В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Внешняя задолженность порождает многочисленные проблемы, затрагивающие устойчивость мировой экономической системы в целом. Неслучайно поэтому истекшие 20 лет были периодом широкомасштабных усилий финансовых центров во главе с МВФ по созданию целостной и надежной системы управления международным внешним финансированием.
Наличие значительного по величине внешнего долга в настоящее время является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. В одних случаях увеличение внешней задолженности сопровождается позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в большинстве других превращается в непосильное бремя экономики. Возросшая нестабильность мировых финансовых и товарно-сырьевых рынков еще более усугубляет положение суверенных должников, существенно уменьшая их возможности по обслуживанию внешних обязательств. Выбор темы данного исследования обусловлен актуальностью проблемы внешнего заимствования для Республики Беларусь, поскольку именно своевременный и всесторонний анализ современного мирового опыта в области управления потоками внешнего заимствования дает возможность определить фундаментальные истоки проблемы резкого нарастания внешнего долга в ряде развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Решение проблемы внешней задолженности подразумевает не только урегулирование текущих требований иностранных кредиторов, но и одновременную реализацию государственной программы экономического развития страны, которая наилучшим образом способствовала бы сокращению размеров внешнего долга. Централизованное распределение привлекаемых ресурсов не обеспечило в ряде стран необходимых предпосылок внутреннего развития, т. е. подавляющее число проектов с использованием привлекаемых заемных средств не смогло генерировать в условиях нерыночной среды достаточную норму прибыли даже для обслуживания основного долга. Целью данного исследования является обоснование необходимости проведения в Республике Беларусь структурных экономических преобразований и создания целостной системы управления внешнем долгом.
Из литературных источников, которые использовались при написании данной работы, необходимо выделить, прежде всего, фундаментальные монографии таких экономистов как Саркисянц А.Г., Федякина Л.Н.. Как в своей книге «Система международных долгов», так и в многочисленных статьях в периодических изданиях Саркисянц А.Г. глубоко исследует данную проблему с учетом российской ее специфики. Федякина анализирует прежде всего исторический опыт развития долгового кризиса и пути его решения. Помимо различных статей периодической печати (журналы «МЭ и МО», «Белорусский журнал международного права и международных отношений», «Вопросы экономики», «Власть», «Рынок ценных бумаг» и др.), поиск информации по данной проблеме осуществлялся в Интернете (с помощью поисковых систем aport.ru, open.by).
Внутренний государственный долг РФ, проблемы эффективного управления
... развитии финансовых рынков и экономическом росте. К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних ... Стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания ...
В данной работе рассматривается внешняя задолженность как общемировая макроэкономическая проблема структурного характера, динамика внешнего долга и иные стратегические показатели, используемые для его характеристики; кроме того, рассматриваются эволюция кризиса внешней задолженности и этапы ее урегулирования; наконец, анализируются современные инструменты реструктуризации внешнего долга государств и необходимость создания целостной системы управления внешней задолженностью. Проведение сравнительного анализа зарубежного опыта структурной перестройки экономики и программ реконструкции внешнего долга позволяет сделать выводы относительно сценария развития ситуации для Республики Беларусь, который позволил бы стране при бездефицитном платежном балансе поддерживать стабильные темпы развития без необходимости прибегнуть к излишнему внешнему финансированию.
Глава 1. Мировая внешняя задолженность: причины возникновения и динамика внешних долгов
1.1 Причины и факторы образования внешних долгов. Система внешнего финансирования: необходимость и возможность
В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Объективно, суверенные заимствования всегда следует рассматривать в качестве временной меры, предпринимаемой в исключительных обстоятельствах. Главным же источником экономического развития должны оставаться доходы государства, в первую очередь налоги. Финансирование государственных расходов на основе внешних займов всегда вело лишь к увеличению объемов задолженности. Однако основное влияние на рынки данных стран продолжают оказывать объективные глобальные факторы, такие как изменение ВВП, инфляции, индекса цен в индустриально развитых странах, а также ставок LIBOR и других финансово-экономических показателей (см. прил. А).
Политика ведущих промышленных стран является рычагом мирового финансового дисбаланса; это, прежде всего, относится к Соединенным Штатам Америки, покрывающим дефицит по текущим статьям привлечением иностранных ресурсов и накачиванием долларовых средств в международное обращение.
Немаловажное значение имеет зависимость финансовых рынков от спекулятивных операций. Внезапное изъятие капитала и массированная атака на ту или иную валюту способны вызвать непредсказуемые ситуации на мировых рынках и перерасти в региональный, а затем и в общемировой финансовый кризис, при этом существенное влияние на поведение инвесторов оказывает «стадный инстинкт». С начала 90-х годов мировая экономика уже испытывала негативные последствия дефляции — сперва из-за американского долга, затем вследствие неурядиц в европейской валютной системе в 1992-1993 гг., после этого под воздействием мексиканского кризиса 1994-1995 гг. и, наконец, в результате азиатских потрясений в 1997-1998 гг. Каждый раз крах было принято объяснять ошибочной внутренней политикой. Между тем поступательное экономическое развитие и активность на финансовых рынках зависят уже не столько от уровня благосостояния населения и роста занятости, сколько от спекулятивных и биржевых операций. Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что влияние объективных глобальных факторов на формирующиеся и развивающиеся рынки достаточно велико. Все это отражает несовершенство современной мировой валютной системы и ее международных финансовых институтов.
Проблема внешнего долга России
... на обслуживание государственного внешнего долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования РФ. В Программу государственных внешних заимствований РФ в ... развития ситуации. Достижению цели способствует решение следующих задач: знакомство с понятием внешнего долга; изучение сущности внешнего долга; анализ структуры и динамики внешнего ...
