Государственное регулирование инвестиционной деятельности в развитых странах: систематизация методов, оценка эффективности и уроки для России в контексте глобального перехода (ESG)

Курсовая работа

Введение

Актуальность исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах обусловлена кардинальной трансформацией глобальной экономической политики. Если в конце XX века доминировала идеология либерализации и минимального вмешательства, то последние годы ознаменовались возвращением к целевому государственному протекционизму, усилением контроля над прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) из соображений национальной безопасности и форсированным переходом к климатически нейтральной экономике (ESG-повестка).

Эти изменения требуют переосмысления классических моделей и систематизации новых регуляторных инструментов, поскольку — и это главный скрытый вопрос — без глубокого понимания новых правил игры национальные экономики рискуют оказаться на обочине технологического прогресса.

Цель настоящей работы состоит в систематизации и сравнительном анализе ключевых государственных и рыночных методов регулирования инвестиционной деятельности в экономически развитых странах, оценке их эффективности, а также выявлении потенциала для заимствования данного опыта в контексте других экономик, в частности, Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретическую эволюцию концепций государственного регулирования инвестиций.
  2. Систематизировать и проанализировать конкретные прямые (фискальные) и косвенные (монетарные, правовые) инструменты регулирования на примере ведущих экономик (США, Германия, Япония).
  3. Оценить эффективность применяемых методов, включая новые критерии, связанные с ESG-повесткой.
  4. Провести сравнительный анализ опыта развитых стран с российской практикой регулирования инвестиций.

Работа состоит из трех глав, последовательно раскрывающих теоретические основы, практический инструментарий и сравнительную оценку результативности.

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования инвестиций

Сущность, классификация инвестиций и функций государственного регулирования

Инвестиционная деятельность, согласно классическому определению, представляет собой вложение капитала с целью получения дохода или достижения иного полезного эффекта. В макроэкономическом смысле, инвестиции (I) являются ключевым компонентом совокупного спроса и главным двигателем экономического роста, обеспечивая обновление основного капитала и внедрение инноваций.

5 стр., 2379 слов

Государственная регистрация ипотеки в Российской Федерации: Деконструкция ...

... возникновения ипотеки в силу закона. Правовая природа и дифференциация государственной регистрации ипотеки Государственная регистрация ипотеки является не просто формальностью, а юридическим ... регулирование ипотеки в РФ представляет собой сложную, многоуровневую систему, основанную на взаимодействии норм вещного и обязательственного права. Система источников включает: Гражданский кодекс Российской ...

Государственное регулирование инвестиций — это система мер, осуществляемых органами власти с целью создания благоприятного инвестиционного климата, корректировки рыночных дисбалансов и направления инвестиционных потоков в приоритетные секторы экономики.

Для создания методологической базы регулирующие методы принято классифицировать по следующим признакам:

Признак классификации Методы регулирования Характеристика и примеры
По степени воздействия Прямые Административное и непосредственное вмешательство. Примеры: государственные заказы, бюджетные инвестиции, прямое финансирование, национализация.
Косвенные Экономическое воздействие на поведение рыночных агентов. Примеры: налоговые льготы, субсидии, регулирование процентной ставки, амортизационная политика, правовое регулирование.
По типу инструмента Фискальные Связаны с государственным бюджетом и налоговой системой. Примеры: налоговые кредиты (США, IRA), ускоренная амортизация, субсидии.
Монетарные Связаны с денежно-кредитной политикой Центрального банка. Примеры: изменение учетной (ключевой) ставки, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке.
Правовые/Административные Законодательное закрепление правил игры. Примеры: защита прав собственности, регулирование ПИИ (CFIUS, FIRRMA), антимонопольное законодательство.

Основные функции государственного регулирования включают: стабилизационную (сглаживание циклов), стимулирующую (поддержка роста), структурную (перераспределение ресурсов в пользу приоритетных отраслей) и социальную (обеспечение справедливости и экологической безопасности).

