Правовое регулирование и практика применения институтов изменения сроков уплаты налогов в Российской Федерации (2025 г.)

Курсовая работа

Налоговая система, будучи центральным элементом финансового механизма государства, должна обеспечивать как фискальную стабильность, так и гибкость, необходимую для поддержки экономических субъектов в условиях форс-мажорных обстоятельств или при реализации масштабных инвестиционных проектов. Институт изменения сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов, закрепленный в Главе 9 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), является ключевым регулятивным инструментом, позволяющим достичь этого баланса.

Актуальность настоящего исследования многократно возросла в период налоговой реформы 2023–2025 годов, связанной с введением Единого налогового счета (ЕНС) и Единого налогового платежа (ЕНП). Эти изменения кардинально перестроили порядок исполнения налоговой обязанности, но при этом сохранили юридическую силу и значимость механизмов, предусмотренных Главой 9 НК РФ. Сегодня, когда совокупная налоговая обязанность консолидируется на ЕНС, правомерное изменение сроков уплаты приобретает стратегическое значение для управления ликвидностью и предотвращения формирования отрицательного сальдо. Таким образом, налогоплательщику предоставляется мощный, но строго регламентированный инструмент финансового планирования, который нельзя игнорировать.

Целью данной работы является разработка исчерпывающего, актуального и структурированного исследования правового регулирования и практики применения институтов отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита в Российской Федерации по состоянию на 2025 год.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. Определить актуальную правовую базу (ст. 61–68 НК РФ и подзаконные акты) для изменения срока уплаты налога.
  2. Провести сравнительный анализ форм изменения срока уплаты налога (отсрочка, рассрочка, ИНК) и их ключевых условий.
  3. Систематизировать исчерпывающий перечень оснований для получения отсрочки/рассрочки/ИНК.
  4. Детализировать актуальный порядок подачи, рассмотрения заявления и разграничение компетенции уполномоченных органов.
  5. Проанализировать правовые и экономические последствия для налогоплательщика, включая начисление процентов и обеспечение.
  6. Оценить взаимосвязь института изменения сроков уплаты с механизмом ЕНС/ЕНП.
  7. Изучить новейшую судебно-арбитражную практику (2023–2025 гг.) по спорам об отказе в изменении срока уплаты.

Предметом исследования являются нормы налогового права, регулирующие порядок изменения сроков уплаты, а объектом — общественные отношения, возникающие между налогоплательщиками и уполномоченными органами при реализации данного права.

6 стр., 2683 слов

Бухгалтерский и налоговый учет операций с облигациями в Российской ...

... Порядок определения налоговой базы по операциям с долговыми обязательствами (правила признания доходов/расходов по купонам и дисконту). Ключевая терминология бухгалтерского и налогового учета Для обеспечения методологической корректности исследования ... дисконта расходом в течение срока обращения Порядок начисления и выплаты купонного ... Отражена цена покупки облигации Уплата НКД продавцу 76 51 ...

Глава 1. Теоретико-правовые основы изменения сроков уплаты налоговых платежей

Понятие и общие условия изменения срока уплаты налога, сбора и взносов

Правовая природа института изменения сроков уплаты налога коренится в публично-правовом компромиссе. С одной стороны, государство не вправе произвольно отказываться от своих фискальных притязаний, с другой — оно обязано поддерживать хозяйственную деятельность и учитывать наличие обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению налоговой обязанности.

Институт изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов регулируется Главой 9 НК РФ (ст. 61–68).

Согласно статье 61 НК РФ, изменение срока уплаты определяется как перенос установленного законодательством срока (в том числе ненаступившего) на более поздний период. Это изменение может быть осуществлено в отношении всей суммы платежа или ее части.

