Налогообложение доходов кредитных организаций в Российской Федерации: анализ текущего состояния, проблемы и пути совершенствования в условиях изменяющегося законодательства (2025-2026 гг.)

Курсовая работа

Введение: Актуальность налогообложения банковского сектора и цели исследования

В 2024 году прибыль банковского сектора Российской Федерации увеличилась до 3,8 трлн рублей, что является впечатляющим показателем, но при этом вызывает активные дискуссии о справедливости и эффективности действующей системы налогообложения. Этот сектор, являясь кровеносной системой экономики, не только обеспечивает движение финансовых потоков, но и выступает одним из ключевых источников налоговых поступлений в бюджет. Однако, специфика банковской деятельности – ее многогранность, регулирование и высокая социальная значимость – предъявляет особые требования к налоговому регулированию.

Налогообложение кредитных организаций представляет собой сложный механизм, который должен балансировать между фискальными интересами государства, необходимостью поддержания финансовой устойчивости банков и стимулированием их инвестиционной активности в реальном секторе экономики. В условиях динамично меняющегося законодательства, в частности, планируемого повышения ставки налога на прибыль до 25% и пересмотра льгот по НДС с 2025-2026 годов, актуальность глубокого анализа этой темы значительно возрастает. Эти изменения не только повлияют на финансовые показатели банков, но и могут оказать воздействие на весь экономический ландшафт страны, поскольку любые корректировки налоговой нагрузки на банковский сектор неминуемо отражаются на стоимости и доступности кредитных ресурсов для бизнеса и населения.

Целью данного исследования является всесторонний анализ особенностей, проблем и путей совершенствования налогообложения доходов кредитных организаций в Российской Федерации. Мы детально рассмотрим законодательную базу, специфику формирования налогооблагаемой базы, выявим ключевые вызовы, с которыми сталкивается банковский сектор, и предложим направления для дальнейшего развития налоговой политики. В работе будут учтены как текущие реалии, так и предстоящие изменения, что позволит представить максимально полную и прогностическую картину.

Структура работы построена таким образом, чтобы последовательно ответить на ключевые исследовательские вопросы, начиная с правовых основ и заканчивая оценкой влияния налогообложения на развитие банковского сектора. Это позволит читателю, будь то студент, аспирант или специалист в области экономики и финансов, получить исчерпывающее понимание этой критически важной темы.

6 стр., 2639 слов

Организация ключевых банковских операций в Российской Федерации: ...

... беспрецедентным ужесточением регуляторного надзора со стороны Банка России. Организация ключевых банковских операций — кредитного процесса, трастовых операций и управления валютной позицией — не может ... И. Глава 1. Теоретико-правовые основы организации банковских операций и управления кредитными рисками Понятие и правовое регулирование кредитной деятельности банка в современных условиях Фундамент, ...

Правовые основы и многогранная роль кредитных организаций в налоговой системе РФ

Кредитные организации в Российской Федерации занимают уникальное положение в налоговой системе, выходя за рамки простого налогоплательщика. Их деятельность регулируется сложным переплетением банковского и налогового законодательства, что обусловлено их центральной ролью в финансовой системе страны. Они выступают не только источником налоговых поступлений, но и мощным инструментом для государственного финансового контроля, а также активным участником процесса сбора налогов с других экономических субъектов.

Понятие и правовой статус кредитной организации в контексте налогового права

Для начала необходимо четко определить термины, которыми мы будем оперировать. Налогообложение – это не что иное, как принудительное и безвозмездное изъятие государством или местными органами власти части стоимости, создаваемой в экономике, в виде платежей с физических лиц и организаций, с целью финансирования государственных расходов. В свою очередь, кредитная организация – это юридическое лицо, чья основная цель – извлечение прибыли. Она действует на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого Центральным банком Российской Федерации (Банком России), и имеет право осуществлять банковские операции, строго регламентированные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (№ 395-1).

Ключевыми нормативно-правовыми актами, формирующими правовое поле для кредитных организаций, являются Налоговый кодекс РФ (НК РФ) и упомянутый Федеральный закон № 395-1. При этом статья 11 НК РФ содержит общее определение «банков», которое включает в себя коммерческие банки и другие кредитные организации, обладающие лицензией ЦБ РФ, тем самым интегрируя их в налоговое законодательство. Эта законодательная рамка определяет не только права, но и обширный круг обязанностей кредитных организаций.

Кредитные организации как налогоплательщики

В своей базовой роли кредитные организации, подобно любым другим коммерческим предприятиям, являются налогоплательщиками. Это означает, что они обязаны уплачивать целый спектр налогов, которые формируют различные уровни бюджета страны:

  • Федеральные налоги: Основным из них является налог на прибыль организаций, который вносит существенный вклад в федеральный бюджет. Также банки уплачивают НДС (по необлагаемым операциям), транспортный налог (если имеют собственный автопарк) и другие.
  • Региональные налоги: К ним относятся налог на имущество организаций, который уплачивается в бюджет субъекта РФ.
  • Местные налоги: Например, земельный налог, если банк владеет земельными участками.

Таким образом, кредитные организации выступают крупными донорами бюджета, обеспечивая значительные финансовые потоки для реализации государственных программ и проектов.

23 стр., 11017 слов

Организация кредитной работы коммерческих банков в современных ...

... задолженностью. Эффективная организация кредитной работы является жизненно важной для финансовой устойчивости коммерческого банка по нескольким причинам: Формирование основного дохода: Кредитные операции являются основным источником процентного дохода банка. От качества кредитного портфеля напрямую ...

Кредитные организации как налоговые агенты

Помимо собственной налоговой нагрузки, банки играют критически важную роль в сборе налогов, выступая в качестве налоговых агентов. Эта функция обязывает их не только исчислять и удерживать налоги из доходов других лиц, но и своевременно перечислять их в бюджет. Диапазон таких операций весьма широк:

  • НДФЛ с процентных доходов по вкладам физических лиц: С 1 января 2021 года банки обязаны исчислять и удерживать налог с процентов по вкладам физических лиц, превышающих установленный необлагаемый минимум. Ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, банки представляют в налоговый орган информацию о суммах выплаченных процентов.
  • НДФЛ с доходов сотрудников: Как любой работодатель, банк удерживает НДФЛ с заработной платы и других выплат своим работникам.
  • НДФЛ с иных доходов физических лиц: Это могут быть, например, выигрыши в лотереях, организованных банком, или вознаграждения по ценным бумагам, если банк выступает брокером или эмитентом.
  • НДС: В некоторых случаях банки могут выступать налоговыми агентами по НДС, например, при покупке услуг у иностранных компаний, не состоящих на учете в РФ.

Эта роль налагает на банки серьезную ответственность и требует от них высокой точности и внимательности в учете и отчетности. Любые ошибки могут привести к значительным штрафам и пеням.

