Инвестиционный процесс в Российской Федерации (2024-2025 гг.): Правовые основы, актуальная динамика и институциональные факторы

Курсовая работа

Введение

Успешное достижение стратегических целей развития Российской Федерации неразрывно связано с интенсификацией инвестиционного процесса. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", ключевым показателем по направлению "Устойчивая и динамичная экономика" является увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к уровню 2020 года. Этот целевой ориентир, заложенный в основу государственной политики, подчеркивает критическую роль инвестиционной активности как главного двигателя структурной трансформации и обеспечения технологического суверенитета страны.

Актуальность темы обусловлена не только стратегической значимостью инвестиций, но и динамично меняющимся правовым и экономическим ландшафтом 2024–2025 годов. Произошедшие законодательные изменения (в частности, введение Программы долгосрочных сбережений) и значительные структурные сдвиги в экономике (беспрецедентный рост в IT-секторе и обрабатывающей промышленности на фоне замедления в других секторах) требуют глубокого, критически-аналитического осмысления. И что из этого следует? Без понимания этих сдвигов и новых правовых инструментов невозможно эффективно управлять капиталом и прогнозировать экономический рост, особенно в условиях высокой волатильности.

Цель данной работы — систематизировать и критически проанализировать теоретические основы, правовое регулирование и специфику функционирования ключевых участников современного инвестиционного процесса в Российской Федерации с учетом актуальной экономической ситуации и законодательства (2024-2025 гг.).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить актуальное правовое поле и дать четкую классификацию инвестиционного процесса и его субъектов согласно действующему законодательству.
  2. Проанализировать функциональную роль и специфику взаимодействия ключевых участников (частные инвесторы, государство, финансовые посредники) в современных российских реалиях.
  3. Выявить структуру и динамику инвестиций в основной капитал РФ за период 2020–2025 гг., акцентируя внимание на структурных сдвигах.
  4. Проанализировать ключевые экономические и институциональные барьеры, препятствующие интенсификации инвестиционного процесса.
  5. Оценить эффективность основных направлений государственной инвестиционной политики и новых инструментов стимулирования (СЗПК, ПДС).

Структура работы включает введение, две основные главы, посвященные теоретико-правовым основам, анализу субъектов, динамике и мерам государственного стимулирования, и заключение, содержащее синтез выводов и практические рекомендации.

6 стр., 2644 слов

Оценка качества кредитного портфеля БВУ Республики Казахстан ...

... МСФО 9. Надзорное стресс-тестирование (НСТ): НСТ внедрено в регулярный надзорный процесс с 2021 года. Оно охватывает крупнейшие банки, на которые приходится 85–86% активов сектора. ... сценариям (например, падение цен на сырье, девальвация, рост безработицы). Результаты НСТ 2024 года подтвердили системную устойчивость: уровень достаточности совокупного основного капитала 11 крупнейших банков составил ...

Теоретико-правовые основы инвестиционного процесса в РФ

Понятие и правовое регулирование инвестиционной деятельности

Инвестиционный процесс представляет собой сложный экономико-правовой механизм, направленный на преобразование сбережений в капитал, способный генерировать будущие доходы. В Российской Федерации правовое закрепление и определение ключевых понятий осуществляется преимущественно Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции от 25.12.2023 г.).

Инвестиции как экономическая категория определяются в статье 1 ФЗ № 39-ФЗ следующим образом:

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Это определение подчеркивает двойственную природу цели инвестиций: не только получение финансовой прибыли (коммерческий эффект), но и достижение "иного полезного эффекта" (социальный, экологический, инфраструктурный эффект), что особенно важно для государственных и социально ориентированных инвестиционных проектов. Какой важный нюанс здесь упускается? Этот широкий подход позволяет государству использовать инвестиционный процесс не только как рыночный, но и как стратегический инструмент для решения общенациональных задач, таких как достижение технологического суверенитета.

Тесно связанным является понятие Инвестиционная деятельность, которая согласно той же статье определяется как:

…вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Таким образом, инвестиционная деятельность охватывает не только сам факт вложения средств, но и весь комплекс организационных, технических и управленческих мероприятий по реализации проекта.

