Введение
Успешное достижение стратегических целей развития Российской Федерации неразрывно связано с интенсификацией инвестиционного процесса. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", ключевым показателем по направлению "Устойчивая и динамичная экономика" является увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к уровню 2020 года. Этот целевой ориентир, заложенный в основу государственной политики, подчеркивает критическую роль инвестиционной активности как главного двигателя структурной трансформации и обеспечения технологического суверенитета страны.
Актуальность темы обусловлена не только стратегической значимостью инвестиций, но и динамично меняющимся правовым и экономическим ландшафтом 2024–2025 годов. Произошедшие законодательные изменения (в частности, введение Программы долгосрочных сбережений) и значительные структурные сдвиги в экономике (беспрецедентный рост в IT-секторе и обрабатывающей промышленности на фоне замедления в других секторах) требуют глубокого, критически-аналитического осмысления. И что из этого следует? Без понимания этих сдвигов и новых правовых инструментов невозможно эффективно управлять капиталом и прогнозировать экономический рост, особенно в условиях высокой волатильности.
Цель данной работы — систематизировать и критически проанализировать теоретические основы, правовое регулирование и специфику функционирования ключевых участников современного инвестиционного процесса в Российской Федерации с учетом актуальной экономической ситуации и законодательства (2024-2025 гг.).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить актуальное правовое поле и дать четкую классификацию инвестиционного процесса и его субъектов согласно действующему законодательству.
- Проанализировать функциональную роль и специфику взаимодействия ключевых участников (частные инвесторы, государство, финансовые посредники) в современных российских реалиях.
- Выявить структуру и динамику инвестиций в основной капитал РФ за период 2020–2025 гг., акцентируя внимание на структурных сдвигах.
- Проанализировать ключевые экономические и институциональные барьеры, препятствующие интенсификации инвестиционного процесса.
- Оценить эффективность основных направлений государственной инвестиционной политики и новых инструментов стимулирования (СЗПК, ПДС).
Структура работы включает введение, две основные главы, посвященные теоретико-правовым основам, анализу субъектов, динамике и мерам государственного стимулирования, и заключение, содержащее синтез выводов и практические рекомендации.
Оценка качества кредитного портфеля БВУ Республики Казахстан ...
... МСФО 9. Надзорное стресс-тестирование (НСТ): НСТ внедрено в регулярный надзорный процесс с 2021 года. Оно охватывает крупнейшие банки, на которые приходится 85–86% активов сектора. ... сценариям (например, падение цен на сырье, девальвация, рост безработицы). Результаты НСТ 2024 года подтвердили системную устойчивость: уровень достаточности совокупного основного капитала 11 крупнейших банков составил ...
Теоретико-правовые основы инвестиционного процесса в РФ
Понятие и правовое регулирование инвестиционной деятельности
Инвестиционный процесс представляет собой сложный экономико-правовой механизм, направленный на преобразование сбережений в капитал, способный генерировать будущие доходы. В Российской Федерации правовое закрепление и определение ключевых понятий осуществляется преимущественно Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции от 25.12.2023 г.).
Инвестиции как экономическая категория определяются в статье 1 ФЗ № 39-ФЗ следующим образом:
Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Это определение подчеркивает двойственную природу цели инвестиций: не только получение финансовой прибыли (коммерческий эффект), но и достижение "иного полезного эффекта" (социальный, экологический, инфраструктурный эффект), что особенно важно для государственных и социально ориентированных инвестиционных проектов. Какой важный нюанс здесь упускается? Этот широкий подход позволяет государству использовать инвестиционный процесс не только как рыночный, но и как стратегический инструмент для решения общенациональных задач, таких как достижение технологического суверенитета.
Тесно связанным является понятие Инвестиционная деятельность, которая согласно той же статье определяется как:
…вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, инвестиционная деятельность охватывает не только сам факт вложения средств, но и весь комплекс организационных, технических и управленческих мероприятий по реализации проекта.