Не меньшее значение имеют внутренние обстоятельства. Ключевая роль в этом отношении принадлежит дефициту государственного бюджета. Страны прибегают к внешним заимствованиям, поскольку они дают средства для неинфляционного покрытия дефицита бюджета. Еще один путь решения этой проблемы — заимствования на внутреннем рынке — далеко не всегда продуктивен, и к тому же не все страны могут это себе позволить. Заимствования внутри страны всегда влекут сокращение ее инвестиционных возможностей, причем — в ближайшей перспективе, что ставит под угрозу обеспечение экономического роста. Очевидно, что многим странам, находящимся уже несколько лет в состоянии падения производства, в частности, России, Беларуси и другим бывшим соцстранам, масштабные заимствования на внутреннем рынке для неинфляционного покрытия дефицита госбюджета менее предпочтительны по сравнению с внешним финансированием — особенно долгосрочным. При этом необходимо отметить, что хотя практически все страны прибегают к внутренним заимствованиям, но некоторые делают это без ущерба для развития национального инвестиционного процесса (например, США), а некоторые доводят до кризиса (пример — пирамида ГКО-ОФЗ и последующий дефолт по внутреннему долгу в России).
Значительная часть государств, сводящих свой бюджет с дефицитом, как правило, имеют недостаток собственных ресурсов для обеспечения экономического роста. Это важная причина вовлеченности стран в систему международного внешнего финансирования. Они должны выплачивать долг и проценты по нему.
Таким образом, внешние заемные средства стали постоянным компонентом в общих финансовых ресурсах. Возросшая к концу двадцатого столетия мобильность и масштабность мировых потоков финансовых ресурсов основывается на неравномерности экономического развития и неравновесии текущих платежных балансов. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных средств для осуществления покрытия государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
1.2 Объект и субъект в системе международного внешнего финансирования. Система показателей для измерения внешнего долга стран
Внешнее заимствование можно определить как процесс привлечения и использования иностранной валюты в форме займов для целей, определяемых стратегией развития страны.
Основополагающими отличительными признаками (критериями) отнесения финансовых потоков к внешнему заимствованию являются следующие:
- Финансовые потоки, образующие внешнее заимствование, в соответствии с международными методиками движутся от нерезидентов страны к ее резидентам, т. е. последние являются получателями (реципиентами);
- В отличие от потоков, формирующих внутренний долг, движение финансовых потоков внешнего заимствования осуществляется под юрисдикцией нескольких национальных правовых систем;
- Финансовые потоки, образующие внешнее заимствование, имеют регистрируемый характер, т.
е. существует принципиальная возможность официально регистрировать и учитывать их природу, источники и величину;
- Финансовые потоки внешнего заимствования деноминированы в иностранных валютах, являющихся резервными на международных финансовых рынках.
Существуют четыре фазы развития структуры платежного баланса государств:
- несформировавшийся дебитор (отрицательное сальдо торгового баланса и приток в страну прямых иностранных инвестиций);
- сформировавшийся дебитор (положительное сальдо торгового баланса, отток из страны прямых иностранных инвестиций и отрицательное сальдо доходов от зарубежных инвестиций);
- несформировавшийся кредитор (положительное сальдо торгового баланса и отток из страны прямых иностранных инвестиций);
- сформировавшийся кредитор (отрицательное сальдо торгового баланса, приток в страну прямых иностранных инвестиций и положительное сальдо доходов от зарубежных инвестиций).
Если выделить государства, предоставляющие кредиты, и страны, получающие кредиты, то несколько десятков стран окажутся и в той, и в другой группе. При этом «чистых» стран-кредиторов практически нет, а нетто-дебиторов — подавляющая часть государств мира: почти все развивающиеся и транзитные. Например, по отношению к развивающимся и транзитным странам развитые государства выступают как кредиторы. Они же являются крупными заемщиками.
И страны-кредиторы, и страны-заемщики преследуют цель получения определенной выгоды: для кредитора — возврат суммы с процентами, для дебитора — решение с помощью полученной суммы ряда проблем, значимость которых в принципе должна превышать уплачиваемые проценты. Поэтому потребность предоставлять и получать кредит есть системная черта открытой рыночной экономики в ее глобальном функционировании.
В настоящее время около 200 стран мира втянуты в систему международного внешнего финансирования (см. табл.1).
Их суммарный долг как заемщиков внешних ресурсов составляет более 3 трлн. долл. Из них — около 700 млрд. долл. приходится на США. Крупным должником являются Германия и другие развитые страны. Однако проблемных должников среди них в принципе нет. (Большие показатели Германии связаны с перестройкой экономики после присоединения восточной ее части, Швеции — с постоянным покрытием дефицита платежного баланса в последние годы, возникающего, в частности, вследствие больших расходов по туризму и на иностранную помощь).
Великобритания отвечает модели сформировавшегося кредитора. Кроме того, поскольку Лондон является важнейшим центром торговли евродолларами и еврооблигациями, то Великобритания, как и Швейцария, выступает в качестве мирового финансового перевалочного пункта. Россия находится в положении сформировавшегося дебитора. Фактически все страны привлекают заемные ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство является нетто-заемщиками, включая развитые страны. Хронический дефицит текущего платежного баланса характерен для Швеции, Испании, Австралии, Новой Зеландии и др. [25]
Во все эпохи стратегия мирового заимствования имела под собой, в первую очередь, политическую основу, а затем уже экономическую. К настоящему моменту в мире сложилась определенная геоструктура (см. прил. Б), включающая в себя геостратегические силы (активные — США, Россия, Германия, Франция и Китай; пассивные — Великобритания, Япония и Индия), геополитические центры (Украина, Азербайджан, Южная Корея, Турция и Иран) и региональных лидеров (Узбекистан, Индонезия и Чили).
Данная структура помогает наметить обозримые тенденции международного перелива капиталов, имея в виду, прежде всего, заемные средства. При этом подобно циклическому развитию экономики, мировые потоки капитала также проходят соответствующие фазы: прилива и отлива. Длительность таких циклов может достигать 100 лет. Современный цикл начался с 50-х годов [23, с.60].