Кредитные организации как лица, способствующие осуществлению налогового контроля

Третья, но не менее важная функция кредитных организаций – это их активное участие в системе государственного налогового контроля. Банки становятся своего рода «глазами» и «руками» налоговых органов, обеспечивая прозрачность финансовых операций. Их обязанности в этом контексте включают:

  • Предоставление информации об открытии/закрытии счетов: Банки обязаны в 5-дневный срок сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии банковского счета организации или индивидуального предпринимателя. Это позволяет ФНС оперативно отслеживать начало и прекращение финансовой активности субъектов.
  • Предоставление сведений о счетах, остатках и выписках: По запросу налоговых органов банки обязаны представлять информацию о наличии счетов (вкладов), об остатках денежных средств на них, а также выписки по операциям по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей. Это критически важно для проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
  • Взаимодействие с Росфинмониторингом: В рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Федеральный закон № 115-ФЗ), банки обмениваются информацией с Росфинмониторингом, которая затем может быть использована налоговыми органами для анализа рисков и осуществления контроля.

Важно отметить, что контроль за выполнением банками этих обязанностей не проводится в форме полноценной налоговой проверки, как это происходит с обычными налогоплательщиками. Вместо этого используются иные формы налогового контроля: истребование документов, получение пояснений, анализ полученной информации.

11 стр., 5305 слов

Банки и небанковские кредитные организации: сущность, операции ...

... кассовое обслуживание и выпуск ценных бумаг. Небанковские кредитные организации (НКО) — это кредитные организации, чей перечень допустимых операций ограничен Банком России. Они выполняют специализированные функции, не ... как технологическим прогрессом, так и глобальными экономическими вызовами. В последние годы российский финансовый рынок демонстрирует активное развитие цифровых технологий и ...

Кроме того, банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика или налогового органа на перечисление налога при наличии достаточных средств на счете. И, что не менее важно, плата за обслуживание таких операций с клиентов не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ).

Этот аспект подчеркивает публично-правовой характер функции банков в налоговой системе. Исторически, Постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 № 24-П закрепило, что налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются именно налоговым законодательством, что еще раз подтверждает особую роль банков.

Таким образом, кредитные организации – это не просто участники рынка, а многофункциональные игроки налоговой системы, чья деятельность охватывает широкий спектр обязанностей и функций, выходящих далеко за рамки классического понимания налогоплательщика.

Основные налоги, уплачиваемые кредитными организациями, и особенности формирования налоговой базы

Мир банковских финансов отличается от большинства других отраслей экономики, и это напрямую отражается в их налогообложении. Кредитные организации являются плательщиками широкого спектра налогов, но каждый из них имеет свои уникальные нюансы, обусловленные спецификой банковских операций. Понимание этих особенностей критически важно для корректного формирования налоговой базы и, как следствие, для финансовой устойчивости всего сектора.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль – это, без преувеличения, краеугольный камень в системе налоговых платежей для банков. Именно он формирует существенную часть их налоговой нагрузки. Налоговая база, или как ее часто называют в банковской среде – прибыль банка, определяется как полученный доход, уменьшенный на величину признаваемых для целей налогообложения расходов. С 1 января 2002 года кредитные организации исчисляют и уплачивают этот налог в строгом соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ, которая содержит ряд специфических норм именно для банков.

В настоящее время ставка налога на прибыль для кредитных организаций, как и для большинства других компаний, составляет 20%. Однако горизонт 2025-2026 годов предвещает значительные изменения. С 1 января 2025 года (по некоторым источникам, с 2026 года) планируется повышение ставки налога на прибыль организаций до 25%. Это изменение затронет и кредитные организации. По оценкам экспертов, такое повышение приведет к изъятию из банковской системы около 200 млрд рублей. Несмотря на то, что Центральный банк РФ утверждает, что это не повлияет на общую финансовую устойчивость сектора, обладающего достаточными запасами капитала, оно, безусловно, сократит потенциал роста кредитования, замедляя темпы его развития. Это пример того, как налоговая политика напрямую влияет на макроэкономические показатели.

5 стр., 2009 слов

Актуальный академический анализ ЗАО «МТБанк»: Организация, операции ...

... по прибыли: Прочие банковские доходы: Прирост составил +50,8 млн BYN, что отражает успешную диверсификацию источников дохода (например, ... млн BYN. Кроме того, Банк имеет историю сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО), такими как ... позволила Банку снизить зависимость от волатильного розничного кредитования, обеспечив более стабильный доход за счет комиссионных операций ...

Налог на добавленную стоимость (НДС)

С НДС ситуация для банков выглядит еще более запутанной. Кредитные организации, безусловно, являются плательщиками НДС, но статья 149 НК РФ устанавливает обширный перечень банковских операций, не подлежащих обложению НДС. Эта льгота обусловлена не только социальной значимостью банковских услуг, но и стремлением избежать «каскадного» налогообложения финансовых посредников.

Примеры операций, освобожденных от НДС:

  • Привлечение денежных средств во вклады (депозиты).
  • Размещение привлеченных средств, предоставление кредитов и займов.
  • Открытие и ведение банковских счетов клиентов, а также осуществление расчетов по их поручению.
  • Кассовое обслуживание.
  • Операции купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • Переводные, инкассовые, аккредитивные операции, оформление и обслуживание платежных карт.

Однако, и здесь нас ожидают перемены. С 1 января 2026 года планируется отмена льготы по НДС для некоторых банковских операций, в частности, по обслуживанию банковских карт. Это означает, что услуги, ранее не облагавшиеся налогом, станут дороже для конечного потребителя, а банки будут вынуждены перестроить свои учетные системы. В то же время, Государственная Дума рассматривает законопроект об освобождении от НДС процентов по вкладам в драгоценных металлах, что демонстрирует попытки точечной настройки налогового режима.

Что же касается операций, которые все-таки облагаются НДС, то это, как правило, те, что не связаны напрямую с банковской деятельностью в ее классическом понимании. Например, НДС облагаются операции банков по реализации имущества (недвижимости, автомобилей), а также сделки, объектом которых выступают материальные права, если они не подпадают под специальные льготы.

Налог на имущество организаций

Банки также являются плательщиком налога на имущество организаций. Здесь имеются свои особенности. Налогом облагается недвижимое имущество, учитываемое на балансе банка в качестве основных средств. Однако, есть исключения. Например, некоторые объекты недвижимости, временно не используемые в основной банковской деятельности (например, если банк приобрел залоговое имущество в результате неисполнения обязательств по кредиту и планирует его последующую продажу), или предназначенные для продажи, могут иметь особенности в налогообложении, вплоть до полного освобождения от налога. Это направлено на то, чтобы не обременять банки налогами на активы, которые не приносят им прямого дохода от основной деятельности.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по процентным доходам по вкладам

С 1 января 2021 года введено новое правило: доходы физических лиц в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, облагаются НДФЛ в соответствии со статьей 2142 НК РФ. Важно понимать, что налогом облагаются не сами вклады, а только процентный доход, и то, если он превышает определенный необлагаемый минимум.

