По состоянию на 1 сентября 2025 года, объем государственного внутреннего долга Российской Федерации достиг 26 835 952,3 млн рублей, а внешнего — 53 945,7 млн долларов США. Эти цифры не просто отражают текущие финансовые обязательства страны; они являются зеркалом сложного взаимодействия бюджетной политики, макроэкономической стабильности и стратегических решений, определяющих экономическое будущее. В условиях постоянно меняющейся глобальной и внутренней экономической конъюнктуры, понимание сущности, структуры, механизмов управления и влияния государственного долга становится не просто академическим интересом, но и ключевым фактором для оценки устойчивости и перспектив развития любого государства.
Настоящая работа ставит своей целью всестороннее исследование видов долговых обязательств Российской Федерации, их структуры, механизмов управления и влияния на национальную экономику. Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач: проанализировать теоретические основы государственного долга, классифицировать его виды, изучить актуальную структуру и динамику, систематизировать законодательные и регулятивные механизмы, а также выявить основные проблемы, риски и стратегии оптимизации в управлении долговыми обязательствами. Методологическая основа исследования опирается на принципы системного анализа, статистической обработки данных и изучения нормативно-правовых актов, что позволит сформировать комплексное представление о данном феномене в контексте российской экономики.
Теоретические основы государственного долга Российской Федерации
В экономическом ландшафте любой страны государственный долг выступает как многогранный феномен, чья природа и последствия давно находятся в фокусе внимания экономистов и политиков. Это не просто бухгалтерская запись, а сложный инструмент, отражающий состояние государственных финансов и экономическую стратегию.
Сущность и причины образования государственного долга
Государственный долг, по своей сути, представляет собой сумму финансовых обязательств страны, которые возникают перед физическими и юридическими лицами, другими государствами, международными компаниями, банками и иными субъектами международного права. Эти обязательства включают в себя как прямые займы, так и государственные гарантии. Проще говоря, государственный долг — это те средства, которые государство заняло для финансирования своих расходов, когда текущих доходов бюджета оказалось недостаточно.
Суверенный внешний долг в эпоху турбулентности: Критический анализ ...
... последствие Общий государственный долг (Маастрихт) 60% Максимально допустимый уровень для стран ЕС Внешний государственный долг (МВФ) 50% Критический уровень для большинства развивающихся стран Внешний долг (эмпирический ... что долговой кризис сосредоточен исключительно в развивающихся странах, лидерами абсолютного роста глобального государственного долга являются две крупнейшие экономики мира — США ...
Основная и наиболее часто встречающаяся причина образования государственного долга — это дефицит государственного бюджета. Если расходы правительства превышают его доходы, возникает необходимость в дополнительном финансировании, которое может быть получено путем внутренних или внешних заимствований. Кроме того, государственный долг формируется через различные каналы: выпуск государственных займов (например, облигаций), заключение кредитных соглашений с коммерческими банками и международными финансовыми организациями, привлечение бюджетных кредитов от бюджетов других уровней (в случае федерального бюджета от региональных) и выдачу государственных гарантий, которые, по сути, являются условными обязательствами. Что из этого следует? Важно понимать, что за каждым рублем или долларом долга стоят реальные потребности государства, будь то инвестиции в инфраструктуру, социальные программы или покрытие текущих операционных расходов, которые не могут быть обеспечены текущими налоговыми поступлениями.
Функции и значение государственного долга для финансовой системы
Государственный долг играет несколько ключевых ролей в финансовой системе страны, выступая как инструмент фискальной политики, механизм финансирования дефицита и средство регулирования денежного обращения.
- Инструмент фискальной политики: Государственные заимствования позволяют правительству маневрировать в условиях экономических колебаний. В период спада долг может использоваться для стимулирования экономики через увеличение государственных расходов, финансирование инфраструктурных проектов или социальных программ, тем самым поддерживая совокупный спрос и занятость. В условиях инфляции, наоборот, изъятие средств с рынка через продажу государственных ценных бумаг может способствовать снижению денежной массы и стабилизации цен.
- Источник финансирования дефицита: Это наиболее очевидная функция. Когда доходы бюджета не покрывают расходы, государство вынуждено занимать. Государственный долг позволяет поддерживать непрерывность государственных функций, финансировать долгосрочные инвестиционные проекты, которые не могут быть реализованы за счет текущих доходов, или покрывать чрезвычайные расходы (например, в случае стихийных бедствий или кризисов).
- Механизм регулирования денежного обращения: Выпуск и обращение государственных ценных бумаг активно влияют на денежный рынок. Продажа облигаций изымает ликвидность из экономики, а их выкуп — возвращает. Это позволяет центральному банку и Министерству финансов тонко настраивать денежное предложение, воздействовать на процентные ставки и управлять инфляционными ожиданиями.
- Формирование рыночных ориентиров: Доходность государственных ценных бумаг часто служит бенчмарком (эталоном) для доходности других финансовых инструментов на рынке, влияя на стоимость заимствований для корпораций и населения.
Экономические теории государственного долга
Вопрос о государственном долге всегда вызывал оживленные дискуссии среди экономистов, порождая различные теоретические подходы к его природе, причинам и последствиям.
Деконструкция Международного Долга: От Кризиса 1980-х до Новейших ...
... Теоретические Основы Международного Долга и Проблема Долгового Навеса Международный долг — это комплексное явление, требующее строгого категориального аппарата. Суверенный долг (Государственный долг) представляет собой ... кризис был более многофакторным и глубоким: Структурный Кризис Плановой Экономики: Неэффективность системы, неспособность генерировать конкурентоспособные товары и валютные доходы, ...
- Классический подход: Представители классической школы экономики (Адам Смит, Давид Рикардо) рассматривали государственный долг преимущественно как негативное явление. Они считали, что заимствования отвлекают капитал от производительных инвестиций в частном секторе (эффект вытеснения, или «crowding out»), снижают национальные сбережения и возлагают бремя на будущие поколения. Классики выступали за сбалансированный бюджет и минимизацию государственного вмешательства в экономику. Долг воспринимался как временная мера, которую следует как можно быстрее погасить.