Большинство стран-должников относится в настоящее время к проблемным, то есть имеющим просроченные долги, нуждающиеся в их реструктуризации, а в ряде случаев и в списании. Это абсолютно преобладающее число развивающихся и переходных стран.
В настоящее время можно говорить о следующих устойчивых группах должников, каждая из которых имеет свои характерные особенности, как в обслуживании долга, так и в его погашении. Это:
- страны Латинской Америки — крупнейшие и наиболее проблемные должники;
- страны Тропической Африки — размеры их долга уступают предыдущей группе, но не менее проблемные;
- арабские страны-импортеры нефти;
- новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, проявлявшие себя как надежные заемщики вплоть до 1997 г.;
- страны с переходной экономикой — бывшие соцстраны и бывшие республики СССР.
Крупнейшими латиноамериканскими должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина. На долю этих стран приходится 70% внешней задолженности региона. Вторым центром, где долговой кризис протекал очень остро, были 40 беднейших африканских стран, расположенных южнее Сахары (Тропическая Африка).
Достаточно крупными и проблемными дебиторами являются страны с переходной экономикой: их совокупный долг к концу 2000 г. прогнозируется на уровне 300 млрд. долл. Из общей суммы мирового долга 2/3 являются проблемными.
Таблица 1. Внешний долг самых крупных стран-должников, млрд долл. США (на 1 января 2000 г.).
[26]
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
||
США |
224,8 |
429,6 |
688,6 |
700,0 |
|
Германия |
36,6 |
96,5 |
301,0 |
350,0 |
|
Бразилия |
105,2 |
115,9 |
151,1 |
180,0 |
|
Мексика |
96,9 |
93,8 |
128,3 |
150,0 |
|
Россия |
28,3 |
53,9 |
101,6 |
150,0 |
|
Китай |
16,7 |
44,9 |
100,5 |
130,0 |
|
Индия |
40,9 |
73,4 |
99,5 |
110,0 |
|
Индонезия |
36,7 |
59,4 |
96,5 |
150,1 |
|
Аргентина |
50,9 |
65,3 |
77,4 |
85,0 |
|
Швеция |
16,2 |
16,1 |
66,5 |
70,0 |
|
Мир в целом |
1343,4 |
2318,8 |
3192,3 |
3800,0 |
|
На страны с переходной экономикой приходится 356,3 млрд. долл., в том числе страны бывшего СССР (всего 15 стран, включая Россию) — 109,3 млрд. долл.; страны Центральной и Восточной Европы (всего 12 стран) — 120,9 млрд. долл.; страны Азии (к этой группе стран относятся всего 3 страны: Китай, Вьетнам, Монголия) — 126,1 млрд. долл. Из данного сопоставления видно, что из новых должников азиатские страны больше других привлекали кредиторов. Самые крупные должники в этом регионе — Китай, Индия и Индонезия. Общая же задолженность азиатского региона составляет 503,4 млрд. долл. Для сравнения на Южную Америку приходится 359,1 млрд. долл., а на африканский континент — 288,3 млрд. долл.[26].
По мере развития современной системы внешнего финансирования становилось очевидным, что необходимо создание адекватных механизмов управления происходящими в ней процессами. Сам по себе показатель величины внешнего долга страны еще не достаточен для характеристики ее платежеспособности, поэтому была сформирована система показателей, которая позволяет составить достаточно четкое представление о состоянии страны как международного заемщика, и дает кредиторам возможность в современных условиях выбирать более надежных заемщиков.
К таким показателям относятся следующие две группы: показатели величины отношения объема внешнего долга к различным внешним величинам и индексы динамики внешнего долга.
Первая группа, в свою очередь, включает:
- показатель удельного веса внешнего долга (ВД) отдельных дебиторов в мировом ВД;
- отношение ВД к ВВП страны, %;
- отношение ВД к экспортной выручке страны-заемщика, %;
- отношение расходов по обслуживанию ВД к экспортной выручке — показатель нормы обслуживания долга;
- отношение официальных резервов страны к ее ВД.
Вторую группу показателей национального долга представляют
индекс роста самого ВД;
- индекс роста ВД на душу населения.
Кроме указанных выше основных показателей применяется классификация стран по степени “тяжести” (бремени) внешнего долга: если значение первого показателя более 80 % или отношение платежей по обслуживанию внешнего долга будущего года к валовому внутреннему продукту превышает 220 % на протяжении трех лет, то страна относится к категории несущих “тяжелое” бремя внешней задолженности; если первый показатель находится в пределах 18—80 % или отношение платежей по обслуживанию внешнего долга будущего года к валовому внутреннему продукту менее 220 %, то страна относится к категории имеющих “умеренную” внешнюю задолженность (см. прил. В).
1) Удельный вес в объеме мирового долга
Этот показатель отражает место каждой страны в общемировой задолженности (см. табл. 2).
Таблица 2. Удельный вес отдельных стран во внешней задолженности всех стран мира, %. [25].
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
||
США |
16,7 |
21,3 |
24,6 |
25,0 |
|
Германия |
2,7 |
5,6 |
10,5 |
10,0 |
|
Бразилия |
7,8 |
5,6 |
6,2 |
6,0 |
|
Мексика |
7,2 |
4,9 |
4,4 |
4,0 |
|
Россия |
2,1 |
2,8 |
3,4 |
3,9 |
|
Китай |
1,2 |
2,5 |
3,4 |
3,5 |
|
Индия |
3,1 |
3,8 |
3,4 |
3,0 |
|
Индонезия |
2,7 |
3,3 |
3,3 |
3,5 |
|
Аргентина |
3,8 |
2,8 |
2,7 |
2,5 |
|
Швеция |
1,2 |
0,8 |
2,3 |
2,0 |
|
Почти четверть всех внешних заемных средств в мире приходится на США. Удельный вес бывших советских республик невелик: Украины — 0,2%, Казахстана — 0,1% остальных — от 0,04 до 0,01%. Невысокие параметры у стран Восточной Европы: колеблются от 1,5 (Польша) до 0,03% (Албания и Македония) [26].
