Приоритетный Факт: Совокупная фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему РФ) в 2023 году составила 31,47% ВВП, а совокупный фискальный импульс в Российской Федерации в период 2022–2024 гг. превысил 10,0% годового ВВП. Эти цифры не просто отражают стабильно высокий уровень концентрации ресурсов на уровне государства, но и служат прямым подтверждением того, что фискальная политика — через налоги и субсидии — является не пассивным собирателем средств, а мощным, активно действующим инструментом макроэкономического управления в условиях структурной трансформации.
Введение
Налоги и субсидии исторически выступали центральными механизмами, через которые государство осуществляет свои экономические функции: от обеспечения общественных благ до выравнивания доходов и стимулирования отраслевого роста. В современной экономике, особенно в период геополитических и структурных вызовов, фискальные инструменты приобретают критически важное значение. Они не только наполняют казну, но и служат ключевыми рычагами для реализации стратегических приоритетов, таких как импортозамещение, развитие высокотехнологичных секторов и обеспечение социальной стабильности. На фоне таких масштабных вызовов, важность этих инструментов возрастает.
Актуальность темы обусловлена необходимостью всестороннего анализа фискальной политики Российской Федерации в период 2022–2024 годов, который характеризуется реализацией беспрецедентного по масштабам фискального импульса. Понимание того, как структурированы налоговые обязательства и как распределяются субсидиарные потоки, позволяет оценить эффективность государственного вмешательства и его влияние на инвестиционный климат и социальную сферу.
Цель исследования состоит в разработке всестороннего аналитического обзора, который не только раскрывает теоретические основы и функции налогов и субсидий, но и дает количественную оценку их роли как ключевых инструментов фискальной и регуляторной политики РФ в актуальном периоде.
Задачи исследования:
- Дать точные правовые и экономические определения ключевых фискальных инструментов (налог, субсидия, дотация, субвенция).
- Проанализировать динамику и структуру налоговых доходов, оценив макроэкономический эффект фискального импульса 2022–2024 гг.
- Провести микроэкономический анализ инцидентности налогового бремени с использованием теории ценовой эластичности.
- Детализировать механизмы регулирующей функции на примерах конкретных отраслей (АПК, IT) и оценить их экономический эффект.
- Выявить ключевые проблемы фискальной политики РФ и рассмотреть перспективы ее «донастройки» в контексте национальных приоритетов и международного налогового регулирования.
Объектом исследования выступают фискальные отношения, возникающие в процессе формирования и использования централизованных финансовых ресурсов государства. Предметом исследования являются механизмы и инструменты фискальной политики, а именно налоги, субсидии, субвенции и дотации, а также их экономическое воздействие.
Фискальная и денежно-кредитная политика государства: Комплексный ...
... периоды экономических спадов правительство должно активно вмешиваться в экономику через фискальную политику. Это означало увеличение государственных расходов (например, на инфраструктурные проекты) и/или снижение налогов. ... более сложным и адаптивным моделям. Кейнсианская революция и доминирование фискальной политики Переломным моментом в понимании государственного регулирования стала Великая ...
Глава 1. Теоретико-правовые основы и функции фискальных инструментов
Сущность и классификация налогов в системе государственных финансов
В академическом и правовом поле налог — это фундаментальная категория. В Российской Федерации его сущность закреплена в Налоговом кодексе РФ (ст. 8), который определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Это определение подчеркивает три ключевые характеристики налога: обязательность, безвозмездность и целевое назначение (финансирование публичных нужд).
Функции налогов традиционно подразделяются на две основные категории:
- Фискальная (накопительная) функция: Главная и исторически первичная функция, заключающаяся в формировании централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эффективность этой функции измеряется через долю налоговых доходов в ВВП.
- Регулирующая функция: Используется для воздействия на экономические процессы и стимулы субъектов рынка. Она реализуется через дифференциацию ставок, предоставление льгот, налоговых вычетов и режимов. Регулирующая функция может быть:
- Стимулирующей: Снижение налогового бремени для приоритетных отраслей (например, 0% ставка налога на прибыль для IT).
