта. |
| Изменение объема/сроков | В связи с изменением регулируемых тарифов или в случае существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). | Требует обоснования и, как правило, решения Правительства РФ. |
| Строительные контракты | Изменение сроков, цены, проектной документации. | Допускается для контрактов на строительство/реконструкцию/капремонт, если цена составляет или превышает 100 млн рублей (п. 8 ч. 1 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ). |
Особое внимание следует уделить крупным строительным контрактам. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1186 от 19.12.2013, изменение срока исполнения и/или цены контракта возможно, но не должно превышать **30%** от первоначальных значений и требует соответствующего решения высшего исполнительного органа власти (Правительства РФ, регионального или муниципального органа).
**Временные меры в кризисных ситуациях:** Правоприменительная практика последних лет показала, что законодатель может временно расширять эти основания. Например, в 2022–2023 годах действовали специальные правила (Постановление Правительства РФ № 680 от 16.04.2022), которые позволяли вносить изменения в строительные контракты из-за резкого роста цен на материалы, вызванного внешними независящими обстоятельствами.
Судебная практика придерживается строгого подхода: если изменение не подпадает под исчерпывающий перечень Ст. 95, то оно не может быть осуществлено, даже если сторонами подписано дополнительное соглашение. Более того, суды отказывают в изменении сроков контракта в судебном порядке, если такое основание не предусмотрено ФЗ № 44-ФЗ.
Анализ процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае **одностороннего отказа** стороны от исполнения (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ).
Механизм одностороннего отказа является важнейшим инструментом защиты прав заказчика от недобросовестного поставщика и применяется при существенном нарушении условий контракта.
**Процедура одностороннего отказа:**
- Принятие решения: Заказчик принимает мотивированное решение об одностороннем отказе.
- Уведомление: Решение направляется поставщику надлежащим образом (по почте, с использованием ЕИС).
- Срок вступления в силу: Решение заказчика вступает в силу через **десять дней** с даты надлежащего уведомления поставщика. В течение этих 10 дней поставщик имеет право устранить нарушение, если это технически возможно, и в таком случае заказчик обязан отменить свое решение.
**Критические риски и ответственность:** Нарушение процедуры одностороннего отказа влечет серьезные правовые последствия. Типичным нарушением является преждевременное размещение информации о расторжении в ЕИС до истечения десятидневного срока, отведенного поставщику для исправления ситуации.
Согласно **части 6 статьи 7.32 КоАП РФ**, нарушение порядка расторжения контракта заказчиком (например, несоблюдение срока или процедуры уведомления) образует состав административного правонарушения, за которое предусмотрены административные штрафы. Судебная практика подтверждает, что даже если поставщик очевидно не собирался устранять нарушение, формальное несоблюдение 10-дневного срока является основанием для признания решения о расторжении недействительным и привлечения заказчика к ответственности. Почему же законодатель столь жестко карает за формальные ошибки, если нарушение со стороны поставщика было налицо?
Ответственность сторон и механизм списания неустоек: критический взгляд на эффективность
Контрактная система предусматривает императивное требование о включении в контракт условий об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ).
Эта ответственность реализуется через систему неустоек, которая включает штрафы и пени.
Расчет и разграничение штрафов (неденежные обязательства) и пени (просрочка)
Неустойка (штрафы, пени) устанавливается в соответствии с **Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042**.
- Штрафы: Начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение **неденежных** обязательств (например, нарушение качества, непредставление отчетов, нарушение иных условий контракта, кроме срока).
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, зависящей от цены контракта.
- Пример: Если цена контракта превышает 100 млн рублей, штраф устанавливается в размере 0,5% от цены контракта или этапа.
- Пени: Начисляются за **просрочку** исполнения обязательств, выраженную в днях.
**Расчет пени для поставщика (ч. 7 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ):**
Пени начисляются за каждый день просрочки в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта (или его этапа).
Формула для расчета пени (П) за просрочку исполнения поставщиком:
$$П = Ц × С × \frac{1}{300} × К_{ст}$$
Где:
- $Ц$ — цена контракта;
- $С$ — количество дней просрочки;
- $К_{ст}$ — ключевая ставка ЦБ РФ.
**Расчет пени для заказчика (ч. 5 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ):**
Пени за просрочку оплаты заказчиком начисляются аналогично — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Условия освобождения от ответственности (ч. 9 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ): Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка или неисполнение обязательства произошли вследствие **непреодолимой силы** или по **вине другой стороны**. В правоприменительной практике доказывание непреодолимой силы (форс-мажора) является сложной задачей и требует документального подтверждения.
