Социальная поддержка многодетных семей в Российской Федерации: Теоретико-правовой анализ и оценка эффективности региональных механизмов (на примере Пермского края в 2025 году)

Курсовая работа

Национальная демографическая стратегия Российской Федерации, актуализированная в середине 2020-х годов, прямо указывает на многодетные семьи как на ключевой элемент устойчивого развития и воспроизводства населения. В условиях низкого суммарного коэффициента рождаемости (СКР), который в 2023 году составил 1,41, роль третьих и последующих детей, чей вклад в рождаемость превысил 26%, приобретает стратегическое значение. Обеспечение достойного уровня жизни и всесторонней поддержки многодетных семей является не просто социальной задачей, но императивом государственной безопасности и долгосрочного экономического планирования.

Актуальность темы исследования обусловлена кардинальным обновлением федеральной нормативно-правовой базы в 2024 году, прежде всего, принятием Указа Президента РФ от 23.01.2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Этот документ не только закрепил бессрочный статус многодетности, но и унифицировал минимальный набор мер поддержки по всей стране, что требует незамедлительного анализа его влияния на региональное законодательство и практику.

Предмет исследования — система мер социальной поддержки многодетных семей. Объект исследования — практика реализации социальной политики в отношении многодетных семей на примере Пермского края. Выбор Пермского края (Прикамья) не случаен: регион демонстрирует СКР (1,53) выше среднероссийского показателя, но при этом сталкивается со специфическими проблемами координации и финансирования, что делает его опыт показательным для оценки эффективности региональных механизмов. Следовательно, системный анализ Прикамья позволит выявить как успешные практики, так и узкие места общефедеральной политики.

Цель работы — систематизировать теоретические основы, провести актуализированный правовой анализ федеральных и региональных мер поддержки многодетных семей, а также дать критическую оценку их эффективности на примере Пермского края в 2025 году.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые исследовательские задачи:

  1. Систематизировать понятийно-категориальный аппарат (социальная защита, помощь, адресность).
  2. Проанализировать актуальную федеральную нормативно-правовую базу, включая новые механизмы (Семейная налоговая выплата).
  3. Составить социально-экономический портрет многодетных семей по свежим статистическим данным (2023–2024 гг.).
  4. Детально изучить уникальные меры поддержки и критерии нуждаемости в Пермском крае (ПМ на 2025 год).
  5. Оценить результативность региональной политики (сокращение бедности, демографический эффект) и выявить проблемы координации.

Теоретико-методологические основы социальной поддержки многодетных семей

Понятийно-категориальный аппарат: Социальная защита, помощь и многодетная семья

Для построения научно обоснованного анализа необходимо четко разграничить ключевые понятия, формирующие категориальный аппарат социальной политики.

7 стр., 3038 слов

Корпоративная социальная политика ОАО «РЖД»: Структура, механизм ...

... год: 5 775 руб. 2024 год: 6 050 руб. 2025 год: 6 300 руб. Этот постоянный рост, зафиксированный в Коллективном договоре, является важным индикатором приверженности Компании к социальной поддержке семей. ... вовлеченность персонала. Критический анализ эффективности КСП: Парадокс HR-показателей и риски Социальная политика ОАО «РЖД» традиционно считается эталонной по объему гарантий. Однако анализ ...

Социальная защита — это наиболее широкое понятие, представляющее собой систему распределительных отношений, направленную на материальную поддержку определенных категорий граждан России в случае возникновения социальных рисков (потеря трудоспособности, старость, безработица, многодетность).

В научном дискурсе социальная защита рассматривается как составная часть социальной политики и включает такие формы, как социальные гарантии, социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь. В данном контексте, социальная защита многодетных семей выступает не просто как реакция на риски, но как инвестиция в человеческий капитал страны.

Социальная помощь является более узкой, целевой формой социальной защиты. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», она определяется как система отношений, ориентированная на предоставление материальной поддержки государством гражданам, чей доход ниже величины прожиточного минимума (ПМ).

Это ключевой инструмент борьбы с бедностью, основанный на принципе нуждаемости.

