Введение
Промышленный сектор Ярославской области является краеугольным камнем региональной экономики, обеспечивая более 30% Валового регионального продукта (ВРП) и формируя около 50% налоговых поступлений в консолидированный бюджет. В условиях продолжающегося санкционного давления и необходимости форсированного импортозамещения, малое и среднее предпринимательство (МСП) в промышленной сфере приобретает критическое значение как инструмент диверсификации, инновационного развития и устойчивости региональной экономики.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью объективной оценки эффективности мер государственной поддержки, реализуемых в регионе в период 2023–2025 годов, и выявления системных барьеров, препятствующих полному раскрытию потенциала промышленного МСП.
Данная работа представляет собой комплексный академический анализ, который, опираясь на ультра-актуальные статистические данные (включая I квартал 2025 года) и действующую законодательную базу (национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика»), структурирован по следующим направлениям: анализ теоретико-правовых основ, оценка динамики и структуры сектора, детализация механизмов поддержки (финансовых, инфраструктурных, кластерных) и, наконец, критическая оценка эффективности и анализ проблемных зон.
Теоретические основы и законодательная база регулирования МСП
Понятийно-категориальный аппарат и критерии МСП
Основой для определения субъектов предпринимательства, на которые распространяются меры государственной поддержки, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон устанавливает четкие критерии, по которым организации и индивидуальные предприниматели включаются в Единый реестр субъектов МСП. Как следствие, промышленные предприятия получают доступ к льготному финансированию и инфраструктурным преференциям только при строгом соответствии этим параметрам.
Критерии, актуальные на 2025 год, включают ограничения по среднесписочной численности работников (ССЧ) и размеру дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год:
Категория субъекта МСП | Среднесписочная численность (ССЧ) | Предельный размер годового дохода (млн руб.) |
---|---|---|
Микропредприятие | до 15 человек | до 120 |
Малое предприятие | до 100 человек | до 800 |
Среднее предприятие | до 250 человек (до 1000/1500 для отдельных отраслей) | до 2000 |
Таким образом, промышленное МСП, будучи частью обрабатывающих производств, включает в себя как небольшие стартапы (микропредприятия), занимающиеся высокотехнологичной мелкосерийной сборкой, так и средние предприятия, выступающие в роли ключевых субконтракторов для региональных промышленных гигантов (машиностроение, нефтехимия).
Роль промышленного сектора в Валовом региональном продукте (ВРП) Ярославской области
Ярославская область традиционно относится к индустриальным регионам, где промышленность играет роль экономического двигателя. Данный сектор не просто является базовой составляющей, но и определяет финансовую устойчивость всего региона.
Согласно актуальным данным, промышленный сектор обеспечивает более 30% Валового регионального продукта (ВРП) Ярославской области. По итогам 2024 года, ВРП региона достиг 912,8 млрд рублей, продемонстрировав прирост на 2,5% к предыдущему году. Устойчивый рост объемов производства в обрабатывающих секторах является прямым свидетельством инвестиционной активности и эффективности принятых антикризисных мер, а значит, региональная экономика успешно адаптируется к новым условиям.
Структура промышленного комплекса Ярославской области характеризуется высокой долей обрабатывающих производств — около 90% в общем объеме промышленной продукции. Ключевыми отраслями, формирующими промышленный ландшафт и определяющими спрос на промышленное МСП, являются:
- Машиностроение и металлообработка (включая двигателестроение и производство автокомпонентов).
- Нефтехимическая промышленность (крупные предприятия, задающие тон в регионе).
- Фармацевтика и медицинская промышленность (относительно новый, но активно растущий кластер).
Объем отгруженной продукции и оказанных услуг предприятиями промышленного сектора в I квартале 2025 года составил 173,2 млрд рублей, из которых львиная доля — 149,8 млрд рублей — приходится именно на обрабатывающие производства.
Динамика и структура промышленного МСП в Ярославской области (2023–2025 гг.)
Анализ динамики сектора МСП является ключевым индикатором здоровья региональной экономики и эффективности политики поддержки. Период 2023–2025 гг. характеризуется сложной адаптацией к внешним шокам, что отразилось на структуре занятости и производственных показателях.
