Актуальность, цель и теоретико-правовые основы исследования
В условиях перманентной трансформации российской пенсионной системы, катализатором которой стало повышение пенсионного возраста и, в особенности, институциональная реформа 2023 года, анализ финансового механизма Социального фонда России (СФР) приобретает критическое значение. С 1 января 2023 года, после слияния Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС), был создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР).
Это преобразование, нацеленное на оптимизацию управления и унификацию сбора страховых взносов, кардинально изменило структуру консолидированного бюджета социального страхования, что требует детального изучения.
Цель настоящего исследования состоит в проведении глубокого академического анализа текущего механизма формирования и использования бюджета СФР на плановый период 2024–2027 годов, выявлении ключевых структурных дисбалансов и оценке перспектив совершенствования финансовой устойчивости пенсионной системы в целом. Научная новизна работы заключается в фокусе на актуальных бюджетных данных (ФЗ № 542-ФЗ и последующие), позволяющих критически оценить динамику дефицита/профицита и степень отклонения системы от классических страховых принципов, поскольку именно эти данные демонстрируют истинную финансовую зависимость фонда от федерального бюджета.
Институционально-правовое закрепление Социального фонда России
Социальный фонд России (СФР) — это государственное учреждение, обладающее статусом государственного внебюджетного фонда, полное наименование которого — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Его правовой статус и функции закреплены Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
Создание СФР было продиктовано необходимостью формирования единого оператора социального страхования. Основные функции СФР, унаследованные от ПФР и ФСС, включают:
- Назначение и выплату всех видов пенсий (страховых, государственных).
- Обязательное пенсионное страхование (ОПС).
- Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС ВНиМ).
- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
СФР действует под контролем Правительства Российской Федерации, которое является его учредителем и осуществляет соответствующие функции и полномочия.
Современная система социального страхования и пенсионного обеспечения ...
... Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования (ФСС). Правовой фундамент этой интеграции заложен в Федеральном законе от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». ...
Теоретические модели и ключевые принципы пенсионного обеспечения
Пенсионная система Российской Федерации традиционно классифицируется как смешанная, поскольку она сочетает в себе элементы двух фундаментальных теоретических моделей:
- Распределительная (солидарная) система (Pay-As-You-Go, PAYG): Основана на принципе солидарности поколений. Страховые взносы, уплачиваемые работающим населением, немедленно направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Эта часть системы доминирует в России и обеспечивает выплату основной массы страховых пенсий.
- Накопительная система: Предполагает инвестирование части страховых взносов на индивидуальном счете работника. Размер будущей пенсии зависит от суммы накопленных средств и инвестиционного дохода. Накопительный компонент в России в настоящее время подвержен мораторию.
Фундаментальными для обязательного социального страхования являются страховые принципы, закрепленные в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ, среди которых выделяются:
- Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
- Эквивалентность страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
Именно принцип эквивалентности (согласно ст. 4 ФЗ № 165-ФЗ) находится под наибольшим вопросом в российской практике. Теоретически, средства, получаемые от страховых взносов, должны покрывать расходы на страховое обеспечение. Однако, в силу социально-алиментарного характера пенсионных выплат, демографических сдвигов и необходимости финансирования фиксированной выплаты (социальной части) за счет государства, СФР не может функционировать автономно и требует массивного государственного софинансирования, что, по сути, нивелирует принцип финансовой независимости.
Исторически пенсия по ОПС состояла из базовой (ныне фиксированная выплата), страховой и накопительной частей. На 1 января 2024 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости составляла 8 134 рубля 90 копеек, что является ярким примером социально-алиментарной составляющей, финансируемой из федерального бюджета, а не исключительно за счет страховых взносов.
Анализ структуры и механизмов формирования бюджета СФР (2024–2027 гг.)
Бюджет Социального фонда России, являясь крупнейшим государственным внебюджетным фондом, утверждается отдельным федеральным законом. Анализ динамики на 2024–2027 годы (на основе ФЗ № 542-ФЗ и последующих прогнозов) демонстрирует сложную структуру доходов и расходов, отражающую как страховые, так и государственные обязательства.
Доходы бюджета: Роль страховых взносов и межбюджетных трансфертов
Ключевым нововведением реформы 2023 года стало введение Единого тарифа страховых взносов (ЕТСВ), что упростило администрирование и обеспечило единый подход к сбору средств на ОПС, ОСС ВНиМ и ОМС.