7 стр., 3356 слов

Формирование и использование прибыли страховой организации в ...

... прибыли страховой организации в современных условиях Прибыль страховой организации представляет собой конечный финансовый результат ее деятельности, определяемый как превышение совокупных доходов ... средств страховых резервов. Доходы и расходы от прочей операционной деятельности. Включает, например, доходы от суброгации ... ставки: В условиях высокой ключевой ставки Банка России (в 2024 году она держалась ...

Этот минимум рассчитывается по следующей формуле:

Необлагаемый минимум = 1 000 000 руб. × Максимальное значение ключевой ставки ЦБ РФ за год получения дохода

Например, если максимальная ключевая ставка ЦБ РФ в 2024 году составила 16%, то необлагаемый минимум будет 1 000 000 руб. × 0,16 = 160 000 руб. Если общая сумма процентных доходов физического лица по всем вкладам в разных банках за год превысит 160 000 рублей, то с разницы будет удержан НДФЛ по ставке 13% (или 15% для доходов свыше 5 млн рублей).

Банки в этой схеме выступают налоговыми агентами и обязаны представлять в налоговый орган информацию о суммах выплаченных процентов не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Другие налоги и сборы

Помимо перечисленных, кредитные организации также уплачивают:

  • Земельный налог: За земельные участки, находящиеся в их собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • Транспортный налог: За транспортные средства, зарегистрированные на банк.
  • Государственные пошлины: За совершение юридически значимых действий (например, за регистрацию изменений в учредительные документы).
  • Страховые взносы: За своих сотрудников в Социальный фонд России (обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование).
  • Различные сборы, предусмотренные федеральным законодательством, например, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, если такая деятельность осуществляется.

Таким образом, система налогообложения кредитных организаций представляет собой сложный, многоуровневый механизм, который постоянно адаптируется под изменяющиеся экономические условия и законодательные инициативы. Банки вынуждены вести скрупулезный учет, чтобы соответствовать всем требованиям и избежать налоговых рисков.

Особенности определения доходов и расходов кредитных организаций для целей налогообложения прибыли (Глава 25 НК РФ)

Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации — это своего рода «библия» для всех российских организаций в части налога на прибыль. Однако, для кредитных организаций эта глава имеет особые, детализированные разделы, которые учитывают уникальную природу их деятельности. Статьи 290 «Особенности определения доходов банков» и 291 «Особенности определения расходов банков» играют здесь ключевую роль, устанавливая специфический подход к формированию налогооблагаемой базы, отличающийся от такового для обычных производственных или торговых компаний.

Специфические доходы банков (ст. 290 НК РФ)

Помимо общих доходов, предусмотренных статьями 249 (доходы от реализации) и 250 (внереализационные доходы) НК РФ, которые применимы ко всем организациям, банки получают целый ряд специфических доходов, непосредственно связанных с их банковской деятельностью. Статья 290 НК РФ детализирует их, формируя четкую картину того, что именно признается налогооблагаемым доходом.

5 стр., 2280 слов

Небанковские кредитные организации (НКО) в кредитной системе ...

... увеличилось, достигнув 44 организации. Показатель Количество организаций (на 01.08.2025) Банки с универсальной лицензией 214 Банки с базовой лицензией 94 Всего банков 308 Небанковские кредитные организации (НКО) 44 Всего кредитных организаций 352 Такое соотношение ...

К таким доходам относятся:

  • Проценты от размещения денежных средств, предоставления кредитов и займов: Это основная категория доходов банка. Сюда включаются проценты, полученные от выдачи кредитов корпоративным клиентам и физическим лицам, а также от межбанковского кредитования и размещения средств в ценных бумагах.
  • Плата за открытие и ведение банковских счетов клиентов: Комиссионные доходы за расчетно-кассовое обслуживание, включая плату за инкассацию, обработку платежей, выдачу наличных.
  • Комиссионное вознаграждение за различные банковские операции: Сюда относятся доходы от переводных, инкассовых, аккредитивных операций, а также доходы от оформления и обслуживания платежных карт.
  • Доходы от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов.
  • Доходы от проведения операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями: Важно, что здесь в доход включается положительная разница между доходами и расходами от таких операций. Это подразумевает, что банк может как получить прибыль, так и понести убытки от колебаний курсов или цен.
  • Доходы от форфейтинговых и факторинговых операций: Это специализированные услуги по финансированию под уступку денежного требования, которые также приносят банку комиссионные доходы.
  • Доходы от предоставления банковских гарантий, авалей, поручительств за третьих лиц: За эти услуги банк взимает комиссию, которая также признается доходом для целей налогообложения.

Однако, не все поступления в банк признаются доходами для целей налогообложения. Например, суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов, не включаются в доходы. Это логично, поскольку такая переоценка не является результатом операционной деятельности. Аналогично, страховые выплаты, полученные по договорам страхования заемщика или залогового имущества, не признаются доходом в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика. Это позволяет банку лишь компенсировать свои потери, а не получать дополнительную прибыль.

Специфические расходы банков (ст. 291 НК РФ)

Параллельно со специфическими доходами, статья 291 НК РФ подробно регламентирует особенности определения расходов банков, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Эти расходы также отражают уникальный характер банковской деятельности и ее ресурсоемкость.

К расходам от банковской деятельности относятся:

  • Уплаченные проценты по вкладам (депозитам) физических и юридических лиц: Это ключевая статья расходов для большинства банков, отражающая стоимость привлеченных ресурсов.
  • Проценты по собственным долговым обязательствам: Например, по выпущенным облигациям, депозитным сертификатам, векселям.
  • Проценты по межбанковским кредитам: Стоимость заимствований у других банков.
  • Расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями: Включая комиссионные сборы и расходы по управлению и защите от валютных рисков (например, хеджирование).
  • Расходы на оплату услуг сторонних организаций, связанных с банковской деятельностью: Это могут быть расходы на аудит, консультационные услуги, услуги по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, а также услуги по обеспечению безопасности или IT-инфраструктуры.
  • Отчисления в резервы под возможные потери по ссудам и иным активам: Эти резервы создаются банками в соответствии с требованиями Банка России и учитываются в расходах для целей налогообложения, что позволяет снизить налоговую нагрузку в периоды возможных убытков.

