Инвестиционная привлекательность Республики Казахстан: Теоретико-эмпирический анализ и стратегические перспективы (на период 2022–2025 гг.)

Курсовая работа

Введение

Начало 2024 года ознаменовалось тревожным сигналом для экономики Казахстана: чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику страны за январь–сентябрь сократился до критически низкого показателя в 72,9 млн долларов США, что стало резким контрастом на фоне рекордного притока в 28 млрд долларов США в 2022 году. Этот факт, напрямую связанный с завершением крупнейших сырьевых проектов, обнажил фундаментальную проблему: зависимость инвестиционной привлекательности страны от цикла мегапроектов в добывающем секторе и острую необходимость диверсификации источников капитала.

Актуальность темы анализа инвестиционной привлекательности Республики Казахстан (РК) обусловлена не только необходимостью достижения стратегических целей по увеличению инвестиций в основной капитал до 23% от ВВП, но и критическим моментом перехода к постиндустриальной модели роста. Для обеспечения устойчивого экономического развития Казахстану требуется не просто сохранять макроэкономическую стабильность, но и кардинально улучшать институциональный и правовой климат, чтобы привлекать «умный» капитал в высокотехнологичные и обрабатывающие отрасли.

Цель данной курсовой работы — провести глубокий теоретический и эмпирический анализ инвестиционной привлекательности Республики Казахстан, включая факторы, методики оценки и перспективные направления развития, для выработки обоснованных рекомендаций.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность и взаимосвязь ключевых экономических категорий (ИП, ИК, ИР) и проанализировать официальную методику оценки инвестиционной привлекательности регионов РК.
  2. Провести количественный анализ макроэкономической среды, динамики и структуры ПИИ за период 2022–2024 гг., включая критический анализ спада 2024 года.
  3. Выявить ключевые факторы привлекательности и институциональные барьеры, по мнению иностранных инвесторов.
  4. Проанализировать стратегические государственные инициативы и разработать практические рекомендации по повышению эффективности инвестиционного климата.

Структура работы соответствует академическим требованиям и включает теоретическую главу (Глава 1), аналитическую главу с количественными данными (Глава 2) и главу с рекомендациями и перспективами (Глава 3).

6 стр., 2572 слов

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в развитых ...

... работы состоит в систематизации и сравнительном анализе ключевых государственных и рыночных методов регулирования инвестиционной деятельности в экономически развитых странах, оценке их эффективности, а также выявлении ... от теории к практике — государство снова становится инженером экономического развития. Глава 2. Прямые и косвенные инструменты регулирования в ведущих экономиках (США, ...

Глава 1. Теоретические основы и методология оценки инвестиционной привлекательности страны

Сущность и взаимосвязь понятий «Инвестиционная привлекательность», «Инвестиционный климат» и «Инвестиционный риск»

В экономической науке категория "инвестиции" выступает краеугольным камнем долгосрочного развития, а вопросы, связанные с оценкой условий для их привлечения, занимают центральное место в макроэкономическом анализе. Фундаментальной задачей является четкое разграничение трех взаимосвязанных, но не тождественных понятий: инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат и инвестиционный риск.

Инвестиционный климат (ИК) — это наиболее широкое и объективное понятие, которое представляет собой совокупность экономических, финансовых, социально-политических и правовых условий, формирующих внешнюю среду для инвестиционной деятельности. ИК — это объективный набор данных, который отражает текущее состояние экономики (например, уровень инфляции, фискальная политика, качество инфраструктуры).

Инвестиционная привлекательность (ИП), напротив, является более субъективной и динамичной категорией. Ряд экономических школ (например, работы А. Н. Фомичева, В. В. Ковалева) определяет ИП как субъективное отношение потенциального инвестора к объекту (стране, региону, проекту), определяемое объективными свойствами и возможностями объекта. Таким образом, ИП — это потенциал, готовность и целесообразность вложения средств, исходя из ожидаемой доходности и уровня риска.

Наконец, Инвестиционный риск (ИР) — это вероятность невыполнения обязательств, потерь или недополучения ожидаемого дохода в результате инвестиционной деятельности. ИР является неотъемлемой частью ИП: чем выше привлекательность, тем, как правило, ниже должен быть риск в глазах инвестора, или, по крайней мере, риск должен быть адекватно компенсирован ожидаемой доходностью.

