Правовое регулирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей: комплексный анализ реформ 2023-2025 гг. и перспективы совершенствования

Курсовая работа

Введение в систему правового регулирования государственных пособий

Правовой основой для государственной поддержки семей с детьми в Российской Федерации служит Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». На протяжении трех десятилетий этот акт являлся краеугольным камнем системы, однако последние годы ознаменовались кардинальными преобразованиями, вызванными насущной необходимостью повышения адресности, унификации и эффективности мер социальной поддержки, а также стимулирования демографических процессов.

Обоснование актуальности. Если еще несколько лет назад система пособий представляла собой разрозненный набор выплат, привязанных к возрасту ребенка и очередности его рождения, то реформа 2023 года, кульминацией которой стало введение Единого пособия, заложила принципиально новый фундамент. Актуальность темы для юридического анализа обусловлена не только масштабностью институциональных изменений (создание СФР), но и необходимостью осмысления новых правовых категорий, таких как «нуждаемость» в контексте «правила нулевого дохода» и требования о минимальном доходе (4 МРОТ), вступившего в силу с 2025 года. Эти изменения требуют глубокого доктринального осмысления в области права социального обеспечения, поскольку меняют саму философию государственной поддержки.

Определение и классификация пособий. Социальное пособие в доктрине права социального обеспечения определяется как периодическая или единовременная денежная выплата, предоставляемая гражданам для компенсации утраченного заработка или частичной поддержки в случаях, установленных законом. В отличие от страховых выплат (например, пособие по временной нетрудоспособности), социальные пособия, как правило, не зависят от уплаты страховых взносов, а зависят от факта нуждаемости (критерия дохода).

Объект, предмет и структура работы. Объектом настоящего исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе правового регулирования предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей. Предметом исследования выступают нормы Федерального закона № 81-ФЗ, Постановления Правительства РФ № 2330, а также акты, регулирующие деятельность Социального фонда России и судебная практика. Структура работы последовательно раскрывает процесс унификации выплат, анализирует новый критерий нуждаемости, рассматривает сохранившиеся страховые пособия и завершается оценкой перспектив законодательства.

5 стр., 2355 слов

Выплатное дело получателя социальных выплат в системе СФР: Актуальные ...

... длительный срок, обусловленный важностью дела для последующих социальных выплат или архивных справок. Накопительная пенсия и пенсия по государственному пенсионному обеспечению 15 лет Аналогично страховой ... или электронной форме), на основании которых гражданину была установлена (назначена), пересчитана и выплачивается пенсия или иная социальная выплата. Служит юридической базой для всех действий ...

Институциональные и правовые основы реформирования системы пособий

Ключевым событием, определившим современный облик системы пособий, стало введение с 2023 года Единого пособия (официально — ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка).

Этот шаг был предпринят в целях повышения прозрачности и доступности государственной поддержки.

Правовая природа Единого пособия и унификация мер социальной поддержки

До 2023 года система поддержки представляла собой шесть различных выплат, каждая из которых имела свой правовой режим, порядок назначения и администратора. Этот сложный механизм часто приводил к тому, что семьи, имеющие право на поддержку, терялись в бюрократических требованиях.

Анализ правовой сути Единого пособия. Единое пособие, предусмотренное в актуальной редакции ФЗ № 81, не является страховой выплатой, а представляет собой классическую меру социальной поддержки, основанную на критерии нуждаемости (дохода).

Его введение унифицировало и заменило:

  1. Ежемесячное пособие беременным, вставшим на учет в ранние сроки.
  2. Выплаты на первого, второго и третьего/последующего ребенка до 3 лет.
  3. Пособия на детей от 3 до 7 лет.
  4. Пособия на детей от 8 до 17 лет.
  5. Пособие по уходу до 1,5 лет для неработающих граждан.

