Введение
По состоянию на октябрь 2025 года, ключевая ставка Банка России составляет 17,00% годовых, что является наиболее мощным и релевантным фактором, определяющим экономическую среду для коммерческих банков. В условиях столь высокой стоимости денег, кредитная политика перестает быть просто набором внутренних правил; она превращается в сложный, динамически настраиваемый инструмент стратегического выживания и обеспечения конкурентоспособности. Резкое ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП) в 2023–2025 годах, сопровождаемое беспрецедентным усилением макропруденциального регулирования со стороны Центрального Банка РФ, создало уникальный вызов для банковского сектора.
Проблема исследования заключается в необходимости актуализации теоретических, методологических и практических подходов к формированию кредитной политики в российских коммерческих банках в период с 2023 по 2025 год. Устаревшие стратегии, основанные на периодах низкой стоимости фондирования и мягкого регулирования, становятся неэффективными и несут повышенные системные риски. Для практического анализа выбран лидер рынка — ПАО Сбербанк, чья деятельность наиболее полно отражает реакцию банковской системы на макроэкономические и регуляторные шоки.
Цель работы состоит в комплексном анализе современной кредитной политики коммерческого банка, исследовании ее трансформации под влиянием ДКП и регуляторных требований ЦБ РФ, а также в разработке экономически обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности и снижение риск-взвешенных активов (RWA).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть сущность и место кредитной политики в стратегическом управлении банком, учитывая влияние высоких процентных ставок.
- Систематизировать актуальные регуляторные требования ЦБ РФ, включая стандарты Базель III/IV и новейшие макропруденциальные лимиты и надбавки, введенные в 2025 году.
- Провести детальный анализ структуры, динамики и качества кредитного портфеля ПАО Сбербанк за 2022–2025 годы, оценив стоимость кредитного риска.
- Разработать конкретные мероприятия по совершенствованию кредитной политики, направленные на реаллокацию капитала в пользу регуляторно-стимулируемых сегментов.
- Смоделировать экономический эффект (высвобождение капитала) от внедрения предложенных рекомендаций.
Теоретические основы и место кредитной политики в стратегическом управлении банком
Сущность, цели и принципы формирования кредитной политики
Кредитная политика коммерческого банка — это фундаментальный элемент его стратегии, определяющий философию, методологию и тактические шаги по размещению кредитных ресурсов. Согласно общепринятому в банковской теории определению, кредитная политика коммерческого банка представляет собой совокупность стратегических установок, принципов и правил, определяющих цели, приоритеты, инструменты, а также лимиты кредитной деятельности банка, направленных на максимизацию прибыли при соблюдении необходимого уровня ликвидности и минимизации кредитного риска.
Инфляция и антиинфляционная политика Банка России в 2011–2025 ...
... — это режим денежно-кредитной политики, при котором Центральный банк публично объявляет количественную цель по инфляции (таргет) и использует процентную политику для достижения и поддержания этой цели в среднесрочной перспективе. Для ...
Ее формирование тесно связано с общими стратегическими целями банка и должно обеспечивать баланс трех ключевых факторов: доходности, ликвидности и риска. В современных условиях (2023–2025 гг.), когда кредитный риск многократно возрос, а стоимость фондирования высока, приоритеты кредитной политики смещаются от агрессивного роста объемов к выборочному, риск-ориентированному кредитованию, поскольку только такой подход позволяет сохранить чистую процентную маржу.
Ключевые принципы формирования кредитной политики включают:
- Принцип доходности: Обеспечение положительной чистой процентной маржи, покрывающей операционные расходы и стоимость риска.
- Принцип безопасности (риск-менеджмент): Установление жестких лимитов на концентрацию рисков (отраслевых, географических, по заемщикам), а также разработка адекватных процедур оценки кредитоспособности (скоринг, андеррайтинг).
- Принцип ликвидности: Поддержание структуры кредитного портфеля, соответствующей срочности обязательств банка (фондирования).
- Принцип диверсификации: Распределение кредитного портфеля по различным сегментам, чтобы избежать чрезмерной зависимости от одного типа заемщиков или отрасли.
Влияние Денежно-кредитной политики Банка России на кредитную активность (2023-2025 гг.)
Денежно-кредитная политика (ДКП) Банка России, приоритетом которой является обеспечение ценовой стабильности и таргетирование инфляции вблизи 4,0%, выступает внешней рамкой, в которой вынуждены действовать коммерческие банки. Именно ДКП определяет общую стоимость капитала в экономике.