Ключевым объектом регулирования ФЗ № 39-ФЗ являются Капитальные вложения. Статья 1 закона трактует их как:
…инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Правовое поле инвестиционной деятельности в РФ не ограничивается ФЗ № 39-ФЗ. Регулирование специфических форм инвестиций также осуществляется:
- Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (ред. от 08.08.2024).
- Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" (регулирование краудфандинга).
- Гражданским кодексом РФ (глава о договорах), регулирующим имущественные отношения субъектов.
Классификация инвестиций и их роль в структуре экономики
Для целей академического анализа и государственного регулирования применяется многоуровневая классификация инвестиций. В то время как ФЗ № 39-ФЗ фокусируется на капитальных вложениях, экономическая доктрина выделяет более широкий спектр форм.
Таблица 1. Классификация инвестиций по экономическим признакам
Критерий классификации | Виды инвестиций | Описание и примеры (правовая форма) |
---|---|---|
По объектам вложения | Реальные (Прямые) | Вложения в материально-вещественные активы: основные средства (капитальные вложения), запасы, земля. |
Финансовые (Портфельные) | Вложения в ценные бумаги (акции, облигации), депозиты, паи инвестиционных фондов. Регулируются ФЗ "О рынке ценных бумаг". | |
Интеллектуальные | Вложения в нематериальные активы: НИОКР, патенты, бренды, обучение персонала. В 2024 г. это ключевой драйвер роста. | |
По целям | Первичные (Брутто) | Общий объем вложений, включая амортизацию. |
Чистые (Нетто) | Первичные инвестиции за вычетом амортизационных отчислений (направлены на увеличение капитала). | |
Реинвестиции | Повторное вложение прибыли, полученной от основной деятельности. | |
По субъектам | Частные | Инвестиции физических лиц, корпораций, малого и среднего бизнеса. |
Государственные | Инвестиции из федерального и региональных бюджетов, а также госкорпораций. | |
Иностранные | Вложения нерезидентов, регулируемые ФЗ № 160-ФЗ. |
Роль инвестиций в структуре экономики. Инвестиции в основной капитал являются ключевым макроэкономическим показателем, отражающим потенциал экономического роста. Они определяют производственные возможности экономики, способствуют внедрению инноваций и повышению производительности труда. Особое внимание в современных условиях уделяется реальным инвестициям в обрабатывающие отрасли и интеллектуальный капитал, поскольку именно они формируют основу для диверсификации экономики и снижения зависимости от сырьевого сектора. Недостаточно просто констатировать факт, что они играют роль: инвестиции обеспечивают необходимую для достижения технологического суверенитета структурную перестройку, выводя российскую экономику на новый уровень конкурентоспособности.
Ключевые субъекты и институциональная структура инвестиционного процесса
Согласно статье 4 ФЗ № 39-ФЗ, субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Однако функционально их роли различаются, особенно в контексте государственного регулирования и финансового посредничества.
Роль государства как инвестора, регулятора и гаранта
Государство в инвестиционном процессе РФ выполняет три ключевые, взаимодополняющие функции:
1. Государство как регулятор и гарант.
Государство формирует правовое поле, устанавливая "правила игры". В этой роли оно обеспечивает равную защиту прав субъектов инвестиционной деятельности (статья 2 ФЗ № 39-ФЗ) и создает механизмы снижения рисков. Важнейшим инструментом регулирования является внедрение Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые гарантируют инвесторам неизменность налоговых и регуляторных условий на длительный срок.
2. Государство как инвестор.
Государство осуществляет прямые капитальные вложения через федеральный и региональные бюджеты, а также через крупные государственные корпорации и институты развития. Крупнейшими государственными инвесторами в основной капитал, помимо прямого бюджетного финансирования инфраструктурных проектов, выступают системообразующие компании:
- ВЭБ.РФ (Государственная корпорация развития): Выступает оператором "Фабрики проектного финансирования" и предоставляет долгосрочное финансирование крупным инфраструктурным и промышленным проектам.
- Российские железные дороги (РЖД): Осуществляют масштабные капитальные вложения в модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры.