- Дестимулирующей: Повышение налогового бремени для нежелательных видов деятельности (например, акцизы на табачные изделия).
- Перераспределительной: Изменение структуры доходов населения и регионов через прогрессивные ставки или трансферты.
Классификация налогов в РФ осуществляется по нескольким критериям, ключевым из которых является уровень бюджета, в который они зачисляются (НК РФ):
Уровень бюджета | Примеры налогов |
---|---|
Федеральные | НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организаций, НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых). |
Региональные | Налог на имущество организаций, Транспортный налог, Налог на игорный бизнес. |
Местные | Земельный налог, Налог на имущество физических лиц, Торговый сбор. |
Механизмы бюджетного субсидирования: субсидии, субвенции и дотации
Если налоги представляют собой обязательное изъятие ресурсов, то субсидии, субвенции и дотации являются инструментами обратного действия — государственного финансирования и перераспределения средств, регулирующими экономическую активность и обеспечивающими социальную стабильность.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, ключевые понятия различаются по принципу целевого назначения и уровню предоставления:
- Субсидия (ст. 78 БК РФ): Безвозмездно предоставленные денежные средства, предназначенные для возмещения уже произведенных затрат (компенсирующие субсидии) или для финансового обеспечения предстоящих расходов (стимулирующие субсидии).
В отличие от дотаций и субвенций, субсидии могут предоставляться не только другим уровням бюджета, но и коммерческим организациям для достижения конкретных экономических целей (например, поддержка АПК или IT-сектора).
- Дотация (ст. 131 БК РФ): Бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов другого уровня бюджетной системы РФ. Их основная цель — выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Дотации не имеют строго целевого характера и могут быть использованы по усмотрению получателя.
- Субвенция (ст. 133, 140 БК РФ): Межбюджетный трансферт, предоставляемый бюджету другого уровня на безвозмездной основе для финансового обеспечения целевых расходов, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий РФ. Субвенции, в отличие от дотаций, всегда имеют строго целевой характер и подлежат контролю за их использованием.
Таким образом, субсидии — это инструмент отраслевой и корпоративной политики, дотации — инструмент территориального выравнивания, а субвенции — инструмент делегирования полномочий.
Теоретические модели анализа фискального воздействия
Для оценки реального влияния налогов и субсидий на макроэкономические показатели используются признанные аналитические модели.
Модель оптимальной налоговой нагрузки (Кривая Лаффера).
Концепция Кривой Лаффера постулирует наличие нелинейной зависимости между налоговой ставкой и объемом налоговых поступлений. При нулевой ставке доходы равны нулю, но при ставке 100% они также стремятся к нулю из-за полного исчезновения стимулов к экономической деятельности, ухода бизнеса в тень или миграции капитала.
Теоретически существует оптимальная ставка ($t^*$), при которой налоговые поступления максимальны. Однако, как показывают исследования, при моделировании Кривой Лаффера в России необходимо учитывать не только снижение деловой активности, но и взаимосвязь роста ставки с объемом уклонения от уплаты налогов (размером теневого сектора). Аналитики ФНС используют эту модель для регулирования фискального давления, чтобы не допустить массового перехода предпринимателей в неформальный сектор.
Модель фискального мультипликатора.
Макроэкономическое воздействие государственных расходов (включая субсидии) и налогов оценивается через мультипликативный эффект.
- Мультипликатор расходов (MG) показывает, насколько изменится ВВП при изменении государственных расходов на одну единицу.
- Мультипликатор налогов (MT) показывает, насколько изменится ВВП при изменении налоговых поступлений на одну единицу.
Ввиду того, что государственные расходы (субсидии) напрямую формируют совокупный спрос, а налоги действуют опосредованно (через располагаемый доход), абсолютное значение мультипликатора расходов всегда выше, чем мультипликатора налогов (по модулю).
Это означает, что MG > |MT|. Высокий фискальный импульс, реализованный в 2022–2024 гг. в РФ, в значительной степени опирался на этот механизм. Так что, неудивительно ли, что прямое государственное стимулирование оказалось более эффективным рычагом для оживления экономики?