- Кейнсианский подход: Джон Мейнард Кейнс и его последователи предложили более гибкий взгляд на государственный долг. В условиях недостаточности совокупного спроса и депрессии, кейнсианцы утверждали, что дефицитное бюджетное финансирование, ведущее к росту государственного долга, может быть оправдано как инструмент стимулирования экономики. По их мнению, государственные заимствования могут заполнить «инвестиционную брешь» и вывести экономику из кризиса. При этом они признавали, что чрезмерный долг может привести к инфляции и проблемам в долгосрочной перспективе, но в краткосрочном периоде его использование для достижения полной занятости и роста было приемлемым.
- Неоклассический подход: Современные неоклассические теории развивают идеи классиков, подчеркивая долгосрочные негативные эффекты долга.
Они акцентируют внимание на эффекте вытеснения, а также на так называемом «рикардианском эквиваленте», согласно которому рациональные экономические агенты, предвидя будущие налоговые повышения для обслуживания долга, увеличивают свои сбережения, тем самым нивелируя стимулирующий эффект дефицитного финансирования. Однако на практике рикардианский эквивалент проявляется не всегда в полной мере.
- Теории финансового репрессинга: В некоторых случаях, особенно в развивающихся странах, правительства могут использовать «финансовый репрессинг» — политику, направленную на снижение стоимости обслуживания государственного долга за счет регулирования процентных ставок, ограничений на движение капитала и других мер, которые, по сути, представляют собой скрытый налог на сбережения. Это может помочь государству управлять долгом, но зачастую ведет к искажению рыночных сигналов и неэффективному распределению ресурсов.
Таким образом, государственный долг — это не просто финансовая категория, а сложный экономический механизм, чье функционирование и влияние на экономику являются предметом постоянного анализа и адаптации со стороны правительств и центральных банков.
Виды и классификация долговых обязательств Российской Федерации
Система долговых обязательств Российской Федерации представляет собой сложную структуру, которая классифицируется по ряду критериев, отражающих как источник заимствований, так и характер самих обязательств. Разве не удивительно, что при такой многогранности форм и видов долговых обязательств удается поддерживать баланс и стабильность в финансовой системе страны?
Мировой кризис задолженности (1980–2025 гг.): Деконструкция причин, ...
... 200 млрд долларов. Однако общая доля заимствований из частных источников во внешнем государственном долге EMDE достигла 61% в 2022 году, что делает координацию реструктуризации значительно более ... масштабом и структурным сдвигом в сторону доминирования государственного долга. Почти две трети прироста мирового долга в 2024 году пришлось на государственные займы, что связано с масштабными фискальными ...
Внутренний и внешний государственный долг: критерии разграничения
Одним из фундаментальных критериев классификации государственного долга является его деление на внутренний и внешний. Это разграничение имеет принципиальное значение как с точки зрения управления, так и с позиции макроэкономических последствий.
- Внутренний долг России — это совокупность обязательств Российской Федерации перед своими резидентами. К ним относятся российские банки, крупные инвестиционные фонды, страховые компании, а также физические лица (простые граждане), приобретающие государственные ценные бумаги. Все эти обязательства выражены в национальной валюте, то есть в рублях. Основное преимущество внутреннего долга заключается в том, что он не создает прямой валютной зависимости и рисков, связанных с колебаниями обменного курса. Однако чрезмерный внутренний долг может привести к эффекту вытеснения частных инвестиций, инфляционному давлению и росту процентных ставок на внутреннем рынке.
- Внешний долг России — это обязательства Российской Федерации перед нерезидентами, то есть перед другими странами, зарубежными инвесторами, международными финансовыми организациями (например, МВФ, Всемирный банк) и иностранными банками. Эти обязательства, как правило, выражены в иностранной валюте (например, доллары США, евро) или в условных расчетных единицах. Внешний долг предоставляет доступ к более широким финансовым ресурсам и может быть дешевле в определенных условиях. Однако он сопряжен с валютными рисками (обесценивание национальной валюты увеличивает рублевый эквивалент внешнего долга), геополитическими рисками и необходимостью формирования валютных резервов для его обслуживания и погашения.
Классификация по срокам погашения и периодичности обслуживания
Другим важным аспектом классификации долговых обязательств является их срочность и характер обслуживания.
- По срокам погашения:
- Краткосрочные обязательства: Срок погашения составляет менее одного года. Обычно используются для покрытия временных кассовых разрывов в бюджете.
- Среднесрочные обязательства: Срок погашения от одного года до пяти лет включительно. Являются более гибким инструментом для финансирования среднесрочных бюджетных программ.
- Долгосрочные обязательства: Срок погашения от пяти до 30 лет включительно. Используются для финансирования крупных инфраструктурных проектов, долгосрочных инвестиционных программ и стабилизации бюджета на длительную перспективу. Долгосрочные обязательства обеспечивают государству стабильность в планировании и снижают потребность в частом рефинансировании.
- По периодичности обслуживания и погашения:
- Капитальный государственный долг: Представляет собой всю сумму выпущенных и еще не погашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные, но еще не выплаченные проценты по ним. Это своего рода «остаток» долга.
- Текущий государственный долг: Составляет расходы по выплате доходов кредиторам (процентов, купонов) по всем долговым обязательствам государства, а также по погашению той части обязательств, срок оплаты которых наступил в текущем финансовом году. Это операционная составляющая долга, требующая регулярного финансирования из бюджета.
Виды долговых обязательств РФ: государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты, государственные гарантии
Российская Федерация использует разнообразный инструментарий для формирования своих долговых обязательств, который включает в себя:
Прощение долга в гражданском праве России: доктринальная полемика, ...
... и ранние работы Е.А. Суханова) исходили из того, что прощение долга, как способ прекращения обязательства, затрагивает не только кредитора, но и должника. Аргументация строилась на ... частном праве (Remissio Debiti) Истоки прощения долга кроются в древнеримском праве, где прекращение обязательства подчинялось принципу contrarius actus: обязательство должно быть прекращено тем же формальным способом, ...