Многодетная семья. Исторически определение многодетной семьи и меры ее поддержки варьировались по регионам, однако Указ Президента РФ от 23.01.2024 г. № 63 унифицировал этот статус на федеральном уровне. Согласно Указу № 63, многодетной семьей в Российской Федерации признается семья, имеющая трех и более детей. Критически важно, что этот статус устанавливается бессрочно. При этом меры социальной поддержки предоставляются до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет, если он обучается по очной форме. Унификация статуса является важнейшей вехой в социальной политике, обеспечивая равные стартовые условия для всех многодетных семей независимо от их региона проживания; ведь теперь семья не теряет своего статуса, когда старшие дети вырастают, а само государство признаёт многодетность не временным этапом, а постоянной ценностью.

Принципы и подходы к реализации социальной политики

Эффективность любой системы социальной поддержки определяется методологическими принципами, заложенными в ее основу.

К основным принципам социальной защиты относятся:

  1. Комплексность: Предоставление не только денежной, но и натуральной помощи, а также услуг (психологических, юридических, образовательных).
  2. Дифференцированный подход: Размеры и виды помощи должны зависеть от конкретных социальных рисков и потребностей семьи.
  3. Содействие самопомощи/самообеспечению: Принцип, направленный на активацию экономического потенциала семьи (например, через Социальный контракт), а не на формирование иждивенческих настроений.

Наиболее острым методологическим вопросом остается соотношение категориального и адресного подходов:

Подход Определение Примеры в РФ (2025 г.) Преимущества Недостатки
Категориальный Предоставление мер поддержки всем членам определенной социальной группы, независимо от уровня дохода. Бесплатное посещение музеев по Указу № 63; Федеральный материнский капитал. Простота, скорость реализации, устранение стигматизации. Высокая стоимость, нецелевое расходование бюджетных средств.
Адресный Целенаправленное предоставление помощи лицам, чей доход не превышает установленного критерия нуждаемости (обычно ПМ). Единое пособие, Социальный контракт, большинство региональных выплат в Пермском крае. Повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение уровня бедности. Сложность сбора документов, риск ошибок, возможность исключения нуждающихся.

Федеральный закон № 178-ФЗ закрепляет адресность как ключевой механизм повышения эффективности социальной помощи. В последние годы наблюдается тенденция к смещению баланса в сторону адресности (например, введение Единого пособия), что требует от регионов, включая Пермский край, более точного определения критериев нуждаемости, основанных на актуальном размере Прожиточного минимума. Однако, не приводит ли слишком сильный акцент на адресности к усложнению бюрократических процедур и, как следствие, к снижению доступности помощи для тех, кто в ней действительно нуждается?

Анализ федерального законодательства и социально-экономический портрет многодетных семей в РФ

Актуализация федеральной нормативно-правовой базы (2024–2025 гг.)

Ключевым событием в регулировании социальной поддержки многодетных семей стало принятие Указа Президента РФ от 23.01.2024 г. № 63. Этот документ окончательно унифицировал и существенно расширил минимальный набор гарантий для данной категории граждан.

Указ № 63 устанавливает бессрочный статус многодетной семьи. Среди гарантированных мер поддержки, которые должны быть обеспечены на территории каждого субъекта РФ, выделяются:

  1. Денежные выплаты и пособия: Предоставление государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей.
  2. Трудовые льготы: Меры поддержки в сфере трудовых отношений, включая содействие в трудоустройстве и гибкие формы занятости.
  3. Пенсионные гарантии: Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости для женщин, воспитавших трех и более детей.
  4. Образование и здоровье: Рекомендация субъектам РФ обеспечить бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 6 лет по рецептам.

Кроме того, Указ № 63 нацеливает региональные власти на профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования, что является важным шагом от пассивной материальной помощи к активной поддержке самообеспечения семьи. Это обеспечивает долгосрочную финансовую устойчивость семьи, а не только краткосрочное закрытие текущих потребностей.

Новые механизмы финансовой поддержки и налоговые льготы

Федеральное правительство, помимо прямых пособий, активно внедряет механизмы косвенной финансовой поддержки через налоговую систему.

Налоговые вычеты по НДФЛ. С 2025 года произошло существенное увеличение стандартных налоговых вычетов, что напрямую влияет на располагаемый доход работающих многодетных родителей. Предельный доход для предоставления этих вычетов увеличен до 450 000 рублей.