Порядок и правовое значение списания неустоек (ПП РФ № 783)
Одним из наиболее значимых нововведений, направленных на снижение финансовой нагрузки на добросовестных поставщиков, является механизм обязательного списания начисленных неустоек, утвержденный **Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783**. Этот порядок действует **бессрочно** и применяется, если обязательства по контракту исполнены в полном объеме (за исключением гарантийных обязательств).
Критерии обязательного списания неустоек:
| Категория | Сумма начисленных неустоек (Н) | Объем списания | Условие |
|---|---|---|---|
| Категория 1 | Н не превышает 5% цены контракта | 100% (полное списание) | Обязательства исполнены в полном объеме. |
| Категория 2 | Н превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта | 50% (частичное списание) | При условии, что оставшиеся 50% неустойки уплачены поставщиком. |
| Категория 3 | Н превышает 20% цены контракта | 0% (списание не производится) | Неустойка подлежит взысканию в полном объеме. |
Этот механизм демонстрирует социальную направленность законодательства, позволяя поставщикам избежать чрезмерного финансового бремени за незначительные просрочки или нарушения, если конечный результат (исполнение контракта) был достигнут. Однако он требует от заказчика точного соблюдения процедуры: заказчик обязан произвести списание, если соблюдены все условия, без права на усмотрение.
Роль Единой информационной системы (ЕИС) и электронное актирование на стадии приемки и оплаты
Цифровизация стала определяющим трендом в контрактной системе. С 2022 года стадия исполнения контракта была полностью переведена в электронный формат для всех контрактов, заключенных по результатам электронных конкурентных процедур. Этот механизм получил название **электронное актирование**.
Электронное актирование: процедура и сроки
Электронное актирование (ч. 13 ст. 94 ФЗ № 44-ФЗ) – это обязательный электронный документооборот, связанный с приемкой результатов исполнения контракта, который осуществляется исключительно через функционал ЕИС.
**Процедура:**
- Формирование документа: Поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует в своем личном кабинете ЕИС электронный документ о приемке (акт, накладная и т.п.).
- Подписание поставщиком: Документ подписывается усиленной электронной подписью поставщика и направляется заказчику через ЕИС.
- Действия заказчика: Заказчик получает документ, проводит экспертизу результатов (в том числе с привлечением экспертов) и принимает одно из решений:
- Полная приемка.
- Частичная приемка (с указанием объема).
- Мотивированный отказ от подписания.
**Сроки размещения информации:** Информация о приемке по контракту с приложением документа о приемке должна быть размещена в ЕИС не позднее **одного рабочего дня**, следующего за днем его подписания заказчиком. Это требование критически важно для соблюдения принципа прозрачности и для запуска отсчета срока оплаты.
Мотивированный отказ от приемки также должен быть оформлен в ЕИС, подписан электронной подписью и направлен поставщику. Четкая фиксация всех действий в ЕИС позволяет избегать споров о дате передачи документов и наличии претензий.
Сроки оплаты: правовое регулирование и дисциплина исполнения
Срок оплаты является одним из наиболее строго регламентированных и постоянно сокращающихся элементов ФЗ № 44-ФЗ, что отражает стремление государства обеспечить финансовую дисциплину и поддержать бизнес.
Момент приемки, зафиксированный подписанием документа о приемке в ЕИС, является отправной точкой для исчисления срока оплаты.
**Максимальный срок оплаты по контрактам (ч. 13.1 ст. 94 ФЗ № 44-ФЗ):**
Общий максимальный срок оплаты по контрактам, заключенным по результатам электронных процедур, составляет **7 рабочих дней** с даты подписания заказчиком документа о приемке.
**Исключения, допускающие увеличение срока оплаты:**
| Условие | Максимальный срок оплаты | Основание |
|---|---|---|
| Казначейское сопровождение | 10 рабочих дней | Если контракт подлежит казначейскому сопровождению. |
| Бумажный документооборот | 30 дней (для отдельных случаев) | Если закупка была проведена без использования ЕИС или при других исключениях, позволяющих вести бумажный документооборот. |
Жесткий 7-дневный срок оплаты направлен на минимизацию просрочек и улучшение ликвидности поставщиков. Нарушение заказчиком этого срока, как уже отмечалось, влечет начисление пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (ч. 5 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ).
Сравнительно-правовой анализ исполнения контрактов по ФЗ № 44-ФЗ и ФЗ № 223-ФЗ
Для полного понимания правового режима исполнения государственных контрактов необходимо провести сравнительный анализ с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223-ФЗ).
