Объем рынка Добровольного Медицинского Страхования (ДМС) в России по итогам 2024 года достиг 328,3 млрд рублей, показав впечатляющий рост на 29,5%. Этот мощный финансовый скачок, произошедший на фоне активного реформирования и централизации Обязательного Медицинского Страхования (ОМС), является наиболее релевантным и ярким фактом, демонстрирующим двойственность и неравномерность развития российской системы медицинского финансирования.
Введение: Актуальность, цели и предмет исследования
Современная система здравоохранения Российской Федерации находится на критическом этапе развития, характеризующемся, с одной стороны, активным реформированием и централизацией государственного сектора (ОМС), а с другой — динамичным ростом частных финансовых инструментов (ДМС).
Эффективность работы системы медицинского страхования напрямую определяет доступность, качество и, в конечном счете, продолжительность жизни населения, что делает данную сферу ключевым элементом социальной и экономической политики государства.
В постпандемийный период (2020–2025 гг.) проблема недостаточной финансовой устойчивости системы, дисбаланса между государственными гарантиями и реальными возможностями финансирования, а также риск ослабления страховых принципов в ОМС стали особенно острыми. Это подтолкнуло законодателя к радикальным шагам, направленным на повышение управляемости сектора.
Целью настоящего исследования является проведение актуального и глубокого анализа финансово-правовых основ, идентификация ключевых проблем и обоснование стратегических направлений развития систем ОМС и ДМС в Российской Федерации на основе новейшего законодательства и статистических данных 2024–2025 годов.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе формирования и использования средств фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, а также организационно-правовые механизмы регулирования деятельности страховых медицинских организаций (СМО).
Теоретико-правовые основы и анализ новейших изменений в регулировании ОМС
Система медицинского страхования в России представляет собой сложный правовой и финансовый конгломерат, основанный на сочетании обязательных государственных гарантий (ОМС) и добровольных рыночных механизмов (ДМС).
Медицинское страхование в Российской Федерации: сравнительно-правовой ...
... «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Ключевые понятия и их правовые дефиниции Для корректного анализа необходимо установить точные правовые дефиниции основных категорий, используемых в системе медицинского страхования (согласно ст. ...
Изменения, внесенные в законодательство после 2020 года, существенно скорректировали баланс сил и принципы функционирования ОМС.
Правовое определение системы и Базовой программы ОМС
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в ред. от 28.12.2024) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ФЗ-326), Обязательное медицинское страхование (ОМС) определяется как вид обязательного социального страхования, который является государственной системой правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих право граждан на бесплатное получение медицинской помощи.
В свою очередь, Добровольное медицинское страхование (ДМС), регулируемое Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», представляет собой добровольный вид страхования, позволяющий гражданам получать медицинские услуги сверх объемов, установленных базовой программой, или в условиях повышенного комфорта и сервиса.
Ключевым элементом, гарантирующим права застрахованных, является Базовая программа ОМС (БПОМС). Она выступает составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) и строго определяет:
- Виды, объемы и условия оказания медицинской помощи.
- Перечень страховых случаев.
- Структуру тарифа и способы оплаты медицинских услуг.
Критический анализ централизации управления и финансирования (2021 г.)
Наиболее масштабные изменения в системе ОМС были инициированы Федеральным законом №430-ФЗ, вступившим в силу с 2021 года. Эти изменения были направлены на повышение управляемости и финансовой централизации, однако вызвали острую дискуссию относительно сохранения страховых принципов.
Ключевые аспекты централизации:
-
Одноканальное финансирование ФМО: Введен принцип, согласно которому федеральные медицинские организации (ФМО) начали получать финансовое обеспечение для реализации Базовой программы ОМС напрямую из Федерального фонда ОМС (ФОМС), минуя региональные Территориальные фонды (ТФОМС).
Это позволило повысить оперативность финансирования крупнейших федеральных центров, но усложнило региональное планирование.
