В условиях динамично меняющейся макроэкономической среды России, где глобальные вызовы переплетаются с внутренними трансформациями, вопрос формирования и реализации эффективной инвестиционной стратегии приобретает первостепенное значение для каждого региона. Инвестиции, как кровеносная система экономики, не только стимулируют рост валового регионального продукта, но и являются катализатором инноваций, создают новые рабочие места, повышают конкурентоспособность территории и, в конечном итоге, улучшают качество жизни населения. Новосибирская область, как один из ключевых регионов Сибири, с её уникальным научным, кадровым и производственным потенциалом, служит ярким примером того, как продуманная и последовательная инвестиционная политика может стать основой устойчивого развития.
Настоящее исследование ставит целью всесторонний анализ теоретических основ и практических аспектов формирования инвестиционной стратегии региона, сфокусировавшись на детальном изучении опыта Новосибирской области. Мы не просто представим сухие цифры и перечни проектов, но погрузимся в глубину методологических подходов, правового регулирования и специфических вызовов, стоящих перед регионом. Структура работы последовательно проведет читателя от фундаментальных концепций региональной инвестиционной стратегии до анализа конкретных показателей, проектов и мер по улучшению инвестиционного климата, а также обозначит перспективы и рекомендации для дальнейшего развития. В центре нашего внимания — актуальные данные и тенденции, позволяющие получить наиболее полное и объективное представление о состоянии инвестиционной деятельности в Новосибирской области на текущий момент и в ближайшей перспективе.
Теоретические основы и методологические подходы к формированию региональной инвестиционной стратегии
Понятие и сущность региональной инвестиционной стратегии
В самом сердце регионального развития лежит инвестиционная стратегия — своего рода дорожная карта, которая указывает, каким образом власть и бизнес намерены привлекать капиталы для достижения социально-экономических целей. Это не просто набор пожеланий, а генеральный план действий в сфере инвестиционной деятельности, охватывающий субъектов регионального инвестиционного рынка. Его основная задача — четко определить приоритеты, формы и направления инвестиций, а также характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализации долгосрочных целей, обеспечивающих перспективное социально-экономическое развитие.
Инвестиционная стратегия ПАО «Магнит» (2022–2025 гг.): Комплексный ...
... тип инвестиционной стратегии ритейлера Инвестиционная стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей и приоритетов в области капитальных вложений, направленных на обеспечение устойчивого развития, повышение ... Использование операций слияний и поглощений (M&A) для укрепления позиций на региональных рынках и быстрого освоения новых ниш (например, приобретение части «Самбери», ...
Сущность инвестиционной стратегии региона можно определить как целенаправленную деятельность по выбору важнейших направлений финансирования, определению приоритетов капиталоемкого развития и разработке комплекса мер для их осуществления. Она призвана дать ответ на ключевой вопрос: *за счет каких мер государственного регулирования, каких механизмов реализации инвестиционной политики региональная власть рассчитывает привлечь инвестиционные ресурсы?* В конечном итоге, региональная инвестиционная стратегия ориентирована на развитие реального сектора экономики конкретной территории, на максимизацию её конкурентных преимуществ и приращение конкурентоспособности. На её основе формулируются стратегии и планы развития каждого муниципалитета, обеспечивая единство целей и задач на всех уровнях управления, что в свою очередь гарантирует синергетический эффект от скоординированных действий.
Современные методологические подходы к формированию инвестиционной стратегии
Современные подходы к трактовке инвестиционной стратегии региона выходят далеко за рамки простого планирования. Они базируются на комплексном и системном подходах, подразумевающих учет всех взаимосвязанных факторов — экономических, социальных, экологических, институциональных. Важнейшим является принцип устойчивого развития, ориентирующий инвестиции не только на сиюминутную выгоду, но и на долгосрочное благосостояние, сохранение ресурсов для будущих поколений. Не менее значима стратегическая трансформация инвестиционного и социально-экономического развития регионов, которая предполагает гибкость и адаптивность стратегии к постоянно меняющимся условиям внешней среды, а также её соответствие основным положениям документов стратегического планирования как на национальном, так и на региональном уровнях.
Помимо общих подходов, существуют специфические методологические принципы, углубляющие понимание механизмов формирования и реализации стратегии:
- Принцип концентрации: Фокусировка на наиболее перспективных и стратегически важных направлениях, проектах или отраслях, которые способны дать максимальный мультипликативный эффект для экономики региона. Это позволяет избежать распыления ресурсов и обеспечить прорывные результаты.
- Принцип прогрессирующей специализации: Ориентация на развитие тех секторов, в которых регион уже обладает или может достичь явных конкурентных преимуществ. Это способствует формированию уникального экономического профиля и повышению эффективности использования ресурсов.
- Принцип пропорциональности: Обеспечение сбалансированного развития всех ключевых сфер экономики и социальной сферы. Важно избегать перекосов, когда чрезмерное внимание к одной отрасли наносит ущерб другим, жизненно важным для устойчивости региона.
- Принцип сетевого инвестирования: Предполагает активное взаимодействие между различными субъектами инвестиционного процесса — государством, крупным бизнесом, малым и средним предпринимательством, научными и образовательными учреждениями. Создание сетевых структур позволяет синергетически объединять ресурсы и компетенции для реализации сложных и масштабных проектов.
Для более глубокого теоретического осмысления инвестиционной стратегии следует также рассмотреть телеологический и институциональный подходы.
Формирование инвестиционной стратегии корпорации в современных ...
... инвестиционной деятельностью предприятия (корпорации), а предметом — теоретико-методологические принципы и инструменты формирования его инвестиционной стратегии. Теоретические основы и факторы формирования инвестиционной стратегии Сущность и классификация инвестиционных стратегий (портфельный подход) Инвестиционная стратегия ... ее конкурентоспособность и устойчивое развитие в условиях современных ...
Телеологический подход (от греческого telos — цель, конец) акцентирует внимание на целеполагании. Он предполагает, что инвестиционная стратегия должна быть четко ориентирована на достижение конкретных, измеримых целей, которые, в свою очередь, выводятся из общей миссии и стратегических приоритетов региона. В рамках этого подхода особое значение приобретает не только формулирование целей, но и разработка механизмов контроля за их достижением, а также корректировка стратегии в случае отклонений.