По аналогии с доходами, некоторые суммы не включаются в расходы. Например, отрицательная переоценка средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций, не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

12 стр., 5908 слов

Кредитные операции международных финансовых организаций: комплексный ...

... организаций, часто реализуются через международные банки развития. Особенности классификации у отдельных МФО: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделяет кредитные операции на ... в гуманитарных и благотворительных программах. Классификация кредитных операций международных финансовых организаций Многообразие кредитных операций МФО требует четкой систематизации. Классификация может ...

Общие принципы признания доходов и расходов

Несмотря на специфические нормы, банки, как и другие организации, должны руководствоваться общими принципами признания доходов и расходов, установленными НК РФ. Главный из них содержится в статье 252 НК РФ:

  • Экономическая оправданность: Все расходы должны быть экономически обоснованы, то есть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
  • Документальное подтверждение: Каждый расход должен быть подтвержден соответствующими документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления, существуют также специфические правила признания некоторых видов расходов. Например, расходы на оплату банковских услуг (комиссии банка) признаются либо на дату расчетов, либо на дату предъявления банком документов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Это обеспечивает гибкость, но также требует внимательности в налоговом учете.

Налоговый учет доходов и расходов банков осуществляется в соответствии со статьей 331 НК РФ, которая устанавливает особые требования к ведению аналитического учета, позволяющего определить налоговую базу с учетом всех специфических норм для кредитных организаций. Это подчеркивает, что система налогообложения банков – это не просто набор общих правил, а тонко настроенный механизм, требующий глубокого понимания как налогового, так и банковского законодательства.

Проблемы и вызовы в практике налогообложения доходов кредитных организаций в современной России

Налогообложение кредитных организаций в современной России – это не только сложный механизм, но и поле постоянных вызовов и проблем. Банки, будучи крупными налогоплательщиками и одновременно системообразующими элементами экономики, сталкиваются с уникальным набором трудностей, которые влияют как на их собственную финансовую устойчивость, так и на стабильность всей финансовой системы. Эти проблемы варьируются от противоречий в законодательстве до высокой налоговой нагрузки и недостаточной разработанности концепции налоговых рисков.

6 стр., 2971 слов

Налогообложение иностранных юридических лиц в РФ: Актуальные ...

... лиц — физических лиц, которая также влияет на налогообложение прибыли КИК, если контролирующее лицо не воспользовалось опцией фиксированного налога. Годовой Доход (руб.) Ставка НДФЛ с 2025 г. ... ему необходимо готовиться к двойному налогообложению. Комплексный анализ законодательных изменений 2025 года и их геополитическое влияние Изменение ставок налога на прибыль (НПО) и НДФЛ Налоговая реформа ...

Законодательные и методологические проблемы

Одной из самых острых проблем является неразрешенность и противоречивость многих положений налогового законодательства. Хотя глава 25 НК РФ содержит специальные нормы для банков, она не всегда дает исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие в динамичной банковской практике.

  • Классификация банковских продуктов и операций: Постоянное появление новых финансовых инструментов и услуг создает сложности с их однозначной классификацией для целей налогообложения. Например, всегда ли операции с гибридными ценными бумагами попадают в одну и ту же категорию доходов или расходов? Это приводит к неоднозначной трактовке налоговой базы и риску споров с налоговыми органами.
  • Момент признания доходов и расходов: Для сложных финансовых инструментов, особенно производных, определение точного момента признания доходов и расходов может быть крайне проблематичным, что создает почву для ошибок и разногласий.

Другой значимой проблемой является выделение налогового учета как системы, обособленной от бухгалтерского учета. Несмотря на стремление к сближению, различия сохраняются, что приводит к сложностям, связанным с соотношением методов оценки объектов учета и разночтениями в трактовке понятий и категорий. Банкам приходится вести два параллельных учета, что увеличивает административную нагрузку и вероятность ошибок.

Наконец, применение общих принципов налогообложения без учета специфики банков может приводить к искажению реальной картины их деятельности. Например, когда доходы и расходы по операциям с ценными бумагами и по долговым обязательствам, которые являются основной деятельностью банка, по формальным признакам попадают в группу внереализационных доходов или расходов. Это не только усложняет анализ эффективности банковских операций, но и может влиять на применение различных налоговых правил.

Налоговая нагрузка и ее влияние

Высокая налоговая нагрузка – это еще одна хроническая проблема для банковского сектора, которая напрямую снижает их доходы и прибыль. В 2024 году прибыль банковского сектора РФ достигла 3,8 трлн рублей, что является историческим максимумом. Однако планируемое повышение ставки налога на прибыль до 25% приведет к изъятию из банковской системы около 200 млрд рублей. Это, безусловно, скажется на их финансовых возможностях.

Приведем пример расчета влияния повышения ставки налога на прибыль.

Допустим, банк «Альфа» имел налогооблагаемую прибыль в 2024 году 10 млрд рублей.

При текущей ставке 20%, налог на прибыль составил бы:

10 млрд руб. × 0,20 = 2 млрд руб.

При планируемой ставке 25% (с 2025/2026 года), налог на прибыль составит:

10 млрд руб. × 0,25 = 2,5 млрд руб.

Таким образом, увеличение налоговой нагрузки для банка «Альфа» составит 0,5 млрд руб. (2,5 — 2).

В масштабах всего сектора это выливается в сотни миллиардов рублей.

Помимо основных налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги), банки также уплачивают государственные пошлины, страховые взносы за своих сотрудников, а также различные сборы. Большое количество налогов, сборов и отчислений не только увеличивает сумму налоговых выплат, но и существенно затрудняет процедуру налоговых изъятий, требуя поддержания сложной системы учета и отчетности.

Нестабильность законодательства и налоговые риски

Нестабильность налогового законодательства является постоянным источником головной боли для банков. Регулярные изменения, корректировки и новые разъяснения создают сложности для плательщиков при исчислении налоговых платежей и часто приводят к штрафным санкциям.

  • Пример: Ежегодное изменение необлагаемого минимума по процентным доходам по вкладам физических лиц (зависящее от ключевой ставки ЦБ РФ) требует постоянного мониторинга и адаптации внутренних систем. Постоянные корректировки перечня банковских операций, освобожденных от НДС, также вынуждают банки регулярно пересматривать свои учетные политики и IT-системы.

Это напрямую связано с проблемой недостаточности теоретической разработанности налоговых рисков в банковской деятельности. В отличие от кредитных или рыночных рисков, налоговые риски часто остаются на периферии внимания, несмотря на их потенциально разрушительный характер. Отсутствие единства мнений ученых и практиков относительно их сущности, видов, причин возникновения и возможностей минимизации усугубляет ситуацию. Налоговые риски связаны с возможностью материальных, трудовых и финансовых потерь из-за неправильного исчисления и уплаты налогов, а также из-за изменения законодательства или неверной его интерпретации.

