Денежно-кредитная политика Франции в Еврозоне (2015–2025): Институты, Инструменты и Экономические Эффекты

Курсовая работа

Вступление Франции в еврозону и передача суверенных полномочий в области денежно-кредитной политики (ДКП) на наднациональный уровень — Европейскому центральному банку (ЕЦБ) — стало ключевым моментом в современной экономической истории страны. С этого момента денежно-кредитная политика, влияющая на французскую экономику, определяется мандатом ЕЦБ: поддержание ценовой стабильности в еврозоне в целом. Однако национальные экономики, включая вторую по величине экономику еврозоны, Францию, реагируют на общие монетарные стимулы асимметрично, что создает сложную проблематику для анализа.

Период с 2015 по 2025 год выбран для исследования неслучайно. Это десятилетие ознаменовалось беспрецедентным применением нетрадиционных монетарных инструментов (прежде всего, программ количественного смягчения, QE) и последующим резким ужесточением политики в ответ на инфляционный шок 2022–2023 годов. Таким образом, этот период дает богатый эмпирический материал для оценки эффективности наднациональной ДКП в условиях как длительного низкоинфляционного режима, так и внезапного ценового давления, позволяя глубже понять механизмы адаптации национальных экономик к общеевропейским монетарным решениям.

Целью данной работы является проведение исчерпывающего, структурированного и критического анализа институционального механизма, инструментов и экономических последствий денежно-кредитной политики ЕЦБ для экономики Французской Республики в указанный период.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, соответствующие ключевым исследовательским вопросам:

  1. Определить текущую институциональную структуру ДКП, распределение полномочий между ЕЦБ и Банком Франции.
  2. Систематизировать основные цели, задачи и принципы деятельности ЕЦБ в контексте европейской интеграции.
  3. Проанализировать спектр стандартных и нетрадиционных инструментов ДКП ЕЦБ, акцентируя внимание на их применении в отношении Франции.
  4. Провести эмпирическую оценку влияния ДКП на ключевые макроэкономические показатели Франции (инфляция, безработица, кредитование) в период 2015–2025 гг.
  5. Определить основные вызовы и перспективы развития ДКП, включая проблему государственного долга и влияние цифровизации финансов.

Структура работы построена на последовательном переходе от теоретических основ и институционального анализа к эмпирической оценке и обсуждению будущих вызовов, обеспечивая академическую строгость и полноту раскрытия темы.

13 стр., 6196 слов

Банковская система Франции: Исторический контекст, денежно-кредитная ...

... целью проведение комплексного анализа банковской системы Франции, начиная с её исторического развития, эволюции денежно-кредитной политики под влиянием членства ... по которым размещались в Банке Франции, что стало ещё одним инструментом денежно-кредитного регулирования. Путь к ... масштабной государственной реформы, Банк Франции был национализирован. В этот же период волна национализации затронула и ...

Теоретико-методологические основы денежно-кредитной политики в контексте европейской интеграции

ДКП представляет собой совокупность мер, используемых центральным банком для воздействия на денежную массу, кредитование и процентные ставки с целью достижения макроэкономических задач, таких как ценовая стабильность и поддержка устойчивого роста. В контексте еврозоны эта политика функционирует в уникальных условиях, где монетарный суверенитет централизован, а фискальный остается в руках национальных правительств, что создает постоянное напряжение между общеевропейскими целями и национальными потребностями.

Эволюция ДКП Франции до вступления в еврозону

История ДКП во Франции отражает путь от прямого государственного контроля к независимости и, наконец, к наднациональной интеграции.

Банк Франции (Banque de France), основанный Наполеоном Бонапартом в 1800 году, изначально служил инструментом финансирования государства. После национализации в 1945 году он стал частью государственного аппарата, что было характерно для послевоенной эпохи, ориентированной на кейнсианские подходы и планирование. Однако в конце XX века, на волне либерализации и подготовки к экономическому и валютному союзу (ЭВС) ЕС, Франция начала процесс институциональной перестройки. Ключевым этапом стало принятие закона 1993 года, который предоставил Банку Франции операционную независимость от правительства, что было обязательным условием для вступления в еврозону.