-
Передача функций контроля качества: Произошла передача значительной части функций по контролю качества медицинской помощи от Страховых медицинских организаций (СМО) к ТФОМС, особенно в отношении ФМО.
Критика и риски отхода от страховых принципов:
Счетная палата РФ, анализируя результаты реформы, выразила серьезные опасения. Централизация, по мнению аналитиков, несет риски отхода от классических страховых принципов в пользу административного управления.
Страховые принципы предполагают, что СМО выступает независимым финансовым посредником и защитником прав пациента, заинтересованным в жестком контроле качества и целевого расходования средств. В условиях, когда функции независимого контроля замещаются практиками административного управления движением средств, роль СМО как «адвоката пациента» ослабевает. Это, в свою очередь, может привести к тому, что защита прав застрахованных и реальный контроль качества будут уступать место формальному исполнению административных процедур, что и является одним из главных скрытых следствий реформы.
Раздельный учет СМО и перспективы расширения деятельности на всей территории РФ
Для минимизации конфликта интересов и обеспечения финансовой прозрачности, законодательно закреплена обязанность СМО вести раздельный учет доходов и расходов по операциям со средствами ОМС и средствами ДМС. Это требование должно предотвратить перекрестное субсидирование коммерческой деятельности за счет государственных средств ОМС.
Еще одним ключевым изменением, направленным на усиление конкуренции и унификацию работы СМО, стал Федеральный закон от 28.12.2024 N 552-ФЗ.
Регуляторное изменение | Суть и сроки реализации |
---|---|
Географическое расширение деятельности СМО | С 1 сентября 2025 года СМО, имеющие лицензии с указанием конкретных субъектов РФ, получают право работать на всей территории Российской Федерации. |
Срок переоформления лицензий | СМО обязаны подать заявление о переоформлении лицензии, отражающее право работы в масштабе всей страны, до 1 сентября 2026 года. |
Это нововведение призвано унифицировать стандарты обслуживания и контроля, а также упростить систему межтерриториальных расчетов, поскольку застрахованный гражданин сможет беспрепятственно получать услуги в любом регионе, независимо от места выдачи полиса.
Финансовый анализ системы здравоохранения РФ: Структура и показатели ОМС (2024 г.)
Финансовая устойчивость системы ОМС определяется объемом и стабильностью поступлений в Федеральный фонд ОМС (ФОМС) и эффективностью распределения этих средств в субъектах РФ. Анализ бюджета ФОМС за 2024 год демонстрирует существенный рост объемов финансирования, хотя и сопровождается небольшим фактическим дефицитом.
Динамика и исполнение бюджета Федерального фонда ОМС (2024)
Бюджет ФОМС является краеугольным камнем системы ОМС. Основным источником доходов (более 85%) являются страховые взносы на ОМС, уплачиваемые работодателями и субъектами РФ за неработающее население.
Показатель бюджета ФОМС | Утвержденный план на 2024 год (трлн руб.) | Фактическое исполнение за 2024 год (трлн руб.) | Динамика к 2023 году (%) |
---|---|---|---|
Доходы | 3,700 | 3,870 | +3,5% (к плану) |
Расходы | 3,900 | 3,8894 | +22,1% (к 2023 году) |
Плановый дефицит | 0,200 | – | – |
Фактический дефицит | 0,147 | 0,019 | Существенное снижение |
Источник: Отчеты ФОМС и Госдума РФ (2025)
Фактическое исполнение бюджета ФОМС в 2024 году показало рост доходов, превышающий плановый показатель, и значительный рост расходов (+22,1% к 2023 году), что отражает индексацию тарифов и расширение Программы госгарантий. Критически важно отметить, что плановый дефицит бюджета ФОМС на 2024 год, составлявший 147 млрд рублей, по факту снизился до 19 млрд рублей. Это свидетельствует о более эффективном управлении финансовыми потоками и, вероятно, о дополнительных поступлениях, связанных с ростом фонда оплаты труда.
