Введение: Актуальность, цели исследования и понятийный аппарат
В 2024 году инвестиции в основной капитал в России выросли на 7,4%, достигнув номинального объема свыше 39,5 трлн рублей. Этот мощный статистический факт не просто отражает количественный рост, но и служит ярким индикатором беспрецедентной структурной трансформации, происходящей в российской экономике под влиянием геополитических ограничений и новых стратегических приоритетов.
Настоящее исследование посвящено глубокой аналитической проработке темы государственного регулирования инвестиционной деятельности Российской Федерации. Необходимость актуализации этой темы продиктована кардинальными изменениями в нормативно-правовом поле и макроэкономических условиях, произошедшими в период 2023–2025 годов. Устаревшие законодательные ссылки, характерные для многих черновиков, не способны отразить современные механизмы, такие как новые национальные проекты, федеральный инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) и сложные процессы, связанные с антисанкционным регулированием.
Актуальность темы обусловлена необходимостью достижения амбициозных Национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года (Указ Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309).
Одной из ключевых целей является увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 года. Достижение этого показателя требует не просто количественного роста, но и качественного, технологического прорыва, что невозможно без целенаправленного и гибкого государственного регулирования.
Цель исследования — провести комплексный экономико-правовой анализ современного государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ, выявить ключевые инструменты стимулирования, оценить их эффективность в условиях структурной перестройки экономики и определить основные сдерживающие факторы и вызовы на период до 2028 года.
Структура работы построена на последовательном переходе от правовых основ к экономической динамике, от инструментов регулирования к оценке институциональных механизмов, завершаясь анализом структурных проблем.
Инфляция и Антиинфляционное Регулирование в Российской Федерации: ...
... возникающих в процессе формирования и регулирования инфляционных процессов в РФ. Предметом — инструменты и методы антиинфляционной политики, реализуемые в Российской Федерации, и их влияние на ... социально-экономических последствий инфляции в 2022–2025 гг. и оценке эффективности режима таргетирования инфляции в условиях структурных трансформаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить ...
Правовые основы и понятийный аппарат государственного регулирования инвестиций
Ключом к пониманию инвестиционной политики государства является четкое определение базовых категорий. Правовое поле инвестиционной деятельности в России является многоуровневым и постоянно эволюционирующим, что требует постоянной сверки с актуальными редакциями законов, поскольку только актуальная нормативная база обеспечивает защиту прав инвестора и предсказуемость решений.
Сущность государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в осуществлении органами государственной власти мер, направленных на регулирование процессов реализации инвестиций в соответствии с национальными приоритетами и стратегическими планами развития.
В соответствии со Статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в актуальной редакции):
- Инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
- Инвестиционная деятельность — это процесс вложения инвестиций и осуществления практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, государственное регулирование направлено не только на максимизацию прибыли частных инвесторов, но и на достижение широкого «полезного эффекта» — социального, технологического или инфраструктурного.
Эволюция и структура нормативно-правовой базы
Фундамент правового регулирования инвестиций заложен в нескольких ключевых федеральных законах, которые служат методологической основой для всей системы государственного регулирования:
- Федеральный закон № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. (в актуальной редакции) — базовый акт, определяющий общие положения, формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Федеральный закон № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» — регулирует правовой режим деятельности иностранных инвесторов.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) — устанавливает порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) — регулирует косвенные методы стимулирования, включая предоставление налоговых льгот и инвестиционных вычетов.
Структура нормативно-правовой базы демонстрирует, что регулирование осуществляется по двум основным векторам: общее стимулирование капитальных вложений (ФЗ № 39-ФЗ) и создание специальных, привлекательных режимов для отдельных категорий инвесторов или территорий (ФЗ № 473-ФЗ о ТОР, ФЗ о ГЧП).
Влияние геополитических факторов на правовое поле (2022-2025 гг.)
С 2022 года инвестиционное правовое поле претерпело радикальные изменения, связанные с введением антисанкционных мер. Эти меры, вводимые преимущественно указами Президента РФ и постановлениями Правительства, направлены на обеспечение финансовой стабильности, обороны страны и предотвращение вывода капитала.