Институциональный подход рассматривает инвестиционную стратегию как результат взаимодействия множества формальных и неформальных институтов (правил, норм, организаций).
Он подчеркивает важность правовой базы, системы государственного управления, финансовых институтов, корпоративных практик и даже культурных особенностей, формирующих инвестиционный климат. С точки институционального подхода, эффективная инвестиционная стратегия невозможна без создания благоприятной институциональной среды, минимизирующей трансакционные издержки, защищающей права собственности и обеспечивающей прозрачность правил игры.
Таким образом, методологический подход к реализации инвестиционной стратегии развития региона представляет собой сложную, многогранную совокупность средств и способов, направленных на приращение конкурентных преимуществ в кратчайшие сроки и с минимальным отвлечением ресурсов. Он включает в себя как экономические основы и методический инструментарий (анализ, моделирование, прогнозирование), так и организационные и экономические механизмы (институты, программы, инструменты поддержки).
Правовые и институциональные основы регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации и Новосибирской области
Федеральное законодательство в сфере инвестиций
Правовые и экономические рамки для инвестиционной деятельности в России, в частности для капитальных вложений, задаются на федеральном уровне. Фундаментальным документом является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон не только определяет основные понятия и принципы инвестиционной деятельности, но и гарантирует равную защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности, что является краеугольным камнем стабильного инвестиционного климата. Он постоянно актуализируется, отражая меняющиеся экономические реалии и потребности рынка.
С развитием цифровых технологий и новых финансовых инструментов возникла необходимость в регулировании альтернативных способов привлечения капитала. Ответом на этот запрос стал Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ, регулирующий привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Этот закон открыл новые возможности для малого и среднего бизнеса по привлечению финансирования через краудфандинговые и другие онлайн-платформы, снижая барьеры входа на инвестиционный рынок.
Стимулирование инвестиционной природоохранной деятельности в ...
... глубокого анализа эволюции и современного состояния механизмов стимулирования инвестиционной природоохранной деятельности в Российской Федерации после 2020 года. Мы стремимся ... Разработка конкретных предложений по совершенствованию финансового механизма стимулирования инвестиционной природоохранной деятельности. Структура работы последовательно раскрывает обозначенные задачи, начиная с ...
Помимо законов, существенную роль в формировании инвестиционной политики играют постановления Правительства РФ. Среди них выделяются:
- Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 № 1048, которое утверждает Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов (СПИК). СПИК — это мощный инструмент стимулирования инвестиций, предлагающий инвесторам гарантированные условия ведения бизнеса и налоговые льготы в обмен на обязательства по реализации масштабных проектов, направленных на создание или модернизацию производства.
- Постановление Правительства РФ от 19.10.2020 № 1704, утверждающее Правила определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые, используются для поддержки. Этот механизм позволяет регионам использовать высвобождающиеся бюджетные средства для софинансирования новых, стратегически важных инвестиционных проектов, тем самым усиливая государственную поддержку на местах.
В совокупности, эти федеральные нормативно-правовые акты создают достаточно прочную и развитую основу для регулирования инвестиционной деятельности, обеспечивая как защиту прав инвесторов, так и механизмы стимулирования капиталовложений.
Региональное регулирование инвестиционной деятельности (на примере Новосибирской области)
На региональном уровне, в дополнение к федеральным нормам, разрабатываются и внедряются собственные правовые акты, учитывающие специфику и потребности конкретного субъекта Федерации. Новосибирская область является примером региона, активно формирующего свою институциональную базу для привлечения инвестиций.
Ключевым региональным документом является Закон Новосибирской области от 14.04.2007 № 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области». Этот закон служит основой для формирования региональной инвестиционной политики, определяя формы государственной поддержки, полномочия органов власти и процедуры взаимодействия с инвесторами. Важно отметить, что закон постоянно актуализируется, реагируя на изменения экономической ситуации и федерального законодательства. Например, Законом Новосибирской области от 17.06.2020 № 489-ОЗ были внесены существенные изменения, касающиеся полномочий уполномоченного органа, предоставления земельных участков без торгов для масштабных инвестиционных проектов и расширения мер государственной поддержки. Это свидетельствует о динамичности и адаптивности региональной политики.
Одним из наиболее значимых документов, демонстрирующих приверженность региона прозрачности и предсказуемости инвестиционной среды, является Инвестиционная декларация Новосибирской области, утвержденная 11 апреля 2022 года. Этот документ не только закрепляет принципы взаимодействия с инвесторами, но и включает перечень всех нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности. Это своего рода «единое окно» для потенциальных инвесторов, позволяющее им быстро получить полную информацию о правовой базе региона.
Оценка инвестиционного потенциала и привлекательности Красноярского ...
... инвестиции для устойчивого развития. Сущность и факторы инвестиционного потенциала В самом широком смысле, инвестиционный потенциал региона представляет собой совокупность условий и возможностей, ... экономики и процессов привлечения инвестиций. Теоретические основы инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона Прежде чем погружаться в специфику Красноярского края, ...
Важнейшим инструментом региональной инвестиционной политики, обеспечивающим конкурентные преимущества в привлечении инвесторов, является развитие индустриальных и технологических парковых проектов. В таких парках создаются максимально комфортные условия для инвесторов: готовая инфраструктура, льготный налоговый режим, упрощенные административные процедуры, доступ к квалифицированным кадрам и синергетический эффект от соседства с другими высокотехнологичными производствами. Эти площадки становятся магнитом для инвестиций, снижая издержки и риски для бизнеса.
Таким образом, правовое и институциональное регулирование инвестиционной деятельности в Новосибирской области представляет собой многоуровневую систему, которая не только следует федеральным стандартам, но и активно развивает собственные механизмы поддержки и стимулирования инвестиций, создавая благоприятные условия для привлечения капитала и обеспечения устойчивого экономического роста.