2) Отношение внешнего долга к ВВП
Характеризует размер долга как долю “производительной мощности” страны. Рекомендуемое Мировым банком предельное значение — не более 50 %. Он (наряду с аналогичным показателем по отношению к экспорту) определяет возможность без проблем обслуживать внешний долг.
Если сопоставить в глобальном смысле три главных континента, то на Европу, Северную Америку и Азию приходится соответственно 35%, 25% и 25% мирового ВВП. (см. прил. Г, табл. 1) У многих стран этот показатель выше 50% (кроме приведенной в таблице Грузии).
Самые низкие показатели у Франции, Австралии, Испании и США.
Показателен пример Китая, где высокие темпы экономического роста (7-12% в 1986-1997 гг.) сопровождались опережающим увеличением внутренней (массированная кредитная эмиссия по кейнсианским рецептам) и внешней задолженности, которая возросла за 1980—1997 гг. с 4,5 млрд. долл. до 121 млрд. долл. (ныне этот показатель составляет почти 20% от ВВП страны).
Примерно треть этого долга должна погашаться с 1998—2000 гг., и китайское руководство вынуждено вести переговоры с МВФ и другими кредиторами о продлении сроков погашения задолженности. При этом около 20% ВВП Китая постоянно тратится на расширение и модернизацию вооружений, включая наращивание стратегического ядерного потенциала. Это один из самых высоких показателей в мире (для сравнения: Япония тратит на это не больше 1% ВВП).
3) Отношение внешнего долга к экспорту
Данный показатель имеет отличительную особенность, состоящую в том, что при превышении критической отметки в 275% может частично или полностью списываться внешний долг страны. Такие ситуации уже имели место в отношении, например, Польши и Болгарии в начале 90-х годов (см. прил. Г, табл. 2).
Кандидатами на списание являются Bьетнам, Албания, Венгрия, Турция, Аргентина, Бразилия и еще целый ряд южноамериканских, африканских и южно-азиатских стран.
4) Расходы по обслуживанию внешнего долга
Расходы по обслуживанию внешнего долга включают в себя все платежи, осуществляемые заемщиком: основной долг, проценты и комиссии.
Общие расходы по обслуживанию внешнего долга
Самый высокий показатель (см. прил. Г, табл. 3) у Мексики. На страны с переходной экономикой приходится 30,7 млрд. долл., из них почти треть на Китай и часть на Венгрию. На Россию приходится чуть более 12 % (восьмая часть).
В 1999—2000 гг. для многих стран Юго-Восточной Азии (и прежде всего для Китая) произошло удорожание внешнего долга в связи с девальвацией их национальных валют и, как следствие, удорожанием экспорта. Сказанное относится также странам Центральной и Южной Америки. Под влиянием последних событий в мире спрэды по облигациям внешнего долга brady bonds ряда латиноамериканских стран (прежде всего, Бразилии и Венесуэлы) значительно выросли (на 200-300 кризисных пунктов), и, чтобы рефинансировать этот дополнительный внешний займ, данным странам потребуется ежегодно по несколько миллиардов долларов.
Расходы по отношению к экспорту.
Рекомендуемое предельное значение — не более 20 %.
Средний процент по странам с переходной экономикой — 8,2%. Наивысшие показатели в этой группе — у Венгрии. Россия до последнего момента имела относительно небольшой показатель, близкий к среднему. Самые низкие параметры — у Армении и Казахстана (по 1,5%) (см. прил. Г, табл. 4).
В 60-х годах существовало широко распространенное мнение о том, что максимальный уровень безопасного соотношения потенциала по обслуживанию долга к объему экспорта составляет 7 %, однако кредиторы подняли этот показатель до 10 % в конце 60-х годов и сейчас они рассматривают показатель, близкий к 30 % (см. рис. 1), как по-прежнему умеренный. Чтобы избежать чрезмерного заимствования, экспортные поступления должны возрастать более высокими темпами, чем процентные расходы по задолженности.
Рис. 1. Динамика соотношения расходов по обслуживанию долга к объему экспорта. [23].
Процентные платежи по внешнему долгу.
Данный показатель наиболее высок у Мексики, что свидетельствует о дорогих заимствованиях этой страны. В среднем по странам с переходной экономикой он составляет 0,5% (см. прил. Г, табл. 5).
Как видно из приведенных таблиц, выплаты процентов практически по всем странам составляют почти половину всех расходов по обслуживанию внешнего долга.
Процентные платежи по отношению к ВВП.
Средний показатель по странам с переходной экономикой — 1,0%. Самый высокий показатель в этой группе — у Венгрии, самые низкие — у Албании и Таджикистана (см. прил. Г, табл. 6).
Процентные платежи по отношению к экспорту
Этот показатель применяется для оценки степени освобождения страны от уплаты процентов или переноса графиков оплаты, поскольку реструктуризация долга обычно отражается, прежде всего, на суммах и графике выплат платежей по процентам. Показатель по группе стран с переходной экономикой колеблется от 0,5% (Украина) до 15,9% (Венгрия) (см. прил. Г, табл. 7).
5) Внешний долг и официальные международные резервы
С начала 80-х годов происходит постоянное снижение доли золота в национальных резервах — в среднем на 20% в год. В 1998 г. эта доля у развитых стран составляла чуть более 20%, у развивающихся — около 5%. Развитые страны обладают более 80% всех международных резервов в золоте.