Нередки спорные ситуации, связанные с исполнением банками обязанностей налогового агента. Это подтверждается многочисленной судебной практикой по доначислению налогов и пеней.

  • Пример: Ошибки при исчислении и удержании НДФЛ с доходов физических лиц по вкладам (особенно при переходе между налоговыми периодами или при изменении ставок), некорректное применение льгот или неверное определение налоговой базы по другим операциям, где банк выступает налоговым агентом, часто становятся предметом оспаривания решений налоговых органов в судах.

Новые вызовы и инициативы

Современный финансовый мир постоянно генерирует новые вызовы.

  • Ужесточение законодательной базы в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (Федеральный закон № 115-ФЗ), и расширение полномочий Росфинмониторинга создают новые требования к банкам. Финансовый мониторинг операций, оценка рисков блокировки счетов клиентов, необходимость сбора и анализа огромных объемов данных – все это ложится на плечи кредитных организаций, увеличивая их операционные расходы и потенциальные риски.
  • Активно обсуждается инициатива введения налога на сверхприбыль банков (windfall tax). Хотя Министерство финансов РФ высказалось против такого законопроекта, указывая на планируемое повышение налога на прибыль организаций до 25%, эта дискуссия сама по себе создает неопределенность и заставляет банки учитывать потенциальные изменения в своей стратегии. Законопроект предполагал разовый налог в размере 10% от превышения средней прибыли банков за 2023–2024 годы над средней прибылью за 2021–2022 годы, со сроком уплаты до 28 января 2026 года.

Все эти проблемы и вызовы требуют системного подхода к совершенствованию налоговой политики и законодательства, направленного на создание более предсказуемой, справедливой и стимулирующей среды для развития банковского сектора.

Направления совершенствования налоговой политики и законодательства в отношении кредитных организаций

В условиях постоянно меняющегося экономического ландшафта и возрастающих требований к финансовому сектору, совершенствование налоговой политики и законодательства в отношении кредитных организаций становится не просто желательным, а жизненно необходимым. Экспертное сообщество и государственные органы активно обсуждают различные направления, призванные сделать налоговую систему более прозрачной, справедливой, предсказуемой и, что особенно важно, стимулирующей для развития реального сектора экономики.

Изменения в налоговом регулировании

Первоочередной задачей является стимулирование кредитования реального сектора экономики. Банки являются ключевыми инвесторами, и налоговая политика должна создавать благоприятные условия для направления средств именно в производственные, инновационные и наукоемкие отрасли.

  • Формализация порядка создания резервных фондов: Предлагается уточнить и формализовать порядок создания банками резервных фондов (например, под возможные потери по ссудам).

    Это позволит более четко определять налогооблагаемую базу, избежать споров с налоговыми органами и гарантировать, что такие отчисления действительно служат целям поддержания устойчивости, а не налоговой оптимизации.

  • Единый порядок отнесения убытков от валютных контрактов: Валютные операции являются неотъемлемой частью банковской деятельности. Необходимо установить единый и прозрачный порядок отнесения на себестоимость убытков от купли-продажи валютных контрактов, независимо от того, являются ли они спекулятивными или заключены для хеджирования рисков. Это устранит неоднозначности и упростит налоговый учет.
  • Дискуссия о налоге на сверхприбыль (windfall tax): Как уже упоминалось, активно обсуждается законопроект о введении разового налога на сверхприбыль кредитных организаций. Несмотря на возражения Минфина, который указывает на предстоящее повышение налога на прибыль до 25% с 2025/2026 года, эта инициатива периодически возвращается в повестку. Если такой налог будет принят, он затронет превышение средней прибыли банков за 2023–2024 годы над средней прибылью за 2021–2022 годы.
  • Повышение НДС и сокращение льгот: Правительство внесло в Госдуму пакет поправок в Налоговый кодекс РФ, который вступит в силу с 1 января 2026 года. Эти изменения включают повышение НДС с 20% до 22% и сокращение числа операций, освобожденных от НДС. В частности, отменяется льгота по обслуживанию банковских карт. Это не только увеличит налоговую нагрузку на банки как потребителей облагаемых НДС товаров и услуг, но и может привести к росту стоимости банковских услуг для конечных потребителей.
    • Пример влияния: Если банк оказывает услугу по обслуживанию карты стоимостью 1000 руб. (без НДС), то при ставке 20% НДС составит 200 руб., общая стоимость для клиента – 1200 руб. При ставке 22% НДС составит 220 руб., общая стоимость – 1220 руб.
  • Расширение вычетов по НДС: В качестве компенсационной меры предлагается расширить вычеты по НДС, позволяя передавать право на вычет любому участнику группы компаний. Это может стать значимой мерой поддержки для крупных банковских групп.

Совершенствование налогового администрирования

Качество налогового администрирования играет не меньшую роль, чем само законодательство.

  • Устранение административных барьеров: Необходимо активно работать над устранением избыточной отчетности, сокращением сроков получения разъяснений от налоговых органов и повышением эффективности взаимодействия.
  • Цифровизация и межведомственный обмен: Дальнейшая цифровизация налоговых процедур, а также расширение информационного обмена между Банком России и ФНС России (включая данные Росфинмониторинга) позволят повысить прозрачность, снизить риски уклонения от уплаты налогов и сократить количество выездных проверок за счет более качественного камерального контроля. Это также поможет в борьбе с трансфертным ценообразованием и схемами вывода прибыли.
  • Противодействие уклонению от уплаты налогов: Разработка и внедрение более совершенных инструментов для выявления и пресечения схем уклонения, без создания излишнего давления на добросовестных налогоплательщиков.

Дифференциация налоговых ставок и налоговое планирование

Одним из наиболее радикальных, но потенциально эффективных предложений является дифференциация ставок налога на прибыль для банковских организаций по видам операций, услуг и сделок.

  • Стимулирование инвестиций в реальный сектор: Аргументируется целесообразность налогообложения спекулятивных операций, валютных и финансовых транзакций по повышенной ставке налога на прибыль. Это позволит компенсировать потери бюджета от введения пониженной ставки для кредитования инновационной деятельности, наукоемких отраслей и реального сектора экономики. Такая мера способна переориентировать финансовые потоки в наиболее приоритетные для государства направления.
  • Налоговое планирование: Для самих банков критически важно развитие компетенций в области налогового планирования. Это не уклонение от налогов, а законная минимизация налоговых обязательств путем оптимального выбора форм сделок, структур и учета. Важно соблюдать принципы законности, эффективности и надежности, избегая при этом нелегальных схем.
  • Устранение противоречий и совершенствование ответственности: Наконец, необходимо последовательное устранение существующих противоречий в налоговом законодательстве, которые создают неопределенность и почву для споров. Параллельно с этим должно идти совершенствование системы ответственности банков за налоговые правонарушения, чтобы она была соразмерной, справедливой и действительно стимулировала к соблюдению норм.

