Фондовый рынок, являясь ключевым элементом финансовой инфраструктуры, выполняет критическую функцию трансформации временно свободных денежных средств в долгосрочные производительные инвестиции. В условиях современной глобализации и беспрецедентных геополитических вызовов, которые затронули российскую экономику после 2022 года, роль фондовых бирж как организаторов организованных торгов и центров мобилизации капитала приобрела особую актуальность. Необходимость укрепления внутреннего финансового суверенитета, повышения ликвидности и достижения заявленных макроэкономических целей, таких как удвоение капитализации фондового рынка, ставят перед отечественной финансовой системой сложные задачи. Таким образом, речь идет не просто о развитии торговой площадки, но о создании устойчивого механизма, способного обеспечить долгосрочный экономический рост страны.
Цель настоящего исследования состоит в проведении комплексного и критического анализа сущности, организации и воздействия фондовых бирж на денежные потоки в экономике, с углубленным изучением современного состояния российского фондового рынка, выявлением его ключевых проблем и обоснованием стратегических перспектив развития в контексте текущих экономических реалий.
Работа структурирована таким образом, чтобы последовательно раскрыть теоретические основы биржевой деятельности, оценить макроэкономическую роль биржи в мобилизации капитала, провести критический анализ узких мест российского рынка, и, наконец, рассмотреть утвержденные государственные стратегии и необходимые регуляторные изменения для стимулирования долгосрочного роста.
Теоретические основы функционирования фондовых бирж
Понятие и эволюция организационно-правовых форм
Фондовая биржа представляет собой не просто торговую площадку, а организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов. Это специализированное финансово-посредническое учреждение, которое обеспечивает регламентированный режим работы для совершения торговых сделок между продавцами и покупателями фондовых ценностей. При этом важно подчеркнуть: сама биржа и ее персонал являются нейтральными посредниками; они не совершают сделок с ценными бумагами в качестве стороны договора, а лишь создают необходимые условия для их заключения, обслуживают, регистрируют и гарантируют исполнение, что является залогом доверия участников рынка.
Психологический портрет трейдера фондовой биржи: Академический ...
... невозможным систематическое получение сверхприбылей за счёт "переигрывания" рынка. Однако реальность фондового рынка, изобилующая пузырями, паниками и необъяснимыми на первый взгляд ... флуктуациями, постоянно ставила под сомнение эту стройную, но оторванную от человеческой природы картину. Теоретические основы ...
Эволюция мирового финансового рынка привела к формированию трех основных организационно-правовых типов фондовых бирж:
- Публично-правовые биржи. Характеризуются высокой степенью государственного контроля и участием государства в разработке и надзоре за Правилами биржевой торговли. Классическими примерами являются Deutsche Börse (Франкфуртская фондовая биржа) в Германии и Euronext Paris во Франции. Эти структуры исторически ориентированы на жесткую регуляцию и защиту национальных финансовых интересов.
- Частные биржи. Создаются в форме акционерных обществ и обладают значительной самостоятельностью в организации торгов, ориентируясь на коммерческую эффективность. Этот тип доминирует в англосаксонской финансовой системе, включая рынки США и Англии.
- Смешанные организации. Представляют собой акционерные общества, где государству принадлежит контрольный пакет акций (более 50%).
Такие модели характерны для Австрии, Швейцарии и Швеции, где сочетается коммерческая гибкость с государственным стратегическим контролем.
Организационная структура и ключевые функции на примере Московской Биржи (MOEX)
В России крупнейшим биржевым холдингом является ПАО «Московская биржа» (MOEX).
Ее история началась в 1992 году как Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), а ключевым этапом стало юридическое объединение с биржей РТС, завершенное в конце 2011 года, что привело к созданию централизованной многофункциональной торговой площадки.
