Роль и функции Социального Фонда России (СФР) в современной системе пенсионного и социального обеспечения РФ: анализ реформы и бюджетной устойчивости (2025–2030 гг.)

Курсовая работа

Введение: Актуальность, цели и задачи исследования

В Российской Федерации с 1 января 2023 года произошла беспрецедентная централизация системы обязательного государственного страхования: был создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, более известный как Социальный Фонд России (СФР), путем объединения Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Этот акт стал наиболее значимой институциональной реформой в социальной сфере за последние десятилетия, цель которой — не только оптимизация административных процессов, но и повышение доступности государственных услуг для граждан, что стало прямой реакцией государства на растущий запрос общества на цифровизацию и упрощение бюрократических процедур.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью глубокого осмысления последствий этой реформы в контексте продолжающегося повышения пенсионного возраста и нестабильной демографической ситуации. Если реформы 2010-х годов фокусировались на внедрении балльной системы и повышении требований к стажу, то текущий этап (2023–2025 гг.) ставит во главу угла унификацию администрирования страховых взносов и централизацию выплат. Однако сохраняется ключевой вызов: обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости солидарно-распределительной пенсионной системы, поскольку демографическая нагрузка продолжает расти.

Цель работы — провести исчерпывающий анализ современного правового статуса, организационной структуры, полного перечня функций и финансово-бюджетных показателей Социального Фонда России (СФР), а также критически оценить ход текущей пенсионной реформы и перспективы устойчивости системы в период 2025–2030 годов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы функционирования СФР и его правовое положение (ФЗ № 236-ФЗ).
  2. Детализировать организационную структуру СФР и полный спектр его функций после слияния.
  3. Проанализировать ключевые бюджетные показатели СФР на 2025 год и оценить эффект от введения единого тарифа страховых взносов.
  4. Описать актуальные механизмы расчета страховой пенсии, включая параметры ИПК и Фиксированной выплаты на 2025 год.
  5. Оценить финансовую устойчивость системы, сравнив фактические и целевые показатели коэффициента замещения, а также изучить роль новых инструментов развития, таких как Программа долгосрочных сбережений (ПДС).

Теоретико-правовые основы функционирования Социального Фонда России

Основные модели пенсионного обеспечения в мире

Современные пенсионные системы в мировой практике классифицируются на основе источника финансирования и степени участия государства. Выделяют три основные модели:

5 стр., 2393 слов

Пенсионная реформа в Польше (1999-2025): Структура, Эволюция ...

... и трудовой миграции на жизнеспособность Фонда социального страхования (ZUS). Актуальная Структура Пенсионного Страхования Польши (2024-2025 гг.) Польская пенсионная система является ярким примером комплексного, мультипиларного ... определением правил выплаты пенсий из средств, накопленных в открытых пенсионных фондах». Ключевые последствия реформы 2014 года: Передача активов: OFE были обязаны передать ...

  1. Солидарно-распределительная (Pay-as-you-go, PAYG). Это классическая модель, на которой основана российская система обязательного пенсионного страхования. Принцип прост: текущие пенсионные выплаты финансируются за счет текущих взносов, уплачиваемых работающим населением. Здесь отсутствует прямая связь между размером взносов и будущей пенсией, поскольку деньги не накапливаются индивидуально, а перераспределяются. Основное преимущество — социальная защита и устойчивость в условиях коротких экономических шоков. Главный недостаток — уязвимость к демографическим кризисам (старение населения, сокращение доли работающих).
  2. Накопительная (Fully Funded). Пенсионные взносы аккумулируются на индивидуальных счетах застрахованных лиц и инвестируются. Размер будущей пенсии напрямую зависит от суммы накоплений и доходности инвестиций. Эта модель обеспечивает более тесную связь между трудовым вкладом и пенсией, но несет инвестиционные риски. В России этот компонент был значительно свернут.
  3. Добровольная (Private/Occupational). Формируется за счет личных взносов граждан или их работодателей, сверх обязательных государственных систем. Она призвана увеличить коэффициент замещения утраченного заработка и является ключевым элементом для достижения финансовой независимости в старости. В России этому направлению соответствует Программа долгосрочных сбережений (ПДС).