Переход к евро в 1999 году (введение евро как безналичной валюты) и в 2002 году (введение наличных банкнот) ознаменовал окончательную утрату Францией национального монетарного суверенитета. Вся ответственность за ДКП, включая установление процентных ставок и управление резервами, была передана ЕЦБ. Таким образом, французская ДКП трансформировалась из национально-ориентированной системы в часть централизованной Евросистемы, что повлекло за собой необходимость адаптации к общеевропейским правилам и целям.

Цели и принципы деятельности Европейского центрального банка

Функционирование ДКП в еврозоне базируется на четко определенном мандате и институциональных принципах, закрепленных в учредительных документах ЕС.

Определение ключевых терминов:

  • Денежно-кредитная политика (ДКП): Меры, направленные на управление денежной массой и стоимостью денег (процентными ставками).
  • Еврозона: Географическое и экономическое пространство, включающее государства-члены ЕС, принявшие евро в качестве своей национальной валюты.
  • Европейская система центральных банков (ЕСЦБ): Состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) всех стран ЕС, независимо от того, ввели они евро или нет.
  • Евросистема: Включает ЕЦБ и НЦБ только тех стран, которые ввели евро (включая Банк Франции).

Основной мандат и цели ЕЦБ:
Согласно статье 127 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС), основной целью Евросистемы является поддержание ценовой стабильности. ЕЦБ определяет ценовую стабильность как инфляцию, симметрично близкую к 2% в среднесрочной перспективе. Это унитарная иерархическая цель: только после обеспечения ценовой стабильности ЕЦБ может поддерживать общую экономическую политику ЕС. Отсюда следует, что все остальные экономические цели, такие как поддержка роста или занятости, подчинены главной задаче – сохранению покупательной способности евро.

6 стр., 2534 слов

Денежная система Франции в Еврозоне: институциональная эволюция, ...

... целом, а не только к Франции. Настоящая работа посвящена всестороннему академическому анализу денежной системы Франции в период с 2015 по 2025 год. Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь ... валютных зон (ОВЗ) Р. Манделла Переход от национального французского франка к евро в 1999 году стал кульминацией идеи о создании единого экономического пространства, что нашло свое ...

Ключевой принцип: Независимость.
Независимость ЕЦБ является краеугольным камнем его функционирования. Статья 130 ДФЕС и статья 7 Устава ЕСЦБ гарантируют, что ни ЕЦБ, ни НЦБ, ни члены их руководящих органов не могут запрашивать или принимать инструкции от институтов, органов или учреждений ЕС, правительств государств-членов или любых других учреждений. Эта независимость:

  • Институциональная: ЕЦБ имеет собственный бюджет и юридический статус.
  • Функциональная: ЕЦБ самостоятельно определяет инструменты и сроки их применения.
  • Финансовая: ЕЦБ не может предоставлять кредиты государственным органам (запрет монетарного финансирования дефицита).

Этот принцип крайне важен для Франции, поскольку он означает, что Париж не может напрямую диктовать Банку Франции или ЕЦБ решения, которые могли бы облегчить обслуживание его высокого государственного долга. Это накладывает строгие ограничения на фискальную политику, требуя большей бюджетной дисциплины.

Институциональная структура и распределение полномочий (Франция и Евросистема)

После вступления в еврозону денежно-кредитная и надзорная функции во Франции разделились между наднациональным и национальным уровнями, создав сложную, но устойчивую двухуровневую систему.

Роль Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) в формировании политики

ЕЦБ, штаб-квартира которого расположена во Франкфурте-на-Майне, является центром принятия решений. Его институциональный механизм, сочетающий европейский и национальный методы управления, реализуется через три основных органа:

  1. Управляющий совет (Governing Council): Высший директивный орган, ответственный за принятие решений по денежно-кредитной политике. Он определяет ключевые процентные ставки, решает вопросы управления резервами и разрабатывает ориентиры для Евросистемы. Совет состоит из шести членов Исполнительной дирекции ЕЦБ и управляющих НЦБ всех стран еврозоны (включая управляющего Банком Франции).