Взаимосвязь: Инвестиционный климат (объективная среда) формирует базу для оценки инвестиционной привлекательности (субъективная оценка инвестором), которая, в свою очередь, включает в себя оценку инвестиционных рисков. Инвестиционная привлекательность региона, согласно официальной методологии, всегда формируется как баланс между региональным инвестиционным потенциалом (набором свойств, способствующих привлечению инвестиций) и уровнем инвестиционных рисков. В этом контексте становится очевидно, что даже самая благоприятная объективная среда бессильна, если инвестор не видит в ней возможности для преумножения капитала.

Обзор ключевых теоретических моделей оценки и официальная методика Республики Казахстан

Для оценки инвестиционной привлекательности страны или региона применяются различные подходы, которые можно разделить на две группы: международные индексы (макроуровень) и проприетарные/национальные методики (региональный уровень).

К наиболее известным международным индексам относятся:

  1. Кредитные рейтинги (S&P, Moody’s, Fitch): Оценивают суверенную кредитоспособность, политические и экономические риски, предоставляя инвесторам оценку надежности вложений в государственный долг и крупные корпоративные облигации.
  2. Индекс легкости ведения бизнеса (Doing Business, Всемирный банк): Оценивает регуляторную среду, фокусируясь на административных барьерах, регистрации собственности, получении разрешений и защите миноритарных инвесторов.
  3. Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI): Оценивает 12 столпов конкурентоспособности, включая институты, инфраструктуру, макроэкономическую стабильность и инновационный потенциал.

Для академического анализа инвестиционной привлекательности регионов РК критически важно использовать официальную Методику оценки инвестиционной привлекательности регионов, утвержденную Правительством РК (например, Постановлением от 18 января 2023 года №26).

Эта методика является многофакторной и основана на взвешенной оценке девяти ключевых факторов.

Официальная методика оценки регионов РК

Итоговое значение рейтинга инвестиционной привлекательности региона (R) рассчитывается как сумма взвешенных значений девяти факторов (Fi):

R = Σ (Весi × Fi)

Где Весi — это вес, присвоенный каждому фактору, отражающий его значимость в общей оценке.

Методика уникальна тем, что она сочетает «твердые» статистические данные и «мягкие» опросные данные (оценки бизнеса и экспертов), обеспечивая комплексный подход.

Фактор (Fi) Тип данных Описание и сфера оценки
F₁ Статистика Темпы роста производственного фонда и промышленного потенциала.
F₂ Статистика Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) и бизнес-среды.
F₃ Статистика Динамика инвестиций в основной капитал (реальный приток).
F₄ Статистика Развитие финансовых институтов (доступность кредитов, ликвидность).
F₅ Опрос/Отчет Выполнение целевых индикаторов, установленных центральными органами.
F₆ Опрос Оценка эффективности принципа "одного окна" и государственных услуг.
F₇ Статистика Качество инфраструктуры (транспорт, логистика, энергетика).
F₈ Опрос Уровень административного давления на бизнес и коррупционные риски.
F₉ Статистика Финансовые меры государственной поддержки, реализуемые в регионе.

Данная методология позволяет проводить сравнительный анализ регионов, выявляя их слабые звенья (например, административное давление, низкое качество инфраструктуры) и фокусировать государственные усилия на адресном улучшении инвестиционного климата.

Глава 2. Анализ текущего состояния инвестиционной привлекательности Республики Казахстан

Макроэкономическая среда и суверенная устойчивость

Макроэкономическая стабильность является фундаментом для привлечения долгосрочных инвестиций. В 2023 году Казахстан продемонстрировал впечатляющий реальный рост ВВП, достигший 5,1%. Однако в первой половине 2024 года экономика столкнулась с замедлением, и рост ВВП составил 3,3% в годовом выражении, что было связано, прежде всего, со спадом в горнодобывающей промышленности и торговле.

Инфляционное таргетирование Национального Банка РК принесло результаты: инфляция в 2023 году снизилась до 9,8% в годовом выражении, и прогнозируется дальнейшее снижение до 8,5% к концу 2024 года. Снижение инфляционного давления и относительная стабилизация курса национальной валюты способствуют повышению предсказуемости инвестиционной среды.

Фискальная прочность и суверенная надежность. Фискальная позиция Казахстана остается сильным фактором инвестиционной привлекательности, что подтверждается данными о государственном долге и резервах.