Все эти направления совершенствования, действуя в комплексе, призваны создать более предсказуемую, справедливую и, главное, стимулирующую налоговую систему для банковского сектора, которая будет способствовать его развитию и усилению его роли в экономике страны. Но не стоит ли задуматься, не приведут ли эти многочисленные изменения к еще большей сложности и неопределенности для участников рынка?

Влияние текущей системы налогообложения на финансовую устойчивость, инвестиционную активность и развитие кредитного сектора в РФ

Налоговая система – это не просто механизм изъятия средств, это мощный регулятор, который может как стимулировать, так и сдерживать развитие целых отраслей экономики. Для банковского сектора в России это особенно актуально, поскольку его финансовая устойчивость, инвестиционная активность и общий вектор развития напрямую зависят от налоговой политики. Взаимосвязь здесь многогранна и затрагивает как прямые финансовые показатели, так и стратегические решения банков.

Влияние на финансовую устойчивость и потенциал роста

Один из самых обсуждаемых вопросов – это влияние повышения налога на прибыль на капитал банков и потенциал роста кредитования. Планируемое повышение ставки с 20% до 25% приведет к изъятию из банковской системы около 200 млрд рублей. Это значительная сумма, которая могла бы быть направлена на капитализацию, развитие новых продуктов или инвестиции.

Хотя Центральный банк РФ утверждает, что у банков есть достаточные запасы капитала, чтобы абсорбировать это повышение без угрозы финансовой устойчивости, важно понимать, что увеличение налога на прибыль может сократить потенциал роста кредитования. Снижение свободных средств, которые могли бы быть направлены на формирование кредитного портфеля, неизбежно замедлит темпы его роста. В условиях, когда банковский сектор является одним из значимых инвесторов в реальном секторе экономики страны, это может иметь макроэкономические последствия, затрудняя доступ предприятий к финансированию.

Налоговая нагрузка напрямую влияет на доходность банковских кредитных операций и, соответственно, на их инвестиционную активность. Чем выше налоги, тем меньше чистая прибыль от кредитования, что делает менее привлекательными инвестиции в новые кредитные продукты или расширение присутствия на рынках. Более того, инвестиционная деятельность банков зависит от механизма налогообложения прибыли. Изменение метода формирования финансовых результатов (например, с кассового на метод начисления) может снижать величину свободных ресурсов банка, доступных для инвестирования.

Макроэкономические факторы также играют роль. Эконометрическое моделирование показывает негативный эффект бюджетного дефицита и госдолга на банковскую стабильность, в то время как снижение налоговой нагрузки ассоциируется с укреплением банковских балансов. Это подчеркивает, что налоговая политика не может рассматриваться изолированно; она является частью общей бюджетно-налоговой политики, которая формирует общие макроэкономические условия.

Налоговая нагрузка как индикатор и риски

Любопытный аспект налогообложения – это то, как низкая налоговая нагрузка может расцениваться банками и налоговыми органами как признак недобросовестности. В соответствии с Методическими рекомендациями ЦБ РФ №18-МР, если доля уплаты налогов ниже 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, это может стать основанием для запроса документов, подтверждающих легальность финансовых операций, и даже для блокировки расчетного счета. Этот механизм, направленный на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, создает для банков дополнительный стимул к контролю за налоговой нагрузкой своих клиентов.

Для самих банков правильная оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков оказывают значительную помощь в создании стабильного положения. Способность эффективно управлять налоговыми обязательствами, избегая при этом нелегальных схем, позволяет банку минимизировать затраты и избежать крупных убытков, что напрямую влияет на его финансовую устойчивость.

Налоговое стимулирование и развитие сектора

Устойчивость банковской системы влияет на уровень устойчивости всего государства. В этой связи налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, благоприятные для функционирования банковской системы, способствующие ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям и превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.

Необходимость налоговой поддержки банковского кредитования приоритетных отраслей экономики на основе дифференциации ставок налога на прибыль по видам банковской деятельности является одним из ключевых направлений повышения эффективности налоговой системы для развития кредитного сектора. Например, можно установить пониженную ставку налога на прибыль для банков, активно кредитующих инновационные проекты или малый и средний бизнес.

Также следует учитывать косвенные эффекты. Повышение налогов, включая НДС, может оказывать дезинфляционное влияние в средне- и долгосрочной перспективе, поскольку оно сокращает совокупный спрос в экономике. Однако, это снижение спроса может косвенно влиять и на активность банков, поскольку меньший спрос означает меньшую потребность в кредитах и других банковских услугах.

Интересным наблюдением является изменение структуры кредитования. Хотя валютные кредиты в целом сократились, в 4 квартале 2023 года наметилась тенденция к росту валютного кредитования (преимущественно в валютах дружественных стран).

Это может влиять на структуру доходов банков и, соответственно, на их налогооблагаемую базу, так как операции с иностранной валютой имеют свои особенности налогообложения.

Наконец, важно анализировать не только абсолютные показатели прибыли, но и эффективность ее использования. Прибыль банковского сектора в 2024 году увеличилась до 3,8 трлн рублей, но доходность на капитал (ROE) практически не изменилась (23%, +0,9 п.п.).

Это указывает на то, что рост прибыли сопровождался соответствующим ростом капитала, и налоговая система должна учитывать эти динамические взаимосвязи, чтобы стимулировать эффективное использование капитала и устойчивое развитие.

Заключение

Налогообложение кредитных организаций в Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный механизм, который находится в постоянной динамике, адаптируясь к экономическим реалиям и законодательным инициативам. В ходе настоящего исследования мы убедились, что банки являются не просто налогоплательщиками, а активными и многофункциональными участниками налоговой системы, выполняющими роли налоговых агентов и субъектов, содействующих налоговому контролю.

Ключевые выводы исследования показывают, что текущая система налогообложения, несмотря на наличие специальных норм для банков в главе 25 НК РФ, сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них – противоречивость и неразрешенность отдельных положений законодательства, что усложняет классификацию банковских продуктов и моментов признания доходов/расходов. Обособленность налогового и бухгалтерского учета создает дополнительную административную нагрузку и риск разночтений. Налоговая нагрузка, особенно в свете предстоящего повышения ставки налога на прибыль до 25% с 2025/2026 года, является значительной и может сократить потенциал роста кредитования, несмотря на достаточные запасы капитала банков. Нестабильность законодательства и недостаточная разработанность концепции налоговых рисков усугубляют ситуацию, приводя к спорным ситуациям и потенциальным штрафным санкциям. Кроме того, ужесточение законодательства в сфере ПОД/ФТ и дискуссии о введении налога на сверхприбыль создают новые вызовы.