    Эта структура позволяет включать национальные перспективы в наднациональный процесс принятия решений, обеспечивая баланс между общеевропейскими целями и интересами отдельных государств.

  2. Исполнительная дирекция (Executive Board): Состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Отвечает за повседневное управление ЕЦБ, реализацию ДКП в соответствии с решениями Управляющего совета и обеспечение операционной деятельности.
  3. Генеральный совет (General Council): Состоит из президента и вице-президента ЕЦБ и управляющих НЦБ всех 27 стран ЕС. Играет консультативную роль, но не участвует в принятии решений по ДКП еврозоны.

Механизм принятия решений по ставкам, в котором участвует управляющий Банком Франции, гарантирует, что хотя Франция и не имеет суверенного голоса, ее национальные экономические реалии учитываются в общеевропейском анализе.

Статус и функции Банка Франции (Banque de France)

Банк Франции (БФ) является неотъемлемой частью Евросистемы, действуя как ее национальный исполнительный агент.

Функции БФ в рамках Евросистемы:

  • Исполнение ДКП: БФ отвечает за проведение на территории Франции операций на открытом рынке (ОМО), предоставление ликвидности французским коммерческим банкам и управление межбанковскими расчетами, используя ставки и правила, установленные ЕЦБ.
  • Управление резервами: Хранение и управление официальными валютными резервами Франции, часть которых передана ЕЦБ.
  • Сбор и анализ данных: Предоставление ЕЦБ статистических данных и аналитических отчетов о состоянии французской экономики и финансового рынка, что критически важно для принятия решений Управляющим советом.
  • Эмиссия банкнот: Хотя дизайн банкнот евро унифицирован, НЦБ, включая БФ, физически выпускают их в обращение.

Фактически, Банк Франции утратил право устанавливать ставки, но приобрел ключевую роль в обеспечении бесперебойного функционирования трансмиссионного механизма ДКП на национальном уровне. Таким образом, он выступает связующим звеном между наднациональной политикой и реальной экономикой страны.

Органы пруденциального надзора и урегулирования кризисов (ACPR)

Помимо монетарных функций, БФ играет решающую роль в обеспечении финансовой стабильности через надзорный орган, что является критически важным для трансмиссии ДКП.

Autorité de contrôle prudentiel et de résolution (ACPR) — это административный орган, интегрированный в структуру Банка Франции, созданный в 2010 году и получивший полномочия по урегулированию кризисов в 2013 году.

Ключевые задачи ACPR (согласно статье L. 612-1 Валютно-финансового кодекса Франции):

Направление деятельности Описание функции Связь с ДКП
Пруденциальный надзор Выдача лицензий, мониторинг платежеспособности, достаточности капитала (Basel III), ликвидности и процедур управления рисками для банков и страховщиков. Здоровый и хорошо капитализированный банковский сектор (контролируемый ACPR) обеспечивает эффективную передачу процентных ставок ЕЦБ в экономику (кредитный канал).
Защита клиентов Обеспечение защиты интересов клиентов банковского и страхового секторов. Поддержание доверия к финансовой системе, что способствует нормальному функционированию рынков.
Урегулирование кризисов Разработка превентивных планов восстановления и урегулирования для финансовых учреждений. Минимизация системных рисков и предотвращение необходимости использования государственных средств для спасения банков (снижение фискальных рисков).
Борьба с отмыванием денег Контроль за соответствием процедур AML/CFT. Поддержание целостности финансовой системы.

ACPR, таким образом, выполняет двойную функцию: он обеспечивает стабильность французского финансового сектора и одновременно служит национальным плечом для выполнения европейских директив, включая Механизм единого надзора (SSM), который тесно связан с ЕЦБ. Эффективность ДКП ЕЦБ во Франции напрямую зависит от надежности и прозрачности банковской системы, за которую отвечает ACPR.

Инструменты Денежно-кредитной политики ЕЦБ и их применение в отношении Франции

Инструментарий ЕЦБ можно разделить на стандартные (традиционные) и нетрадиционные меры. Все они применяются единообразно по всей Еврозоне, включая Францию, но их воздействие может варьироваться в зависимости от структуры национальной экономики и банковской системы.

