Целевые налоги в отличие от общих вводятся дня финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.
По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные.
Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться в доход местных бюджетов.[7]
Функции налогов
Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Государство, несомненно, вправе изымать часть собственности у плательщика для формирования централизованных фондов денежных средств и соответственно для реализации публичных задач и функций.
Функции налогов – это проявление сущности налогов, способ выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распредёления и перераспределения государственных доходов.
Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.
Фискальная функция собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством фиска выполняется предназначение налогов по наполнению государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. С помощью фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
Изменение сроков уплаты налога и сбора
... соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения ... об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, ...
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей государства посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
- стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов;
- реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
- дестимулирующая подфункция препятствует развитию определенных социально-экономических процессов путем увеличения налогового бремени. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, а тем более ликвидации источника налога: В противном случаев дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
— подфункция воспроизводственного назначения реализуется с помощью установления платежей, например за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счёте контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который тем не менее достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.
Функции налогов взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. В период становления буржуазного общества налоги в основном выполняли фискальную функцию. Однако во второй половине 1930-х годов на Западе возникла тенденция к использованию налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильности экономического роста. С середины ХХ в. регулирующая функция налогов получила всеобщее признание и широкое применение.[8]
1.2 Сущность и виды субсидий
Важную роль в формировании доходов местных бюджетов играют субсидии. Социальные проблемы, обострение конкурентной борьбы в капиталистических странах вызвали необходимость расширить права местных органов в осуществлении экономической и социальной политики, что привело к увеличению их расходов.
Субсидии направляемые из центральных бюджетов в местные для покрытия определённой доли расходов местных органов власти, стали важной частью их доходов.
Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.
Основная цель субсидий – поддержка малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также производств, находящихся в состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции.
Дотации, субсидии, субвенции
... местные органы власти в изыскании дополнительных источников дохода. Субвенции используются как средство контроля, усиливают зависимость местных органов от власти центра. Отличие субсидии от дотации. При дотации денежная помощь со стороны бюджета ...
Субсидии служат особой формой связи – финансовой и экономической – между отдельными звеньями бюджетной системы и, по существу, определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечить полный контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления.
Субсидии выдаются на финансирование строго обусловленных программ и предполагают долевое участие местных бюджетов.
По своей экономической сущности субсидии являются частью общегосударственных налоговых доходов, поступивших в распоряжение центрального правительства и переданных в порядке перераспределения доходов в местные бюджеты. С учётом этого доходная часть местных бюджетов, как и бюджета центрального правительства, формируется главным образом за счёт налогового обложения.
Выдаче субсидий предшествует тщательное изучение расходов местных бюджетов и источников их покрытия. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии выступают важным источником формирования их доходов, достигая от ¼ до ½ финансовых ресурсов местных бюджетов.
В федеративных государствах субсидии могут выдаваться местным органам власти как федеральным правительством так и членами федерации. В отдельных случаях субсидии предоставляются местными органами власти центральному правительству, но доля их невелика.
Система субсидий, предоставляемых центральным правительством местным органам власти, является постоянным и неизменным компонентом финансовых связей центрального и местного правительства. Причем эта система вызывается не только экономической необходимостью: при желании центральные правительства могли бы ликвидировать субсидии путем увеличения процента отчислений от государственных налогов в пользу местных бюджетов, но эта мера уменьшила бы экономическую и финансовую власть центра над местами. Используя субсидии, центральное правительство определяет расходование не только предоставляемых, но и собственных средств местных органов власти, их экономическую и финансовую политику. Экономисты отмечают, что, какими бы успешными ни оказались поиски местными органами власти новых источников доходов, субсидии всегда будут иметь для них первостепенное значение, поскольку позволяют центральному правительству контролировать использование всех финансовых ресурсов страны. Поэтому субсидии прочно вошли в систему финансовых взаимоотношений государственных и местных бюджетов многих стран.
