Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: правовые основы, институциональная реформа (СФР) и актуальные условия назначения пенсий в 2025 году

Курсовая работа

Введение: Актуальность, цели и задачи исследования

Пенсионное обеспечение является одним из фундаментальных конституционных прав граждан Российской Федерации, закрепленным в статье 39 Конституции. В структуре социального обеспечения государственное пенсионное обеспечение (ГПО) занимает особое место, поскольку оно направлено на поддержку социально значимых категорий граждан, чья профессиональная деятельность или социальный статус требуют особой защиты со стороны государства. Именно поэтому вопросы ГПО требуют пристального внимания.

Актуальность настоящего исследования обусловлена не только возрастающими демографическими вызовами, но и перманентным реформированием пенсионной системы, кульминацией которого стало создание с 1 января 2023 года Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР).

Это институциональное изменение, наряду с продолжающейся корректировкой условий назначения пенсий (например, повышение возраста выхода на социальную пенсию, изменение стажа для госслужащих и применение понижающих коэффициентов для военнослужащих), требует комплексного юридико-аналитического осмысления. Студенты юридического и экономического профиля обязаны владеть актуальными данными и понимать правовые механизмы, действующие на 08 октября 2025 года.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в сфере государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Предмет исследования — правовые, экономические и организационные основы государственного пенсионного обеспечения, включая действующее федеральное законодательство, институциональная структура СФР и актуальные условия назначения различных видов государственных пенсий.

Цель работы — осуществить комплексный, структурированный и актуальный анализ правовых и организационных основ ГПО в Российской Федерации с учетом последних законодательных изменений и актуальных числовых параметров 2025 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

6 стр., 2835 слов

Центральный банк Российской Федерации в 2025 году: Правовой статус, ...

... Развитие финансового рынка Российской Федерации. Включает регулирование небанковских финансовых институтов (страховые компании, НПФ, брокеры). Обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Осуществляется через системный ... и стратегических задач Банка России в период 2024–2025 годов, опираясь на действующее законодательство и последние официальные макроэкономические данные. ...

  1. Раскрыть понятие ГПО и классифицировать источники его правового регулирования.
  2. Провести четкое разграничение ГПО и обязательного пенсионного страхования (ОПС) по критериям финансирования и целевого назначения.
  3. Проанализировать роль и функции Фонда пенсионного и социального страхования (СФР) как ключевого администратора ГПО.
  4. Детализировать условия назначения основных видов государственных пенсий (за выслугу лет ФГГС, военнослужащим, социальная пенсия) с приведением актуальных данных и коэффициентов 2025 года.
  5. Оценить текущие демографические и финансовые вызовы, а также перспективы развития системы ГПО.

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного пенсионного обеспечения в РФ

Понятие и система источников правового регулирования ГПО

Государственное пенсионное обеспечение (ГПО) представляет собой систему предоставления денежных выплат определенным категориям граждан, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в целях компенсации утраченного заработка или предоставления материальной поддержки в случае достижения установленного законом возраста, наступления инвалидности, потери кормильца или при наличии длительной служебной деятельности.

Ключевым регулятором данной сферы является Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в актуальной редакции на 2025 год).

Этот закон определяет круг лиц, имеющих право на ГПО, виды пенсий и порядок их назначения.

Система источников правового регулирования ГПО носит иерархический характер:

  1. Конституционные основы: Конституция РФ (ст. 39) закрепляет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.
  2. Федеральные законы:
    • ФЗ № 166-ФЗ — основной закон о ГПО.
    • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (регулирует ОПС, но его положения часто применяются совместно с ГПО, например, при назначении пенсии ФГГС).
    • Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (специальный акт, регулирующий пенсии военнослужащих).
  3. Подзаконные акты: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ (например, о порядке исчисления выслуги лет, об индексации социальных пенсий) и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (Минтруда России, СФР).

Согласно ФЗ № 166-ФЗ, право на пенсию по ГПО имеют федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, участники Великой Отечественной войны, а также нетрудоспособные граждане (социальная пенсия).

Таким образом, ГПО — это механизм адресной социальной защиты, направленный на компенсацию особого характера службы или социального статуса, что критически отличает его от обязательного пенсионного страхования.

Разграничение государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования

В российской пенсионной системе сосуществуют две принципиально разные модели: обязательное пенсионное страхование (ОПС) и государственное пенсионное обеспечение (ГПО).

