Следовательно, в ответ на замедление совокупного спроса, в условиях когда заработная плата и цены не успевают быстро перестроиться, в связи с произошедшим изменениям совокупного спроса, сбыт и производство продукции замедляются. Однако в течение более долгого периода ожидание инфляции уменьшается, контракты пересматриваются и вносятся корректировки. Вследствие этого уровни цен и заработных плат корректируется в более медленном темпе, чем возрастает совокупный спрос, а экономика тяготеет к полной занятости ресурсов.
Таким образом, денежно-кредитная политика направлена на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.
Таким образом, главными целями денежно-кредитной политики является рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Денежно-кредитная политика непосредственно через деятельность центрального банка регулирует денежно-кредитную систему через объем денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты.
3.2. Анализ инструментов денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика взаимосвязана с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно с темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.
Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но, следует напомнить, что Федеральная резервная система США проводит денежно-кредитную политику, используя три главных инструмента:
- операции на открытом рынке;
- резервные требования (Федеральной резервной системы к коммерческим банкам);
- учетная ставка (ставка рефинансирования).
Учетная ставка (ставка рефинансирования) (см. табл.4) представляет собой процентную ставку, которую использует центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам. Учетная ставка является важным индикатором макроэкономического развития.
Рефинансирование кредитных организаций
... также объем денежной массы в стране. Если Центральный банк считает необходимым проводить жесткую учетную политику, то он увеличивает ставку рефинансирования и ломбардную ставку, ужесточает условия переучета и перезалога векселей (кредитная рестрикция). ...
Таблица 4. Ставка рефинансирования
Период Значение Ед. изм. 01.05.13 – 16.12.2008 0.25 % 29.10.08 1 % 08.10.08 1.5 % 30.04.08 2 % 18.03.08 2.25 % 30.01.08 3 % 22.01.08 3.5 % 11.12.07 4.25 % 31.10.07 4.5 % 18.09.07 4.75 % 29.06.06 5.25 % 10.05.06 5 % 28.03.06 4.75 % 31.01.06 4.5 % 13.12.05 4.25 % 01.11.05 4 % 20.09.05 3.75 % 09.08.05 3.5 % 30.06.05 3.25 % 03.05.05 3 % 22.03.05 2.75 % 02.02.05 2.5 % 14.12.04 2.25 % 10.11.04 2 % 21.09.04 1.75 % 10.08.04 1.5 % 30.06.04 1.25 % 25.06.03 1 %
В практике денежно-кредитной политика США направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений ФРС снижает ставку рефинансирования (учетная ставка) и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Отметим, что реагируя на финансовый кризис 2007-2009 гг. и последовавшую за ним рецессию, ФРС урезала практически до нуля официальную процентную ставку, по которой кредитуются банки.
На данных табл. 4 видно, что учетная ставка на протяжении последних четырех лет (16.12.2008 – 01.05.2013) сохраняется на прежнем уровне 0 — 0,25 %. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США в 2011 года была приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику. По сравнению с данными десятилетней давности за 2003 год, учетная ставка снизилась на 0, 75 %. Своего максимального значения ставка рефинансирования достигала в середине 2006 года.
Таким образом, со всей очевидностью следует, что денежно-кредитная политика США направлена на стимулирование кредитной деятельности и увеличение денежного предложения, а это в свою очередь свидетельствует об экономическом спаде и сопутствующее ему увеличение безработицы. В данном случае государство через расширение денежного предложения стремится понизить процентную ставку, а, следовательно, повлиять на увеличение спроса на инвестиции, тем самым содействуя расширению инвестиционной деятельности и преодолению экономического спада.
Следует также отметить, что кроме учетной ставки в США выделяется процентная ставка по федеральным фондам (Federal funds rate), которая представляет собой процентную ставку, под которую банки размещают свободные средства, находящиеся на счетах в Федеральной резервной системе США, другим банкам на овернайт (overnight – на один день, дословно, «через ночь»).
Федеральная резервная система США контролирует уровень процентной ставки по федеральным фондам с помощью операций с государственными ценными бумагами. Отметим также, дисконтную ставку (Discount rate) — это процентная ставка, под которую Федеральная резервная система США выдает кредиты для поддержания ликвидности банков. Дисконтная ставка является менее значимой, нежели процентная ставка по федеральным фондам.
Выделим также прайм-рейт – это ставка процента по краткосрочным банковским кредитам первоклассным заемщикам; для этой категории кредитов уровень банковского риска минимален, т. е. это низшая ставка банковского процента; публикуется банками, изменяется сравнительно редко и служит ориентиром стоимости кредита в стране; фактическая ставка может быть выше или ниже базовой.
Потребительский кредит — в США — ежемесячный индикатор потребительского спроса, отражающий объем использования американцами системы кредита через кредитные карточки, личное заимствование и покупки в рассрочку (Рис.3 ).