Организационная структура MOEX, типичная для крупных биржевых холдингов, обеспечивает комплексное функционирование рынка:
Орган управления | Функция |
---|---|
Общее собрание акционеров | Высший орган управления, утверждает ключевые решения и отчетность. |
Наблюдательный совет | Осуществляет стратегическое руководство, контролирует деятельность Правления. |
Правление биржи | Осуществляет текущее операционное управление. |
НКО АО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД) | Центральный депозитарий, отвечающий за учет прав на ценные бумаги, расчеты и хранение активов. |
НКО «Национальный клиринговый центр» (НКЦ) | Центральный контрагент, гарантирующий исполнение обязательств по сделкам, выступая посредником между покупателем и продавцом. |
Ключевые функции фондовой биржи, которые она реализует через эту структуру, можно сгруппировать следующим образом:
- Обеспечение ликвидности активов. Биржа создает концентрированный рынок, на котором большое количество покупателей и продавцов может оперативно заключать сделки, минимизируя временные и ценовые издержки.
- Ценообразование (прайсинг). Биржа выступает механизмом формирования справедливых цен на ценные бумаги на основе взаимодействия спроса и предложения, отражая рыночную оценку активов.
- Защита инвесторов и снижение рисков. Благодаря строгому листингу, надзору за инсайдерской торговлей и роли центрального контрагента (НКЦ), биржа гарантирует исполнение сделок и повышает доверие к рынку.
- Мобилизация капитала. Предоставление эмитентам платформы для первичного размещения ценных бумаг (IPO, SPO) для привлечения финансирования.
Масштаб Московской Биржи как ключевого индикатора ее роли подтверждается ее капитализацией: по итогам 2024 года рыночная капитализация рынка акций составила 53,2 трлн рублей.
Классификация биржевых операций и их влияние на рынок
Биржевая сделка — это регламентированный договор купли-продажи, заключенный на бирже при ее посредничестве. Доступ к заключению сделок имеют только профессиональные участники рынка (брокеры, дилеры), обладающие соответствующей лицензией Банка России.
Основные виды биржевых операций классифицируются по сроку исполнения:
Вид операции | Характеристика | Влияние на рынок |
---|---|---|
Кассовые (спотовые) сделки | Исполнение происходит в срок до трех рабочих дней. На российском рынке действует режим Т+2, означающий фактический расчет на второй день после заключения сделки. | Обеспечивают высокую ликвидность базового актива и отражают его текущую рыночную стоимость. |
Срочные сделки (деривативы) | Исполнение происходит в определенный срок в будущем. Включают фьючерсы, опционы и свопы. | Используются для хеджирования рисков (страхования от неблагоприятного изменения цены) и для спекулятивных целей; повышают общую ликвидность рынка. |
Фьючерсные контракты обязывают стороны совершить сделку с активом (товаром, валютой, индексом) в установленный срок по заранее оговоренной цене. Опционные контракты дают право, но не обязанность, купить или продать актив.
Срочный рынок Московской биржи (FORTS) играет ключевую роль в управлении рисками. Примечательно, что наибольшей ликвидностью в этом сегменте обладают валютные фьючерсы (например, на пары CNY/RUB и USD/RUB), на долю которых в апреле 2024 года приходилось до 47% от общего объема торгов срочными контрактами, что подчеркивает значимость биржи как инструмента хеджирования валютных рисков в российской экономике.
Воздействие фондовой биржи на денежные потоки и инвестиционную активность
Биржа как механизм мобилизации капитала
Фондовый рынок служит одним из наиболее эффективных каналов трансформации свободных денежных потоков в инвестиции. Его макроэкономическая роль заключается в следующем:
- Финансирование корпоративного сектора. Для предпринимателей торговля ценными бумагами на бирже (первичное размещение — IPO, SPO) является жизненно важным способом получения долгосрочного финансирования. Привлекая капитал через акции или облигации, компании могут расширять производство, модернизировать технологии и повышать свою конкурентоспособность.
- Перераспределение капитала. Фондовая биржа направляет капитал от неэффективных и стагнирующих секторов к наиболее перспективным и динамично развивающимся компаниям, тем самым оптимизируя структуру национальной экономики.