Эволюция теоретических парадигм регулирования (Кейнсианство vs. Неоклассика)

История государственного регулирования инвестиций в развитых странах представляет собой маятник, качающийся между двумя полюсами: активным вмешательством и рыночной саморегуляцией.

Кейнсианская концепция (Дж. М. Кейнс) возникла как реакция на Великую депрессию и стала первой последовательной теорией, системно обосновавшей необходимость государственного вмешательства. Основной тезис Кейнса состоял в том, что рыночный механизм не гарантирует достижения полной занятости и может находиться в равновесии при наличии высокого уровня безработицы. Именно поэтому государству следовало брать на себя роль активного инвестора.

«Основная идея кейнсианства в регулировании инвестиций заключается в активном государственном вмешательстве для стимулирования совокупного спроса (через государственные инвестиции, общественные работы и регулирование нормы процента) с целью достижения полной занятости и выхода из кризиса.»

Кейнсианская парадигма, предполагавшая широкое использование фискальных инструментов (рост госрасходов) для «запуска» мультипликатора инвестиций, доминировала в развитых странах с 1940-х до середины 1970-х годов. Она легла в основу послевоенного восстановления экономики США («Новый курс»), Западной Германии и Японии.

Однако доминирование этой парадигмы закончилось в середине 1970-х годов, когда западные экономики столкнулись с феноменом стагфляции — одновременным ростом инфляции и замедлением экономического роста при высокой безработице. Традиционные кейнсианские инструменты (стимулирование спроса) в условиях стагфляции лишь усугубляли инфляцию.

В ответ на стагфляцию на первый план вышла Неоклассическая концепция (включая монетаризм М. Фридмена).

Неоклассики, напротив, критиковали широкое государственное вмешательство, утверждая, что оно искажает рыночные сигналы, ведет к неэффективному распределению ресурсов и вызывает инфляцию. Они выступали за:

  1. Снижение роли фискального регулирования.
  2. Использование преимущественно косвенных монетарных мер воздействия на предложение.
  3. Ограничение вмешательства государства рамками создания стабильных, предсказуемых "правил игры".

Этот подход привел к волне либерализации и приватизации в 1980–1990-х годах, сделав акцент на стимулировании предложения и дерегулировании финансовых рынков.

Современная смешанная модель и переход к целевому вмешательству

Современные модели регулирования в развитых странах являются гибридными, сочетая элементы кейнсианской стимуляции и неоклассической стабильности. Однако после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов и пандемии COVID-19 наблюдается отчетливый сдвиг в сторону целевого, избирательного государственного вмешательства в стратегические секторы. Разве государство не должно активно формировать структуру инвестиций, направляя капитал в области, критически важные для национальной безопасности, технологического суверенитета и климатического перехода?

Государство не просто пытается стабилизировать спрос или контролировать денежную массу, но и активно формирует структуру инвестиций, направляя капитал в области, критически важные для национальной безопасности, технологического суверенитета и климатического перехода.

Ярким примером такого целевого вмешательства является законодательная активность в США:

  • Закон о чипах и науке (CHIPS and Science Act): Направлен на стимулирование внутреннего производства полупроводников, критически важной технологии, путем предоставления многомиллиардных субсидий и налоговых кредитов.
  • Закон о снижении инфляции (IRA) 2022 года: Масштабная фискальная программа, стимулирующая инвестиции в "зеленые" технологии, производство электромобилей и возобновляемую энергетику, но с четким требованием локализации производства (фактически, "зеленый протекционизм").

Таким образом, если неоклассика стремилась к нейтральному регулированию, то современный подход в развитых странах реализует стратегический протекционизм через инструменты, создающие преференциальные условия для внутренних, стратегически важных инвестиций. Это отражает фундаментальный сдвиг от теории к практике — государство снова становится инженером экономического развития.

Глава 2. Прямые и косвенные инструменты регулирования в ведущих экономиках (США, Германия, Япония)

Инструменты косвенного регулирования: монетарная политика и правовой контроль ПИИ

Косвенные методы регулирования остаются краеугольным камнем политики развитых стран, однако их фокус сместился.

