По состоянию на 1 января 2025 года, доля безналичных платежей в розничном обороте в России достигла 85,8%. Эта цифра, казалось бы, лишь сухой статистический факт, на самом деле является ярким индикатором глубинных трансформаций, происходящих в кровеносной системе экономики — ее финансовой системе. В условиях беспрецедентных внешних вызовов и внутренних реформ, российская финансовая система демонстрирует удивительную адаптивность и стремительное развитие, превращаясь из традиционной в более динамичную и технологичную. Как это влияет на каждого из нас, и что это значит для будущего страны?
Настоящая курсовая работа представляет собой комплексное исследование финансовой, денежно-кредитной и налоговой систем Российской Федерации, анализируя их текущее состояние, выявленные проблемы и перспективы развития с учетом последних изменений и вызовов, стоящих перед страной. Мы рассмотрим многоуровневую структуру финансового механизма, оценим роль ключевых институтов, таких как Центральный банк и Министерство финансов, и проанализируем влияние внешних санкций, которые, несмотря на очевидные трудности, создают уникальные возможности для развития отечественной экономики. Особое внимание будет уделено актуальным данным за 2024-2025 годы, включая последние налоговые реформы, динамику денежного обращения, кредитования и пилотирование цифрового рубля. Цель работы — не только зафиксировать текущее положение дел, но и предложить обоснованные выводы и рекомендации, способствующие дальнейшему совершенствованию финансовой стабильности и адаптации к новым экономическим реалиям.
Финансовая система Российской Федерации: Структура, элементы и современные вызовы
Финансовая система Российской Федерации — это сложный, многогранный механизм, призванный обеспечивать бесперебойное движение денежных потоков, их формирование, распределение и контроль в государстве. В условиях глобальных экономических трансформаций и внутренних реформ, понимание ее структуры, функций и вызовов становится критически важным для обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивого развития. Чтобы оценить ее истинную эффективность, необходимо глубоко изучить каждый из ее компонентов.
Структура и институциональные основы
Российская финансовая система представляет собой разветвленную сеть институтов и отношений, охватывающую все уровни управления и сегменты экономики. Ее состав традиционно включает следующие ключевые элементы:
Таможенные преференции в системе права ЕАЭС: актуальное регулирование, ...
... комиссии (ЕЭК). До создания Таможенного союза и ЕАЭС в Российской Федерации действовала собственная Национальная система преференций (НСП РФ), основанная на принципах, заложенных еще в ... -тарифного регулирования, но и его критической значимостью для внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, особенно в контексте геополитической турбулентности и необходимости укрепления торговых связей ...
- Государственная бюджетная система: Основа публичных финансов, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
- Внебюджетные специальные фонды: Включают Социальный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования, предназначенные для целевого финансирования социальных нужд.
- Государственный и банковский кредит: Механизмы привлечения и размещения денежных средств государством и коммерческими банками.
- Фонды страхования: Имущественного и личного, обеспечивающие защиту от различных рисков.
- Финансы хозяйствующих субъектов: Корпоративные финансы предприятий и организаций.
- Финансы общественных объединений и физических лиц: Личные и коллективные финансовые ресурсы.
Ключевую роль в регулировании и управлении финансовой системой играют два центральных органа: Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ).
Министерство финансов РФ является центральным звеном в системе финансовых органов, ответственным за выработку и проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Его функции охватывают широкий спектр направлений:
- Нормативно-правовое регулирование: В сферах бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.
- Регулирование специфических отраслей: Производство, переработка и обращение драгоценных металлов и камней, таможенные платежи, формирование и инвестирование пенсионных накоплений, организация лотерей и азартных игр, финансовое обеспечение государственной службы, инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов и других финансовых посредников, а также регулирование в области долевого строительства и бюро кредитных историй.
- Финансовый контроль: За целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, поступлением доходов от федеральной собственности, доходами от лотерей, обеспечением платежеспособности страховщиков, формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и камней, расходами, связанными с государственным долгом, и качеством аудиторских проверок.
- Участие в бюджетном процессе: Составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи, доведение показателей до распорядителей средств и учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета.
Таким образом, Минфин РФ выступает в качестве главного архитектора и контролера финансовой политики государства, обеспечивая ее целостность и последовательность, что является критически важным для реализации национальных приоритетов и поддержания экономической стабильности.
Современная банковская система и ее роль
Современная финансовая система России традиционно относится к банковской модели, где основная роль в перераспределении национального дохода и обеспечении экономического роста принадлежит рынку ссудного капитала и банковским организациям. Российская банковская система является двухуровневой:
Межбанковское кредитование в России: Роль Банка России, актуальные ...
... Роль Банка России как регулятора и кредитора последней инстанции Банк России, являясь центральным банком страны, занимает уникальное положение в финансовой системе. Его деятельность регулируется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ... корреспондентских счетах кредитных организаций: Уровень средств на корсчетах банков в Банке России напрямую отражает их текущую ...
- Верхний уровень: Центральный банк Российской Федерации, выполняющий функции регулятора, эмиссионного центра и кредитора последней инстанции.
- Нижний уровень: Коммерческие банки, небанковские кредитные организации и другие финансовые институты, осуществляющие непосредственные операции по привлечению и размещению денежных средств.
По состоянию на 1 октября 2025 года, в России насчитывается 306 действующих банков (212 банков с универсальной лицензией, 94 – с базовой) и 46 небанковских кредитных организаций. Эта цифра постоянно меняется под влиянием рыночных процессов и регуляторных требований.
Банковский сектор играет колоссальную роль в экономике: отношение активов банков к ВВП в России составляет около 90%. Это означает, что объем финансовых ресурсов, находящихся под управлением банков, почти равен годовому объему производства страны, что подчеркивает их влияние на экономическую активность. Более половины активов кредитных организаций занимают кредиты, из которых две трети приходится на корпоративный сектор, а одна треть — на розничное кредитование. В пассивах банков преобладают средства клиентов — компаний и физических лиц, что указывает на их значимость как источника фондирования.
Банк России, как основной регулятор, постоянно совершенствует надзорные механизмы. Одним из ключевых направлений является разработка новой методики определения системно значимых кредитных организаций (СЗКО).
Этот подход, планируемый к внедрению с 2027 года (с графиком постепенного выхода на установленный уровень надбавок к нормативу достаточности капитала с 2028 года), будет учитывать не только традиционные количественные показатели, но и такие факторы, как:
- Количество клиентов: Отражает масштаб вовлеченности банка в экономические процессы.