Юридически Единое пособие агрегировало в себе элементы нескольких ранее действовавших мер, при этом изменив принцип их предоставления: если ранее выплаты на первого и третьего ребенка могли иметь разное правовое основание (из федерального бюджета или за счет средств маткапитала), то теперь они подведены под единый федеральный стандарт, закрепленный Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2330.

Такая унификация позволяет говорить о переходе от фрагментированной системы к единой адресной поддержке, что является важным этапом развития права социального обеспечения в части реализации принципа адресности.

Роль Социального фонда России (СФР) как единого администратора

Институциональная реформа, проведенная одновременно с введением Единого пособия, заключалась в создании Социального фонда России (СФР) с 1 января 2023 года. Фонд был образован путем слияния Фонда социального страхования (ФСС) и Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Юридический анализ слияния. До слияния ПФР администрировал пенсии и нестраховые социальные выплаты (например, выплаты на детей от 8 до 17 лет), а ФСС — страховые выплаты (пособия по БиР, по уходу за ребенком до 1,5 лет).

Это разделение создавало административные барьеры.

Создание СФР имеет критически важные правовые последствия:

  1. Единый оператор: СФР стал единым администратором всех государственных пособий, как социальных (Единое пособие, финансируемое из федерального бюджета), так и страховых (пособие по БиР, пособие по уходу до 1,5 лет для работающих, финансируемое за счет страховых взносов).
  2. Упрощение взаимодействия: Гражданам достаточно обратиться в «единое окно» СФР (или через портал Госуслуг) с единым заявлением, поскольку СФР обладает всей необходимой информацией о страховом стаже и социальных статусах.
  3. Единая правоприменительная практика: Обслуживание всех федеральных выплат одним органом способствует формированию единообразной правоприменительной практики, что минимизирует региональные различия в толковании федеральных норм.

Таким образом, реформа 2023 года носит комплексный характер, охватывая как материальные нормы права (введение Единого пособия), так и процессуально-организационные основы (создание СФР).

Только централизованное управление позволяет эффективно внедрять сложные критерии нуждаемости, о которых будет сказано далее.

Единое пособие как центральный элемент системы: критерии нуждаемости и порядок расчета

Единое пособие является краеугольным камнем новой системы, поскольку оно охватывает самый широкий возрастной диапазон (от беременности до 17 лет) и полностью основано на принципе нуждаемости.

Критерии нуждаемости (ПМ, имущественный ценз) и дифференциация размера пособия

Право на Единое пособие возникает у граждан РФ, постоянно проживающих в России, при соблюдении двух основных критериев: критерия дохода и имущественного ценза.

Критерий дохода (Прожиточный минимум). Основным индикатором нуждаемости является среднедушевой доход семьи. Он не должен превышать величину прожиточного минимума (ПМ) на душу населения, установленного в субъекте РФ на дату обращения.

Пример: Если в регионе ПМ на душу населения составляет 17 733 рубля (Федеральный ПМ на 2025 год), то среднедушевой доход семьи, состоящей из четырех человек (двое взрослых, двое детей), не должен превышать эту сумму.

Дифференциация размера выплаты. В отличие от ранее действовавших фиксированных или равнозначных выплат, размер Единого пособия дифференцирован и привязан к региональному прожиточному минимуму для детей (ПМ дети) или для трудоспособного населения (ПМ трудосп) для беременных.

Уровень нуждаемости (среднедушевой доход) Размер Единого пособия Условие назначения
Доход < 1 ПМ душа 50% ПМ дети (или ПМ трудосп) Если с учетом 50% выплаты доход все еще < 1 ПМ душа
Доход < 1 ПМ душа 75% ПМ дети (или ПМ трудосп) Если с учетом 50% выплаты доход ≥ 1 ПМ душа, но с учетом 75% выплаты доход все еще < 1 ПМ душа
Доход < 1 ПМ душа 100% ПМ дети (или ПМ трудосп) Если с учетом 75% выплаты доход ≥ 1 ПМ душа

Такой механизм, основанный на поэтапном назначении, является уникальным инструментом повышения адресности. Он позволяет государству максимально точно «дотягивать» доход семьи до прожиточного минимума.