Монетарная политика: Цена инвестиций

Ключевым косвенным методом является монетарная политика центральных банков, которая через регулирование учетной ставки влияет на цену кредита и, соответственно, на частные инвестиции.

В 2022–2023 годах Федеральная резервная система США (ФРС) реализовала агрессивную политику ужесточения, поднимая ключевую ставку 11 раз до уровня 5,25–5,5% (самый высокий уровень с 2001 года).

Эта мера была направлена на сдерживание инфляции (неоклассический подход), но неизбежно привела к значительному удорожанию заемного капитала. Следствием этого стало резкое замедление частных инвестиций, особенно в чувствительных к стоимости денег отраслях, что подчеркивает конфликт между целями ценовой стабильности и экономического роста.

Страна Регулятор Действие (2022–2023 гг.) Эффект на инвестиции
США ФРС 11 повышений ключевой ставки (до 5,5%) Резкое замедление частных инвестиций, особенно в жилищном строительстве и капиталоемких отраслях.
Япония Банк Японии Сохранение мягкой ДКП (контроль кривой доходности) Поддержание низкой стоимости заимствований и стимуляция экспорта, но сопряжено с риском инфляции.

Таким образом, в краткосрочном периоде, монетарная политика может быть антиинвестиционной, если ее приоритетом является борьба с инфляцией (США, ЕС), или проинвестиционной, если приоритетом является поддержание экономического импульса (Япония).

Ужесточение правового контроля ПИИ

Наблюдается глобальный тренд к ужесточению правового регулирования ПИИ, что является прямым следствием геополитической напряженности и стремления к технологическому суверенитету. Либеральные подходы сменяются избирательным контролем из соображений национальной безопасности.

В США основным инструментом контроля является Комитет по иностранным инвестициям (CFIUS). Его полномочия были существенно расширены законом Foreign Investment Risk Review Modernization Act (FIRRMA) 2018 года. FIRRMA ввел обязательное декларирование для сделок, даже с неконтрольным участием, в следующих чувствительных сферах:

  1. Критические технологии (полупроводники, ИИ, квантовые вычисления).
  2. Критическая инфраструктура (энергетика, телекоммуникации).
  3. Данные американских граждан.

Это позволяет правительству США блокировать инвестиции, которые ранее могли проходить без проверки, демонстрируя переход от привлечения капитала к его селективному фильтрованию.

В Европейском союзе (ЕС) схожий механизм был закреплен Регламентом 2019/452, который установил рамочные правила для скрининга (проверки) входящих ПИИ странами-членами по соображениям безопасности и общественного порядка. Германия, обладающая критически важными промышленными активами, является одним из лидеров в ЕС по ужесточению входного контроля.

Прямые инструменты: фискальные стимулы и бюджетные программы

Прямые методы регулирования в развитых странах сегодня используются не для заполнения дефицита спроса (как это было в классическом кейнсианстве), а для структурной перестройки экономики и реализации стратегических приоритетов.

США: Фокус на локализации и "зеленом" протекционизме.

В США основным механизмом стали масштабные налоговые льготы и субсидии, закрепленные в Законе о снижении инфляции (IRA) 2022 года.

IRA предусматривает выделение около $369 млрд на климатические и энергетические программы в виде налоговых кредитов и прямых субсидий в течение 10 лет.

Ключевая особенность IRA — требование локализации производства (например, для получения полного налогового кредита на электромобиль, определенный процент его компонентов должен быть произведен в Северной Америке).

Этот механизм стал мощным прямым стимулом, перенаправляющим инвестиции из-за рубежа в американскую обрабатывающую промышленность. Инвестиционные потоки, которые могли бы направляться в Азию или Европу, теперь агрессивно перетягиваются в США, что создает глобальное конкурентное напряжение.

Германия и ЕС: Финансирование климатического перехода.