Количественные показатели и структура сектора МСП
По состоянию на 10 сентября 2025 года, Единый реестр субъектов МСП в Ярославской области включает 50 547 единиц (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Детализированная структура показывает, что абсолютное большинство субъектов являются микропредприятиями:
- Микропредприятия: 48 368 единиц.
С точки зрения занятости, сектор МСП является важнейшим работодателем. Общая среднесписочная численность работников, занятых у субъектов МСП (исключая самозанятых), составляет 143 492 человека. При этом общая численность занятых в сфере МСП (включая ИП и самозанятых) по итогам I полугодия 2024 года достигла 251 тысячи человек, что свидетельствует о существенном росте вовлеченности населения в предпринимательскую деятельность.
Показатель | Значение (на 10.09.2025) | Примечание |
---|---|---|
Общее число субъектов МСП | 50 547 | Юридические лица и ИП |
Среднесписочная численность (ССЧ) | 143 492 чел. | Занятые в ЮЛ и ИП с работниками |
Число самозанятых (март 2024 г.) | 71 000 чел. | Взрывной рост по сравнению с 2022 годом (12,5 тыс.) |
Рост оборота средних предприятий (I пол. 2025) | +14,4% | Абсолютное значение: 60,5 млрд руб. |
В промышленном комплексе региона работают более 3,2 тысячи предприятий, из которых только 273 являются крупными и средними, что подтверждает доминирование в этом секторе именно промышленных МСП.
Динамика промышленного производства
Ключевым индикатором активности промышленного МСП является Индекс промышленного производства (ИПП).
В Ярославской области этот показатель демонстрирует устойчивую положительную динамику, что позволяет говорить об успешной адаптации промышленных предприятий к новым рыночным условиям.
В I квартале 2025 года ИПП составил 104,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Этот показатель не просто превышает среднероссийский, но и обеспечивает региону 7-е место в Центральном федеральном округе (ЦФО) по темпам роста промышленного производства.
Особое внимание стоит уделить обрабатывающим производствам, которые являются основной сферой деятельности промышленного МСП. Рост в этом ключевом секторе составил 107,5% в I квартале 2025 года. Этот рост подкрепляется и инвестиционной активностью:
- Оборот средних предприятий в регионе за первое полугодие 2025 года увеличился на значительные 14,4%, достигнув 60,5 млрд рублей, что указывает на успешное масштабирование бизнеса.
- В 2024 году в регионе открылось пять новых производств, среди которых: завод по выпуску одноразовой посуды из древесины ООО «Экобиотех», завод промышленной фальцевой кровли ООО «Евраз Стил Бокс» и завод пищевой упаковки ООО «ЮМТ Технология».
Эти факты свидетельствуют о том, что, несмотря на внешние вызовы, промышленный МСП в Ярославской области находится в фазе роста, поддерживаемого региональной политикой. Однако, не стоит ли сосредоточить усилия на устранении барьеров, тормозящих взрывной рост, а не просто констатировать факт адаптации?
Система государственной поддержки промышленного МСП в контексте новой экономической политики
С 1 января 2025 года государственная поддержка МСП в России, включая Ярославскую область, реализуется в рамках нового национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика», федеральный проект «Малое и среднее предпринимательство». Региональные программы, такие как Государственная программа Ярославской области «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности на 2021-2025 годы», синхронизированы с федеральными целями и предлагают широкий спектр инструментов.
Финансовые инструменты поддержки
Финансовое плечо является критически важным для промышленного МСП, требующего значительных вложений в модернизацию оборудования и оборотные средства. Основным оператором финансовой поддержки выступает Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области.
Фонд предлагает два ключевых инструмента:
- Льготные займы: Предприятия могут получить займы на льготных условиях по ставке от 1% до 14,5% годовых. Максимальная сумма займа составляет 5 млн рублей, срок — до 3 лет. Ставка варьируется в зависимости от цели (например, 1% может быть предоставлен социальным предприятиям или участникам кластеров).
- Поручительства: Для предприятий, не имеющих достаточного залогового обеспечения для получения банковского кредита, Фонд выступает гарантом. Поручительства предоставляются на сумму до 25 млн рублей по ставке от 0,25% до 0,5% годовых на срок до 5 лет.