Глава 2. Анализ макроэкономической роли и перераспределительной функции налогов и субсидий (2022-2024 гг.)
Динамика и структура налоговых доходов в бюджетной системе РФ
Стабильность и концентрация ресурсов — ключевые характеристики фискальной политики РФ последних лет. Согласно официальным данным, совокупный уровень налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации в последние годы демонстрирует высокую стабильность, находясь в диапазоне от 29% до 32% ВВП.
В 2023 году совокупная фискальная нагрузка составила 31,47% ВВП. Этот показатель отражает способность государства мобилизовать значительные ресурсы, что является основой для реализации масштабных программ.
Однако критически важным остается анализ структуры доходов федерального бюджета, который продолжает демонстрировать высокую зависимость от сырьевого сектора. Прогноз на 2024 год показывает, что из ожидаемого прироста налоговых доходов в 4,5 трлн рублей, **более половины (61%) будет обеспечено за счет ресурсных налогов** на нефтяную и газовую отрасли (НДПИ, экспортные пошлины).
Структура ненефтегазовых доходов (налоги на прибыль, НДС, НДФЛ) остается менее динамичной, что подтверждается их стабильным уровнем в 11–12% ВВП на прогнозном горизонте. Повышение до 13,1% ВВП в 2024 году объясняется в основном разовыми факторами, а не устойчивым структурным ростом. Это подчеркивает ключевую проблему фискальной политики — необходимость диверсификации источников доходов.
Показатель | 2022 г. (факт) | 2023 г. (факт) | 2024 г. (прогноз) |
---|---|---|---|
Общий прирост налоговых доходов, млрд руб. | — | — | +4,5 трлн руб. |
Доля прироста за счет нефтегазового сектора | — | — | 61% |
Ненефтегазовые доходы (в % ВВП) | ~12% | ~12% | 13,1% (за счет разовых факторов) |
Оценка фискального импульса и «квазибюджетных» операций
Период 2022–2024 гг. вошел в историю макроэкономической политики РФ как время реализации мощного совокупного фискального импульса, превысившего 10,0% годового ВВП. Фискальный импульс — это мера изменения чистого фискального баланса (расходы минус доходы), отражающая стимулирующее или сдерживающее влияние бюджета на экономику.
Реализация этого импульса осуществлялась посредством двух ключевых каналов:
- Структурный первичный дефицит бюджета: Разница между непроцентными расходами и ненефтегазовыми доходами. Значительное увеличение расходов (особенно на социальную политику и оборону) при относительно стабильных ненефтегазовых доходах привело к расширению дефицита, что оказало сильное стимулирующее воздействие на совокупный спрос. Например, расходы федерального бюджета РФ на социальную политику планируются на уровне 17,5 трлн рублей в 2024 году (рост с 15,7 трлн рублей в 2022 году).
- «Квазибюджетные» операции: Финансирование расходов и инвестиций вне традиционных бюджетных правил. К ним относятся масштабные инвестиции из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и предоставление государственных кредитов. Эти операции позволили государству проводить структурную трансформацию, направляя средства на приоритетные проекты без прямого увеличения налоговой нагрузки или чрезмерного наращивания государственного долга.
Таким образом, фискальная политика РФ успешно использовала как традиционные, так и нетрадиционные методы (ФНБ), чтобы компенсировать внешние шоки, обеспечить социальные обязательства и перераспределить ресурсы в пользу новых стратегических направлений. И что из этого следует? Следует то, что возможность использования накопленных резервов (ФНБ) позволила избежать резкого роста государственного долга, характерного для стимулирующей политики других стран в период кризисов.
Применение теории инцидентности налога в РФ
Теория инцидентности налога (Tax Incidence) изучает, как распределяется фактическое налоговое бремя между участниками рынка (потребителями и производителями) вне зависимости от того, кто формально выступает плательщиком налога. Эта теория критически важна для оценки справедливости и эффективности фискальной политики.
Ключевой фактор, определяющий инцидентность, — ценовая эластичность спроса и предложения.
Правило инцидентности: Бремя налога ложится преимущественно на ту сторону рынка (потребителя или производителя), чья эластичность ниже (то есть, кто менее способен изменить свое поведение в ответ на изменение цены).