Эти два закона базируются на кардинально различных правовых философиях. ФЗ № 44-ФЗ — это строгое публично-правовое регулирование, а ФЗ № 223-ФЗ — корпоративное регулирование, основанное на диспозитивности и собственном Положении о закупке.
| Критерий сравнения | ФЗ № 44-ФЗ (Императивность) | ФЗ № 223-ФЗ (Диспозитивность) |
|---|---|---|
| Субъектный состав | Государственные и муниципальные заказчики. | Государственные компании, корпорации, субъекты естественных монополий. |
| Изменение существенных условий | Строго ограничено (Ст. 95), перечень исключений исчерпывающий. | Возможно, если условия изменения (цена, сроки, объем) предусмотрены Положением о закупке заказчика и самим договором. |
| Обеспечение исполнения | Обязательно устанавливается, форма (НГ или деньги) и требования жестко регламентированы (Ст. 96, 45). | На усмотрение заказчика, порядок и форма определяются в Положением о закупке и договоре. |
| Приемка и актирование | Детально регламентирована (Ст. 94), обязательно электронное актирование в ЕИС. | Порядок и форма определяются гражданским законодательством и Положением о закупке. Электронное актирование не является обязательным для всех. |
| Срок оплаты | Общий максимальный срок: 7 рабочих дней с даты подписания акта в ЕИС. | Для СМП: 7 рабочих дней. Для остальных: определяется Положением о закупке, но может быть установлен иной срок. |
| Публикация в ЕИС | Обязательна публикация информации о контракте и его исполнении. | Обязательна для конкурентных закупок, но существует обширный перечень закупок, информация о которых не подлежит размещению в ЕИС (например, малые закупки до 100/500 тыс. руб., гособоронзаказ). |
Сравнительный анализ показывает, что если ФЗ № 44-ФЗ является инструментом жесткого контроля и унификации, то ФЗ № 223-ФЗ предоставляет заказчикам гораздо большую свободу на стадии исполнения. Это позволяет госкомпаниям гибче реагировать на рыночные изменения, но одновременно повышает коррупционные риски и снижает уровень прозрачности по сравнению с контрактной системой.
Заключение и предложения по совершенствованию законодательства
Исполнение государственных и муниципальных контрактов по ФЗ № 44-ФЗ представляет собой строго регламентированный процесс, пронизанный публично-правовыми принципами прозрачности, ответственности и эффективности. Законодательство претерпело значительную эволюцию, перейдя от устаревшего режима ФЗ № 94-ФЗ к комплексной контрактной системе, где ключевая роль отведена цифровизации (электронное актирование) и ужесточению финансовой дисциплины (сокращение сроков оплаты до 7 рабочих дней).
**Критические выводы по результатам анализа:**
- Императивность и гибкость: Принцип неизменности существенных условий контракта является основой ФЗ № 44-ФЗ, однако чрезмерная строгость в этой части вступает в конфликт с реалиями рынка, особенно в крупных и долгосрочных проектах (например, строительстве).
Хотя законодатель ввел исключения для крупных строительных контрактов и временные антикризисные меры, практика показывает, что процедура изменения остается сложной и требует постоянного вмешательства Правительства РФ.
- Проблемы независимой гарантии: Переход к институту независимой гарантии (НГ) усилил требования к гарантам. Однако в правоприменительной практике сохраняется жесткая, но не всегда логичная позиция контрольных органов относительно запрета на «дробное» или «смешанное обеспечение». Это ограничивает поставщиков в выборе оптимальных финансовых инструментов.
- Административные риски при расторжении: Механизм одностороннего отказа, являясь мощным инструментом заказчика, несет высокие административные риски. Нарушение формальных процедур уведомления, даже при наличии очевидного существенного нарушения со стороны поставщика, приводит к штрафам по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
**Предложения по совершенствованию законодательства:**
- Унификация требований к обеспечению: Целесообразно рассмотреть возможность законодательного разрешения «смешанного» обеспечения (сочетание денежного залога и независимой гарантии) при условии, что совокупная сумма обеспечения соответствует требованиям контракта. Это повысит гибкость для поставщиков без ущерба для защиты публичных интересов.
- Детализация критериев существенного нарушения: Для снижения судебных споров необходимо на уровне подзаконных актов или разъяснений Минфина РФ более четко определить критерии «существенного нарушения» (Ст. 450 ГК РФ), которые являются основанием для одностороннего отказа, чтобы исключить субъективность заказчика.
- Оптимизация процедуры одностороннего отказа: Для снижения административных рисков заказчиков, не связанных с умыслом, следует рассмотреть дифференциацию административной ответственности за нарушение порядка уведомления. Например, предусмотреть освобождение от ответственности, если нарушение срока не привело к фактическому лишению поставщика возможности устранить нарушение в отведенный 10-дневный срок.