Юридический анализ требований к доходу: «Правило нулевого дохода» и новый минимальный доход (4 МРОТ)

Для исключения социального иждивенчества и стимулирования трудовой активности законодатель ввел два ключевых требования, связанных с доходом трудоспособных членов семьи. А разве возможно эффективно бороться с теневой занятостью, не ужесточая при этом критерии для получателей помощи?

1. Правило нулевого дохода

Пособие назначается только при условии, что трудоспособные члены семьи имеют доход в расчетном периоде (12 месяцев, предшествующих 1 месяцу до месяца обращения) или имеют объективную причину его отсутствия.

Уважительные причины. Перечень уважительных причин («нулевой доход»), закрепленный в Постановлении № 2330, является исчерпывающим. К ним, в частности, относятся:

  • Уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
  • Уход за ребенком-инвалидом или пожилым человеком (старше 80 лет).
  • Обучение на очной форме.
  • Длительное лечение (от 3 месяцев) и беременность (6+ месяцев в расчетном периоде или 12+ недель на момент обращения).

Если уважительная причина подтверждена за 10 и более месяцев расчетного периода, правило нулевого дохода не применяется, и семья признается нуждающейся (при соблюдении других условий).

2. Введение минимального дохода (4 МРОТ)

С 1 января 2025 года введено значимое ужесточение критерия нуждаемости, нацеленное на борьбу с теневой занятостью.

Критическая оценка нормы. В соответствии с новыми правилами, доход каждого трудоспособного члена семьи должен составлять не менее 4 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в расчетном периоде.

Расчет: При установленном МРОТ на 2025 год в размере 22 440 рублей, минимальный доход за расчетный период (12 месяцев) должен составлять: 22 440 руб. × 4 = 89 760 рублей.

Юридический конфликт и анализ. Введение требования о минимальном доходе в размере 4 МРОТ представляет собой юридическую новеллу, которая может быть подвергнута критике с точки зрения принципа нуждаемости. Если ранее достаточно было доказать факт наличия дохода или уважительность его отсутствия, то теперь государство устанавливает некий минимальный порог легального заработка, ниже которого семья, по сути, не признается добросовестной в плане трудовой активности. Эта норма направлена на вывод граждан из «серой зоны» занятости, но при этом может создать барьеры для граждан с крайне низкими, но официальными доходами, которые, несмотря на трудоустройство, остаются объективно нуждающимися. Исключение составляют лишь те, кто имеет одну из перечисленных уважительных причин отсутствия дохода.

Проактивное назначение пособия на новорожденного: упрощение процедуры

С 2025 года законодательство пошло по пути дальнейшего упрощения процедуры назначения Единого пособия.

Если в семье, которая уже получает Единое пособие, рождается еще один ребенок, выплата на новорожденного может быть назначена проактивно, без необходимости прохождения комплексной оценки нуждаемости.

Суть процедуры. СФР, обладая данными о рождении ребенка и действующем решении о назначении пособия на других детей, может автоматически продлить выплату на новорожденного в том же размере и на тот же срок, что и на старших детей. Это значительно сокращает административную нагрузку на граждан и повышает оперативность поддержки. Данный шаг демонстрирует вектор развития законодательства в сторону цифровизации и клиентоориентированности государственных услуг, что гарантирует своевременное получение помощи.

Самостоятельные виды государственных пособий и особенности их финансирования

Несмотря на унификацию большинства выплат в рамках Единого пособия, ряд ключевых мер поддержки сохранил свою самостоятельную правовую природу, поскольку они имеют страховой характер или не зависят от критерия нуждаемости.

Пособие по беременности и родам: расчет и актуальные ограничения 2025 года

Пособие по беременности и родам (БиР) является классической страховой выплатой в системе обязательного социального страхования (ОСС) и регулируется Федеральным законом № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Правовая природа и размер. Пособие по БиР выплачивается только работающим женщинам и рассчитывается в размере 100% среднего заработка за два календарных года, предшествующих году ухода в отпуск.