- Стимулирование благосостояния. Приобретая акции или облигации, инвесторы получают возможность приумножить свой капитал за счет дивидендов, купонов или роста стоимости активов, что способствует увеличению благосостояния домохозяйств и стимулированию потребительского спроса.
Таким образом, фондовая биржа обеспечивает циркуляцию денежных потоков, выполняя функции, которые не могут быть в полной мере реализованы через банковскую систему: она привлекает долгосрочный, а не краткосрочный капитал, и переносит часть инвестиционных рисков на самих инвесторов. Именно этот уникальный механизм делает её незаменимым инструментом для устойчивого экономического развития.
Текущее состояние капитализации российского фондового рынка
Одним из ключевых индикаторов зрелости фондового рынка является его капитализация в отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны. Этот показатель демонстрирует, насколько эффективно рынок способен мобилизовывать национальные ресурсы.
В сравнении с развитыми экономиками, российский фондовый рынок имеет значительный потенциал для роста. По состоянию на конец 2023 года, капитализация российского фондового рынка составляла лишь 33,3% от ВВП. Этот показатель существенно отстает от целевого ориентира, установленного государством: в рамках стратегического планирования поставлена задача по удвоению капитализации до 66% ВВП к 2030 году.
Для достижения этой амбициозной цели потребуется привлечение значительных дополнительных инвестиционных ресурсов. По оценкам экспертов, для выполнения задачи по удвоению капитализации необходимо обеспечить приток не менее 23,3 трлн рублей дополнительных средств, основным источником которых должны стать средства российских домохозяйств. Разве не очевидно, что без активного участия граждан достижение таких масштабов будет невозможно?
Роль внутренних инвесторов в системе денежных потоков
В условиях сокращения присутствия иностранных инвесторов, роль внутренних денежных потоков и, в частности, инвестиционной активности физических лиц, становится критически важной.
Российский фондовый рынок демонстрирует впечатляющий рост вовлеченности населения: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, на сентябрь 2025 года достигло 38,6 млн человек. Это указывает на успешную работу по повышению финансовой грамотности и доступности инвестиционных инструментов.
Государство активно использует специализированные инструменты для канализации сбережений граждан в долгосрочные инвестиции:
- Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС): Предоставляют налоговые льготы, стимулируя граждан размещать средства на рынке на срок не менее трех лет (а в перспективе — до пяти и более лет в рамках новых типов ИИС).
- Программа долгосрочных сбережений (ПДС): Запущенная в 2024 году, ПДС предлагает гражданам механизмы софинансирования от государства и налоговые вычеты, нацеленные на формирование пенсионного капитала и других долгосрочных накоплений. Объем средств, привлеченных в рамках ПДС, уже достиг 512 млрд рублей на октябрь 2025 года.
Эти инструменты являются прямым ответом на необходимость перераспределения денежных потоков от традиционных банковских вкладов в более рискованные, но потенциально более доходные рыночные инструменты, что в конечном итоге способствует укреплению финансовой устойчивости населения и экономики.
Критический анализ проблем развития российского фондового рынка на современном этапе
Несмотря на рост числа частных инвесторов и амбициозные стратегические планы, российский фондовый рынок сталкивается с рядом системных проблем, которые препятствуют его эффективному развитию и достижению целевых показателей.
Последствия геополитической нестабильности и снижение ликвидности
Геополитические потрясения 2022 года оказали драматическое влияние на российский фондовый рынок.
- Обвал индекса. Индекс МосБиржи, являющийся ключевым индикатором здоровья рынка, пережил резкое падение. На закрытии торгов 30 декабря 2021 года его значение составляло 3786,72 пункта, а в 2022 году оно значительно снизилось до 2154,12 пункта. Таким образом, падение индекса МосБиржи в 2022 году составило около 43,1%, что стало наихудшим результатом среди ведущих мировых индексов.