В Российской Федерации доминирует солидарно-распределительная модель, усиленная элементами условно-накопительной системы (ИПК, или баллы), что делает ее устойчивой, но критически зависимой от трансфертов федерального бюджета из-за демографических и экономических дисбалансов.

Таким образом, понимание того, что российская система является гибридной, объясняет необходимость постоянного балансирования между социальными гарантиями и бюджетными возможностями государства.

Правовой статус и цели создания СФР

Социальный Фонд России (СФР), или полное наименование — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, является прямым результатом институциональной реформы, закрепленной Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ.

Правовой статус: СФР создан в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения. Он функционирует при Правительстве Российской Федерации, что подчеркивает его роль как ключевого оператора государственной социальной политики.

Основные цели реорганизации (слияния ПФР и ФСС):

  1. Централизация и Унификация: Создание единой точки входа для граждан и работодателей по всем видам обязательного социального страхования и пенсионного обеспечения, что исключает необходимость обращаться в разные ведомства.
  2. Оптимизация административных процессов: Сокращение дублирующих функций (закупки, IT-инфраструктура, учет и отчетность), что должно привести к экономии операционных расходов.
  3. Упрощение отчетности для бизнеса: Введение единого тарифа страховых взносов и единой формы отчетности (ЕФС-1) для работодателей.
  4. Повышение качества и доступности услуг: Предоставление комплексных услуг в единых клиентских службах, включая проактивное назначение выплат (например, маткапитала, отдельных пособий).

Организационная структура и полный перечень функций СФР

Создание СФР привело к формированию мощной централизованной системы с вертикальной структурой управления, унаследовавшей обширную сеть территориальных органов ПФР и ФСС.

Система управления СФР и его территориальные органы

СФР является единой централизованной системой, подчиненной Правительству РФ.

Органы управления Фонда:

  • Председатель Фонда: Осуществляет общее руководство и несет персональную ответственность за деятельность СФР. В настоящее время (на 09.10.2025) эту должность занимает Сергей Александрович Чирков, назначенный распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2022 года.
  • Правление Фонда: Является коллегиальным органом управления, определяющим основные направления деятельности Фонда и контролирующим выполнение его бюджета. Важно отметить, что Правление Фонда является крупным консультативным и управляющим органом, численность которого составляет 35 человек, включая представителей профсоюзов, работодателей, федеральных органов исполнительной власти и общественности.

Территориальная структура: Централизованный характер управления позволяет СФР действовать через широкую сеть территориальных органов (отделения в субъектах РФ и клиентские службы), обеспечивая единые стандарты оказания услуг по всей стране.

Основные функции Фонда в контексте обязательного страхования

СФР аккумулировал в себе все функции своих предшественников, став универсальным оператором государственной социальной политики. Его функции охватывают четыре ключевых направления обязательного страхования и предоставление социальных выплат:

Направление страхования Виды деятельности СФР Примеры выплат и услуг
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Учет, накопление и реализация пенсионных прав граждан; назначение и выплата пенсий. Страховые пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца); накопительная пенсия (при наличии); государственное пенсионное обеспечение.
Обязательное социальное страхование (ОСС) по ВНиМ Обеспечение граждан в связи с временной нетрудоспособностью и материнством. Пособия по временной нетрудоспособности (больничные); пособия по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НСПЗ) Реализация мер по профилактике травматизма и компенсация ущерба, связанного с производственной деятельностью. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на производстве; оплата реабилитации и дополнительных расходов.
Предоставление мер социальной защиты (поддержки) Реализация федеральных программ поддержки семей и отдельных категорий граждан. Выплата материнского (семейного) капитала; ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам; социальные доплаты к пенсиям.