Если спрос неэластичен (например, на товары первой необходимости), потребители возьмут на себя большую часть бремени. Если предложение неэластично (например, для уникальных или быстро нерасширяемых ресурсов), большая часть налога ляжет на производителя.
Практическое применение: Инцидентность НДС в РФ.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, формальным плательщиком которого является продавец (производитель).
Однако экономическое бремя НДС почти всегда перекладывается на конечного потребителя через повышение цены.
В российской практике, инцидентность НДС имеет специфическую особенность, связанную с системой налогового вычета:
- Плательщики НДС (крупный и средний бизнес на общей системе налогообложения) могут получить вычет входящего НДС, поэтому бремя для них снижается.
- Бремя НДС ложится в первую очередь на конечного потребителя и на субъектов, которые не являются плательщиками НДС (например, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения — УСН, или не облагаемые НДС финансовые учреждения, такие как банки).
Эти организации, покупая товары и услуги с включенным НДС, не могут получить налоговый вычет, и налог становится для них частью затрат, ухудшая их конкурентное положение.
Таким образом, повышение ставки НДС (как это обсуждается в рамках «донастройки» системы) не просто увеличит цену для населения, но и станет дополнительной фискальной нагрузкой на сектор малого и среднего предпринимательства, работающего на спецрежимах. Каковой же важный нюанс здесь упускается? Упускается тот факт, что для МСП, не имеющих возможности вычета НДС, этот налог функционирует как налог с оборота, что подрывает стимулы к легализации и расширению бизнеса.
Глава 3. Регулирующая функция и перспективы совершенствования фискальной политики
Налоговое и субсидиарное регулирование приоритетных отраслей (Кейсы АПК и IT-сектора)
Регулирующая функция фискальных инструментов проявляется в адресном стимулировании приоритетных отраслей экономики.
Кейс 1: Агропромышленный комплекс (АПК)
Поддержка АПК является стратегическим приоритетом РФ, направленным на обеспечение продовольственной безопасности и импортозамещения. В 2024 году на государственную поддержку АПК запланировано 558 млрд рублей.
Новый механизм: «Объединенная субсидия» (с 2024 г.).
С 1 января 2024 года, согласно Постановлению Правительства РФ от 2 декабря 2023 года № 2065, была введена «объединенная субсидия», которая консолидировала ранее действовавшие компенсационную и стимулирующую субсидии.
Цель реформы — повысить адресность и эффективность распределения средств. Система работает следующим образом:
- Обязательные направления (5): Финансирование мер, обязательных для всех регионов (например, агрострахование, поддержка селекции).
- Дополнительные направления (7): Регионы могут выбрать не более трех из семи предложенных направлений (например, развитие животноводства, глубокая переработка зерна) в соответствии со своими региональными приоритетами.
Дополнительным инструментом является льготное кредитование. Для приоритетных направлений (например, селекция) ставка кредита для аграриев рассчитывается по формуле: 30% * (Ключевая Ставка ЦБ) + 2% годовых
. Этот механизм напрямую регулирует инвестиционную активность, делая капиталоемкие проекты более доступными.
Кейс 2: IT-сектор
IT-сектор стал ключевым объектом налогового стимулирования. Цель — удержание кадров, развитие отечественного ПО и повышение конкурентоспособности.
Ключевые налоговые преференции:
- Налог на прибыль организаций: Ставка 0% до конца 2024 года (с планом повышения до 5% с 2025 года).
- Страховые взносы: Пониженный тариф 7,6% (вместо стандартных ≈30%).
Квантифицированный эффект отмены льгот.
В качестве примера «донастройки» регулирующей функции можно привести недавнее решение об отмене временной льготы по НДС для отечественного программного обеспечения. Минфин РФ оценил ожидаемый прямой экономический эффект от этой отмены в 25 млрд рублей. Обоснованием послужил быстрый рост и восстановление IT-отрасли (рост зарплат на 12–15%), что сделало стимул избыточным. Это демонстрирует, что регулирующая функция не является статичной: льготы вводятся для запуска роста, а затем могут быть скорректированы для увеличения фискальных поступлений, когда отрасль достигает зрелости.
