Роль коммерческих банков в финансировании Национальных Проектов РФ (2019-2030): Анализ механизмов, рисков и путей активизации внебюджетных инвестиций

Курсовая работа

Введение: Национальные Проекты как ключевой механизм экономического развития

В условиях глобальной экономической турбулентности и структурной трансформации отечественной экономики, Национальные Проекты (НП) Российской Федерации, запущенные в пост-2018 году и обновленные до 2030 года, выступают в качестве ключевого макроэкономического инструмента достижения стратегических целей. Эти проекты охватывают все критически важные сферы — от демографии и человеческого капитала до технологического суверенитета и развития инфраструктуры, являясь дорожной картой для всей экономики страны.

Актуальность темы исследования определяется колоссальным объемом требуемого финансирования и острой необходимостью привлечения средств внебюджетного сектора. На реализацию новых Национальных Проектов, действующих до 2030 года, планируется направить свыше 40 трлн рублей из федерального бюджета, но критически важным является привлечение не менее 13 трлн рублей внебюджетных инвестиций. Достижение этой цели невозможно без активного, системного и глубокого участия коммерческих банков, поскольку именно они обладают необходимой ликвидностью, экспертизой и структурой для эффективного управления рисками.

Цель работы — провести комплексный аналитический анализ роли коммерческих банков в финансировании текущей системы Национальных Проектов, выявить количественные показатели их вклада, оценить эффективность используемых финансовых инструментов и мер государственной поддержки, а также сформулировать конкретные стратегические рекомендации по активизации внебюджетного финансирования до 2030 года.

Эволюция и финансовая архитектура системы Национальных Проектов

Система Национальных Проектов, как мы ее знаем сегодня, является результатом глубокой трансформации подхода государства к стратегическому планированию и финансированию развития.

Сравнительный анализ систем: Приоритетные Проекты (ПНП) vs. Национальные Проекты (НП)

Исторический контекст необходим для понимания той роли, которую государство отвело коммерческому сектору. Смена парадигмы произошла после 2018 года, когда текущая система НП пришла на смену Приоритетным Национальным Проектам (ПНП), действовавшим с 2005 по 2018 год.

12 стр., 5874 слов

Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации: ...

... лиц, вопросам цифровизации, а также основным проблемам и перспективам развития системы в контексте национальных проектов и зарубежного опыта. Структура работы последовательно проведёт читателя ... что должно было повысить устойчивость и целевое использование средств. Закон 2010 года также значительно детализировал полномочия различных участников системы: Российской Федерации, органов государственной ...

Критерий сравнения ПНП (2005–2018) НП (пост-2018, до 2030)
Нормативная база Указы и поручения Правительства РФ. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 (и последующие), устанавливающий четкие национальные цели.
Фокус Четыре ключевые социальные сферы: Здоровье, Образование, Жилье, АПК. Комплексный подход: 19 проектов в трех направлениях («Человеческий капитал», «Комфортная среда», «Экономический рост», «Технологический суверенитет»).
Основной механизм финансирования Преимущественно прямое бюджетное финансирование. Смешанное финансирование с акцентом на привлечение внебюджетных источников.
Роль коммерческих банков В основном кредитование в рамках госпрограмм (например, субсидирование ипотеки). Полноценное проектное финансирование, работа через эскроу-счета, участие в инфраструктурных сделках.

Переход от ПНП к НП ознаменовал сдвиг: государство стало не просто источником средств, а катализатором, создающим условия для привлечения частного капитала, что принципиально изменило финансовую роль банков. В первоначальном плане на 2018–2024 годы из общего бюджета в 25,7 трлн рублей внебюджетные источники должны были покрыть 7,5 трлн рублей, демонстрируя необходимость привлечения бизнеса и банков.

Структура и объемы финансирования НП на период до 2030 года

Обновление системы Национальных Проектов, стартовавшее 1 января 2025 года, определило стратегическое развитие страны до 2030 года. Эти 19 проектов, объединенных вокруг целей повышения качества жизни, технологического развития и экономического роста, требуют беспрецедентных финансовых вливаний.