Таким образом, СФР выступает не просто как казначей, а как комплексный социальный институт, управляющий колоссальными финансовыми потоками, обеспечивающий как долгосрочные пенсионные права, так и текущую социальную поддержку. Финансовая устойчивость этого института в ближайшие годы будет решающим фактором для социальной стабильности.

Бюджетно-финансовый анализ СФР и внедрение единого тарифа

Финансовая устойчивость СФР является зеркалом состояния всей солидарно-распределительной системы. Анализ бюджета Фонда на 2025 год показывает сохранение высокой зависимости от федеральной поддержки.

Доходы, расходы и дефицит бюджета СФР на 2025 год и плановый период

Бюджет СФР на 2025 год, утвержденный в соответствии с федеральным законом, демонстрирует масштабы операций Фонда и его финансовые вызовы.

Основные финансовые показатели СФР на 2025 год

Показатель Сумма (трлн рублей) Структура / Комментарий
Общий объем доходов 16,623 Основной источник — страховые взносы работающего населения.
Общий объем расходов 16,993 Включает все виды пенсий, пособий, маткапитал и социальные выплаты.
Дефицит бюджета (2025 г.) 369,52 млрд Дефицит покрывается за счет межбюджетных трансфертов.
Трансферты из федерального бюджета 4,022 Ключевой источник финансирования, подтверждающий недостаток собственных средств.

Структура расходов:

Крупнейшая статья расходов СФР — это, безусловно, выплата страховых пенсий, на которую в 2025 году запланировано 10,904 трлн рублей, что составляет более 64% от общего объема расходов Фонда. Это отражает приоритет обязательств по пенсионному обеспечению. Значительные средства также направляются на программы социальной поддержки, например, расходы на материнский капитал составят 536,71 млрд рублей.

Прогноз на плановый период:

В 2026 и 2027 годах, согласно бюджетным прогнозам, ожидается профицит бюджета СФР: в 2026 году — 319,95 млрд рублей, а в 2027 году — 338,34 млрд рублей. Этот прогнозируемый профицит основан на ожидаемом росте собираемости страховых взносов и стабилизации демографической ситуации после прохождения наиболее сложных этапов пенсионной реформы. Однако сохранение трансфертов в объеме более 4 трлн рублей ежегодно свидетельствует о том, что система ОПС продолжает оставаться дотационной.

Единый тариф страховых взносов и административная оптимизация

Ключевым элементом, обеспечившим возможность слияния ПФР и ФСС, стало введение с 1 января 2023 года единого тарифа страховых взносов. Эта мера была направлена на упрощение расчетов и администрирования, однако администрирование единых взносов было передано Федеральной налоговой службе (ФНС), что подчеркивает фискальный характер данной реформы.

Структура единого тарифа (в 2025 году):

База начисления Тариф Распределение по видам страхования
В пределах ЕПВБ (2 759 000 руб.) 30% ОПС — 22,0%; ОСС ВНиМ — 2,9%; ОМС — 5,1%
Свыше ЕПВБ 15,1% Только на ОПС (на ОМС и ВНиМ взносы не начисляются)

Примечание: Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему уплачиваются отдельно в СФР, а не через единый тариф.

Административная эффективность:

Объединение фондов и унификация платежей привели к значительному упрощению отчетности для работодателей — вместо четырех прежних форм (СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3) введена единая форма ЕФС-1. Это существенно снизило административную нагрузку на бизнес. Для граждан упрощение выразилось в централизованном назначении социальных услуг, например, больничные листы и многие пособия оформляются теперь через единое окно СФР.

Однако, несмотря на административную оптимизацию, сохраняется проблема налоговых расходов — предоставление льготных тарифов для отдельных категорий страхователей (например, IT-сектор, МСП), что приводит к выпадающим доходам СФР, которые также приходится компенсировать за счет федерального бюджета. Например, для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) действует пониженный тариф 15% к сумме выплат, превышающей 1,5×МРОТ (при МРОТ 22 440 руб. на 01.01.2025).