  1. Государственный долг: По состоянию на 1 октября 2024 года государственный долг РК составил 30,5 трлн тенге, или всего 22,6% от ВВП. Это один из самых низких показателей среди развивающихся рынков, что свидетельствует о высокой способности государства выполнять свои обязательства.
  2. Национальный фонд: Значительные фискальные резервы Национального фонда, ликвидные активы которого на 1 апреля 2024 года составили 60,7 млрд долларов США, служат мощным буфером против внешних шоков и гарантируют стабильность бюджетной политики.

Суверенный кредитный рейтинг и его прогноз. Международные рейтинговые агентства оценивают Казахстан как надежного заемщика, способного обслуживать свой долг, что критически важно для привлечения портфельных инвесторов и крупных корпораций. Каким же образом воспринимается текущая ситуация внешними кредиторами?

Агентство Суверенный рейтинг (2024) Прогноз (Осень 2025)
Fitch Ratings BBB (Инвестиционный уровень) Стабильный
Moody’s Baa2 (Инвестиционный уровень) Позитивный
S&P Global Ratings BBB-/А-3 (Инвестиционный уровень) Позитивный

Ключевым индикатором улучшения инвестиционного восприятия стало решение S&P Global Ratings и Moody’s в конце 2025 года пересмотреть прогноз по суверенному кредитному рейтингу со «Стабильного» на «Позитивный». Это говорит о том, что агентства ожидают дальнейшего укрепления фискальной позиции и повышения устойчивости экономики к внешним шокам.

Несмотря на макроэкономические успехи, следует отметить замедление инвестиционной активности: объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2024 года показал рост всего на 0,6% в реальном выражении (11,7 трлн тенге), что подчеркивает необходимость усиления стимулов для внутреннего и внешнего капитала.

Динамика и отраслевая структура прямых иностранных инвестиций

Анализ динамики прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Казахстан за последние годы демонстрирует высокую волатильность, тесно связанную с сырьевым сектором.

Исторический рекорд и резкий спад. В 2022 году валовый приток ПИИ в Казахстан достиг рекордного за последнее десятилетие уровня — 28 млрд долларов США, что было обусловлено активной фазой расширения крупнейших нефтегазовых проектов, таких как Тенгиз.

Однако в 2024 году произошел резкий аналитический поворот. По данным Национального Банка РК, чистый приток ПИИ в экономику за январь–сентябрь 2024 года составил всего 72,9 млн долларов США. Это почти в 32 раза меньше, чем за аналогичный период 2023 года (2,3 млрд долларов США).

Причины спада: Главная причина этого драматического сокращения кроется в завершении основной части работ по Проекту будущего расширения на Тенгизском нефтегазовом месторождении. Это привело к массовому оттоку капитала в виде сокращения реинвестиций в добывающей промышленности (чистый отток в этом секторе составил -2,32 млрд долларов США).

И что из этого следует? Резкое падение чистого притока ПИИ в 2024 году наглядно демонстрирует, что без диверсификации источников роста Казахстан останется заложником сырьевого цикла, а его инвестиционная привлекательность будет крайне нестабильной.

Таблица 1. Динамика и структура чистого притока ПИИ в РК (2023–2024 гг.)

Период Чистый приток ПИИ (млрд USD) Основная причина изменений
2023 (Янв–Сен) 2,3 Стабильный уровень реинвестиций и новых вложений.
2024 (Янв–Сен) 0,0729 Завершение фазы расширения Тенгизского проекта, сокращение реинвестиций.

Отраслевая диверсификация. Несмотря на общий спад в 2024 году, связанный с сырьевым сектором, наблюдается позитивный структурный сдвиг. Исторически сырьевые отрасли доминировали, но в 2023 году доля обрабатывающей промышленности в общем объеме инвестиций подскочила до 20% (ранее этот показатель редко превышал 10%).

Перспективные секторы и конкретные проекты (2024–2025 гг.): Инвесторы переориентируются на несырьевой сектор, что подтверждается конкретными крупными проектами:

  • Энергетика (ВИЭ): Строительство Семипалатинской ГЭС (300 МВт) реализуется совместно с Nebras Power (Катар).
  • Металлургия: Запуск крупного ферросплавного завода в Павлодарской области с общим объемом инвестиций 92,4 млрд тенге.
  • Транспорт и складирование: Развитие транзитного потенциала в рамках инициативы «Один пояс — один путь».