На реализацию базовой программы ОМС в субъектах РФ в 2024 году предусмотрена субвенция в размере 3,1 трлн рублей, что стало крупнейшим ежегодным приростом за последние шесть лет (увеличение на 13,6%).
Анализ достаточности государственного финансирования
Объем подушевого норматива является ключевым показателем, отражающим финансовую достаточность системы для покрытия гарантированного объема медицинской помощи. В 2024 году средний подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС установлен в размере 17 932,5 рубля на одно застрахованное лицо, что на 13,3% выше показателя 2023 года.
Однако, несмотря на абсолютный рост финансирования ОМС, при анализе макроэкономических показателей обнаруживается тревожная тенденция, ставящая под сомнение достаточность государственных инвестиций в здравоохранение. В структуре общих расходов на здравоохранение в РФ исторически доминировало государственное финансирование, которое в 2018 году составляло около 65% (бюджеты всех уровней и ФОМС).
Оставшиеся 35% приходились на частные расходы (личные средства граждан и ДМС).
Ключевой показатель — доля государственного финансирования в ВВП:
Прогнозируемая доля государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте (ВВП) в 2024 году составляет 3,9%. Эта цифра демонстрирует тенденцию к снижению по сравнению с 4,1% в 2021 году. Может ли система здравоохранения, финансируемая менее чем на 4% ВВП, обеспечить населению страны высочайшее качество и доступность услуг, соответствующие мировым стандартам?
Снижение доли государственного финансирования в ВВП, при одновременном росте частных расходов (особенно в ДМС), сигнализирует о постепенном увеличении финансовой нагрузки на граждан и работодателей. Международный опыт показывает, что для обеспечения высокого уровня доступности и качества медицинской помощи развитые страны обычно направляют на государственное здравоохранение значительно большую долю ВВП (зачастую более 6–7%).
Разрыв между текущими 3,9% и рекомендуемыми показателями указывает на сохраняющийся дефицит ресурсов для полноценного обеспечения всех заявленных Программой госгарантий объемов.
Острые финансовые и организационные проблемы ОМС и пути их решения
Несмотря на рост финансирования и централизацию управления, система ОМС продолжает сталкиваться с рядом хронических проблем, влияющих на региональную доступность и качество услуг.
Проблемы межтерриториальных расчетов и ограничения в структуре тарифов
1. Межтерриториальные расчеты.
Одной из наиболее устойчивых организационных проблем является система межтерриториальных расчетов между территориальными фондами ОМС. Когда застрахованное лицо получает помощь вне региона регистрации своего полиса, возникает необходимость компенсации затрат. Несовершенство и задержки в этом механизме могут приводить к:
- Дисбалансу и задолженностям между ТФОМС.
- Сложностям в оперативном финансировании медицинских организаций, которые оказывают помощь «иногородним» пациентам.
- Снижению заинтересованности региональных клиник в приеме пациентов из других субъектов РФ.
2. Ограничения в структуре тарифов.
Тариф на оплату медицинской помощи по ОМС должен покрывать все необходимые расходы медицинской организации, включая заработную плату, коммунальные услуги, расходные материалы и амортизацию оборудования. Однако структура тарифа остается ограниченной в части капитальных вложений. В 2024 году пролонгирована возможность закупки медицинских изделий и основных средств стоимостью до 1 млн рублей за единицу, и только при условии отсутствия просроченной кредиторской задолженности. Это ограничение сдерживает плановое обновление дорогостоящего высокотехнологичного оборудования (аппараты МРТ, КТ, хирургические роботы), вынуждая клиники искать иные источники финансирования (региональные бюджеты или внебюджетные средства).
Новые механизмы обеспечения финансовой сбалансированности
В ответ на выявленные системные проблемы и для обеспечения выполнения социальных обязательств, в 2024 году были внедрены два важных регуляторных механизма, направленных на повышение справедливости распределения средств и обеспечение приоритета оплаты труда медицинских работников.