Ключевыми актами стали Указы Президента РФ № 81 и № 79, регулирующие валютные операции, сделки с нерезидентами из недружественных государств и операции с иностранной собственностью. Эти меры временно создали существенные ограничения для иностранных инвесторов, но одновременно стимулировали переориентацию инвестиционных потоков на внутренний рынок и дружественные юрисдикции.
Наиболее критически важным и новейшим изменением, которое отражает адаптацию государства к новым экономическим реалиям, является регулирование обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Именно в этом вопросе государство продемонстрировало готовность к максимально быстрой либерализации при стабилизации макроэкономической ситуации.
Дата принятия НПА | Суть регулирования | Правовое основание | Экономический эффект |
---|---|---|---|
Март 2022 г. | Введено требование об обязательной продаже 80% валютной выручки. | Указы Президента РФ | Максимальная стабилизация курса рубля, противодействие оттоку капитала. |
11 октября 2023 г. | Возобновление обязательной продажи выручки для отдельных экспортеров (до 30.04.2025 г.). | Указ Президента РФ № 771 | Усиление контроля за потоками капитала в условиях высокой волатильности. |
22 мая 2025 г. | Продление требования до 30.04.2026 г., установление минимального зачисления 40%. | Постановление Правительства РФ № 698 | Обеспечение валютной ликвидности в долгосрочной перспективе. |
14 августа 2025 г. | Требование об обязательной продаже валютной выручки отменено (размер продажи установлен на уровне 0%). | Постановление Правительства РФ № 1210 | Демонстрация уверенности в стабильности финансовой системы, снижение административной нагрузки на экспортеров, либерализация валютного контроля. |
Отмена обязательной продажи валютной выручки в августе 2025 года свидетельствует о том, что государство оценило риски финансовой стабильности как минимальные и перешло к политике снижения административного давления на бизнес, что является важным сигналом для потенциальных инвесторов: регуляторный риск снижается, а предсказуемость повышается.
Динамика и приоритеты государственной инвестиционной политики (2023-2030 гг.)
Инвестиционная активность в России в 2023–2024 годах продемонстрировала не просто устойчивость, но и впечатляющий рост. Эти данные служат отправной точкой для оценки эффективности государственного регулирования.
По данным Росстата, в 2023 году рост инвестиций в основной капитал составил 9,8% в реальном выражении, что стало рекордным показателем за последние 13 лет. В 2024 году динамика сохранилась: инвестиции в основной капитал выросли на 7,4%, достигнув номинального объема свыше 39,533 трлн рублей.
Этот рост имеет критически важное структурное отличие: его основным ресурсом выступает не государственный бюджет, а собственный капитал компаний. По итогам 2024 года, собственные средства компаний в структуре инвестиций в основной капитал составили 74,6%, тогда как привлеченные средства — лишь 25,4%. Это доказывает, что основной драйвер роста — частная предпринимательская инициатива, подкрепленная госзаказом, кредитованием и созданием специальных условий. Какой важный нюанс здесь упускается? Доля привлеченных средств, составляющая лишь четверть, указывает на сохранение чувствительности компаний к высокой ключевой ставке и ограниченный доступ к внешнему финансированию, что является серьезным вызовом для долгосрочных, капиталоемких проектов.
Анализ структуры инвестиций по отраслям
Государственная инвестиционная политика последних лет явно сместила акценты в сторону экономики предложения, то есть стимулирования производства и насыщения внутреннего рынка.
Локомотивами роста инвестиций в 2024 году стали:
- Обрабатывающая промышленность: Рост частных инвестиций в основной капитал во II квартале 2024 года составил +23,3% в годовом выражении. Это прямое следствие программ импортозамещения, субсидирования и льготного кредитования ключевых производств.
- ИТ-сектор: Инвестиции в информационные технологии и разработку программного обеспечения резко выросли благодаря масштабным мерам поддержки, включая налоговые льготы и преференции для аккредитованных ИТ-компаний.
- Логистика и транспорт: Адаптация к новым экспортным и импортным маршрутам потребовала колоссальных вложений в железнодорожную инфраструктуру, порты и новые транспортные коридоры.