- Государственные ценные бумаги (ГЦБ): Это наиболее распространенный и гибкий инструмент заимствований.
- Облигации федерального займа (ОФЗ): Наиболее ликвидный и объемный вид ГЦБ в России. Их можно разделить на несколько типов:
- ОФЗ-ПД (с постоянным купоном): Купонная ставка фиксирована на весь срок обращения облигации, что обеспечивает предсказуемость доходности для инвесторов.
- ОФЗ-ПК (с переменным купоном): Купонная ставка привязана к ключевой ставке Центрального банка РФ или ставке RUONIA (справочная ставка по межбанковским кредитам).
Это позволяет государству адаптироваться к изменениям рыночных условий, а инвесторам — защититься от инфляции и изменений процентных ставок.
- ОФЗ-ИН (с индексируемым номиналом): Номинальная стоимость этих облигаций индексируется на уровень инфляции, что делает их привлекательными для защиты от обесценивания денег. Купонная ставка по ним обычно ниже, но реальная доходность защищена.
- Государственные сберегательные облигации (ГСО): Ориентированы на население, предлагают упрощенный механизм приобретения и гарантированную доходность.
- Казначейские обязательства: Исторический инструмент, представляющий собой краткосрочные государственные ценные бумаги, ныне практически не используемые в активных заимствованиях РФ, но упомянутые в законодательстве.
- Облигации федерального займа (ОФЗ): Наиболее ликвидный и объемный вид ГЦБ в России. Их можно разделить на несколько типов:
- Бюджетные кредиты: Это средства, привлекаемые в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ. Хотя это не столь масштабный инструмент, как ГЦБ, он важен для межбюджетных отношений и оперативного управления ликвидностью.
- Государственные гарантии Российской Федерации: Это обязательства государства обеспечить исполнение обязательств третьих лиц (например, компаний или регионов) перед кредиторами.
В случае неисполнения должником своих обязательств, государство-гарант принимает на себя функцию погашения долга. Государственные гарантии являются условным долгом, который становится реальным только при наступлении определенных событий (например, дефолта должника).
- Иные долговые обязательства: В эту категорию входят кредитные соглашения, заключаемые Правительством РФ с кредитными организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями. Эти заимствования могут быть как внутренними, так и внешними, в зависимости от резидентства кредитора и валюты займа.
Разграничение федерального, регионального и муниципального долга
Помимо деления на внутренний и внешний, и классификации по видам инструментов, общий государственный долг России имеет еще одно важное структурное деление по уровням бюджетной системы:
Портал «Госуслуги» как ключевой инструмент цифровой трансформации ...
... представляет собой критически важную задачу для понимания будущего государственного управления в Российской Федерации. Введение: Методологические и теоретические основы исследования Актуальность настоящего ... работы: Провести исчерпывающий анализ роли и эффективности Портала государственных услуг Российской Федерации («Госуслуги») в контексте современной концепции «Электронного правительства» ...
- Федеральный долг: Это задолженность непосредственно Правительства Российской Федерации, о которой шла речь выше. Она формируется для покрытия дефицита федерального бюджета и выполнения общегосударственных функций.
- Государственный долг субъектов Российской Федерации: Это долговые обязательства регионов (республик, краев, областей, городов федерального значения).
Согласно статье 99 Бюджетного кодекса РФ, он может существовать в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта РФ, бюджетным кредитам, кредитам от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, а также государственным гарантиям субъекта РФ.
- Долг муниципальных образований: Это обязательства городов, районов и других муниципальных образований, возникающие в результате муниципальных заимствований и предоставления муниципальных гарантий.
Таким образом, система долговых обязательств РФ является комплексной и многоуровневой, что позволяет гибко управлять финансовыми потоками и адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям.
Структура и динамика государственного долга Российской Федерации
Анализ структуры и динамики государственного долга Российской Федерации позволяет понять не только текущее финансовое положение страны, но и определить основные тенденции, а также оценить устойчивость долговой политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Структура государственного долга — это группировка долговых обязательств по установленным видам, что дает представление о соотношении различных инструментов и источников заимствований.
Анализ текущей структуры внутреннего государственного долга
По состоянию на 1 сентября 2025 года, объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составил впечатляющие 26 835 952,3 млн рублей. Этот показатель отражает преимущественно зависимость от внутренних источников финансирования, что в текущих геополитических условиях является стратегически важным.
Основная часть внутреннего долга формируется за счет государственных ценных бумаг. На 31 июля 2024 года, совокупный рублевый долг в облигациях составлял 20,549 трлн рублей. Детальная разбивка показывает следующее:
Государственные займы в Российской Федерации: комплексный анализ ...
... заимствования Срок заимствования является одним из важнейших параметров, определяющих как риски, так и потенциальную доходность для инвестора, а также влияет на структуру государственного долга. В Российской ... как правило, в национальной валюте (в России — в рублях). Преобладание внутренних займов в структуре государственного долга считается более стабильным вариантом, так как они менее подвержены ...
- ОФЗ с постоянным купоном (ОФЗ-ПД): 11,493 трлн рублей. Эти облигации с фиксированной доходностью являются классическим инструментом для долгосрочных инвесторов, ищущих стабильность.
- ОФЗ с переменным купоном (ОФЗ-ПК): 7,629 трлн рублей. Их популярность обусловлена привязкой купона к ключевой ставке, что защищает инвесторов от инфляции и изменений в денежно-кредитной политике.
- ОФЗ с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН): 1,240 трлн рублей. Эти облигации, чья номинальная стоимость индексируется на уровень инфляции, обеспечивают защиту от обесценивания денежных средств, что особенно ценно в условиях волатильности цен.
Важно отметить, что более 85% государственного долга РФ приходится именно на внутренние займы, что подчеркивает ориентацию на внутренние ресурсы и снижение зависимости от внешних рынков капитала. Совокупный рыночный долг РФ, включающий различные инструменты, оценивается примерно в 23,5 трлн рублей, при этом рублевый долг в ОФЗ составляет основную его часть.