1. Коэффициент доступности медицинской помощи.
Для устранения дисбаланса финансирования в регионах с низкой плотностью населения и сложной транспортной доступностью был введен новый «коэффициент доступности медицинской помощи» (утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1618).
Этот коэффициент учитывает географические и логистические особенности субъекта РФ и применяется при расчете размера субвенции, выделяемой ТФОМС из ФОМС.
- Применение: Коэффициент применяется для 25 регионов с наименьшей транспортной доступностью.
- Диапазон: Значение коэффициента установлено в диапазоне от 1,010 до 1,050.
- Результат: Введение коэффициента призвано обеспечить более справедливое распределение средств, компенсируя региональным системам здравоохранения повышенные транспортные и логистические расходы, тем самым повышая доступность помощи для населения отдаленных территорий.
2. Механизм сравнения региональных затрат.
Для защиты средств, предназначенных для оплаты труда медицинского персонала, введен механизм сравнительного анализа структуры затрат. Если региональные расходы на оплату труда медицинских работников уменьшаются при росте прочих расходов (на связь, транспорт, коммунальные услуги, аренду), то Минздрав или органы субъекта РФ обязаны незамедлительно принять меры по устранению дефицита средств на зарплату.
Данный механизм представляет собой сравнительный анализ доли в структуре затрат по отдельным направлениям (услуги связи, транспорта, содержание имущества) с показателями предыдущего года (2023).
Его цель — исключить риски нецелевого расходования средств и гарантировать выплату заработной платы в соответствии с целевыми показателями, установленными указами Президента РФ.
Стратегические направления развития и рынок Добровольного Медицинского Страхования (ДМС)
Стратегическое развитие системы здравоохранения в России базируется на приоритетах, заложенных в Программе государственных гарантий (ПГГ) на трехлетний период (2024–2026), и на динамичном росте сектора ДМС.
Приоритеты Программы госгарантий: Первичное звено и профилактика
ПГГ на 2024–2026 годы фокусируется на двух ключевых направлениях: укрепление первичного звена и усиление профилактической работы.
Укрепление первичного звена:
Первичное звено медико-санитарной помощи (поликлиники) является фундаментом системы. Приоритетность этого направления подтверждается установлением приоритетного порядка индексации заработной платы медицинским работникам первичного звена на уровне 9,8% в 2024 году, что соответствует целевым показателям.
Масштабирование профилактики:
В 2024 году предусмотрено значительное расширение программы диспансеризации и профилактических осмотров (увеличение объема на 17,3%).
Благодаря росту средств ОМС, профилактические мероприятия прошли 97,8 млн человек (увеличение на 15 млн человек), что приближает систему к целевому охвату всего населения не реже одного раза в год. Объемы диспансерного наблюдения хронических больных возросли на 45%.
Расширение спектра услуг ОМС:
Средства ОМС активно направляются на лечение социально значимых заболеваний и повышение рождаемости:
- Объем услуг по профилю «онкология» увеличен на 8,7% (для круглосуточного стационара).
- Объем услуг по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) увеличен на 2,6% (до не менее 78 тыс. циклов).
- Впервые закреплена средняя стоимость лечения вирусного гепатита С в дневном стационаре (в среднем 143,8 тыс. рублей на застрахованное лицо в 2024 году).
- В поликлиниках начали работать кабинеты медико-психологического консультирования для ветеранов, беременных женщин и пациентов с хроническими заболеваниями.
Анализ рынка ДМС: Объем, драйверы и корпоративный потенциал
Рынок ДМС демонстрирует стремительное развитие, выступая не только дополнением к ОМС, но и индикатором спроса на более качественные и оперативные услуги. Объем рынка ДМС по итогам 2024 года достиг 328,3 млрд рублей, показав рост на 29,5% год к году. Этот рост обеспечил 8% прироста всего страхового рынка РФ.
Драйверы роста ДМС (2024):
- Корпоративный сегмент: Расширение социальных пакетов работодателей в условиях дефицита кадров.