Механизм расчета максимального размера (2025 год). Размер пособия ограничен предельной базой для начисления страховых взносов, установленной Правительством РФ.

Для расчета максимального среднедневного заработка в 2025 году используются базы 2023 и 2024 годов:

  • Предельная база 2023 года (База2023): 1 917 000 руб.
  • Предельная база 2024 года (База2024): 2 225 000 руб.
  • Общее количество дней в расчетном периоде: 730 (за 2023 и 2024 годы).

Среднедневной заработокмакс рассчитывается по формуле:

Среднедневной заработокмакс = (База2023 + База2024) / 730

Подставляя значения, получаем:
(1 917 000 руб. + 2 225 000 руб.) / 730 ≈ 5673,97 руб.

Таким образом, максимальный среднедневной заработок для расчета пособия в 2025 году составляет 5673,97 рубля.

Для стандартного отпуска (140 дней) максимальный размер пособия по БиР в 2025 году ограничен суммой:
5673,97 руб. × 140 ≈ 794 355,80 руб.

Минимальный размер. Минимальный размер пособия по БиР рассчитывается исходя из МРОТ (22 440 руб. в 2025 году) и для 140 дней составляет 103 285 рублей. Финансирование этих выплат осуществляется исключительно за счет средств Социального фонда России, сформированных из страховых взносов работодателей.

Единовременное пособие при рождении ребенка и пособие по уходу до 1,5 лет (для работающих)

Эти два вида пособий также сохранили свою автономность и имеют четко определенную правовую природу.

1. Единовременное пособие при рождении ребенка.

Данное пособие является федеральной, нестраховой выплатой, которая, однако, не зависит от критерия нуждаемости (дохода семьи).

Право на него имеет один из родителей вне зависимости от трудового статуса. Размер пособия устанавливается на федеральном уровне и ежегодно индексируется. С 1 февраля 2025 года его размер составляет 26 941,71 рубля. Оно выплачивается однократно и финансируется из средств федерального бюджета через СФР.

2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (для работающих).

Для работающих граждан это пособие является страховой выплатой (аналогично пособию по БиР) и составляет 40% среднего заработка за два предшествующих года.

Расчет максимального размера: Поскольку пособие рассчитывается на основе того же максимального среднедневного заработка (5673,97 руб.), его максимальный ежемесячный размер в 2025 году составляет:
5673,97 руб. × 30,4 × 40% ≈ 68 995,48 руб.

Минимальный размер: Минимальный размер, который гарантируется всем работающим, составляет с 1 февраля 2025 года 10 103,83 рубля.

Важно подчеркнуть, что именно эти страховые выплаты (БиР и по уходу до 1,5 лет для работающих) остаются вне критерия нуждаемости, так как их правовая основа — это факт уплаты страховых взносов и наличие трудовых отношений, гарантирующих социальные обязательства государства.

Судебная практика, взаимодействие уровней регулирования и перспективы совершенствования

Эффективность любой системы социального обеспечения зависит от двух факторов: согласованности федерального и регионального регулирования и единообразия правоприменительной практики, формируемой высшими судами.

Соотношение федерального и регионального правового регулирования

Система государственных пособий гражданам, имеющим детей, представляет собой пример совместного ведения в части финансирования и установления дополнительных мер.

Финансирование и администрирование.

  • Федеральный уровень (СФР/ФБ): Единое пособие, пособие по БиР, единовременное пособие при рождении. Единое пособие финансируется преимущественно из Федерального бюджета, а страховые пособия — из средств СФР.
  • Региональный уровень (РБ): Субъекты РФ, в соответствии с ФЗ № 81, сохраняют право устанавливать дополнительные виды пособий, выплат и мер социальной поддержки, финансируемые исключительно из региональных бюджетов.

