В 2024 году объем сделок купли-продажи облигаций в Беларуси вырос на 38,1% до 14,30 млрд белорусских рублей, однако этот рост был обусловлен преимущественно банковским сектором, в то время как корпоративные облигации демонстрировали лишь скромный прирост в 6,6%, а облигации местных займов обрушились более чем на 80%. Эта статистика не просто цифра, а красноречивый показатель многомерности и противоречивости процессов, происходящих на фондовом рынке Республики Беларусь. Она подчеркивает актуальность глубокого анализа, выходящего за рамки поверхностных наблюдений, ведь за этими цифрами стоят решения инвесторов и эмитентов, формирующие экономический ландшафт страны.
Фондовые биржи — это не просто торговые площадки, а жизненно важные артерии кровеносной системы экономики. Они выполняют критическую функцию по мобилизации инвестиционного капитала, формированию справедливых рыночных цен и обеспечению ликвидности, что является фундаментом для устойчивого экономического роста и развития. В условиях постоянно меняющегося глобального финансового ландшафта, геополитической напряженности и стремительной цифровизации, понимание текущего состояния и перспектив белорусского фондового рынка становится не просто академическим интересом, а практической необходимостью, определяющей стратегические ориентиры для бизнеса и государства.
Настоящая работа ставит своей целью проведение исчерпывающего, глубокого и актуального исследования фондовых бирж Республики Беларусь. Мы последовательно рассмотрим их структуру, принципы работы, цели и задачи, проанализируем механизм функционирования, а также оценим современное состояние и перспективы развития в контексте интеграционных процессов ЕАЭС и глобальных вызовов. В рамках исследования будут последовательно освещены следующие ключевые вопросы:
- Каково текущее состояние и основные тенденции развития фондового рынка и фондовых бирж в Республике Беларусь в период 2023-2025 годов?
- Какие ключевые нормативно-правовые акты и государственные регуляторы определяют функционирование фондовых бирж в Беларуси, и какие изменения произошли в законодательстве за последние 3-5 лет?
- В чем заключаются особенности организационной структуры, механизма функционирования и виды деятельности ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» на современном этапе?
- Какова роль фондовых бирж Беларуси в мобилизации инвестиционного капитала, формировании рыночных цен и обеспечении ликвидности для национальной экономики?
- С какими основными вызовами (экономическими, технологическими, геополитическими) сталкиваются фондовые биржи Беларуси, и каковы перспективы их развития в контексте интеграционных процессов (например, в ЕАЭС)?
- Какие стратегические направления развития и инновационные инициативы реализуются или планируются на белорусских фондовых биржах для повышения их конкурентоспособности и эффективности?
Наше исследование призвано предоставить не только академически выверенную, но и практически применимую информацию, которая будет полезна как студентам экономических и финансовых вузов, так и специалистам, интересующимся развитием финансового рынка Беларуси.
Белорусская валютно-фондовая биржа: структура, функции, механизм ...
... официальных отчетах Республики Беларусь. Сущность и роль валютно-фондовых бирж в национальной экономике Валютно-фондовая биржа – это ... соблюдения законодательства и, при необходимости, вмешательство в процессы, если того требуют интересы государства. Это подчеркивает ... Деятельность по организации системы электронного документооборота: Развитие современных цифровых решений для повышения скорости ...
Теоретические основы функционирования фондовых бирж
История фондовых бирж насчитывает несколько столетий, начиная с купеческих собраний в Средневековье и заканчивая высокотехнологичными электронными платформами современности. Однако, независимо от эпохи и технологического уклада, сущность фондовой биржи остается неизменной: это организованный рынок, где осуществляются торги стандартизированными финансовыми инструментами по установленным правилам. В контексте современной экономики Беларуси, фондовая биржа выступает как ключевой институт финансового рынка, призванный выполнять ряд критически важных функций для устойчивого развития страны, ведь без эффективного перераспределения капитала невозможно представить динамичный рост.
Понятие и функции фондовой биржи
В основе любого финансового рынка лежит потребность в эффективном перераспределении капитала между теми, кто в нем нуждается (эмитенты), и теми, кто готов его предоставить (инвесторы).
Фондовая биржа – это именно та централизованная, регулируемая платформа, которая обеспечивает этот процесс. Согласно белорусскому законодательству, фондовая биржа определяется как организатор торговли ценными бумагами. Это не просто посредник, а комплексный инфраструктурный элемент, способствующий становлению прозрачных и справедливых отношений между участниками рынка.