Общий объем финансирования новых НП до 2030 года превысит 53 трлн рублей. Наша задача — проанализировать механизмы привлечения из них не менее 13 трлн рублей внебюджетных инвестиций.

Ключевые направления новых Национальных Проектов (2025–2030) включают:

  • Социальный блок: «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры», «Молодежь и дети».
  • Среда и Инфраструктура: «Экологическое благополучие», «Инфраструктура для жизни» (продление программы казначейских инфраструктурных кредитов).
  • Технологический суверенитет: Объединяет такие критически важные проекты, как «Беспилотные авиационные системы», «Экономика данных и цифровая трансформация государства», «Новые атомные и энергетические технологии».

Финансовая архитектура этих проектов предполагает, что коммерческие банки должны выступать не только как кредиторы, но и как ключевые операторы финансовых потоков, управляющие рисками и структурирующие сложные инвестиционные сделки.

Количественные показатели участия коммерческих банков (2023–2025)

Наиболее ярко и измеримо роль коммерческих банков проявляется в проектах, имеющих четкие, рыночно ориентированные механизмы финансирования. Нацпроект «Жилье и городская среда» стал флагманом, где банковский сектор полностью взял на себя функцию управления инвестиционными рисками.

Динамика и структура портфеля проектного финансирования жилищного строительства

С 1 июля 2019 года, когда в соответствии с 214-ФЗ был осуществлен переход на проектное финансирование с использованием счетов эскроу, коммерческие банки стали центральным звеном в цепочке инвестирования в жилищное строительство. Это не только кредитование, но и управление средствами дольщиков.

По итогам II квартала 2025 года, объем портфеля проектного финансирования (ПФ) жилищного строительства достиг исторического максимума, превысив 9,3 трлн рублей. Этот показатель демонстрирует устойчивый рост, увеличившись за квартал на 8%, что подтверждает эффективность избранной модели.

Анализ динамики ставок:

Критически важным индикатором является стоимость заемных средств. В I квартале 2025 года средневзвешенная ставка по кредитам застройщикам в рамках проектного финансирования выросла до 10,4% годовых. Этот рост (+0,9 п.п. за квартал) обусловлен общим ужесточением денежно-кредитной политики Центрального банка и замещением ранее выданных льготных кредитов новыми займами по более высоким рыночным ставкам.

Показатель I кв. 2025 г. II кв. 2025 г. Динамика (кв/кв)
Портфель ПФ жилищного строительства ~8,6 трлн руб. >9,3 трлн руб. +8%
Средневзвешенная ставка ПФ 10,4% N/A (ожидается рост) +0,9 п.п. (Q1)

Рост ставок может стать сдерживающим фактором для реализации Нацпроекта, особенно для небольших региональных застройщиков, что требует дальнейшего анализа механизмов субсидирования.

Оценка ресурсов, связанных со счетами эскроу

Счета эскроу служат двойной цели: защите средств граждан и формированию ликвидной базы для банковского кредитования. Деньги, размещенные на счетах эскроу, де-факто являются ресурсом банка до момента раскрытия счета.

По состоянию на 1 сентября 2025 года, совокупный объем денежных средств, размещенных участниками долевого строительства на счетах эскроу, превысил 7 трлн рублей. Совокупное количество открытых счетов достигло 1 млн штук.

Объем раскрытых счетов (то есть средства, перечисленные застройщикам или банкам в погашение кредитов по завершенным проектам) составил 13,7 трлн рублей. Этот показатель отражает общую сумму финансового потока, прошедшего через банковскую систему с момента внедрения механизма, и служит убедительным доказательством того, что банки являются не просто кредиторами, а гарантами и операторами реализации ключевых целей Нацпроекта.

Ключевые финансовые инструменты и механизмы привлечения внебюджетного капитала

Привлечение тринадцати триллионов рублей внебюджетных инвестиций до 2030 года требует использования широкого спектра финансовых инструментов, выходящих за рамки традиционного корпоративного кредитования.