Европейский подход также концентрируется на прямых бюджетных инвестициях в стратегические секторы. Для финансирования перехода к климатически нейтральной экономике в Германии был создан специализированный Фонд климата и трансформации (KTF).

В рамках KTF на период с 2024 по 2027 год было выделено 212 млрд евро на такие проекты, как декарбонизация промышленности, модернизация зданий и инвестиции в производство полупроводников.

Эти средства представляют собой прямую бюджетную поддержку корпоративным инвестициям, направленную на снижение выбросов и повышение энергоэффективности.

Япония: Фискальная поддержка в условиях мягкой ДКП.

Япония, десятилетиями боровшаяся с дефляцией, сочетает агрессивно мягкую денежно-кредитную политику с активными фискальными стимулами. Государственные расходы и бюджетные инвестиции направляются в оборонный сектор, производство и стратегические технологии для поддержания импульса роста и конкурентоспособности. Этот подход является классическим примером фискального стимулирования в условиях стагнации.

В итоге, прямые фискальные инструменты в развитых странах сегодня выступают как инженерный механизм для целенаправленного формирования структуры экономики. Это означает, что государство не просто "смазывает" рыночные механизмы, а активно строит новые производственные цепочки.

Глава 3. Новые приоритеты, оценка эффективности и сравнительный анализ с опытом РФ

ESG-повестка и цифровизация как новый инструментарий регулирования

В последние годы государственное регулирование инвестиций в развитых странах перестало быть исключительно макроэкономическим и финансовым, инкорпорировав критерии устойчивого развития.

Интеграция ESG

Принципы ESG (Environmental, Social, Governance) стали новым, мощным инструментом регулирования, где экологические, социальные и управленческие риски влияют на инвестиционную привлекательность и стоимость капитала. Государство и наднациональные структуры (ЕС) активно используют эти критерии для перераспределения финансовых потоков.

На мировом уровне растет объем активов, управляемых в соответствии с ESG: объем рынка ESG-облигаций (зеленых, социальных и устойчивого развития) по итогам 2023 года достиг порядка $900 млрд.

Европейский союз является мировым лидером в институционализации ESG, приняв "Европейский зеленый курс" (2019), который предполагает привлечение более 1 трлн евро на финансирование климатически нейтральной экономики к 2050 году.

Борьба с "Гринвошингом" через стандартизацию

Поскольку отсутствие единых стандартов и манипулирование рейтингами (т.н. "гринвошинг") являются существенной проблемой, регуляторы переходят к обязательному и стандартизированному раскрытию информации.

Для решения этой проблемы ЕС принял Директиву по корпоративной отчетности в области устойчивого развития (Corporate Sustainability Reporting Directive, CSRD) в декабре 2022 года. CSRD вводит обязательные и стандартизированные требования к ESG-отчетности для около 50 000 крупных компаний, начиная с 2024 финансового года. Этот шаг превращает ESG из добровольной инициативы в жесткий правовой и регуляторный инструмент, влияющий на доступ компаний к капиталу.

Цифровизация и EDGES

Цифровая трансформация интегрируется с ESG-повесткой, что привело к появлению концепции EDGES (Environment, Digitalization, Governance, Economic, Social).

Цифровые технологии (ИИ, блокчейн) используются для более точного и систематического раскрытия информации о корпоративной устойчивости, позволяя инвесторам и регуляторам принимать бо��ее обоснованные решения.

Критерии и методы оценки эффективности инвестиционного регулирования

Эффективность инвестиционного регулирования в развитых странах оценивается по многокритериальному подходу, выходящему за рамки простого прироста ВВП.

Ключевые критерии оценки на макроуровне, определяющие инвестиционную привлекательность страны, включают:

  1. Качество институтов: Верховенство права, защита прав собственности.
  2. Макроэкономическая стабильность: Низкая инфляция, управляемый внешний долг.
  3. Развитость финансового сектора: Доступность и цена кредита.
  4. Социальные и экологические факторы: Взаимосвязь между внедрением ESG-практик на уровне компаний и ростом ВВП на душу населения в долгосрочной перспективе доказана, что делает ESG-критерий индикатором результативности.