Разве не становится очевидным, что система, стремящаяся к консолидации, вынуждена постоянно балансировать между фискальной нагрузкой на бизнес и обеспечением социальных гарантий?

Текущая пенсионная реформа: ключевые параметры и условия назначения пенсий в 2025 году

Современная пенсионная реформа продолжает опираться на формульные механизмы расчета и поэтапное повышение пенсионного возраста, введенные в предыдущие годы.

Механизм расчета страховой пенсии: ИПК и Фиксированная выплата

В основе российской пенсионной формулы лежат два ключевых параметра: индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и фиксированная выплата (ФВ).

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), или пенсионный балл: Это показатель, который отражает совокупность всех пенсионных прав гражданина, начисленных ему за трудовую деятельность. Количество ИПК зависит от размера заработной платы (с которой уплачиваются взносы) и продолжительности стажа.

Формула расчета страховой пенсии по старости (СП):


СП = ИПК × СИПК + ФВ

Где:

  • СП — размер страховой пенсии.
  • ИПК — сумма всех накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов.
  • СИПК — стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента.
  • ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии.

Актуальные параметры на 2025 год:

Параметр Значение на 1 января 2025 года Смысл
Стоимость одного ИПК (СИПК) 142,76 рубля Устанавливается ежегодно законом о бюджете СФР и отражает индексацию.
Фиксированная выплата (ФВ) 8 907,70 рубля Базовая гарантированная часть страховой пенсии.

Таким образом, если гражданин накопил, например, 100 ИПК, его минимальная страховая пенсия в 2025 году (без учета региональных доплат) составит:


СП = 100 × 142,76 руб. + 8 907,70 руб. = 14 276 руб. + 8 907,70 руб. = 23 183,70 руб.

Условия назначения пенсии и график повышения пенсионного возраста

Для назначения страховой пенсии по старости в 2025 году и позднее необходимо выполнить три обязательных условия:

  1. Достижение пенсионного возраста.
  2. Наличие минимального страхового стажа — не менее 15 лет.
  3. Наличие минимальной суммы ИПК — не менее 30 пенсионных коэффициентов.

Ход пенсионной реформы (повышение возраста):

После реформы 2018 года, пенсионный возраст поэтапно повышается до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2025 году продолжается переходный период, который имеет важную особенность:

Год назначения пенсии Возраст женщин Возраст мужчин Примечание
2024 год 58 лет 63 года Выход на пенсию для женщин 1966 г.р., мужчин 1961 г.р.
2025 год Нет выхода Нет выхода Отсутствует выход на пенсию по общим основаниям из-за графика повышения.
2026 год 59 лет 64 года Выход на пенсию для женщин 1967 г.р., мужчин 1962 г.р.
2028 год 60 лет 65 лет Завершение переходного периода.

Таким образом, анализ подтверждает, что в 2025 году на пенсию по общим основаниям (без учета льгот) никто не выйдет, что является запланированным этапом в графике реформы. Это временно снижает нагрузку на СФР по новым назначениям, но не решает долгосрочных проблем финансовой устойчивости.

Критическая оценка финансовой устойчивости и перспективы развития (2025–2030 гг.)

Проблема коэффициента замещения и актуарные вызовы

Финансовая устойчивость солидарно-распределительной пенсионной системы измеряется не только сбалансированностью годового бюджета, но и ее способностью выполнять стратегические задачи.

Коэффициент замещения утраченного заработка — это отношение средней назначенной пенсии к средней заработной плате. Этот показатель является ключевым индикатором эффективности пенсионной системы.

В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года изначально была заявлена амбициозная цель достижения коэффициента замещения до 40%. Однако в последующих уточненных вариантах Стратегии целевой уровень был скорректирован до более низкого показателя — 35,4%.