Проектное финансирование с использованием счетов эскроу (НП «Жилье и городская среда»)

Как уже отмечалось, проектное финансирование с использованием эскроу является ключевым инструментом в жилищной сфере. Это — классический пример государственно-частного партнерства, где государство устанавливает правила (214-ФЗ), а банки берут на себя оценку кредитного риска, мониторинг строительства и управление средствами.

Механизм: Банк (Эскроу-агент) получает средства от дольщиков, размещает их на специальном счете, а застройщику для ведения строительства предоставляет целевой кредит. Раскрытие счета и перевод средств застройщику происходит только после ввода объекта в эксплуатацию, что полностью исключает риски недостроя для покупателя и перекладывает их на банк. Именно эта структура позволяет считать средства банков в этом сегменте целевым внебюджетным инвестированием в рамках Национального Проекта.

Роль институтов развития и ФНБ: «Фабрика проектного финансирования» и инфраструктурные облигации

Для финансирования крупных, капиталоемких и долгосрочных инфраструктурных проектов, которые не всегда могут быть профинансированы исключительно коммерческими банками из-за требований к капиталу и ликвидности, государство активно использует институты развития.

Фабрика проектного финансирования (ФПФ):

ФПФ, оператором которой выступает ВЭБ.РФ, была создана для повышения доступности долгосрочного проектного финансирования. Механизм ФПФ предполагает синдицированное кредитование, где ВЭБ.РФ предоставляет младший транш, а коммерческие банки — старший.

  • Финансовая база: По поручению Президента, на развитие ФПФ было направлено 120 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на возвратной основе (через субординированный депозит в ВЭБ.РФ под 7,5% годовых).
  • Значение: Это позволяет банкам снизить риски и привлекать более крупные суммы. ФПФ становится мостом между суверенными фондами и коммерческими кредиторами, фокусируясь на проектах в сфере промышленности, логистики и, что важно, в рамках технологического суверенитета.

Средства ФНБ и самоокупаемые проекты:

В соответствии со статьей 96.11 Бюджетного кодекса РФ, средства ФНБ могут быть размещены в долговые обязательства и акции юридических лиц, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. Это критически важный инструмент, поскольку он позволяет направить суверенный капитал на проекты, требующие длительного срока окупаемости, к которым коммерческие банки обычно относятся с осторожностью. Банки выступают в этом случае как организаторы выпуска облигаций, андеррайтеры и агенты по размещению средств.

Анализ эффективности мер государственной поддержки (Субсидирование и Казначейские инфраструктурные кредиты)

Государственная поддержка призвана снизить финансовое бремя для заемщиков, участвующих в НП, тем самым стимулируя коммерческие банки к активному кредитованию.

  1. Субсидирование процентной ставки:

    Наиболее распространенный и гибкий инструмент. Государство компенсирует банкам часть процентной ставки, делая кредит доступным для конечного заемщика. Этот механизм широко используется в агропромышленном комплексе (НП «Малое и среднее предпринимательство») и в льготных ипотечных программах (НП «Жилье»).

    Эффективность: Субсидирование обеспечивает высокий уровень доступности ресурсов, но требует постоянного бюджетного контроля и может создавать искажения на рынке, если субсидируются неэффективные проекты.

  2. Казначейские инфраструктурные кредиты (КИК):

    Этот механизм, продленный до 2030 года, направлен на финансирование региональной инфраструктуры (НП «Инфраструктура для жизни»).

    • Механизм: Государство предоставляет регионам низкопроцентные, долгосрочные кредиты из федерального бюджета.
    • Роль банков: Коммерческие банки играют роль агентов, операторов и часто со-кредиторов, предоставляя дополнительное финансирование или управляя бюджетными потоками. Общий плановый объем КИК на 2025–2030 годы составляет 1 трлн рублей (150 млрд рублей ежегодно).

    КИК демонстрируют высокую эффективность, поскольку они направлены на создание базовых условий (дороги, ЖКХ, социальные объекты), которые, в свою очередь, стимулируют частные инвестиции (в том числе банковское проектное финансирование) в смежных секторах.