Основные инструменты ДКП (Процентные ставки и ОМО)

Традиционная ДКП ЕЦБ базируется на трех ключевых процентных ставках и операциях на открытом рынке (ОМО), через которые регулируется ликвидность в банковской системе.

Ключевые процентные ставки (до 2022 года ставки были рекордно низкими, а затем резко выросли):

  1. Ставка по основным операциям рефинансирования (Main Refinancing Operations Rate, MRO): Базовая ставка, по которой ЕЦБ предоставляет ликвидность банкам на недельный срок. Это основной ориентир для межбанковского рынка.
  2. Ставка по депозитной линии (Deposit Facility Rate, DF): Ставка, по которой банки могут размещать избыточную ликвидность в ЕЦБ на ночь. Долгое время была отрицательной (до 2022 года), стимулируя банки выдавать кредиты, а не держать деньги в ЕЦБ.
  3. Ставка по маржинальной кредитной линии (Marginal Lending Facility Rate, MLF): Ставка, по которой банки могут брать кредиты у ЕЦБ на ночь. Устанавливает верхний предел для ставки межбанковского рынка.

Операции на открытом рынке (ОМО):
Основными ОМО являются операции рефинансирования. Они позволяют ЕЦБ контролировать объем ликвидности в системе и направлять краткосрочные процентные ставки. Банк Франции, как НЦБ, выступает агентом при проведении этих операций, предоставляя ликвидность французским банкам под залог (например, государственных или частных ценных бумаг).

Это демонстрирует, как наднациональная политика реализуется через национальные институты.

Программы количественного смягчения (QE) и их специфика

После мирового финансового кризиса 2008–2009 годов и кризиса суверенного долга в еврозоне (2010–2012 гг.) ЕЦБ перешел к нетрадиционным инструментам, среди которых доминировало количественное смягчение (QE).

Количественное смягчение (QE) — это нетрадиционная монетарная политика, при которой центральный банк покупает долгосрочные государственные и частные ценные бумаги на открытом рынке с целью снижения долгосрочных процентных ставок, увеличения ликвидности и стимулирования кредитования.

Основные программы QE, затронувшие Францию (2015–2025):

Программа Период активности Цель и специфика
Программа покупки государственных ценных бумаг (PSPP) 2015 – 2018 (основной период), возобновлялась Основной инструмент QE. ЕЦБ покупал облигации стран-членов, включая французские OAT (Obligations Assimilables du Trésor).

Цель — снижение долгосрочной доходности и стоимости заимствований для государств.

Программа экстренной покупки в связи с пандемией (PEPP) 2020 – 2022 Ответ на COVID-19. Главное отличие — большая гибкость и возможность отклоняться от капитального ключа (доли участия страны в капитале ЕЦБ) для поддержки наиболее пострадавших рынков (например, Италии), хотя Франция также активно участвовала.
Программы целевого долгосрочного рефинансирования (TLTRO) Активно использовались в 2016-2022 гг. Предоставление кредитов коммерческим банкам на длительный срок по крайне низким ставкам (иногда отрицательным), при условии, что эти средства будут направлены на кредитование реального сектора (домохозяйств и нефинансовых корпораций).

Французская специфика QE:
Участие Франции в программах покупки активов определялось ее долей в капитале ЕЦБ (капитальный ключ).

Поскольку Франция является одной из крупнейших экономик, ее доля в покупках была значительной.

Программы QE имели двойственный эффект для Франции:

  1. Положительный эффект на госдолг: Покупка французских государственных облигаций (OAT) ЕЦБ поддерживала их высокую цену и низкую доходность. Это позволило французскому правительству, чей государственный долг является одним из самых высоких в еврозоне (свыше 110% ВВП), обслуживать его по рекордно низким ставкам, сэкономив миллиарды евро. И что из этого следует? Это создало существенную фискальную передышку, позволив правительству направлять ресурсы на другие приоритеты, но одновременно наращивая зависимость от монетарных условий.
  2. Воздействие на кредитный канал: Программы TLTRO обеспечили французские банки дешевой ликвидностью. Это способствовало поддержанию высоких темпов кредитования домохозяйств и предприятий во Франции, даже в периоды экономической стагнации или кризисов (пандемия), что являлось важным фактором поддержки внутреннего спроса.