Ведущие страны-инвесторы: Традиционно лидерами выступают Нидерланды, США и Швейцария. При этом в 2024 году существенно выросла доля инвестиций из стран Персидского залива (Катар), а также Китая, Турции, Австралии и Германии, что свидетельствует о расширении географии инвестиционного партнерства. Казахстан также является лидером по показателю взаимных ПИИ в Евразийском регионе, увеличив свою долю до 27,2% в 2023 году.

Факторы, риски и институциональные барьеры: Взгляд инвесторов

Инвестиционная привлекательность страны определяется не только ВВП и объемами ПИИ, но и качественной оценкой делового климата со стороны самих инвесторов.

Ключевые факторы привлекательности. По данным международных опросов (например, EY 2025), Казахстан сохраняет привлекательность благодаря следующим факторам:

  1. Доступ к рынкам: Выгодное географическое положение (мост между Европой и Азией) и членство в ЕАЭС.
  2. Квалификация рабочей силы: Высокий уровень образования и доступность кадров (особенно в сравнении с западными рынками).
  3. Политическая стабильность: Предсказуемость регулирования, хотя и с оговорками (см. ниже).

Улучшение позиций в международных рейтингах также подтверждает прогресс: в рейтинге IMD World Competitiveness Ranking за 2024 год Казахстан занял 34-е место среди 69 стран, поднявшись на одну позицию.

Институциональные риски и барьеры. Критическая оценка делового климата выявляет серьезные институциональные и управленческие барьеры, которые сдерживают приток несырьевых инвестиций. По результатам опроса PwC 2024 года, руководители крупнейших компаний сформулировали следующие приоритеты и проблемы:

  • Главный барьер: Низкая эффективность управления. Наивысшим приоритетом для бизнеса (47%) является эффективное выполнение государством своих управленческих обязательств. Это включает качество государственных услуг, скорость принятия решений и прогнозируемость действий чиновников.
  • Верховенство права: Инвесторы отмечают снижение эффективности достижения целей по верховенству права. Хотя необходимость обеспечения правовой определенности остается вторым приоритетом (39%), фактическая оценка его реализации упала с 10% в 2023 г. до 7% в 2024 г. Это указывает на сохраняющиеся пробл��мы с защитой прав собственности и прозрачностью судебной системы.
  • Инфраструктурные проблемы: Руководители компаний регулярно указывают на необходимость масштабных инвестиций в устаревшую инфраструктуру, в первую очередь в области электроснабжения, транспорта и решения водного вопроса. В ответ на это был принят Национальный инфраструктурный план до 2029 года, предусматривающий реализацию около 200 крупных проектов, оцениваемых более чем в 86 млрд долларов США.
  • Геополитические риски: Геополитическая напряженность и санкционные риски, связанные с расположением РК, требуют от инвесторов повышенной гарантии правовой определенности и институциональной устойчивости.

Таким образом, если макроэкономический фон и фискальная прочность РК оцениваются инвесторами позитивно, то институциональные и административные барьеры остаются ключевым фактором, ограничивающим долгосрочный, несырьевой приток капитала.

Глава 3. Стратегические инициативы и рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности

Анализ Концепции инвестиционной политики до 2029 года и новые полномочия Инвестиционного штаба

Правительство Республики Казахстан осознает необходимость перехода от сырьевой модели привлечения инвестиций к модели, основанной на диверсификации и создании добавленной стоимости.

Стратегическая Концепция до 2029 года. Ключевым документом, определяющим вектор развития, является Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2029 года, утвержденная Постановлением Правительства от 18 октября 2024 года №868. Концепция устанавливает амбициозные целевые индикаторы:

  • Увеличение инвестиций в основной капитал до 23% от ВВП.
  • Привлечение ПИИ на сумму около 150 млрд долларов США за период действия Концепции.

Для достижения этих целей применяются традиционные и новые инструменты:

  1. Специальные Экономические Зоны (СЭЗ): В 14 СЭЗ, ориентированных на высокотехнологичные отрасли (IT, нефтехимия, машиностроение), инвесторам предоставляется полный пакет налоговых преференций: освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного и имущественного налогов, а также таможенных пошлин.
  2. Государственные натурные гранты: Возможность получения грантов (земельные участки, здания, оборудование) в размере до 30% от объема инвестиций в фиксированные активы.