Динамика Ключевой ставки (2023–2025 гг.):
Период 2023–2025 годов ознаменовался беспрецедентной волатильностью ДКП. Ключевая ставка была повышена с 7,5% (начало 2023 г.) до 16,0% (декабрь 2023 г.), а затем, на фоне инфляционных рисков, достигла пиковых значений в 21,00% весной 2025 года. На текущую дату, октябрь 2025 года, ставка установлена на уровне 17,00%.
Таблица 1. Влияние роста Ключевой ставки на кредитную политику (2023–2025 гг.)
Параметр кредитной политики | Влияние роста Ключевой ставки | Последствия для банка |
---|---|---|
Стоимость фондирования | Резкий рост процентных ставок по депозитам. | Увеличение расходов банка, сокращение чистой процентной маржи. |
Кредитные ставки | Необходимость повышения ставок по кредитам (корпоративным и розничным). | Снижение спроса на кредиты, замедление темпов роста портфеля в реальном выражении. |
Кредитный риск | Ухудшение кредитоспособности заемщиков (рост долговой нагрузки). | Рост уровня просроченной задолженности (NPL) и стоимости кредитного риска (CoR). |
Приоритеты КП | Сдвиг в сторону более консервативной политики. | Акцент на высокомаржинальных и низкорисковых сегментах, ужесточение скоринговых моделей. |
Жесткая ДКП напрямую влияет на ценообразование кредитных продуктов. Например, для Сбербанка, как и для всего сектора, доходность розничных кредитов выросла (на 122 базисных пункта в IV квартале 2024 года, достигнув 17,4%), что было необходимым условием для сохранения положительной маржи. Однако это повышение неизбежно сопровождалось замедлением темпов кредитной активности, особенно в чувствительных к ставке сегментах (например, ипотека и необеспеченные потребительские кредиты).
Таким образом, в 2023–2025 годах кредитная политика банка была вынуждена балансировать между необходимостью получения достаточного дохода и растущим риском неплатежей. Принимая во внимание столь высокую стоимость фондирования, не приходится ли банкам жертвовать долгосрочным ростом ради сиюминутной прибыли?
Регуляторная среда и управление кредитным риском в соответствии с требованиями ЦБ РФ (2023-2025 гг.)
Применение стандартов Базель III/IV и нормативы достаточности капитала (Н1.0) в российских банках
Кредитная политика коммерческого банка формируется не только под влиянием рынка, но и в строгом соответствии с требованиями Банка России, которые в значительной степени базируются на принципах международного банковского надзора «Базель III» (с учетом перехода к «Базель IV»).
Центральным требованием является соблюдение норматива достаточности собственных средств (капитала) Н1.0. Этот норматив обеспечивает финансовую устойчивость банка и способность поглощать неожиданные убытки, возникающие в результате реализации кредитного риска. Расчет норматива Н1.0 основан на концепции риск-взвешивания активов (RWA):
Н1.0 = (Собственные средства (Капитал)) / (Активы, взвешенные по риску (RWA)) ≥ Nmin
где RWA представляет собой сумму активов банка, умноженных на соответствующие коэффициенты риска.
Внедрение принципов Базель III/IV (в части повышенных требований к качеству капитала, буферам и лимитам) означает, что кредитная политика банка должна быть, прежде всего, капиталоэффективной. Банки вынуждены направлять свои ресурсы в те сегменты, которые требуют минимального объема капитала (то есть имеют низкие риск-веса), что напрямую влияет на структуру кредитного портфеля.
Макропруденциальные меры ЦБ РФ: Лимиты, надбавки и их влияние на сегментацию рисков
В 2023–2025 годах ЦБ РФ значительно ужесточил макропруденциальное регулирование, чтобы сдержать рост долговой нагрузки населения и предотвратить формирование системного кредитного пузыря. Эти меры являются наиболее сильным регуляторным фактором, влияющим на кредитную политику.
1. Макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска (РВК):
Для наиболее рисковых сегментов необеспеченного потребкредитования (высокий показатель долговой нагрузки — ПДН, или высокая полная стоимость кредита — ПСК) ЦБ РФ ввел повышенные надбавки. Для самых рискованных кредитов максимальная надбавка может достигать 600%, доводя общий риск-вес таких активов до 700% и более. Это делает выдачу таких кредитов чрезвычайно дорогим удовольствием с точки зрения требуемого капитала, а значит, кредитная политика банка должна стремиться к полному исключению таких заемщиков из портфеля.
Накопленный буфер: Эффективность этих мер подтверждается тем, что накопленный макропруденциальный буфер капитала банковского сектора по необеспеченным потребительским кредитам достиг 834 млрд рублей (7,1% от портфеля) по состоянию на апрель 2025 года. Этот буфер служит для покрытия потенциальных потерь, но одновременно ограничивает возможности банков по агрессивному наращиванию высокорискового портфеля.