Таким образом, инструменты ЕЦБ, особенно нетрадиционные, оказали глубокое влияние на финансовые условия во Франции, прежде всего через каналы процентных ставок и ликвидности.

Экономические последстви�� и оценка эффективности ДКП для Франции (2015–2025)

Для оценки эффективности ДКП ЕЦБ в отношении Франции необходимо проанализировать, как эта политика повлияла на ключевые макроэкономические переменные, особенно в период после 2015 года, когда QE стало центральным элементом монетарной стратегии.

Динамика инфляции и безработицы во Франции

Основная цель ЕЦБ — ценовая стабильность. Однако в период 2015–2021 годов еврозона, и Франция в частности, столкнулись с проблемой длительного нахождения инфляции ниже целевого уровня (около 2%).

Динамика инфляции (ИПЦ), % годовых:

Год Инфляция во Франции (ИПЦ) Инфляция в Еврозоне (ИПЦ)
2015 0.1 0.3
2018 1.8 1.8
2020 0.5 0.3
2022 5.9 8.4
2024 (Оценка) ~2.5 ~2.3

Источник: Евростат, INSEE, Банк Франции (Данные округлены)

Анализ инфляции:
До 2021 года QE не приводило к ожидаемой высокой инфляции, что объясняется слабым спросом и низкой скоростью обращения денег. Инфляция во Франции, как правило, была немного ниже среднеевропейской, благодаря более жесткому государственному регулированию цен на энергоносители и продукты питания. Однако в 2022 году, на фоне энергетического кризиса и постпандемийного шока, инфляция резко подскочила. Реакция ЕЦБ (резкое повышение ставок с июля 2022 года) привела к замедлению инфляции, приближая ее к целевому уровню к 2024–2025 годам. Какой важный нюанс здесь упускается? Низкая инфляция до 2022 года ставила под вопрос эффективность самого QE как инструмента достижения ценовой стабильности, указывая на доминирование структурных факторов над монетарными в тот период.

Динамика безработицы:
С точки зрения поддержки экономического роста (вторичная цель ЕЦБ), снижение процентных ставок и стимулирование кредитования оказали положительное влияние на рынок труда Франции.

Год Уровень безработицы во Франции, %
2015 10.4
2018 9.0
2020 (Пик пандемии) 8.0
2024 (Оценка) ~7.3

Источник: INSEE, МВФ (Данные округлены)

С 2015 года во Франции наблюдается устойчивый тренд снижения безработицы, который был нарушен лишь кратковременно в период пандемии. Это свидетельствует о том, что стимулирующая ДКП ЕЦБ, в сочетании с реформами рынка труда, проводимыми французским правительством, способствовала созданию благоприятных условий для роста занятости.

Влияние ДКП на государственный долг и кредитование экономики

Один из наиболее значимых и критикуемых эффектов политики ЕЦБ во Франции связан с фискальными условиями и кредитным рынком.

Государственный долг:
Франция традиционно имеет высокий уровень государственного долга. Низкие процентные ставки, поддерживаемые QE, стали критически важным фактором финансовой устойчивости страны. Политика ЕЦБ позволила Министерству финансов Франции рефинансировать свой долг по минимальным ставкам, что снизило расходы на его обслуживание.

  • Долговой якорь: В период QE (2015–2021) доходность 10-летних французских облигаций часто была близка к нулю или даже отрицательной.
  • Смена парадигмы: Резкое повышение ставок ЕЦБ с 2022 года немедленно привело к удорожанию новых заимствований. Для Франции, как страны с крупным долговым бременем, это означает существенное увеличение расходов бюджета на обслуживание долга в среднесрочной перспективе.

Кредитование экономики:
Через программы TLTRO и общее снижение ставок, ЕЦБ обеспечил французские коммерческие банки дешевой ликвидностью. Это стимулировало кредитный канал трансмиссионного механизма. Французские банки активно кредитовали домохозяйства (ипотека) и корпорации, что поддерживало потребительский спрос и инвестиции. Этот эффект был особенно силен во Франции по сравнению с некоторыми другими странами еврозоны, где банковский сектор был более ослаблен кризисом.