Эффективность работы Фонда демонстрируют показатели I квартала 2024 года: было выдано 127 займов на общую сумму более 282 млн рублей и предоставлено 24 поручительства на 244,4 млн рублей. Это указывает на высокий спрос на доступное финансирование со стороны регионального бизнеса, что прямо говорит о необходимости увеличения лимитов Фонда для удовлетворения растущих потребностей в капитале.
Инфраструктурные и налоговые меры
Инфраструктурная поддержка направлена на снижение стартовых инвестиционных затрат и создание благоприятных территориальных условий для развития производств.
Территории опережающего развития (ТОР):
Ключевым инструментом для привлечения инвестиций и развития промышленных МСП являются ТОР, созданные в моногородах Тутаев, Ростов и Гаврилов-Ям. По состоянию на конец 2024 года в реестре резидентов трех ТОР числятся 25 предприятий.
Инвестиционный эффект ТОР значителен: совокупный объем инвестиций резидентов в 2024 году превышает 5,4 млрд рублей, что обеспечивает создание более 1000 новых рабочих мест.
Налоговые стимулы в ТОР:
Резиденты ТОР "Тутаев", получившие статус до конца 2024 года, пользуются значительным снижением налоговой нагрузки, в частности, пониженной ставкой по страховым взносам с 30% до 7,6%. Это критически важный фактор для промышленных МСП, где фонд оплаты труда составляет существенную долю в структуре затрат.
Поддержка создания инфраструктуры:
Региональное правительство активно использует механизм финансирования создания объектов инфраструктуры для новых инвестиционных проектов. В 2024 году такая поддержка была оказана 19 инвесторам на сумму 146 млн рублей, с ожидаемым объемом частных инвестиций, превышающим 46 млрд рублей. Данная мера напрямую способствует локализации новых производств, в том числе и крупных промышленных МСП.
Роль промышленного МСП в кластерном развитии и импортозамещении
Современная региональная экономика не может развиваться изолированно; ключевую роль в повышении конкурентоспособности играют механизмы кооперации, кластерного развития и субконтрактации. Промышленное МСП становится основным звеном в этой цепи, выполняя роль поставщика специализированных комплектующих и услуг для крупного бизнеса.
Развитие производственной кооперации и субконтрактации
Развитие производственной кооперации и субконтрактации является стратегическим направлением для Ярославской области. Субконтрактация позволяет крупным заказчикам снизить себестоимость продукции, передавая часть операций специализированным МСП, а последним — обеспечить гарантированный сбыт и повысить технологический уровень.
Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации (на базе Торгово-промышленной палаты) выступает интегратором, организуя платформы для прямого взаимодействия. Центр регулярно проводит межрегиональные биржи субконтрактов. Например, в октябре 2025 года в таком мероприятии участвовало 11 заказчиков и 53 исполнителя из 29 регионов РФ и Республики Беларусь.
В ноябре 2024 года состоялась масштабная онлайн-биржа, объединившая 9 заказчиков из 5 регионов и 25 исполнителей из 16 регионов, в рамках которой было проведено более 60 целевых переговоров. Такие мероприятия напрямую способствуют выполнению задач импортозамещения, поскольку позволяют региональным МСП осваивать производство критически важных комплектующих, ранее закупавшихся за рубежом.
Эффективность кластерной политики
Кластерная политика позволяет консолидировать усилия МСП, науки и крупных предприятий, обеспечивая синергетический эффект в привлечении федерального финансирования и инновационном развитии.
Межрегиональный промышленный кластер автокомпонентов:
Ярославская область активно развивает Межрегиональный промышленный кластер автокомпонентов, который объединяет предприятия Ярославской, Костромской и Московской областей и официально включен в реестр Минпромторга России.
Цель кластера — не только развитие промышленной кооперации, но и снижение зависимости от импорта в сфере автомобилестроения и машиностроения. Участие в кластере открывает двери для получения серьезных федеральных мер поддержки, включая субсидии на покупку стартовых партий продукции и пониженные тарифы страховых взносов (в рамках Специальных инвестиционных контрактов – СПИК).