Ключевыми понятиями, связанными с функционированием фондовых бирж, являются:
- Ценные бумаги: Документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. В белорусском контексте это акции, облигации, векселя и другие финансовые инструменты.
- Эмитент: Юридическое лицо или государственный орган, выпускающий ценные бумаги для привлечения капитала.
- Инвестор: Физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги с целью получения дохода или прироста капитала.
- Брокер: Профессиональный участник рынка ценных бумаг, совершающий операции от имени и за счет клиента, либо от своего имени, но за счет клиента.
- Дилер: Профессиональный участник рынка, совершающий сделки с ценными бумагами от своего имени и за свой счет.
Функции фондовой биржи охватывают широкий спектр деятельности, направленной на поддержание здорового и эффективного рынка:
- Организация торгов: Создание условий для эффективного и прозрачного совершения сделок купли-продажи ценных бумаг. Это включает разработку правил торгов, обеспечение технологической инфраструктуры и надзор за их соблюдением.
- Ценообразование: Формирование справедливых рыночных цен на ценные бумаги на основе спроса и предложения. Биржа служит индикатором стоимости активов, отражая ожидания инвесторов и текущее состояние экономики.
- Мобилизация капитала: Привлечение инвестиционных ресурсов для эмитентов. Через биржу предприятия и государство могут привлекать средства путем выпуска акций или облигаций, финансируя свои проекты и развитие.
- Обеспечение ликвидности: Предоставление возможности инвесторам легко и быстро конвертировать свои ценные бумаги в денежные средства и обратно. Высокая ликвидность привлекает больше инвесторов и повышает привлекательность рынка.
- Надзор и регулирование: Контроль за соблюдением правил всеми участниками торгов, предотвращение манипуляций и инсайдерской торговли, обеспечение защиты прав инвесторов.
- Информационная функция: Распространение актуальной информации о котировках, объемах торгов, эмитентах и других значимых данных, что способствует принятию обоснованных инвестиционных решений.
Механизмы и инструменты биржевых торгов
Биржевые торги — это сложный, многоступенчатый процесс, который требует четкой регламентации и современного технологического обеспечения. Основу торгов составляют различные виды ценных бумаг, каждый из которых обладает своими уникальными характеристиками и предназначением.
Основные виды ценных бумаг, обращающихся на биржевом рынке:
- Акции: Долевые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца (акционера) на долю в капитале акционерного общества, на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении обществом. В Беларуси они являются основой формирования акционерного капитала.
- Облигации: Долговые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на получение от эмитента в предусмотренный срок номинальной стоимости и дохода в виде процента или дисконта. Облигации могут быть государственными, корпоративными, банковскими, а в последнее время появились и новые формы, такие как депозитарные и биржевые облигации в рамках программ.
- Производные финансовые инструменты (деривативы): Контракты, стоимость которых зависит от стоимости базового актива (акций, облигаций, валюты, товаров).
Примеры включают фьючерсы, опционы, свопы. Они используются для хеджирования рисков и спекуляций.
Принципы обращения ценных бумаг на биржевом рынке включают:
- Листинг: Процедура включения ценных бумаг в биржевой список, которая подтверждает их соответствие определенным требованиям биржи по ликвидности, прозрачности и раскрытию информации. Листинг повышает доверие инвесторов и делает ценные бумаги более привлекательными.
- Торговые сессии: Периоды времени, в течение которых осуществляются биржевые торги. Современные биржи часто используют электронные торговые системы, позволяющие совершать сделки практически круглосуточно.
- Клиринг и расчеты: После заключения сделки происходит процесс клиринга (взаимозачета обязательств) и расчетов (передача ценных бумаг и денежных средств).
Эти функции обычно выполняются расчетно-клиринговыми организациями или банками, обеспечивая минимизацию рисков.
- Депозитарное обслуживание: Хранение и учет ценных бумаг в бездокументарной форме, а также регистрация переходов прав собственности на них. Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг играет ключевую роль в этой системе в Беларуси.
Эффективность этих механизмов напрямую влияет на привлекательность фондового рынка для инвесторов и эмитентов, определяя его способность выполнять свои макроэкономические функции.
Современное состояние и основные тенденции развития фондового рынка Беларуси (2023-2025 гг.)