- Развитие экосистем: Оценивает степень интеграции банка в различные сервисы и платформы, что увеличивает его системную значимость.
- Значимость на рынке платежных услуг: Подчеркивает роль банка в обеспечении функционирования платежной инфраструктуры страны.
Подобный подход позволит более точно идентифицировать банки, чье возможное банкротство или нестабильность могут оказать катастрофическое влияние на всю финансовую систему, тем самым повышая общую финансовую устойчивость страны.
Влияние внешних санкций: Проблемы и уникальные возможности
С 2022 года российский финансовый сектор столкнулся с беспрецедентными по масштабу международными санкциями, которые оказали и продолжают оказывать существенное влияние на его функционирование. Ограничение доступа к зарубежным кредитным ресурсам стало одним из наиболее отягчающих факторов для российской экономики и банковской системы. Исключение из глобальных платежных систем, заморозка активов, запрет на операции с определенными видами ценных бумаг — все это создало серьезные вызовы.
Потребительское кредитование в России в условиях ужесточения ...
... механизмов на рынке потребительского кредитования России в условиях жесткой денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования 2024–2025 годов. Задачи исследования: Раскрыть теоретические ... Эти отклонения часто обусловлены: Институциональными условиями: Асимметрия информации между банком и заемщиком, сложность восприятия условий кредитного договора. Поведенческими факторами: ...
Однако, как показывает опыт, кризисы часто становятся катализатором для развития. В то же время, санкции создают уникальные возможности для российской экономики и финансового сектора. Это стимулирует:
- Импортозамещение и развитие внутренних производств: Ограничение импорта заставляет развивать собственные компетенции и производственные мощности.
- Поиск новых торговых партнеров и логистических цепочек: Переориентация на страны Востока и Юга.
- Создание и укрепление собственных финансовых инструментов и инфраструктуры: Развитие национальных платежных систем, создание альтернативных каналов финансирования.
- Ускоренное развитие цифровых технологий: Внедрение цифровых решений в финансах, включая цифровой рубль.
- Стимулирование внутренних инвестиций: Корпорации, лишенные доступа к внешнему финансированию, вынуждены больше полагаться на собственные ресурсы и внутренний рынок капитала.
Таким образом, внешние ограничения, хоть и болезненные, выступают в роли мощного стимула для внутренних преобразований, заставляя искать новые, более устойчивые пути развития, что в конечном итоге повышает экономический суверенитет страны.
Ключевые проблемы и факторы стабильности
Помимо внешних вызовов, российская финансовая система сталкивается с рядом внутренних проблем. Ключевыми факторами, влияющими на всех участников рынка, остаются:
- Курс рубля: Его волатильность влияет на инфляцию, инвестиции и доходы населения.
- Размер ключевой ставки Центрального банка: Является основным инструментом монетарной политики, определяющим стоимость денег в экономике. По состоянию на 8 октября 2025 года, ключевая ставка Банка России составляет 17,00% годовых. 12 сентября 2025 года ЦБ РФ снизил ключевую ставку на 100 базисных пунктов (1%) до 17% годовых. Это решение было принято с учетом замедления инфляции и необходимости поддержания экономического роста, но при этом регулятор отметил сохраняющуюся инфляцию выше целевого уровня и ускорение кредитной активности.
- Посткризисное формирование спекулятивной модели финансового рынка: Является одной из долгосрочных проблем, когда краткосрочные спекуляции преобладают над долгосрочными инвестициями, что может приводить к нестабильности.
- Низкая монетизация экономики: Этот показатель (отношение денежной массы к ВВП) в России остается ниже, чем во многих развитых странах, что может свидетельствовать о недостаточной глубине финансовой системы и ограниченных возможностях для финансирования экономического роста.
- Концентрированная собственность, олигополия, огосударствленность и зависимость от мировых цен на сырье и притока иностранных капиталов: Эти структурные особенности российской экономической модели создают системные риски и ограничивают диверсификацию.
Для обеспечения стабильности финансовых рынков и системы в целом необходимы постоянные институциональные преобразования, направленные на снижение рисков, повышение прозрачности и эффективности. Это включает в себя не только регуляторные инициативы, но и развитие конкуренции, поддержку малого и среднего бизнеса, а также диверсификацию источников экономического роста.
Эволюция и эффективность денежно-кредитной политики Банка России: ...
... занятости и устойчивого экономического роста. Актуальность данной работы обусловлена кардинальной трансформацией российской экономики в последние годы, что потребовало от Банка России (ЦБ РФ) применения нетривиальных ... включая кредитование правительства и высокие нормы резервирования. В 2000-е годы политика во многом опиралась на регулирование денежной массы через управление валютным курсом ...
Цифровой рубль: Внедрение и перспективы
Внедрение цифровых валют центрального банка (Central Bank Digital Currency, CBDC) является одним из наиболее значимых трендов в мировой финансовой системе, и Россия активно участвует в этом процессе. Цифровой рубль, представляющий собой третью форму национальной валюты (наряду с наличными и безналичными рублями), призван обеспечить безопасность, устойчивость, доступность операций, конкуренцию и инновации в финансовой системе.
Тестирование операций с реальными цифровыми рублями в России началось 15 августа 2023 года. Этот пилотный проект прошел несколько этапов, демонстрируя стремление Банка России к поэтапному и тщательному внедрению новой технологии. С 1 сентября 2024 года начался новый, более масштабный этап тестирования с участием до 9 тысяч человек и 1200 компаний. В этом пилотировании задействованы 12 ведущих российских банков: Альфа-Банк, Банк Дом.РФ, Ингосстрах Банк, ВТБ, Газпромбанк, Ак Бард банк, МТС-Банк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Банк Синара, Росбанк, ТКБ Банк.
На первом этапе пилотирования отрабатываются базовые операции, которые лягут в основу будущей полноценной эксплуатации цифрового рубля. К ним относятся:
- Открытие и пополнение счетов цифрового рубля: Пользователи могут создавать цифровые кошельки и переводить в них средства.
- Переводы между гражданами: Осуществление P2P-переводов с использованием цифрового рубля.
- Простые автоплатежи: Настройка автоматических регулярных платежей.
- Оплата покупок и услуг по QR-коду: Тестирование использования цифрового рубля для расчетов в торговых точках.
В рамках текущего этапа эти операции отрабатываются в 30 торговых точках в 11 городах России. В перспективе цифровой рубль способен трансформировать платежную инфраструктуру, сделать расчеты более быстрыми, безопасными и доступными, особенно в условиях усиления внешнего давления и необходимости обеспечения финансового суверенитета. Стоит ли ожидать, что он станет повседневным инструментом для каждого россиянина?