Их разграничение критически важно для понимания финансовой нагрузки на бюджет и социальной роли каждой системы.

Ключевое отличие заключается в источнике финансирования и целевом назначении. Если ОПС функционирует по принципу страхования, где размер пенсии напрямую зависит от суммы уплаченных взносов и накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), то ГПО базируется на принципе социальной солидарности и компенсации.

Например, социальная пенсия, являясь разновидностью ГПО, назначается гражданам, которые по объективным причинам не смогли накопить достаточного страхового стажа и ИПК, выполняя тем самым функцию минимальной государственной поддержки. Но разве не должно государство гарантировать такой минимальный уровень поддержки каждому гражданину, независимо от его трудового вклада?

Критерий сравнения Государственное пенсионное обеспечение (ГПО) Обязательное пенсионное страхование (ОПС)
Источники финансирования Средства федерального бюджета (через межбюджетные трансферты в СФР). Страховые взносы, уплачиваемые работодателями, и доход от инвестирования пенсионных накоплений.
Правовая основа ФЗ № 166-ФЗ. ФЗ № 400-ФЗ (Страховые пенсии).
Целевое назначение Обеспечение отдельных, социально значимых категорий граждан (военные, госслужащие, пострадавшие от катастроф, нетрудоспособные). Обеспечение большинства граждан, основанное на трудовом вкладе (страховой стаж, ИПК).
Условия назначения Наличие специального статуса или выслуги лет (для служащих); отсутствие права на ОПС и достижение повышенного возраста (для социальной пенсии). Наличие минимального страхового стажа (15 лет с 2024 г.) и минимального ИПК (30 баллов с 2025 г.).
Характер выплаты Государственная пенсия. Страховая пенсия.

Глава 2.

Институциональный и финансово-экономический механизм государственного пенсионного обеспечения

Фонд пенсионного и социального страхования РФ (СФР): создание и функции

Институциональная реформа 2023 года кардинально изменила систему администрирования социального обеспечения в России. На основании Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ был создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) путем слияния Пенсионного фонда РФ (ПФР) и Фонда социального страхования РФ (ФСС).

СФР выполняет дуальную роль:

  1. Администратор ОПС: Сбор страховых взносов, учет ИПК и назначение страховых пенсий (бывшие функции ПФР).
  2. Агент федерального бюджета по ГПО: Назначение и выплата пенсий, финансируемых непосредственно из федерального бюджета, и контроль за целевым использованием средств, полученных в виде межбюджетных трансфертов.

Создание СФР было продиктовано стремлением к унификации и повышению эффективности администрирования. Все социальные и пенсионные выплаты теперь осуществляются по принципу «единого окна». С точки зрения ГПО, СФР выступает в качестве оператора, который получает средства из федерального бюджета и распределяет их среди установленных ФЗ № 166-ФЗ категорий граждан. Это усиливает контроль за расходами федерального бюджета, но не меняет принципиально источника финансирования ГПО. Следствием этого является то, что финансовая устойчивость СФР напрямую зависит от своевременного и полного покрытия федеральным бюджетом всех социальных обязательств, принятых на себя государством.

Финансовое обеспечение расходов на ГПО

Финансовое обеспечение ГПО является прямым расходным обязательством Российской Федерации. Механизм закреплен в Статье 6 ФЗ № 166-ФЗ: выплата пенсий по ГПО осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет СФР.

Для оценки финансовой устойчивости системы необходимо проанализировать бюджет СФР в контексте этих трансфертов:

  1. Исполнение бюджета 2024 года: Федеральный закон от 23.07.2025 № 222-ФЗ зафиксировал исполнение бюджета СФР за 2024 год с профицитом в объеме 554,9 млрд рублей. Однако этот профицит во многом обусловлен эффективным сбором страховых взносов и временной экономией по некоторым статьям.
  2. Планирование бюджета 2025 года: Бюджет СФР на 2025 год запланирован с дефицитом в объеме 369,52 млрд рублей. Этот дефицит свидетельствует о растущей финансовой нагрузке на систему, требующей значительного покрытия за счет федеральных средств.
  3. Объем трансфертов: Объем межбюджетного трансферта из федерального бюджета в СФР на выполнение социальных обязательств, включая ГПО, в 2025 году запланирован на уровне 4,02 трлн рублей. Эта колоссальная сумма подчеркивает роль федерального бюджета как ключевого донора системы социального обеспечения и подтверждает, что ГПО, в отличие от ОПС, полностью зависит от бюджетного финансирования.