Ключевые термины, используемые в рамках данного института, имеют строгое юридическое толкование:

Термин Определение (Правовая основа) Срок предоставления
Отсрочка Изменение срока уплаты, предполагающее единовременную уплату всей суммы задолженности (или налога) по истечении установленного срока (Глава 9 НК РФ). Не более одного года.
Рассрочка Изменение срока уплаты, предусматривающее поэтапную уплату суммы задолженности (или налога) в течение установленного срока (Глава 9 НК РФ). Не более трех лет.
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) Особая форма изменения срока, позволяющая организации уменьшать текущие налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов (ст. 66, 67 НК РФ). От одного года до пяти лет.
Форс-мажор в налоговых отношениях Обстоятельства непреодолимой силы (стихийное бедствие, технологическая катастрофа и т. п.), которые должны быть подтверждены уполномоченными органами (МЧС, ТПП), и которые являются одним из ключевых оснований для отсрочки/рассрочки (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Изменение срока уплаты возможно в отношении федеральных, региональных и местных налогов, а также сборов и страховых взносов. Однако, согласно НК РФ, это исключает возможность изменения сроков уплаты акцизов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. Неужели эти исключения не делают механизм менее гибким для компаний, работающих с ресурсами?

Сравнительный анализ основных форм изменения срока: отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит

Три основные формы изменения сроков — отсрочка, рассрочка и ИНК — имеют принципиально разную направленность и целевое назначение.

Отсрочка и рассрочка являются инструментами антикризисной поддержки или адаптации к временным финансовым трудностям налогоплательщика. Их основное различие лежит в графике погашения: отсрочка требует единовременного платежа в конце нового срока (до 1 года), в то время как рассрочка предполагает структурированный график поэтапных выплат (до 3 лет).

При этом важно помнить, что налогоплательщик, выбравший рассрочку, получает более длительный период, но обязуется строго следовать утвержденному плану платежей, что требует высокой финансовой дисциплины.

Критерий сравнения Отсрочка Рассрочка Инвестиционный налоговый кредит (ИНК)
Срок предоставления До 1 года До 3 лет От 1 года до 5 лет
График уплаты Единовременный платеж в конце срока Поэтапные платежи по утвержденному графику Уменьшение текущих налоговых платежей, с последующей уплатой «кредита» и процентов
Цель Преодоление временных финансовых затруднений Распределение крупной задолженности во времени Стимулирование целевых инвестиций (НИОКР, техперевооружение)
Проценты Начисляются (обычно 12 ключевой ставки ЦБ РФ) Начисляются (обычно 12 ключевой ставки ЦБ РФ) Начисляются (от 12 до 34 ключевой ставки ЦБ РФ)
Обеспечение Обязательно (залог, гарантия, поручительство) Обязательно (залог, гарантия, поручительство) Обязательно (залог, гарантия, поручительство)

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) выделяется среди этих форм. Его цель не столько облегчить финансовое бремя, сколько стимулировать налогоплательщика к конкретным действиям, имеющим высокую социально-экономическую значимость. ИНК позволяет организации в течение определенного времени уменьшать свои налоговые платежи по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам (транспортному, налогу на имущество организаций).

Фактически это является беспроцентным или низкопроцентным займом, который погашается за счет будущих доходов.

Направление развития института. Важно отметить, что в 2025 году активно обсуждается законодательная инициатива по совершенствованию института ИНК. Предлагается увеличить максимальный срок, на который может быть предоставлен ИНК, с нынешних пяти до десяти лет. Если эти поправки будут приняты, это значительно повысит привлекательность ИНК как долгосрочного инструмента поддержки крупных, капиталоемких проектов, требующих длительного срока окупаемости.

Глава 2. Основания и процедура предоставления отсрочки, рассрочки и ИНК в 2025 году

Исчерпывающий перечень оснований для предоставления отсрочки и рассрочки (ст. 64 НК РФ)

Уполномоченные органы могут предоставить отсрочку или рассрочку только при наличии одного или нескольких оснований, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 64 НК РФ. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию. Главный критерий — доказать, что финансовое положение заинтересованного лица не позволяет уплатить налоги в установленный срок.