2. Макропруденциальные лимиты (МПЛ) по ипотеке:
С 1 июля 2025 года ЦБ РФ ввел МПЛ для ипотечного кредитования, прямо ограничивая долю выдачи наиболее рискованной ипотеки (например, с ПДН более 80% или низким первоначальным взносом).
Это заставило банки пересмотреть свои подходы к андеррайтингу, сместив фокус на более качественных заемщиков.
3. Антициклическая надбавка:
С 1 июля 2025 года Банк России установил национальную антициклическую надбавку к нормативам достаточности капитала (Н1.0) в размере 0,25% от активов, взвешенных по риску. Эта мера направлена на формирование буфера в периоды активного кредитного цикла и охлаждение темпов кредитования.
Регуляторные стимулы и завершение временных мер поддержки
Кредитная политика не только ограничивается, но и стимулируется регулятором в стратегически важных направлениях.
Пониженные риск-веса для ТС/САЭ: Для поддержки структурной адаптации экономики и финансирования проектов технологического суверенитета (ТС/САЭ), ЦБ РФ внедрил регуляторные стимулы. По кредитам на финансирование таких проектов банки могут применять существенно пониженные риск-веса (вплоть до 20% при наличии прямого соглашения с государством-концедентом).
Этот стимул является прямым сигналом для банков о необходимости перераспределения капитала в пользу корпоративного кредитования, что критически важно для исполнения национальных целей развития.
Прекращение временных мер: Временные меры поддержки банковского сектора, введенные в 2022 году (например, пониженные риск-веса 50% по кредитным требованиям к компаниям под санкциями), не были продлены и прекратили действие с 1 января 2025 года. Это означает возврат к стандартным, более жестким требованиям по капиталу, что требует от банков дополнительной переоценки рисков корпоративного портфеля.
Анализ кредитного портфеля и эффективности кредитной политики ПАО Сбербанк (2022-2025 гг.)
ПАО Сбербанк, являясь системообразующим и крупнейшим банком РФ, служит идеальным объектом для анализа, поскольку его кредитная политика наиболее чутко реагирует на макроэкономические изменения и регуляторные нововведения.
Общая динамика и структура кредитного портфеля Сбербанка
Несмотря на беспрецедентное ужесточение ДКП, Сбербанк демонстрирует высокую устойчивость и эффективность, что подтверждается рентабельностью капитала (ROE) на уровне 23,7% за 1 полугодие 2025 года.
По состоянию на середину 2025 года, совокупный кредитный портфель Сбербанка достиг 46,1 трлн руб., продемонстрировав рост на 2,1% с начала года в реальном выражении, что свидетельствует о его способности к органичному росту даже в условиях высоких ставок.
Структура кредитного портфеля:
Кредитная политика Сбербанка остается сфокусированной на розничном сегменте, в котором преобладает ипотека — наименее рисковый, но капиталоемкий вид кредитования.
Таблица 2. Структура розничного кредитного портфеля ПАО Сбербанк (2025 г.)
Сегмент | Объем (трлн руб.) | Доля в розничном портфеле (%) | Динамика с начала 2025 г. | Приоритет КП |
---|---|---|---|---|
Ипотека | 11,4 | ≈ 63% | Рост на 2,6% | Высокий (за счет госпрограмм) |
Потреб. кредиты (без карт) | 3,4 | ≈ 19% | Снижение на 11,8% | Низкий (регуляторное давление) |
Кредитные карты | 2,4 | ≈ 13% | Рост на 6,3% | Средний (высокая маржа) |
Прочее | 0,9 | ≈ 5% | — | — |
Итого (Розничный) | ≈ 18,1 | 100% | — | — |
Снижение темпов роста в розничном сегменте (за исключением кредитных карт) является прямым результатом ужесточения ДКП и ввода МПЛ.
Оценка качества кредитного портфеля и стоимости кредитного риска (CoR)
Важнейшим показателем эффективности кредитной политики является качество портфеля. В условиях экономического замедления и роста долговой нагрузки, банки фиксируют рост стоимости кредитного риска (Cost of Risk, CoR).
В I квартале 2025 года стоимость кредитного риска (CoR) по общему портфелю Сбербанка выросла до 1,2% (по сравнению с 0,5% в I кв. 2024 г.).
Это означает, что банку пришлось направить больше средств в резервы под возможные потери.
Особенно заметное ухудшение качества произошло в розничном портфеле:
- Стоимость кредитного риска по розничному портфелю достигла 3,3% в I квартале 2025 года.
