Социальные гарантии муниципальных служащих в Российской Федерации (2024–2025 гг.): правовое регулирование, региональная практика и проблемы реализации

Курсовая работа

Введение: Актуальность, цели и структура исследования

В условиях перманентной административной реформы и растущего запроса общества на эффективность местного самоуправления, вопрос о социальных гарантиях муниципальных служащих приобретает критическое значение. На начало 2024–2025 годов система муниципальной службы в Российской Федерации продолжает балансировать между федеральными стандартами, закрепленными в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 25-ФЗ), и необходимостью адаптации к региональным и местным экономическим условиям. Таким образом, актуальность темы обусловлена не только динамичным обновлением федерального законодательства (особенно в сферах пенсионного и трудового обеспечения), но и необходимостью критического анализа правоприменительной практики, которая выявила ряд существенных коллизий и «декларативных» норм.

Система гарантий — это ключевой инструмент кадровой политики, обеспечивающий привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов на муниципальном уровне, а также компенсацию ограничений, налагаемых на служащего в связи с его статусом, поскольку без адекватной компенсации статус служащего становится скорее бременем, чем привилегией.

Цель настоящего исследования заключается в систематическом анализе и актуализации правовой базы и практической реализации гарантий и мер социальной защиты муниципальных служащих в Российской Федерации по состоянию на 2024–2025 гг.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе реализации и правового регулирования социальных гарантий и льгот муниципальных служащих.

Предмет исследования — нормы федерального, регионального и муниципального законодательства, регулирующие систему социальных гарантий, а также судебная и правоприменительная практика в данной области.

7 стр., 3295 слов

Маркетинговый анализ конкурентной среды российского рынка страхования ...

... по адаптации продуктовой и дистрибьюторской политики крупной страховой компании. Структура исследования соответствует поставленной цели и включает анализ теоретических основ, детализированный статистический ... прав потребителей. Цель работы — провести исчерпывающий маркетинговый анализ конкурентной среды российского рынка страхования жизни (2023–2025 гг.) с использованием современных аналитических ...

Для достижения поставленной цели перед исследованием стоят следующие задачи:

  1. Разграничить понятия «гарантии» и «социальная защита» в юридической доктрине.
  2. Проанализировать актуальное содержание основных гарантий, закрепленных в ФЗ № 25-ФЗ, выявив «декларативные» нормы.
  3. Исследовать специальные аспекты пенсионного обеспечения и трудовых гарантий в условиях 2024–2025 гг., включая изменения для мобилизованных служащих.
  4. Провести сравнительный анализ наиболее показательных региональных моделей предоставления дополнительных гарантий.
  5. Выявить и систематизировать ключевые проблемы правового регулирования и предложить пути их решения.

Теоретико-правовая основа системы социальной защиты муниципальных служащих

Система социальной защиты муниципальных служащих не является однородной структурой; она представляет собой сложный правовой и социальный механизм. Для проведения корректного анализа прежде всего необходимо четко определить терминологическую базу и сущностные функции этой системы.

Понятийно-категориальный аппарат: «Муниципальный служащий», «Гарантии» и «Социальная защита»

Основополагающим является определение субъекта, которому предоставляются гарантии. Согласно статье 10 ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г., муниципальный служащий — это гражданин, исполняющий на постоянной основе обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Этот статус накладывает особые ограничения (антикоррупционные запреты, требования к поведению), которые должны быть компенсированы системой социальной защиты.

В юридической доктрине, как и в законодательстве, необходимо проводить четкое разграничение между понятиями «гарантии» и «социальные льготы (социальная защита)»:

  1. Гарантии (закрепленные в ст. 23 ФЗ № 25-ФЗ) — это минимально необходимые, основные условия и средства, обеспечивающие реализацию прав и обязанностей служащего, а также создающие условия для эффективного исполнения им должностных обязанностей. Они имеют императивный характер и являются обязательными для предоставления на всей территории РФ. Ключевой характеристикой является их направленность на компенсацию ограничений, связанных со службой.
  2. Социальные льготы/Защита — это более широкое, комплексное понятие. Оно включает не только федеральные гарантии, но и все дополнительные региональные и муниципальные меры социального обеспечения, а также мероприятия, направленные на комплексное содействие служащему и членам его семьи в преодолении социальных рисков (инвалидность, старость, болезнь).