Механизм Единого тарифа страховых взносов (ЕТСВ):
Для большинства страхователей стандартный размер ЕТСВ составляет:
- 30% — в пределах установленной единой предельной величины базы.
- 15,1% — сверх указанной предельной величины.
Важно отметить, что Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов постоянно индексируется и в 2024 году установлена в размере 2 225 000 рублей.
Показатель | 2024 год (факт/план) | 2025 год (прогноз) | Примечание |
---|---|---|---|
Единая предельная база ЕТСВ | 2 225 000 руб. | Индексация | Определяет ставку 30% / 15,1% |
Доля страховых взносов в доходах СФР | Свыше 50% | Свыше 50% | Основной источник финансирования |
Объем трансфертов из ФБ | ~ 4 трлн руб. | 4,022 трлн руб. | Критически важный элемент дохода |
Критическая роль межбюджетных трансфертов:
Несмотря на значительный объем поступлений от ЕТСВ, система не может существовать без финансовой поддержки государства. Трансферты из федерального бюджета — безвозмездные перечисления, предназначенные для покрытия расходов, которые не могут быть обеспечены за счет страховых взносов. К ним относятся:
- Финансирование выплат, имеющих социально-алиментарный характер (социальные пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии).
- Компенсация выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот и специальных тарифов.
Объем этих трансфертов остается критически высоким: например, в 2025 году планируется перечислить более 4,022 трлн рублей. Это прямое свидетельство того, что российская пенсионная система в значительной степени опирается на принцип государственного софинансирования, а не на самодостаточность страховых накоплений, вследствие чего говорить о полном соблюдении страховых принципов невозможно.
Расходы бюджета: Пенсионное обеспечение и индексация
Основная статья расходов бюджета СФР — это социальное и пенсионное обеспечение граждан. В структуре расходов преобладают выплаты страховых пенсий, которые в 2024 году запланированы на уровне около 10 030,8 млрд рублей.
Индексация как ключевой фактор роста расходов:
Законодательство обязывает СФР регулярно индексировать пенсии, что является основной причиной роста расходной части. При этом важно понимать, что каждое повышение выплат, особенно социальных, не покрытое ростом страховой базы, автоматически увеличивает потребность в государственных трансфертах.
Вид выплаты | Дата индексации | Размер индексации | Основание |
---|---|---|---|
Страховые пенсии (неработающие пенсионеры) | 01.01.2024 | 7,5% | Фактическая индексация |
Фиксированная выплата | 01.01.2025 | 9,5% (план) | Достигнет 8 907,70 руб. |
Социальные пенсии | 01.04.2025 | 14,75% (план) | Опережающий рост для наименее защищенных |
Страховые пенсии (все пенсионеры) | 01.01.2026 | 7,6% (план) | Возобновление индексации для работающих |
Планируемая индексация социальных пенсий на 14,75% в 2025 году отражает попытку государства подтянуть уровень самых низких выплат, но при этом ложится дополнительной нагрузкой на бюджет, требуя увеличения трансфертов из федерального бюджета.
Критическая оценка финансового баланса и проблем устойчивости СФР
Финансовая устойчивость СФР — это способность фонда в долгосрочной перспективе выполнять свои обязательства перед застрахованными лицами и пенсионерами. Анализ прогнозируемых финансовых показателей и демографической ситуации выявляет ряд системных проблем.
Критическая динамика бюджетного дефицита и профицита (2024–2027)
Несмотря на реформу ЕТСВ, обеспечившую рост поступлений, бюджет СФР в краткосрочной перспективе продолжает демонстрировать дефицитность, что требует заимствований или дополнительных вливаний из ФБ.
Год | Доходы (млрд руб.) | Расходы (млрд руб.) | Баланс (млрд руб.) |
---|---|---|---|
2024 | 16 019,34 | 16 178,13 | -158,8 (Дефицит) |
2025 | 16 623,00 | 16 993,00 | -369,52 (Дефицит) |
2026 | 18 593,00 | 18 273,00 | +319,95 (Профицит) |
2027 | 19 763,00 | 19 425,00 | +338,34 (Профицит) |
Прогнозируемый рост дефицита в 2025 году (до 369,52 млрд рублей) связан с плановой индексацией социальных обязательств и ростом числа пенсионеров. Ожидаемый профицит в 2026–2027 годах (свыше 300 млрд рублей) является результатом консервативной бюджетной политики, включающей повышение Единой предельной величины базы и оптимизацию расходов, но этот профицит достигается не за счет самостоятельности страховой системы, а за счет заранее заложенных в план трансфертов. Таким образом, речь идет о сбалансированности консолидированного бюджета с учетом государственной поддержки, а не о финансовой автономности. А разве можно назвать систему устойчивой, если ее баланс полностью зависит от внешних, то есть государственных, вливаний?