Анализ инвестиционного потенциала, привлекательности и рисков Новосибирской области
Конкурентные преимущества и инвестиционный потенциал Новосибирской области
Новосибирская область, расположенная в самом сердце Сибири, представляет собой уникальное сочетание мощного промышленного и аграрного потенциала, развитой научно-образовательной системы и динамично растущего уровня инвестиционной привлекательности. Эти факторы формируют прочную основу для её конкурентных преимуществ на российском и международном рынках.
Среди ключевых конкурентных преимуществ региона стоит выделить:
- Диверсифицированная экономика: Новосибирская область не зависит от одной-двух отраслей, что повышает её устойчивость к внешним шокам. Здесь гармонично развиваются машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность, энергетика, сельское хозяйство и другие секторы.
- Выгодное географическое положение: Расположение на пересечении крупных транспортных магистралей, связывающих европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и странами Азии, делает регион стратегически важным транспортно-логистическим хабом.
- Развитая транспортно-логистическая инфраструктура: Наличие федеральных трасс, Транссибирской магистрали, крупного аэропорта «Толмачево» и речного порта обеспечивает эффективное перемещение товаров и грузов.
- Уникальный кадровый, научный и инновационный потенциал: Присутствие Новосибирского Академгородка, множества научно-исследовательских институтов и ведущих университетов обеспечивает региону постоянный приток высококвалифицированных кадров и генерирование передовых технологий. Это является одним из главных факторов инновационного развития.
- Эффективная региональная инвестиционная политика: Активные действия региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата, о чем свидетельствуют высокие оценки ведущих рейтинговых агентств.
Позиции Новосибирской области в национальных рейтингах подтверждают её инвестиционную привлекательность. Высокие оценки таких российских рейтинговых агентств, как Национальное рейтинговое агентство (НРА) и АКРА, свидетельствуют об эффективности проводимой инвестиционной политики. В 2023 году Новосибирская область стала лидером по уровню инвестиционной привлекательности среди регионов Сибирского федерального округа (СФО), войдя в категорию регионов с высокой инвестиционной привлекательностью (группа IC3).
Это достижение стало результатом целенаправленных усилий по развитию инфраструктуры, человеческого потенциала и улучшению инвестиционного климата. Регион сохранил свои позиции и остался на 13-м месте в Национальном рейтинге в 2023 году, занимая первое место среди субъектов РФ, входящих в СФО. В 2024 году Новосибирская область продемонстрировала значительный рост инвестиционной привлекательности, что было отмечено президентом страны как одна из самых высоких динамик за последние десять лет. Что же именно обеспечивает такую динамику и какие факторы лежат в основе этого прогресса?
Регион также занимает лидирующие позиции в стране по развитию конкурентной среды и экспортной активности. Это подтверждается и инновационной активностью: по итогам 2024 года Новосибирская область вошла в десятку российских регионов по числу поданных заявок на регистрацию изобретений, заняв 8-е место с 240 заявками за первое полугодие 2024 года. Кроме того, за шесть месяцев 2024 года регион занял 6-е место в России по количеству поданных заявок на регистрацию товарных знаков (почти 1500 заявок), что свидетельствует о высоком уровне предпринимательской активности и защите интеллектуальной собственности.
Методология оценки инвестиционной привлекательности регионов
Оценка инвестиционной привлекательности региона — э��о сложный, многофакторный процесс, который выходит за рамки простого сопоставления экономических показателей. Она направлена на определение способности региона генерировать прибыль для инвесторов и оценивает уровень риска, связанного с этими инвестициями. В основе большинства методологий лежит многокритериальный подход, который позволяет всесторонне оценить инвестиционную среду.
Как правило, инвестиционная привлекательность анализируется через две основные компоненты:
- Инвестиционный потенциал: Характеризует наличие и объем ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиционной деятельности. Он включает в себя:
- Природно-ресурсный потенциал: наличие полезных ископаемых, земельных, водных и лесных ресурсов.
- Производственный потенциал: объём и структура промышленного и сельскохозяйственного производства, уровень износа основных фондов.
- Трудовой потенциал: численность и квалификация рабочей силы, уровень образования, стоимость труда.
- Инновационный потенциал: развитость науки, количество патентов, внедрение новых технологий.
- Институциональный потенциал: качество управления, развитость правовой системы, эффективность органов власти.
- Инфраструктурный потенциал: развитость транспортной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры.
- Финансовый потенциал: объем бюджетных и внебюджетных фондов, уровень развития финансового рынка.
- Потребительский потенциал: покупательная способность населения, емкость регионального рынка.
- Инвестиционный риск: Отражает вероятность возникновения неблагоприятных событий, которые могут привести к потере инвестиций или снижению доходности. К основным видам рисков относятся:
- Экономический риск: вероятность ухудшения общей экономической ситуации.
- Политический риск: нестабильность политической системы, изменения в законодательстве.
- Социальный риск: уровень преступности, социальной напряженности, протестной активности.
- Финансовый риск: нестабильность банковской системы, инфляция, доступность кредитов.
- Правовой риск: неясность или противоречивость законодательства, неэффективность судебной системы.
- Экологический риск: угроза техногенных катастроф, загрязнение окружающей среды.
Рейтинговые агентства, такие как RAEX («Эксперт РА»), используют комплексные модели, которые могут включать до 67 критериев, группируемых в 4 категории: инфраструктурные, человеческие, финансовые и институциональные. Каждая категория детализируется на десятки показателей, что позволяет получить максимально объективную картину. Например, инфраструктурные критерии могут включать плотность дорог, доступность энергетических ресурсов; человеческие — уровень образования, миграционные потоки; финансовые — динамику ВРП, бюджетную обеспеченность; институциональные — качество государственного управления, меры поддержки бизнеса. Использование таких многокритериальных подходов позволяет не только присваивать регионам определенные категории привлекательности, но и выявлять конкретные факторы, требующие улучшения.
Инвестиционные риски и вызовы для Новосибирской области
Несмотря на очевидные конкурентные преимущества и высокий инвестиционный потенциал, Новосибирская область, как и любой другой регион, сталкивается с рядом инвестиционных рисков и социально-экономических вызовов. Их своевременное выявление и грамотное управление являются ключевыми для поддержания и улучшения инвестиционного климата.