Белорусский фондовый рынок в период 2023-2025 годов представляет собой сложный и динамично развивающийся механизм, подверженный влиянию как внутренних экономических факторов, так и глобальных геополитических процессов. Несмотря на сохраняющиеся структурные особенности, рынок демонстрирует адаптивность и стремление к модернизации, о чем свидетельствуют изменения в объемах торгов, появление новых инструментов и стратегические инициативы.
Динамика объемов торгов и структура рынка ценных бумаг
Общий объем торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) демонстрирует впечатляющий рост. За январь-сентябрь 2024 года объем торгов на БВФБ вырос на 60%, что указывает на активизацию инвестиционной деятельности и расширение участия на рынке.
Рассмотрим подробнее структуру рынка по видам ценных бумаг:
Категория облигаций | 2023 год (млрд BYN) | 2024 год (млрд BYN) | Изменение (%) |
---|---|---|---|
Всего | 10,36 | 14,30 | +38,1% |
Облигации банков | 6,36 | 8,92 | +40,3% |
Облигации предприятий | 3,49 | 3,72 | +6,6% |
Облигации местных займов | 0,012 | 0,002 | -83,3% |
Источник: ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», Finstore.by
Как видно из таблицы, общий рост объема сделок с облигациями в 2024 году был преимущественно обусловлен активностью в сегменте банковских облигаций. Прирост на 40,3% в этом секторе указывает на сохраняющуюся привлекательность долговых инструментов для банковского капитала. Однако, корпоративные облигации показали значительно более скромный рост — всего на 6,6%, что подчеркивает ограниченность предложения и, возможно, недостаточную привлекательность этого сегмента для эмитентов. Наиболее тревожным сигналом стало резкое падение объема сделок с облигациями местных займов более чем на 80%, что может свидетельствовать о проблемах с финансированием региональных проектов через этот механизм или об изменении инвестиционных приоритетов, что, в свою очередь, требует пересмотра стратегий регионального развития.
В сегменте акций, как отмечает ряд экспертов, рынок остается «скорее теоретическим». Капитализация акций в ВВП республики составляет менее 1%, что является крайне низким показателем для развитого фондового рынка. Доминирующая роль государственной формы собственности (доля государства составляет 88% от общего количества акций акционерных обществ) и ограничения в обращении акций, а также наличие права первичного выкупа за исполкомами, существенно снижают ликвидность и инвестиционную привлекательность этого сектора. При этом стоит отметить, что эти факторы прямо препятствуют формированию полноценного частного инвестиционного рынка.
Тем не менее, объем торгов государственными ценными бумагами демонстрирует значительный рост. В IV квартале 2024 года объем торгов вырос более чем на 40% до 633,6 млн долларов США, что вдвое превышает объем торгов корпоративными облигациями (283,2 млн долларов США, снижение на 16% по сравнению с IV кварталом 2023 года).
Это еще раз подчеркивает доминирующую роль государства на фондовом рынке Беларуси.
Особенности сегмента облигаций: переток капитала в токены
Оценка рынка облигаций как «скорее мертвого, чем живого», высказанная экспертами, относится прежде всего к корпоративным и местным государственным облигациям. Слабый объем предложений от эмитентов и снижение процентных ставок делают этот сегмент малопривлекательным.
Одним из наиболее ярких трендов последних лет, особенно в 2024 году, стал активный переток долгового капитала с рынка облигаций на рынок токенов. Токены, как инновационный цифровой актив, предоставили альтернативный путь привлечения финансирования для компаний, которые по ряду причин не могли бы пройти процедуру выпуска традиционных облигаций. Основная причина заключается в недостаточности чистых активов, что является строгим требованием для выпуска облигаций. Токены же, при всех своих регуляторных особенностях, предлагают более гибкие условия эмиссии, позволяя стартапам и менее крупным предприятиям выйти на рынок долгового финансирования. Это означает, что компании активно ищут обходные пути для привлечения капитала, когда традиционные механизмы оказываются слишком жесткими или недоступными.
Этот переток капитала указывает на стремление бизнеса найти более доступные и менее зарегулированные механизмы привлечения средств в условиях ограниченности традиционного фондового рынка. Компании, такие как «Айгенис», активно способствуют организации рынка этих новых инструментов, привлекая новых инвесторов, хотя сделки с токенами зачастую носят более спекулятивный характер.