Анализ проблем и предложений по «донастройке» налоговой системы РФ
Одной из ключевых задач бюджетной политики РФ на период до 2026 года является снижение зависимости от сырьевого рынка и обеспечение устойчивого роста ненефтегазовых доходов. В рамках этой задачи обсуждается комплекс мер, направленных на «донастройку» налоговой системы.
Основные проблемы фискальной политики:
- Высокая сырьевая зависимость: Нестабильность мировых цен на энергоносители напрямую влияет на доходы бюджета, что требует создания устойчивого ненефтегазового фискального якоря.
- Противоречия в регулировании: Неравномерное распределение налогового бремени (например, в результате инцидентности НДС) и необходимость постоянной адаптации льгот к меняющимся экономическим условиям.
Актуальные предложения по повышению фискальной нагрузки (2024–2026 гг.):
В рамках стратегической концентрации ресурсов на социальных и оборонных приоритетах обсуждается повышение фискальной нагрузки на бизнес и граждан, а также изменение правил для спецрежимов:
Направление реформы | Текущее состояние | Предлагаемое изменение | Потенциальное влияние |
---|---|---|---|
Ставка НДС | 20% | Увеличение до 22% | Значительное повышение цен для конечного потребителя и дополнительное бремя для неплательщиков НДС (УСН). |
Порог УСН для уплаты НДС | 60 млн руб. (годовая выручка) | Снижение до 10 млн рублей | Включение значительной части малого бизнеса, работающего на УСН, в систему НДС, что увеличит их административные и налоговые издержки. |
Прогрессия НДФЛ | Фактически введена | Расширение ступеней прогрессии | Усиление перераспределительной функции налогов, повышение социальной справедливости и увеличение доходов бюджета. |
Эти предложения демонстрируют явный тренд на увеличение фискальной концентрации и оптимизацию налоговой базы, что, с одной стороны, обеспечит ресурсами государственные приоритеты, а с другой — может потребовать от бизнеса адаптации к более сложному и высоконагруженному налоговому режиму.
Роль международного налогового регулирования (OECD Pillar 2)
Современная фискальная политика не может существовать изолированно. Российская Федерация, являясь членом международного экономического сообщества, вынуждена учитывать требования международных инициатив, в первую очередь, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Инициатива OECD Pillar 2 (Глобальный минимальный налог).
Pillar 2 нацелен на установление глобальной минимальной ставки налога на прибыль корпораций в размере 15% для международных групп компаний с выручкой свыше 750 млн евро.
Влияние на фискальную политику РФ:
Участие в инициативе обязывает РФ (путем введения правил, таких как Income Inclusion Rule и Under-taxed Profits Rule) гарантировать, что прибыль российских международных компаний, где бы они ни работали, облагается налогом по ставке не ниже 15%. Это напрямую влияет на политику предоставления налоговых льгот (например, в ОЭЗ или специальных режимах) и требует «донастройки» национального законодательства для предотвращения оттока налоговой базы за рубеж. Фактически, Pillar 2 ограничивает суверенитет в области корпоративного налогообложения, диктуя необходимость поддержания минимального уровня фискального бремени.
Заключение
Проведенное исследование подтверждает, что налоги и субсидии являются не просто инструментами наполнения казны, а ключевыми, динамично развивающимися механизмами фискальной и регуляторной политики Российской Федерации. В период 2022–2024 гг. эти инструменты обеспечили реализацию масштабного фискального импульса (>10% ВВП), направленного на структурную трансформацию экономики и поддержку стратегических приоритетов.
Ключевые выводы:
- Фундаментальная стабильность и концентрация: Налоговая система РФ сохранила высокую фискальную нагрузку (31,47% ВВП в 2023 г.), обеспечив мобилизацию ресурсов. Однако структура доходов федерального бюджета остается чувствительной к сырьевой конъюнктуре (61% прироста в 2024 г. обеспечивается нефтегазовым сектором), что является стратегическим риском.