Среди выявленных инвестиционных рисков можно выделить:
- Правовые и финансово-кредитные проблемы: Несмотря на развитую нормативно-правовую базу, сохраняются риски, связанные с возможными изменениями законодательства, не всегда однозначным правоприменением, а также с ограниченной доступностью долгосрочного и дешевого финансирования. Финансовый сектор города значительно уменьшился, активы банковского сектора Новосибирской области сократились в несколько раз, что ограничивает его вклад в общий объем инвестиций и создает дефицит финансовых ресурсов для крупных проектов.
- Угроза «утечки мозгов»: Высокий научный и образовательный потенциал региона парадоксально оборачивается риском оттока квалифицированных кадров в другие, более развитые центры или за рубеж, если не создаются достаточные условия для их профессиональной реализации и комфортной жизни.
- Коррупция и криминальные риски: Эти факторы, характерные для многих регионов России, могут существенно повышать трансакционные издержки для инвесторов, снижать предсказуемость бизнес-среды и негативно влиять на репутацию региона. Хотя Новосибирская область активно борется с этими явлениями, их полное искоренение требует постоянных усилий.
Помимо рисков, существуют и текущие вызовы социально-экономического развития, которые напрямую влияют на инвестиционный климат:
- Недостаточный рост объемов отгруженных товаров собственного производства: Сложная экономическая ситуация в России не позволила в полной мере реализовать стратегическую цель по обеспечению роста экономического потенциала города Новосибирска. Темпы роста объемов отгруженных товаров собственного производства отставали от прогнозных значений, а потенциал роста производства сдерживался ресурсными и инвестиционными ограничениями. Это указывает на необходимость более активного стимулирования производственного сектора и снижения зависимости от импорта.
- Проблема непроданных квартир: Один из тревожных показателей — количество непроданных квартир в Новосибирске, которое достигло абсолютного максимума за последние девять лет к апрелю 2025 года (28,4 тысячи квартир против 11,8 тысяч в 2020 году).
Этот факт может свидетельствовать о перенасыщении рынка, снижении покупательной способности населения или недостаточной привлекательности жилищных инвестиций, что, в свою очередь, влияет на инвестиции в строительную отрасль и смежные секторы.
- Бюджетные ограничения: Перед новым главой Минэкономразвития Светланой Шарпф, назначенной исполняющей обязанности министра 6 октября 2025 года, стоит задача искать новые инвестиционные возможности в условиях, когда необходимо исполнять защищенные бюджетные статьи — социальная сфера, ЖКХ, дорожно-транспортное хозяйство. Это требует инновационных подходов к привлечению частных инвестиций и оптимизации использования государственных ресурсов.
Таким образом, комплексный анализ инвестиционного потенциала, привлекательности и рисков Новосибирской области позволяет сформировать объективное представление о её текущем положении. Несмотря на значительные достижения и преимущества, региону необходимо продолжать работу по минимизации рисков и решению существующих вызовов для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития.
Динамика инвестиционной деятельности и ключевые инвестиционные проекты Новосибирской области
Статистика инвестиций в основной капитал и валовой региональный продукт Новосибирской области
Инвестиции в основной капитал являются одним из наиболее важных показателей экономического развития региона, отражая активность бизнеса и государства в модернизации, расширении производства и создании новой инфраструктуры. Динамика этих инвестиций в Новосибирской области демонстрирует устойчивый рост с некоторыми колебаниями.
Год | Объем инвестиций в основной капитал (млрд рублей) | Изменение к предыдущему году (в сопоставимых ценах, %) | Позиция в СФО |
---|---|---|---|
2020 | 278,9 | — | — |
2021 | 297,9 | 106,8 | — |
2022 | 322,4 | 84,9 | — |
2023 | 381,0 | 101,4 | — |
2024 | 590,6 | 137,3 | 3 |
2025 | 219,9 (за I полугодие) | 108,8 (к I полугодию 2024) | — |
Примечание: Данные за 2025 год приведены по первому полугодию и отражают только часть общегодового объема.
Как видно из таблицы, в 2021 году Новосибирская область продемонстрировала уверенный рост инвестиций в основной капитал, достигнув 297,9 млрд рублей, что на 6,8% выше уровня 2020 года. 2022 год принес некоторое замедление, объем инвестиций составил 322,4 млрд рублей, но индекс физического объема снизился до 84,9% к предыдущему году. Однако уже в 2023 году ситуация стабилизировалась: инвестиции достигли 381 млрд рублей, показав небольшой рост в 1,4% в сопоставимых ценах.
2024 год стал прорывным для региона: объем инвестиций в основной капитал составил более 590 млрд рублей, что существенно превысило прогнозное значение в 410,8 млрд рублей и обновило исторический максимум. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2024 году составил впечатляющие 137,3% по отношению к 2023 году. По объему инвестиций в основной капитал Новосибирская область в 2024 году заняла третье место среди регионов Сибирского федерального округа, уступив только Красноярскому краю и Иркутской области. Это свидетельствует о значительном улучшении инвестиционного климата и эффективности региональной политики.
За первое полугодие 2025 года организации Новосибирской области уже вложили в основной капитал 219,9 млрд рублей, что на 8,8% больше в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что указывает на продолжение позитивной динамики.
Что касается валового регионального продукта (ВРП), который является интегральным показателем экономической активности, то уточненная оценка ВРП Новосибирской области за 2022 год, согласно данным Росстата, составила 1 977 400,9 млн рублей (почти 2 трлн рублей).
Это превысило показатели 2021 года на 52,8 млрд рублей, а темп роста региональной экономики составил 101%. Данные по ВРП Новосибирской области за 2023 год ожидают официальной публикации.
Структура инвестиций в основной капитал также представляет значительный интерес. В 2022 году наибольшую долю в общем объеме инвестиций составили затраты на строительство и реконструкцию зданий и сооружений – 56,6%. Это говорит об активном развитии инфраструктуры и жилищного строительства. Приоритетными видами деятельности для размещения инвестиций в 2022 году стали:
- «Транспортировка и хранение» – 20,9%
- «Обрабатывающие производства» – 14,4%
- «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» – 8,1%
- «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом» – 7,7%
Эти данные подчеркивают роль региона как транспортно-логистического хаба и развитого промышленного центра.