Денежное обращение и кредитование в России: Актуальные тенденции и монетарная политика ЦБ РФ (2024-2025 гг.)
Динамика денежного обращения и кредитования — это пульс экономики, отражающий ее состояние и перспективы. В 2024-2025 годах Россия переживает период значительных изменений в этих сферах, обусловленных как внутренними процессами, так и влиянием монетарной политики Центрального банка РФ.
Динамика денежной базы и безналичных платежей
Денежная база РФ в широком определении (включающая наличные деньги в обращении и остатки средств кредитных организаций на счетах в Банке России) является одним из ключевых индикаторов монетарных условий. В 2024 году она продемонстрировала рост на 5,5%, достигнув внушительной отметки в 27 триллионов 958,4 миллиарда рублей. Этот рост свидетельствует о расширении денежного предложения в экономике.
Российский рынок ценных бумаг в 2025 году: системные проблемы, ...
... инвесторов, что обеспечивается деятельностью мегарегулятора (Банк России). Мегарегулятор и законодательная база С 2013 года Центральный банк Российской Федерации (Банк России) выполняет функции мегарегулятора финансового рынка. Это ... Китай >60%). Объем активов розничных инвесторов 11 трлн рублей — Физические лица являются ключевым драйвером роста. Доля частных инвесторов в торгах акциями 74% — ...
Однако, стоит отметить интересные структурные изменения внутри денежной базы. Объем наличных денег в ее составе, несмотря на общий рост денежной базы, увеличился лишь на 1,0% в 2024 году, составив 18 триллионов 511,2 миллиарда рублей. Доля наличных денег в объеме денежной базы в декабре 2024 года увеличилась до 66,2% (с 63,3% в начале года), но за год снизилась с 69,1% на 1 января 2024 года. Это расхождение указывает на смещение предпочтений в сторону безналичных расчетов.
Факторы, способствующие снижению наличной денежной массы, многообразны:
- Ужесточение монетарной политики ЦБ: Повышение ключевой ставки стимулирует население и бизнес хранить средства в банках (депозиты), получая более высокий процентный доход, что снижает привлекательность наличности.
- Рост популярности безналичных платежей: Этот тренд является доминирующим. На 1 января 2025 года доля безналичных платежей в розничном обороте достигла впечатляющих 85,8%. Это стало возможным благодаря развитию платежной инфраструктуры, распространению мобильных приложений и удобству электронных расчетов.
- Развитие Системы быстрых платежей (СБП): СБП стала настоящим драйвером безналичных расчетов. К концу 2024 года переводы денежных средств через СБП совершали 7 из 10 жителей страны, а для оплаты ее использовали 5 из 10 человек. Количество операций через СБП удвоилось за год. Особенно значимым стало решение об отмене комиссий за переводы между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц, а также увеличение лимита одного такого перевода через СБП с 1 миллиона до 30 миллионов рублей. Это значительно расширило возможности для крупных безналичных расчетов.
Кредитование в России: Секторальный анализ (2024-2025 гг.)
Кредитование — двигатель экономического роста, и его динамика во II квартале 2024 года продемонстрировала заметное ускорение во всех сегментах, что стало реакцией на изменение экономических условий и действия регулятора.
Корпоративное кредитование: Во II квартале 2024 года рост корпоративного кредитного портфеля составил 5%, что в два раза выше, чем в I квартале (2,4%).
Это свидетельствует об активизации инвестиционной и операционной деятельности предприятий. Прогноз роста корпоративного портфеля на весь 2024 год был повышен до 10–15%.
Ипотечное кредитование: Ипотечный портфель вырос на 6,3% во II квартале 2024 года. Однако годовой прогноз по росту ипотеки сохранен на уровне 7–12% из-за ожидаемого сокращения государственной поддержки и ужесточения условий «Семейной ипотеки».
По итогам сентября 2025 года, выдачи ипотечных кредитов составили 399,2 миллиарда рублей, что на 9,0% выше, чем в сентябре 2024 года. Однако, если смотреть на более длительный период, за 9 месяцев 2025 года было выдано ипотечных кредитов на 2 триллиона 599 миллиардов рублей, что на 33,5% ниже, чем за аналогичный период 2024 года. Это демонстрирует неоднозначную динамику, где месячный рост может не компенсировать общий спад на фоне завершения льготных программ.
Банковское кредитование реального сектора РФ в 2024–2025 гг.: ...
... структурных сдвигов является критическая концентрация кредитного роста. В 2024 году четверть всего роста корпоративного портфеля была обеспечена лишь 20 ... объем кредитов по субсидируемым ставкам в 2023 году превысил 11 трлн рублей, при этом половина этой суммы пришлась ... на всю финансовую систему. Таблица 1. Структура прироста корпоративного кредитования по отраслям в 2024 году Отрасль Доля в ...
Потребительское кредитование: Продолжило ускоряться, показав рост на 5,9% во II квартале 2024 года (против 3,7% в I квартале) на фоне увеличения доходов населения и роста потребительской активности. Прогноз на 2024 год по потребительскому кредитованию был повышен до 12–17%.
Тем не менее, по итогам сентября 2025 года объем выданных кредитов физическим лицам составил 946,8 миллиарда рублей, что на 12,5% ниже, чем в сентябре 2024 года. Выдачи кредитов наличными в сентябре 2025 года снизились на 10,3% к августу, до 324 миллиардов рублей, а за 9 месяцев 2025 года — на 51,0% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Эти данные указывают на то, что ужесточение денежно-кредитной политики и макропруденциальных лимитов, о чем пойдет речь ниже, начинает оказывать заметное сдерживающее влияние.
Автокредиты: Рынок автокредитов в сентябре 2025 года показал рост объема выдач на 15,1% к августу 2025 года, составив 199 миллиардов рублей. Это может быть связано с отложенным спросом и частичной адаптацией к новым рыночным условиям.
Таким образом, общая картина кредитования неоднозначна: после ускорения в первой половине 2024 года, к осени 2025 года наблюдается замедление в некоторых ключевых сегментах розничного кредитования, что является прямым следствием целенаправленной политики ЦБ РФ, но как это отразится на долгосрочном экономическом росте?
Монетарная политика Банка России: Цели, инструменты и сценарии
Центральный банк РФ последовательно следует стратегии таргетирования инфляции, рассматривая ценовую стабильность как ключевой элемент макроэкономической устойчивости. Основная цель — удержать инфляцию на уровне 4%.