В то же время установленная из центра система субсидирования местных бюджетов, как правило, не учитывает реальных потребностей местных органов управлений в финансовых ресурсах, ставит их в полную финансовую зависимость от центральной власти и не дает возможности избежать бюджетного дефицита. Критикуя действующую систему финансовых связей центрального правительства и периферийных органов власти, прогрессивные экономисты, пытающиеся найти выход из создавшегося трудного положения, тем не менее называют субсидии центрального правительства таким лекарством, которое не дает больному умереть, но и вместе с тем не выводит его из состояния инвалидности и порождает полную зависимость местных органов управления от центрального правительства не только в финансовых, но и в политических и экономических вопросах.
Местный бюджет. Расходы и доходы местного бюджета
... и депутатов выборных органов поселений, также относятся субсидии, предоставляемые из бюджетов соответствующих поселений, для решения вопросов местного значения, имеющих межмуниципальный характер. Субсидии – это межбюджетные трансферты, которые предоставляются для ...
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.[9]
Классификация субсидий
Хроническая дефицитность местных бюджетов и необходимость финансировать экономические и социальные программы обусловили быстрый рост объема субсидий и появление их новых видов: в США применяется более 200 видов субсидий в Италии – свыше 100, в Великобритании около 50.
По своей социально-экономической сущности субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения.
Субсидии общего назначения, именуемые дотациями, предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничительных установок использования ресурсов.
Субсидии целевого назначения предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов, осуществляемых ими по собственной инициативе, одобренной центром, или по указанию центрального правительства, и называются субвенциями.
Во Франции и Великобритании преобладают дотации, в США, Италии, ФРГ, Японии – субвенции. Субвенции налагают серьезные ограничения на бюджетную инициативу и финансовую политику местных органов управления. Субвенции направляются на содержание полиции, исправительных колоний, на финансирование экономической и социальной инфраструктуры (строительство дорог, мостов, коммунальных предприятий, зданий школьного и медицинского назначения).
Выдача субвенций предполагает долевое участие центральных правительств в финансировании объектов и мероприятий, проводимых местными органами управления.
Усиление дефицитности местных бюджетов вынуждает капиталистические государства вводить новые виды субсидий и предоставлять их на условиях, не создающих ограничений в их использовании.
По целевому назначению субсидии делятся на капитальные, предназначенные на капитальные вложения, и текущие, выдаваемые на покрытие текущих расходов местных бюджетов. Капитальные субсидии составляют меньший удельный вес как в общей сумме субсидий, так и в средствах, выделяемых на капитальные вложения.
Различают прямое и косвенное субсидирование.
Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ, внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой – поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия. Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты.
Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.
Управление финансами и кредитом
... власти, которая в случаях, предусмотренных законом, может оказывать финансовую помощь местным органам государственного управления, государственным организациям . Президентом Республики Казахстан были изданы несколь¬ко ... Республики Казахстан, как показывает практика, тяготит от¬раслевые органы управления. 2.2. Органы управления финансами и кридитом. Характеристика и правовой статус Основной объем ...
Практикуется возврат прямых налогов и пошлин. Широко используется субсидирование цен через систему компенсационных выплат производителями конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.
Используется субсидирование процентных ставок посредством возмещения разницы между установленной государством льготной ставкой и рыночным процентом по кредитам, кредитно-финансовым учреждениям, либо непосредственным получателям кредита.
Государственное субсидирование частным корпорациям предоставляется, как правило, на цели санирования. В отдельных странах (например, Великобритании) широко используется государственное субсидирование частным компаниям для финансирования капитальных вложений.
1.3 Влияние налогов и субсидий на экономику
Налоговое бремя (или выгода от предоставления субсидии) распределяется между потребителем и производителем. Как мы убедимся, доля налогового бремени, приходящаяся на потребителя, зависит от вида кривых предложения и спроса и, в частности, от соотношения эластичностей спроса и предложения. Чтобы понять, почему так происходит и как введение налога на товар влияет на потребителя и производителя, рассмотрим, как при этом меняются кривые спроса и предложения, а также цена и объем продаж на рынке.