Анализ текущей структуры внешнего государственного долга
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2025 года составил 53 945,7 млн долларов США. На 1 августа 2025 года структура государственного внешнего долга была следующей:
- Задолженность по внешним облигационным займам: Ключевая часть внешнего долга, представленная евробондами и другими инструментами, размещенными на международных рынках.
- Государственные гарантии РФ в иностранной валюте: Эти условные обязательства, составляющие 18,8 млрд долларов США на 31 июля 2024 года, представляют собой потенциальные долги, которые государство может быть вынуждено погасить в случае неисполнения обязательств гарантируемых субъектов.
- Обязательства бывшего СССР: Исторически сложившиеся долги, которые Россия унаследовала после распада Советского Союза.
- Обязательства перед официальными двусторонними и многосторонними кредиторами: Кредиты, полученные от других государств и международных финансовых организаций.
Необходимо различать государственный внешний долг и общий внешний долг Российской Федерации. Общий внешний долг, включающий обязательства всех секторов экономики (правительства, центрального банка, банков и прочих секторов) перед нерезидентами, на 1 января 2025 года составлял 290 млрд долларов США (13,5% к ВВП за последние 12 месяцев), сократившись с начала IV квартала 2024 года на 18,8 млрд долларов США. Это показывает, что государственный внешний долг является лишь частью более широкой картины внешней задолженности страны.
Динамика государственного долга РФ за последние годы и прогнозы
Динамика государственного долга за последние несколько лет демонстрирует устойчивый рост, однако его уровень относительно ВВП сохраняется на безопасном уровне, что является важным индикатором макроэкономической стабильности.
Исторические данные:
- 2019 год: Госдолг России вырос на 3,4 трлн рублей, достигнув около 13,6 трлн рублей (12,3% ВВП).
- 2020 год: Внутренний госдолг увеличился на 4,6 трлн рублей, составив 14,8 трлн рублей. Внешний долг в иностранной валюте вырос на 1,9 млрд долларов США, достигнув 56,8 млрд долларов США (4,195 трлн рублей).
5 стр., 2483 слов
Корпоративное страхование социальных рисков в РФ: Экономическое ...
... Прогнозируемый дефицит бюджета РФ 2,6% ВВП Около 5,7 трлн рублей Государственные расходы на здравоохранение Около 5% ВВП Значительно ниже среднего ... страховых взносов (премий) в 2024 году достиг 3,720 трлн рублей, увеличившись на 62,8% по сравнению с предыдущим годом. Этот ... рынок вырос на 37%, достигнув объема в 1,8 трлн рублей. Несмотря на активный рост, структура рынка претерпела значительные ...
На 1 января 2020 года внешний государственный долг РФ составлял 54 848,3 млн долларов США.
- I квартал 2021 года: По данным Счетной палаты РФ, государственный долг увеличился на 741,3 млрд рублей и на 1 апреля достиг 19 681 692,6 млн рублей (17% ВВП).
Прогнозы и тенденции:
Министерство финансов РФ прогнозирует дальнейший рост государственного долга, однако с сохранением его уровня в безопасных пределах.
- 2025 год: Прогнозируемый госдолг составит 16,5% ВВП.
- 2026 год: Ожидается рост до 17,4% ВВП.
- 2027 год: Прогноз составляет 18,1% ВВП.
- 2028 год: К концу этого года госдолг может достигнуть 19,5% ВВП, а общий объем госзаимствований приблизится к 53,8 трлн рублей.
План заимствований на покрытие дефицитного бюджета также демонстрирует значительное увеличение:
- На 2025 год план вырос с 4,8 трлн до 6,98 трлн рублей.
- На 2026 год — увеличен до 5,51 трлн рублей.
- На 2027 год — до 5,39 трлн рублей.
- На 2028 год — 6,18 трлн рублей.
Сумма внешних заимствований до 2028 года должна оставаться на уровне около 6,3 трлн рублей в год. В целом, к концу 2026 года госдолг, по прогнозам, составит 43,7 тлрн рублей, а к 2028 году — 53,8 трлн рублей.
Несмотря на рост абсолютных значений, отношение государственного долга к ВВП остаётся относительно низким по сравнению со многими развитыми и развивающимися странами. Это дает России определенный запас прочности и гибкость в управлении долговыми обязательствами. Однако, как будет показано далее, увеличение долговой нагрузки порождает и определенные риски.
Законодательные и регулятивные механизмы государственного долга РФ
Эффективное управление государственным долгом невозможно без четко выстроенной нормативно-правовой базы, которая определяет правила формирования, обслуживания и погашения долговых обязательств. В Российской Федерации эта система закреплена в ряде ключевых законодательных актов и стратегических документов.
Основы регулирования: Бюджетный кодекс РФ
Центральное место в системе регулирования государственного долга занимает Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ). Именно этот документ устанавливает основные принципы, виды и порядок управления государственным и муниципальным долгом.
- Глава 14 БК РФ (статьи 97–121) посвящена государственному и муниципальному долгу, определяя его сущность, структуру, формы долговых обязательств, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере.
- Статья 97 БК РФ дает четкое определение государственного долга Российской Федерации. Согласно этой статье, к государственному долгу относятся долговые обязательства РФ, которые возникли в результате государственных заимствований (т.е. привлечения средств на возвратной основе), а также обязательства по предоставленным государственным гарантиям (когда государство выступает поручителем по долгам третьих лиц).
12 стр., 5767 слов
Государственный кредит и государственный долг Республики Беларусь: ...
... бюджетных средств и гарантировать устойчивость государственной финансовой системы. В рамках этой функции анализируется соотношение государственного долга к ВВП, расходы на его обслуживание, динамика заимствований и способность государства ... 2001 по 2016 годы (до 97,4 трлн белорусских рублей при лимите в 60 трлн белорусских рублей на 1 января 2016 года) свидетельствует об активном использовании ...