Перспективы развития налогообложения кредитных организаций неразрывно связаны с поиском баланса между фискальными интересами государства и необходимостью стимулирования банковского сектора. Предложенные направления совершенствования включают в себя:

  1. Изменения в налоговом регулировании: Формализация порядка создания резервных фондов, унификация правил отнесения убытков от валютных операций, а также внимательное отслеживание последствий отмены льгот по НДС для банковских операций (например, по обслуживанию карт с 1 января 2026 года) и повышения общей ставки НДС до 22%.
  2. Совершенствование налогового администрирования: Устранение административных барьеров, углубление цифровизации процессов и расширение информационного обмена между Банком России и ФНС России для повышения прозрачности и эффективности контроля.
  3. Дифференциация налоговых ставок и стратегическое планирование: Введение дифференцированных ставок налога на прибыль для стимулирования кредитования приоритетных отраслей экономики и сдерживания спекулятивных операций. Для самих банков критически важно развитие компетенций в области законного налогового планирования и управления налоговыми рисками.

Влияние налогообложения на финансовую устойчивость и развитие банковского сектора очевидно. Повышение налогов, хоть и обеспечивает бюджетные поступления, потенциально снижает инвестиционную активность банков и их способность к наращиванию кредитования. Однако, низкая налоговая нагрузка, в свою очередь, может стать сигналом для налоговых органов о недобросовестности, что подчеркивает необходимость оптимального и прозрачного налогообложения. Налоговая поддержка банковского кредитования приоритетных отраслей экономики через механизмы дифференциации ставок является ключевым инструментом для усиления роли банков как инвесторов в реальном секторе.

В заключение, можно сказать, что налоговая система в отношении кредитных организаций должна быть не просто инструментом сбора доходов, а стратегическим рычагом, способствующим устойчивости и развитию банковского сектора, его инвестиционной активности и, как следствие, всего экономического роста Российской Федерации. Дальнейшие законодательные изменения должны быть тщательно продуманы и оценены с точки зрения их долгосрочных эффектов на финансовую систему страны, чтобы избежать непредвиденных негативных последствий.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2024).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.11.2024).
  3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 04.08.2023) «О банках и банковской деятельности».
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  5. Особенности налогообложения кредитных организаций // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nalogooblozheniya-kreditnyh-organizatsiy (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Налогообложение кредитных организаций // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/edu/student/referat/nalogooblozhenie_kreditnyh_organizacij/ (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Банки, как специфические участники налогового администрирования // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/banki-kak-spetsificheskie-uchastniki-nalogovogo-administrirovaniya (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Кто это, обязанности налогового агента // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/wikis/glossary/nalogoviy_agent/ (дата обращения: 08.10.2025).
  9. ФНС России поясняет, в каких случаях кредитные организации освобождаются от уплаты налога на имущество // ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/tax_doc_news/6859739/ (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Налоговые обязанности банков // Электронный журнал «Российский налоговый курьер». URL: https://www.rnk.ru/article/210214-nalogovye-obyazannosti-bankov (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Особенности исчисления налога на прибыль кредитными организациями (А.А. Костин, «Аудиторские ведомости», N 11, ноябрь 2002 г.) // nalogovaya.consultant.ru. URL: http://nalogovaya.consultant.ru/doc.asp?ID=37699 (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Особенности налогообложения банков в Российской Федерации // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nalogooblozheniya-bankov-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках // ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11316127/ (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Как платить налоги с вклада в 2025 году и кто должен это делать // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10984849 (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Налогообложение финансово-кредитных организаций: Методические указания // Научная библиотека ЮУрГУ. URL: https://www.lib.susu.ru/V_data/pdf/M_UK_nalogooblozhenie_FK_organizatsiy.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  16. Особенности налогообложения коммерческих банков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8045 (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Какой доход по вкладам освобожден от налога в 2025 году и как его платить // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10996895 (дата обращения: 08.10.2025).
  18. Статья 290 НК РФ. Особенности определения доходов банков // Ppt.ru. URL: https://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=1&razdel=3&glava=25&st=290 (дата обращения: 08.10.2025).
  19. Статья 291 НК РФ (последняя редакция с комментариями).

    Особенности определения расходов банков // Клерк.ру. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/14749/ (дата обращения: 08.10.2025).