Более половины общемировых резервов в иностранной валюте сосредоточено в развивающихся странах. Их рост в последние годы в странах, испытывающих проблемы с обслуживанием внешнего долга, в 5 раз уступает росту в странах, у которых таких проблем нет.
Доля доллара США в мировой корзине валютных резервов остается самой высокой — более 55%. Остальные доли следующие: немецкая марка — 13%, японская Йена — 5%, фунт стерлингов — 2,5%, французский франк и швейцарский франк (в сумме) — 2% [26].
Официальные международные резервы по отношению к ВВП
Данный показатель низкий у России, Вьетнама, Мексики, Гаити, Камеруна, Либерии, Судана, Мьянмы и Папуа-Новой Гвинеи (см. прил. Г, табл. 8).
Среди стран с переходной экономикой более выгодное положение у Казахстана, золотовалютные резервы которого полностью обеспечивают денежную массу и в несколько десятков раз превышают долю нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг. Ботсвана помещена в таблице, как страна с самым высоким показателем указанного соотношения за все годы.
Официальные международные резервы по отношению к внешнему долгу.
В отличие от предыдущего это соотношение показывает, может ли страна (и какую часть) использовать свои резервы для погашения своего внешнего долга (см. прил. Г, табл. 9).
Высокие показатели, кроме Ботсваны, у Ливана -(380,1%), Эстонии (240,0) Мальты (243,5%) и Латвии (176,5%) [26] .
1) Динамика внешнего долга
Темпы прироста внешнего долга
Темпы прироста дают возможность проследить динамику внешнего долга за последние годы (см. прил. Д, табл. 1).
Наиболее высокие темпы прироста внешнего долга в последние годы наблюдается у Киргизии, Казахстана и Украины. Среди развитых стран большой показатель Швеции и Франции. Темпы прироста Мексики и Бразилии, практически, соответствуют среднегодовому. Стабильный «минус» наблюдается у Польши.
Индексы роста внешнего долга
В отличие от предыдущего показателя индекс роста является стратегическим. Индекс роста дает возможность увидеть, что практически всем странам происходило увеличение общих объемов внешнего долга (см. прил. Д, табл. 2).
По индексам роста лидирует Испания — в 1991-1995 гг. она имела более 941,2%, самый низкий показатель у Мексики [26].
2) Внешний долг на душу населения и его динамика
Общая сумма внешнего долга на душу населения
Показатель внешнего долга на душу населения дает большее представление о внешнеэкономической зависимости страны, чем его абсолютное значение, так как отражает людской потенциал обслуживания внешнего долга (см. прил. Д, табл. 3).
Среди стран с переходной экономикой Россия стоит на восьмом месте после Венгрии, Югославии, Болгарии, Словении, Польши, Чехии и Словакии.
Внешний долг на душу населения по отношению к среднемировому уровню
Сказанное выше подтверждает и показатель внешнего долга на душу населения в процентах к среднемировому уровню (см. прил.5, табл. 4).
На страны с переходной экономикой в среднем приходится 37%, в том числе на бывший СССР в среднем — 65%, Центральную и Восточную Европу — 177%, Азию — 17%. Страны бывшего СССР распределены следующим образом: Грузия — около 40%, Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония — 20-25%, остальные — до 10% [26].
Темпы прироста внешнего долга на душу населения
По темпам прироста внешнего долга на душу самой благополучной является Франция (см. прил. Д, табл. 4).
Из стран с переходной экономикой наиболее высокие темпы прироста в последние годы наблюдаются у Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии (в 1993 г. был самый высокий в мире за последнее десятилетие — 51252,8%), Узбекистана и Украины [26].
Таким образом, практически все государства мира втянуты в систему внешнего финансирования, причем большинство из них является «проблемными» должниками.
1.3 Мировой кризис задолженности: причины и попытки урегулирования
1.3.1 Причины возникновения и развития международных долговых кризисов
Анализ современных процессов международного кредитования позволяет сделать ряд выводов относительно природы возникновения и развития международных долговых кризисов. Прежде всего, следует отметить хронический характер кризисов международного кредитования, особенно в случаях, когда в роли заемщиков выступают правительства, растущая частота кризисов и их синхронизация с колебаниями мировой финансовой и товарно-сырьевой конъюнктуры.
В числе основных причин, которые обусловливают развитие современных долговых кризисов, можно назвать использование принимающими странами потоков капиталов для финансирования нерентабельных и неконкурентоспособных производств; ограничение притока прямых инвестиций с целью уменьшения влияния на национальную экономику и замена их прямым кредитованием правительства; установление кредиторами повышенных процентных ставок нередко на «плавающей» основе, не соответствующих темпам экономического роста; отсутствие практики залогового обеспечения при кредитовании суверенных должников; зависимость национальных финансовых рынков от международных инвестиционных потоков; высокую мобильность капиталов, способных спровоцировать возникновение внешнего долгового кризиса даже при относительно благоприятном состоянии платежного баланса страны; протекционизм стран-кредиторов в отношении собственных производителей, значительно снижающий возможность должников обслуживать свой долг.
Более того, комплекс мер урегулирования международных долговых кризисов, выработанный на современном этапе мировым сообществом и включающий мероприятия по достижению макроэкономической стабилизации, уменьшению текущей долговой нагрузки суверенного должника, а также меры по привлечению в эту страну дополнительных финансовых ресурсов, на практике не уменьшает вероятность возникновения новых долговых кризисов.
Привлечение государством внутренних и внешних займов для развития экономики (кредитования национального импорта, развития реального сектора и системы спорта и т.п.) является нормальной международной практикой. И это относится ко всем без исключения странам — от индустриально развитых до развивающихся. Государства с менее сбалансированной, переходной экономикой вынуждены привлекать займы для текущих централизованных потребностей, поддержания курса национальной валюты, финансирования дефицита бюджета. Поскольку экономический эффект данных займов для страны-заемщика не велик, а их объем, как правило, превышает ее текущие платежные возможности, государственный долг данных стран непрерывно растет. Чем выше степень несбалансированности национальной экономики, чем сильнее зависимость от внешних ресурсных источников, тем выше темпы роста государственного внешнего и внутреннего долга и, соответственно, больше объемы текущих выплат по обслуживанию основной их части — процентных платежей кредиторам.