- Это значительное повышение является прямым следствием регуляторного давления и высоких ставок, которые снижают способность заемщиков обслуживать долг.
В целом, уровень NPL (просроченная задолженность свыше 90 дней) остается относительно низким, что свидетельствует о консервативной кредитной политике Сбербанка и эффективности его скоринговых систем. Однако рост CoR до 3,3% в рознице сигнализирует о необходимости дальнейшего ужесточения стандартов кредитования в этом сегменте.
Анализ влияния регуляторных ограничений на сегменты потребительского кредитования
Кредитная политика Сбербанка демонстрирует четкую реакцию на макропруденциальные инструменты ЦБ РФ:
1. Необеспеченное потребительское кредитование:
Портфель необеспеченных кредитов (без учета карт) сократился на 11,8% с начала 2025 года. Это обусловлено двумя факторами: высокая стоимость фондирования, делающая кредиты недоступными, и макропруденциальные надбавки, требующие огромного объема капитала для выдачи кредитов рисковым заемщикам. Банку выгоднее отказаться от таких сделок.
2. Кредитные карты:
Портфель кредитных карт, наоборот, вырос на 6,3% до 2,4 трлн руб. Этот рост объясняется высокой маржинальностью карточного бизнеса и тем, что лимиты по картам часто используются заемщиками для покрытия текущих потребностей в условиях ограниченной доступности «длинных» потребительских кредитов. Кредитная политика банка позволяет поддерживать рост в этом сегменте, компенсируя высокие риски более высокой ставкой.
В итоге, кредитная политика Сбербанка в 2025 году характеризуется **оборонительной стратегией**: минимизация рисков в необеспеченном сегменте (за счет сокращения объемов) и ориентация на капиталоэффективные и стимулируемые государством сегменты (ипотека).
Разработка и экономическое обоснование предложений по совершенствованию кредитной политики
Стратегия реаллокации капитала: Снижение RWA за счет смещения приоритетов кредитования
В условиях, когда ЦБ РФ ввел антициклическую надбавку и жестко регулирует рисковые сегменты, ключевым направлением совершенствования кредитной политики является оптимизация структуры риск-взвешенных активов (RWA).
Рекомендация: Сбербанку целесообразно продолжить стратегию реаллокации капитала, снижая лимиты кредитования в сегменте необеспеченных потребительских кредитов (где RWA высок из-за надбавок, RW ≈ 150%) и перераспределяя высвобожденный капитал в сегмент кредитования проектов Технологического Суверенитета/Структурной Адаптации Экономики (ТС/САЭ), где применяются пониженные регуляторные риск-веса (RW ≈ 50%).
Этот подход соответствует стратегическому ве��тору государства и позволяет банку получать регуляторный арбитраж (экономия на капитале) при сохранении целевой доходности.
Моделирование экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий
Для оценки экономической целесообразности предложенной реаллокации используем метод цепных подстановок на основе снижения риск-взвешенных активов.
1. Исходные данные:
- База для реаллокации (портфель необеспеченных потреб. кредитов Сбербанка): PUnsecured = 3,4 трлн руб. (на июнь 2025 г.).
- Гипотетический объем реаллокации: 1% от PUnsecured. Сумма перераспределения (S) = 34 млрд руб.
- Средний риск-вес необеспеченных кредитов: RWUnsecured ≈ 150% (с учетом надбавок).
- Риск-вес кредитов ТС/САЭ (с гос. поддержкой): RWCorp_SAE ≈ 50%.
- Фактический норматив достаточности капитала Сбербанка: Н1.0Sberbank ≈ 13.5%.
2. Расчет сокращения RWA (ΔRWA):
Изменение RWA определяется как разница между RWA высвобожденного актива и RWA приобретенного актива:
ΔRWA = S ⋅ (RWCorp_SAE - RWUnsecured)
Подставляем значения:
ΔRWA = 34 млрд руб. ⋅ (0.50 - 1.50) = 34 млрд руб. ⋅ (-1.00) = -34 млрд руб.
Таким образом, перераспределение 34 млрд руб. активов приводит к сокращению риск-взвешенных активов на 34 млрд руб.
3. Расчет высвобожденного капитала (KSaved):
Высвобожденный капитал — это сумма собственных средств, которая требовалась для покрытия риска по необеспеченным кредитам и которая теперь может быть использована для других целей (поддержания буфера, кредитования).
KSaved = |ΔRWA| ⋅ Н1.0Sberbank
Подставляем значения:
KSaved = 34 млрд руб. ⋅ 0.135 ≈ 4.59 млрд руб.