    Система социальной защиты включает назначение пенсий, пособий, предоставление медицинских услуг и страхование.

Таким образом, гарантии являются частью более широкой системы социальной защиты муниципального служащего, при этом последние могут быть установлены на дискреционном уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Какой важный нюанс здесь упускается? То, что объем социальных льгот напрямую отражает степень приоритетности муниципальной службы для региональных властей, выступая индикатором финансового здоровья и политической воли субъекта.

Функции системы социальной защиты муниципальных служащих в современной России

Система социальной защиты муниципальных служащих выполняет несколько ключевых функций, которые напрямую влияют на качество управления на местах и стабильность кадрового состава:

Функция Сущностное содержание Влияние на службу
Компенсационная Предоставление компенсаций (включая достойное денежное содержание, страхование, медицинское обслуживание) за ограничения, запреты и повышенную ответственность, связанные с публично-правовым статусом служащего. Обеспечение социальной справедливости и равновесия между правами и обязанностями.
Кадровая / Мотивационная Привлечение и закрепление квалифицированных кадров в органах местного самоуправления. Предоставление конкурентного социального пакета (включая дополнительные региональные льготы) как стимул к долгосрочной службе. Снижение текучести кадров, повышение профессионализма и лояльности служащих.
Социально-обеспечительная Обеспечение конституционных прав служащего и членов его семьи на социальное и пенсионное обеспечение (пенсия за выслугу лет, страхование от профессиональных рисков). Снижение социальных рисков и обеспечение достойного уровня жизни после прекращения службы.

Эффективное функционирование этой системы является залогом стабильности муниципальной службы, поскольку она снижает риски коррупции, повышает престиж профессии и, как следствие, ведет к повышению эффективности работы органов местного самоуправления. Не стоит забывать, что стабильный и защищенный служащий, в конечном счете, лучше обслуживает интересы общества.

Актуальное содержание и структура основных гарантий (Федеральный уровень, 2024 г.)

Основные гарантии муниципальных служащих закреплены в статье 23 ФЗ № 25-ФЗ. Эти гарантии образуют минимальный стандарт социальной защиты, обязательный для реализации всеми муниципальными образованиями Российской Федерации.

Обзор гарантий, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей и право на отдых

Ключевой блок гарантий связан с созданием условий для исполнения должностных обязанностей и обеспечением права на отдых.

1. Условия исполнения обязанностей: Муниципальному служащему гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.

2. Денежное содержание: Гарантируется своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, которое включает должностной оклад, ежемесячные и иные дополнительные выплаты.

3. Право на отдых: Эта гарантия детализирована в статье 21 ФЗ № 25-ФЗ. Право на отдых обеспечивается установлением нормальной продолжительности рабочего времени, выходных, праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска.

По состоянию на 2024–2025 гг., структура отпуска муниципальных служащих выглядит следующим образом:

Вид отпуска Продолжительность Основание Примечание
Основной оплачиваемый 30 календарных дней Ст. 21 ФЗ № 25-ФЗ Минимальная продолжительность для всех служащих.
Дополнительный за выслугу лет От 1 до 10 календарных дней Ст. 21 ФЗ № 25-ФЗ Зависит от стажа муниципальной службы.

Дополнительный отпуск за выслугу лет предоставляется по шкале, где максимальные 10 календарных дней достигаются при стаже службы 15 лет и более. Таким образом, общий ежегодный оплачиваемый отпуск для служащего с большим стажем составляет до 40 календарных дней. Кроме того, служащему гарантируются обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу, а также защита его и членов его семьи от неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Критический анализ «декларативных» гарантий: Проблема медицинского обслуживания

Некоторые федеральные гарантии, провозглашенные в ФЗ № 25-ФЗ, в юридической доктрине справедливо подвергаются критике как «декларативные», то есть не имеющие достаточного механизма реализации на федеральном уровне.