Источники финансирования инвестиций также разнообразны. В 2022 году финансирование инвестиций в основной капитал осуществлялось в основном за счет собственных средств (58% общего объема), что свидетельствует о финансовой устойчивости и уверенности организаций в будущем. Из привлеченных источников финансирования в 2022 году 25,5% составили средства бюджетов всех уровней (федеральный бюджет – 10,9%, бюджеты субъектов РФ – 11,5%, местные бюджеты – 3,1%).
В первом полугодии 2025 года доля собственных средств организаций в финансировании инвестиций возросла до 71,3%, средства бюджетов всех уровней составили 11,1%, а кредиты банков – 6,3%. Это указывает на уменьшение доли государственного финансирования и увеличение роли собственных средств бизнеса.
Основные инвестиционные проекты и их стратегическое значение
Новосибирская область активно привлекает и реализует масштабные инвестиционные проекты, которые являются локомотивами экономического роста и обеспечивают достижение стратегических целей региона. Эти проекты не только создают новые рабочие места и увеличивают налоговые поступления, но и способствуют развитию инфраструктуры, диверсификации экономики и повышению конкурентоспособности.
2023 год ознаменовался признанием нескольких проектов на федеральном уровне: четыре масштабных инвестиционных проекта Новосибирской области были отмечены наградами Правительства региона как одни из лучших инвестпроектов Сибири.
Крупнейшим из них, запущенным в 2023 году, стал Транспортно-логистический центр «Сибирский». Общий объем инвестиций в этот стратегически важный объект составляет более 15 млрд рублей. Первая очередь ТЛЦ «Сибирский» была запущена в октябре 2023 года, а к 2025 году мощность терминала на полное развитие составит 1 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в год. Этот центр играет ключевую роль в укреплении позиций Новосибирской области как важнейшего транспортно-логистического хаба между Европой и Азией.
На заседании совета по инвестициям 20 декабря 2023 года были одобрены 9 новых проектов на общую сумму порядка 36 млрд рублей, что свидетельствует о постоянном притоке капитала и интересе инвесторов к региону.
На 2025 год в Новосибирской области планируется завершение реализации четырех крупных инвестпроектов на общую сумму свыше 18 миллиардов рублей, что подчеркивает динамичность инвестиционного процесса. Среди них:
- Завод по переработке рапса компании «Маслов» в Южном промышленно-логистическом парке. Стоимость проекта выросла до 5 млрд рублей, что свидетельствует о его значимости и масштабе. Завод создаст около 250 рабочих мест и внесет вклад в развитие агропромышленного комплекса региона, обеспечивая глубокую переработку сельскохозяйственной продукции.
- Строительство центра обработки данных «Сибирь» компанией «Альфа-финанс». С объемом инвестиций в 2 млрд рублей и более 1,8 тысячи стойко-мест, этот ЦОД станет важным элементом цифровой инфраструктуры региона, обеспечивая хранение и обработку больших объемов данных, что критически важно для развития цифровой экономики.
- Логистический центр Wildberries. Проект стоимостью 9 млрд рублей обещает создание более 7 тысяч рабочих мест, что существенно повлияет на рынок труда и логистическую отрасль. Это укрепит позиции региона как ключевого узла электронной коммерции в Сибири.
- Завод бытовой техники «Миарит». Инвестиции в размере около 2,5 млрд рублей позволят создать порядка 265 рабочих мест и будут способствовать развитию обрабатывающей промышленности, предлагая новые продукты на рынке бытовой техники.
По состоянию на декабрь 2024 года на инвестиционном портале Новосибирска размещена информация по площадкам на четырех промышленных предприятиях в Ленинском и Калининском районах, что свидетельствует о наличии готовых предложений для новых инвесторов. В целом, в Новосибирске реализуются 183 инвестиционных проекта, что говорит о высокой активности бизнеса.
Среди планируемых объектов, работа по которым начата в 2024 году, выделяются:
- Проект строительства объекта по производству дверей и ворот в Первомайском районе (порядка 1 млрд рублей инвестиций).
- Проект расширения производства высокоскоростных мотор-шпинделей в Дзержинском районе (порядка 600 млн рублей).
- Проект строительства теннисного центра в Калининском районе (порядка 1 млрд рублей), который способствует развитию социальной инфраструктуры и здорового образа жизни.
Эти проекты, как реализованные, так и планируемые, являются яркими свидетельствами динамичного развития инвестиционной среды Новосибирской области. Они не только обеспечивают экономический рост, но и формируют основу для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития региона.
Приоритетные направления, меры по улучшению инвестиционного климата и перспективы развития региона
Цели и приоритеты инвестиционной стратегии Новосибирской области
Инвестиционная стратегия Новосибирской области неразрывно связана с её общей стратегией социально-экономического развития, выступая ключевым инструментом для достижения амбициозных целей. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденная в 2019 году, определяет новые приоритеты, цели и задачи, обусловленные изменившимися экономическими и политическими условиями после 2014 года. Этот документ является своего рода компасом, указывающим направление движения региона.
Миссия Стратегии Новосибирской области до 2030 года формулируется как стремление стать центром генерирования уникального человеческого капитала, максимальной реализации потенциала человека, а также обеспечить региону статус территории, привлекательной для жизни и ведения бизнеса. Для достижения этой миссии определены основные доминанты развития:
- Ускоренное инновационное и технологическое развитие: Новосибирская область делает ставку на наукоемкие производства, развитие высоких технологий и создание условий для коммерциализации научных разработок. Это логично, учитывая наличие мощного научного потенциала Академгородка.
- Стимулирование роста реального сектора экономики: Цель — не только привлечение инвестиций, но и их направление в производственные секторы, способствующие созданию добавленной стоимости и укреплению экономической базы региона.
- Развитие региона как транспортно-логистического хаба: Использование выгодного географического положения для укрепления позиций Новосибирска как ключевого логистического узла федерального и международного значения.