Влияние макроэкономических факторов на фондовый рынок
Макроэкономическая конъюнктура оказывает существенное влияние на динамику фондового рынка. Ослабление белорусского рубля и рост курса доллара во второй половине 2024 года стали серьезным вызовом для инвесторов. Эти факторы привели к значительному снижению реальной годовой доходности рублевых инвестиций. Например, ставка по индексируемым облигациям, привязанным к курсу доллара, снизилась с 10% до 7%. Это означает, что инвесторы, которые доверяли рублевым инструментам, столкнулись с обесценением своих вложений в реальном выражении, что подрывает доверие к национальным финансовым инструментам и может стимулировать поиск альтернативных, более защищенных от инфляции активов.
Денежно-кредитная политика Национального банка также играет ключевую роль. Изменения в ставках рефинансирования, нормативах обязательных резервов и других инструментах прямо или косвенно влияют на стоимость заемных средств, привлекательность облигаций и, как следствие, на общую активность на фондовом рынке.
Новые финансовые инструменты и их динамика
С середины 2023 года, благодаря изменениям в Законе «О рынке ценных бумаг», на рынке появились новые инструменты, которые уже демонстрируют положительную динамику. Речь идет о депозитарных и биржевых облигациях в рамках программ.
Инструмент | 2024 год (объем, млн BYN) | 2024 год (количество сделок) | Первое полугодие 2025 года (объем, млн BYN) | Первое полугодие 2025 года (количество сделок) |
---|---|---|---|---|
Депозитарные облигации | 157,1 | 49 | 213,2 | 62 |
Биржевые облигации в рамках программ | 2 | 159 | 54,0 | 299 |
Источник: Fin.kartoteka.by, Myfin.by
Как показывают данные, депозитарные облигации демонстрируют устойчивый рост, как по объему сделок, так и по их количеству. За первое полугодие 2025 года объем торгов этими инструментами уже превысил показатели всего 2024 года, что свидетельствует об их растущей популярности среди инвесторов. Биржевые облигации в рамках программ также показывают взрывной рост, с объемом сделок в первом полугодии 2025 года, кратно превышающим показатели предыдущего года. Эти инструменты открывают новые возможности для эмитентов по привлечению капитала и для инвесторов по диверсификации портфелей.
Важным событием стало размещение Министерством финансов первых «зеленых» облигаций на сумму 5 млрд российских рублей в декабре 2022 года. Они были быстро вы��уплены как белорусскими, так и нерезидентными инвесторами, что демонстрирует потенциал для развития новых сегментов рынка, ориентированных на принципы устойчивого развития.
Валютный рынок БВФБ: рост и изменение структуры
Валютный рынок Белорусской валютно-фондовой биржи играет ключевую роль в формировании курса белорусского рубля и обеспечении внешнеэкономической деятельности страны. В IV квартале 2024 года объем торгов на валютном рынке БВФБ составил 15 724,3 млн BYN, а годовой рост достиг 33,0%, достигнув отметки в 60 811,9 млн BYN при увеличении количества сделок на 12,0% (124 764 сделки).
Это свидетельствует о значительном увеличении активности на рынке.
С 2021 года юридическим лицам разрешено напрямую торговать иностранной валютой на БВФБ, и на текущий момент таких участников около 450, а их доля в ежедневном объеме торгов составляет 10-12%. Это расширяет круг участников и способствует повышению ликвидности рынка.
Наиболее существенные изменения произошли в структуре валютных торгов. Основными драйверами роста в 2024 году стали российский рубль (RUB) и китайский юань (CNY).
В IV квартале 2024 года доля RUB в валютных торгах выросла до 64,3%, что отражает углубление экономических связей с Россией. Доля CNY снизилась до 17,3%, а доля USD – до 18,1%. При этом доля EUR остается минимальной (около 0,2%) с конца 2022 года, что является прямым следствием геополитических изменений и санкционных ограничений, переориентировавших внешнеэкономические потоки Беларуси.
В целом, фондовый рынок Беларуси продолжает динамично развиваться, адаптируясь к внутренним и внешним вызовам. Отмечается рост объемов торгов, появление новых инструментов и изменение структуры валютного рынка, что указывает на стремление к модернизации и диверсификацию. Однако сохраняются и системные проблемы, такие как низкая ликвидность акционерного капитала и доминирование государственных ценных бумаг, которые требуют дальнейшего внимания и стратегических решений.
Регулирование фондового рынка Беларуси и ключевые законодательные изменения (2023-2025 гг.)
Эффективность и прозрачность любого финансового рынка напрямую зависят от качества его правовой базы и надежности системы регулирования. Фондовый рынок Беларуси не исключение. За последние несколько лет в законодательстве произошли существенные изменения, направленные как на ужесточение требований к эмитентам и защиту инвесторов, так и на расширение возможностей для участников рынка и внедрение новых финансовых инструментов.