- Уход нерезидентов. Санкционные ограничения привели к массовому уходу иностранных инвесторов (нерезидентов), которые ранее составляли значительную долю торгового оборота. Этот фактор критически ухудшил ликвидность отечественных акций, что, в свою очередь, снизило привлекательность рынка для оставшихся участников. Инвесторы опасаются невозможности оперативного вывода средств, что увеличивает риск ликвидности.
- Уменьшение количества эмитентов. Произошло сокращение числа доступных инструментов и снижение желания компаний выходить на рынок, что ограничивает приток новых качественных активов.
Проблема высокой концентрации и инфраструктурные риски
Одной из самых острых структурных проблем российского рынка является его высокая концентрация, что делает его крайне уязвимым к событиям в отдельных секторах или компаниях. И что из этого следует? Зависимость от нескольких крупных игроков создает системные риски, способные подорвать стабильность всего рынка.
- Секторальная неравномерность. На рынке доминируют предприятия сырьевых отраслей: нефтегазового, металлургического и горнодобывающего секторов. Это делает динамику рынка зависимой от глобальной сырьевой конъюнктуры.
- Доминирование «голубых фишек». Высокая концентрация подтверждается тем, что на долю 10 крупнейших компаний приходится около 80% капитализации российского рынка. В портфелях частных инвесторов на сентябрь 2025 года доля акций Сбербанка составляла 34,9%, что делает его доминирующим активом. Такая концентрация повышает системные риски, поскольку проблемы одного крупного эмитента могут спровоцировать обвал всего рынка.
- Инфраструктурные риски. Несмотря на наличие центрального контрагента (НКЦ) и центрального депозитария (НРД), рискованность российского рынка приблизительно в 2,5 раза превышает средний уровень рискованности развитых рынков. Это обусловлено недостаточной защитой прав миноритарных инвесторов, высокой волатильностью и периодическими случаями мошенничества.
Барьеры для привлечения капитала и предпочтения домохозяйств
Ключевым барьером на пути к удвоению капитализации является стерилизация ликвидности и предпочтение населением низкорисковых инструментов.
Большинство российских домохозяйств традиционно предпочитают хранить свои сбережения в банках. На вклады приходится около 70% от общего объема сбережений граждан. По состоянию на 1 января 2025 года общий объем вкладов населения в российских банках достиг колоссальной суммы в 57 трлн рублей. Эта сумма, превышающая текущую капитализацию фондового рынка, демонстрирует огромный неиспользованный потенциал для инвестиций.
Причины такой диспропорции включают:
- Низкий уровень финансовой грамотности. Многие граждане не понимают механизмов фондового рынка и воспринимают его как исключительно спекулятивный и рискованный инструмент.
- Высокая процентная ставка. В периоды высоких ключевых ставок банковские депозиты предлагают гарантированную доходность, которая конкурирует с потенциальной, но негарантированной доходностью акций и облигаций.
Стратегические направления и перспективы развития фондовых бирж в РФ
Осознавая системные проблемы, Правительство РФ и Банк России разработали комплекс мер, зафиксированных в стратегическом документе «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года».
Реализация «Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года»
Центральной задачей стратегии является достижение целевого показателя капитализации фондового рынка в 66% ВВП к 2030 году. Для этого определены четкие количественные ориентиры:
- Развитие первичного рынка. Стратегия предполагает трансформацию первичного рынка в основной способ привлечения капитала. Для этого планируется ежегодное проведение 20 IPO с общей капитализацией 4,5 трлн рублей.
- Поощрение госкомпаний. Стимулирование государственных компаний и институциональных инвесторов вкладывать свободные средства в акции российских эмитентов, а также совершенствование системы мотивации топ-менеджеров для вывода компаний на публичный рынок.
- Привлечение иностранных инвестиций. В среднесрочной перспективе ставится задача по восстановлению доверия нерезидентов, в том числе дружественных стран, и созданию для них удобной инфраструктуры.