- Медицинская инфляция: Рост стоимости медицинских услуг в частных клиниках.
- Банковские «коробочные» продукты: Увеличение продаж простых и доступных полисов через банковские каналы.
Структура и потенциал корпоративного ДМС:
Рынок ДМС остается сильно зависимым от корпоративного сектора, что демонстрирует его социальную, а не чисто индивидуальную направленность.
Сегмент ДМС | Объем собранных премий (2024 г., млрд руб.) | Доля в общем объеме (%) |
---|---|---|
Корпоративный (страхование работников) | 226,1 | 68,9% |
Индивидуальный | 102,2 | 31,1% |
Итого | 328,3 | 100% |
Источник: Эксперт РА, Банк России
Доминирующая доля корпоративного сегмента (68,9%) подчеркивает, что ДМС стал значимым элементом конкуренции компаний за высококвалифицированные кадры. Однако потенциал роста остается чрезвычайно высоким: на конец июня 2025 года число застрахованных работодателями граждан по ДМС составило 15,7 млн человек. При этом общее число работающего населения в России составляет около 75 млн человек. Таким образом, менее 21% работающих граждан застрахованы по ДМС. Это указывает на колоссальный потенциал роста корпоративного сегмента ДМС, особенно среди малого и среднего бизнеса.
Проблема конфликта интересов СМО в рамках ОМС и ДМС
Совмещение деятельности СМО в рамках обязательного и добровольного страхования всегда несет в себе риск конфликта интересов: теоретически СМО может быть заинтересована в направлении пациента из ОМС в более прибыльный сегмент ДМС. Законодатель пытается решить эту проблему через усиление прозрачности:
- Раздельный учет: Требование вести раздельный учет доходов и расходов по ОМС и ДМС (Глава 5 ФЗ-326) является ключевой мерой финансового контроля, направленной на предотвращение нецелевого использования государственных средств.
- Усиление контроля ТФОМС: Централизация контроля качества в руках ТФОМС (в части ФМО) также является попыткой снизить влияние коммерческой заинтересованности СМО на оценку качества помощи.
Реальный выбор страховщика гражданами, особенно в ОМС, остается ограниченным. Хотя гражданин формально может выбрать СМО, фактическая разница в объеме и качестве услуг между страховыми компаниями в рамках Базовой программы минимальна, что не стимулирует СМО к реальной конкуренции за пациента. Только усиление ответственности СМО за качество и доступность помощи, а также полноценное финансирование их контрольных функций, сможет обеспечить реальную защиту прав пациента, независимо от источника страхования. В связи с этим, необходимо внимательнее отнестись к предложениям по совершенствованию системы.
Заключение и предложения по совершенствованию системы
Проведенный анализ подтверждает, что система медицинского страхования в РФ в период 2020–2025 годов претерпела значительные изменения, характеризующиеся усилением централизации ОМС и взрывным ростом рынка ДМС.
Основные выводы исследования:
- Централизация и риски: Реформы ОМС 2021 года, направленные на централизацию финансовых потоков и передачу части контрольных функций ТФОМС, несут критические риски отхода от страховых принципов. Ослабление роли СМО как независимого контролера и защитника пациента может привести к замещению эффективности административным формализмом (опасения Счетной палаты).
- Недостаточность государственного финансирования: Несмотря на значительный абсолютный рост бюджета ФОМС (исполнение 2024 года – 3,87 трлн руб.) и снижение фактического дефицита (19 млрд руб.), доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП (3,9% в 2024 г.) демонстрирует тенденцию к снижению. Это указывает на системный дефицит ресурсов, необходимых для выполнения всех государственных гарантий в полном объеме и с требуемым качеством.
- Управленческие инструменты: Внедрение новых механизмов, таких как коэффициент доступности медицинской помощи для регионов с низкой плотностью населения и механизм сравнения региональных затрат для защиты фонда оплаты труда, является шагом к повышению справедливости и сбалансированности регионального финансирования.