Законодательная основа и основные регуляторы
В основе правового регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь лежит Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг». Этот документ является фундаментом, определяющим основные принципы функционирования рынка, права и обязанности его участников, а также механизмы контроля. Однако, как любой живой организм, законодательство постоянно эволюционирует, адаптируясь к меняющимся экономическим реалиям и вызовам.
Система государственных регуляторов рынка ценных бумаг в Беларуси включает несколько ключевых органов:
- Министерство финансов Республики Беларусь является основным органом государственного регулирования. Оно осуществляет контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж. Минфин также ответственен за реализацию Государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020-2025 годы, что подчеркивает его стратегическую роль.
- Национальный банк Республики Беларусь активно участвует в проведении государственной политики на рынке ценных бумаг, особенно в части утверждения определенных требований и регулирования деятельности банков как профессиональных участников.
- Совет Министров Республики Беларусь играет роль в формировании единой государственной политики и утверждении основных направлений развития рынка ценных бумаг, определяя стратегические ориентиры.
- Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг выполняет важную инфраструктурную функцию, предоставляя полные подборки документов, регулирующих рынок ценных бумаг, и обеспечивая учет прав на ценные бумаги.
Такая многоуровневая система регулирования призвана обеспечить стабильность, прозрачность и защиту интересов всех участников рынка.
Ключевые изменения в законодательстве (2023-2025 гг.)
Период 2023-2025 годов стал временем интенсивных законодательных реформ на белорусском фондовом рынке. Эти изменения призваны модернизировать регулирование, повысить его эффективность и адаптировать рынок к новым условиям.
Ключевые законодательные акты, внесшие значимые изменения:
- Закон Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 197-З «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг»: Частично вступил в силу 23 июля 2023 года. Этот закон заложил основу для многих последующих изменений, направленных на совершенствование регулирования.
- Указ Президента Республики Беларусь № 126 от 27 апреля 2023 года «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»: Также вступил в силу 23 июля 2023 года одновременно с новой редакцией Закона «О рынке ценных бумаг». Указ был направлен на развитие рынка ценных бумаг, ужесточение требований к эмитентам облигаций и усиление защиты инвесторов.
- Закон Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 347-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг»»: Продолжил курс на совершенствование регулирования, детализируя ранее принятые нормы.
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2025 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 20»: Вступило в силу 9 февраля 2025 года и скорректировало требования к профессиональным участникам рынка, что оказало влияние на брокеров, дилеров и доверительных управляющих.
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 7 августа 2025 г. № 65 «О раскрытии информации на рынке ценных бумаг»: Вступило в силу с 4 октября 2025 года, существенно уточнив требования к прозрачности и объему раскрываемой информации, что критически важно для инвесторов.
- Указ Президента Республики Беларусь № 345 от 30 сентября 2025 г. «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»: Вступил в силу со 2 октября 2025 года и, среди прочего, определил порядок открытия филиалов иностранных рейтинговых агентств в Беларуси, что может способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.
Нововведения в регулировании и защита инвесторов
Одним из центральных мотивов последних законодательных изменений стало усиление защиты инвесторов и повышение надежности рынка.
- Ужесточение требований к эмитентам облигаций: Введена обязательная независимая оценка и экспертиза достоверности имущества, выступающего в качестве залога по облигациям. Это значительно снижает риски для инвесторов и повышает прозрачность обеспечения по долговым инструментам.
- Ограничения на расторжение или изменение договоров: Теперь договоры поручительства, банковской гарантии и страхования ответственности эмитента не могут быть расторгнуты или изменены до полного исполнения обязательств по облигациям. Эта мера направлена на сохранение гарантий для инвесторов на протяжении всего срока действия облигаций.
- Расширение круга лиц, допущенных к торгам: Предоставлено право юридическим и физическим лицам самостоятельно совершать сделки с ценными бумагами на фондовой бирже. Это существенно упрощает доступ к рынку и потенциально увеличивает его ликвидность.
- Допуск иностранных профессиональных участников: Иностранные брокеры и дилеры теперь допущены к биржевым торгам без необходимости открытия филиала в Беларуси или получения белорусской лицензии, при соблюдении требований регулятора. Это открывает рынок для международной экспертизы и инвестиций.