Стимулирование долгосрочных инвестиций населения (ПДС и ИИС)
Ключевым механизмом мобилизации внутренних денежных потоков является предоставление долгосрочных финансовых стимулов для граждан:
- Программа долгосрочных сбережений (ПДС). Обеспечивает софинансирование со стороны государства и гарантирует сохранность средств на сумму 2,8 млн рублей. Минфин предлагает в дальнейшем повысить эту планку до 4 млн рублей для специализированных детских продуктов.
- Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). Президент поручил разработать дополнительные меры стимулирования, включая новые вычеты по НДФЛ. Планируется дальнейшее развитие ИИС-3 и ИИС-4, нацеленных на более длительные сроки инвестирования.
- Целевые показатели. План Минфина нацелен на увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях граждан с 36,8% в 2023 году до 40% к 2030 году, а совокупный объем средств, размещенных в ПДС и на ИИС, планируется увеличить до 2,7 трлн рублей.
Реализация этих мер напрямую зависит от дальнейшего повышения финансовой грамотности граждан, чтобы они воспринимали фондовый рынок как инструмент для долгосрочного формирования капитала, а не как площадку для спекуляций.
Совершенствование первичного рынка и развитие инструментария
Для обеспечения стратегического роста необходимо расширить доступ к капиталу для компаний малой и средней капитализации, а также улучшить качество биржевых инструментов:
- Альтернативы IPO. Для малых и средних компаний, для которых дорогостоящее IPO является непосильным, перспективным направлением является прямой листинг (DPO, Direct Public Offering). Этот механизм позволяет избежать значительных расходов на услуги андеррайтеров.
- Развитие малых сегментов. Необходимо активизировать сегменты для компаний с небольшой и средней капитализацией, такие как RTS START или ИРК (Инновационный рынок).
Это позволит диверсифицировать рынок и снизить высокую концентрацию.
- Срочный рынок. Для эффективного управления ценовыми рисками и привлечения институциональных инвесторов крайне важна разработка и внедрение широкого спектра ликвидных инструментов срочного рынка, помимо доминирующих валютных фьючерсов.
Правовое регулирование и обеспечение информационной прозрачности
Правовое регулирование является фундаментом, обеспечивающим стабильность, справедливость и доверие на фондовом рынке.
Законодательная база и роль Банка России
В Российской Федерации система регулирования рынка ценных бумаг базируется на ключевых федеральных законах:
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» — основополагающий акт, регулирующий эмиссию, обращение эмиссионных ценных бумаг и деятельность профессиональных участников.
- Федеральный закон от 5 марта 1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» — направлен на обеспечение государственной и общественной защиты частных инвесторов.
Банк России выступает мегарегулятором финансового рынка. Он осуществляет лицензирование профессиональных участников и надзор за деятельностью фондовых бирж. Лицензионные требования и условия осуществления профессиональной деятельности устанавливаются Положением Банка России от 27.07.2015 N 481-П. Регулятор возлагает на биржи не только функции организатора торгов, но и определенные квазирегулятивные функции (например, контроль за соблюдением правил листинга и членства).
Обеспечение информационной открытости и вызовы
Обеспечение максимальной прозрачности является одной из ключевых функций фондовых бирж. Только полная и своевременная информация позволяет инвесторам принимать обоснованные решения, что критически важно для эффективного ценообразования.
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг регулируется статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Основным подзаконным актом, детализирующим эти требования, является Положение Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Данное Положение обязывает эмитентов своевременно публиковать существенные факты о своей деятельности, финансовой отчетности и корпоративных событиях.
Вызовы в сфере прозрачности:
- Санкционные ограничения: Введение ограничений на раскрытие определенной информации в условиях санкций создает напряжение между необходимостью защиты стратегических интересов и принципом прозрачности рынка.
- Синхронизация с международной практикой: Для повышения привлекательности для международных инвесторов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в части раскрытия информации, сближая российские стандарты с лучшими мировыми практиками.