Ключевым объектом регулирования ФЗ № 39-ФЗ являются Капитальные вложения. Статья 1 закона трактует их как:

…инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Правовое поле инвестиционной деятельности в РФ не ограничивается ФЗ № 39-ФЗ. Регулирование специфических форм инвестиций также осуществляется:

  1. Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (ред. от 08.08.2024).
  2. Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" (регулирование краудфандинга).
  3. Гражданским кодексом РФ (глава о договорах), регулирующим имущественные отношения субъектов.

Классификация инвестиций и их роль в структуре экономики

Для целей академического анализа и государственного регулирования применяется многоуровневая классификация инвестиций. В то время как ФЗ № 39-ФЗ фокусируется на капитальных вложениях, экономическая доктрина выделяет более широкий спектр форм.

Таблица 1. Классификация инвестиций по экономическим признакам

Критерий классификации Виды инвестиций Описание и примеры (правовая форма)
По объектам вложения Реальные (Прямые) Вложения в материально-вещественные активы: основные средства (капитальные вложения), запасы, земля.
Финансовые (Портфельные) Вложения в ценные бумаги (акции, облигации), депозиты, паи инвестиционных фондов. Регулируются ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Интеллектуальные Вложения в нематериальные активы: НИОКР, патенты, бренды, обучение персонала. В 2024 г. это ключевой драйвер роста.
По целям Первичные (Брутто) Общий объем вложений, включая амортизацию.
Чистые (Нетто) Первичные инвестиции за вычетом амортизационных отчислений (направлены на увеличение капитала).
Реинвестиции Повторное вложение прибыли, полученной от основной деятельности.
По субъектам Частные Инвестиции физических лиц, корпораций, малого и среднего бизнеса.
Государственные Инвестиции из федерального и региональных бюджетов, а также госкорпораций.
Иностранные Вложения нерезидентов, регулируемые ФЗ № 160-ФЗ.

Роль инвестиций в структуре экономики. Инвестиции в основной капитал являются ключевым макроэкономическим показателем, отражающим потенциал экономического роста. Они определяют производственные возможности экономики, способствуют внедрению инноваций и повышению производительности труда. Особое внимание в современных условиях уделяется реальным инвестициям в обрабатывающие отрасли и интеллектуальный капитал, поскольку именно они формируют основу для диверсификации экономики и снижения зависимости от сырьевого сектора. Недостаточно просто констатировать факт, что они играют роль: инвестиции обеспечивают необходимую для достижения технологического суверенитета структурную перестройку, выводя российскую экономику на новый уровень конкурентоспособности.

Ключевые субъекты и институциональная структура инвестиционного процесса

Согласно статье 4 ФЗ № 39-ФЗ, субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Однако функционально их роли различаются, особенно в контексте государственного регулирования и финансового посредничества.

Роль государства как инвестора, регулятора и гаранта

Государство в инвестиционном процессе РФ выполняет три ключевые, взаимодополняющие функции:

1. Государство как регулятор и гарант.
Государство формирует правовое поле, устанавливая "правила игры". В этой роли оно обеспечивает равную защиту прав субъектов инвестиционной деятельности (статья 2 ФЗ № 39-ФЗ) и создает механизмы снижения рисков. Важнейшим инструментом регулирования является внедрение Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые гарантируют инвесторам неизменность налоговых и регуляторных условий на длительный срок.

2. Государство как инвестор.
Государство осуществляет прямые капитальные вложения через федеральный и региональные бюджеты, а также через крупные государственные корпорации и институты развития. Крупнейшими государственными инвесторами в основной капитал, помимо прямого бюджетного финансирования инфраструктурных проектов, выступают системообразующие компании:

  • ВЭБ.РФ (Государственная корпорация развития): Выступает оператором "Фабрики проектного финансирования" и предоставляет долгосрочное финансирование крупным инфраструктурным и промышленным проектам.
  • Российские железные дороги (РЖД): Осуществляют масштабные капитальные вложения в модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры.
  • Росатом (Атомэнергопром): Инвестирует в атомную энергетику, машиностроение и новые технологические направления.