- Росатом (Атомэнергопром): Инвестирует в атомную энергетику, машиностроение и новые технологические направления.
Вложения госкорпораций часто имеют стратегический характер, направлены на обеспечение энергетической безопасности и технологического суверенитета, и являются ключевым элементом в структуре государственных инвестиций.
Финансовые посредники: роль и правовой статус
Финансовые посредники играют критическую роль в трансформации свободных денежных средств (сбережений) в инвестиции. Их деятельность направлена на агрегирование капитала, управление рисками и предоставление доступа к рыночным инструментам.
1. Банки и "Фабрика проектного финансирования".
Банки остаются крупнейшими институциональными посредниками, предоставляя кредиты и выступая сокредиторами в рамках государственных программ. С 2018 года и особенно после дополнительной поддержки в 2024 году, инструмент "Фабрика проектного финансирования" стал важным механизмом для синдицированного кредитования крупных инвестпроектов (от 3 млрд рублей).
ВЭБ.РФ, выступая оператором, снижает риски для коммерческих банков, позволяя им участвовать в долгосрочном финансировании, которое иначе было бы слишком рискованным.
2. Инвестиционные фонды.
Правовой статус и деятельность инвестиционных фондов (паевых инвестиционных фондов — ПИФ, акционерных инвестиционных фондов — АИФ) регулируются Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ. Фонды позволяют диверсифицировать риски и собирать капитал от большого числа частных инвесторов, направляя его в различные классы активов. Они являются ключевым инструментом для коллективных портфельных инвестиций.
3. Инвестиционные платформы (Краудфандинг).
С появлением Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ", в инвестиционный процесс вошел новый тип посредников. Эти платформы (часто называемые краудфандинговыми) определены законом как информационные системы, включенные Банком России в специальный реестр.
Тип финансового посредника | Правовое регулирование | Функциональная роль |
---|---|---|
Коммерческие банки | ФЗ "О банках и банковской деятельности" | Предоставление кредитов, участие в синдицированном финансировании (через Фабрику ПФ). |
Инвестиционные фонды (ПИФ) | ФЗ № 156-ФЗ | Коллективное управление активами, диверсификация портфельных рисков для мелких инвесторов. |
Инвестиционные платформы | ФЗ № 259-ФЗ | Обеспечение прямого доступа к финансированию малого и среднего бизнеса (P2B, B2B), минуя традиционные банковские структуры. |
Рост популярности краудфандинга отражает демократизацию инвестиционного процесса, позволяя субъектам малого предпринимательства привлекать капитал, а частным инвесторам — участвовать в финансировании проектов с относительно небольшими суммами.
Анализ динамики и структурных сдвигов инвестиций в основной капитал (2020-2025 гг.)
Критический анализ динамики инвестиций в основной капитал (ИОК) позволяет оценить эффективность государственной политики и выявить ключевые векторы структурной трансформации российской экономики. Период 2020–2025 гг. характеризуется высоким уровнем волатильности и значительными структурными сдвигами.
Общая динамика и объем инвестиций
После пандемийного спада, инвестиционная активность в РФ продемонстрировала уверенный рост, во многом за счет стимулирующих мер государства и высокого спроса на внутреннем рынке.
Исторический рост:
- 2023 год: Рост инвестиций в основной капитал достиг 9,8% в реальном выражении. Это был максимальный показатель за последние 12–13 лет, что свидетельствовало о высокой адаптивности корпоративного сектора.
- 2024 год: Общая динамика сохранила положительный тренд, хотя и несколько замедлилась. По итогам года, объем ИОК в реальном выражении вырос на 7,4% по сравнению с 2023 годом, достигнув в номинальном выражении 39,533 трлн рублей (Росстат).
Однако, в начале 2025 года наметилось замедление. По оценке Росстата, в первом полугодии 2025 года рост ИОК составил 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, с объемом в 16,042 трлн рублей. Это замедление требует критического анализа факторов, которые его обусловили.
Структурные изменения и новые драйверы роста (2024 г.)