Критический анализ:

Экспертное сообщество и научные круги отмечают, что текущие показатели страховых пенсий не достигают даже скорректированного целевого значения. Сохраняющийся дефицит бюджета СФР (369,52 млрд рублей в 2025 году), который покрывается трансфертами из федерального бюджета (4,022 трлн рублей), указывает на фундаментальную проблему: система ОПС не является самодостаточной. Фактически, около четверти всех расходов СФР финансируется не за счет страховых взносов, а за счет общих налоговых поступлений. И что из этого следует? Это означает, что граждане фактически платят за свои пенсии дважды: через прямые взносы и через общие налоги, которыми покрывается дефицит, что подрывает прозрачность и доверие к солидарной модели.

Для обеспечения долгосрочной устойчивости критически важно использование актуарных моделей оценки пенсионной системы. Эти модели позволяют прогнозировать доходы и расходы на десятилетия вперед, учитывая демографические сдвиги, темпы роста ВВП и инфляцию, что позволяет своевременно корректировать параметры системы, избегая внезапных и травматичных решений.

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) как элемент развития

Понимая, что солидарная система не может обеспечить высокий коэффициент замещения, власти активно развивают добровольный накопительный компонент, чтобы перенести часть финансовой ответственности на самих граждан.

С 1 января 2024 года в России запущена Программа долгосрочных сбережений (ПДС). Она является ключевым шагом в развитии трехуровневой пенсионной системы (солидарный, обязательный накопительный, добровольный накопительный) и призвана стать основным добровольным инструментом накопления.

Основные параметры ПДС:

  • Софинансирование государства: Государство осуществляет софинансирование взносов участников ПДС, причем лимит софинансирования составляет до 36 000 рублей в год. Это стимулирует граждан к активному участию.
  • Гарантия сохранности: В отличие от рискованных инвестиций, ПДС предусматривает гарантию сохранности всех накопленных средств на сумму до 2,8 млн рублей, что делает программу привлекательной для консервативных инвесторов.
  • Налоговые льготы: Предоставляются налоговые вычеты на сумму уплаченных взносов.

Запуск ПДС демонстрирует стратегический сдвиг: государство признает ограниченные возможности солидарно-распределительной системы и пытается создать надежный, стимулированный государством, механизм для самостоятельного формирования пенсионного капитала. Успех СФР в долгосрочной перспективе (2025–2030 гг.) будет зависеть не только от эффективности сбора страховых взносов, но и от того, насколько успешно будет развиваться добровольный накопительный компонент, способный снизить нагрузку на федеральный бюджет, ведь снижение финансового бремени на бюджет является конечной целью любой крупной пенсионной реформы.

Заключение

Институциональная реформа 2023 года, выразившаяся в создании Социального Фонда России (СФР) путем слияния ПФР и ФСС, стала ключевым элементом оптимизации системы государственного социального обеспечения. СФР, функционирующий как централизованный государственный внебюджетный фонд (ФЗ № 236-ФЗ) под руководством Председателя С. А. Чиркова, успешно объединил функции обязательного пенсионного и социального страхования.

Основные выводы по достижению целей реформы:

  1. Централизация и Унификация функций: Цель достигнута. Введение единого тарифа страховых взносов и формы отчетности ЕФС-1 значительно упростило взаимодействие работодателей с государственными структурами, а для граждан создана единая клиентская служба для получения комплексных социальных услуг.
  2. Актуальные параметры системы: Расчет страховой пенсии в 2025 году строго регламентирован, с установленной стоимостью ИПК в 142,76 рубля и фиксированной выплатой в 8 907,70 рубля. Продолжающийся переходный период пенсионной реформы предусматривает отсутствие выхода на пенсию по общим основаниям в 2025 году, что является запланированным этапом перед достижением полного повышения пенсионного возраста к 2028 году.