Таким образом, государственное регулирование успешно перенаправило инвестиционные потоки в сектора, обеспечивающие технологический суверенитет и бесперебойность производственных цепочек.
Новые национальные проекты и стратегические цели
Государственные приоритеты на долгосрочный период закреплены в новых национальных проектах, которые стартовали с 1 января 2025 года. Эти проекты являются основой для формирования нового инвестиционного цикла до 2030 и на перспективу до 2036 года.
Новые национальные проекты сфокусированы на четырех стратегических направлениях: технологический суверенитет, инфраструктура, социальная поддержка и экономическое развитие.
Направление | Примеры Национальных проектов (с 2025 г.) | Инвестиционный фокус |
---|---|---|
Технологический суверенитет | «Средства производства и автоматизации», «Новые материалы и химия», «Экономика данных» | Стимулирование НИОКР, локализация критических технологий, цифровая трансформация. |
Инфраструктура | «Эффективная и конкурентная экономика» | Развитие транспортно-логистической сети, энергетического комплекса. |
Социальный капитал | «Семья», «Молодежь России», «Кадры», «Продолжительная и активная жизнь» | Вложения в социальную инфраструктуру, образование и здравоохранение. |
Профильный федеральный проект, являющийся частью системы национальных целей, устанавливает четкий целевой показатель: увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 года. Достижение этой цели требует, чтобы государство не просто регулировало, но и активно стимулировало капитальные вложения, используя весь арсенал прямых и косвенных методов, о которых пойдет речь далее.
Система прямых и косвенных методов стимулирования инвестиционной активности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой комплексное взаимодействие двух основных групп методов: прямых (административных и бюджетных) и косвенных (экономических и стимулирующих).
Прямые инструменты государственного участия
Прямые методы регулирования предполагают непосредственное участие государства в инвестиционных процессах, часто с использованием бюджетных средств или государственных обязательств. Они используются для реализации стратегически важных, но капиталоемких проектов с длительным сроком окупаемости, которые могут быть непривлекательны для частного капитала.
Согласно ФЗ № 39-ФЗ и БК РФ, к прямым методам относятся:
- Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (прямые бюджетные инвестиции в государственную собственность).
- Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями. Это ключевой механизм для софинансирования крупных инфраструктурных и промышленных проектов, который осуществляется на основании договоров с последующим оформлением доли в уставном капитале или имуществе.
- Предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам. Государственная гарантия снижает риск для частных инвесторов и кредитных организаций, делая проект более привлекательным.
- Проведение экспертизы инвестиционных проектов (для проектов, финансируемых с участием бюджета).
- Концессии и Государственно-частное партнерство (ГЧП). Хотя ГЧП является гибридным инструментом, государственная сторона здесь выступает как прямой участник, обеспечивая финансирование и передавая активы или права.
Налоговые и кредитные механизмы косвенного стимулирования
Косвенные методы направлены на создание благоприятного инвестиционного климата и регулирование условий, при которых частный инвестор сам принимает решение о вложении средств. Они являются более гибкими и менее административно обременительными, чем прямые, обеспечивая массовое стимулирование инвестиций.
К косвенным методам относятся:
- Совершенствование налоговой системы (льготы, вычеты).
- Применение мер денежно-кредитной, таможенной и иной политики.
- Предоставление льготных условий пользования землей и природными ресурсами.
- Защита интересов инвесторов.
Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) является наиболее мощным и актуальным косвенным инструментом. Он позволяет организациям уменьшать сумму налога на прибыль на величину расходов, связанных с приобретением, модернизацией или созданием объектов основных средств (ОС).
Ключевое изменение 2025 года: Введение Федерального ИНВ.
До недавнего времени ИНВ регулировался преимущественно на региональном уровне (ст. 286.1 НК РФ), позволяя регионам предоставлять вычет до 90% расходов, уменьшая региональную часть налога на прибыль (17%).
С 2025 года введен Федеральный ИНВ (ст. 286.2 НК РФ). Каков конечный результат такого разделения? Введение федерального ИНВ унифицирует минимальный порог поддержки для стратегических отраслей по всей стране, тогда как региональный ИНВ сохраняет свою роль в точечном стимулировании региональных приоритетов.