Структура финансирования и отраслевые приоритеты инвестиций в 2024 году претерпели существенные изменения, отражая фокус экономики на импортозамещении и технологическом развитии.
1. Структура финансирования.
Традиционно российские компании предпочитали финансировать ИОК за счет собственных средств. В 2024 году эта тенденция изменилась. По итогам января-сентября 2024 года доля собственного капитала в структуре финансирования снизилась до 50,5% (против 62,1% в 2023 году), в то время как доля привлеченных средств выросла до 49,5%.
Это свидетельствует о двух факторах:
- Рост инвестиционного спроса превышает возможности самофинансирования компаний.
- Успешная работа государственных инструментов (Фабрика проектного финансирования, льготное кредитование) и рост рынка долгового капитала.
2. Отраслевые локомотивы.
Наибольший вклад в рост ИОК в 2024 году внесли следующие сектора:
- Обрабатывающие отрасли: Рост составил 23,3% во II квартале 2024 года. Это прямое следствие государственной политики стимулирования импортозамещения и увеличения внутреннего производства.
- IT-сектор ("Деятельность в области информации и связи"): Инвестиции в этот сектор за январь-сентябрь 2024 года показали феноменальный рост — 156,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Этот взрывной рост обусловлен необходимостью перехода на отечественное ПО и оборудование, а также реализацией масштабных цифровых проектов.
- Вложения в машины, оборудование и интеллектуальную собственность: Рост инвестиций в эти категории достиг 29% во II квартале 2024 года, что подтверждает направленность инвестиций на модернизацию производственных фондов, а не только на строительство.
Не стоит ли нам задаться вопросом: как долго экономика сможет поддерживать такой высокий темп роста в IT и обрабатывающей промышленности без устранения макроэкономических барьеров?
Анализ факторов, препятствующих интенсификации инвестиций
Несмотря на общий положительный тренд, замедление роста в I полугодии 2025 года и структурные дисбалансы указывают на сохранение серьезных барьеров.
1. Секторальное сокращение в 2025 году.
Ключевым тревожным сигналом стало сокращение инвестиций в традиционно государственно-зависимых секторах �� I квартале 2025 года:
- Госсектор и оборона: -22,2%.
- Транспортировка и хранение: -20,4%.
- Информационно-коммуникационная сфера (несмотря на бум 2024 г., здесь также зафиксировано сокращение): -7,4%.
Это сокращение может быть обусловлено завершением ряда крупных государственных программ и перераспределением бюджетных приоритетов. Зависимость инвестиционного процесса от бюджетных циклов остается высоким риском.
2. Институциональные и экономические барьеры.
К основным институциональным барьерам относятся:
- Высокие процентные ставки: Политика Банка России по сдерживанию инфляции приводит к дороговизне кредита, что, несмотря на льготные программы, сдерживает широкий круг проектов.
- Ограниченность трудовых ресурсов: Дефицит квалифицированных кадров сдерживает реализацию новых проектов, особенно в высокотехнологичных и обрабатывающих отраслях.
- Административные барьеры: Недостаточная прозрачность и скорость принятия решений на региональном уровне, несмотря на внедрение СЗПК, продолжают создавать сложности для инвесторов.
Государственная инвестиционная политика: новые инструменты и оценка эффективности
Государственная инвестиционная политика в РФ сфокусирована на достижении национальных целей и создании стабильных, предсказуемых условий для частного капитала.
Национальные цели и федеральные проекты стимулирования инвестиций
Ключевой рамкой для инвестиционной политики является стратегическое планирование, установленное Указом Президента № 309 от 07.05.2024 г. Целевой показатель — увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к уровню 2020 года — требует ежегодного устойчивого роста.
Для достижения этой цели с 2025 года действует профильный федеральный проект "Повышение инвестиционной активности" (в составе нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика").
Основные задачи проекта включают:
- Снижение административных барьеров.
- Развитие инфраструктуры.
- Поддержку институтов развития (ВЭБ.РФ).