Ключевые основания для отсрочки/рассрочки:

  1. Форс-мажорные обстоятельства: Причинение ущерба налогоплательщику в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Проблемы с государственным финансированием: Задержка финансирования из бюджета или задержка оплаты выполненного государственного заказа.
  3. Угроза банкротства: Если единовременная уплата налога может привести к угрозе банкротства налогоплательщика (организации или ИП).
  4. Имущественное положение ФЛ: Если имущественное положение физического лица (не ИП) исключает возможность единовременной уплаты налога (с учетом ограничений на взыскание).
  5. Сезонный характер производства: Производство и/или реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.
  6. Невозможность уплаты по результатам налоговой проверки: Невозможность единовременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по результатам налоговой проверки до истечения срока исполнения требования об уплате (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Критерий «Невозможности уплаты» по результатам проверки. Основание, предусмотренное подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ, является наиболее сложным с точки зрения доказывания. Оно признается уполномоченным органом только при выполнении строгого экономического критерия: сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица за трехмесячный период до подачи заявления должна быть меньше суммы его краткосрочных обязательств (с учетом доначислений по проверке), уменьшенной на величину доходов будущих периодов. Этот критерий призван отсеять недобросовестных налогоплательщиков и фокусирует внимание на реальном финансовом потоке, а не на бумажных показателях.

Целевые основания для инвестиционного налогового кредита (ИНК)

В отличие от отсрочки/рассрочки, которые направлены на преодоление кризиса, ИНК имеет строго целевой, стимулирующий характер. Он предоставляется организациям при наличии одного из следующих оснований (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  1. Проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства.
  2. Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, включая создание новых или совершенствование существующих технологий.
  3. Выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
  4. Выполнение организацией государственного оборонного заказа.
  5. Инвестиции в энергоэффективность: Осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

ИНК является не правом, а скорее привилегией, обусловленной стратегическими интересами государства. Соответственно, условия его предоставления закрепляются в договоре между уполномоченным органом и организацией.

Актуальный порядок подачи заявления и разграничение компетенции уполномоченных органов

Процедура изменения срока уплаты строго регламентирована и требует соблюдения процессуальных сроков и форм.

  1. Срок подачи: Заявление о предоставлении отсрочки/рассрочки должно быть подано в уполномоченный орган в течение трех месяцев со дня возникновения оснований.
  2. Форма подачи: Заявление подается в электронной форме (по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика) по форме КНД 1150086.

Регулирование перечня документов. Актуальный и исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению, регулируется Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2023 г. № 500. Среди обязательных документов — расчет предполагаемого графика погашения задолженности, справки банков о ежемесячных оборотах средств, а также документы, подтверждающие наличие основания (например, заключение о форс-мажоре или документы о наличии госконтракта).

Разграничение компетенции. В 2025 году компетенция по принятию решений об изменении сроков уплаты строго распределена между различными подразделениями ФНС, что закреплено, в частности, в Приказе ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1134@:

Уполномоченный орган Компетенция
Управление ФНС по субъекту РФ По заявлениям на сумму, не превышающую 10 миллионов рублей.
Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом По заявлениям на сумму, превышающую 10 миллионов рублей, а также по всем заявлениям о предоставлении Инвестиционного налогового кредита.

Такое разграничение позволяет централизовать рассмотрение крупных и наиболее сложных кейсов (ИНК) и одновременно децентрализовать работу с массовыми обращениями. Решение о предоставлении отсрочки/рассрочки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления, с возможностью продления до 20 дней для уточнения информации.

Глава 3. Правовые последствия изменения срока уплаты и его взаимосвязь с ЕНС

Экономические последствия: начисление процентов и требование обеспечения

Изменение срока уплаты налога является не благотворительной акцией, а платным финансовым инструментом. Налогоплательщик обязан уплатить не только основную сумму налога, но и проценты, за исключением случаев, когда отсрочка предоставляется по социально значимым основаниям (например, ущерб от стихийного бедствия).