Сочетание федерального стандарта и региональной дифференциации. Несмотря на федеральный характер Единого пособия, принцип региональной дифференциации сохраняется, поскольку размер выплаты напрямую привязан к региональному прожиточному минимуму. Это позволяет учитывать экономические особенности и стоимость жизни в конкретном субъекте РФ.

Пример региональной поддержки: Многие субъекты, включая Москву, вводят целевые выплаты для стимуляции рождаемости. Например, Дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям в Москве, которое выплачивается независимо от федеральных пособий, если оба родителя соответствуют критерию «молодая семья» (возраст до 36 лет).

Региональные власти таким образом усиливают поддержку, действуя на основе собственного бюджета.

Обзор ключевых правовых позиций высших судов РФ

Судебная практика играет решающую роль в толковании критериев нуждаемости и порядка учета доходов, закрепленных в Постановлении № 2330, обеспечивая единообразие правоприменения СФР.

1. Правомерность учета доходов.
Верховный Суд РФ регулярно подтверждает правомерность комплексного учета доходов семьи и оценки ее имущественного положения для назначения Единого пособия.
Пример: Решение Верховного Суда РФ от 04.02.2025 N АКПИ24-950 подтвердило, что Правительство РФ вправе устанавливать детальные правила учета доходов, включая виды доходов, которые должны быть включены в расчет среднедушевого дохода. Это касается, например, доходов от предпринимательской деятельности, а также социальных выплат, которые не исключаются из расчетного периода.

2. Спорные вопросы определения места жительства ребенка.
В практике СФР часто возникают споры о том, кто из родителей имеет право на пособие в случае развода или раздельного проживания. Актуальная практика СФР, основанная на судебных разъяснениях, предусматривает возможность переназначения Единого пособия, если место жительства ребенка определено решением суда с другим родителем. В этом случае СФР принимает решение о прекращении выплаты одному родителю и назначении ее другому, основываясь на судебном акте, определяющем фактическое место проживания и содержания ребенка.

3. Применение «Правила нулевого дохода».
Наибольшее количество судебных споров касается подтверждения уважительных причин отсутствия дохода. Суды строго подходят к перечню уважительных причин. Например, неофициальная работа, даже при наличии объективной необходимости содержать семью, не может быть признана уважительной причиной, что подчеркивает необходимость легализации трудовой деятельности для получения мер социальной поддержки.

Направления совершенствования законодательства: анализ поручений Президента РФ

Система Единого пособия, будучи новой, постоянно совершенствуется. Вектор развития законодательства задан высшим руководством страны и направлен на дальнейшее уточнение принципа адресности.

В конце 2024 года были сформулированы ключевые поручения Президента РФ, исполнение которых должно быть обеспечено Правительством РФ до 15 мая 2025 года. Эти поручения определяют ближайшие законодательные перспективы:

  1. Сокращение расчетного периода дохода. В настоящее время расчетный период составляет 12 месяцев, предшествующих 1 месяцу до месяца обращения. Длительный расчетный период может не отражать текущее финансовое положение семьи, особенно в случае недавней потери работы или снижения дохода. Предлагается рассмотреть возможность сокращения этого периода, чтобы быстрее реагировать на изменение уровня нуждаемости семьи.
  2. Исключение НДФЛ из состава дохода семьи. На сегодняшний день при расчете среднедушевого дохода учитывается «грязный» доход (до вычета налога на доходы физических лиц).

    Юридическая оценка этого поручения крайне важна: исключение НДФЛ из дохода при расчете нуждаемости позволит более точно определить фактический располагаемый доход семьи, который остается после исполнения налоговых обязательств. Это сделает критерий нуждаемости более справедливым и повысит размер потенциальной поддержки для работающих граждан.

Эти тенденции свидетельствуют о готовности законодателя к динамичной корректировке норм права социального обеспечения в целях повышения эффективности социальной политики и более точной реализации принципа адресности.

Заключение

Система государственных пособий гражданам, имеющим детей, претерпела фундаментальные изменения в период 2023–2025 годов. Введение Единого пособия и создание Социального фонда России (СФР) стали ключевыми шагами на пути унификации и централизации мер государственной поддержки.