Основные вызовы и перспективы (2025–2030 гг.):

  1. Финансовая устойчивость: Несмотря на административную оптимизацию, финансовое положение СФР остается напряженным. Бюджет Фонда на 2025 год прогнозирует дефицит в 369,52 млрд рублей, что требует трансфертов из федерального бюджета в размере более 4 трлн рублей. Это подтверждает сохраняющуюся дотационность солидарно-распределительной системы.
  2. Проблема замещения: Экспертная оценка показывает, что система не достигает стратегически заявленного целевого коэффициента замещения утраченного заработка (40%), что указывает на необходимость дальнейшего реформирования.
  3. Вектор развития: Перспективы долгосрочной финансовой устойчивости связаны с развитием накопительного компонента. Запуск Программы долгосрочных сбережений (ПДС) с государственным софинансированием (до 36 000 руб./год) является важным шагом по стимулированию граждан к формированию дополнительного частного капитала, который должен стать страховкой от демографических рисков и снизить зависимость от государственной солидарной системы в будущем.

В целом, СФР успешно выполняет роль универсального оператора социальных выплат и администратора страховых взносов, но его роль в качестве финансово устойчивого института обязательного пенсионного страхования остается предметом острых дискуссий и требует постоянного актуарного мониторинга и стратегических корректировок в горизонте до 2030 года.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. С 1 января 2023 года ПФР и ФСС будут объединены в единый Социальный фонд России [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421033/ (дата обращения: 09.10.2025).
  3. В первом чтении поддержаны проекты бюджетов внебюджетных фондов на 2025-2027 гг. [Электронный ресурс] // Государственная Дума РФ. URL: https://duma.gov.ru/news/51722/ (дата обращения: 09.10.2025).
  4. Бюджет для граждан 2023-2025 [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/10/main/byudzhet_dlya_grazhdan_2023-2025.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  5. Как формируется и рассчитывается будущая пенсия [Электронный ресурс] // Социальный фонд России (СФР).

    URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/zakon/kak_formiruetsya_i_rasschityvaetsya_buduschaya_pensiya (дата обращения: 09.10.2025).

  6. Организации платят страховые взносы [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба (ФНС).

    URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/ins_premium/ (дата обращения: 09.10.2025).

  7. О Фонде [Электронный ресурс] // Социальный фонд России (СФР).

    URL: https://sfr.gov.ru/founders/o_fonde/ (дата обращения: 09.10.2025).

  8. Что такое СФР в России с 1 января 2024 года [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/5815 (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Страховые взносы в 2025 году: таблица тарифов, ставки [Электронный ресурс] // Регберри. URL: https://regberry.ru/nalogi-i-buhgalteriya/strahovye-vznosy-v-2025-godu-tablitsa-tarifov-stavki (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Страховые взносы в 2025 году: виды, ставки, льготы [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/nalogi/strahovye-vznosy-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Все о страховых взносах на ВНиМ, ОПС, ОМС в 2025 году: размеры и расчет отчислений [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/news/1690553/ (дата обращения: 09.10.2025).
  12. Страховые взносы в 2025 году: тарифы, изменения, порядок расчетов [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://school.kontur.ru/articles/6554-strahovye-vznosy-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Страховая пенсия в 2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/pensiya/strahovaya-pensiya-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Денег на всех не хватит? В Соцфонде дыра в бюджете почти в 800 млрд рублей [Электронный ресурс] // EAOmedia. URL: https://eaomedia.ru/news/1628185/ (дата обращения: 09.10.2025).
  15. Российская пенсионная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2021/04/09/1429904269/… (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Бюджетно-налоговые инструменты достижения целей Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] // NBPublish. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72877 (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Пенсионная система Российской Федерации в условиях экономической трансформации и преодоления пермакризиса [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnaya-sistema-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-ekonomicheskoy-transformatsii-i-preodoleniya-permakrizisa (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...