Заключение и Рекомендации
Фондовая биржа является незаменимым институтом современной экономики, выполняя функции по мобилизации капитала, обеспечению ликвидности и ценообразованию. На примере Московской Биржи видно, что российская инфраструктура организованных торгов обладает высоким технологическим потенциалом и способна обрабатывать значительные объемы сделок. Однако, несмотря на впечатляющий рост числа частных инвесторов (38,6 млн человек на сентябрь 2025 г.), российский фондовый рынок находится на критическом этапе развития, сталкиваясь с системными проблемами, вызванными геополитической нестабильностью (падение индекса в 2022 году на 43,1%), чрезмерной концентрацией активов (доминирование 10 компаний) и низким уровнем капитализации относительно ВВП (33,3%).
Реализация амбициозной цели по удвоению капитализации до 66% ВВП к 2030 году требует не только успешного выполнения плана по ежегодному проведению 20 IPO, но и активной работы с денежными потоками населения, которое по-прежнему предпочитает хранить 57 трлн рублей на банковских депозитах.
Обоснованные рекомендации для повышения эффективности и конкурентоспособности российского фондового рынка:
- Усиление налогового стимулирования долгосрочных инвестиций: Необходимо дальнейшее расширение налоговых вычетов для держателей ИИС-3 и ПДС, введение более существенных налоговых льгот для долгосрочных инвесторов (например, освобождение от НДФЛ при владении активами более 5-7 лет, независимо от суммы), что сделает рыночные инструменты более привлекательными по сравнению с банковскими вкладами.
- Диверсификация рынка через развитие сегмента МСП: Регулятору и бирже следует активно поддерживать платформы для компаний малой и средней капитализации (подобные RTS START), упрощая процедуру листинга и внедряя механизмы прямого публичного размещения (DPO) для снижения эмиссионных издержек. Это позволит снизить концентрацию рынка в сырьевом секторе.
- Укрепление защиты инвесторов и финансовой грамотности: Государству следует повысить максимальный размер страхового покрытия по долгосрочным инвестиционным продуктам (ПДС) до 4 млн рублей и более, чтобы максимально приблизить уровень гарантий к банковскому сектору. Параллельно необходимо внедрять обязательные образовательные модули по инвестициям в школьную и вузовскую программы для повышения финансовой грамотности населения.
- Совершенствование регуляторной базы: Необходимо продолжить работу по гармонизации российского законодательства с международными стандартами в части раскрытия информации (в рамках Положения 714-П), а также усилить ответственность за манипулирование рынком и инсайдерскую торговлю для восстановления доверия к рынку.
Только комплексное решение структурных проблем, подкрепленное целенаправленной государственной стратегией и стимулированием внутренних долгосрочных инвестиций, позволит российскому фондовому рынку стать полноценным источником финансирования для национальной экономики, обеспечивая её устойчивое и независимое развитие.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Абрамов А.Е., Косырев А.Г., Радыгин А.Д. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка // Вопросы экономики. 2021. № 2. С. 65-83.
- Асеева М. А., Глеба О. В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-2. С. 13-16.
- Базовый курс по рынку ценных бумаг // WM list: Справочник по электронной коммерции: советы трейдерам.
- Биржевые сделки. Виды биржевых сделок. Заключение сделок на бирже // Банки.ру. 2022. 24 июня. URL: https://www.banki.ru/wikibank/birzhevye_sdelki/
- Биржевые сделки и их виды // Финам.Ру. 2021. 20 декабря. URL: https://www.finam.ru/publications/item/birzhevye-sdelki-i-ikh-vidy-20211220-1313/
- Биржевые сделки и их виды // Налогия. 2023. 29 июня. URL: https://nalogiya.ru/birzhevye-sdelki-ponyatie-vidy-organizatsiya/
- Биржевые сделки, понятие и виды, организация и заключение сделок на бирже, срочные и спекулятивные, сделки с ценными бумагами // Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/birzhevye-sdelki/
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2008 год».
- Вахрин П.И., Нешиой А.С. Финансы: Учебник для вузов. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. 520 с.