- Стимулирование притока частных долгосрочных сбережений.
Новые институциональные механизмы поддержки (СЗПК, СПИК, ПДС)
Государство применяет дифференцированный подход к стимулированию, ориентированный как на крупный корпоративный, так и на частный розничный капитал.
1. Инструменты для корпораций:
- Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): Предоставляют гарантии стабильности условий ведения бизнеса, включая налоговые условия, для крупных инвесторов.
- Специальные инвестиционные контракты (СПИК): Заключаются с инвесторами, обязующимися создать или модернизировать производство на территории РФ, в обмен на налоговые льготы и преференции.
- Фабрика проектного финансирования: Инструмент, поддержанный в 2024 году дополнительным финансированием (34 млрд рублей), обеспечивает доступ к долгосрочным синдицированным кредитам, снижая риски для частных кредиторов.
2. Стимулирование частных гражданских инвестиций (ПДС):
Новейшим и наиболее значимым инструментом стимулирования долгосрочных инвестиций граждан является Программа долгосрочных сбережений (ПДС), запущенная с 2024 года на основе Федерального закона от 01.08.2023 № 470-ФЗ.
ПДС направлена на перевод "длинных" денег населения из краткосрочных депозитов в инструменты фондового рынка (через негосударственные пенсионные фонды).
Ключевые стимулы:
- Налоговый вычет: Возможность получения ежегодного налогового вычета (возврат НДФЛ) до 52 тыс. рублей при внесении до 400 тыс. рублей в год.
- Государственное софинансирование: Государство обязуется софинансировать взносы граждан в течение первых трех лет участия (на условиях, зависящих от дохода).
- Повышенное страхование: Страхование сбережений в НПФ увеличивается до 2,8 млн рублей (значительно выше, чем стандартное страхование банковских вкладов в 1,4 млн руб.).
ПДС является прямым ответом на необходимость мобилизации внутреннего капитала и, по сути, создает новую институциональную основу для привлечения частных средств в экономику.
Критическая оценка эффективности государственной политики
Анализ динамики 2024–2025 гг. позволяет сделать смешанные выводы об эффективности существующей инвестиционной политики:
- Положительные структурные сдвиги: Успех политики в 2024 году очевиден: резкий рост в обрабатывающей промышленности и IT-секторе (156,6%) демонстрирует, что адресные меры поддержки, направленные на технологический суверенитет, работают эффективно. Рост доли привлеченного капитала подтверждает доступность финансирования.
- Институциональный прорыв: Введение Программы долгосрочных сбережений является важным шагом к формированию долгосрочного внутреннего источника инвестиций, который снизит зависимость от внешнего финансирования и краткосрочных бюджетных циклов.
- Неравномерность и риски: Замедление общего темпа роста в I полугодии 2025 года и сокращение инвестиций в госсекторе показывают, что эффект "разогрева" экономики может быть исчерпан, если не будут устранены фундаментальные барьеры. Для достижения целевого показателя "рост на 60% к 2020 году" требуется не только высокая динамика частных инвестиций, но и стабильность государственных вложений в инфраструктуру и социально-значимые проекты. Сокращение в госсекторе и транспорте является прямым фактором риска.
Существующие инструменты создают благоприятные условия, однако эффективность политики зависит от долгосрочной стабильности макроэкономических условий (инфляция, ключевая ставка) и способности государства обеспечить предсказуемость регуляторной среды, особенно в свете замедления в 2025 году.
Заключение
Инвестиционный процесс в Российской Федерации в 2024–2025 гг. находится на этапе сложной структурной трансформации, обусловленной необходимостью достижения национальных целей (рост инвестиций в основной капитал на 60% к 2020 году) и адаптацией к новым экономическим реалиям.
Синтез выводов:
- Правовая база и понятия: Правовое регулирование инвестиционной деятельности опирается на актуальную редакцию ФЗ № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2023), четко определяющую инвестиции как вложения с целью получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта, а капитальные вложения — как инвестиции в основной капитал.