- Высокая эффективность регулирующей функции: Государство активно использует адресные механизмы. В АПК это проявилось во внедрении «Объединенной субсидии» (ПП № 2065) для повышения адресности поддержки, а в IT-секторе — в использовании 0% ставки налога на прибыль и льготных страховых взносов, а также в гибкой «донастройке» льгот (отмена льготы по НДС с ожидаемым эффектом в 25 млрд рублей) после достижения отраслью достаточной зрелости.
- Неоднозначная инцидентность: Микроэкономический анализ показал, что косвенные налоги (НДС) оказывают наибольшее бремя на конечного потребителя и, что критично, на неплательщиков НДС (например, МСП на УСН), что требует внимательного учета при обсуждении повышения ставок.
- Перспективы реформ: Налоговая политика до 2026 года ориентирована на повышение ненефтегазовых доходов, что выражается в обсуждении повышения НДС (до 22%) и снижении порога УСН. Реализация этих мер усилит фискальную концентрацию, но может оказать давление на бизнес-среду и инфляцию.
Рекомендации:
Для повышения эффективности фискальной политики в среднесрочной перспективе целесообразно:
- Снижение структурной зависимости: Разработка и внедрение стабильных, несырьевых источников дохода, в том числе через усиление налогового контроля за теневым сектором (используя аналитику Кривой Лаффера).
- Оптимизация субсидирования: Регулярная оценка эффективности действующих субсидий и льгот (по примеру IT-сектора) для предотвращения необоснованных потерь бюджета и обеспечения максимальной отдачи в приоритетных отраслях.
- Учет инцидентности: При реформировании НДС необходимо проработать механизмы компенсации для малого и среднего бизнеса, работающего на спецрежимах, чтобы избежать нежелательного роста фискального бремени на сектор, неспособный к вычету.
- Синхронизация с международными стандартами: Завершение адаптации налогового законодательства РФ к требованиям OECD Pillar 2 для защиты налоговой базы от вывода прибыли международными группами компаний.
Налоги и субсидии остаются наиболее мощным рычагом в руках государства, и их грамотное, гибкое использование является залогом устойчивого экономического развития и успешной структурной трансформации российской экономики.
Список использованной литературы
- Минфин оценил эффект от отмены льгот по НДС для отечественного ПО // nangs.org. URL: https://nangs.org (дата обращения: 08.10.2025).
- Отмена льгот по НДС для ПО: ожидаемый экономический эффект 25 миллиардов рублей // investfuture.ru. URL: https://investfuture.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Налоги для ИТ-сектора: Софтлайн и Диасофт пострадают больше // bcs-express.ru. URL: https://bcs-express.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 133 БК РФ (действующая редакция с комментариями).
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета // budkod.ru. URL: https://budkod.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- В 2024 году финансирование госпрограммы развития АПК может увеличиться на 17,5% // agroinvestor.ru. URL: https://agroinvestor.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Какие меры поддержки АПК действуют в 2024 году // svoefermerstvo.ru. URL: https://svoefermerstvo.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Финансирование АПК-2024: какие варианты есть у агрария? // agroinvestor.ru. URL: https://agroinvestor.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- На господдержку АПК РФ в 2024 году планируют выделить 558 млрд рублей // interfax.ru. URL: https://interfax.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Налогообложение бюджетных субсидий для коммерческих организаций // pgplaw.ru. URL: https://pgplaw.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- БК РФ Статья 131. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета // consultant.ru. URL: https://consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- НК РФ Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов // consultant.ru. URL: https://consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Взаимосвязь эффекта Лаффера и теневой экономики // Теневая экономика. – 2020. – Т. 4, № 4. – С. 225-234. – DOI 10.18334/tek.4.4.111467.
- Доходы федерального бюджета. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов // consultant.ru. URL: https://consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Совершенствование налоговой системы России в 2024 году: межстрановые сравнения и региональная проекция // Финансовый журнал. – 2024. – Т. 16, № 5. – С. 109–120.
- Новые модели налогообложения прибыли международных групп компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. URL: https://spbu.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Экономика России заходит на посадку // expert.ru. URL: https://expert.ru (дата обращения: 08.10.2025).