Детализация ставок процентов (ст. 64, 67 НК РФ):

Форма изменения срока / Основание Ставка начисления процентов Примечание
Отсрочка/Рассрочка (общее правило) 12 ключевой ставки Центрального банка РФ Действующей на день принятия решения.
Рассрочка по результатам налоговой проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) Ключевая ставка Центрального банка РФ Повышенная ставка, отражающая более высокий фискальный риск.
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) Диапазон: от 12 до 34 ключевой ставки ЦБ РФ Устанавливается договором.

Налоговый кодекс РФ предъявляет строгое требование к обеспечению исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 64 НК РФ, обязательным условием предоставления отсрочки или рассрочки является предоставление обеспечения. Формами обеспечения могут выступать:

  • Залог имущества (в том числе ценных бумаг).
  • Поручительство (третьего лица).
  • Банковская гарантия.

Требование обеспечения защищает фискальные интересы государства. В случае неисполнения налогоплательщиком обязательств по графику, уполномоченный орган имеет право обратить взыскание на предоставленное обеспечение. Таким образом, государство минимизирует риски, перекладывая их часть на самого налогоплательщика или его гарантов.

Правовой статус суммы налога в рамках Единого налогового счета (ЕНС)

С 1 января 2023 года введение Единого налогового счета (ЕНС) и Единого налогового платежа (ЕНП) изменило порядок учета налоговой обязанности. Тем не менее, институт Главы 9 НК РФ сохранил свою юридическую силу и был интегрирован в новую систему администрирования.

Правовой статус сумм, по которым изменен срок уплаты, в рамках ЕНС является критически важным.

Изменение срока уплаты в рамках ЕНС фактически означает, что сумма налога, в отношении которой принято решение о переносе срока, не формирует отрицательное сальдо на ЕНС до наступления нового, установленного решением срока уплаты.

В обычных условиях, как только наступает срок уплаты, сумма налога формирует совокупную налоговую обязанность налогоплательщика. Если на ЕНС недостаточно средств (положительного сальдо), возникает отрицательное сальдо (задолженность), на которую начисляются пени.

При предоставлении отсрочки/рассрочки:

  1. Прекращение начисления пеней: С даты принятия решения уполномоченным органом начисление пеней на сумму, в отношении которой принято решение, прекращается.
  2. Перенос обязанности: Сумма налога исключается из немедленно требуемой совокупной обязанности. Она числится как обязательство с отложенным сроком исполнения.
  3. Погашение: Уплата по графику отсрочки/рассрочки осуществляется путем перечисления ЕНП, который затем засчитывается в счет погашения отложенной обязанности.

Таким образом, Глава 9 НК РФ выступает как механизм управления сроками исполнения совокупной налоговой обязанности, позволяя налогоплательщику временно избежать последствий, связанных с формированием отрицательного сальдо. Насколько сложно налогоплательщикам контролировать, чтобы их ЕНП был направлен именно на погашение отложенной обязанности?

Глава 4. Судебно-арбитражная практика и основания для отказа в предоставлении отсрочки/рассрочки

Типичные основания для отказа и их оспаривание

Налоговые органы могут отказать в предоставлении отсрочки или рассрочки при наличии оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 64 НК РФ. На практике наиболее частыми причинами для отказа, которые затем оспариваются в суде, являются:

  1. Несоблюдение условия предоставления обеспечения. Налогоплательщик не смог предоставить адекватный залог, банковскую гарантию или надежное поручительство, покрывающее сумму налога.
  2. Отсутствие доказательств причинно-следственной связи. Налогоплательщик не смог доказать, что его финансовые затруднения вызваны именно тем основанием, которое указано в заявлении (например, стихийным бедствием или задержкой госфинансирования), а не общими проблемами в бизнесе или неэффективным управлением. Суды, как правило, отклоняют доводы, основанные исключительно на общем тяжелом финансовом положении.
  3. Непредставление полного комплекта документов согласно Постановлению Правительства РФ № 500.