Сравнительный анализ эффективности ДКП (Франция vs. Германия/Италия)

Единообразная ДКП ЕЦБ всегда вызывает асимметричные эффекты, зависящие от национальных особенностей:

  1. Инфляция и рост: Франция (как и Германия) до 2022 года страдала от слишком низкой инфляции, но демонстрировала более устойчивый рост ВВП, чем Южная Европа. Германия часто критиковала ЕЦБ за слишком мягкую политику, опасаясь инфляции (до 2022 г.), в то время как Франция, как и Италия, выигрывала от низких ставок для поддержки долга и кредитования.
  2. Государственный долг: Для Франции и Италии низкие ставки были жизненно необходимы для управления фискальными рисками. Германия, имея меньший долг, не получала такой фискальной выгоды.
  3. Трансмиссионный механизм: Французский банковский сектор, под надзором ACPR, оставался относительно здоровым, что обеспечило эффективную передачу низких ставок в реальный сектор через кредитование. В отличие от Италии, где проблемы банковской системы замедляли этот процесс, или Германии, где банки менее зависимы от фондирования ЕЦБ.

Вывод: ДКП ЕЦБ была относительно эффективной для Франции в период 2015–2021 гг., обеспечив низкую стоимость фондирования и высокий рост кредитования, что способствовало снижению безработицы. Однако эта политика также создала фискальную зависимость, усугубив проблему высокого государственного долга. Неужели в долгосрочной перспективе национальные правительства смогут игнорировать накопившиеся фискальные дисбалансы, или же неизбежно придется столкнуться с необходимостью жесткой бюджетной консолидации?

Вызовы и перспективы развития денежно-кредитной политики ЕЦБ с учетом французских реалий

В условиях турбулентности 2020-х годов, ДКП сталкивается с новыми структурными вызовами, которые особенно актуальны для Франции.

Взаимодействие монетарной и фискальной политики (Проблема госдолга)

Главный вызов для Франции — это нарастающая зависимость фискальной политики от монетарных решений ЕЦБ.

Монетарное доминирование или фискальные ограничения?
В период низких ставок (2015–2021 гг.) ЕЦБ, по сути, создал условия для «фискальной передышки» для Франции и других стран с высоким долгом. Правительства могли наращивать дефицит, не беспокоясь о стоимости обслуживания долга.

Когда ЕЦБ начал цикл ужесточения в 2022 году, возникла острая проблема:

  • Резкое повышение ставок, необходимое для борьбы с инфляцией в еврозоне, неизбежно увеличивает стоимость обслуживания долга во Франции.
  • Это создает риск фискального доминирования, при котором ЕЦБ вынужден будет замедлить или остановить повышение ставок не из-за монетарных причин (инфляция), а из-за риска дефолта или финансовой нестабильности в крупных странах, таких как Франция или Италия.

Для Франции это означает необходимость проведения болезненных структурных реформ и фискальной консолидации, чтобы снизить свою уязвимость перед ужесточением ДКП.

Влияние цифровизации финансов и проектов цифрового евро

Цифровизация финансовых услуг и появление частных цифровых валют (криптовалюты, стейблкоины) и, в особенности, проекта цифрового евро (CBDC) представляют собой потенциальный вызов для традиционного трансмиссионного механизма ДКП.

Вызовы цифровизации:

  1. Конкуренция с банковским сектором: Если цифровой евро станет привлекательным средством сбережения, это может привести к оттоку депозитов из коммерческих банков (включая французские), что снизит их способность кредитовать экономику. Это может ослабить кредитный канал ДКП, делая операции ЕЦБ менее эффективными.
  2. Скорость трансмиссии: В полностью цифровой среде изменение ключевых ставок ЕЦБ может распространяться на финансовую систему практически мгновенно, что повышает чувствительность экономики к монетарным решениям.