  • Вычет на второго ребенка увеличен с 1 400 до 2 800 рублей.
  • Вычет на третьего и последующих детей увеличен с 3 000 до 6 000 рублей.

Эти изменения направлены на повышение справедливости налогообложения и обеспечение большего объема средств в распоряжении семьи, фактически увеличивая их чистый доход.

Семейная налоговая выплата (Налоговый кешбэк). Наиболее инновационным механизмом является введение с 2026 года новой ежегодной семейной налоговой выплаты, регулируемой Федеральным законом от 13.07.2024 N 179-ФЗ. Этот механизм основан на принципе адресности и представляет собой денежный возврат (кешбэк) части уплаченного НДФЛ.

Критерии предоставления выплаты:

  1. Наличие в семье двух и более детей.
  2. Совокупный годовой доход семьи должен быть ниже 1,5-кратной величины прожиточного минимума на человека в регионе.
  3. Фактически, ставка НДФЛ для нуждающихся семей будет снижена с 13% до 6% на часть дохода.

Подача заявления на выплату за 2025 год начнется с 1 мая 2026 года. Этот механизм является прямым инструментом повышения реальных доходов и показывает переход государства к более сложным, но точечным финансовым инструментам поддержки. Каждой семье, соответствующей критериям, гарантируется ощутимый возврат средств, уплаченных в виде подоходного налога.

Динамика и социально-экономический портрет многодетных семей (по данным Росстата 2023–2024 гг.)

Анализ статистических данных подтверждает как рост численности целевой группы, так и положительную динамику в снижении уровня ее бедности.

Рост числа многодетных семей. Число многодетных семей в России за десятилетие (2013–2023 гг.) выросло более чем вдвое — с 1,1 млн до 2,4 млн. Это свидетельствует об эффективности государственных мер, направленных на стимулирование рождаемости третьих и последующих детей. В этих семьях воспитывается 7,7 млн детей.

Снижение уровня бедности. Самым значимым результатом социальной политики последних лет стало резкое снижение доли многодетных семей, находящихся за чертой бедности.

Показатель 2020 год 2024 год (предварительные данные) Снижение Цель к 2030 году
Уровень бедности многодетных семей 38,1% 20,0% 18,1 п.п. 12,0%
Общий уровень бедности в РФ 12,1% 7,2%

Снижение уровня бедности среди многодетных семей почти вдвое за четыре года (с 38,1% до 20%) является прямым следствием введения универсальных, адресных пособий (таких как Единое пособие) и расширения социальных контрактов. Тем не менее, 20% остается значительно выше, чем общий уровень бедности в стране (7,2%), что подчеркивает сохраняющуюся уязвимость данной категории.

Демографический контекст. Несмотря на положительную динамику поддержки, общий СКР в 2023 году снизился до 1,41. Многодетные семьи обеспечили более 26% рождений, что указывает на то, что государственные усилия концентрируются в правильном сегменте, но требуют дальнейшего усиления, особенно в части создания условий для гармоничного развития и материального благополучия больших семей. Как же обеспечить, чтобы демографические меры приводили к росту СКР выше уровня простого воспроизводства?

Региональная система социальной поддержки многодетных семей: Кейс Пермского края

Нормативно-правовое регулирование и критерии нуждаемости в Пермском крае

Региональная система социальной поддержки в Пермском крае (ПК) строится на сочетании федеральных гарантий и собственных адресных программ.

Основной регулирующий актЗакон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «О социальных гарантиях и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае» (в действующей редакции).

Этот закон определяет локальные меры поддержки, которые являются дополнением к федеральным.

Критерии нуждаемости (2025 г.). В Прикамье большинство мер социальной поддержки носит адресный характер, требуя подтверждения малоимущего статуса. Ключевым индикатором является Прожиточный минимум (ПМ), установленный на 2025 год:

Категория Размер ПМ (Постановление Правительства ПК от 11.09.2024 № 611-п)
На душу населения 16 314 рублей
Для трудоспособного населения 17 782 рубля
Для детей 15 825 рублей

Семья признается малоимущей, если среднедушевой доход не превышает 16 314 рублей. Этот показатель используется при расчете права на получение Единого пособия и других региональных выплат.