Вложения госкорпораций часто имеют стратегический характер, направлены на обеспечение энергетической безопасности и технологического суверенитета, и являются ключевым элементом в структуре государственных инвестиций.

Финансовые посредники: роль и правовой статус

Финансовые посредники играют критическую роль в трансформации свободных денежных средств (сбережений) в инвестиции. Их деятельность направлена на агрегирование капитала, управление рисками и предоставление доступа к рыночным инструментам.

1. Банки и "Фабрика проектного финансирования".
Банки остаются крупнейшими институциональными посредниками, предоставляя кредиты и выступая сокредиторами в рамках государственных программ. С 2018 года и особенно после дополнительной поддержки в 2024 году, инструмент "Фабрика проектного финансирования" стал важным механизмом для синдицированного кредитования крупных инвестпроектов (от 3 млрд рублей).

ВЭБ.РФ, выступая оператором, снижает риски для коммерческих банков, позволяя им участвовать в долгосрочном финансировании, которое иначе было бы слишком рискованным.

2. Инвестиционные фонды.
Правовой статус и деятельность инвестиционных фондов (паевых инвестиционных фондов — ПИФ, акционерных инвестиционных фондов — АИФ) регулируются Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ. Фонды позволяют диверсифицировать риски и собирать капитал от большого числа частных инвесторов, направляя его в различные классы активов. Они являются ключевым инструментом для коллективных портфельных инвестиций.

3. Инвестиционные платформы (Краудфандинг).
С появлением Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ", в инвестиционный процесс вошел новый тип посредников. Эти платформы (часто называемые краудфандинговыми) определены законом как информационные системы, включенные Банком России в специальный реестр.

Тип финансового посредника Правовое регулирование Функциональная роль
Коммерческие банки ФЗ "О банках и банковской деятельности" Предоставление кредитов, участие в синдицированном финансировании (через Фабрику ПФ).
Инвестиционные фонды (ПИФ) ФЗ № 156-ФЗ Коллективное управление активами, диверсификация портфельных рисков для мелких инвесторов.
Инвестиционные платформы ФЗ № 259-ФЗ Обеспечение прямого доступа к финансированию малого и среднего бизнеса (P2B, B2B), минуя традиционные банковские структуры.

Рост популярности краудфандинга отражает демократизацию инвестиционного процесса, позволяя субъектам малого предпринимательства привлекать капитал, а частным инвесторам — участвовать в финансировании проектов с относительно небольшими суммами.

Анализ динамики и структурных сдвигов инвестиций в основной капитал (2020-2025 гг.)

Критический анализ динамики инвестиций в основной капитал (ИОК) позволяет оценить эффективность государственной политики и выявить ключевые векторы структурной трансформации российской экономики. Период 2020–2025 гг. характеризуется высоким уровнем волатильности и значительными структурными сдвигами.

Общая динамика и объем инвестиций

После пандемийного спада, инвестиционная активность в РФ продемонстрировала уверенный рост, во многом за счет стимулирующих мер государства и высокого спроса на внутреннем рынке.

Исторический рост:

  • 2023 год: Рост инвестиций в основной капитал достиг 9,8% в реальном выражении. Это был максимальный показатель за последние 12–13 лет, что свидетельствовало о высокой адаптивности корпоративного сектора.
  • 2024 год: Общая динамика сохранила положительный тренд, хотя и несколько замедлилась. По итогам года, объем ИОК в реальном выражении вырос на 7,4% по сравнению с 2023 годом, достигнув в номинальном выражении 39,533 трлн рублей (Росстат).

Однако, в начале 2025 года наметилось замедление. По оценке Росстата, в первом полугодии 2025 года рост ИОК составил 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, с объемом в 16,042 трлн рублей. Это замедление требует критического анализа факторов, которые его обусловили.

Структурные изменения и новые драйверы роста (2024 г.)