В условиях перегрева экономики и высокого инфляционного давления, наблюдавшихся в 2023-2024 годах, ЦБ РФ направлял денежно-кредитную политику на снижение инфляции посредством ужесточения. С августа по декабрь 2023 года ключевая ставка была повышена на 4 процентных пункта, до 16,0% годовых. Во втором полугодии 2024 года ЦБ продолжил повышать ключевую ставку, и к концу года она достигла 21%. Как уже отмечалось, на 8 октября 2025 года ключевая ставка составляет 17,00% годовых, после снижения на 100 базисных пунктов 12 сентября 2025 года. ЦБ прогнозирует замедление инфляции и ее возвращение к целевым 4% в 2026 году.
Ужесточение денежно-кредитной политики, безусловно, имеет свои последствия. Оно может привести к снижению темпов кредитования населения и бизнеса примерно на 15-20% от объемов 2023 года. Это означает, что доступ к заемным средствам становится дороже, что сдерживает потребительский и инвестиционный спрос.
Параллельно с повышением ключевой ставки, ЦБ РФ активно использует макропруденциальные лимиты как инструмент охлаждения чрезмерного роста кредитования. С 1 июля 2024 года были ужесточены макропруденциальные лимиты по кредитам от 25% до 40% и введены надбавки по автокредитам с показателем долговой нагрузки более 50%. Эти меры направлены на снижение рисков закредитованности населения и поддержание качества кредитных портфелей банков.
Сценарии развития экономики и денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2025-2027 годы:
ЦБ РФ регулярно публикует различные сценарии развития, которые отражают возможные траектории движения экономики и реакции монетарной политики. Эти сценарии помогают банкам, инвесторам и бизнесу адаптировать свои стратегии. Рассмотрим основные из них (гипотетические значения, основанные на общей логике ЦБ):
Лизинг как финансово-налоговый инструмент капитальных вложений ...
... настоящего исследования обусловлена двумя системными шоками 2024–2025 годов: Налоговая реформа: Значительное повышение ставки налога на прибыль до 25% (с ростом федеральной части до 8%), что требует переоценки эффективности ... Изменение эффекта Ставка налога на прибыль (ОСНО) 20% 25% +5 п.п. Экономия на налоге на прибыль (с 1 млн руб. расходов) 200 000 руб. 250 000 руб. Усиление налогового щита на 25% ...
- Базовый сценарий: Предполагает дальнейшее постепенное замедление инфляции до целевых 4% к концу 2026 года при умеренном экономическом росте. В этом сценарии ключевая ставка будет постепенно снижаться, следуя за инфляцией, например, до 10-12% к концу 2026 года и 8-9% к концу 2027 года. Рост кредитования будет умеренным, в пределах 5-10% в год.
- Дезинфляционный сценарий: Предполагает более быстрое, чем ожидалось, снижение инфляции, возможно, ниже целевого уровня. В этом случае ЦБ может более агрессивно снижать ключевую ставку, чтобы стимулировать экономику, например, до 8-10% к концу 2026 года и 6-7% к концу 2027 года.
- Проинфляционный сценарий: Характеризуется устойчиво высокой инфляцией из-за внутренних или внешних шоков. В этом случае ЦБ будет вынужден сохранять высокую ключевую ставку или даже повышать ее, чтобы купировать инфляционное давление, например, удерживать ставку на уровне 15-17% в 2026 году.
- Рисковый сценарий: Включает в себя значительные внешние или внутренние потрясения (например, усиление санкций, глобальный экономический кризис, внутренние структурные проблемы).
Этот сценарий может привести к высокой волатильности, инфляции и необходимости применения экстренных мер, таких как резкое повышение или снижение ключевой ставки в зависимости от характера шока.
Каждый сценарий несет в себе различные последствия для финансовых рынков, инвестиций и потребительской активности, подчеркивая важность гибкости и адаптивности в условиях неопределенности.
Бюджетное устройство РФ: Доходы, расходы и особенности современного этапа
Бюджетная система является стержнем государственных финансов, обеспечивая функционирование государства и выполнение его социальных и экономических функций. Российское бюджетное устройство имеет свои особенности, обусловленные федеративным строем и историческим развитием.
Принципы и уровни бюджетной системы
Основы бюджетного устройства Российской Федерации заложены в Конституции РФ и детально регламентируются Бюджетным кодексом РФ. Эти документы устанавливают принципы, на которых строится вся система государственных и муниципальных финансов:
- Единство бюджетной системы: Означает, что все бюджеты (федеральный, региональные, местные) являются взаимосвязанными и функционируют на основе единых принципов, форм и процедур.
- Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней: Четкое распределение полномочий и ответственности за формирование доходов и осуществление расходов между федеральным центром, субъектами РФ и муниципалитетами. Это позволяет избежать дублирования и повысить эффективность управления.
- Самостоятельность бюджетов: Каждый уровень бюджетной системы обладает правом на формирование и использование собственных финансовых ресурсов, что является основой финансовой автономии регионов и муниципалитетов.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в 2025 году: ...
... важные для юристов, землеустроителей и кадастровых специалистов в 2025 году. Введение: От устаревшего ГЗК к единой системе ЕГРН Актуальность темы исследования обусловлена не только непрерывным ... государственной регистрации недвижимости». Этот закон стал краеугольным камнем современной системы, осуществив с 1 января 2017 года консолидацию всех учетно-регистрационных действий в рамках ЕГРН, тем ...
- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов: Федеральный бюджет формируется за счет общенациональных доходов (НДС, налог на прибыль, таможенные пошлины, экспортные пошлины на сырье) и направляется на реализацию федеральных программ, оборону, внешнюю политику. Государственные внебюджетные фонды (Социальный фонд России, Фонд обязательного медицинского страхования) предназначены для социального обеспечения и здравоохранения.
- Бюджеты субъектов РФ: Формируются за счет региональных налогов (налог на имущество организаций, транспортный налог, часть налога на прибыль и НДФЛ) и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Направляются на нужды регионов: образование, здравоохранение, дороги, социальную поддержку.
- Местные бюджеты: Формируются за счет местных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц) и трансфертов из региональных бюджетов. Используются для финансирования муниципальных нужд: ЖКХ, благоустройство, местное образование.
Бюджетный кодекс РФ является основным законодательным актом, регулирующим эти отношения. Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Доходы бюджета: Источники и динамика (2023-2024 гг.)