Кроме того, в этот же период, вследствие интенсивно привлекаемых для рефинсирования задолженности новых краткосрочных займов в ее структуре происходит рост доли краткосрочных обязательств. Объемы и качество государственного долга, расходы на его обслуживание становятся «неподъемными» для национальной экономики. При очень высоком уровне внешнего долга объемы платежей по его обслуживанию могут достигать критических (предельных) для экономической безопасности страны размеров, которые определяются конкретным состоянием ее платежного баланса и бюджета.
1.3.2 Основные недостатки системы регулирования мировых потоков капитала
Свободное передвижение капитала (наряду со свободной торговлей) — одно из главных достижений капитализма. До последнего момента перекачка средств из развитых стран на периферию не предвещала никаких отрицательных последствий (в период до 1994 г., когда более 50% притока во взаимные фонды, например США, перетекало в фонды развивающихся стран).
После коллапса в Азии капитал с периферии устремился на центральные финансовые рынки, что сначала было выгодно, поскольку приток дешевого импорта помогал держать инфляцию под контролем, фондовые рынки процветали. Но российский кризис выявил ряд существенных проблем мировой финансовой системы [24, c.43].
Проблема первая — внебалансовые инструменты
В последнее время банки активно занимаются внебалансовыми операциями (фьючерсы, опционы, форварды, резервные аккредитивы, кредитные линии, обязательства о предоставлении кредитов и др.), которые постоянно переоцениваются, причем разница между первоначальной стоимостью и рынком покрывается с помощью денежных переводов, призванных устранить риск дефолта (неплатежа).
Внебалансовая деятельность очень выгодна банкам, поскольку позволяет им увеличивать прибыль за счет комиссионных, а также уходить от требований увеличения собственного капитала за счет вывода части активов за баланс. Наиболее популярной форме внебалансовой деятельности в последнее время стала секьюритизация активов, представляющая собой продажу долговых обязательств, переоформленных в ценные бумаг. Крупные банки, например, выводят, таким образом, кредит из своего баланса. Мелким банкам это позволяет покупать обеспеченные активами других банков ценные бумаги, также участвовать в ссудах крупных банков. Недостатки десятилетиями применяемой стандартной схемы обнажил именно российский кризис. Объявив дефолт по своим обязательствам, российские банки остались связанными со своими клиентами. Погасить обязательства одного банка против другого (и, в первую очередь, нерезидента) оказалось невозможно. В результате, большинство участников рынка бросились выводить свои средства, котировки акций банков рухнули, что привело к глобальному ограничению кредитования.
Проблема вторая — регулирование потоков
Другим аспектом дезинтеграции мировой валютной системы явилась неспособность международных валютных организаций удержать ситуацию в своих руках. Программы МВФ, например, оказались неэффективными, а ведь фонд потенциально призван оказывать огромное влияние на всю мировую валютную систему, поскольку его нормы регулирования непосредственно отражаются на движении ссудных капиталов в мировом хозяйств. С конца 1997 г. фонд выделил около 140 млрд. долл. для экономик Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, а затем и России. Но ему так и не удалось хотя бы немного стабилизировать валюты этих стран в качестве первого шага выхода из жесткого экономического кризиса. И причина не только в ультимативных привязках к реформам, а в отпущенных на них нереально коротких сроках. В результате многие страны следующих траншей просто не получили, как это сейчас грозит и России.
Более того финансовые рынки отказались от любого вмешательства государственных органов на начальной стадии, оставив в то же время за последним право принимать необходимые меры при кардинальном ухудшении ситуации. Пока принцип государственной поддержки стабильности на финансовых рынках введен только в США в лице Федеральной резервной системы и в Германии в лице Немецкого Федерального банка. Похожие системы действует также в Аргентине и Гонконге.
Азиатский и российский кризисы пошатнули представление о незыблемости мировой валютной системы. В кругах известных западных экономистов стали говорить о необходимости пересмотра механизма плавающих курсов валют и даже о возврате к Бреттон-Вудской системе. Аргументируется это все возрастающими масштабами валютных спекуляций на фоне все чаще повторяющихся региональных финансовых кризисов. Именно в 1944 г. в Бреттон-Вудсе и был учрежден МВФ, наделенный в то время единственной функцией следить за системой фиксированных обменных курсов и поддерживать ее. После отмены этой системы в 1973 г. исчерпал себя и МВФ.
Многие эксперты предлагают, в частности, предоставить развивающимся странам-должникам, валюта которых подвергается спекулятивной атаке, права устанавливать в одностороннем порядке мораторий на операции с капиталом. Причем ссылка делается на правила Всемирной торговой организации, допускающей защитные меры в области коммерции.
Европейские лидеры уже давно стремятся изменить расстановку сил в свою пользу в таких важнейших организациях, как Совет Безопасности ООН, Мировой банк и МВФ. Пока США обладают в них наибольшей квотой и, соответственно, располагают контрольным пакетом в его руководящих органах. Уже разрабатываются программы реформирования указанных институтов, что должно привести к большей открытости финансовых операций на международном и национальном уровнях, улучшить контроль за их деятельностью. Необходимо решить и проблему индексации реальной стоимости всех обязательств на будущее. В частности, безработица во многом обусловлена завышенными издержками на заработную плату по сравнению с производительностью труда, в результате чего хозяйственные единицы оказываются несостоятельными с финансовой точки зрения.