Структура финансирования и отраслевые приоритеты инвестиций в 2024 году претерпели существенные изменения, отражая фокус экономики на импортозамещении и технологическом развитии.

1. Структура финансирования.
Традиционно российские компании предпочитали финансировать ИОК за счет собственных средств. В 2024 году эта тенденция изменилась. По итогам января-сентября 2024 года доля собственного капитала в структуре финансирования снизилась до 50,5% (против 62,1% в 2023 году), в то время как доля привлеченных средств выросла до 49,5%.
Это свидетельствует о двух факторах:

  • Рост инвестиционного спроса превышает возможности самофинансирования компаний.
  • Успешная работа государственных инструментов (Фабрика проектного финансирования, льготное кредитование) и рост рынка долгового капитала.

2. Отраслевые локомотивы.
Наибольший вклад в рост ИОК в 2024 году внесли следующие сектора:

  • Обрабатывающие отрасли: Рост составил 23,3% во II квартале 2024 года. Это прямое следствие государственной политики стимулирования импортозамещения и увеличения внутреннего производства.
  • IT-сектор ("Деятельность в области информации и связи"): Инвестиции в этот сектор за январь-сентябрь 2024 года показали феноменальный рост — 156,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Этот взрывной рост обусловлен необходимостью перехода на отечественное ПО и оборудование, а также реализацией масштабных цифровых проектов.
  • Вложения в машины, оборудование и интеллектуальную собственность: Рост инвестиций в эти категории достиг 29% во II квартале 2024 года, что подтверждает направленность инвестиций на модернизацию производственных фондов, а не только на строительство.

Не стоит ли нам задаться вопросом: как долго экономика сможет поддерживать такой высокий темп роста в IT и обрабатывающей промышленности без устранения макроэкономических барьеров?

Анализ факторов, препятствующих интенсификации инвестиций

Несмотря на общий положительный тренд, замедление роста в I полугодии 2025 года и структурные дисбалансы указывают на сохранение серьезных барьеров.

1. Секторальное сокращение в 2025 году.
Ключевым тревожным сигналом стало сокращение инвестиций в традиционно государственно-зависимых секторах �� I квартале 2025 года:

  • Госсектор и оборона: -22,2%.
  • Транспортировка и хранение: -20,4%.
  • Информационно-коммуникационная сфера (несмотря на бум 2024 г., здесь также зафиксировано сокращение): -7,4%.

Это сокращение может быть обусловлено завершением ряда крупных государственных программ и перераспределением бюджетных приоритетов. Зависимость инвестиционного процесса от бюджетных циклов остается высоким риском.

2. Институциональные и экономические барьеры.
К основным институциональным барьерам относятся:

  • Высокие процентные ставки: Политика Банка России по сдерживанию инфляции приводит к дороговизне кредита, что, несмотря на льготные программы, сдерживает широкий круг проектов.
  • Ограниченность трудовых ресурсов: Дефицит квалифицированных кадров сдерживает реализацию новых проектов, особенно в высокотехнологичных и обрабатывающих отраслях.
  • Административные барьеры: Недостаточная прозрачность и скорость принятия решений на региональном уровне, несмотря на внедрение СЗПК, продолжают создавать сложности для инвесторов.

Государственная инвестиционная политика: новые инструменты и оценка эффективности

Государственная инвестиционная политика в РФ сфокусирована на достижении национальных целей и создании стабильных, предсказуемых условий для частного капитала.

Национальные цели и федеральные проекты стимулирования инвестиций

Ключевой рамкой для инвестиционной политики является стратегическое планирование, установленное Указом Президента № 309 от 07.05.2024 г. Целевой показатель — увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к уровню 2020 года — требует ежегодного устойчивого роста.

Для достижения этой цели с 2025 года действует профильный федеральный проект "Повышение инвестиционной активности" (в составе нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика").

Основные задачи проекта включают:

  1. Снижение административных барьеров.
  2. Развитие инфраструктуры.
  3. Поддержку институтов развития (ВЭБ.РФ).
  4. Стимулирование притока частных долгосрочных сбережений.