- Вклад в ВВП: где взять 56 трлн рублей на удвоение капитализации фондового рынка // Forbes.ru. 2025. 27 апреля. URL: https://www.forbes.ru/finansy/512965-vklad-v-vvp-gde-vzyat-56-trln-rublej-na-udvoenie-kapitalizacii-fondovogo-rynka
- Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2002.
- Долгосрочные инвестиции и стимулы в них участвовать // ECONS.ONLINE, проект Банка России. URL: https://econs.online/articles/dolgosrochnye-investitsii-i-stimuly-v-nikh-uchastvovat
- Есакова Д.А., Тропынина Н.Е. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 9. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/09/93095
- Как работают фондовые рынки: Основные правила // Unibank Invest. URL: https://unibank.am/ru/blog/how-stock-markets-work
- Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 368 с.
- Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов. СПб.: Питер, 2000.
- Кузяков И. С. Привлечение долгосрочных инвестиционных ресурсов в российскую экономику с использованием механизмов фондового рынка // Российское предпринимательство. 2010. Т. 11, № 9. С. 94-99.
- Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М.: Экзамен, 2000. 768 с.
- Московская биржа // Официальный сайт Московской Биржи. URL: https://www.moex.com/s422
- Московская биржа — крупнейший российский биржевой холдинг // Официальный сайт Московской Биржи. URL: https://www.moex.com/s249
- Муляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Дашков и К°, 2002. 456 с.
- Организационная структура биржи // ATAS. URL: https://atas.net/ru/wiki/organizacionnaya-struktura-birzhi/
- Организационная структура ПАО Московская Биржа // Годовой отчет ПАО Московская Биржа 2019. С. 212-213.
- Перспективы развития фондового рынка России как инструмента привлечения инвестиций в экономику. УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78641/1/ek_2017_62.pdf
- Путин поручил стимулировать долгосрочные вложения граждан на фондовом рынке // Интерфакс. 2021. 30 ноября. URL: https://www.interfax.ru/business/805626
- Саврасова Д. В., Ковалев А. И. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 9. С. 100-106.
- Сайбель Н. Ю., Ковальчук А. В. Фондовый рынок России: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. 2018. № 3 (771).
С. 491-503.
- Салин В.Н., Добашина И.В. Биржевая статистика. М.: Финансы и статистика, 2007.
- Структура Московской Биржи // Smart-Lab. 2022. 15 декабря. URL: https://smart-lab.ru/company/moex/blog/595085.php
- Тернавщенко К.О., Лехман Е.В., Подиева Е.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РФ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9, № 3. С. 132-143.
- Триллионы на рынок – государство хочет убедить россиян инвестировать // Финам.Ру. 2024. 22 октября. URL: https://www.finam.ru/publications/item/trilliony-na-rynok-gosudarstvo-khochet-ubedit-rossiyan-investirovat-20241022-190000/
- 5 трендов, которые изменят будущее российского фондового рынка // АО ИФК «Солид». URL: https://solid.ru/blog/5-trendov-kotorye-izmenyat-budushchee-rossiyskogo-fondovogo-rynka
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.В. Романовского. М.: Юрайт-Издат, 2007. 543 с.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для студ. ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 639 с.
- Финансы, деньги, кредит: Учебник. / Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2000.
- Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Е.Г. Чернова, В.В. Иванов и др. Под ред. Е.Г. Черновой. М.: ТК Велби., 2005. 208 с.
- Финансы и кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 512 с.
- Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2006. 512 с.
- Финансы предприятий: Учебник. / Под ред. Проф. Н.В. Колчиной. М.: ЮНИТИ, 2000.
- Фондовая биржа: как устроены торги и что важно знать инвестору // Банки.ру. 2023. 16 октября. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10972403
- Фондовая биржа: что это такое и как она работает // Финансовая культура, проект Банка России. URL: https://fincult.info/post/fondovaya-birzha-chto-eto-takoe-i-kak-ona-rabotaet
- Фондовая биржа | как устроена и как работает рынок ценных бумаг // Риком-Траст. URL: https://ricom-trust.com/trading/stock-market/