Методологическая детализация оценки общественной/бюджетной эффективности

При оценке эффективности государственных инвестиционных проектов (например, финансируемых KTF в Германии или IRA в США) применяется академический инструментарий, который включает не только коммерческую, но и общественную (бюджетную) эффективность.

Основными количественными показателями являются:

  1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД, или NPV).
  2. Внутренняя норма доходности (ВНД, или IRR).

Чистый дисконтированный доход (NPV) является одним из основных методов оценки эффективности и определяется как разница между суммой дисконтированных денежных потоков (CFt) и первоначальными инвестициями (IC0).

Формула NPV:

NPV = Σ (CFt / (1 + r)t) - IC0

Где:

  • CFt — денежный поток в период t (для общественной эффективности это могут быть налоговые поступления, экономия на социальных расходах или экологический эффект, выраженный в денежном эквиваленте);
  • r — ставка дисконтирования (часто используется социальная ставка дисконтирования или стоимость государственного заимствования);
  • IC0 — первоначальные инвестиции (государственные расходы);
  • n — горизонт проекта.

Проект считается эффективным, если NPV > 0. Использование NPV позволяет учесть временной фактор и сравнить альтернативные направления государственных инвестиций, обеспечивая методологическую корректность при принятии решений о бюджетных ассигнованиях.

Сравнительный анализ: потенциал заимствования опыта развитых стран для РФ

Опыт развитых стран, использующих целевые фискальные стимулы и жесткий правовой контроль, представляет значительный интерес для Российской Федерации, однако прямое заимствование требует учета глубоких структурных различий.

Ключевые структурные различия (РФ vs. Развитые страны):

Критерий Развитые страны (США, ЕС, Япония) Российская Федерация (РФ)
Инвестиционный статус Нетто-экспортеры/стабильные реципиенты ПИИ. Нетто-импортер ПИИ с отрицательным балансом накопленных инвестиций ($63,8 млрд на конец 2022 г., по ЮНКТАД).
Характер регулирования Проактивный, целевой, стратегический (IRA, KTF). Часто реактивный, сфокусированный на антикризисном управлении.
Качество капитала ПИИ Преимущественно инвестиции в услуги и обрабатывающую промышленность (США: 62,1% услуги, 33,9% пром.). Высокая доля входящих инвестиций из офшорных и квазиофшорных юрисдикций (около 70% накопленных ПИИ).
Приоритеты регулирования Технологический суверенитет, климатический переход (ESG). Импортозамещение, поддержка стратегических отраслей.

Особенность РФ заключается в том, что высокая доля офшорного капитала (около 70%) свидетельствует о том, что большая часть входящих ПИИ является, по сути, репатриацией российского же капитала или транзитным капиталом, что снижает реальный вклад в экономику и свидетельствует о низком качестве институтов.

Потенциал для заимствования опыта:

  1. Переход к проактивному регулированию: РФ необходимо сместить акцент с реактивных антикризисных мер на масштабное, проактивное совершенствование инвестиционного потенциала, заимствуя опыт целевых стимулов. Это включает создание долгосрочных, предсказуемых фискальных режимов (например, специальных налоговых режимов, аналогичных IRA, но адаптированных под приоритеты импортозамещения и технологического суверенитета).
  2. Ужесточение контроля качества ПИИ: Необходимо заимствовать опыт CFIUS/FIRRMA и Регламента ЕС для ужесточения скрининга входящих инвестиций, чтобы исключить офшорные схемы и обеспечить приток "качественного" капитала, направленного в несырьевой сектор и инновации.
  3. Институциональное качество: Самый важный урок развитых стран — эффективность регулирования напрямую зависит от качества институтов (защита прав собственности, предсказуемость, борьба с коррупцией).

    Без улучшения этих фундаментальных факторов любые фискальные стимулы будут нейтрализованы высокими нерыночными рисками.