Новые институциональные механизмы поддержки (СЗПК, СПИК, ПДС)

Государство применяет дифференцированный подход к стимулированию, ориентированный как на крупный корпоративный, так и на частный розничный капитал.

1. Инструменты для корпораций:

  • Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): Предоставляют гарантии стабильности условий ведения бизнеса, включая налоговые условия, для крупных инвесторов.
  • Специальные инвестиционные контракты (СПИК): Заключаются с инвесторами, обязующимися создать или модернизировать производство на территории РФ, в обмен на налоговые льготы и преференции.
  • Фабрика проектного финансирования: Инструмент, поддержанный в 2024 году дополнительным финансированием (34 млрд рублей), обеспечивает доступ к долгосрочным синдицированным кредитам, снижая риски для частных кредиторов.

2. Стимулирование частных гражданских инвестиций (ПДС):

Новейшим и наиболее значимым инструментом стимулирования долгосрочных инвестиций граждан является Программа долгосрочных сбережений (ПДС), запущенная с 2024 года на основе Федерального закона от 01.08.2023 № 470-ФЗ.

ПДС направлена на перевод "длинных" денег населения из краткосрочных депозитов в инструменты фондового рынка (через негосударственные пенсионные фонды).

Ключевые стимулы:

  • Налоговый вычет: Возможность получения ежегодного налогового вычета (возврат НДФЛ) до 52 тыс. рублей при внесении до 400 тыс. рублей в год.
  • Государственное софинансирование: Государство обязуется софинансировать взносы граждан в течение первых трех лет участия (на условиях, зависящих от дохода).
  • Повышенное страхование: Страхование сбережений в НПФ увеличивается до 2,8 млн рублей (значительно выше, чем стандартное страхование банковских вкладов в 1,4 млн руб.).

ПДС является прямым ответом на необходимость мобилизации внутреннего капитала и, по сути, создает новую институциональную основу для привлечения частных средств в экономику.

Критическая оценка эффективности государственной политики

Анализ динамики 2024–2025 гг. позволяет сделать смешанные выводы об эффективности существующей инвестиционной политики:

  1. Положительные структурные сдвиги: Успех политики в 2024 году очевиден: резкий рост в обрабатывающей промышленности и IT-секторе (156,6%) демонстрирует, что адресные меры поддержки, направленные на технологический суверенитет, работают эффективно. Рост доли привлеченного капитала подтверждает доступность финансирования.
  2. Институциональный прорыв: Введение Программы долгосрочных сбережений является важным шагом к формированию долгосрочного внутреннего источника инвестиций, который снизит зависимость от внешнего финансирования и краткосрочных бюджетных циклов.
  3. Неравномерность и риски: Замедление общего темпа роста в I полугодии 2025 года и сокращение инвестиций в госсекторе показывают, что эффект "разогрева" экономики может быть исчерпан, если не будут устранены фундаментальные барьеры. Для достижения целевого показателя "рост на 60% к 2020 году" требуется не только высокая динамика частных инвестиций, но и стабильность государственных вложений в инфраструктуру и социально-значимые проекты. Сокращение в госсекторе и транспорте является прямым фактором риска.

Существующие инструменты создают благоприятные условия, однако эффективность политики зависит от долгосрочной стабильности макроэкономических условий (инфляция, ключевая ставка) и способности государства обеспечить предсказуемость регуляторной среды, особенно в свете замедления в 2025 году.

Заключение

Инвестиционный процесс в Российской Федерации в 2024–2025 гг. находится на этапе сложной структурной трансформации, обусловленной необходимостью достижения национальных целей (рост инвестиций в основной капитал на 60% к 2020 году) и адаптацией к новым экономическим реалиям.