- Потенциал ДМС: Рынок ДМС демонстрирует высокую динамику роста (328,3 млрд руб. в 2024 г.), в основном за счет корпоративного сегмента (68,9%). Высокий потенциал роста (менее 21% работников застрахованы) свидетельствует о том, что ДМС будет играть все более важную роль в сфере обеспечения конкурентных социальных пакетов.
Предложения по совершенствованию системы медицинского страхования в РФ:
-
Усиление страховых принципов в ОМС. Необходимо законодательно закрепить и расширить полномочия СМО как независимого финансового контролера и защитника прав застрахованных. Целесообразно вернуть СМО полноценные функции контроля качества, особенно в отношении ФМО, для обеспечения конкурентной среды и снижения административного давления на медицинские организации.
-
Корректировка тарифов и капитальных вложений. Требуется пересмотр структуры тарифа ОМС для обеспечения полноценного покрытия расходов на современное высокотехнологичное оборудование. Текущее ограничение по закупкам (до 1 млн руб.) препятствует модернизации. Целесообразно ввести отдельный инвестиционный фонд в структуре ФОМС, средства которого будут направляться на целевое обновление оборудования через региональные программы, интегрированные в систему ОМС.
-
Повышение доли госфинансирования в ВВП. Для достижения целевых показателей качества и доступности медицинской помощи необходимо принять стратегическое решение о постепенном увеличении доли государственных расходов на здравоохранение до уровня, сопоставимого со странами-лидерами (не менее 5–6% ВВП).
-
Стимулирование рынка ДМС. Для дальнейшего развития корпоративного сегмента ДМС, который является мощным инструментом привлечения частных средств в здравоохранение, необходимо рассмотреть меры налогового стимулирования для работодателей, предоставляющих полисы ДМС сотрудникам (например, через расширение льгот по налогу на прибыль).
-
Внедрение механизма мониторинга межтерриториальных расчетов. С учетом предстоящего расширения географии деятельности СМО (с 01.09.2025), критически важно разработать единую, высокоавтоматизированную информационную систему для оперативного проведения межтерриториальных расчетов, чтобы исключить риск возникновения задолженностей, влияющих на региональную доступность помощи.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (утратил силу).
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (утратил силу).
- Приказ Минфина РФ от 16.12.2005 № 149-Н «Об утверждении формы типового устава страховой медицинской организации» (утратил силу).
- Генеральное тарифное соглашение на 2024 год. Санкт-Петербург: СПб ГБУЗ «ГМПБ №2», 2024. URL: https://gmpb2.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. МИНЗДРАВ РОССИИ. Общественный совет при Росздравнадзоре. URL: https://roszdravnadzor-os.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Минздрав России представил стратегию развития здравоохранения до 2025 года. ТФ ОМС РИ. URL: https://rifoms.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Госдума приняла закон о бюджете ФОМС на 2024-2026 гг. URL: https://omsvrn.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Базовая программа ОМС – 2024: основные показатели и расширение возможностей поликлиник // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Итоги 2024 года на страховом рынке и прогноз на 2025-й: короткие продукты двигают рынок // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.).
Факты и предложения // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Финансирование системы здравоохранения РФ: Источники государственного финансирования здравоохранения РФ, 2020 г. URL: https://orgzdrav.com/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Страховой рынок: итоги 2024 года // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Как изменится медицина к 2024 году: Прогнозы и стратегии развития здравоохранения. URL: https://dpoaps.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- ДМС и ОМС: в чем разница, преимущества, недостатки полисов // АльфаСтрахование. URL: https://alfastrah.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Основные отличия программ ОМС и ДМС: Подробное сравнение // BanksToday. URL: https://bankstoday.net/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Современные проблемы движения средств между бюджетами фондов обязательного медицинского страхования и пути их решения // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- ПРОБЛЕМЫ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ФОНДАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- В 2024 году объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).