К наиболее проблемным относится гарантия, указанная в статье 23:

«Медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию»

Проблема правового пробела: В отличие от государственных гражданских служащих, для которых могут быть предусмотрены специальные виды медицинского обслуживания (например, ведомственные поликлиники), специальное федеральное регулирование этой гарантии для муниципальных служащих отсутствует. На практике эта норма чаще всего означает лишь распространение на муниципального служащего и его семью стандартной системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которая и так гарантирована каждому гражданину Конституцией РФ. Если муниципалитет не принимает специальный муниципальный правовой акт, предусматривающий добровольное медицинское страхование (ДМС) за счет местного бюджета или компенсацию расходов, федеральная гарантия остается фактически нереализованной и дублирует общие положения об ОМС.

Юридическая литература указывает, что отсутствие специальных норм для реализации медицинских гарантий после выхода на пенсию создает правовую коллизию, поскольку данный аспект защиты остается полностью на усмотрение местных властей и зависит от финансовой обеспеченности конкретного муниципального образования. Разве это не подрывает само понятие федеральной гарантии, превращая ее в своего рода лотерею для служащих?

Специальные аспекты и правовое регулирование пенсионного и страхового обеспечения

Пенсионное и страховое обеспечение являются одними из наиболее сложных и часто изменяемых элементов в системе социальных гарантий муниципальных служащих.

Пенсионное обеспечение за выслугу лет: Требования к стажу и максимальный размер

Пенсионное обеспечение муниципальных служащих имеет многоуровневый характер, что отражено в статье 24 ФЗ № 25-ФЗ: на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.

1. Многоуровневость регулирования:

  • Федеральный уровень (ФЗ № 166-ФЗ): Устанавливает общие принципы и минимальную продолжительность стажа.
  • Уровень субъекта РФ: Устанавливает соотношение должностей муниципальной и государственной гражданской службы для целей пенсионного обеспечения.
  • Муниципальный уровень: Акты органов местного самоуправления определяют конкретные условия предоставления права на пенсию за выслугу лет за счет средств местных бюджетов (в части доплат).

2. Требования к стажу (2025 год):
В рамках общегосударственного курса на повышение пенсионного возраста и минимального стажа для получения пенсии за выслугу лет, для муниципальных служащих действует ежегодное увеличение требуемой продолжительности стажа.

Согласно Приложению 2 к Федеральному закону № 166-ФЗ (О государственном пенсионном обеспечении), для приобретения права на государственную пенсию за выслугу лет в 2025 году установлена минимальная требуемая продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы в размере 19 лет и 6 месяцев.

3. Размер пенсии:
Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности. Региональные законы часто устанавливают ограничения, например, в виде процента от среднемесячного денежного содержания. Кроме того, возраст назначения страховой пенсии по старости для лиц, замещающих должности муниципальной службы, в 2022 году увеличился на 36 месяцев в соответствии с общими федеральными изменениями пенсионного законодательства (ФЗ № 400).

Гарантии муниципальных служащих в условиях специальных мер (2022-2025 гг.)

Период 2022–2025 гг. ознаменовался актуализацией правового регулирования трудовых и служебных отношений в условиях специальных мер, связанных с частичной мобилизацией.

Постановление Правительства РФ № 511 от 30.03.2022 г. (с последующими изменениями) распространило гарантии сохранения рабочего места на муниципальных служащих, призванных на военную службу по мобилизации. И что из этого следует? Это прямое признание государством равнозначности статуса мобилизованных гражданских и муниципальных служащих, обеспечивающее им уверенность в сохранении карьерной траектории.

Ключевые гарантии для мобилизованных служащих:

  1. Приостановление контракта: Действие служебного контракта и трудовых отношений приостанавливается на период прохождения военной службы.
  2. Сохранение должности: Должность муниципальной службы сохраняется за служащим на весь период приостановления контракта.
  3. Возобновление службы: Принципиальным моментом является порядок возобновления служебного контракта:
    • Служащий обязан уведомить работодателя о своем выходе на службу не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемого дня выхода.
    • Действие служебного контракта возобновляется в день его выхода на работу.

Важно отметить, что невыход на работу по истечении трех месяцев после окончания военной службы (или действия контракта) является основанием для прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Эти гарантии обеспечивают социальную защиту служащего, позволяя ему вернуться на прежнее место работы без потери стажа и должности.