Эффективность бюджетной системы во многом определяется способностью государства мобилизовать достаточные доходы. В 2024 году ожидается, что поступления налогов в бюджетную систему страны составят 52,5 триллиона рублей, что предполагает рост на 12%. Это амбициозный план, основанный на прогнозе благоприятной конъюнктуры на рынках основных экспортных товаров.
По итогам 2023 года в бюджетную систему было собрано 46,8 триллиона рублей, что на 11% больше, чем в 2022 году. Этот рост свидетельствует о восстановлении экономической активности и эффективности налогового администрирования. Наиболее высокие темпы роста в 2023 году показали:
- Налог на прибыль: +25%
- НДФЛ (Налог на доходы физических лиц): +14%
- НДС (Налог на добавленную стоимость): +11%
Эти показатели отражают рост корпоративных прибылей, увеличение доходов населения и потребительской активности.
Анализ показывает, что основными резервами для повышения сборов в бюджет за счет усиления администрирования являются НДС и налог на прибыль. Это означает, что налоговые органы фокусируются на более эффективном сборе этих налогов, борьбе с уклонением и повышении прозрачности налоговой базы. Однако важно отметить, что налоговая нагрузка на сырьевой сектор уже близка к пределу, что ограничивает возможности дальнейшего увеличения поступлений из этого сегмента и подчеркивает необходимость диверсификации источников бюджетных доходов.
Расходы бюджета и их влияние
Государственные расходы — это мощный инструмент воздействия на экономику. Власти могут осуществлять все расходы, возложенные на них Бюджетным кодексом РФ, включая реализацию национальных проектов. Национальные проекты, направленные на развитие инфраструктуры, здравоохранения, образования и других ключевых сфер, являются значимым источником бюджетных трат.
Рост бюджетных расходов является одним из факторов, влияющих на действия регулятора (ЦБ РФ) в отношении ключевой ставки. Когда правительство увеличивает расходы, это может стимулировать совокупный спрос и, как следствие, инфляционное давление. В таких условиях Центральный банк может быть вынужден повышать ключевую ставку, чтобы охладить экономику и удержать инфляцию в целевом диапазоне. Это создает сложный баланс между фискальной и монетарной политикой, требующий тесной координации между Министерством финансов и Центральным банком для достижения макроэкономической стабильности.
Налоговая система РФ: Принципы, проблемы и масштабные реформы (2025-2026 гг.)
Налоговая система — один из ключевых механизмов государственного регулирования экономики и перераспределения доходов. Она формирует бюджет, влияет на инвестиционную активность, стимулирует или сдерживает определенные секторы экономики и социальные группы. В России налоговая система переживает период масштабных реформ, которые призваны адаптировать ее к новым экономическим реалиям и повысить эффективность.
Основополагающие принципы налогообложения
Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации основывается на ряде фундаментальных принципов, закрепленных в Налоговом кодексе РФ (НК РФ):
- Всеобщность и равенство налогообложения: Каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги не могут иметь дискриминационный характер, различно применяясь исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных или иных подобных критериев.
- Экономическое основание и непроизвольность: Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Их целью является не препятствие реализации конституционных прав граждан, а обеспечение финансовой основы для деятельности государства.
- Определенность элементов налогообложения: При установлении налогов должны быть определены все ключевые элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога.
- Толкование сомнений в пользу налогоплательщика: Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этот принцип обеспечивает защиту прав и интересов граждан и организаций.
- Принцип исчерпывающего перечня налогов и сборов: На территории России действуют только те налоги и сборы, которые закреплены положениями статей 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ (федеральные, региональные и местные налоги).
Это обеспечивает предсказуемость и прозрачность налоговой системы.
Налоговая система РФ представляет собой трехуровневую иерархическую структуру, включающую федеральное, региональное и местное законодательство, что отражает федеративный характер государства.
Налоговая реформа 2025-2026: Ключевые изменения
Министерство финансов России инициировало масштабные налоговые реформы, направленные на оптимизацию бюджетных поступлений, стимулирование инвестиций и обеспечение социальной справедливости. Эти изменения затронут ключевые налоги и вступят в силу преимущественно с 2025-2026 годов.
1. Налог на прибыль организаций:
- Повышение основной ставки: С 1 января 2025 года основная ставка налога на прибыль организаций увеличилась с 20% до 25%. Распределение налога изменится: 8% будет зачисляться в федеральный бюджет (до 2030 года, затем 7%) и 17% — в бюджеты регионов и федеральной территории «Сириус» (до 2030 года, затем 18%).
Это решение направлено на увеличение бюджетных доходов и перераспределение фискальной нагрузки.
- Льготы для IT-компаний: С 2025 года ставка налога на прибыль для IT-компаний повышена с 0% до 5% и будет действовать до 2030 года. Это изменение является частью более широкого пересмотра стимулирующих мер для высокотехнологичных отраслей.
2. Налог на добавленную стоимость (НДС):
- Повышение основной ставки: В сентябре 2025 года был внесен законопроект, предусматривающий повышение основной ставки НДС с 20% до 22% с 1 января 2026 года. Это одно из наиболее значимых изменений, которое повлияет на конечные цены товаров и услуг.
- НДС для УСН: С 1 января 2025 года индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица на упрощенной системе налогообложения (УСН) с годовым доходом более 60 миллионов рублей будут обязаны уплачивать НДС. Возможны два варианта:
- Уплата НДС 20% с возможностью пользоваться вычетами.
- Уплата НДС по ставке 5% (при доходе 60–250 миллионов рублей) или 7% (при доходе 250–450 миллионов рублей) без возможности уменьшать налог на входящий НДС.
Планируется снижение порога для уплаты НДС на упрощенке до 10 миллионов рублей годовой выручки, тогда как в 2024 году этот лимит составлял 250 миллионов рублей. Эти меры направлены на выравнивание условий налогообложения и увеличение собираемости НДС.
3. Инвестиционные налоговые вычеты:
- Федеральный инвестиционный налоговый вычет: С 2025 года введен федеральный инвестиционный налоговый вычет, который позволяет предприятиям вычесть до половины стоимости основных средств и нематериальных активов из федеральной части налога на прибыль. Условие: сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, будет не ниже 3% (в 2025–2030 годах, далее 2%).
Это стимулирует инвестиции в модернизацию и развитие производств.
- Региональный инвестиционный вычет (РИНВ): Стал бессрочным, что обеспечивает долгосрочную поддержку региональных инвестиционных проектов.