  20. Особенности налогообложения прибыли банков // Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50352010 (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Налоговый учет расходов на оплату услуг банков // Buh.ru. URL: https://buh.ru/articles/86047/ (дата обращения: 08.10.2025).
  22. Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации // nalog.garant.ru. URL: https://nalog.garant.ru/fns/metodrekom/5430374/ (дата обращения: 08.10.2025).
  23. Комментарий к главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) от 21 мая 2012 // base.garant.ru. URL: https://base.garant.ru/57701382/ (дата обращения: 08.10.2025).
  24. Налог на прибыль — Внереализационные расходы — Банковские услуги // Buhgalteria.ru. URL: https://www.buhgalteria.ru/berator/nalog_na_pribyl/vner_rasxody/bank_usl.html (дата обращения: 08.10.2025).
  25. Энциклопедия судебной практики. Налог на прибыль организаций. Особенности определения расходов банков (Ст. 291 НК) // base.garant.ru. URL: https://base.garant.ru/57713429/ (дата обращения: 08.10.2025).
  26. Особенности определения некоторых видов доходов // oviont.ru. URL: http://www.oviont.ru/useful/nk_25_nalog_na_pribyl_organizaciy/dohody_bankov/ (дата обращения: 08.10.2025).
  27. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ // base.garant.ru. URL: https://base.garant.ru/12124508/ (дата обращения: 08.10.2025).
  28. Глава 25 Налогового кодекса РФ, основные особенности // Клерк.ру. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/2311/ (дата обращения: 08.10.2025).
  29. О налоге на прибыль организаций от 11 июля 2003 — Ст.290. Особенности определения доходов банков // docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/901867118 (дата обращения: 08.10.2025).
  30. Проблемы налогообложения банков // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-bankov (дата обращения: 08.10.2025).
  31. Налогообложение прибыли банков: проблемы и пути совершенствования // Фундаментальные исследования. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38870 (дата обращения: 08.10.2025).
  32. Налог на сверхприбыль банков: взвешенный ответ на вызовы времени // Справедливая Россия – За Правду – Томская область. URL: https://tomsk.spravedlivo.ru/410292/ (дата обращения: 08.10.2025).
  33. Курсовая работа «Особенности налогообложения коммерческих банков и пути его совершенствования» // Наука и образование ON-LINE. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17942 (дата обращения: 08.10.2025).
  34. Налоговые риски в банковской деятельности // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-riski-v-bankovskoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.10.2025).
  35. Проблемы налогообложения банковского сектора и пути их решения // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-bankovskogo-sektora-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 08.10.2025).
  36. Налоговые риски в деятельности банков: определение, виды и основные подходы к управлению // EconPapers. URL: https://ideas.repec.org/a/scn/031101/15724604.html (дата обращения: 08.10.2025).
  37. Вопросы налогообложения в кредитных организациях // NBJ.ru. URL: https://www.nbj.ru/magazines/voprosy-nalogooblozheniya-v-kreditnyh-organizatsiyah/ (дата обращения: 08.10.2025).
  38. Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/344/77025/ (дата обращения: 08.10.2025).
  39. Совершенствование налоговой политики банков // Вестник Алтайской академии экономики и права. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2799 (дата обращения: 08.10.2025).
  40. Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-nalogovogo-regulirovaniya-bankovskoy-deyatelnosti-na-sovremennom-etape (дата обращения: 08.10.2025).
  41. Налог на сверхприбыль банков // Ассоциация юристов России. URL: https://alrf.ru/news/nalog-na-sverkhpribyl-bankov/ (дата обращения: 08.10.2025).
  42. Налоговый пресс на бизнес усиливается: проект с поправками в НК РФ уже в Госдуме // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/news/1715494/ (дата обращения: 08.10.2025).
  43. Анализ и оптимизация налогообложения в банковском секторе // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-optimizatsiya-nalogooblozheniya-v-bankovskom-sektore (дата обращения: 08.10.2025).
  44. Оптимизация налогообложения в коммерческом банке на современном этапе развития экономической системы // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-nalogooblozheniya-v-kommercheskom-banke-na-sovremennom-etape-razvitiya-ekonomicheskoy-sistemy (дата обращения: 08.10.2025).
  45. Совершенствование налогового регулирования банковской деятельности // DsLib.net. URL: https://www.dslib.net/finansy/sovershenstvovanie-nalogovogo-regulirovanija-bankovskoj-dejatelnosti.html (дата обращения: 08.10.2025).
  46. Система налогообложения банковских организаций: состояние и пути повышения эффективности // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nalogooblozheniya-bankovskih-organizatsiy-sostoyanie-i-puti-povysheniya-effektivnosti (дата обращения: 08.10.2025).
  47. Госдума рассмотрит законопроект об освобождении от НДС процентов по вкладам в драгметаллах // Финансы Mail.ru. URL: https://finance.mail.ru/2025-10-06/gosduma-rassmotrit-zakonoproekt-ob-osvobozhdenii-ot-nds-procentov-po-vkladam-v-dragmetallah-410001090/ (дата обращения: 08.10.2025).
  48. Оптимизация налогов: определение, способы оптимизации, типичные ошибки при проведении // Контур.Бухгалтерия. URL: https://kontur.ru/articles/2143-optimizatsiya_nalogov (дата обращения: 08.10.2025).
  49. Налоговая оптимизация: виды, методы и риски // УБРиР. URL: https://www.ubrr.ru/blog/nalogovaya-optimizatsiya (дата обращения: 08.10.2025).
  50. ГАРАНТ. Самые важные документы недели / 6 октября 2025 // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/news/1715496/ (дата обращения: 08.10.2025).
  51. Не только НДС: какие налоговые новации предложили власти вместе с новым бюджетом // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy/533358-ne-tolko-nds-kakie-nalogovye-novacii-predlozhili-vlasti-vmeste-s-novym-byudzhetom (дата обращения: 08.10.2025).
  52. ЦБ не ждет последствий для устойчивости банков из-за повышения налога на прибыль // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/964821 (дата обращения: 08.10.2025).
  53. Стимулирование инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему налогообложения // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti-kommercheskih-bankov-cherez-sistemu-nalogooblozheniya (дата обращения: 08.10.2025).
  54. Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков // Вопросы экономики. URL: https://vopreco.ru/jour/article/view/1788 (дата обращения: 08.10.2025).
  55. Налоговая нагрузка: что это такое и как ее контролировать // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/2102-nalogovaya_nagruzka (дата обращения: 08.10.2025).
  56. Влияние бюджетно-налоговой политики на стабильность банковской системы России в условиях экономической турбулентности // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/383115450_VLIYaNIE_BUDZTETNO-NALOGOVOJ_POLITIKI_NA_STABILNOST_BANKOVSKOJ_SISTEMY_ROSSII_V_USLOVIYaH_EKONOMICESKOJ_TURBULENTNOSTI (дата обращения: 08.10.2025).
  57. Уровень налоговой нагрузки коммерческого банка как показатель степени государственного регулирования банковской деятельности // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-nalogovoy-nagruzki-kommercheskogo-banka-kak-pokazatel-stepeni-gosudarstvennogo-regulirovaniya-bankovskoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.10.2025).
  58. Кто и зачем следит за уровнем налоговой нагрузки // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10978736 (дата обращения: 08.10.2025).
  59. Налоговая нагрузка: как рассчитать и контролировать // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ru/s_m_business/pro_business/nalogovaya-nagruzka (дата обращения: 08.10.2025).
  60. Налог по вкладам и инвестициям 2023-2024 // Экспобанк. URL: https://expobank.ru/blog/nalog-po-vkladam-i-investitsiyam/ (дата обращения: 08.10.2025).
  61. Урок №4. Налоговая нагрузка: как показать, что все налоги уплачены // СберБизнес Live. URL: https://www.sberbank.com/s_m_business/pro_business/live/urok_4_nalogovaya_nagruzka (дата обращения: 08.10.2025).
  62. О развитии банковского сектора Российской Федерации в декабре 2023 года // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/47372/obs_24-01.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  63. Устойчивость налоговой системы в условиях исполнения бюджета 2025 // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2025/10/08/ustoichivost-nalogovoi-sistemy-v-usloviyah-ispolneniya-byudzheta-2025 (дата обращения: 08.10.2025).
  64. Банк России может приостановить снижение ключевой ставки на 1-2 заседания // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/pressreleases/989108 (дата обращения: 08.10.2025).
  65. Формирование налоговой политики коммерческих банков и пути ее совершенствования // Фундаментальные исследования. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38870 (дата обращения: 08.10.2025).
  66. Воздействие государства на развитие банковского налогообложения // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-gosudarstva-na-razvitie-bankovskogo-nalogooblozheniya (дата обращения: 08.10.2025).
  67. Особенности взаимодействия финансово-кредитных учреждений с налоговыми органами // Современная экономика: проблемы и решения. Воронежский государственный университет. URL: http://www.econ.vsu.ru/articles/2025-05-06_osobennosti_vzaimodejstviya_finansovo_kreditnyh_uchrezhdenij_s_nalogovymi_organami/ (дата обращения: 08.10.2025).