Кроме того, в эту категорию могут быть отнесены и другие обязательства, прямо предусмотренные законодательством. Это определение подчеркивает комплексный характер государственного долга, включающего как прямые, так и условные обязательства.
- Статья 98 БК РФ детализирует структуру государственного долга Российской Федерации, а также виды и срочность долговых обязательств. Она служит основой для формирования детальной классификации, рассмотренной в предыдущем разделе. В частности, она закрепляет деление долга на внутренний и внешний, а также по срокам погашения.
Таким образом, Бюджетный кодекс РФ является краеугольным камнем правового регулирования государственного долга, закладывая фундаментальные основы для всех последующих нормативных актов.
Дополнительные нормативные акты и стратегические документы
Помимо Бюджетного кодекса РФ, существует ряд других документов, которые играют важную роль в регулировании и планировании государственного долга.
- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»: Этот закон регулирует специфические аспекты выпуска, обращения, обслуживания и погашения государственных и муниципальных ценных бумаг, которые являются основным инструментом государственных заимствований.
- Ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете: Каждый год принимается федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период. В этих законах устанавливаются предельные объемы государственного долга (внутреннего и внешнего), объемы государственных заимствований и предоставления государственных гарантий, а также лимиты по расходам на обслуживание государственного долга. Это позволяет интегрировать долговую политику в общую бюджетную стратегию.
- Постановления Правительства РФ и приказы Министерства финансов РФ: Эти подзаконные акты конкретизируют положения федеральных законов, устанавливая процедуры и механизмы по управлению государственным долгом, размещению государственных ценных бумаг, учету обязательств и другим вопросам.
- Международные договоры: В части государственного внешнего долга важное значение имеют международные договоры Российской Федерации, которые определяют условия внешних заимствований, порядок их обслуживания и погашения, а также регулируют вопросы правопреемства по долгам бывшего СССР.
- «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» (ОНБНТП): Это стратегический документ, ежегодно разрабатываемый Министерством финансов России. ОНБНТП определяет ключевые ориентиры и подходы к формированию федерального бюджета на среднесрочную перспективу. В этом документе устанавливаются рамки для долговой политики, определяются подходы к управлению государственным долгом, прогнозируются его объемы и структура, а также оцениваются риски. Он служит важным инструментом для координации бюджетной и долговой политики, обеспечивая системность и предсказуемость в сфере государственных финансов.
Государственная долговая книга Российской Федерации
Для обеспечения прозрачности, учета и контроля за государственными долговыми обязательствами в России ведется Государственная долговая книга Российской Федерации.
- Назначение: Этот реестр содержит полную и актуальную информацию обо всех долговых обязательствах Российской Федерации. Это позволяет государству эффективно отслеживать свои долги, планировать их обслуживание и погашение, а также контролировать соблюдение установленных лимитов и ограничений.
- Ведение: Информация о каждом новом долговом обязательстве (или изменении существующего) заносится в Государственную долговую книгу в срок, не превышающий трех дней с момента возникновения или изменения соответствующего обязательства. Это требование обеспечивает оперативность и актуальность данных.
- Содержание: В книгу заносится информация о виде обязательства, его эмитенте (например, Минфин), сумме, сроках погашения, условиях обслуживания (процентные ставки), кредиторах и других существенных параметрах.
Таким образом, Государственная долговая книга является не просто учетным документом, а важнейшим инструментом оперативного и стратегического управления государственным долгом, обеспечивающим необходимый уровень прозрачности и контроля.
Управление государственным долгом РФ: проблемы, риски и стратегии оптимизации
Управление государственным долгом — это непрерывный и многоаспектный процесс, направленный на обеспечение финансовой устойчивости страны и минимизацию долговой нагрузки на экономику. В Российской Федерации эта система представляет собой комплекс взаимосвязанных бюджетных, финансовых, учетных и организационных процедур, которые постоянно совершенствуются в ответ на внутренние и внешние вызовы.
Цели и задачи системы управления государственным долгом
Система управления государственным долгом преследует несколько стратегических целей, которые формируют основу для разработки конкретных задач:
- Удержание объема внутреннего и внешнего долга на уровне, сохраняющем экономическую безопасность страны: Это ключевая цель, предполагающая постоянный мониторинг соотношения долга к ВВП и другим макроэкономическим показателям, чтобы не допустить превышения критических порогов, которые могут подорвать финансовую стабильность.
- Минимизация стоимости долга: Управление направлено на привлечение заимствований по наименьшим возможным процентным ставкам, оптимизацию срочной структуры долга и использование наиболее эффективных финансовых инструментов, чтобы снизить расходы на обслуживание.
- Поддержание репутации первоклассного заемщика: Надежность и своевременное исполнение обязательств крайне важны для доступа к рынкам капитала и сохранения доверия инвесторов. Хорошая репутация обеспечивает более низкие ставки и больший объем доступных заимствований.
- Стабильность рынка государственного долга: Создание условий для ликвидного и предсказуемого рынка государственных ценных бумаг, способного абсорбировать необходимые объемы заимствований без значительных ценовых колебаний.
- Совершенствование управления: Это включает формирование адекватной бюджетной политики, осуществление заимствований с учетом платежеспособности и долговой емкости бюджета, а также организацию учета долговых обязательств на всех уровнях.
Актуальные проблемы и вызовы в управлении государственным долгом
Несмотря на достаточно низкий уровень государственного долга относительно ВВП, Россия сталкивается с рядом актуальных проблем и вызовов в его управлении.
- Высокая стоимость государственных заимствований: В условиях повышенной инфляции и ужесточения денежно-кредитной политики, процентные ставки по новым заимствованиям могут быть высокими, что увеличивает расходы на обслуживание долга.