Таким образом, институт исполнения государственных и муниципальных контрактов является сложной, постоянно развивающейся системой, где публичное право и финансовая дисциплина доминируют над диспозитивными началами гражданского права. Дальнейшее развитие контрактной системы должно быть направлено на сохранение жесткого контроля при одновременном повышении гибкости и снижении необоснованных административных барьеров для добросовестных участников рынка.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 07.10.2025) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 07.10.2025) «О техническом регулировании». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 № 352-ФЗ).
// Собрание законодате��ьства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 № 145-ФЗ).
// Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов // Право и экономика. 2005. № 2. С. 44-52.
- Гребенщикова Я.Б. Понятие муниципального контракта, его правовая природа // Российская юстиция. 2007. № 9. С. 38-56.
- Долев Д.З. Сложные вопросы при размещении заказа и возможные пути их решения // Госзакупки.ру. 2010. № 3. С. 14-19.
- Ефремова Н.Н. Аукционы – основной механизм государственных закупок // Финансы и кредит. 2008. № 1(289).
С. 49-50.
- Храмкин А. Международный опыт построения системы закупок // Бюджет. 2008. № 9. С. 13-18.
- Пластинина Е.А. Предотвращение рисков при исполнении государственных им муниципальных контрактов // Материалы международной научно-практической конференции. Передовой опыт управления государственными и муниципальными закупками в России и зарубежных странах. Петрозаводск, 2008. 234 с.
- Принципы контрактной системы в сфере закупок. Статья 6 Закона N 44-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70258164/
- Электронное актирование по 44‑ФЗ в 2025 году: правила и нюансы. [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru/
- Электронное актирование в ЕИС (2025) — сроки, инструкция. [Электронный ресурс] // Litender. URL: https://litender.ru/
- Электронное актирование: как поставщику оформить закрывающие документы в ЕИС. [Электронный ресурс] // Тинькофф Журнал. URL: https://tbank.ru/
- Электронное активирование в ЕИС по 44-ФЗ в 2025 году. [Электронный ресурс] // BicoTender. URL: https://bicotender.ru/
- Электронное актирование в ЕИС по 44‑ФЗ. [Электронный ресурс] // Saby. URL: https://saby.ru/
- Независимая гарантия по 44-ФЗ. [Электронный ресурс] // Закупки-Digital. URL: https://zakupki-digital.ru/
- Банковская, или независимая, гарантия по 44‑ФЗ. [Электронный ресурс] // Saby. URL: https://saby.ru/
- Проверка независимой гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта. [Электронный ресурс] // Прогосзаказ. URL: https://xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/
- Проблемы дробления обеспечения исполнения контракта. [Электронный ресурс] // Прогосзаказ. URL: https://xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/
- Штрафы по 44-ФЗ: новые правила и изменения в 2025 году. [Электронный ресурс] // Pro-goszakaz. URL: https://pro-goszakaz.ru/
- Неустойка (штрафы, пени) по контрактам по Закону N 44-ФЗ: обзор правоприменительной практики. [Электронный ресурс] // ГКГЗ. URL: https://gkgz.ru/
- Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция. [Электронный ресурс] // Star-tender. URL: https://star-tender.ru/
- Штрафы и пени по ФЗ № 44: основания наложения и порядок расчета. [Электронный ресурс] // BicoTender. URL: https://bicotender.ru/
- Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски. [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru/
- Сложные вопросы расторжения контракта по ФЗ № 44. Практика ФАС. [Электронный ресурс] // Закупки 44-ФЗ. URL: https://zakupki44fz.ru/
- Энциклопедия судебной практики. Изменение, расторжение контракта (Ст. 95 Закона «О контрактной системе…»).
[Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/
- Изменение или расторжение контракта в случае его неполного исполнения. [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/
- Особенности заключения и исполнения госконтрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ: типичные нарушения и судебная практика. [Электронный ресурс] // Гост-ассистент. URL: https://gostassistent.ru/
- Приемка исполнения госконтракта (договора): сравнительный анализ 44-ФЗ и 223-ФЗ. [Электронный ресурс] // Brace-LF. URL: https://brace-lf.com/
- Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru/
- Чем отличается 44-ФЗ и 223-ФЗ: сравнительная таблица. [Электронный ресурс] // НИПКЭФ. URL: https://nipkef.ru/
- Практика применения 44-ФЗ. ТОП-10 судебных актов по успешному оспариванию отказа заказчика от исполнения государственного или муниципального контракта. [Электронный ресурс] // Vitvet. URL: https://vitvet.com/
- [Электронный ресурс]// URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/kredit-na-ispolnenie-gosudarstvennogo-kontrakta/
- Принципы контрактной системы – Высшая школа закупок. [Электронный ресурс] // ФЗ44. URL: https://fz44.org/