Институциональное усиление: Указ Президента № 404. Самым мощным сигналом об институциональной поддержке инвестиций стало предоставление расширенных полномочий Совету по привлечению инвестиций (Инвестиционному штабу), утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2023 года № 404.

Инвестиционному штабу предоставлено право:

«принимать обязательные для исполнения решения и разрабатывать временные нормативно-правовые акты, имеющие силу закона».

Это означает создание «супер-регулятора», способного оперативно устранять бюрократические препоны и институциональные конфликты, которые, как было показано в Главе 2, являются главным барьером для инвесторов. Данный механизм позволяет не ждать долгих процедур по внесению изменений в законодательство, а решать критические инвестиционные вопросы в кратчайшие сроки, что напрямую повышает прогнозируемость для крупного бизнеса. Разве не это является ключевым требованием любого стратегического инвестора?

Рекомендации по снижению институциональных рисков и улучшению инвестиционного климата

Успех реализации Концепции до 2029 года и достижение целевых показателей ПИИ критически зависят от устранения институциональных барьеров, отмеченных инвесторами.

1. Повышение эффективности управленческих обязательств (устранение главного барьера).

  • Рекомендация: Усилить персональную ответственность руководителей государственных органов за срыв сроков по реализации инвестпроектов и за неэффективное выполнение решений Инвестиционного штаба.
  • Механизм: Внедрение системы KPI для акимов и руководителей министерств, напрямую связанных с оценкой бизнеса (опросные данные F₆ и F₈ регионального рейтинга) и уровнем бюрократического давления.

2. Усиление верховенства права и защиты инвесторов.

  • Проблема: Падение оценки верховенства права (до 7% по PwC).
  • Рекомендация: Создание полностью независимого, специализированного инвестиционного суда, который будет рассматривать споры, возникающие исключительно в рамках инвестиционных контрактов. Судебный процесс должен быть максимально прозрачным, с возможностью привлечения иностранных экспертов в качестве советников.

3. Цифровизация и упрощение процедур.

  • Проблема: Сложность и длительность получения разрешений.
  • Рекомендация: Ускоренное внедрение и расширение функционала информационной системы «Национальный банк данных минеральных ресурсов» (НБД) для создания полноценного «Единого окна» не только для недропользователей, но и для инвесторов в обрабатывающую промышленность. Цель — свести все контакты инвестора с государственными органами к одной цифровой точке входа.

4. Адресное развитие инфраструктуры.

  • Проблема: Критические замечания по электроснабжению, логистике и водоснабжению.
  • Рекомендация: Приоритизация проектов Национального инфраструктурного плана (на 86 млрд долларов США) с фокусом на регионы, демонстрирующие высокий потенциал в несырьевом секторе (показатели F₁ и F₇ регионального рейтинга).

    Инфраструктурные инвестиции должны быть направлены в первую очередь на поддержку новых кластеров (ВИЭ, машиностроение), а не только на обслуживание существующих сырьевых хабов.

Реализация этих мер, подкрепленная уникальными полномочиями Инвестиционного штаба, позволит Казахстану сместить акцент в своей инвестиционной привлекательности с макроэкономической стабильности на институциональную надежность и эффективность управления, что является критически важным для привлечения диверсифицированных и долгосрочных ПИИ.

Заключение

Проведенный теоретико-эмпирический анализ подтвердил двойственный характер инвестиционной привлекательности Республики Казахстан в период 2022–2025 гг.

Теоретические и методологические выводы (Глава 1): Было установлено, что инвестиционная привлекательность (ИП) — это субъективная, динамичная категория, которая, в отличие от объективного инвестиционного климата (ИК), формируется как баланс между потенциалом и риском. Использование официальной многофакторной Методики оценки инвестиционной привлекательности регионов РК (с девятью взвешенными факторами) позволяет проводить глубокий академический анализ, сочетая статистические (F₁, F₂, F₃, F₄, F₇, F₉) и опросные (F₅, F₆, F₈) данные.

Эмпирические и аналитические выводы (Глава 2):

  1. Макроэкономическая прочность: Инвестиционный рейтинг Казахстана поддерживается сильной фискальной позицией (госдолг 22,6% от ВВП) и значительными резервами Национального фонда (60,7 млрд долларов США).