Роль Банка Франции и ЕЦБ:
Банк Франции активно участвует в обсуждении и тестировании цифрового евро. Введение CBDC рассматривается как способ сохранения монетарного суверенитета в цифровой эпохе и обеспечения прямого, бесперебойного канала трансмиссии ДКП. Это могло бы позволить ЕЦБ более точно управлять ликвидностью и процентными ставками, воздействуя на французскую экономику напрямую, минуя некоторые традиционные банковские ограничения.

Заключение

Денежно-кредитная политика, влияющая на Францию, является примером глубокой экономической интеграции, в рамках которой национальный суверенитет в области монетарного регулирования был передан наднациональному органу — Европейскому центральному банку.

Основные выводы по исследовательским вопросам:

  1. Институциональная структура: ДКП функционирует через двухуровневую Евросистему, где ЕЦБ определяет политику, а Банк Франции (Banque de France), будучи независимым от правительства, исполняет ее. Критически важную роль в обеспечении стабильности финансового сектора и эффективности трансмиссии играет встроенный в структуру БФ надзорный орган ACPR.
  2. Цели и инструменты: Основная цель ЕЦБ — ценовая стабильность (2% инфляции).

    В период 2015–2022 гг. ДКП характеризовалась беспрецедентно низкими ставками и активным использованием нетрадиционных инструментов, таких как программы QE (PSPP, PEPP) и TLTRO.

  3. Экономические последствия (2015–2025): Стимулирующая политика ЕЦБ до 2022 года оказала положительное влияние на Францию:
    • Безработица достигла многолетнего минимума.
    • Кредитование оставалось высоким благодаря дешевой ликвидности для банков.
    • Фискальная выгода: Низкие ставки позволили Франции экономить на обслуживании своего высокого государственного долга.
  4. Эффективность и вызовы: Хотя ДКП способствовала снижению безработицы, она не смогла достичь целевого уровня инфляции до внешних шоков 2022 года. Ужесточение политики после 2022 года создало серьезные риски для финансовой устойчивости Франции из-за удорожания обслуживания госдолга.

Научный и практический результат:
Проведенный анализ подтверждает, что в условиях экономического и валютного союза эффективность наднациональной ДКП (ЕЦБ) для отдельной крупной страны (Франция) является асимметричной. Достижение цели ценовой стабильности в среднем по еврозоне может приводить к увеличению фискальной зависимости Франции, особенно при резкой смене монетарного режима от смягчения к ужесточению. Этот асимметричный характер политики требует от национальных правительств более гибкой и предусмотрительной фискальной стратегии.

Направления для дальнейших исследований:
Перспективными направлениями для углубленного анализа являются детальное изучение долгосрочного влияния повышения процентных ставок ЕЦБ на фискальный риск Франции и исследование воздействия проекта цифрового евро на конкуренцию между НЦБ и коммерческими банками в условиях французского финансового рынка.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 6 октября 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 26.
  2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов [Официальный сайт Банка России] // Центральный банк России. URL: [Не указан].
  3. Банк России в XXI веке: Сб. статей / П. Д. Баренбойм, В. И. Лафитский, С. А. Голубев. Москва, 2008.
  4. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: монография / коллектив авторов; под ред. О. И. Лаврушин. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Кнорус, 2013. 448 с.
  5. Марченко А. А. Центральный банк и его роль в экономике. Современные аспекты денежно-кредитного регулирования // Деньги и кредит. 2012. № 11. С. 72-73.
  6. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов: монография / М. Е. Дорошенко. Москва: Аспект пресс, 2007. 820 с.
  7. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: монография / С. Р. Моисеев. Москва: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 784 с.
  8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Словарь современных экономический терминов: словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. 4-е изд. Москва: Айрис Пресс, 2008. 242 с.
  9. Сиполс О. В. Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика: словарь / О. В. Сиполс. Москва: Флинта: Наука, 2011. 712 с.
  10. Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

    Доклад о денежно-кредитной политике. Москва, январь 2013. № 1. 58 с.