Признание на федеральном уровне:
Наиболее ярким свидетельством эффективности региональной кластерной политики является победа Ярославской области в 2025 году в федеральной методической программе Минпромторга России «PROКЛАСТЕРЫ» по проекту развития кластера автокомпонентов. Этот факт подтверждает, что региональные инициативы в сфере кластерного развития признаны одними из лучших в стране, что дает конкурентное преимущество промышленному МСП. Действительно ли регион полностью использует этот потенциал, или бюрократические барьеры нивелируют полученное преимущество?
Критический анализ барьеров, проблем и оценка эффективности поддержки
Несмотря на очевидные успехи в развитии сектора и рост ИПП, система государственной поддержки не лишена системных недостатков и барьеров, которые сдерживают потенциал промышленного МСП. Объективный анализ этих проблем необходим для корректировки региональной экономической политики.
Ключевые барьеры для развития (по данным Уполномоченного)
Ежегодные доклады Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области выделяют ряд хронических проблем, негативно влияющих на деловой климат:
- Административное давление: Сохранение проблемных зон, связанных с чрезмерными требованиями и не всегда обоснованными проверками, создает дополнительную нагрузку на малый бизнес.
- Технологическое присоединение: Одной из нерешенных и переходящих из года в год проблем остается длительность и высокая стоимость технологического присоединения промышленных объектов МСП к электросетям. Для производственного бизнеса, зависящего от стабильного и достаточного энергоснабжения, этот барьер является критическим.
- Импортозависимость: Отрицательные явления, связанные с санкциями и ограничениями в трансграничной торговле, сильно отразились на деловом климате. Многие промышленные МСП, особенно в машиностроении, остаются импортозависимыми по критическим компонентам, что требует более активной поддержки программ локализации.
Непредвиденные последствия политики: миграция в режим самозанятых
В конце 2023 года в Ярославской области было зафиксировано упразднение ряда региональных налоговых льгот для МСП, что, по мнению экспертов, могло спровоцировать «налоговую миграцию» в более выгодные налоговые режимы.
Наиболее очевидным последствием стало резкое увеличение числа самозанятых граждан:
- В 2022 году: 12,5 тысяч человек.
- К концу 2023 года: 68,2 тысячи человек.
- К марту 2024 года: 71 тысяча человек.
Этот взрывной рост (более чем пятикратное увеличение за два года) может быть интерпретирован как поиск предпринимателями, особенно микропредприятиями, способов минимизации налогового бремени после отмены региональных льгот. Хотя рост самозанятости положительно влияет на формализацию занятости, он потенциально уменьшает базу для развития полноценных малых и средних предприятий с наемным трудом, что является непредвиденным последствием региональной фискальной политики.
Системные недостатки управления и диалога
Оценка эффективности поддержки также требует анализа управляющих структур и механизмов обратной связи.
Показатель эффективности | Значение (2024–2025 гг.) | Вывод |
---|---|---|
Индекс промышленного производства (I кв. 2025) | 104,9% | Устойчивый рост, подтверждающий эффективность поддержки |
Рост инвестиций в основной капитал (янв–сент. 2024) | 103 млрд руб. (+15%) | Высокая инвестиционная активность |
Оборот средних предприятий (I пол. 2025) | Рост на 14,4% | Масштабирование бизнеса |
Деятельность Координационного совета по МСП при Губернаторе | Отсутствие деятельности | Критический недостаток в системном диалоге |
Несмотря на положительную макроэкономическую динамику, одним из системных недостатков, ограничивающих эффективность поддержки, является отсутствие деятельности Координационного совета по МСП при Губернаторе Ярославской области. Этот Совет задумывался как центральная диалоговая площадка, где проблемы бизнеса обсуждаются на высшем уровне с участием ключевых стейкхолдеров. Неактивность этого органа ограничивает возможность централизованного и оперативного решения системных проблем, таких как технологическое присоединение и анализ последствий фискальных решений.
Заключение и рекомендации
Проведенный анализ подтверждает, что государственная поддержка промышленного МСП в Ярославской области в период 2023–2025 гг. является многовекторной и в целом эффективной. Региональные меры, интегрированные в федеральный проект «Малое и среднее предпринимательство», способствовали устойчивому росту ключевых экономических индикаторов: Индекс промышленного производства (ИПП) демонстрирует рост на 104,9% (I кв. 2025 г.), а оборот средних предприятий увеличился на 14,4%.