- Динамика и структурные сдвиги: В 2024 году инвестиции продемонстрировали высокий рост (7,4%), обусловленный преимущественно частной инициативой. Ключевыми локомотивами стали обрабатывающие отрасли и, беспрецедентно, IT-сектор (рост на 156,6%), а также вложения в интеллектуальную собственность. Это отражает успешную переориентацию капитала на задачи технологического суверенитета. Более высокие темпы роста в IT и обрабатывающей промышленности по сравнению с традиционными сырьевыми секторами убедительно демонстрируют, что экономика России в 2024 году начала интенсивный переход к модели, основанной на внутреннем производстве и инновациях.
- Проблемные зоны: В I полугодии 2025 года зафиксировано замедление общего роста (до 4,3%) и, критически важно, сокращение инвестиций в госсекторе, обороне и транспортной сфере. Это указывает на институциональные риски, связанные с высокой зависимостью от бюджетных циклов, а также на сохранение барьеров (высокие ставки, дефицит кадров).
- Роль субъектов и посредников: Государство выступает не только регулятором (СЗПК), но и крупным инвестором (ВЭБ.РФ, РЖД).
Роль финансовых посредников расширилась за счет интеграции новых институтов: помимо банков и инвестфондов (ФЗ № 156-ФЗ), активно развивается сегмент Инвестиционных платформ (краудфандинг), регулируемый ФЗ № 259-ФЗ, что демократизирует доступ к капиталу.
- Государственная политика: Государство активно внедряет новые инструменты, включая обновленную "Фабрику проектного финансирования" и, что особенно важно, Программу долгосрочных сбережений (ПДС) (ФЗ № 470-ФЗ).
ПДС, предлагая налоговые вычеты и повышенное страхование, является стратегическим инструментом мобилизации внутреннего "длинного" капитала.
Практические рекомендации по совершенствованию инвестиционного процесса в РФ:
- Снижение зависимости от процентной политики: Для поддержания устойчивого инвестиционного роста необходимо расширить программы льготного и субсидируемого кредитования для приоритетных отраслей (обрабатывающая промышленность, IT), чтобы минимизировать негативное влияние высоких ключевых ставок на инвестиционные решения.
- Стабилизация государственных инвестиций: Необходимо разработать механизмы, обеспечивающие более предсказуемое и стабильное финансирование крупных инфраструктурных и транспортных проектов, чтобы избежать резких сокращений (как это наблюдалось в I квартале 2025 года), которые дестабилизируют инвестиционный климат в целом.
- Институциональная поддержка кадров: Интенсивный рост инвестиций в оборудование и технологии должен быть подкреплен целевыми программами подготовки и переподготовки кадров, особенно в высокотехнологичных отраслях, для устранения дефицита, который является реальным физическим барьером для освоения инвестиций.
- Развитие рынка ПДС: Для максимального эффекта от Программы долгосрочных сбережений необходимо проводить масштабные информационные кампании и дополнительно стимулировать НПФ к предложению конкурентных и прозрачных инвестиционных продуктов, чтобы капитал граждан действительно направлялся в производительные активы.
Список использованной литературы
- Президент РФ озвучил меры стимулирования инвестиций для организаций и граждан. 29 февраля 2024 г. [Электронный ресурс] // Garante.ru. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Рост инвестиций в основной капитал в РФ во II квартале замедлился до 1,5%, за I полугодие составил 4,3% – Росстат. [Электронный ресурс] // ProFinansy.ru. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Фабрика проектного финансирования: Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2024 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 25.12.2023).
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 08.08.2024).
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Меры поддержки для инвесторов. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Статья 15. Меры государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон от 08.08.2024 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты… от 18 июня 2024 г. [Электронный ресурс] // ЦНТД. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2024 г. № 569. [Электронный ресурс] // Kremlin.ru. URL: (дата обращения: 09.10.2025).
- Краткий обзор: госрегулирование иностранных инвестиций в России, 2024 г. [Электронный ресурс] // Russiancouncil.ru. URL: (дата обращения: 09.10.2025).