Характеристика | Региональный ИНВ (Ст. 286.1 НК РФ) | Федеральный ИНВ (Ст. 286.2 НК РФ) |
---|---|---|
Ставка вычета | Определяется субъектом РФ (до 90% расходов). | 3% от стоимости ОС. |
Целевой налог | Региональная часть налога на прибыль (17%). | Федеральная часть налога на прибыль (8%). |
Целевые отрасли | Определяются субъектом РФ. | Обрабатывающая промышленность, ИТ-компании. |
Эффект | Стимулирует инвестиции в конкретных регионах. | Обеспечивает прямую федеральную поддержку стратегических отраслей, унифицируя стимул по всей стране. |
Введение федерального ИНВ — это прямой и недвусмысленный сигнал о государственном приоритете в отношении обрабатывающих отраслей и технологического суверенитета. Это инструмент, который позволяет компаниям сократить налоговую нагрузку на федеральном уровне, не дожидаясь региональных решений.
Институциональная поддержка и специальные инвестиционные режимы
Государственное регулирование инвестиций не ограничивается законами и налогами; критически важную роль играют институты развития и специальные правовые режимы, созданные для локализации и поддержки крупных проектов.
Роль ВЭБ.РФ и «Фабрики проектного финансирования»
Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ является ключевым институтом, обеспечивающим долгосрочное финансирование национально значимых проектов. Согласно новой стратегии, ВЭБ.РФ планирует поддержать инвестиционные проекты в 2025–2030 гг. на сумму 15 трлн рублей, а с учетом всех институтов, входящих в ее группу (включая ФРП, МСП Банк), — на 30 трлн рублей.
Ключевые приоритеты ВЭБ.РФ: «Крупные инвестиционные проекты» (магистральная инфраструктура, промышленность), «Технологическое лидерство» и «Экономика городов» (развитие городской среды).
Один из наиболее эффективных механизмов, реализуемых ВЭБ.РФ, — это «Фабрика проектного финансирования». Это механизм синдицированного кредитования, который позволяет коммерческим банкам объединять ресурсы для финансирования крупных проектов, при этом ВЭБ.РФ берет на себя часть рисков и обеспечивает стартовое финансирование. В 2024 году, в целях увеличения поддержки, Правительство РФ приняло Постановление № 1337 от 04.10.2024 г., которое увеличило размер участия ВЭБ.РФ в синдицированных займах до 600 млрд рублей. Это позволит нарастить общий объем кредитования проектов через «Фабрику» до 6 трлн рублей, что является колоссальным стимулом для инфраструктурных и промышленных инвестиций.
Специальные инвестиционные режимы
Для создания максимально привлекательных условий для инвесторов государство использует специальные территориальные режимы:
- Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): Механизм, гарантирующий инвестору неизменность условий регулирования (налогового, земельного, градостроительного) на срок до 20 лет, что критически важно для долгосрочного планирования.
- Особые экономические зоны (ОЭЗ): Зоны с особым режимом, предлагающие льготы по налогу на имущество, землю, транспорт, а также упрощенные административные процедуры.
- Территории опережающего развития (ТОР): Правовой режим ТОР, установленный Федеральным законом № 473-ФЗ от 29.12.2014 г., предусматривает минимальные ставки по налогам, ускоренные амортизационные отчисления и льготные арендные ставки, особенно активно применяется в моногородах и на Дальнем Востоке. По состоянию на конец 2023 года, в ТОР привлечено свыше 333 млрд рублей инвестиций и создано более 111 тыс. рабочих мест, что доказывает их высокую эффективность как инструмента регионального развития.
Оценка эффективности института АО «РОСНАНО»
Особое внимание академическому анализу требует ситуация вокруг Акционерного общества «РОСНАНО», которое, будучи флагманом технологических инвестиций, демонстрирует сложности в управлении государственными активами.
С 2020 года АО «РОСНАНО» вошло в состав институтов развития группы ВЭБ.РФ (Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 3710-р).
Однако история компании показывает, что государственное регулирование и участие не всегда гарантируют успех.
В октябре 2023 года «РОСНАНО» сообщило о признаках неплатежеспособности. Кульминацией кризиса стал технический дефолт по купонным выплатам по облигациям в марте 2025 года. Важно отметить, что основной долг по этим облигациям был обеспечен государственной гарантией.