Регуляторные барьеры, кредитные риски и проблема концентрации

Успешное привлечение внебюджетных 13 трлн рублей сталкивается с рядом системных проблем, среди которых выделяются высокая концентрация рынка, регуляторные риски и сложности долгосрочного фондирования.

Риск снижения покрытия: Проблема продаж жилья в рассрочку

Кредитный риск в проектном финансировании жилищного строительства традиционно оценивается банком, исходя из соотношения объема выданного кредита и суммы средств, поступивших на счета эскроу (покрытие задолженности).

Проблема: В последние годы, в условиях высоких процентных ставок по ипотеке, застройщики начали активно использовать альтернативные схемы продаж, в частности, продажи жилья в рассрочку. Эти сделки не предполагают немедленного размещения средств на счетах эскроу, поскольку оплата растянута во времени.

  • Последствия: По итогам II квартала 2025 года, распространение продаж в рассрочку привело к существенному снижению покрытия задолженности по кредитам проектного финансирования — этот показатель упал до 71%. Это означает, что поступления на эскроу-счета покрывают лишь 71% от текущей задолженности застройщиков перед банками.
  • Реакция ЦБ РФ: Банк России, осознавая этот кредитно-рисковый барьер, рассматривает возможность применения дисконта при учете банками проданных площадей и поступлений на счета эскроу при формировании резервов по кредитам застройщикам. Это напрямую увеличит требования к капиталу банков по таким кредитам и, как следствие, сделает рассрочку менее привлекательной для застройщиков и банков.

Этот регуляторный риск является одним из наиболее актуальных, поскольку он напрямую влияет на качество кредитного портфеля, который является основой для реализации Нацпроекта «Жилье и городская среда».

Концентрация рынка и исключение региональных банков

Переход к проектному финансированию, требующему высокой капиталоемкости, сложных IT-систем и глубокой экспертизы, привел к беспрецедентной концентрации рынка.

В I полугодии 2025 года доля топ-10 банков в активах банковского сектора впервые превысила 80%, достигнув 80,9%. Эта тенденция особенно выражена в финансировании Национальных Проектов, где доминируют крупнейшие банки с государственным участием (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк).

Доминирующая роль Сбербанка: В мае 2021 года (и эта ситуация сохраняется с незначительными изменениями) в 60 субъектах Российской Федерации Сбербанк был единственной кредитной организацией, которая могла работать с застройщиками с использованием счетов эскроу.

Последствия концентрации:

  1. Снижение конкуренции: Отсутствие конкуренции ведет к монопольному ценообразованию и замедлению внедрения инновационных банковских продуктов.
  2. Региональный дисбаланс: Малые и региональные банки, которые лучше знают местный рынок, исключаются из процесса, что затрудняет финансирование небольших, но важных региональных проектов, не входящих в сферу интересов гигантов.
  3. Неиспользованный потенциал: В целом, проектное финансирование в России остается слаборазвитым механизмом с большим неиспользованным потенциалом, поскольку лишь узкий круг кредитных организаций обладает достаточными ресурсами для его полной реализации.

Ресурсные и кредитно-рисковые барьеры долгосрочного финансирования

Финансирование Национальных Проектов по своей природе требует долгосрочного капитала (от 5 до 15 лет).

  1. Сложности фондирования: Российская банковская система традиционно сталкивается с проблемой привлечения долгосрочных пассивов. Основные источники фондирования — краткосрочные вклады населения и корпораций — не соответствуют срочности инвестиционных кредитов, что создает разрывы ликвидности и увеличивает риски.
  2. Требования к капиталу: Долгосрочные кредиты, особенно в рамках проектного финансирования, требуют значительных отчислений в резервы и создания буферов капитала в соответствии с требованиями «Базель III» и нормативами ЦБ РФ. Это ограничивает способность банков активно наращивать портфель ПФ, если они не обладают избыточным капиталом (что характерно только для крупнейших игроков).

Неужели банковский сектор, работающий преимущественно с краткосрочной ликвидностью, способен в полной мере обеспечить долгосрочные стратегические цели государства?