- Увеличение расходов на погашение и обслуживание долга: Это одна из наиболее острых проблем. Расходы на обслуживание госдолга в 2024 году составили 2 328,7 млрд рублей, что на 35,1% больше, чем в 2023 году. При этом 92,7% этих расходов пришлось на обслуживание внутреннего долга, что отражает его доминирующую роль. Прогнозируется, что в 2026 году траты на обслуживание госдолга могут достигнуть 8,8% от общих бюджетных расходов, что является значительным ростом по сравнению с 4,4% в 2021 году. Это означает, что все большая часть бюджетных средств отвлекается от социальных программ и инвестиций. Какой важный нюанс здесь упускается? Увеличение доли бюджета, направляемой на обслуживание долга, снижает финансовую гибкость правительства и его способность реагировать на новые экономические и социальные вызовы, потенциально ограничивая возможности для развития страны.
- Проблема рефинансирования: Постоянная необходимость погашать старые долги за счет новых заимствований требует стабильного доступа к рынкам капитала и поддержания доверия инвесторов. В условиях волатильности рынков это может быть затруднительно.
- Необходимость увеличения внутренней задолженности: В условиях сокращения возможностей для внешних заимствований (например, из-за санкций или геополитической напряженности) возрастает нагрузка на внутренний рынок, что может приводить к увеличению объемов выпуска ОФЗ и, как следствие, к росту стоимости заимствований.
- Неучтенные риски, связанные с квазисуверенной и частной внешней задолженностью: Хотя государственный долг контролируется, обязательства государственных корпораций, региональных властей или крупных частных компаний, обеспеченные государственными гарантиями или имеющие системное значение, могут представлять скрытые риски. В случае их неспособности исполнить обязательства, государству может потребоваться дорогостоящие антикризисные меры, которые приведут к расходованию бюджетных средств и увеличению фактической долговой нагрузки.
- Специфические черты российской экономики: Зависимость от конъюнктуры мировых цен на энергоносители делает бюджетные доходы уязвимыми. Колебания цен на нефть и газ напрямую влияют на наполняемость бюджета и, соответственно, на потребность в заимствованиях.
Влияние денежно-кредитной политики и ключевой ставки
Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ оказывает прямое и существенное влияние на управление государственным долгом, особенно его внутренней составляющей.
- Высокие ставки и стоимость обслуживания долга: Сохранение высоких ставок в экономике, как правило, приводит к более дорогому обслуживанию внутреннего долга. Центральный банк РФ выражал опасения, что рост объема госзаймов может вытеснить частные размещения с финансового рынка. Например, рост ключевой ставки на 1 процентный пункт сверх ожиданий увеличивает необходимый план размещения госдолга примерно на 75 млрд рублей за 12 месяцев. Это означает, что при прочих равных условиях, для привлечения того же объема средств государству придется платить больше.
- Вытеснение частных заимствований («crowding out»): Активное привлечение средств государством через выпуск ОФЗ на внутреннем рынке может привести к росту доходностей не только в государственном, но и в корпоративном сегментах. Это делает привлечение средств более сложным и дорогим для частного бизнеса, снижая его инвестиционную активность и потенциал экономического роста.
- Расходы на обслуживание госдолга и субсидирование: Прогнозируется, что расходы на обслуживание госдолга и субсидирование льготных кредитов в совокупности в 2025 году могут составить 5,9 трлн рублей, или 14% от всех расходов федерального бюджета. Это значительная часть бюджета, которая напрямую зависит от уровня процентных ставок.
Стратегии оптимизации и минимизации рисков
Для эффективного управления государственным долгом и минимизации рисков применяются комплексные стратегии, включающие как стратегические, так и оперативные меры.
- Стратегическое и текущее (оперативное) управление:
- Стратегическое управление: Связано с определением основных ориентиров в отношении госдолга, установлением лимитов, разработкой долгосрочных целей и созданием организационно-правовых механизмов. Оно нацелено на долгосрочную устойчивость и предсказуемость.
- Текущее (оперативное) управление: Включает ежедневные операции по размещению ценных бумаг, управлению ликвидностью, проведению аукционов, а также мониторингу рыночной конъюнктуры.
- Выявление и оценка рисков: Важной задачей управляющих долгом является выявление потенциальных рисков (рыночный, процентный, валютный, операционный), оценка их величины и определение оптимального баланса «затраты/риски». Для оценки подверженности долга рыночному риску (потенциальный рост бюджетных затрат из-за изменения процентных ставок, обменных курсов и др.) целесообразно регулярно проводить стресс-тесты портфеля. Эффективное управление операционным риском также является одним из важных элементов общей системы управления рисками государственным долгом.
- Реструктуризация долга: Этот механизм предполагает прекращение существующих долговых обязательств и замену их на новые, предусматривающие другие условия обслуживания и погашения (например, изменение сроков, процентных ставок).
Реструктуризация позволяет снизить долговую нагрузку в краткосрочной перспективе или оптимизировать структуру долга.
- Нормализация бюджетной политики: К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики и выход на структурный первичный баланс бюджета. Это означает установление нулевого первичного структурного дефицита, при котором расходы не могут превышать порог, рассчитанный на основе базовых нефтегазовых доходов. Такая мера направлена на укрепление стабильности финансовой системы, обеспечение устойчивой экономической среды и содействие дезинфляционным процессам.
Вопросы эффективности государственных расходов
В контексте управления государственным долгом особую значимость приобретает вопрос эффективности использования государственных расходов.
- Проблема оценки эффективности: Отсутствие единой, четкой и общепринятой методики оценки эффективности государственных расходов на федеральном уровне усложняет выявление проблем неэффективного использования бюджетных средств. Если заимствованные средства расходуются неэффективно или на проекты с низкой отдачей, это увеличивает долговую нагрузку без соответствующего экономического эффекта.
- Влияние на долговую нагрузку: Неэффективные расходы могут приводить к необходимости новых заимствований для покрытия тех же потребностей, усугубляя проблему государственного долга. Поэтому повышение эффективности государственных расходов является неотъемлемой частью стратегии по оптимизации управления долгом.
Таким образом, управление государственным долгом РФ — это сложный, многофакторный процесс, требующий постоянного анализа, адаптации и стратегического планирования для обеспечения устойчивости государственных финансов и минимизации рисков для экономики страны.