Важно отметить, что в Пермском крае Региональный материнский (семейный) капитал в настоящее время не установлен, поскольку соответствующая программа действовала только до 30 июня 2018 года. Это является существенным отличием от многих других субъектов РФ, которые сохранили или ввели региональный маткапитал для стимулирования третьих рождений, тем самым снижая общий объем финансового стимулирования.

Анализ основных региональных и адресных выплат (2025 г.)

Финансовая поддержка многодетных семей в Пермском крае реализуется преимущественно через федеральные программы, администрируемые региональными структурами, и небольшие локальные выплаты.

Единое пособие (ЕП). Ключевая выплата для малоимущих семей, заменяющая ряд старых пособий. Размер ЕП в 2025 году привязан к ПМ для детей (15 825 рублей) и составляет:

  • 50% ПМ (базовый размер) — 7 912,5 рублей.
  • 75% ПМ (если с 50% не достигается ПМ) — 11 868,75 рублей.
  • 100% ПМ (если с 75% не достигается ПМ) — 15 825 рублей.

Региональные категориальные и адресные выплаты:

  1. Ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка: Предоставляется малоимущим многодетным семьям в символическом размере — 160 рублей.
  2. Компенсация ЖКУ: Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, которая составляет 424,70 рубля на каждого члена семьи.
  3. Образовательные льготы: Компенсация части родительской платы за обучение детей в музыкальных, художественных, спортивных школах — 50%.
  4. Выплата на детей-студентов: Ежемесячная денежная выплата в размере 557,05 рублей на каждого ребенка в возрасте от 17 до 23 лет, обучающегося по очной форме.

Малые размеры прямых региональных выплат (160 руб., 424,70 руб.) свидетельствуют о том, что основной массив материальной помощи перенесен на федеральный уровень (Единое пособие), в то время как региональный бюджет фокусируется на точечных, часто нематериальных, мерах и крупных целевых программах.

Уникальные и приоритетные региональные программы

Пермский край выделяется среди других регионов реализацией программ, направленных не на прямую денежную поддержку, а на улучшение жилищных условий и содействие самообеспечению.

1. Региональная жилищная программа «Молодая семья»

Пермский край является единственным субъектом РФ, который, используя средства краевого бюджета, предоставляет материальную поддержку в рамках региональной жили��ной программы. Эта программа, рассчитанная на молодых (многодетных) семей, обладает рядом уникальных особенностей:

  • Размер выплаты: В 2024 году размер выплаты был увеличен с 10% до 15% от расчетной стоимости жилья.
  • Целевое использование: Помимо покупки жилья, выплата может быть использована на реконструкцию или завершение начатого строительства индивидуального жилого дома, что критически важно для многодетных семей, предпочитающих ИЖС.
  • Стимулирующий бонус: При рождении ребенка в течение двух лет после получения сертификата, выплата удваивается (дополнительные 15%).

2. Социальный контракт

Этот механизм, хотя и регулируется федеральным законодательством, в Пермском крае признан одним из важнейших инструментов в борьбе с бедностью. Социальный контракт — это соглашение между органами соцзащиты и малоимущей семьей, по которому семье предоставляются ресурсы в обмен на ее обязательство по выходу из трудной жизненной ситуации.

В 2024 году было заключено 3,9 тыс. контрактов. Основные направления:

  • Индивидуальная предпринимательская деятельность (ИП): До 350 тыс. рублей на открытие или развитие бизнеса.
  • Поиск работы и ведение личного подсобного хозяйства.

Социальный контракт демонстрирует переход от пассивного социального обеспечения к политике активизации экономического потенциала многодетных семей. Регион ставит целью научить семьи зарабатывать, а не просто получать пособия.

Оценка эффективности и проблемы координации мер в Пермском крае

Результативность мер по борьбе с бедностью и стимулированию рождаемости

Оценка эффективности социальной политики проводится через призму двух ключевых целей: снижение уровня бедности и стимулирование рождаемости. На примере Пермского края можно отметить значительные позитивные сдвиги.