Дополнительные гарантии: Сравнительный анализ региональных и муниципальных моделей

В соответствии с частью 3 статьи 23 ФЗ № 25-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Именно эти меры позволяют регионам повышать привлекательность муниципальной службы, компенсируя низкий уровень федеральных социальных льгот.

Модель дополнительного пенсионного обеспечения (на примере Республики Татарстан и Санкт-Петербурга)

Дополнительное пенсионное обеспечение является наиболее капиталоемкой, но и наиболее мотивирующей мерой социальной защиты.

1. Республика Татарстан

Законодательство Республики Татарстан устанавливает соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих.

Ключевой механизм: Размер пенсии за выслугу лет для муниципальных служащих ограничен 80% от месячного денежного содержания. Этот лимит устанавливает верхнюю планку пенсионного обеспечения.

  • Накопительный принцип: За каждый полный год стажа сверх требуемого для назначения пенсии, ее размер увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания.
  • Пример: Если минимальный стаж 19,5 лет, а служащий отработал 25,5 лет (6 полных лет сверх минимального), его пенсия будет дополнительно увеличена на $6 \times 3\% = 18\%$ от месячного содержания (в пределах максимального ограничения 80%).

2. Санкт-Петербург

Санкт-Петербург активно использует механизм ежемесячной доплаты к страховой пенсии за выслугу лет, что закреплено в Законе Санкт-Петербурга от 18.12.2024 № 829-186 (актуализация регионального пенсионного обеспечения).

Условия и расчет:
Право на ежемесячную доплату к пенсии приобретается при наличии не менее десяти лет муниципального стажа в Санкт-Петербурге. Доплата рассчитывается по следующей формуле, обеспечивающей привязку к финансовому положению города:

Д = 0,8 ⋅ Рₑ ⋅ (О + Р)

Где:

  • Д — размер ежемесячной доплаты.
  • Рₑ — расчетная единица, установленная законом Санкт-Петербурга (ежегодно индексируется).
  • О — основной коэффициент, учитывающий должность.
  • Р — коэффициент, учитывающий районный коэффициент.

Эта формула демонстрирует четкую методику расчета, привязанную к стажу и должности, что делает систему прозрачной и предсказуемой для служащих.

Компенсационные выплаты и материальная помощь (на примере ХМАО-Югра и Чувашской Республики)

Помимо пенсионного обеспечения, муниципалитеты часто вводят дополнительные гарантии в виде компенсационных выплат.

1. Ханты-Мансийский АО – Югра (Компенсация оздоровительных путевок)

В ХМАО-Югре, где существуют особые климатические условия, значительное внимание уделяется оздоровлению. Муниципальные правовые акты, например, в городе Ханты-Мансийске, устанавливают частичную компенсацию стоимости оздоровительной или санаторно-курортной путевки.

  • Размер компенсации: Предоставляется частичная компенсация в размере 70% стоимости путевки.
  • Ограничения: Компенсация предоставляется как муниципальным служащим, так и пенсионерам за выслугу лет, но не более чем за 21 день лечения.
  • Цель: Данная мера выполняет компенсационную функцию, связанную с необходимостью поддержания здоровья в сложных северных условиях, и является сильным мотиватором.

2. Чувашская Республика (Материальная помощь)

На муниципальном уровне в Чувашской Республике широко используются дополнительные выплаты, финансируемые за счет фонда оплаты труда муниципальных служащих.

  • Единовременная выплата при отпуске: Практически повсеместно устанавливается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (обычно в размере 1–2 окладов).
  • Материальная помощь: Выплачивается по заявлению служащего в связи с особыми жизненными обстоятельствами (смерть родственника, тяжелая болезнь).

Финансирование таких дополнительных гарантий осуществляется строго за счет средств местных бюджетов или фонда оплаты труда муниципальных служащих. Это подчеркивает, что объем социальной защиты прямо зависит от финансовой устойчивости конкретного муниципального образования.

Проблемы правового регулирования, судебная практика и пути совершенствования системы

Анализ системы социальных гарантий выявляет ряд структурных и правовых проблем, которые требуют внимания законодателя и активного толкования со стороны судебных органов.

Правовые коллизии многоуровневого закрепления гарантий и проблема неравенства

Многоуровневая система регулирования (Федерация – Субъект – Муниципалитет) неизбежно порождает правовые коллизии, особенно в сфере дополнительного пенсионного обеспечения и компенсационных выплат.

