Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра налогов и налогообложения

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

курсовая работа

по дисциплине «Федеральные налоги и сборы»

на тему:

«Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ»

Студента 4 курса

Группа НН –425

Халикова Л.Ф.

Научный руководитель:

к.э.н. Зуева О.К.

Уфа, 2012 год

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы налогового регулирования инвестиционной деятельности

1.1. Понятие инвестиционной деятельности как объекта налогового регулирования

Переход к рыночным отношениям качественно изменил содержание, значение и стратегические цели государственного регулирования экономики. Социально-экономические процессы, происходящие в национальном хозяйстве России во многом определяются научно-обоснованной государственной инвестиционной политикой, которая позволяет повысить темпы экономического роста, доходы федерального и консолидированного бюджета.

Происходящие в стране инвестиционные процессы в значительной степени связаны со сложившимися на макро- и микро-уровне финансово-экономическими условиями. Среди них ведущее место занимает действующая система налогообложения участников инвестиционной деятельности.

Для обеспечения развития стратегических инвестиций требуется государственная поддержка инвестиционного процесса на всех уровнях управления национальным хозяйством. В распоряжении государства имеются различные инструменты стимулирования инвестиционного процесса в стране важное место среди которых занимают налоги. С помощью налоговых инструментов государство влияет на объемы денежных средств остающихся в распоряжении организаций, а также на использование данных финансовых ресурсов. Благоприятный налоговый климат поощряет организации осуществлять инвестиции в национальную экономику. Фискальная направленность налоговой системы, высокое налоговое бремя, сыграли существенную роль в углублении инвестиционного кризиса на этапе формирования рыночных отношений.

В условиях становления рыночной экономики вопросы повышения эффективности налоговой системы имеют особое значение, и в этой связи возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющихся предпосылками экономического роста и развития страны

Действующая в настоящее время налоговая система имеет ярко выраженную фискальную направленность и является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Поэтому одной из ключевых задач налогового регулирования является создание благоприятного климата для роста и повышения эффективности реальных инвестиций.

1.2. Инструменты и методы налогового регулирова ния инвестиционной деятельности

Важнейшим методом налогового регулирования инвестиционной деятельности являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства для определенной категории налогоплательщиков. Освобождение может быть полным или частичным, но оно всегда приводит к уменьшению суммы налоговых изъятий. Так A. B. Брызгалин подчеркивает: «Налоговая льгота — это предоставляемая налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика».

Налоговые льготы представляет собой особый порядок определения любого элемента налога, создающий для определенной категории налогоплательщиков более благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности с целью уменьшения налогового бремени [5].

В связи с этим льготы могут выступать в качестве элемента налогообло жения, а, следовательно, они являются способом реализации регулирующей функции налога и налоговой системы в целом. К льготам, в частности относятся:

  • понижение налоговой ставки;
  • налоговые вычеты, учитываемые при исчислении налоговой базы;
  • увеличение налогового периода;
  • упрощение порядка уплаты налогов (освобождение от авансовых платежей);
  • инвестиционные налоговые скидки;
  • инвестиционные налоговые кредиты
  • специальные налоговые режимы и др.

В соответствии со своей сущностью и назначением льготы могут выступать мощным стимулом развития научно-технического прогресса проведения мероприятий по охране окружающей среды, расширения производства дефицитной продукции, развития любого бизнеса, создания производственных мощностей в экономически сложных регионах. Большую роль льготы играют в решении социальных проблем. Налоговые льготы многообразны. Именно это их свойство позволяет государству оказывать влияние на те или иные категории налогоплательщиков.

Льготы выступают как самый нестабильный элемент налоговой системы. Их состав постоянно изменяется, дополняется, пересматривается порядок их применения. Налоговые льготы, уменьшая налоговое бремя у хозяйствующих субъектов, уменьшают сумму налоговых платежей и, в конечном счете, приводят к реальным потерям доходной части бюджета. Они выступают мощным стимулом налоговой конкуренции между отдельными регионами. Предоставление налоговых льгот одним категориям налогоплательщиков может приводить к увеличению налогового бремени у других, поскольку доходная часть бюджета не является произвольной величиной, а задание по мобилизации налоговых платежей в бюджет должны обязательно выполняться.