4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ):
- Многоступенчатая шкала НДФЛ: Минфин внес законопроект об изменении налоговой системы, предусматривающий многоступенчатую шкалу НДФЛ с пятью ставками (13%, 15%, 18%, 20%, 22%) в зависимости от дохода, где повышенные ставки применяются к сумме превышения. Это внедрение прогрессивной шкалы налогообложения призвано усилить социальную справедливость и увеличить поступления от высокодоходных категорий граждан.
- Поддержка семей с детьми: Для семей с двумя и более детьми, доходы которых менее 1,5 регионального прожиточного минимума на человека, будет введен возврат части уплаченных налогов, снижающий реальную ставку до 6%, из средств федерального бюджета. Это важная мера социальной поддержки.
5. Социальные взносы для МСП:
- Планируется изменение льгот по социальным взносам для субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающем производстве: ставка для них составит 7,6% вместо 30%. Это значительное снижение нагрузки призвано стимулировать развитие производственного сектора МСП.
В целом, предложенные изменения направлены на уменьшение административных барьеров, повышение прозрачности и эффективности налоговой системы, а также стимулирование экономического роста и обеспечение более справедливого распределения налоговой нагрузки. Как эти реформы повлияют на каждого налогоплательщика и на макроэкономические показатели страны?
Эффективность налогового администрирования
Помимо законодательных изменений, большое внимание уделяется повышению эффективности налогового администрирования. Введенный Единый налоговый счет (ЕНС) доказал свою эффективность, сократив сумму невыясненных платежей в 23 раза. Это значительно упростило процесс уплаты налогов для бизнеса и повысило прозрачность расчетов с бюджетом.
В 2024 году Федеральная налоговая служба (ФНС) получила «мобилизационное задание» на 0,5 триллиона рублей за счет усиления администрирования. Это означает, что ФНС активизировала работу по выявлению недобросовестных налогоплательщиков и повышению собираемости налогов, сфокусировавшись на НДС и налоге на прибыль как на наиболее перспективных резервах.
Эти реформы, затрагивающие как налоговое законодательство, так и механизмы администрирования, формируют новую фискальную среду в России, которая должна способствовать устойчивому развитию экономики и эффективному наполнению бюджета.
Финансовые ресурсы предприятий в РФ: Формирование, использование и планирование
Финансы предприятий являются основой микроэкономики и важной частью общей финансовой системы страны. Эффективное формирование, рациональное использование и грамотное планирование финансовых ресурсов напрямую влияют на конкурентоспособность компаний, их инвестиционную активность и, в конечном итоге, на экономический рост.
Корпоративная прибыль и инвестиционная активность
Высокие доходы и корпоративная прибыль предприятий играют значимую роль в обслуживании долгов и способствуют росту внутренних инвестиций. Анализ последних данных подтверждает эту тенденцию:
- Рост чистой прибыли корпораций: Чистая прибыль корпораций в России выросла до 13 триллионов 140 миллиардов рублей в июне 2025 года с 11 триллионов 588 миллиардов рублей в мае 2025 года. В среднем чистая прибыль компаний составляла 7 триллионов 927,63 миллиарда рублей с 2010 по 2025 год, достигнув исторического максимума в 33 триллиона 306,30 миллиарда рублей в декабре 2023 года. Такой рост прибыльности создает благоприятные условия для самофинансирования и снижает зависимость от внешних заимствований.
- Прибыль крупнейших банков: Например, по итогам 2024 года чистая прибыль Сбербанка увеличилась почти на 5%, до 1,58 триллиона рублей, а в первом полугодии 2025 года составила 859 миллиардов рублей (+5,3%).
Это свидетельствует о восстановлении и укреплении финансового сектора.
Структурный рост инвестиционной активности в экономике напрямую связан с переориентацией на внутренний рынок и значительным объемом корпоративной прибыли. В условиях внешних ограничений российские компании все больше фокусируются на развитии внутренних производственных мощностей, модернизации и расширении бизнеса. В 2024 году инвестиции в основной капитал в РФ выросли на 7,4%. Однако прогноз Минэкономразвития на 2025 год предусматривает замедление темпов роста инвестиций до 1,7%, что может быть связано с адаптацией к новым налоговым условиям и высокой ключевой ставкой.
По темпам роста прибыли в 2024 году лидировали:
- Строительство: Рост в 1,7 раза.
- АПК (Агропромышленный комплекс): Рост на 30,3%.
- Логистическая сфера: Рост на 26,3%.
Эти секторы демонстрируют высокую адаптивность и являются драйверами экономического роста в текущих условиях.
Влияние налоговых изменений на финансы предприятий
Налоговая система оказывает прямое и косвенное влияние на формирование и использование финансовых ресурсов предприятий, а также на их воспроизводственные затраты. Последние налоговые изменения, инициированные Минфином, содержат как вызовы, так и новые возможности для бизнеса.
- Повышение налога на прибыль (до 25% с 2025 г.): Хотя это и увеличивает фискальную нагрузку, федеральный инвестиционный налоговый вычет позволяет предприятиям вычесть до половины стоимости основных средств и нематериальных активов из федеральной части налога на прибыль. Это стимулирует реинвестирование прибыли в развитие производства и модернизацию, тем самым снижая эффективную налоговую ставку для активных инвесторов. Бессрочный региональный инвестиционный налоговый вычет также поддерживает инвестиционную активность на местах.
- Изменение льгот по социальным взносам для МСП в обрабатывающем производстве: Снижение ставки до 7,6% вместо 30% является мощным инструментом поддержки. Это значительно уменьшает фонд оплаты труда, снижает себестоимость продукции, увеличивает конкурентоспособность и высвобождает финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на развитие, повышение заработной платы или снижение цен. Это прямая мера по снижению воспроизводственных затрат и стимулированию роста МСП в приоритетном секторе.
- Изменения в НДС для УСН: Введение обязанности по уплате НДС для ИП и юрлиц на УСН с доходом более 60 миллионов рублей (а в перспективе и более 10 миллионов рублей) может увеличить административную нагрузку и налоговые обязательства для части малого и среднего бизнеса. Однако это также может способствовать интеграции таких компаний в общую экономическую систему, делая их более привлекательными для крупных контрагентов, работающих с НДС. Выбор между уплатой НДС с вычетами (20%) или без вычетов (5-7%) предоставит предприятиям гибкость в налоговом планировании.