Сводные выводы:

  1. Унификация и Адресность: Единое пособие заменило шесть ранее действовавших выплат, став комплексной, федерально регулируемой, но регионально дифференцированной (через привязку к ПМ) мерой социальной поддержки, основанной на строгом критерии нуждаемости.
  2. Новые Юридические Критерии: Введение «правила нулевого дохода» и особенно требования о минимальном доходе (4 МРОТ) с 2025 года является попыткой законодателя стимулировать легальную занятость и повысить социальную ответственность граждан, хотя эта норма требует дальнейшего критического анализа на предмет ее соответствия принципу социальной справедливости для объективно нуждающихся, но низкооплачиваемых работников.
  3. Сохранившиеся Страховые Гарантии: Ряд выплат, таких как пособие по беременности и родам и пособие по уходу до 1,5 лет для работающих, сохранили свою самостоятельную правовую природу как страховые выплаты, не зависящие от дохода семьи, что подчеркивает дуализм системы социального обеспечения (страхование vs. социальная помощь).
  4. Перспективы Совершенствования: Актуальная судебная практика и последние поручения Президента РФ указывают на вектор развития в сторону смягчения отдельных критериев нуждаемости, в частности, за счет сокращения расчетного периода дохода и учета «чистого» дохода (после вычета НДФЛ), что должно повысить эффективность адресной помощи.

В целом, правовое регулирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, стало более интегрированным и централизованным, но требует постоянного мониторинга и точечных корректировок для обеспечения баланса между принципом нуждаемости и стимулированием экономической активности.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ).
  2. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р // Российская газета. 2001. № 202.
  3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3686.
  4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.).

    ст. 18.

  5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 23.07.2025) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.02.2025 N АКПИ24-950. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник для вузов. Москва, 2006.
  8. Корсаненкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России: учебное пособие. Москва, 2011.
  9. Право социального обеспечения: учебник / Отв. ред. К.Н. Гусов. Москва, 2009.
  10. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Отв. ред. Е.Е. Мачульская. Москва, 2014.
  11. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Под. ред. Ю.П. Орловского. Москва, 2014.
  12. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Сулейманова Г.В. Москва, 2013.
  13. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучков. Москва, 2014.
  14. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / Отв. ред. В.Ш. Шайхатдинов. Москва, 2014.
  15. Выплаты для беременных и молодых матерей в 2025 году. URL: https://социальныйфонд.рф/finansy/vyplaty-beremennym-i-molodym-materyam-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Детские пособия с 1 августа 2025 года: новые суммы // Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/art/106941-detskie-posobiya-s-1-avgusta-2025-goda-novye-summy (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Единое пособие в 2025 году: новые возможности и условия назначения // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/branches/kostroma/news/~2025/01/29/218057 (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Единое пособие на детей: условия получения и размер выплат в 2025 году. URL: https://www.garant.ru/article/1628126/ (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Пособие по беременности и родам // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/semyam_s_detmi/p_berem (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Пособие по беременности и родам в 2025 // Домклик. URL: https://domclick.ru/zhurnal/lichnye-finansy/posobie-po-beremennosti-i-rodam-v-2025/ (дата обращения: 09.10.2025).
  21. Пособия и выплаты по беременности и родам в 2025 году. URL: https://страхование.рф/articles/posobiya-i-vyplaty-po-beremennosti-i-rodam-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Пособия на детей в 2025 году: кто и как получает, в каком размере. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  23. Правила начисления единого пособия на детей в 2025 году // Audit-IT.ru. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/otchetnost/1118671.html (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Социальный фонд скорректировал правила назначения единого пособия // Ferum News. URL: https://ferumnews.ru/news/socialnyj-fond-skorrektiroval-pravila-naznaceniya-edinogo-posobiya (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Что изменилось в оформлении единого пособия в 2025 году // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/branches/adygea/news/~2025/02/10/218414 (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...