Заключение и стратегические рекомендации до 2030 года

Участие коммерческих банков в реализации Национальных Проектов РФ является критически важным условием для достижения целей развития до 2030 года, особенно в части привлечения 13 трлн рублей внебюджетных инвестиций. Анализ показал, что банковский сектор успешно освоил новые механизмы, такие как проектное финансирование (портфель ПФ превысил 9,3 трлн руб. к II кв. 2025 г.), но сталкивается с системными проблемами концентрации и новыми регуляторными вызовами (проблема рассрочки).

Для обеспечения устойчивого и сбалансированного финансирования НП до 2030 года необходимо внедрение следующих стратегических рекомендаций:

1. Снижение регуляторного риска по продажам в рассрочку

Рекомендация: Ускорить разработку и внедрение регуляторных мер по учету продаж в рассрочку в рамках проектного финансирования.
Механизм: Официально закрепить применение дисконта (например, 20–30%) при расчете покрытия задолженности по эскроу-счетам в тех случаях, когда оплата жилья происходит по схеме рассрочки. Это обеспечит корректное отражение кредитного риска в отчетности банков и предотвратит искусственное снижение качества кредитного портфеля, стимулируя банки и застройщиков использовать более прозрачные механизмы, такие как льготная ипотека.

2. Стимулирование участия средних и региональных банков

Проблема: Чрезмерная концентрация (80,9% активов у топ-10 банков) сдерживает региональное развитие.
Рекомендация: Создать специализированные инструменты для субсидирования региональных банков, участвующих в проектах с низким порогом входа.
Механизм:

  • Разработать государственную программу перестрахования рисков, связанных с кредитованием малых и средних региональных проектов (например, в рамках НП «Экологическое благополучие» или «Кадры»).
  • Предоставлять региональным банкам лимиты рефинансирования от ЦБ РФ по льготной ставке (в привязке к ключевой ставке минус 2 п.п.) под целевые долгосрочные кредиты, выданные в рамках Национальных Проектов, для решения проблемы долгосрочного фондирования.

3. Оптимизация механизмов использования средств ФНБ

Проблема: Недостаточная прозрачность и сложность доступа к средствам ФНБ для частных инвесторов и банков.
Рекомендация: Расширить применение инфраструктурных облигаций и усилить роль банков как организаторов финансирования.
Механизм: Упростить процедуру утверждения перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых за счет ФНБ (ст. 96.11 БК РФ).

Ввести налоговые льготы для коммерческих банков и институциональных инвесторов (Пенсионных фондов), приобретающих облигации, выпущенные под такие проекты, тем самым активизируя внебюджетный капитал для реализации крупных проектов в сфере технологического суверенитета и инфраструктуры до 2030 года.

4. Повышение эффективности Казначейских инфраструктурных кредитов (КИК)

Рекомендация: Обеспечить более тесную интеграцию программы КИК с коммерческим банковским сектором.
Механизм: При предоставлении регионам КИК обязать их привлекать коммерческие банки в качестве финансово-аналитических партнеров и операторов для контроля за целевым использованием средств и софинансирования. Это позволит снизить бюджетные риски и гарантировать, что государственные инвестиции (1 трлн руб. до 2030 года), которые поступают в регионы, будут служить катализатором для последующих частных инвестиций.

***
Финальный вывод: Коммерческие банки являются незаменимым звеном в финансовой архитектуре Национальных Проектов. Однако, для достижения амбициозной цели в 13 трлн рублей внебюджетных инвестиций, государству необходимо перейти от эпизодического стимулирования к созданию системных, конкурентных и менее рискованных условий для долгосрочного банковского капитала.