1. Коллизии финансирования:
Наиболее острой является проблема финансового бремени. Федеральный закон устанавливает право на гарантии, но не всегда обеспечивает централизованное финансирование, перекладывая расходы на местные бюджеты. Это ставит муниципальные образования с низкой налогооблагаемой базой в невыгодное положение, фактически лишая их возможности предоставлять дополнительные льготы, которые могут себе позволить богатые региональные центры.

2. Проблема неравенства:
В юридической доктрине справедливо отмечается, что сравнительный анализ выявляет существенное неравенство в правовом воздействии на схожие социальные риски между государственными гражданскими и муниципальными служащими. Взгляните на сравнительную таблицу:

Параметр Государственный гражданский служащий Муниципальный служащий
Регулирующий акт ФЗ № 79-ФЗ ФЗ № 25-ФЗ
Медицинское обеспечение Часто имеются специальные ведомственные программы и ДМС (исторически сложившиеся гарантии). Гарантия «декларативная», реализация зависит от местного бюджета (неравенство).
Финансовая основа Финансирование из федерального/регионального бюджета (более стабильное). Финансирование из местного бюджета (более чувствительно к экономическому кризису).

Следовательно, система гарантий не в полной мере выполняет свою компенсационную функцию, поскольку ограничения, налагаемые на муниципального служащего, сопоставимы с ограничениями госслужащего, но объем защиты часто ниже. Что же должно быть предпринято для восстановления этого баланса?

Значение судебной практики Верховного Суда РФ в вопросах компенсационных выплат

Судебная практика играет решающую роль в толковании и унификации норм, особенно в вопросах, связанных с налогообложением и страховыми взносами.

Одним из важных аспектов, актуализированным в 2022 году, стало толкование природы компенсаций, предоставляемых на региональном уровне. Судебная практика (в частности, Определения Верховного Суда РФ 2022 г.) подтвердила правовую позицию, согласно которой:

Компенсации на санаторно-курортное лечение и проезд, установленные законами субъектов РФ, являются компенсационными выплатами в смысле статей 164 и 165 Трудового кодекса РФ.

Правовой вывод:

Поскольку данные выплаты не относятся к оплате труда служащего, а призваны компенсировать расходы, связанные с исполнением служебных обязанностей или предоставлением социальных льгот, они не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Это толкование основано на подпункте 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ (о страховых взносах) и имеет огромное практическое значение, поскольку обеспечивает юридическую защиту региональных и муниципальных инициатив по дополнительному социальному обеспечению.

Заключение

Система социальных гарантий муниципальных служащих в Российской Федерации по состоянию на 2024–2025 гг. представляет собой комплексный, но методологически несовершенный правовой институт. Федеральный закон № 25-ФЗ формирует необходимый минимальный каркас (гарантии труда, отдыха и базовое пенсионное обеспечение), однако реализация многих социально-обеспечительных мер (особенно медицинского обслуживания после выхода на пенсию) остается декларативной и не обеспечена специальным федеральным регулированием.

Основные выводы по исследовательским вопросам:

  1. Актуальная структура гарантий: Система основывается на ст. 23 ФЗ № 25-ФЗ, включая право на ежегодный отпуск (до 40 дней) и многоуровневое пенсионное обеспечение. Ключевые изменения 2024–2025 гг. связаны с ежегодным увеличением минимального требуемого стажа для пенсии за выслугу лет до 19 лет и 6 месяцев (в 2025 г.).
  2. Юридическое различие: Доктринально «гарантии» — это обязательный федеральный минимум, компенсирующий ограничения статуса, а «социальные льготы/защита» — более широкое понятие, включающее дополнительные меры, устанавливаемые регионами и муниципалитетами.
  3. Дополнительные гарантии: Региональные модели (Санкт-Петербург, Татарстан) активно используют свои бюджеты для компенсации федеральных пробелов, устанавливая жесткие ограничения на максимальный размер пенсии (например, 80% от денежного содержания) или предоставляя адресные компенсации (например, 70% стоимости путевок в ХМАО-Югре).
  4. Проблемы правового регулирования: Главными проблемами остаются декларативность медицинских гарантий и значительное финансовое неравенство между муниципалитетами, что усиливает проблему кадровой текучести в экономически слабых регионах.
  5. Функции системы: Система выполняет компенсационную, кадровую и социально-обеспечительную функции. Ее развитие прямо влияет на повышение эффективности и стабильности муниципальной службы.