- Расширение инфраструктуры научных исследований и укрепление малого и среднего предпринимательства: Поддержка научных изысканий и создание благоприятной среды для развития инновационного бизнеса являются взаимодополняющими направлениями.
В рамках стимулирования развития Новосибирской агломерации активное развитие получат территории опережающего развития (ТОР), такие как Наукополис, Аэросити (Аэрополис), Новосибирск-Сити, Искитимо-Линевская промышленная зона. Эти площадки создаются для концентрации инвестиций, создания особых условий для инвесторов и формирования точек роста.
С 2020 года стартовала государственная программа «Стимулирование инновационной активности в Новосибирской области на 2020-2025 годы». Её задачи ориентированы на обеспечение полноты и непрерывности мер поддержки для всех стадий инновационной деятельности – от идеи до коммерциализации продукта. Это позволяет создать целостную экосистему для инноваторов.
Цели стратегии инновационного развития Новосибирской области до 2030 года детализируют направления работы:
- Повышение инновационной активности молодежи и бизнеса.
- Развитие инфраструктуры инноваций (технопарки, инкубаторы).
- Формирование инновационных кластеров.
- Развитие компетенций в инновационной деятельности.
- Реализация проекта Наукополиса.
Таким образом, инвестиционная стратегия Новосибирской области представляет собой четко артикулированный план, направленный на всестороннее развитие региона через стимулирование инноваций, укрепление реального сектора экономики и усиление его логистического потенциала, с акцентом на развитие человеческого капитала.
Меры по совершенствованию инвестиционного климата и поддержки инвесторов
Новосибирская область активно работает над совершенствованием инвестиционного климата, понимая, что в условиях жесткой конкуренции за капитал необходимы постоянные улучшения и адаптация к новым требованиям. Одним из ключевых инструментов в этом процессе является «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата региона.
Эта дорожная карта, впервые утвержденная 28 февраля 2017 года, включала внедрение двенадцати целевых моделей регулирования. В настоящее время она актуализируется на 2025-2026 годы с учетом новой методологии Национального рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ).
Новая методология значительно расширена: с 4 до 8 ключевых направлений и со 80 до 110 показателей, подлежащих достижению к 2030 году. Это позволяет более комплексно оценивать инвестиционную среду и выявлять узкие места. В 2024 году было зафиксировано улучшение 42 показателей Национального рейтинга АСИ, что свидетельствует об эффективности предпринимаемых мер. Обновленная методология рейтинга АСИ на 2025 год учитывает новые национальные цели и лучшие практики, включая дополнительные показатели по поддержке бизнеса, экспортной деятельности и оценке эффективности получения разрешительных документов.
Внедряется новый элемент регионального инвестиционного стандарта, предусматривающий обратную связь между бизнесом и органами власти, а также внедрение индекса деловой репутации предпринимателей. Это позволяет не только получать оперативную информацию о проблемах инвесторов, но и формировать прозрачную систему оценки участников рынка.
Для улучшения инвестиционного климата в Новосибирской области сформирована прочная нормативно-правовая база, стимулирующая инвестиционные процессы и инновационную деятельность. В 2019-2020 годах разработан новый пакет поправок в ключевые документы инвестиционной сферы и принято более 50 нормативных правовых актов НСО, что подчеркивает оперативность и объем законотворческой работы.
В числе предложенных мер стимулирования и поддержки выделяются:
- Формирование инвестиционных предложений в рамках концепции активного инвестиционного маркетинга: Правительство Новосибирской области определяет перечень необходимых инвестиционных проектов, проводит предварительную проработку их с точки зрения имущества, инфраструктуры, юридических и финансовых вопросов, и создает «пакетное решение» для потенциального инвестора. Это значительно упрощает процесс принятия решений для бизнеса.
- Трехсторонние контракты: Практика заключения соглашений между федеральными, региональными органами власти и инвесторами. Примером такого контракта является соглашение, заключенное в 2021 году между Минэкономразвития России, Роспатентом и Новосибирской областью, направленное на развитие сферы интеллектуальной собственности в регионе.
- Возможность создания производных финансовых продуктов на основе государственных обязательств по поддержке.
В Новосибирской области успешно реализуются пять крупных парковых проекта: Промышленно-логистический парк (где размещаются такие гиганты, как PepsiCo и Nestle), Технопарк Новосибирского Академгородка, Биотехнопарк наукограда Кольцово, Медицинский промышленный парк и Медицинский технопарк. Эти парки предоставляют инвесторам готовую инфраструктуру, льготы и создают синергетический эффект.
Важную роль играет «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области», которое помогает предпринимателям, предоставляя услуги системы «Одно окно». В 2019 году количество услуг, оказанных специалистами Агентства, увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2018 годом, при этом наиболее востребованными были консультации по вопросам привлечения финансирования. Министерством экономического развития региона учрежден центр регионального развития для комплексного содействия созданию благоприятного инвестиционного климата и реализации кластерной политики.
Меры по стимулированию инновационной деятельности также приносят плоды. Семь новосибирских технологических компаний получили гранты на общую сумму 103 млн рублей по итогам конкурса «Бизнес-Старт» Фонда содействия инновациям. Победителями стали компании «Смарт Алгоритмс», «НПО Гормаш», «Папийон», «СИА», «Вермилоджик», «Биолабмикс» и «ОГТ». Размер индивидуального гранта вырос с 12 до 18 млн рублей, что позволило расширить исследования и подготовку к запуску производства. Проекты включают производство автомобильных электрохромных стекол (ООО «ОГТ»), разработку медицинских кроватей (ООО «Папийон») и создание водных электротермических двигателей для спутников (компания «СИА»).
В первом полугодии 2025 года в Новосибирской области отгружено инновационной продукции на сумму 35,8 млрд рублей, что на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. По предварительным данным, за весь 2024 год организациями Новосибирской области (без субъектов малого предпринимательства) отгружено инновационных товаров, работ и услуг на сумму 85,8 млрд рублей, что на 77,9% больше, чем в 2023 году. Доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг крупных и средних организаций области в 2024 году составила 4,9% против 3,2% в 2023 году. Это подчеркивает рост инновационной активности и её вклад в экономику региона.