  11. МВФ сохранил прогноз по росту ВВП России // Росбалт. 20.02.2015. URL: http://www.rosbalt.ru/business/2013/02/20/1096495.html (дата обращения: 20.02.2015).
  12. Обзор банковского сектора Российской Федерации. № 124, февраль 2013 года. URL: [Не указан] (дата обращения: 20.02.2015).
  13. Госдума приняла к сведению основные направления денежно-кредитной политики Банка России на 2013-2015 годы // ИА Финмаркет. февраль 2015. URL: http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3137117 (дата обращения: 20.02.2015).
  14. Банковская система Франции // Банки.ру. URL: [Электронный ресурс].
  15. Банковская система Франции // Studme.org. URL: [Электронный ресурс].
  16. Банковская система Франции: эволюция, кто регулирует, как реагирует на кризисы. URL: [Электронный ресурс].
  17. Банковская система стран ЕС, Европейская система центральных банков // Studref.com. URL: [Электронный ресурс].
  18. Банк Франции // Википедия. URL: [Электронный ресурс].
  19. Европейская система центральных банков: роль и функционал. URL: [Электронный ресурс].
  20. Европейский центральный банк // Википедия. URL: [Электронный ресурс].
  21. Европейский центральный банк: основная информация // International Wealth. URL: [Электронный ресурс].
  22. Европейский Центральный Банк: как работает структура // Gerchik & Co. URL: [Электронный ресурс].
  23. Европейский центральный банк в институциональной структуре европейской // Law Journal of the Higher School of Economics. URL: [Электронный ресурс].
  24. Европейский центральный банк (ЕЦБ) European Central Bank (ECB) // TAdviser. URL: [Электронный ресурс].
  25. Индекс инфляции Франции | 1958-2025 Данные | 2026-2027 прогноз. URL: [Электронный ресурс].
  26. Инструменты денежно-кредитной политики Европейского Центрального Банка (ЕЦБ).

    URL: [Электронный ресурс].

  27. Инфляция во Франции // TAdviser. URL: [Электронный ресурс].
  28. Инфляция во Франции 2025 | Индекс потребительских цен // Take-profit.org. URL: [Электронный ресурс].
  29. Количественное смягчение (QE) // Financial One. URL: [Электронный ресурс].
  30. Количественное смягчение. Программа QE // Финансовый гений. URL: [Электронный ресурс].
  31. Количественное смягчение // Руководство — Admiral Markets. URL: [Электронный ресурс].
  32. Нестандартная монетарная политика Европейского центрального банка // Современная Европа. URL: [Электронный ресурс].
  33. Общая характеристика денежно-кредитной политики Европейского центрального банка. URL: [Электронный ресурс].
  34. Операции на открытом рынке // КонсультантПлюс. URL: [Электронный ресурс].
  35. Организация деятельности центрального банка. Лекция 13: Политика открытого рынка. URL: [Электронный ресурс].
  36. Особенности денежно-кредитной политики Европейского центрального банка // КиберЛенинка. URL: [Электронный ресурс].
  37. Особенности денежно-кредитной политики Европейского центрального банка в посткризисные годы // Научно-аналитический вестник. URL: [Электронный ресурс].
  38. Понятия и цели денежно-кредитной политики ЕС // События в Евросоюзе. URL: [Электронный ресурс].
  39. Правовой статус Европейского центрального банка // Высшая школа экономики. URL: [Электронный ресурс].
  40. Программы количественного смягчения в денежно-кредитной политике зарубежных стран // КиберЛенинка. URL: [Электронный ресурс].
  41. Процентная ставка в еврозоне | 1998-2025 Данные | 2026-2027 прогноз. URL: [Электронный ресурс].
  42. Роль и особенности операций на открытом рынке // EBC Financial Group. URL: [Электронный ресурс].
  43. Статья 18. Операции на открытом рынке и кредитные операции // Документ системы ГАРАНТ. URL: [Электронный ресурс].
  44. Степень изученности вопроса денежно-кредитной политики Европейского центрального банка // КиберЛенинка. URL: [Электронный ресурс].
  45. Теоретико-методологические аспекты нестандартной меры денежно-кредитной политики – количественного смягчения // AERC. URL: [Электронный ресурс].
  46. Уровень безработицы во Франции | 1975-2025 Данные | 2026-2027 прогноз. URL: [Электронный ресурс].
  47. Уровень безработицы во Франции // TradingView. URL: [Электронный ресурс].

Оставьте комментарий

Капча загружается...