Влияние государственного долга на экономику и бюджет РФ
Государственный долг, будучи одним из ключевых макроэкономических факторов, оказывает комплексное и многостороннее влияние на состояние национальной экономики Российской Федерации, ее бюджетную политику, инвестиционный климат и социально-экономическое развитие. Это влияние может быть как стимулирующим, так и дестабилизирующим, в зависимости от масштабов долга, эффективности его управления и общей макроэкономической ситуации.
Влияние на макроэкономические показатели
Государственный долг проникает во многие аспекты макроэкономической динамики:
- ВВП: В краткосрочной перспективе государственные заимствования, направленные на финансирование государственных расходов или инвестиций, могут способствовать росту ВВП. Однако в долгосрочной перспективе чрезмерный долг может замедлять темпы роста производства и национального дохода, особенно если средства используются неэффективно или приводят к эффекту вытеснения частных инвестиций.
- Инфляция: Рост государственного долга, особенно если он финансируется за счет монетарной эмиссии или приводит к чрезмерному увеличению денежной массы, может вызвать инфляционное давление. Однако, если долг привлекается с рынка и не сопровождается увеличением денежного предложения, его прямое инфляционное влияние может быть ограниченным.
- Процентные ставки: Активное размещение государственных ценных бумаг может увеличить спрос на капитал на финансовом рынке, что, при прочих равных условиях, приведет к росту процентных ставок. Это, в свою очередь, удорожает заимствования для частного сектора, снижая его инвестиционную активность.
- Национальные сбережения: Рост государственного долга может снижать уровень национальных сбережений, поскольку часть сбережений населения и компаний направляется на покупку государственных ценных бумаг вместо инвестиций в производительный капитал.
- Инвестиции: Эффект вытеснения («crowding out») — одно из наиболее обсуждаемых последствий государственного долга. Если государство активно заимствует, это может отвлекать ресурсы от частного сектора, сокращая доступный капитал для частных инвестиций и замедляя формирование основного и денежного капитала в экономике.
Воздействие на бюджетную политику и расходы федерального бюджета
Прямое и наиболее ощутимое влияние государственного долга проявляется в бюджетной сфере:
- Увеличение расходов на обслуживание долга: Рост долговых обязательств неизбежно приводит к увеличению затрат на их обслуживание (выплата процентов и купонов).
Это меняет структуру расходов федерального бюджета, перераспределяя средства от других приоритетных направлений (образование, здравоохранение, инфраструктура) на погашение долговых обязательств. Например, обслуживание всех обязательств РФ оценивается в 2,5–2,6 трлн рублей в 2024 году, из которых около 0,2–0,25 трлн рублей приходится на внешний долг. Расходы на обслуживание госдолга в 2025 году в совокупности с субсидиями по льготным кредитам могут составить 5,9 трлн рублей, или 14% от всех расходов федерального бюджета.
- Давление на бюджет: В условиях финансовых кризисов или неблагоприятной экономической конъюнктуры обслуживание государственного долга может стать обременительным для бюджета, требуя дополнительных затрат на антикризисные меры или даже прибегания к новым заимствованиям для погашения старых долгов (рефинансирование).
- Наращивание заимствований для покрытия дефицита: Для покрытия дефицитного бюджета Минфин планирует значительно увеличить объем займов: на 2025 год до 6,98 трлн рублей, на 2026 год — до 5,51 трлн рублей, на 2027 год — до 5,39 трлн рублей, а на 2028 год — 6,18 трлн рублей. Общий объем госзаимствований приблизится к 53,8 трлн рублей к 2028 году. Это свидетельствует о возрастающей роли долга в финансировании государственных расходов.
Влияние на инвестиционный климат и экономическую безопасность
Дальнейшее наращивание заимствований может оказать негативное влияние на инвестиционный климат и экономическую безопасность страны:
- Снижение инвестиционной привлекательности: Чрезмерный или быстрорастущий государственный долг может быть воспринят инвесторами как признак нестабильности государственных финансов. Это увеличивает риски для инвесторов, что может привести к повышению требуемой доходности по государственным и корпоративным ценным бумагам, а также к оттоку капитала.
- Увеличение стоимости обслуживания госдолга: Высокие доходности государственных ценных бумаг, необходимые для привлечения средств в условиях высокой долговой нагрузки или рисков, делают обслуживание долга еще более дорогим для государства.
- Угроза экономической безопасности: Неконтролируемый рост государственного долга может поставить под угрозу экономическую безопасность страны, ограничивая возможности правительства по проведению независимой экономической политики и делая ее уязвимой перед внешними шоками. Состоятельность обслуживания государственного внешнего долга является одним из ключевых факторов макроэкономической стабильности.
- Влияние на валютные резервы и национальную валюту: От характера решения долговой проблемы напрямую зависит состояние валютных резервов России, стабильность национальной валюты и уровень процентных ставок.
Положительные и отрицательные аспекты государственного долга
Государственный долг, несмотря на свои потенциальные риски, несет в себе и ряд положительных аспектов:
- Положительное влияние: Возможность получения ссуды для инвестиций в развитие национальной экономики или поддержку определенных секторов. Это может стимулировать рост, создавать рабочие места и повышать благосостояние населения. Также госдолг может служить инструментом для сглаживания экономических циклов.
- Отрицательное влияние: Чрезмерный или неэффективно управляемый государственный долг может привести к стагнации производства, массовому банкротству государственных предприятий, росту безработицы, гиперинфляции и, в крайних случаях, к дефолту. Увлечение государства заемными операциями отвлекает солидные бюджетные средства от нужд хозяйственного и социального развития страны, создавая «долговую ловушку».
Таким образом, управление государственным долгом требует постоянного балансирования между необходимостью финансирования государственных расходов и поддержанием макроэкономической стабильности. Эффективная долговая политика должна быть направлена на минимизацию негативных эффектов и максимизацию потенциальных выгод для экономики страны.