1. Снижение малоимущих семей с детьми

Наиболее убедительным показателем эффективности адресных мер (таких как Единое пособие и Социальный контракт) стало резкое сокращение числа малоимущих семей с детьми в Прикамье. По итогам 2024 года, число таких семей сократилось более чем на 45% (с 17,7 тыс. до 9,7 тыс.).

Этот результат прямо подтверждает правильность выбора в пользу адресного подхода в борьбе с бедностью. Общий объем финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в регионе в 2024 году составил 39,4 млрд рублей, что свидетельствует о существенных инвестициях в данное направление. Снижение малоимущих семей, следовательно, является прямым подтверждением работоспособности федерально-региональной связки.

2. Демографический эффект

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в Пермском крае в 2023 году составил 1,53, что существенно превышает среднероссийский показатель (1,41).

Это позволяет сделать вывод о том, что региональные и федеральные меры, в совокупности, оказывают положительное влияние на решение семей заводить третьего и последующих детей, подтверждая относительную эффективность региональной политики в сравнении с общероссийской динамикой.

Проблемы координации и комплексности социальной помощи

Несмотря на положительные статистические результаты, анализ реализации мер выявляет системные проблемы, которые могут замедлить дальнейший прогресс.

1. Проблемы координации между уровнями власти

Одной из ключевых проблем является недостаток взаимодействия и слабая координация между различными органами социальной защиты, федеральными структурами (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, налоговые органы) и муниципалитетами. Это приводит к:

  • Дублированию усилий или, наоборот, к пробелам в предоставлении услуг.
  • Сложностям для семей при сборе документов и получении информации, что снижает доступность помощи.
  • Слабому контролю за реализацией мероприятий Социального контракта на муниципальном уровне.

2. Недостаток комплексности помощи (Материальное vs. Нематериальное)

В системе социальной помощи многодетным семьям в Пермском крае по-прежнему преобладает материальная помощь (пособия, компенсации).

В то время как решение воспитательных, психолого-педагогических, юридических и социально-медицинских проблем остается недостаточно проработанным и финансируемым. Хотя Социальный контракт предусматривает нематериальную поддержку (психологические услуги, содействие трудоустройству), доля семей, получающих именно комплексную помощь (деньги + услуги), остается низкой. При этом, именно комплексный подход, а не только денежные вливания, способен гарантировать устойчивое улучшение качества жизни.

3. Нерешенный вопрос социального жилья

Актуальной проблемой в регионе остается нерешенный вопрос обеспечения социальным жильем малоимущих граждан. Это касается как предоставления льготных участков, так и механизмов реализации программ на уровне органов местного самоуправления. Жилищный вопрос является одним из самых острых для многодетных семей и требует более активного участия муниципалитетов и регионального правительства, поскольку действующая программа «Молодая семья» не может полностью покрыть потребность малоимущих семей.

Заключение

Проведенный теоретико-правовой и практический анализ подтверждает, что система социальной поддержки многодетных семей в Российской Федерации, и в частности в Пермском крае, находится на этапе глубокой реформы и актуализации.

Ключевые выводы исследования:

  1. Правовая база унифицирована и усилена: Принятие Указа Президента РФ № 63 от 23.01.2024 г. и законодательное закрепление новых финансовых инструментов (Семейная налоговая выплата с 2026 года) свидетельствует о переходе к системной и долгосрочной поддержке многодетных семей, закрепляя их статус бессрочно.
  2. Адресность доминирует: В соответствии с принципами, заложенными в ФЗ № 178-ФЗ, наблюдается четкое смещение фокуса к адресной помощи, что подтверждается статистикой: уровень бедности среди многодетных семей снижен до 20% по итогам 2024 года.
  3. Пермский край демонстрирует относительную демографическую эффективность: СКР в Прикамье (1,53) выше среднероссийского (1,41).

    Региональная система поддержки отличается уникальными программами, такими как жилищная программа «Молодая семья» (15% выплаты, возможность реконструкции) и активное использование Социального контракта (до 350 тыс. руб. на ИП) как инструмента активизации.

  4. Проблемы комплексности и координации: Несмотря на успехи в борьбе с бедностью, сохраняются проблемы координации между федеральными и региональными органами власти. Структура помощи по-прежнему имеет перекос в сторону материальных выплат, в то время как психолого-педагогическая и социально-медицинская помощь нуждается в существенном расширении и системной интеграции.