Определение процентной ставки
... заемщиком и отраженный в инвестиционном договоре. Кроме того, различают долгосрочные и краткосрочные ставки, рыночные ставки (уровень движения которых зависит от экономической конъюнктуры и состояния рынка ссудных капиталов), ... Банки практически никогда не начисляют сложные проценты сроком менее чем на 1 год. Поэтому сложные проценты на банковские депозиты имеет смысл принимать в расчет только ...
Рисунок 3. Индикатор потребительского спроса
Рассмотрим данные за 10 лет. Из диаграммы видно, что в 2009 году индикатор понизился, что было связано с экономическим кризисом, но начиная с конца 2010 года наблюдается рост индикатора это говорит о том, что потребители не боятся делать долги для удовлетворения своих материальных потребностей.
Рисунок 4. Уровень инфляции (среднегодовое значение)
Как можно видеть, уровень инфляции в США говорит о том, что цены на американские товары и услуги растут медленнее. Такому уровню инфляции менее процента соответствуют и ставки по депозитам в банках США. Например, в 2011 году средняя ставка по вкладу была всего лишь 0,35% так что американский банк всего лишь поможет сохранить деньги от экономическими процессами.
Пересмотр показателя экономического роста связан с улучшенной оценкой таких компонентов ВВП, как потребительские расходы и баланс внешней торговли (Рис.5) .
Рисунок 5. ВВП США, млрд. долларов
Валовой внутренний продукт (ВВП) США начина с 2009 года, по окончательным данным, вырос по сравнению с предыдущим периодом. ФРС прогнозирует рост ВВП США в 2013 году на уровне 2,3-3% при сохранении безработицы на уровне не ниже 7,4%. При этом Центральный банк Соединенных Штатов предполагает, что уже в 2014 году рост ВВП может достигнуть 3,5%, а в 2015 году — 3,7%.
В этой связи целесообразно упомянуть о мировом финансовом кризисе 2008 г. Финансовый кризис, разразившийся 2008 году, охватил весь мир. Одной из причин стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Избыток ликвидности в экономике США оказался главной макроэкономической причиной, что, в свою очередь, определялось многими факторами, включая:
- общее снижение доверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997—1998 гг.;
- инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды (страны Персидского залива);
- политику низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001—2003 гг., пытаясь предотвратить циклический спад экономики США.
Избыточная ликвидность повлияла на процесс и активизировала формирования так называемых рыночных пузырей, т.е. искаженной, завышенной оценки различных видов активов, такие пузыри в различные периоды формировались на рынках недвижимости, акций и сырьевых товаров, что стало важной составной частью кризисного механизма.
ФРС США с начала 2000-х годов проводила мягкую денежно-кредитную политику, в результате которой стимулировала выдачу банками кредитов. Среднегодовые темпы прироста банковского потребительского кредитования в 2003—2007 гг. были на уровне 5%,.
Тенденция постепенного сокращения объема выданных банковских кредитов, которая наметилась по мере вхождения экономики США в рецессию, в результате которой значительно снизились темпы прироста потребительских кредитов.
ВВП США в 2008 г. снизился на 0,5%, что оказалось самым значительным падением с 2001 г., из-за максимального за 28 лет сокращения потребительских расходов (на 3,8%).
Кредитная политика Всемирного Банка и его роль в содействии экономическим ...
... темы настоящей диссертации состоит в необходимости проведения детального анализа кредитной политики Всемирного Банка в условиях существенного уменьшения масштабов сотрудничества России с МВФ и ... состоит в следующем. - Установлено, что в последние годы в кредитной политике Всемирного Банка наметилась кардинальная переориентация. Тенденция увеличения доли средств, выделяемых на цели структурной ...
При этом снижение данного показателя было несколько компенсировано увеличением расходов государства, ростом экспорта и снижением импорта. По оценке Бюджетного управления конгресса США, прирост ВВП в 2008 г. составил 1,2%.
Несмотря на неплохое восстановление в жилищном секторе, до тех пор, пока его последствия не проявятся в укреплении потребительского сектора с последующими инвестициями коммерческого сектора и при поддержке государственных расходов, экономика будет обречена на медленное, слабое восстановление. Это ставит Федеральную резервную систему в затруднительное положение, так как большинство участников рынка ожидают, что программы выкупа активов в ближайшее время будут сокращены.
Таким образом, денежно-кредитная политика будет эффективной посредством банковской системы при условии подавления инфляции, стабилизации уровня цен, покупательной способности, контроля денежной массы, спроса и предложения денег.
При этом основными инструментами государственной денежно-кредитной политики будет являться политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. В результате перечисленных мероприятий будет происходить регулирование денежной массы в обращении и отдельных денежных агрегатов, следствием чего будет оказываться косвенное влияние на изменение макроэкономических показателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика – это комплекс мер, через который государство в целях достижения макроэкономических результатов воздействует на денежное предложение в стране, при этом учитываются общенациональные интересы страны.