Заключение

Систематизация методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах показала, что мировая практика претерпела значительную трансформацию: от доминирования кейнсианской модели активного фискального вмешательства в послевоенный период к либеральному неоклассическому подходу 1980–1990-х годов, и, наконец, к современной смешанной модели целевого протекционизма и структурной перестройки.

Наиболее эффективными на текущем этапе признаны механизмы, сочетающие жесткий правовой контроль над ПИИ (для обеспечения национальной безопасности и технологического суверенитета, как в случае с FIRRMA и Регламентом ЕС) и масштабные, целевые фискальные стимулы (налоговые кредиты и субсидии, направленные на стратегические приоритеты, что ярко демонстрирует американский Закон о снижении инфляции IRA с его $369 млрд ассигнований).

Параллельно введена новая, обязательная регуляторная плоскость — ESG-критерии, стандартизированные через такие директивы, как CSRD ЕС, что кардинально меняет подход к оценке рисков и долгосрочной стоимости инвестиций.

Эффективность регулирования оценивается не только по макроэкономическим показателям, но и по методологическим критериям, включая расчет общественной и бюджетной эффективности государственных проектов с помощью Чистого дисконтированного дохода (NPV).

Для Российской Федерации уроки развитых стран сводятся к необходимости перехода от реактивного регулирования к проактивной политике. Учитывая критически высокую долю офшорного капитала (около 70% ПИИ) и статус нетто-импортера, РФ требуется:

  1. Усилить правовой скрининг входящих ПИИ для повышения качества инвестиционного капитала.
  2. Разработать долгосрочные, целевые фискальные программы, аналогичные IRA или KTF, сфокусированные на импортозамещении и технологическом развитии, но при этом критически важно обеспечить повышение качества институциональной среды.

Список использованной литературы

  1. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реализации механизма инвестиционного потенциала в системе обеспечения экономической безопасности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-otechestvennogo-i-zarubezhnogo-opyta-realizatsii-mehanizma-investitsionnogo-potentsiala-v-sisteme-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 08.10.2025).
  2. Новые подходы к регулированию прямых иностранных инвестиций: инициативы крупнейших стран мира и уроки для России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-regulirovaniyu-pryamyh-inostrannyh-investitsiy-initsiativy-krupneyshih-stran-mira-i-uroki-dlya-rossii (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Дилемма допуска прямых иностранных инвестиций в политике ЕС и США: обеспечение притока капитала и/или усиление контроля стратегических активов? [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dilemma-dopuska-pryamyh-inostrannyh-investitsiy-v-politike-es-i-ssha-obespechenie-pritoka-kapitala-i-ili-usilenie-kontrolya (дата обращения: 08.10.2025).
  4. ESG: ТРИ БУКВЫ, КОТОРЫЕ МЕНЯЮТ МИР. Доклад НИУ ВШЭ. Москва, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2024/03/01/2142270381/ESG_doklad.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Прямые иностранные инвестиции в американскую экономику [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/88b/88b64e0544f128e08d6c8b9816503c5d.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Инвестиционная привлекательность страны: анализ основных факторов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-privlekatelnost-strany-analiz-osnovnyh-faktorov (дата обращения: 08.10.2025).
  7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-pryamyh-inostrannyh-investitsiy-v-evropeyskom-soyuze (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Методические аспекты оценки эффективности инвестиционных проектов с государственным участием [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-otsenki-effektivnosti-investitsionnyh-proektov-s-gosudarstvennym-uchastiem (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Критерии эффективности государственной инвестиционной политики [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1531616/ekonomika/kriterii_effektivnosti_gosudarstvennoy_investitsionnoy_politiki (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики (Курсовая работа).

    2018. [Электронный ресурс]. URL: https://kubsu.ru/sites/default/files/users/4117/kursovaya_rabota2_dragun_m.yu_._2018.docx (дата обращения: 08.10.2025).

  11. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-metody-otsenki-effektivnosti-investitsionnyh-proektov-7 (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/foreign-direct-investment-index/foreign-direct-investment-index-info (дата обращения: 08.10.2025).