    Международные агентства (S&P, Moody’s) в 2025 году улучшили прогноз по суверенному рейтингу до «Позитивного» (BBB/Baa2), что является мощным сигналом доверия.

  2. Критический момент в динамике ПИИ: Анализ выявил, что, несмотря на рекордный валовый приток в 2022 году (28 млрд долларов США), чистый приток ПИИ за январь–сентябрь 2024 года резко сократился до 72,9 млн долларов США. Этот спад был прямо объяснен завершением фазы расширения Тенгизского проекта, подчеркивая структурную зависимость экономики от сырьевого сектора. Позитивным трендом является рост доли обрабатывающей промышленности в структуре инвестиций (до 20%).
  3. Институциональные барьеры: Главным сдерживающим фактором для инвесторов, согласно опросам PwC, остается низкая эффективность выполнения государством управленческих обязательств (47%) и неудовлетворительное состояние верховенства права.

Стратегические перспективы (Глава 3): Правительство РК предпринимает активные шаги, закрепленные в Концепции до 2029 года (150 млрд долларов США ПИИ).

Ключевым институциональным инструментом является Инвестиционный штаб, которому Указом Президента № 404 предоставлено право разрабатывать временные нормативно-правовые акты, имеющие силу закона. Этот механизм, наряду с налоговыми преференциями СЭЗ, призван оперативно устранять бюрократические барьеры.

Заключительный вывод: Инвестиционная привлекательность Республики Казахстан находится в фазе трансформации. Ее дальнейшая реализация зависит от того, насколько эффективно Правительство сможет перевести макроэкономические преимущества в институциональную надежность. Преодоление административных и правовых барьеров, а также адресное развитие критической инфраструктуры, являются ключевыми задачами для устойчивого привлечения несырьевого, диверсифицированного капитала.

Список использованной литературы

  1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. URL: vaael.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  2. Инвестиционная активность в Казахстане и Туркестанской области. URL: eri.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: к вопросу о дефинициях и оценке. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Инвестиционная привлекательность Казахстана в 2024 году: стабильный интерес со стороны инвесторов. URL: ey.com (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Инвестиции в Казахстан: перспективы, тренды и риски на 2024 год. URL: e-cis.info (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Инвестиции в Казахстане. URL: gov.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Инвестиции в сердце Евразии: какие факторы влияли на привлекательность Казахстана в 2024 году? URL: ey.com (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Инвестируйте в Казахстан | Специальные экономические зоны. URL: invest.gov.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Казахстан — наиболее привлекательная для инвестиций страна Евразийского региона. URL: online.zakon.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Казахстан занял первую строчку в рейтинге стран для инвестиций в Центральной Азии. URL: kursiv.media (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Казахстанский выпуск 27-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, 2024. URL: pwc.com (дата обращения: 08.10.2025).
  12. К вопросу исследования понятия «инвестиционный климат. URL: m-economy.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Макроэкономический отчет — Halyk Finance. URL: halykfinance.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Международные агентства высоко оценили финансовую устойчивость Казахстана. URL: dknews.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Механизмы гос.поддержки. URL: investastana.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  16. Об утверждении Методики оценки инвестиционной привлекательности регионов и унифицированного инвестиционного стандарта. URL: zan.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Ориентиры для модернизации страны. URL: kazpravda.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  18. оценка инвестиционной привлекательности отраслей региона в контексте зеленого развития. URL: urfu.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  19. Презентация PowerPoint: Министерство национальной экономики Республики Казахстан. URL: parlam.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  20. прогноз социально-экономического развития республики казахстан на 2025–2029 годы. URL: gov.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Прямые иностранные инвестиции в Центральную Азию в 2024 году: караваны капитала меняют маршруты. URL: raexpert.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  22. Снижение притока ПИИ в Казахстан: необходимы новые источники роста. URL: halykfinance.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  23. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  24. $28 миллиардов доверия: о чем говорит статистика ПИИ в Казахстане. URL: ekonomist.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  25. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  26. Что такое инвестиционный климат? URL: finam.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  27. Экономика Казахстана 2024 Цифры, анализ, прогнозы. URL: marketingcenter.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  28. Эра «сырьевых» инвестиций уходит? Приток иностранных вложений в Казахстан уменьшился почти на 29%. URL: ranking.kz (дата обращения: 08.10.2025).