Рекомендации по совершенствованию региональной системы поддержки в Пермском крае

  1. Развитие нематериальной поддержки: Усилить компонент психолого-педагогической и юридической помощи многодетным семьям, интегрировав его в механизм Социального контракта, чтобы обеспечить комплексный выход из трудной жизненной ситуации.
  2. Улучшение межведомственного взаимодействия: Создать единую цифровую платформу для обмена данными между органами социальной защиты, ФСС, налоговыми и муниципальными структурами с целью упрощения процедур для семей и повышения прозрачности предоставления льгот.
  3. Решение жилищного вопроса: Разработать и принять целевую программу по обеспечению социальным жильем малоимущих многодетных семей, дополнив существующую программу «Молодая семья» механизмом льготной аренды или субсидирования ипотеки для семей с доходом ниже 1,5 ПМ.
  4. Рассмотрение вопроса о региональном маткапитале: Провести анализ экономической целесообразности восстановления программы регионального материнского (семейного) капитала, даже в небольшом, но целевом размере, для дальнейшего стимулирования рождаемости третьих и последующих детей, что помогло бы укрепить демографические результаты.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 22. 08. 2004 г. № 122-ФЗ о замене натуральных льгот денежными выплатами // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
  2. Постановление Правительства РФ от 20. 08. 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 34. Ст. 3374.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 23.01.2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» // Собрание законодательства РФ. 2024. № 4. Ст. 524.
  4. Закон Пермского края от 31 марта 2025 г. N 416-ПК «О внесении изменений в статью 19.1 Закона Пермской области…». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  5. Закреплен новый подход к определению статуса многодетной семьи и обновлены меры социальной поддержки // Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  6. Росстат впервые оценил долю бедных многодетных семей по новой системе // Budjet.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://bujet.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  7. Особенности организации работы органов социальной защиты по социальному обслуживанию многодетных семей в Российской Федерации и в Пермском крае // Nagoroh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nagoroh.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  8. В Пермском крае стало больше многодетных семей // Business-class.su. [Электронный ресурс]. URL: https://business-class.su/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  9. Льготы многодетным семьям в Перми в 2025 году // Gogov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gogov.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  10. Региональный материнский капитал в Пермском крае и Перми в 2025 году // Materinskiy-semeyniy-kapital.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://materinskiy-semeyniy-kapital.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  11. Голикова Т. А. Число многодетных семей в России достигло 2,4 миллиона // Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  12. Изменения с 2025 года: поддержка семей с детьми // Rsksrf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rskrf.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  13. Рождаемость в Прикамье продолжает падать, несмотря на меры соцподдержки. Почему? // Properm.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://properm.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  14. С 2025 года расширяются меры поддержки семей с детьми // Nalog.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  15. В Пермском крае на 45 % стало меньше малоимущих семей с детьми // Business-class.su. [Электронный ресурс]. URL: https://business-class.su/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  16. Семья и дети // Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://socvplaty.permkrai.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  17. Адресность предоставления мер социальной поддержки: особенности и направления развития // 1economic.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://1economic.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  18. Социальная защита населения как важнейший фактор социально-экономического развития в условиях цифровизации // Vaael.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vaael.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  19. Меры государственной поддержки многодетных семей // Общественная палата Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://oppk.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  20. Пермский край в цифрах 2024: статистический сборник. М.: Росстат, 2024.
  21. Проект закона О внесении изменений в отдельные законы Пермской области, Пермского края в сфере социальной поддержки семей с детьми // Zsperm.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://zsperm.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  22. Семья и дети в России: статистический сборник. М.: Росстат.
  23. Социальная защита в Российской Федерации: правовой аспект // Tversu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tversu.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  24. Материальное положение многодетных семей и факторы роста их доходов // Oaji.net. [Электронный ресурс]. URL: https://oaji.net/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  25. Социальная защита населения: Теоретико-концептуальные аспекты и ретроспективы совершенствования // Vcot.info. [Электронный ресурс]. URL: https://vcot.info/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  26. О проблемах социальной защищённости жителей Пермского края // Ombudsman.perm.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ombudsman.perm.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).