4. Прогнозируемый Экономический Эффект:
Прогнозируемый экономический эффект от реаллокации всего 1% портфеля составляет высвобождение 4,59 млрд руб. капитала.
Этот капитал может быть направлен на:
- Повышение достаточности капитала: Использование высвобожденных средств для увеличения числителя норматива Н1.0, что повысит запас прочности банка в условиях роста антициклической надбавки.
- Увеличение кредитования в низкорисковых сегментах: Высвобожденный капитал может быть использован для увеличения кредитования в сегментах с RW = 50% (ТС/САЭ) в объеме до 9,18 трлн руб. (при нормативе 13,5%), что приведет к росту чистой процентной маржи в этих сегментах.
Данное моделирование подтверждает, что в условиях жесткого регуляторного контроля над высокорисковыми активами, совершенствование кредитной политики через оптимизацию RWA является ключевым фактором повышения капиталоэффективности и финансовой устойчивости банка.
Заключение
Кредитная политика коммерческого банка в период 2023–2025 годов претерпела фундаментальную трансформацию, став инструментом жесткого балансирования между риском и доходностью под мощным давлением макроэкономических и регуляторных факторов.
- Теоретический вывод: Кредитная политика сегодня — это не просто внутренний регламент, а динамический стратегический план, подчиненный внешним условиям. Резкий рост Ключевой ставки ЦБ РФ (до 17,00% к октябрю 2025 г.) кардинально изменил ценообразование, сместив приоритеты с объемов на маржинальность и качество портфеля.
- Регуляторный вывод: Управление кредитным риском полностью регламентировано требованиями Базель III/IV и новейшими макропруденциальными мерами ЦБ РФ. Введение МПЛ по ипотеке, антициклической надбавки (0,25% RWA) и, главное, макропруденциальных надбавок до 600% для необеспеченных кредитов, вынуждает банки, включая ПАО Сбербанк, проводить политику, ориентированную на минимизацию риск-взвешенных активов (RWA).
Завершение временных льгот для санкционных заемщиков с 1 января 2025 года дополнительно ужесточило требования к капиталу.
- Аналитический вывод (ПАО Сбербанк): Анализ показал, что кредитная политика Сбербанка адекватно реагирует на внешние шоки. Несмотря на сохранение высокой рентабельности капитала (ROE 23,7%), банк столкнулся с ростом стоимости кредитного риска (CoR) в розничном сегменте до 3,3% в I квартале 2025 г. Прямой эффект регуляторного давления проявился в сокращении портфеля необеспеченных потребительских кредитов на 11,8% при одновременном сохранении роста в менее рисковой ипотеке и высокомаржинальных кредитных картах.
- Практический вывод: В качестве ключевого направления совершенствования кредитной политики предложена стратегия реаллокации капитала из высокорискового сегмента необеспеченных кредитов в регуляторно-стимулируемые проекты ТС/САЭ. Моделирование показало, что гипотетическое перераспределение 1% портфеля (34 млрд руб.) позволяет высвободить 4,59 млрд руб. капитала. Этот эффект демонстрирует, что повышение капиталоэффективности через управление RWA является наиболее действенным инструментом повышения финансовой устойчивости банка и поддержания норматива достаточности капитала в текущих макроэкономических условиях.
Таким образом, актуальная кредитная политика коммерческого банка должна быть, прежде всего, риск-ориентированной и капиталоэффективной, используя регуляторные стимулы и жестко ограничивая сегменты, подверженные макропруденциальному давлению.
Список использованной литературы
- Статья 35 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- В июле Банк России повысил ключевую ставку до 18% — прогноз аналитиков SberCIB Investment Research подтвердился [Электронный ресурс] // SberCIB. URL: https://sbercib.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Денежно-кредитная политика [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Сокращенные результаты МСФО Q4 2024 год [Электронный ресурс] // СберБанк. URL: https://sberbank.com/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Сокращенные результаты ПАО Сбербанк по РПБУ за 12 месяцев 2024 года [Электронный ресурс] // AST-NEWS.RU. URL: https://ast-news.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Сбербанк в 2024 году получил рекордную прибыль в 1,56 трлн рублей [Электронный ресурс] // Frank Media. URL: https://frankmedia.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора: текущий статус и новые задачи [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Регулирование рисков кредитной концентрации [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Базель III в России: новые подходы к определению капитала [Электронный ресурс] // Fundamental Research. URL: https://fundamental-research.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Меры поддержки банков в 2025 году: завершение, временное продление, инте [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Регулирование в 2024 году [Электронный ресурс] // Ассоциация банков России. URL: https://asros.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).