Оба вышеназванных фактора влияют на движение обратного потока капитала с региональных рынков на рынки индустриально развитых стран и, как следствие, обостряют проблему международной задолженности. МВФ и Мировой банк не могут справиться с ситуацией еще и потому, что в них не заложена функция страхования международного кредитования.
К указанным двум проблемам примыкает третья, которая берет истоки в кардинальном различии в национальных системах валютного регулирования, базирующихся на отличных друг от друга системах обменных курсов, что не учитывается или плохо учитывается инвесторами.
Таким образом, внешнее заимствование можно определить как процесс привлечения и использования иностранной валюты в форме займов для целей, определяемых стратегией развития страны. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных средств для осуществления покрытия государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Анализ современных процессов международного кредитования позволяет сделать ряд выводов относительно причин возникновения и развития международных долговых кризисов.
Глава 2. Практика преодоления долгового кризиса
2.1 Развитие кризиса международной задолженности и первый этап урегулирования долгового кризиса (1982—1984 гг.)
Истоки современного кризиса международной задолженности уходят своими корнями в середину 70-х годов, когда сочетание потрясений на нефтяном рынке, резкого роста цен на товары широкого потребления и падения реальных ставок процента заставило многие страны-кредиторы и страны-заемщики пересмотреть ранее заключенные кредитные договоры, оказавшиеся несостоятельными в результате кардинального изменения объективных внешних условий. К началу 80-х годов многие страны из числа развивающихся испытывали трудности при выполнении своих обязательств. Условно последние двадцать лет, в течение которых постепенно обострялась проблема международной внешней задолженности, можно разделить на три стадии. Кроме того, каждой стадии соответствует определенный этап процесса пересмотра долга суверенных государств [22].
Первая стадия: 1980-1985 гг.
В течение данного периода начали меняться объем и структура задолженности развивающихся стран. Крупные страны со средним доходом по большей части имели задолженность перед основными коммерческими банками. Сначала озабоченность вызвал тот факт, что невыполнение условий кредитных соглашений подорвет международную банковскую систему, поскольку сумма задолженности часто превышала капитальную базу многих из этих частных учреждений. Оставшаяся часть задолженности приходилась на официальных кредиторов.
Финансовое сообщество на этой стадии еще было уверено, что долговой кризис является следствием проблем краткосрочной ликвидности, а отсюда продление периодов погашения вместе с перестройкой денежной и макроэкономической систем было достаточным для того, чтобы вернуть странам-должникам международную кредитоспособность и финансировать в дальнейшем их экономический рост. В центре внимания были крупные страны со средним доходом, такие как Бразилия и Мексика, поскольку они представляли наибольшую угрозу для мировой финансовой системы.
Признавая уникальный характер положения в области задолженности, экономические возможности обслуживания каждой страной-заемщиком, правительства-кредиторы согласились рассматривать кризис задолженности в каждой конкретной стране отдельно. В целях поддержки подобной стратегии было решено шире открыть рынки для торгов, а также проводить разумные экономические реформы. Главная роль во всей этой политике отводилась МВФ и, в меньшей степени, Всемирному банку.
Первый этап международного процесса пересмотра условий погашения долга — «Банкирский кризис». Этот этап начался с пересмотра условий погашения долга Мексики в 1982 году и закончился в 1985 году. Важнейшими особенностями этого периода были:
- соглашения о пересмотре сроков платежей в погашение основной суммы долгов, причитающихся через 12-15 месяцев;
- полная своевременная выплата процентов заемщиками;
- предоставление кредиторами заемщикам новых кредитов обычно под давлением МВФ и правительств стран-кредиторов. Средства использовались в первую очередь для поддержания текущих выплат процентов по старым долгам;
- централизация долга в руках небольшого количества должников в стране-должнике;
- заключение соглашения между заемщиком и коммерческими банками-кредиторами при условии достижения соглашения с МВФ. Стратегия МВФ состояла в том, чтобы помочь стране стабилизировать свой платежный баланс через снижение уровня внутреннего спроса и тем самым высвободить ресурсы для покрытия должником своих обязательств по внешней задолженности;
- расчет на то, что заемщик достигнет соглашения со своими официальным кредиторами в Парижском клубе.
Эти особенности имели ряд последствий для заемщика. Во-первых, цель пересмотра условий заключалась в сокращении текущих обязательств должника по обслуживанию долга путем переноса сроков погашения основной суммы долга. Кредиторы приняли такую стратегию, исходя из предположения о том, что проблема должника заключались во временных трудностях с ликвидностью, которые можно преодолеть путем сокращения текущих обязательств по обслуживанию долга. Во-вторых, в результате проведения данной стратегии суверенное государство приняло на себя более прямую ответственность за долги своих учреждений и органов, а также за внешний долг частного сектора, даже если они занимали средства в рамках своих самостоятельных полномочий на это. Третьим следствием данной стратегии были вызванные ею большие трудности, которые испытывали граждане страны-заемщика.
Для пересмотра задолженности и предоставления новых кредитов стало обязательным принятие странами-должниками индивидуальных программ стабилизации. Эти программы включали осуществление комплекса довольно жестких мероприятий, направленных на сокращение бюджетного и платежного дефицитов, ограничение экономической роли государства, сокращение государственного сектора и государственных социальных расходов, ограничение внутреннего потребления в целях расширения экспорта, проведение девальвации, поднятие процентных ставок, создание благоприятных условий для иностранного капитала, расширение закупок иностранных товаров и другие. Сущность этой политики состояла в расширении частного предпринимательства в этих странах, открытии дверей для транснационального капитала, в создании адекватной экономики в странах развивающегося мира. Под бременем задолженности, по существу насильственными методами началось осуществление перестройки развивающейся экономики.