Процентная политика является важным и достаточно сложным инструментом регулирования банковской деятельности. Политику процентных ставок условно разделяют на рестриктивную и экспансионистскую, политика «дешевых» или «дорогих» денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем.
Федеральная резервная система представляет собой независимый центральный банк. Американская банковская система имеет ряд уникальных особенностей:
Функции ЦБ банка США выполняет Федеральная резервная система, главными целями которой является создание здорового экономического климата в стране, а также поддержка и контроль за деятельность банков.
В структуру денежно-кредитной системы США входят Федеральная резервная система, выполняющая функции Центрального банка, а также коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения.
ФРС независимо в финансовом отношении, имеет собственных бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег.
Проводимая в США денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.
Одна из главных проблем в нынешних условиях — обеспечение стабильного функционирования денежной системы, составной частью которой является денежно-кредитная политика.
Денежные системы (Вариант №6)
... не разменных на действительные деньги. 3.Основные черты современных денежных систем, Особенности денежной системы России Общими характерными чертами современных денежных систем в мире являются: вытеснение ... организации денежного оборота. Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» На Банк России ...
Таким образом, основными инструментами государственной денежно-кредитной политики является политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/denejno-kreditnaya-sistema-ssha/
Белоглазова Т.Н. и др. Деньги и кредит в рыночной экономике. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та экономики и финансов, 1994. – 56с.
Варьяш И.Ю. Мотивация кредитной политики (на примере банковской системы США): Денежно-кредитная политика / И.Ю. Варьяш // Банковское дело. – 2005. – №7. – С.2-8.
Вешкин Ю.Г., Авгян Г.А. Банковские системы зарубежных стран: Курс лекций. – М.: Экономистъ, 2004. – 58 с.
Деньги. Кредит. Банки: [учебник для вузов] / Под ред. О.И. Лаврушина; фин. академия при Правительстве РФ. – Изд. 4-е, стер. – М.: КноРус, 2006. – 558с.
Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб .пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 400с.
Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 220с.
Миллер, Роджер Лерой и др. Современные деньги и банковское дело. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 420с.
Общая теория денег и кредита / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. – С.5.
Современная экономика: учебник / под ред. Мамедова О.Ю.- Ростов н/д.: Феникс,1996. – 310с.
Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник. — М.: Экономистъ, 2003. – 190с.
Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран / Г.Н. Щербакова. – М.: Экзамен, 2002. – 221 с.
Экономика США: учебник / Институт США и Канады, РАН; под ред. В.Б. Супян. – М.: Питер, 2003. – 650с.
Интернет ресурсы
Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки // http://www.federalreserve.gov
Федеральный резервный банк Нью-Йорка // http://www.newyorkfed.org
https://www.cia.gov
РосБизнесКонсалтинг // http://quote.rbc.ru
Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // http://institutiones.com
Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С.46.
Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб.пособие. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С.129.
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. /под ред. А.В. Сидоровича. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – С.66.
Общая теория денег и кредита / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. – С.102
Деньги. Кредит. Банки: [учебник для вузов] / Под ред. О.И. Лаврушина; фин. академия при Правительстве РФ. – Изд. 4-е, стер. – М.: КноРус, 2006. – С.189.
Елисеев А.С. Современная экономика. – М.: Дашков и К., 2004. – С.144.
Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб .пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – С.253.
http://www.federalreserve.gov
Деньги. Кредит. Банки: [учебник для вузов] / Под ред. О.И. Лаврушина; фин. академия при Правительстве РФ. – Изд. 4-е, стер. – М.: КноРус, 2006. – С.239.
Работа банка с проблемными кредитами
... обеспечения в случае, если кредит не обеспечен. В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ... принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту. Рассмотрим подробнее признаки «проблемного» кредита. А. К организационным признакам можно отнести: необоснованные ...
Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран / Г.Н. Щербакова. – М.: Экзамен, 2002. – С.36.
Количественное смягчение QE (Quantitative easing) — это программа ФРС США по выкупу казначейских облигаций с рынка, тем самым повышающая уровень ликвидности. Также покупая облигации, ФРС уменьшает их доходность, что в свою очередь снижает ставки по кредитам.
Примечание: Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше.
http://www.federalreserve.gov/releases/h41/Current
Вешкин Ю.Г., Авгян Г.А. Банковские системы зарубежных стран: Курс лекций. – М.: Экономистъ, 2004. – С.36.
По данным сайта http://quote.rbc.ru
https://www.cia.gov
2
Федеральная Резервная система США
Совет управляющих
Федеральные резервные банки
Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC)
Банки-члены ФРС
Деньги сберегаются для будущих покупок товаров и услуг
Деньги используются для выплат без прямого обмена на товары
Деньги прямо служат посредником в обмене товаров и услуг
Деньги выражают стоимость товара и определяют их цену
Средство накопления
Средство платежа
Средство обращения
Мера стоимости
Функции денег