Синтез выводов:

  1. Правовая база и понятия: Правовое регулирование инвестиционной деятельности опирается на актуальную редакцию ФЗ № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2023), четко определяющую инвестиции как вложения с целью получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта, а капитальные вложения — как инвестиции в основной капитал.
  2. Динамика и структурные сдвиги: В 2024 году инвестиции продемонстрировали высокий рост (7,4%), обусловленный преимущественно частной инициативой. Ключевыми локомотивами стали обрабатывающие отрасли и, беспрецедентно, IT-сектор (рост на 156,6%), а также вложения в интеллектуальную собственность. Это отражает успешную переориентацию капитала на задачи технологического суверенитета. Более высокие темпы роста в IT и обрабатывающей промышленности по сравнению с традиционными сырьевыми секторами убедительно демонстрируют, что экономика России в 2024 году начала интенсивный переход к модели, основанной на внутреннем производстве и инновациях.
  3. Проблемные зоны: В I полугодии 2025 года зафиксировано замедление общего роста (до 4,3%) и, критически важно, сокращение инвестиций в госсекторе, обороне и транспортной сфере. Это указывает на институциональные риски, связанные с высокой зависимостью от бюджетных циклов, а также на сохранение барьеров (высокие ставки, дефицит кадров).
  4. Роль субъектов и посредников: Государство выступает не только регулятором (СЗПК), но и крупным инвестором (ВЭБ.РФ, РЖД).

    Роль финансовых посредников расширилась за счет интеграции новых институтов: помимо банков и инвестфондов (ФЗ № 156-ФЗ), активно развивается сегмент Инвестиционных платформ (краудфандинг), регулируемый ФЗ № 259-ФЗ, что демократизирует доступ к капиталу.

  5. Государственная политика: Государство активно внедряет новые инструменты, включая обновленную "Фабрику проектного финансирования" и, что особенно важно, Программу долгосрочных сбережений (ПДС) (ФЗ № 470-ФЗ).

    ПДС, предлагая налоговые вычеты и повышенное страхование, является стратегическим инструментом мобилизации внутреннего "длинного" капитала.

Практические рекомендации по совершенствованию инвестиционного процесса в РФ:

  1. Снижение зависимости от процентной политики: Для поддержания устойчивого инвестиционного роста необходимо расширить программы льготного и субсидируемого кредитования для приоритетных отраслей (обрабатывающая промышленность, IT), чтобы минимизировать негативное влияние высоких ключевых ставок на инвестиционные решения.
  2. Стабилизация государственных инвестиций: Необходимо разработать механизмы, обеспечивающие более предсказуемое и стабильное финансирование крупных инфраструктурных и транспортных проектов, чтобы избежать резких сокращений (как это наблюдалось в I квартале 2025 года), которые дестабилизируют инвестиционный климат в целом.
  3. Институциональная поддержка кадров: Интенсивный рост инвестиций в оборудование и технологии должен быть подкреплен целевыми программами подготовки и переподготовки кадров, особенно в высокотехнологичных отраслях, для устранения дефицита, который является реальным физическим барьером для освоения инвестиций.
  4. Развитие рынка ПДС: Для максимального эффекта от Программы долгосрочных сбережений необходимо проводить масштабные информационные кампании и дополнительно стимулировать НПФ к предложению конкурентных и прозрачных инвестиционных продуктов, чтобы капитал граждан действительно направлялся в производительные активы.

Список использованной литературы

  1. Президент РФ озвучил меры стимулирования инвестиций для организаций и граждан. 29 февраля 2024 г. [Электронный ресурс] // Garante.ru. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
  2. Рост инвестиций в основной капитал в РФ во II квартале замедлился до 1,5%, за I полугодие составил 4,3% – Росстат. [Электронный ресурс] // ProFinansy.ru. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
  3. Фабрика проектного финансирования: Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2024 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
  4. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 25.12.2023).

    [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).

  5. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 08.08.2024).

    [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).

  6. Меры поддержки для инвесторов. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Статья 15. Меры государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Федеральный закон от 08.08.2024 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
  9. О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты… от 18 июня 2024 г. [Электронный ресурс] // ЦНТД. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2024 г. № 569. [Электронный ресурс] // Kremlin.ru. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Краткий обзор: госрегулирование иностранных инвестиций в России, 2024 г. [Электронный ресурс] // Russiancouncil.ru. URL: (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...