Предложения по совершенствованию законодательства:

  1. Конкретизация декларативных норм: На федеральном уровне необходимо принять специальный нормативно-правовой акт, регулирующий порядок и объем предоставления медицинского обслуживания муниципальным служащим и их семьям, в том числе после выхода на пенсию, исключив таким образом дублирование норм ОМС.
  2. Унификация финансовой базы: Для устранения неравенства в предоставлении дополнительных социальных льгот между муниципалитетами с разной финансовой обеспеченностью, целесообразно рассмотреть возможность введения субвенций из региональных бюджетов, привязанных к минимальному стандарту социальных гарантий, который субъект РФ определяет для своих муниципальных служащих.
  3. Единый подход к компенсациям: Закрепить на уровне федерального закона (ФЗ № 25-ФЗ) перечень компенсационных выплат, которые могут быть установлены на местном уровне и которые однозначно не облагаются страховыми взносами, основываясь на правовой позиции Верховного Суда РФ.

Внедрение этих мер позволит не только повысить юридическую корректность законодательства, но и сделать муниципальную службу более привлекательной и стабильной, что в конечном итоге позитивно скажется на эффективности всего института местного самоуправления в России.

Список использованной литературы

  1. Бахрах Д.Н. Административное право России. Москва, 2010. 352 с.
  2. Бондаренко М.В. Правовое регулирование труда муниципальных служащих // Муниципальная служба. 2001. № 6.
  3. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2012. 656 с.
  4. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление. Краткий курс лекций. Москва, 2012. 128 с.
  5. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник. Москва, 2009. 480 с.
  6. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова. Ростов-на-Дону, 2004. 640 с.
  7. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник / Под ред. В.А. Кобзаненко. Москва, 2010. 420 с.
  8. Губина Н.В. Актуальные проблемы развития экономики, социологии и управления: сборник научных работ и сообщений студентов факультета экономики и управления. Вып. 2. Нижнекамск, 2005.
  9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Москва, 2009. 560 с.
  10. Зинченко Г.П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 98–105.
  11. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. Москва, 2007. 304 с.
  12. Куликова Л.В. Гарантии в структуре правового статуса муниципальных служащих // Европейский юридический журнал. 2011. № 11 (42).

    URL: www.eurasialaw.ru (дата обращения: 09.10.2025).

  13. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Москва, 2010. 672 с.
  14. Макарейко Н.В. Административное право: конспект лекций. Москва, 2009. 160 с.
  15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций: учебник для вузов. Москва, 2009. 520 с.
  16. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Москва, 2010. 584 с.
  17. Морозова И.С. Льготы в российском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 24 с.
  18. Муниципальное право РФ: учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. 2-е изд. Москва, 2007. 704 с.
  19. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. Москва, 2003. 416 с.
  20. Чеченов А.А. Социальные льготы в системе государственной поддержки населения. [Электронный ресурс]. URL: (не указан).
  21. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба: учебник. Ростов-на-Дону, 2007. 320 с.
  22. Европейская социальная хартия (ETS N 163).

    Принята в Страсбурге 03.05.1996.

  23. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008).
  24. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.09.2024) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  25. Закон Санкт-Петербурга от 18 декабря 2024 г. N 829-186 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга…» // Гарант. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/petersburg/1709971/.
  26. Закон Республики Татарстан от 06.06.2024 № 35-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан» // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_rt/view/100418.
  27. Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 N 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений…» // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404099307/.
  28. Компенсация на лечение муниципальным служащим. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169974/.
  29. Социально-обеспечительные гарантии муниципальным служащим: Актуальные вопросы реализации. [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obespechitelnye-garantii-munitsipalnym-sluzhaschim-aktualnye-voprosy-realizatsii (дата обращения: 09.10.2025).
  30. О праве муниципальных служащих на пенсионное обеспечение и его защита. [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prave-munitsipalnyh-sluzhaschih-na-pensionnoe-obespechenie-i-ego-zaschita (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...