Статистика получателей также подтверждает разницу в масштабах: на 1 января 2025 года количество получателей социальной пенсии (основной вид ГПО) составляло 3,47 млн человек, в то время как получателей страховой пенсии по старости (ОПС) — 33,38 млн человек. Несмотря на меньшее количество получателей, выплаты по ГПО для льготных категорий (например, военнослужащие) часто являются более существенными и требуют стабильных государственных гарантий.

Глава 3. Виды государственных пенсий и актуальные условия их назначения (2025)

В соответствии со Статьей 5 ФЗ № 166-ФЗ, система ГПО включает пять основных видов пенсий: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Ниже представлен детализированный анализ условий назначения наиболее значимых из них, актуальных на 2025 год.

Пенсия за выслугу лет: особенности назначения федеральным государственным гражданским служащим

Пенсия за выслугу лет для федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС) является компенсацией за длительную и непрерывную службу государству. Эта пенсия устанавливается как доплата к страховой пенсии по старости (или инвалидности) и выплачивается одновременно с ней.

Актуальные условия назначения (2025 год):

  1. Минимальный стаж госслужбы: В рамках продолжающегося повышения стажа, в 2025 году минимальный стаж государственной гражданской службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, составляет 19 лет и 6 месяцев. (С 2026 года минимальный стаж достигнет 20 лет).
  2. Возраст: Достижение установленного пенсионного возраста (в 2025 году — 63 года для мужчин и 58 лет для женщин).
  3. Увольнение: Увольнение с госслужбы по основаниям, предусмотренным законом (например, ликвидация органа, сокращение штата или достижение предельного возраста).

Механизм расчета:

Размер пенсии за выслугу лет устанавливается в процентах от среднемесячного заработка ФГГС за вычетом фиксированной выплаты и страховой пенсии.

  • За минимально установленный стаж (19 лет и 6 месяцев в 2025 г.) размер пенсии составляет 45% среднемесячного заработка.
  • За каждый полный год стажа сверх минимально установленного пенсия увеличивается на 3% среднемесячного заработка.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим: применение понижающего коэффициента

Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц (сотрудников МВД, ФСБ и др.) регулируется специальным актом — Законом РФ № 4468-I.

Условия назначения:

Военная пенсия за выслугу лет назначается при выполнении одного из условий:

  1. Наличие 20 и более лет выслуги в календарном исчислении или льготном исчислении.
  2. Смешанный стаж: Достижение 45-летнего возраста, наличие общего трудового стажа не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба.

Применение понижающего коэффициента (ПК):

Критически важным элементом расчета военной пенсии является применение понижающего коэффициента (ПК) к денежному довольствию (ДД), которое берется за основу расчета. Эта мера вводилась Правительством РФ в целях сдерживания роста расходов на военные пенсии.

Согласно актуальному законодательству, с 1 января 2025 года понижающий коэффициент установлен в размере 93,59% (0,9359).

Формула расчета базового размера пенсии за выслугу лет (при 20 годах выслуги) выглядит следующим образом:

Пенсия = ДД × ПК × 50% + Доплаты

Где:

  • ДД — денежное довольствие (оклад по должности и званию).
  • ПК — понижающий коэффициент (0,9359).
  • 50% — минимальный процент от ДД за 20 лет выслуги.

За каждый год выслуги свыше 20 лет пенсия увеличивается на 3% от суммы ДД, умноженного на ПК. Таким образом, понижающий коэффициент напрямую уменьшает фактический размер пенсии, несмотря на общий рост денежного довольствия. Это означает, что несмотря на увеличение окладов, реальная покупательная способность военных пенсионеров остается под постоянным давлением со стороны государства.

Социальная пенсия: возраст, категории получателей и проиндексированные размеры

Социальная пенсия является краеугольным камнем ГПО, поскольку обеспечивает минимальный уровень дохода гражданам, которые не имеют права на страховую пенсию (ОПС).

Условия назначения социальной пенсии по старости:

Социальная пенсия по старости назначается гражданам, не имеющим требуемого страхового стажа или ИПК, но достигшим повышенного возраста. В результате продолжающейся пенсионной реформы, возраст назначения социальной пенсии в 2025 году составляет: 68 лет для мужчин и 63 года для женщин (постепенно достигая 70 и 65 лет к 2028 году).