Стратегическая роль МСП усиливается через кластерную политику, что подтверждается победой региона в программе Минпромторга «PROКЛАСТЕРЫ» и активным развитием Центра субконтрактации. Эти механизмы позиционируют промышленное МСП как ключевого участника в процессе импортозамещения и технологической диверсификации.
Однако для полного раскрытия потенциала сектора необходимо устранить системные барьеры, выявленные в ходе анализа:
- Устранение инфраструктурных барьеров: Необходимо приоритизировать проблему технологического присоединения к электросетям, возможно, через создание механизма компенсации затрат для промышленных МСП или ускорение административных процедур.
- Восстановление диалоговой площадки: Критически важно возобновить работу Координационного совета по МСП при Губернаторе. Эта площадка обеспечит необходимую обратную связь и централизованное принятие решений по наиболее острым вопросам бизнеса.
- Пересмотр фискальной политики: Региональным властям следует провести глубокий анализ причинно-следственной связи между упразднением налоговых льгот и взрывным ростом числа самозанятых (до 71 тыс. чел.).
Для сдерживания потенциального оттока предпринимателей и стимулирования создания полноценных рабочих мест может потребоваться восстановление целевых налоговых стимулов для промышленных МСП, ведущих активную инвестиционную деятельность, чтобы стимулировать их к найму персонала, а не к уходу в теневой сектор.
Успешная реализация этих рекомендаций позволит Ярославской области закрепить положительную динамику и обеспечить устойчивое, конкурентоспособное развитие своего промышленного сектора в долгосрочной перспективе, сместив акцент с адаптации на прорывное развитие.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2023) (ст. 4).
- Государственная программа Ярославской области «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности на 2021-2025 годы» (в ред. от 15.02.2023).
URL: https://www.yarregion.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Критерии малого предприятия: что это и какие входят в реестр МСП // Raiffeisen Bank. 27.07.2023. URL: https://www.raiffeisen.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД’2024: Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области. URL: https://ombudsmanyar.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Господдержку на развитие бизнеса в этом году в регионе получили более 2000 субъектов МСП // БезФормата. 23.07.2024. URL: https://bezformata.com/ (дата обращения: 09.10.2025).
- В министерстве инвестиций и промышленности Ярославской области подвели итоги года // Торгово-промышленная палата Ярославской области. 19.12.2024. URL: https://yartpp.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Господдержка малого и среднего предпринимательства в Ярославской области в 2024 году // Торгово-промышленная палата Ярославской области. 23.01.2025. URL: https://yartpp.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Социально-экономическое положение Ярославской области за 2024 год // Торгово-промышленная палата Ярославской области. 13.02.2025. URL: https://yartpp.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- В 2024 году в Ярославской области открылись пять новых производств // Русский еженедельник. 18.04.2025. URL: https://rweek.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Ярославская область заняла первое место в федеральной программе Минпромторга России «PROКЛАСТЕРЫ» // Портал органов государственной власти Ярославской области. 21.07.2025. URL: https://www.yarregion.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2025 году // Buhonline.ru. 06.08.2025. URL: https://www.buhonline.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Обороты средних предприятий в Ярославской области выросли на 14,4% // Портал органов государственной власти Ярославской области. 11.09.2025. URL: https://www.yarregion.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Неделю промышленности Ярославской области посетили около 25 тысяч человек // Портал органов государственной власти Ярославской области. 03.10.2025. URL: https://www.yarregion.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- В Ярославской областной Думе обсудили вопросы поддержки МСП // YarNews.net. 08.10.2025. URL: https://yarnews.net/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Межрегиональный промышленный кластер автокомпонентов // Инвестиционный портал Ярославской области. URL: https://invest76.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Социально-экономическое положение Ярославской области в 2024 году: Научный доклад // Финансовый университет при Правительстве РФ. URL: https://fa.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Субконтрактация // Торгово-промышленная палата Ярославской области. URL: https://yartpp.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей… в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (Ярославская область) // Налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).