Таким образом, комплекс налоговых реформ призван не только увеличить доходы бюджета, но и перенаправить потоки финансовых ресурсов предприятий в сторону приоритетных отраслей, стимулировать инвестиции и снизить издержки для определенных категорий бизнеса, тем самым поддерживая их финансовое планирование и обеспечение воспроизводственных затрат в условиях изменяющейся экономики.
Банковское и коммерческое кредитование: Роль институтов и формы обеспечения
Кредитование является жизненно важной функцией любой современной экономики, обеспечивающей перераспределение капитала от тех, кто имеет избыток, к тем, кто нуждается в средствах для развития и потребления. В России эту функцию выполняют коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты, чья деятельность строго регулируется Центральным банком РФ.
Роль коммерческих банков и кредитных организаций
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) выполняет ключевую регулирующую роль в банковском секторе. Он не только выдает лицензии на осуществление банковской деятельности, но и осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства, устанавливает нормативы и правила, призванные обеспечить стабильность и надежность всей финансовой системы.
По состоянию на 1 октября 2025 года, в России насчитывается 306 действующих банков (212 банков с универсальной лицензией, 94 – с базовой) и 46 небанковских кредитных организаций. Это число постоянно меняется под воздействием регуляторной политики (отзыв лицензий у неэффективных или недобросовестных игроков) и рыночных процессов (слияния, поглощения).
Коммерческие банки являются ключевым элементом кредитно-финансовой инфраструктуры. Их основные функции:
- Аккумуляция свободных финансовых ресурсов: Банки привлекают денежные средства населения и предприятий на депозиты, являясь своего рода посредниками между сберегателями и заемщиками.
- Распределение ресурсов через кредитование: Собранные средства банки распределяют в виде кредитов юридическим и физическим лицам, обеспечивая финансирование инвестиционных проектов, пополнение оборотного капитала, потребительские нужды.
- Управление рисками: Банки профессионально оценивают кредитные риски, диверсифицируют кредитные портфели и используют различные инструменты хеджирования.
- Снижение транзакционных издержек: Обеспечивают эффективные и недорогие платежные услуги, способствуя ускорению денежного обращения.
- Мобилизация капитала: Превращают мелкие и разрозненные сбережения в крупные инвестиционные потоки.
Таким образом, коммерческие банки не просто «дают деньги в долг», они являются сложным механизмом, обеспечивающим эффективность перераспределения капитала, что критически важно для функционирования современной двухуровневой банковской системы России и ее адаптации к новым экономическим реалиям.
Формы обеспечения банковского и коммерческого кредита
Для снижения рисков невозврата кредитов банки и другие кредитные организации широко используют различные формы обеспечения. Наличие обеспечения снижает риск для банка, позволяя заемщику получить кредит по более низкой процентной ставке. Распространенные формы обеспечения кредита включают:
- Залоговое имущество: Это наиболее распространенная форма. Залог предполагает передачу банку ликвидного актива в качестве гарантии исполнения обязательств. При этом залоговое имущество, как правило, остается у заемщика, но на него накладывается обременение (например, невозможность продажи без согласия банка).
Виды залогового обеспечения могут включать:
- Недвижимость: Квартиры, дома, земельные участки, коммерческие объекты (особенно для ипотеки и крупных корпоративных кредитов).
- Автотранспорт: Легковые и грузовые автомобили, спецтехника (для автокредитов).
- Оборудование: Производственные станки, агрегаты, высокотехнологичное оборудование.
- Товары в обороте: Сырье, готовая продукция, запасы (для оборотного кредитования предприятий).
- Ценные бумаги: Акции, облигации, векселя.
- Права требования: Например, дебиторская задолженность, права по контрактам.
- Объекты интеллектуальной собственности: Патенты, товарные знаки (в менее распространенных случаях).
- Сам бизнес (доля в уставном капитале, акции): Используется для крупных сделок по слияниям и поглощениям.
Залог часто требуется для получения крупных кредитов (более 1 миллиона рублей), автокредитов и ипотеки, поскольку он обеспечивает банку возможность возместить свои потери в случае дефолта заемщика.
- Поручительство: Это привлечение третьего лица (поручителя), которое обязуется погасить долг заемщика при его неспособности выполнить обязательства. Поручителями могут выступать как физические, так и юридические лица. Ответственность поручителя может быть солидарной (банк вправе требовать исполнения как от заемщика, так и от поручителя) или субсидиарной (только после безуспешных попыток взыскания с заемщика).
- Страхование: Предполагает заключение договора со страховой компанией, которая гасит долговые обязательства клиента (или их часть) при наступлении определенных условий (например, потеря работы, временная нетрудоспособность, смерть заемщика).
Страхование кредитов является дополнительным элементом защиты для банка и заемщика.
- Денежные средства на расчетном счете (или депозите): Иногда банк может требовать от заемщика поддержания определенного остатка средств на счете или размещения депозита в качестве обеспечения. Это одна из наиболее ликвидных форм обеспечения.
Выбор формы обеспечения зависит от множества факторов: суммы кредита, срока, кредитоспособности заемщика, специфики его деятельности и политики банка. Комбинирование различных форм обеспечения позволяет банкам гибко управлять рисками и предлагать более разнообразные кредитные продукты.
Выводы и рекомендации по совершенствованию финансово-кредитной системы РФ
Российская финансово-кредитная система в 2025 году представляет собой динамичный и адаптивный организм, находящийся под влиянием глобальных геополитических вызовов и глубоких внутренних преобразований. Анализ показал, что, несмотря на беспрецедентные санкции и связанные с ними ограничения доступа к внешним рынкам капитала, система демонстрирует устойчивость и активно ищет новые пути развития.
Ключевые выводы:
- Адаптивность и структурные изменения: Финансовая система РФ, оставаясь в рамках банковской модели, активно трансформируется. Развитие безналичных платежей (доля 85,8% на 01.01.2025) и Системы быстрых платежей (СБП), включая новые лимиты переводов, свидетельствует о цифровизации и повышении эффективности расчетов.
- Проактивная монетарная политика: Центральный банк РФ проводит жесткую политику таргетирования инфляции, используя ключевую ставку (17,00% на 08.10.2025) и макропруденциальные лимиты. Это привело к замедлению кредитования физических лиц в сентябре 2025 года, но при этом способствует снижению инфляции.
- Масштабные налоговые реформы: Инициированные Минфином налоговые изменения на 2025-2026 годы (повышение налога на прибыль до 25%, обсуждение НДС до 22%, новые правила для УСН, прогрессивная шкала НДФЛ, инвестиционные вычеты) направлены на увеличение бюджетных доходов, стимулирование инвестиций и социальную справедливость.