Заключение
Исследование видов долговых обязательств Российской Федерации, их структуры, механизмов управления и влияния на национальную экономику позволило сформировать комплексное представление о государственном долге как о многогранном макроэкономическом феномене. Было установлено, что государственный долг представляет собой сумму финансовых обязательств страны, возникающих преимущественно из-за дефицита бюджета, и играет ключевую роль в фискальной политике, финансировании государственных расходов и регулировании денежного обращения.
Классификация долговых обязательств выявила их многообразие: от деления на внутренний (в рублях перед резидентами) и внешний (в иностранной валюте перед нерезидентами) до детализации по срокам погашения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и формам (государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты, государственные гарантии).
Особое внимание было уделено таким инструментам, как ОФЗ различных типов (ПД, ПК, ИН), которые формируют основу внутреннего долга.
Анализ структуры и динамики государственного долга показал его устойчивый рост в абсолютных показателях за последние годы, что подтверждается прогнозами Министерства финансов РФ о достижении госдолгом 19,5% ВВП к 2028 году. При этом основная часть долга приходится на внутренние заимствования, что снижает валютные риски, но увеличивает нагрузку на внутренний финансовый рынок.
Законодательная база, регулирующая государственный долг, базируется на Бюджетном кодексе РФ, который определяет его сущность и структуру, а также дополняется ежегодными законами о бюджете, постановлениями Правительства и стратегическими документами, такими как «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Важным элементом контроля является Государственная долговая книга, обеспечивающая учет всех обязательств.
В управлении государственным долгом Российская Федерация сталкивается с такими вызовами, как высокая стоимость заимствований, растущие расходы на обслуживание долга (которые могут достигнуть 8,8% бюджетных расходов к 2026 году), необходимость рефинансирования и риски, связанные с квазисуверенной задолженностью. Особое влияние оказывает денежно-кредитная политика, где повышение ключевой ставки значительно увеличивает стоимость обслуживания внутреннего долга и может вытеснить частные заимствования. Стратегии оптимизации включают как стратегическое, так и оперативное управление, применение стресс-тестов для оценки рисков, реструктуризацию долга и, что критически важно, нормализацию бюджетной политики с выходом на структурный первичный баланс бюджета к 2025 году для обеспечения долгосрочной стабильности.
Влияние государственного долга на экономику РФ многогранно: он может как стимулировать рост через инвестиции, так и создавать риски для ВВП, инфляции, процентных ставок и инвестиционного климата. Растущие расходы на обслуживание долга перераспределяют бюджетные ресурсы, сокращая возможности для финансирования других сфер.
В целом, Российская Федерация, несмотря на растущие объемы государственного долга, поддерживает его на относительно безопасном уровне по отношению к ВВП. Однако возрастающая стоимость обслуживания, риски вытеснения частных инвестиций и необходимость эффективного управления бюджетными расходами требуют постоянного внимания и совершенствования долговой политики. Эффективное управление государственным долгом является фундаментальным условием для обеспечения макроэкономической стабильности, устойчивого экономического роста и укрепления финансовой безопасности страны в долгосрочной перспективе.
Список использованной литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ).
- Закон РФ от 13.11.1992 N 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».
- Госдолг России: какой на сегодняшний день, кому должны, обслуживание, динамика // Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/gosdolg-rossii/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Минфин России опубликовал планы по бюджетной и налоговой политике на три года // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/news/1684346/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (разработаны Минфином России).
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431093/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный долг // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный долг РФ: проблемы и перспективы // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-rf-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 08.10.2025).
- Виды государственного долга: внешний и внутренний // Grandars.ru. URL: https://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/vidy-gosudar-dolg.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Влияние долговой нагрузки на российскую экономику // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dolgovoy-nagruzki-na-rossiyskuyu-ekonomiku (дата обращения: 08.10.2025).
- О государственном внутреннем долге Российской Федерации от 13 ноября 1992 // docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/9003884 (дата обращения: 08.10.2025).
- Влияние государственного долга на экономическую безопасность России // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gosudarstvennogo-dolga-na-ekonomicheskuyu-bezopasnost-rossii (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 99 БК РФ. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации (действующая редакция) с комментариями // Coderf.ru. URL: https://coderf.ru/articles/bk-rf/st-99-bk-rf-struktura-gosudarstvennogo-dolga-subekta-rossijskoj-federatsii-vidy-i-srochnost-dolgovyx-objazatelstv-subekta-rossijskoj-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный внутренний долг Российской Федерации, его структура и динамика // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-vnutrenniy-dolg-rossiyskoy-federatsii-ego-struktura-i-dinamika (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое государственный долг? // Портал «Открытый бюджет города Москвы». URL: https://budget.mos.ru/info/132 (дата обращения: 08.10.2025).
- Глоссарий // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=56550-glossarii (дата обращения: 08.10.2025).
- Глава 14. Государственный (муниципальный) долг (ст. 97-121).
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/consult/budget/1188448/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Актуальные проблемы управления государственным долгом // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-upravleniya-gosudarstvennym-dolg (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный долг и его влияние на развитие экономики // ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ». URL: https://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2025/11/economic_theory/Bochkova_Stroganova_Orlova.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Госдолг России // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика // Журнал «Проблемы современной экономики». URL: https://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6241 (дата обращения: 08.10.2025).
- ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ // Стратегические решения и риск-менеджмент. URL: https://strategicdecisions.ru/jour/article/view/178 (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный долг — что это? // Каталог терминов. URL: https://www.bankiros.ru/wiki/gosudarstvennyi-dolg (дата обращения: 08.10.2025).
- Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики // docx.ru. URL: https://docx.ru/docs/130198/index.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Таблица 4.1.5. Государственный долг Российской Федерации в 2019 — 2023 гг. // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426369/347b973685e128173458e0a473d0a927c3275727/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Ставка Минфина: как рост госзаймов скажется на рынке облигаций // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy/545025-stavka-minfina-kak-rost-goszaimov-skazetsa-na-rynke-obligacii (дата обращения: 08.10.2025).