Категории получателей социальной пенсии (помимо старости):

  • По инвалидности (инвалиды I, II, III группы, в том числе дети-инвалиды).
  • По случаю потери кормильца (нетрудоспособные члены семьи, потерявшие кормильца).

Проиндексированные размеры с 1 апреля 2025 года:

Социальные пенсии, как и все пенсии по ГПО, подлежат ежегодной индексации. С 1 апреля 2025 года индексация составила 14,75%.

В таблице приведены ключевые размеры социальной пенсии после индексации:

Категория получателей Размер пенсии с 01.04.2025 (руб.) Основание
Базовая социальная пенсия (по старости, потере кормильца на одного, II группа инвалидности) 8 824,08 ФЗ № 166-ФЗ, Постановление Правительства РФ об индексации
Инвалидность III группы 7 500,53 ФЗ № 166-ФЗ, Постановление Правительства РФ об индексации
Инвалидность I группы (кроме инвалидов с детства) 17 648,24 ФЗ № 166-ФЗ, Постановление Правительства РФ об индексации
Дети-инвалиды, инвалиды с детства I группы 21 278,94 ФЗ № 166-ФЗ, Постановление Правительства РФ об индексации

Кроме того, законодательством предусмотрены повышенные размеры государственной пенсии по инвалидности для военнослужащих, получивших военную травму, которые рассчитываются в процентах от размера социальной пенсии (например, 300% для I группы).

Глава 4. Проблемы и перспективы развития государственного пенсионного обеспечения в РФ

Демографические и финансовые вызовы устойчивости пенсионной системы

Несмотря на институциональную реформу (создание СФР) и постоянную корректировку законодательства, система ГПО и пенсионная система в целом сталкиваются с критическими вызовами, имеющими долгосрочный характер.

1. Демографический кризис и рост иждивенческой нагрузки:

Главный вызов — старение населения и увеличение доли граждан старше трудоспособного возраста. По данным на 1 января 2025 года, доля граждан старше трудоспособного возраста составила 24% от общей численности населения РФ, или 35,1 млн человек. Увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости приводят к росту коэффициента демографической нагрузки. Это оказывает давление на всю систему, поскольку меньшее число работающих граждан должно обеспечивать большее число пенсионеров. И что из этого следует? Прямым следствием является неизбежное ужесточение требований к стажу для ОПС и рост потребности в межбюджетных трансфертах для покрытия ГПО, что ставит под вопрос способность системы обеспечить достойный уровень жизни для будущих поколений пенсионеров.

2. Финансовая неустойчивость и дефицит СФР:

Как было показано в Главе 2, финансовая устойчивость СФР, несмотря на профицит 2024 года, остается под вопросом. Запланированный дефицит бюджета СФР на 2025 год в объеме 369,52 млрд рублей свидетельствует о том, что система ОПС не является самодостаточной, и ее функционирование требует ежегодных, многотриллионных вливаний из федерального бюджета, которые покрывают как дефицит страховой части, так и расходы на ГПО. Рост дефицита ограничивает возможности государства по увеличению социальных выплат, включая ГПО, сверх запланированной инфляции.

3. Противоречия в правоприменении:

Постоянные изменения в законодательстве (более 100 изменений за последние годы) создают правовые коллизии и усложняют процесс расчета пенсий. Это особенно заметно в сфере расчета стажа для госслужащих и применения понижающих коэффициентов для военнослужащих, что часто становится причиной судебных споров.

Ключевые направления совершенствования: индексация и НПО

Для обеспечения устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе требуются комплексные меры, направленные как на укрепление страхового принципа, так и на адресную поддержку граждан.

1. Возобновление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам:

С 2025 года возобновляется индексация страховых пенсий работающим пенсионерам на тех же условиях, что и неработающим. Это решение, имеющее высокий социальный эффект, несет значительную финансовую нагрузку на бюджет СФР. В краткосрочной перспективе это увеличит расходную часть бюджета, однако в долгосрочной перспективе может стимулировать более длительное пребывание граждан в трудоспособном возрасте, что частично компенсирует демографические потери и увеличит базу для страховых взносов. Какой важный нюанс здесь упускается? Упускается тот факт, что фактическое возобновление индексации, даже при значительных затратах, лишь частично компенсирует потери, понесенные данной категорией пенсионеров за годы заморозки, и не решает фундаментальной проблемы низких зарплат в предпенсионном возрасте.

2. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО):

Государство активно стимулирует развитие НПО как дополнительного, третьего уровня пенсионного обеспечения. НПО позволяет снизить нагрузку на систему ОПС и ГПО, особенно для средне- и высокооплачиваемых категорий граждан. Перспективы развития включают совершенствование механизмов инвестирования пенсионных средств и повышение доверия граждан к негосударственным пенсионным фондам. Успешное развитие НПО может сделать финансовый механизм ГПО более адресным, сосредоточив его исключительно на поддержке действительно социально уязвимых категорий.

3. Повышение эффективности администрирования (СФР):

В направлении повышения эффективности и снижения административных издержек, создание СФР является шагом. Это должно привести, в перспективе, к упрощению процедур получения выплат для граждан и более точному контролю за расходованием бюджетных средств.

Заключение

Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации представляет собой сложный, постоянно эволюционирующий правовой и финансово-экономический институт, играющий ключевую роль в системе социальной защиты.

Основные выводы исследования:

  1. Правовая и институциональная основа: ГПО регулируется в первую очередь ФЗ № 166-ФЗ и четко отграничено от обязательного пенсионного страхования (ОПС).

    Ключевым отличием является источник финансирования: ГПО полностью обеспечивается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Социального фонда России (СФР).

  2. Институциональная реформа: Создание СФР с 1 января 2023 года стало крупнейшей институциональной реформой последних лет, направленной на консолидацию и повышение эффективности администрирования. Однако финансовая нагрузка на федеральный бюджет остается критически высокой: на 2025 год запланирован трансферт в объеме 4,02 трлн рублей для выполнения социальных обязательств.
  3. Актуальные условия назначения (2025 год):
    • Пенсия ФГГС: Требует в 2025 году 19 лет и 6 месяцев минимального стажа госслужбы, устанавливаясь как доплата к страховой пенсии.
    • Военная пенсия: Расчет критически зависит от понижающего коэффициента (ПК), который с 1 января 2025 года установлен в размере 93,59% (0,9359), что напрямую влияет на размер денежного довольствия, принимаемого для расчета.
    • Социальная пенсия: Возраст назначения достиг в 2025 году 68 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Благодаря индексации на 14,75% с 1 апреля 2025 года, базовая социальная пенсия составляет 8 824,08 рубля.
  4. Проблемы и перспективы: Устойчивость системы подрывается демографическим давлением (24% населения старше трудоспособного возраста) и финансовыми вызовами (запланированный дефицит СФР на 2025 год).

    Важным социальным и финансовым решением является возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам с 2025 года, что, хотя и увеличит расходы, является шагом к социальной справедливости и стимулированию трудовой активности. Развитие НПО остается стратегическим направлением для снижения нагрузки на ГПО.

Таким образом, государственное пенсионное обеспечение в РФ находится в состоянии постоянной адаптации к меняющимся экономическим и демографическим реалиям, требуя от государства не только исполнения социальных обязательств, но и поиска инновационных путей обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 23.05.2025) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 23.07.2025 N 222-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за 2024 год» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  5. СФР (Социальный фонд России): что такое и как работает [Электронный ресурс] // Skillbox. URL: skillbox.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Как рассчитывается пенсия госслужащих в 2025 году: новые правила и размеры [Электронный ресурс] // РНК. URL: rnk.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Пенсия за выслугу лет в 2025 году: расчет, размер, условия и порядок назначения [Электронный ресурс] // Mail.ru. URL: mail.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Военная пенсия в 2025 году: кому положена, размер военной пенсии [Электронный ресурс] // xn--d1aqf.xn--p1ai. URL: xn--d1aqf.xn--p1ai (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Социальная пенсия: кому положена, как оформить, какой размер выплат в 2025 году [Электронный ресурс] // xn--d1aqf.xn--p1ai. URL: xn--d1aqf.xn--p1ai (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Социальные пенсии в 2025 году: кто и как сможет получить поддержку [Электронный ресурс] // Kostroma-news.ru. URL: kostroma-news.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Социальные пенсии — право и назначение социальных пенсионных выплат по старости в 2025 году [Электронный ресурс] // Гарант. URL: garant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Государственная и негосударственная пенсия: в чем их отличия [Электронный ресурс] // Journal-grafin.ru. URL: journal-grafin.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию [Электронный ресурс] // Apni.ru. URL: apni.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  14. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).