Процедура также предусматривает возможность досрочной отмены решения о предоставлении отсрочки/рассрочки, если налогоплательщик нарушает график погашения или условия обеспечения.

Анализ актуальной судебной практики Верховного Суда РФ (2023-2025 гг.)

Судебная практика последних лет демонстрирует строгий подход судов к оценке доказательств и подчеркивает, что институт изменения сроков уплаты не является инструментом для спасения финансово несостоятельных компаний.

1. Само по себе банкротство не является основанием для отсрочки.

Ключевым примером является Определение Верховного Суда РФ от 13 февраля 2025 г. N 304-ЭС25-1498 по делу № А67-2211/2023. В данном деле налогоплательщик, находящийся в процедуре банкротства, настаивал на предоставлении рассрочки, ссылаясь на угрозу своего финансового краха.

Верховный Суд РФ подтвердил позицию нижестоящих судов, указав, что:

  • Угроза банкротства (пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ) должна быть подтверждена не просто фактом неплатежеспособности, а полным комплектом финансовых документов, включая справки банков о ежемесячных оборотах.
  • Само по себе признание организации банкротом не является автоматическим основанием для предоставления отсрочки. Напротив, в процедуре банкротства приоритет отдается интересам всех кредиторов, а не только публично-правовому образованию.
  • Налогоплательщик должен доказать, что без отсрочки его деятельность полностью прекратится, а не просто затруднится.

2. Нарушение графика погашения и учет ЕНС.

Практика Арбитражных судов (например, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 2025 г. по делу № А53-45361/24) актуализировала проблему нарушения графика погашения рассрочки в условиях ЕНС.

Суды установили, что:

  • Нарушение налогоплательщиком утвержденного графика погашения рассрочки, даже если оно незначительно, является достаточным основанием для досрочного прекращения действия решения ФНС.
  • В рамках механизма ЕНС, если налогоплательщик направляет ЕНП, и этот платеж автоматически засчитывается в счет погашения существующего отрицательного сальдо по другим налогам (например, по текущим платежам), а не в счет обязательств по рассрочке, это может быть расценено как неисполнение обязательства по рассрочке, если график погашения нарушен.

Таким образом, практика подтверждает, что с введением ЕНС налогоплательщик должен проявлять особую осмотрительность в управлении своим сальдо, чтобы платежи, предназначенные для погашения отсроченной суммы, не были автоматически списаны в счет других, более приоритетных задолженностей. Налогоплательщик несет полную ответственность за целевое назначение каждого своего платежа.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило, что институт изменения сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов, регулируемый Главой 9 НК РФ, является стабильным и строго регламентированным правовым инструментом, который успешно интегрирован в современную систему налогового администрирования, основанную на Едином налоговом счете (ЕНС).

Ключевые выводы исследования:

  1. Правовая база и формы. Институт изменения сроков полностью актуален (ст. 61–68 НК РФ), предлагая три основные формы: отсрочку (до 1 года, единовременно), рассрочку (до 3 лет, поэтапно) и Инвестиционный налоговый кредит (до 5 лет, целевое стимулирование).

    Каждая форма имеет четко определенные сроки и цели.

  2. Актуальность оснований и процедур. Перечень оснований для отсрочки/рассрочки является исчерпывающим, включая специфический критерий «невозможности уплаты по результатам налоговой проверки», требующий сложного экономического обоснования. Процедура строго регулируется подзаконными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ № 500 от 2023 года (перечень документов) и приказом ФНС о разграничении компетенции по сумме 10 млн рублей.
  3. Экономические последствия. Изменение срока уплаты является платным: на сумму начисляются проценты, ставка которых варьируется от 12 ключевой ставки ЦБ РФ до полной ключевой ставки (при доначислениях по проверке).

    Обязательное предоставление обеспечения (залог, поручительство) служит гарантией фискальных интересов государства.