Демографическая нагрузка как угроза распределительной системе
Главной долгосрочной угрозой для распределительной системы является демографическая ситуация. В России наблюдается устойчивое старение населения, что приводит к росту демографической нагрузки старшими возрастами.
На начало 2024 года в СФР состояли на учете 41,08 миллиона пенсионеров. Соотношение работающих граждан, обеспечивающих выплаты, к одному пенсионеру составляет критически низкое значение — около 1,76.
В классической распределительной системе для обеспечения устойчивости и адекватного уровня пенсий это соотношение должно быть существенно выше (около 3–4 человек).
При соотношении 1,76:1 каждый работающий вынужден содержать почти двух пенсионеров, что требует либо радикального повышения страховых взносов, либо снижения уровня пенсий, либо, что и происходит в российской практике, — массивного государственного дотирования. Выходом из этой ситуации должно стать развитие негосударственных пенсионных программ.
Демографическая нагрузка старшими возрастами на 1000 человек трудоспособного населения уже превысила 494 человека, что усиливает давление на солидарный принцип.
Отклонение от страховых принципов: Правовая и финансовая проблема
Как было отмечено, принципы автономности и эквивалентности являются краеугольными камнями обязательного социального страхования. Однако современная российская пенсионная система существенно отклонилась от классических страховых принципов.
- Нарушение принципа эквивалентности: Размер страховых взносов, уплачиваемых в течение трудовой деятельности, зачастую не эквивалентен размеру получаемого страхового обеспечения. Значительная часть пенсии, а именно фиксированная выплата, финансируется не из страхового «котла», а из общих налоговых поступлений через межбюджетные трансферты (свыше 4 трлн рублей ежегодно).
- Нарушение принципа автономности: Необходимость ежегодного государственного софинансирования в объеме, сопоставимом с четвертью всех доходов СФР, означает, что фонд не является автономным финансовым институтом.
Это отклонение превращает пенсионную систему из чисто страховой в социально-алиментарную, где государство, используя общие налоги, выполняет социальные функции по поддержанию минимального уровня жизни граждан, что, с точки зрения финансового права, переносит часть страховых рисков на весь федеральный бюджет, фактически превращая страховую пенсию в форму социального пособия.
Влияние моратория на накопительную пенсию
Одной из наиболее обсуждаемых мер, влияющих на долгосрочную устойчивость, является продление «заморозки» накопительного компонента.
Согласно Федеральному закону от 05.12.2022 № 472-ФЗ, мораторий на направление страховых взносов (6%) на финансирование накопительной пенсии продлен до конца 2025 года. Эти 6% страховых взносов направляются на формирование страховых пенсий в распределительной системе.
Последствия моратория:
- Краткосрочная стабилизация: Мораторий обеспечивает дополнительный приток средств в распределительную систему, помогая покрыть текущие дефициты и финансировать выплаты нынешним пенсионерам (эффект «затыкания дыр»).
- Долгосрочная эрозия устойчивости: Изымание средств из накопительного компонента лишает систему потенциала долгосрочной финансовой устойчивости, основанной на инвестировании. Накопительная система, будучи менее чувствительной к демографическим кризисам, могла бы стать буфером в будущем. Мораторий подрывает доверие граждан к накопительному элементу и снижает стимулы для формирования долгосрочных частных накоплений, что является серьезной стратегической проблемой.
Выводы и перспективы совершенствования механизма финансового обеспечения СФР
Исследование показало, что, несмотря на институциональную консолидацию и введение ЕТСВ, механизм финансового обеспечения Социального фонда России (СФР) сохраняет системные уязвимости. Главным вызовом остается демографическая нагрузка, которая в условиях доминирования распределительного принципа приводит к хроническому структурному дисбалансу и необходимости ежегодных многотриллионных трансфертов из федерального бюджета, что подрывает заявленный принцип автономности фонда.
Развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НППО)
Ключевым направлением совершенствования должно стать снижение зависимости от государственного бюджета за счет развития третьего уровня системы — негосударственного пенсионного обеспечения (НППО).
- Корпоративные программы: Стимулирование работодателей к созданию корпоративных пенсионных планов через налоговые льготы. Корпоративная пенсия, основанная на взносах работника и работодателя, может значительно снизить будущую нагрузку на СФР.
- Индивидуальный пенсионный капитал: Внедрение и популяризация добровольных накопительных инструментов (таких как Программа долгосрочных сбережений), которые должны быть надежно защищены государством и обладать высокой инвестиционной доходностью.
Необходимость усиления актуарного сопровождения и оценки
Для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости требуется строгое и независимое актуарное сопровождение пенсионной системы. Актуарная оценка позволяет определить, соответствует ли текущее финансовое состояние фонда законодательно установленному актуарному равновесию.
Методологически корректный актуарный анализ должен регулярно пересматривать:
- Достаточность ЕТСВ для покрытия страховых обязательств.
- Долгосрочные демографические прогнозы и их влияние на финансовые потоки.
- Оптимальный размер межбюджетных трансфертов и их целевое использование.
Предложения по оптимизации структуры доходов и расходов СФР
- Повышение экономической активности: Единственным реальным путем повышения доходов распределительной системы является рост числа легально занятых граждан и повышение уровня заработной платы, с которой уплачиваются взносы. Это требует мер по деофшоризации экономики и борьбе с неформальной занятостью.
- Целевое использование трансфертов: Необходимо жестко разделить в бюджете СФР средства, полученные от страховых взносов (на страховые выплаты), и трансферты из ФБ (на социальные, алиментарные выплаты).
Это позволит сделать финансовую структуру более прозрачной и оценить реальную степень отклонения от принципа эквивалентности.
- Пересмотр моратория на накопительную часть: После 2025 года необходимо принять взвешенное решение о возобновлении хотя бы частичного формирования накопительного компонента, возможно, с добровольным участием граждан, чтобы восстановить долгосрочный инвестиционный потенциал системы и снизить будущую нагрузку на солидарный механизм.
Список использованной литературы
- Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1.
- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
- Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы».
- Федеральный закон от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах обязательного социального страхования». Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/12116859/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон от 30.11.2024 N 423-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409257662/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
Статья 425. Тарифы страховых взносов [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167262/cons_doc_LAW_167262_T40/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- В первом чтении поддержаны проекты бюджетов внебюджетных фондов на 2025-2027 гг // Государственная Дума [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/53127/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Как устроена пенсионная система // Финансовая культура [Электронный ресурс]. URL: https://fincult.info/articles/kak-ustroena-pensionnaya-sistema/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Как устроена пенсионная система и из чего складывается пенсия // Совкомбанк [Электронный ресурс]. URL: https://sovcombank.ru/finkultura/kak-ustroena-pensionnaya-sistema-i-iz-chego-skladyvaetsya-pensiya (Дата обращения: 09.10.2025).
- Какие бывают государственные пенсионные системы? [Электронный ресурс]. URL: https://finuch.ru/lection/320 (Дата обращения: 09.10.2025).
- О Фонде // Социальный фонд России (СФР) [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/about/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Cyberleninka [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-pensionnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения: 09.10.2025).
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Applied Research [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12516 (Дата обращения: 09.10.2025).
- Подписан закон о бюджете ФПСС на 2024–2026 годы // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/72886 (Дата обращения: 09.10.2025).
- Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию // АПНИ [Электронный ресурс]. URL: https://apni.ru/article/2607-problemi-sovremennoi-pensionnoi-sistemi-ro (Дата обращения: 09.10.2025).
- Социальный фонд России 2025: что это, структура, доходы и расходы СФР // TJ [Электронный ресурс]. URL: https://t-j.ru/money/210344-socialnyy-fond-rossii-chto-eto-struktura-dohody-i-rashody-sfr (Дата обращения: 09.10.2025).
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТИПОВ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ // Cyberleninka [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-tipov-pensionnyh-sistem (Дата обращения: 09.10.2025).
- Финансовая устойчивость пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе // Электронный научно-практический журнал «Концепт». 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/970319.htm (Дата обращения: 09.10.2025).
- Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_460959/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Что такое СФР в России с 1 января 2024 года // Контур [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/6910 (Дата обращения: 09.10.2025).