Важнейшим инструментом налогового регулирования являются налоговые ставки. Изменяя налоговые ставки, государство повышает или снижает уровень налогового бремени. Между ставкой налога и инвестиционной ктивностью хозяйствующих субъектов, несомненно, имеется тесная связь. Увеличение ставки налога приводит к снижению налоговых поступлений и при 100% ставке налога производитель теряет всякие материальные стимулы к продолжению предпринимательской деятельности. При повышении налогового бремени производитель предпочтет путь наименьших затрат капитальных вложений, позволяющий получить производимый товар в меньшем объеме, чем путь, который повышает технический и технологический уровни производства, приводит к производству большего количества товаров и повышению их качества, но требует для его реализации больших инвестиционных ресурсов. Рост ставок налогов и его следствие – увеличение налогового бремени, приводит к сокращению применения капиталоемких производственных процессов, что замедляет темпы роста технического уровня производства.

Не менее сложные процессы происходят в экономике и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов при снижении налоговых ставок. Снижение налоговой ставки должно сопровождаться повышением деловой активности и, следовательно, ростом налоговых платежей в бюджет государства. Однако, между этими событиями необходим продолжительный период, чтобы компенсировать потери бюджета в период с момента снижения налоговой ставки до момента увеличения налоговой базы и суммы уплачиваемых налоговых платежей. Для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов не требуется всеобщее снижение налоговых ставок, охватывающее всех налогоплательщиков, а требуется использование системы ставок, в которой для налогоплательщиков, направляющих накопленные финансовые ресурсы в реальные инвестиции будет установлено их понижающее значение. Снижение налоговой ставки у участников инвестиционного процесса приводит к росту капитальных вложений и увеличению объемов производства, становясь дополнительным стимулом развития инвестиционной деятельности.

Для стимулирования инвестиционного процесса важную роль играют инвестиционные налоговые скидки. Налоговые скидки – это финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. Эти скидки используются с целью стимулирования предпринимателей к инвестированию расширения производственных мощностей или замены технически и морально устаревших основных фондов. Величина налогового кредита устанавливается в процентах от стоимости оборудования и вычитается из суммы налога на прибыль или облагаемого налогом дохода. Такой налоговый кредит позволяет лучше, чем другие налоговые льготы учитывать фактическое имущественное и финансовое положение налогоплательщика. Инвестиционный налоговый кредит, вычитаемый из суммы налога, сохраняет большую долю доходов налогоплательщику с низким их уровнем.

В соответствии с действующим в Российской Федерации налоговым законодательством под налоговым инвестиционным кредитом понимается возможность хозяйствующих субъектов в течение определенного срока уменьшить уплачиваемые в бюджет налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов. Такой кредит представляет собой форму изменения срока исполнения налогового обязательства в виде целевого налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет, если организация проводит:

  • научно-исследовательские или опытно- конструкторские работы (НИОКР) ;
  • техническое перевооружение собственного производства, осуществление инновационной деятельности, совершенствование применяемых технологий;
  • создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение программ по социально-экономическому развитию региона.

Эта льгота играет важную роль в развитии инвестиционной деятельности, но ее дальнейшее применение сдерживается высоким банковским процентом за предоставление кредита, растущим в результате высоких темпов роста уровня цен на оборудование, строительные материалы и т.д. Роль этой льготы в условиях Российской Федерации снижают и другие причины. Большое число крупных предприятий, ранее осуществлявших реконструкцию, расширение и техническое перевооружение за счет централизованных капитальных вложений, получает прибыль, которой недостаточно для инвестирования в рыночных условиях хозяйствования, даже при использовании инвестиционного налогового кредита. В России инвестиционный налоговый кредит не получил должного распространения из-за сложности его оформления и существенных последствий в случае нарушения его условий.

Важным инструментом налогового регулирования выступают специа льные налоговые режимы. Специальным налоговым режимом является особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Эти режимы имеют ограничение в действии во времени и установлены для определенного круга налогоплательщиков. К специальным налоговым режимам относятся:

упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохоз яйственных товаропроизводителей, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.