Перспективы и рекомендации по дальнейшему развитию инвестиционной стратегии
Перспективы инновационного и социально-экономического развития Новосибирской области в контексте её инвестиционной стратегии выглядят многообещающими, однако требуют постоянной работы над укреплением позиций и нивелированием существующих вызовов. Регион обладает мощным потенциалом для дальнейшего роста, особенно в сферах высоких технологий, логистики и агропромышленного комплекса.
Для дальнейшего укрепления инвестиционной привлекательности и обеспечения устойчивого развития, можно сформулировать ряд рекомендаций:
- Активное участие в программах импортозамещения и технологического суверенитета: В условиях геополитических изменений, региону следует максимально использовать федеральные программы по импортозамещению, привлекая инвестиции в создание высокотехнологичных производств, особенно в областях, где Россия имеет стратегическую зависимость от импорта. Новосибирская область с её научным потенциалом имеет все шансы стать одним из центров такого развития.
- Целевые налоговые льготы для аграрного сектора с высокой добавленной стоимостью: Учитывая развитый аграрный потенциал, необходимо усилить меры поддержки для проектов по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции. Предоставление специализированных налоговых льгот для агропромышленных предприятий, ориентированных на экспорт или производство продукции с высокой добавленной стоимостью, может значительно увеличить инвестиции в этот сектор.
- Создание специализированной компании по привлечению инвестиций с элементами проектного финансирования: Агентство инвестиционного развития уже выполняет важные функции, но создание более мощной, возможно, государственно-частной компании, специализирующейся на сопровождении крупных инвестиционных проектов по принципу «одного окна» и обладающей компетенциями в области проектного финансирования, могло бы повысить эффективность привлечения и реализации инвестиций. Такая компания могла бы брать на себя функции структурирования сделок, оценки рисков, поиска соинвесторов и взаимодействия с финансовыми институтами.
- Развитие механизмов венчурного и прямого инвестирования: Для стимулирования инновационной активности, особенно в проектах с высоким потенциалом роста, но и с высокими рисками, необходимо развивать экосистему венчурного финансирования. Это включает создание региональных венчурных фондов, привлечение частных бизнес-ангелов и совершенствование законодательства для упрощения процедур венчурных инвестиций.
- Усиление работы по снижению административных барьеров и коррупционных рисков: Несмотря на предпринимаемые усилия, постоянный мониторинг и совершенствование процедур взаимодействия бизнеса и власти, повышение прозрачности и жесткий контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства остаются критически важными. Внедрение цифровых платформ для взаимодействия с инвесторами может значительно снизить человеческий фактор и, как следствие, коррупционные риски.
- Развитие человеческого капитала и борьба с «утечкой мозгов»: Инвестиции в образование, науку, здравоохранение и создание комфортной городской среды являются долгосрочными, но крайне важными для удержания и привлечения квалифицированных кадров. Создание привлекательных условий для жизни и работы, поддержка молодых специалистов, развитие социальных программ – все это способствует формированию устойчивого человеческого капитала.
Реализация этих рекомендаций позволит Новосибирской области не только сохранить набранные темпы, но и вывести свою инвестиционную стратегию на качественно новый уровень, обеспечивая долгосрочное и сбалансированное социально-экономическое развитие.
Заключение
Проведенный всесторонний анализ теоретических основ, правового регулирования, инвестиционного потенциала, текущей динамики и стратегических приоритетов Новосибирской области позволяет сделать вывод о высокой степени зрелости и продуманности региональной инвестиционной стратегии. Новосибирская область не просто декларирует свои намерения, но и активно реализует комплексные меры по привлечению капитала, улучшению инвестиционного климата и развитию инновационного потенциала.
Ключевые достижения региона, такие как лидерство в Сибирском федеральном округе по инвестиционной привлекательности, значительный рост объемов инвестиций в основной капитал в 2024 году, а также успешная реализация масштабных проектов в сфере логистики, промышленности и высоких технологий, свидетельствуют об эффективности проводимой политики. Актуализация «дорожной карты» по улучшению инвестиционного климата, внедрение нового регионального инвестиционного стандарта и активная поддержка инновационных компаний демонстрируют адаптивность и стремление региона к постоянному совершенствованию.
Вместе с тем, исследование выявило и ряд вызовов, таких как необходимость дальнейшего роста объемов производства, сокращение финансового сектора и проблема непроданных квартир, а также сохраняющиеся риски, связанные с правовыми аспектами, финансово-кредитными ограничениями и потенциальной «утечкой мозгов».
Предложенные рекомендации, включающие активное участие в импортозамещении, предоставление целевых налоговых льгот для аграрного сектора с высокой добавленной стоимостью, создание специализированной компании по привлечению инвестиций с элементами проектного финансирования, развитие венчурного инвестирования и усиление борьбы с административными барьерами, призваны стать ориентирами для дальнейшего совершенствования инвестиционной политики.
В конечном итоге, региональная инвестиционная стратегия Новосибирской области является живым, развивающимся организмом, который, при условии дальнейшего последовательного и инновационного подхода, способен обеспечить достижение целей устойчивого социально-экономического развития, укрепить позиции региона как одного из ведущих центров России и создать благоприятную среду для жизни и ведения бизнеса.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями).
Документы системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/12114115/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция).
КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Закон Новосибирской области от 17 июня 2020 г. N 489-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/novosibirsk/1376911/ (дата обращения: 09.10.2025).
- О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов от 23 октября 2023. URL: https://docs.cntd.ru/document/561726055 (дата обращения: 09.10.2025).
- О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года от 19 марта 2019. URL: https://docs.cntd.ru/document/550130612 (дата обращения: 09.10.2025).
- Стратегия социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года. URL: https://invest.novo-sibirsk.ru/investitsionnaya-deyatelnost/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-novosibirska-na-period-do-2030-goda/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Проект стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года. URL: https://novo-sibirsk.ru/upload/iblock/c31/c31c1955fb81541fb0fb3e414f52e505.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2000.
- Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Питер, 2002.
- Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. М.: Дашков и Ко, 2002.
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
- Корчагин Ю.А. Инвестиционный анализ и инвестиционная стратегия: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. Воронеж: ЦИРЭ, 2005.
- Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов. СПб.: Питер, 2000.
- Журнал «Финансовый эксперт», 2008, № 6.
- Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2002, № 9.
- Инвестиционная стратегия региона: анализ понятий. Elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53818617 (дата обращения: 09.10.2025).
- Методологические основы стратегического управления региональными инвестиционными процессами. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-strategicheskogo-upravleniya-regionalnymi-investitsionnymi-protsessami (дата обращения: 09.10.2025).
- Теоретические аспекты региональной инвестиционной политики. Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/116/31930/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Целеориентированная региональная инвестиционная политика: сущность, принципы и основные элементы. URL: https://eee-region.ru/article/5105/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиционная стратегия развития региона в современных экономических условиях. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-strategiya-razvitiya-regiona-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 09.10.2025).
- Анализ целей стратегии инновационного развития Новосибирской области на период до 2030 года. Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/539/149814/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА, НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-investitsionnoy-privlekatelnosti-regiona-na-primere-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 09.10.2025).
- Оценка инвестиционной привлекательности регионов России в контексте перехода к устойчивому развитию. Национальное рейтинговое агентство. URL: https://www.ra-national.ru/press-center/news/otsenka-investitsionnoy-privlekatelnosti-regionov-rossii-v-kontekste-perekhoda-k-ustoychivomu (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиционная привлекательность регионов России 2023. Экономический факультет МГУ. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?id=105572 (дата обращения: 09.10.2025).
- Сайт Министерства экономического развития Новосибирской области. URL: www.adm.nso.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: www.economy.gov.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Нормативно-правовые акты в сфере инвестиционной деятельности. Администрация города Курска. URL: https://admin.kursk.ru/investment/legal_acts/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Нормативные документы об инвестиционной деятельности. URL: https://ntagil.org/city/invest/normativnye-dokumenty.php (дата обращения: 09.10.2025).
- Об инвестиционной привлекательности Новосибирской области. Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/ru/1930722/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов RAEX за 2020 год. URL: https://raex-a.ru/rankings/regions/2020 (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов. Эксперт РА. URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2024_invest_attractiveness (дата обращения: 09.10.2025).
- Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах. URL: https://asi.ru/regions/rating (дата обращения: 09.10.2025).
- Корпорация развития Новосибирской области. URL: https://air-nso.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Крупные инвестиционные проекты на сумму 18 млрд рублей завершат в Новосибирской области в 2025 году. Эксперт Сибирь и Дальний Восток. URL: https://expertsib.com/articles/krupnye-investitsionnye-proekty-na-summu-18-mlrd-rubley-zavershat-v-novosibirskoy-oblasti-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
- Крупные инвестиционные проекты на сумму 18 млрд рублей завершат в Новосибирской области в 2025 году. Mashnews.ru. URL: https://mashnews.ru/v-novosibirskoy-oblasti-v-2025-godu-investory-planiruyut-zavershit-chetyre-krupnyx-proekta-obshhey-stoimostyu-bolee-18-mlrd-rubley.html (дата обращения: 09.10.2025).
- Названы крупнейшие инвестпроекты Новосибирской области. Знамя труда. URL: https://zt-nso.ru/news/24719 (дата обращения: 09.10.2025).
- Девять масштабных инвестпроектов на 2024 год поддержало правительство Новосибирской области. VN.RU. URL: https://vn.ru/news-investproekty-na-36-milliardov-rubley-podderzhalo-pravitelstvo-novosibirskoy-oblasti/ (дата обращения: 09.10.2025).
- В Новосибирске реализуются 183 инвестиционных проекта. URL: https://novo-sibirsk.ru/news/260710/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Новосибирская область получила рекордные инвестиции в основной капитал. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6575742 (дата обращения: 09.10.2025).
- Лев Решетников о новых инвестпроектах, рейтинге качества жизни и открытии представительства Новосибирской области в Китае. Континент Сибирь Online. URL: https://ksonline.ru/384797/lev-reshetnikov-o-novyh-investproektah-rejtinge-kachestva-zhizni-i-otkrytii-predstavitelstva-novosibirskoj-oblasti-v-kitae/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Семь инновационных компаний из Новосибирска получат более 100 миллионов рублей. Infopro54. URL: https://infopro54.ru/news/sem-innovacionnyx-kompanij-iz-novosibirska-poluchat-bolee-100-millionov-rublej-557342 (дата обращения: 09.10.2025).
- Семь новосибирских компаний получат 103 млн рублей на инновационные разработки. АБН 24. URL: https://abn.agency/2025/10/05/sem-novosibirskih-kompanij-poluchat-103-mln-rublej-na-innovatsionnye-razrabotki/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Об инвестиционной деятельности в Новосибирской области в 2022 году. Новосибирскстат. URL: https://novosibstat.gks.ru/folder/33055 (дата обращения: 09.10.2025).
- Новосибирская область обновляет стратегию по улучшению инвестиционного климата. BFM.RU. URL: https://nsk.bfm.ru/news/465717 (дата обращения: 09.10.2025).
- Валовой региональный продукт. Росстат. URL: https://novosibstat.gks.ru/folder/33055 (дата обращения: 09.10.2025).
- Новосибирская область в цифрах 2023 (краткий статистический сборник).
URL: https://novosibstat.gks.ru/storage/mediabank/НСО%20в%20цифрах%202023.docx (дата обращения: 09.10.2025).
- Росстат опубликовал данные о валовом региональном продукте за 2022 год. Омский портал. URL: https://economy.omskportal.ru/novosti?id=102220 (дата обращения: 09.10.2025).
- Чего ждать от нового главы минэкономразвития Новосибирской области? Континент Сибирь Online. URL: https://ksonline.ru/385552/chego-zhdat-ot-novogo-glavy-minekonomrazvitiya-novosibirskoj-oblasti/ (дата обращения: 09.10.2025).