- Возрастающая роль корпоративных финансов: Высокая корпоративная прибыль (13,14 трлн рублей в июне 2025 года) и рост внутренних инвестиций (7,4% в 2024 году) подчеркивают значение самофинансирования и переориентацию на внутренний рынок как драйверов экономического роста.
- Развитие цифровых финансов: Внедрение цифрового рубля, проходящее этап активного пилотирования с участием 12 банков и тысяч пользователей, обещает повысить безопасность, доступность и инновационность финансовой системы.
- Институциональные преобразования: Разработка новой методики определения системно значимых кредитных организаций (СЗКО) с учетом экосистем и количества клиентов (внедрение с 2027 года) указывает на стремление регулятора к повышению системной устойчивости.
- Уникальные возможности в условиях санкций: Несмотря на вызовы, санкции стимулируют развитие внутренних производств, поиск новых торговых партнеров и укрепление собственного финансового суверенитета.
Рекомендации по совершенствованию финансово-кредитной системы РФ:
- Оптимизация координации фискальной и монетарной политики: Учитывая рост бюджетных расходов и их влияние на инфляцию, необходима более тесная координация между Минфином и ЦБ РФ для достижения целей макроэкономической стабильности и минимизации противоречий в политике. Это позволит избежать избыточного давления на ключевую ставку.
- Доработка и гибкая адаптация налоговых реформ: Внедрение новых налоговых правил должно сопровождаться тщательным мониторингом их влияния на бизнес, особенно на МСП. Возможно, потребуется корректировка порогов и ставок, особенно для УСН, чтобы не подавить активность малого бизнеса. Стимулирование инвестиций через налоговые вычеты следует максимально упростить.
- Ускоренное развитие и масштабирование цифрового рубля: Поэтапное внедрение цифрового рубля должно сопровождаться активным информированием населения и бизнеса, а также разработкой новых сервисов. Для повышения конкуренции и инноваций, следует рассмотреть возможность дальнейшего расширения спектра операций и числа участников пилотирования.
- Поддержка внутренних инвестиций и диверсификация экономики: Продолжать стимулировать реинвестирование корпоративной прибыли в приоритетные, несырьевые секторы экономики. Рассмотреть дополнительные меры поддержки для отраслей с высоким потенциалом роста, что позволит снизить зависимость от мировых цен на сырье и притока иностранных капиталов.
- Развитие конкуренции в банковском секторе: Несмотря на консолидацию, необходимо поддерживать конкурентную среду, особенно среди банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций, чтобы обеспечить широкий доступ к финансовым услугам и снизить стоимость кредитования. Новая методика СЗКО должна способствовать повышению прозрачности и устойчивости.
- Повышение финансовой грамотности населения и бизнеса: Масштабные изменения в денежном обращении (СБП, цифровой рубль) и налоговой системе требуют активного просвещения. Это поможет населению и бизнесу эффективно использовать новые инструменты и адаптироваться к изменяющимся правилам.
- Дальнейшее совершенствование механизмов обеспечения кредитов: Разработка новых, более гибких и прозрачных форм обеспечения, возможно, с использованием цифровых технологий, может повысить доступность кредитования для добросовестных заемщиков и снизить риски для банков.
В целом, российская финансово-кредитная система находится на этапе активного развития и адаптации. Грамотное управление текущими вызовами и использование возникающих возможностей позволит ей стать еще более устойчивой, эффективной и способной поддерживать долгосрочный экономический рост страны.
Список использованной литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) ; (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 19.12.2023).
- Банк России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/152912/on_2024-2026.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Банк России. Кредитование в II квартале 2024 года ускорилось во всех сегментах, а средства населения продолжили активно расти. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=19106 (дата обращения: 09.10.2025).
- Банк России. Итоги работы Банка России 2024: коротко о главном. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=18151 (дата обращения: 09.10.2025).
- Банк России. Второе полугодие 2024 года — АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ В СЕГМЕНТЕ РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=19106 (дата обращения: 09.10.2025).
- Банк России повысил прогноз по росту потребкредитования в 2024 году до 12-17%. URL: https://frankrg.com/83942 (дата обращения: 09.10.2025).
- Минфин представил новые направления налоговой политики. Финансовый директор. URL: https://fd.ru/news/85375-minfin-predstavil-novye-napravleniya-nalogovoy-politiki (дата обращения: 09.10.2025).
- Министерство финансов Российской Федерации. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 09.10.2025).
- Даниил Егоров оценил рост налоговых поступлений в 2024 году. ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/14352528/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ЦБ прогнозирует возможное сокращение наличных денег в обороте в 2024 году. ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/19227599 (дата обращения: 09.10.2025).
- Центральный банк России в 2025 году: кому принадлежит и на чем зарабатывает. Bankiros.ru. URL: https://bankiros.ru/news/centralnyj-bank-rossii-v-2025-godu-komu-prinadlezit-i-na-cem-zarabatyvaet-13271 (дата обращения: 09.10.2025).
- Изменение налоговой системы РФ: Минфин внес законопроект в правительство. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/05/2024/665604119a794711f7c35804 (дата обращения: 09.10.2025).
- Обеспечение кредита: какие бывают и зачем нужны, требования банков. Альфа-Банк. URL: https://alfabank.ru/get-money/credits/articles/kreditnoe-obespechenie/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Совершенствование налоговой системы России в 2024 году: межстрановые сравнения и региональная проекция. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-nalogovoy-sistemy-rossii-v-2024-godu-mezhstranovye-sravneniya-i-regionalnaya-proektsiya (дата обращения: 09.10.2025).
- Современное состояние финансовой системы Российской Федерации и проблемы ее развития. АПНИ. URL: https://apni.ru/article/2600-sovremennoe-sostoyanie-finansovoj-sistemi (дата обращения: 09.10.2025).
- Какие проблемы будут главными для российской экономики в 2024 году. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/12/2023/658b16429a79477028ce2f00 (дата обращения: 09.10.2025).
- По итогам сентября 2025 года объем выдач кредитов составил 947 млрд руб. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=19349 (дата обращения: 09.10.2025).
- Тема 1 Налоговая система РФ: сущность, функции и принципы построения. Учебное пособие. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/text_files/2020-05/nalogovaya_sistema_rf.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Что такое финансовая система РФ и из каких элементов она состоит? Яндекс. URL: https://dzen.ru/a/ZeJmQy0K_UuL87-z (дата обращения: 09.10.2025).