Абсолютное большинство развивающихся стран приняли условия МВФ об осуществлении стабилизационных мер, хотя далеко не все оказались в состоянии их выполнять. Тем не менее, как следствие западной политики урегулирования начали проявляться децентрализация и разгосударствление экономики. Пытаясь противостоять давлению со стороны кредиторов, латиноамериканские государства предприняли попытки выработать единую позицию по вопросу об урегулировании внешней задолженности. С этой целью 11 стран — крупнейших должников, вошедших в Картахенскую группу, провели с июня 1984 г. по февраль 1985 г. три специальных совещания. Латиноамериканские страны высказались за расширение инвестиций и восстановление экономического роста. Особое внимание они обратили на ослабление протекционизма развитых стран для расширения погашения долгов поставками товаров; снижение процентных ставок, особенно США; корректировку ежегодных выплат по задолженности в зависимости от величины и динамики экспортной выручки; расширение помощи и долгосрочных коммерческих займов, необходимых для финансирования импорта; создание специальных фондов для субсидирования процентных выплат; увеличение доступа на рынки облигационных займов и к ресурсам МВФ при одновременном облегчении условий кредитования.
На начальном этапе долгового кризиса должники осуществляли выплаты, ограничивая импорт и наращивая экспорт даже за счет ограничения внутреннего потребления и инвестиций. Основной формой урегулирования внешней задолженности служило продление сроков, т. е. перенос долга, который оформлялся как новый среднесрочный кредит без прерывания выплаты процентов и при некотором улучшении других условий выплат. Новые кредиты предоставлялись в ограниченном объеме. Кредиторы не только опасались, но и не могли предоставлять новые кредиты ненадежным должникам, ибо их возможности были ограничены низким уровнем накопленных ими резервов по отношению к объему выданных кредитов.
Основные усилия кредиторов сводились к получению процентных платежей. МВФ предлагал странам-должникам меры жесткой экономии. В результате внешний долг продолжал увеличиваться, а средств для развития экономики не оставалось.
2.2 Второй этап (1985—1989гг.).
«План Бейкера» и другие
С середины 80-х годов Соединенные Штаты начали разрабатывать правительственные планы урегулирования задолженности развивающихся стран. В октябре 1985 г. тогдашним министром финансов Дж. Бейкером была предложена «Программа устойчивого роста», в которой признавалась необходимость обеспечения роста и притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны. Предусматривалось совместное участие развитых государств, международных финансовых институтов и коммерческих банков в кредитовании 15 крупнейших стран-должников, которым было дополнительно предоставлено 20 млрд. долл., а также были увеличены до 9 млрд. долл. ежегодные ссуды. Общая задолженность этих стран в 1985 г. составила 437 млрд. долл., на их долю приходилось 56% внешнего долга и ежегодных процентных выплат по долговым обязательствам развивающихся стран [13].
Стратегия Бейкера заключалась в предоставлении крупнейшим должникам достаточных стимулов для продолжения выполнения текущих обязательств по обслуживанию долга, обещании им в случае выполнения условий своих соглашений с международными финансовыми учреждениями получение новых кредитов в дополнение к тем, которые необходимы для покрытия обязательств по обслуживанию долга. Должники могли использовать эти кредиты для структурной перестройки своей экономики и стимулирования экономического роста. От принимающих стран требуется повышение доли частного сектора в экономике, приватизация государственных предприятий, снижение налогов на частное предпринимательство, снижение таможенных барьеров и открытие внутреннего рынка для западных товаров и транснационального капитала. Дополнительные средства должны были пpeдоставить коммерческие банки и многосторонние банки развития.
Одной из черт, отличавших план Бейкера от стратегии первого этапа, была роль международных финансовых учреждений. На первом этапе главным многосторонним учреждением был МВФ. Его функция заключалась в оказании странам помощи по макроэкономичей стабилизации в течение 12-15 месяцев, т. е. срока, который предусматривался типичным соглашением о резервных кредитах. По плану Бейкера главным многосторонним учреждением являлся Всемирный банк. Его функция состояла в оказании должнику помощи по адаптации его к новому экономическому положению, а не по стабилизации экономики. Поэтому он был сосредоточен на средне- и долгосрочных структурных изменениях, необходимых для стимулирования и поддержания экономического роста в стране-должнике.
Планом также предусматривался пересмотр условий платежей в счет погашения капитальной суммы долга, срок которых наступал через несколько лет, и продление срока пересмотренного долга. Цель состояла в том, чтобы дать стране-должнику как можно больше времени для устранения причин ее финансовых проблем. План Бейкера принес лишь частичные плоды, поскольку он не предусматривал никакого механизма оказания давления на банки с целью вынудить их внести дополнительные средства. Банки использовали этот период для наращивания резервов по покрытию убытков, связанных с непогашенными долгами суверенных государств. В 80-х годах банки получали значительные доходы от происходивших в то время слияний и поглощений, займов для приобретения недвижимости и операций по обмену долгов на ценные бумаги. Таким образом, независимо от плана Бейкера они оказались в состоянии списывать часть убытков по долгам суверенных государств. Возросшие резервы позволили банкам признать маловероятной полную выплату долгов и рассматривать эти долги как «ослабленные» активы, которые можно использовать в качестве потенциальных возможностей для извлечения какой-либо прибыли.
Успех плана состоял в том, что заемщики сохраняли свою приверженность стратегии пересмотра условий долга. Но когда отношение кредиторов к долгу начало меняться, они с меньшей готовностью предоставляли должникам новые кредиты, что способствовало росту задолженности. За этот период общий долг развивающихся стран увеличился с 1046 млрд. долл. США в 1985 г. до 1282 млрд. долл. [30].
Эксперименты с применением методов сокращения и облегчения долгового бремени привели к тому, что участники переговорного процесса представили кредиторам «меню вариантов», которое позволяло каждому кредитору выбирать форму облегчения долгового бремени заемщика. Это «меню» могло предусматривать различные варианты приостановки кредиторами новых ссуд заемщикам, сокращения основной суммы долга и обязательств по уплате процентов.