  4. Взаимосвязь с ЕНС. Институт сохранил свою функциональность, при этом отсроченная сумма не формирует отрицательное сальдо на ЕНС до наступления нового срока уплаты. Это позволяет налогоплательщику управлять ликвидностью без риска начисления пеней по отсроченной части обязательства.
  5. Судебная практика. Актуальная судебная практика 2023–2025 гг. (например, позиция Верховного Суда РФ по делу № А67-2211/2023) демонстрирует, что для получения отсрочки недостаточно общих финансовых трудностей; требуется доказать причинно-следственную связь с основаниями, перечисленными в ст. 64 НК РФ, а также обеспечить строгое соблюдение графика погашения в рамках ЕНС.

Оценка эффективности и предложения по совершенствованию:

Правовое регулирование в целом эффективно, однако его применение требует от налогоплательщиков высокой квалификации и строгого соблюдения процессуальных норм. Для повышения эффективности и прозрачности института целесообразно:

  • Ускорить принятие законодательных инициатив по увеличению максимального срока ИНК до 10 лет, что позволит стимулировать более крупные и долгосрочные инвестиции в стратегических отраслях.
  • Разработать подробные методические рекомендации ФНС, детализирующие порядок учета отсроченных сумм в рамках ЕНС, чтобы минимизировать споры, связанные с автоматическим зачетом ЕНП в счет текущего отрицательного сальдо.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута: проведено исчерпывающее исследование правового института изменения сроков уплаты налогов, полностью соответствующее актуальному законодательству и новейшей правоприменительной практике 2025 года.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

    Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа. Актуальная редакция 2025 г. [Электронный ресурс] // lugasoft.ru.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

    Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

    Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

    Статья 61. Общие условия изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа. [Электронный ресурс] // nkodeksrf.ru.

  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

    Статья 57. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов. [Электронный ресурс] // nkrfkod.ru.

  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

    Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

    Статья 49. Изменение срока уплаты налогов. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

  8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2025 г. N 304-ЭС25-1498 по делу N А67-2211/2023. [Электронный ресурс] // Гарант.ру.
  9. Основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам. [Электронный ресурс] // ФНС России.
  10. Предоставление инвестиционного налогового кредита. [Электронный ресурс] // ФНС России по Пермскому краю.
  11. Налоговая отсрочка и рассрочка в 2025 году. [Электронный ресурс] // v2b.ru.
  12. Основания для отказа в отсрочке или рассрочке налога, сбора, страховых взносов (август 2025).

    [Электронный ресурс] // Гарант.ру.

  13. Новые сроки уплаты налогов и взносов в 2025 году: таблица с комментариями. [Электронный ресурс] // Главбух.
  14. Единый налоговый платеж в 2025 году: новые правила, сроки уплаты, КБК, образцы платежек. [Электронный ресурс] // Газета УНП.
  15. Налоговая реформа: ключевые изменения в налоговом администрировании и уплате налогов. [Электронный ресурс] // astral.ru.
  16. Сроки уплаты налогов пересмотрят. [Электронный ресурс] // РНК.
  17. Порядок и формы изменения срока уплаты налога: отсрочка, рассрочка, ИНК. [Электронный ресурс] // fpa.ru.
  18. Развитие судебной практики по вопросам предоставления и отмены рассрочки по уплате налоговых платежей. [Электронный ресурс] // russiantaxandcustoms.com.
  19. Решение об отказе в предоставлении отсрочки. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
  20. Отсрочка и рассрочка налоговых платежей: что это такое, кто может получить и как это сделать. [Электронный ресурс] // Контур.
  21. Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов и (или) задолженности для физических лиц рассказали в налоговой инспекции. [Электронный ресурс] // kalinadmin.ru.
  22. Правовые основы решения вопроса о предоставлении рассрочки или отсрочки в рамках заключения соглашения об урегулировании спора. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
  23. Инвестиционный налоговый кредит. [Электронный ресурс] // gisp.gov.ru.