Данный кейс подчеркивает двойственную природу государственного регулирования: с одной стороны, оно обеспечивает поддержку критических технологий, с другой — требует повышения эффективности и прозрачности управления высокорисковыми государственными инвестициями.
Несмотря на это, уже в мае 2025 года руководство компании заявило о преодолении кризиса ликвидности и переходе к новой фазе стратегического развития.
Анализ структурных барьеров и макроэкономические вызовы (2025-2028 гг.)
Несмотря на впечатляющие темпы роста инвестиций в 2023–2024 годах, для достижения стратегических целей развития государство должно не только стимулировать, но и устранять фундаментальные структурные барьеры, которые угрожают устойчивости роста.
Ключевым сдерживающим фактором в 2024–2025 гг. выступает жесткая денежно-кредитная политика Банка России. Высокая ключевая ставка, удерживаемая для сдерживания инфляции, критически ограничивает доступ к дешевому кредитованию, стимулируя откладывание частных инвестиционных проектов. Эксперты отмечают, что для существенной активизации инвестиционного процесса ключевая ставка должна находиться на уровне не выше 12-13%, однако ее быстрое снижение невозможно без риска для ценовой стабильности.
Внутренние структурные проблемы (Перегрев и Кадровый дефицит)
Рост инвестиций на фоне ограниченных ресурсов привел к проявлению двух критических внутренних проблем, которые являются немонетарными ограничениями для дальнейшего развития:
1. Исчерпание резерва производственных мощностей (Перегрев):
Инвестиции направляются в уже работающие отрасли, которые быстро достигают предела своих возможностей. По данным Банка России, средняя загрузка производственных мощностей в обрабатывающей промышленности составила 76% в январе-июне 2024 года. При этом, по опросам, 40% предприятий уже к концу 2023 года работали при предельной загрузке. Это означает, что дальнейшее наращивание производства без радикальной модернизации становится невозможным. А разве не является высокая загрузка мощностей, требующая новых инвестиций, естественным стимулом для экономического роста?
2. Рекордный кадровый дефицит:
Нехватка квалифицированных кадров достигла своего пика. В 2024 году российским компаниям не хватало 2,2 млн работников, что составляет 7,6% от общего числа. Наиболее острый дефицит наблюдается именно в тех отраслях, которые являются локомотивами инвестиционного роста:
- Обрабатывающая промышленность.
- Строительство.
- Логистика.
- ИТ-сектор.
Кадровый дефицит приводит к росту реальных зарплат, что, с одной стороны, позитивно, но с другой — усиливает инфляционное давление и повышает стоимость реализации инвестиционных проектов, снижая их окупаемость.
Проблема низкой технологичности инвестиций
Ключевой задачей государственного регулирования является не просто увеличение объема инвестиций, а повышение их технологичности — то есть доли вложений, направленных на модернизацию и приобретение нового оборудования.
Несмотря на общий рост инвестиций в основной капитал, главной проблемой остается их низкий качественный уровень. Доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в структуре инвестиций в основной капитал составила всего 30,3% за январь–сентябрь 2024 года.
Показатель | 2023 г. | Январь-Сентябрь 2024 г. | Вывод |
---|---|---|---|
Доля инвестиций в машины и оборудование (от общего объема) | ~28.9% | 30.3% | Рост незначителен, что указывает на преобладание вложений в здания и сооружения, а не в модернизацию. |
Физический объем вложений в машины и оборудование в 2024 году только восстановился до уровня 2021 года. Это свидетельствует о том, что большинство инвестиций идут на поддержание существующих мощностей и инфраструктурные проекты (строительство), а не на революционную технологическую модернизацию, которая необходима для обеспечения долгосрочного технологического суверенитета.
Прогноз и внешнеэкономические риски
Внешнеэкономические вызовы остаются стабильно высокими. Базовый сценарий Банка России на 2026–2028 гг. исходит из сохранения введенных внешних санкций и необходимости структурной трансформации российской экономики.