Список использованной литературы

  1. Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. 2015. №4. С.79–82.
  2. Козлова Н.С., Струков А.Н. Проблема внедрения ипотечного кредитования на первичном рынке жилья // Вестник НГУ. Сер. Соц. — экон. науки. 2014. Т.8. № 3. С.68–73.
  3. Крупенников Б.С. Приоритетные нацпроекты: 2 года реализации // Экономика и жизнь. 2014. №3.
  4. Крысин А.В. Российская ипотека в первый год реализации национального проекта // Национальные проекты. 2015. №5. С.78–79.
  5. Кусакин И.В. Перспективы развития АПК в России // Животноводство России. 2015. №10. С.16–18.
  6. Рапопорт Т.А. Приоритетные национальные проекты: цифры, факты, документы. Европа, 2015. 650 с.
  7. РЕЗОЛЮЦИЯ VII Всероссийского банковского форума «Региональные банки: стратегическая модель развития» (г. Нижний Новгород, 24–25 августа 2015 г.).
  8. Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» // Законодательство и экономика. 2015. N 8. С.12–19.
  9. Фролов Н.Е. Современное состояние ипотечного рынка: задачи, проблемы и перспективы // Деньги и кредит. 2015. № 8. С.9–12.
  10. Роль коммерческих банков в реализации приоритетных национальных проектов [Электронный ресурс] // Studbooks.net. URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/bankovskiy-kredit-i-ego-rol/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  11. О ПРОЕКТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ В II КВАРТАЛЕ 2025 ГОДА [Электронный ресурс] // Банк России. 2025. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/169134/2025-06-proj_fin.pdf (Дата обращения: 09.10.2025).
  12. В РФ объем поступлений на счета эскроу в 2025 году достиг 3,4 трлн руб [Электронный ресурс] // ЭТАЖИ. 2025. URL: https://www.etagi.com/press/news/v-rf-obem-postupleniy-na-scheta-eskrou-v-2025-godu-dostig-3-4-trln-rub/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  13. Финансирование долевого строительства [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/develop/pf/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  14. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы российского права. URL: https://msal.ru/upload/iblock/c38/73-81.pdf (Дата обращения: 09.10.2025).
  15. О проектном финансировании строительства жилья в I квартале 2025 года [Электронный ресурс] // Ассоциация российских банков. 2025. URL: https://arb.ru/b/?&id=11382897 (Дата обращения: 09.10.2025).
  16. Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-vnebyudzhetnogo-finansirovaniya-natsionalnyh-proektov (Дата обращения: 09.10.2025).
  17. В России стартуют 19 национальных проектов, которые касаются практически всех сфер жизни [Электронный ресурс] // Roslavl.ru. URL: https://econ.sovrnhmao.ru/nac-pr/econ-np-rf-2530.php (Дата обращения: 09.10.2025).
  18. Ориентиры будущего: в России стартовали новые национальные проекты [Электронный ресурс] // Областная газета. 2025. URL: https://www.oblgazeta.ru/society/2025-01-14/orientiry-buduschego-v-rossii-startovali-novye-nacionalnye-proekty-549491/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  19. ��езультаты работы ПАО Сбербанк за июнь 2025 года [Электронный ресурс] // Sberbank. 2025. URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/press-releases?tab=archive&page=1&id=2025-07-25_sber-results-june-2025 (Дата обращения: 09.10.2025).
  20. Роль банков в реализации национальных проектов [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-bankov-v-realizatsii-natsionalnyh-proektov (Дата обращения: 09.10.2025).
  21. Проблемы банковского проектного финансирования [Электронный ресурс] // Форум молодых ученых. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-bankovskogo-proektnogo-finansirovaniya (Дата обращения: 09.10.2025).
  22. Проблемы и перспективы банковского проектного финансирования инвестиционных проектов [Электронный ресурс] // Уральский федеральный университет. 2022. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/107054/1/978-5-7996-3392-5_2022_207.pdf (Дата обращения: 09.10.2025).
  23. Проектное финансирование: почему банки обречены на проигрыш [Электронный ресурс] // Национальный банковский журнал. URL: https://nbj.ru/publs/proektnoe-finansirovanie-pochemu-banki-obrecheny-na-proigrysh/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  24. Сбербанк оценивает качество кредитного портфеля как управляемое [Электронный ресурс] // Право.ру. 2025. URL: https://pravo.ru/news/2025-06-30/sberbank-otsenivaet-kachestvo-kreditnogo-portfelya-kak-upravlyaemoe/ (Дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...