Прогноз Минэкономразвития РФ на 2025 год предполагает **замедление роста инвестиций в основной капитал до 2,1%** после высоких показателей 2023–2024 гг. Это замедление является естественным следствием исчерпания запаса прочности, исчерпания свободных мощностей и высокой стоимости заемного финансирования.
Для поддержания инвестиционной активности государство должно сосредоточиться на устранении структурных проблем, прежде всего, через целевое финансирование программ по подготовке кадров и стимулирование приобретения высокотехнологичного оборудования, подкрепленное, как уже было отмечено, федеральным ИНВ.
Заключение и выводы
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации в 2024–2025 годах находится на этапе глубокой структурной трансформации, полностью подчиненной задачам технологического суверенитета и исполнения новых Национальных целей развития до 2030 года.
Ключевые изменения в регулировании:
- Правовая либерализация: Самым значимым регуляторным событием стало поэтапное ослабление и последующая отмена требования об обязательной продаже валютной выручки экспортерами (август 2025 г.), что свидетельствует о стабилизации финансовой системы и снижении административного давления.
- Целевое стимулирование: Государство усилило косвенные механизмы, введя с 2025 года федеральный Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) по налогу на прибыль (3%) для поддержки стратегических отраслей (обрабатывающая промышленность, ИТ-сектор).
- Институциональная поддержка: ВЭБ.РФ наращивает объемы поддержки, увеличив лимит «Фабрики проектного финансирования» до 6 трлн рублей. При этом кейс АО «РОСНАНО» (технический дефолт в марте 2025 г.) продемонстрировал необходимость повышения эффективности управления госкорпорациями.
Выводы по достижению целей исследования:
Анализ показал, что, несмотря на рост инвестиций в основной капитал (7,4% в 2024 г.), который в основном обеспечивается собственными средствами компаний (74,6%), этот рост сталкивается с серьезными структурными ограничениями.
Первоочередные меры, которые должно предпринять государство, заключаются в:
- Устранении кадрового дефицита: Инвестиции в образование, переподготовку и повышение производительности труда (Национальный проект «Кадры»).
- Стимулировании технологической модернизации: Необходимо увеличить долю инвестиций в машины и оборудование, которая пока остается низкой (30,3%), что требует более агрессивного использования налоговых вычетов и субсидий на закупку отечественного оборудования.
- Контроле за «перегревом»: Инвестиции должны быть направлены на создание новых мощностей, а не на дополнительную загрузку уже работающих (загрузка 76% в 2024 г.).
Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ успешно адаптировалось к геополитическим вызовам, но его дальнейшая эффективность будет определяться способностью решать внутренние, структурные проблемы, которые являются главным препятствием на пути к достижению стратегической цели — росту инвестиций на 60% к 2030 году.
Список использованной литературы
- Бурлачков В.К. Внешнеэкономическая деятельность в глобальной экономике. М.: Изд. дом «АТИСО», 2011. 639 с.
- Губин Е.П. Правовое регулирование инвестиционной деятельности // Предпринимательское право РФ. М., 2017.
- Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 19.07.2011) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
- Инвестиции в основной капитал в РФ в 2024 году выросли на 7,4% – Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://fomag.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиции в основной капитал [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Макропрогноз на 2025 год: экономика в точке перегиба [Электронный ресурс] // RAEX. URL: https://raexpert.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Николаева И.П. Инвестиции. Москва: Дашков и К°, 2013.
- Ориентиры будущего: в России стартовали новые национальные проекты [Электронный ресурс] // Областная газета. URL: https://oblgazeta.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- По новой стратегии до 2030 года группа ВЭБ.РФ поддержит проекты стоимостью 30 трлн рублей [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai (Дата обращения: 09.10.2025).
- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2024 года №1337 «О Фабрике проектного финансирования».
- РОСНАНО по итогам I квартала 2025 года увеличила прибыль на 1,55 млрд рублей по РСБУ [Электронный ресурс]. URL: https://rusnano.com (Дата обращения: 09.10.2025).
- Роль государственного регулирования инвестиционной деятельности в современной России [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Сущность и механизмы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Технический дефолт «Роснано». Что происходит с госкомпанией? [Электронный ресурс] // Finam.ru. URL: https://finam.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». (С изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон от 31 июля 2025 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org (Дата обращения: 09.10.2025).