- Защита средств клиентов: Предусмотрены механизмы защиты от необоснованного списания денежных средств клиентов со счетов брокеров, доверительных управляющих и депозитариев, а также для средств, оплачивающих акции до их государственной регистрации.
Постановлением Минфина от февраля 2025 года также были снижены требования к минимальному размеру собственного капитала доверительных управляющих с 15 000 до 10 000 базовых величин, что может облегчить вход на рынок для новых игроков.
Внутренние нормативные акты БВФБ также подверглись обновлению в июне 2025 года, включая новые редакции Регламента торгового дня, Правил клиринговой деятельности и изменения в Правила заключения сделок. Эти изменения расширяют механизмы взаимодействия с расчетными банками и предлагают гибкие схемы расчетов, что повышает операционную эффективность биржи.
Институт «квалифицированного инвестора» и новые финансовые инструменты
Одним из наиболее значимых нововведений является введение института «квалифицированного инвестора». Этот статус позволяет инвестировать в высокорисковые финансовые инструменты, такие как структурные облигации. Для физических лиц получение статуса квалифицированного инвестора требует специализированного обучения и аттестации. Это может быть наличие специального квалификационного аттестата I категории в сфере ценных бумаг, а также признание международных сертификатов, таких как Chartered Financial Analyst (CFA), Certified International Investment Analyst (CIIA), Financial Risk Manager (FRM).
Эта мера направлена на защиту неопытных инвесторов от чрезмерных рисков, одновременно открывая путь к более сложным и потенциально доходным инструментам для подготовленных участников рынка.
Вместе с этим были введены и новые финансовые инструменты:
- Структурные облигации: Это высокорисковый инструмент, торгующийся только на бирже среди квалифицированных инвесторов. Выпускать их могут только банки, профессиональные участники рынка и другие финансовые организации. Они предоставляют возможность получения повышенной доходности, но сопряжены с риском потери части или всей инвестиции.
- Депозитарные облигации: Могут выпускаться без государственной регистрации выпуска и проспекта эмиссии, при условии наличия сформированного уставного капитала у юридических лиц-эмитентов. Однако, поскольку они ничем не обеспечиваются, покупать их могут лишь профессиональные участники рынка ценных бумаг, включая квалифицированных инвесторов.
- Стрип-облигации: Долговые ценные бумаги, которые могут быть «разделены» на отдельные купонные выплаты и основную сумму долга, каждая из которых затем торгуется отдельно. Это позволяет инвесторам более гибко управлять денежными потоками и рисками.
Эти нововведения свидетельствуют о стремлении белорусского регулятора к диверсификации рынка, предложению новых инвестиционных возможностей и одновременно к усилению мер по защите инвесторов, что является залогом устойчивого развития фондового рынка.
Структура, функции и технологическое обеспечение Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ)
Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ) является краеугольным камнем финансового рынка Республики Беларусь. Созданная в 1998 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 366, она была призвана стать централизованной площадкой для организации торгов на различных сегментах финансового рынка. Ее деятельность, организационная структура и технологическое обеспечение постоянно развиваются, адаптируясь к современным требованиям и вызовам.
Организационная структура и сферы деятельности БВФБ
Основная цель деятельности БВФБ — координация биржевых операций, обеспечение законности и защита государственных интересов на рынке. Важным аспектом является тот факт, что почти 100% акций БВФБ принадлежит государству через юридические лица, такие как Национальный банк Республики Беларусь, который выступает одним из ключевых учредителей. Такая форма собственности подчеркивает стратегическую роль биржи для экономики страны.
Организационная структура БВФБ построена по классической модели корпоративного управления:
- Общее собрание акционеров является высшим органом управления, определяющим стратегические направления развития и принимающим ключевые решения.
- Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью биржи в период между собраниями акционеров, контролируя выполнение принятых решений и соблюдение корпоративных стандартов.
- Правление является исполнительным органом, подотчетным Общему собранию акционеров и Наблюдательному совету. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя и членов Правления, отвечающих за операционную деятельность и реализацию стратегии.
БВФБ организует торги на трех основных сегментах финансового рынка:
- Валютный рынок: Здесь осуществляется купля-продажа иностранной валюты за белорусские рубли. Этот сегмент играет ключевую роль в формировании обменного курса национальной валюты и обеспечении внешнеэкономической деятельности.
- Фондовый рынок: Предназначен для торгов ценными бумагами — акциями, облигациями и другими долевыми и долговыми инструментами. Этот сегмент является основным для привлечения инвестиционного капитала и формирования рыночных цен.
- Срочный рынок (рынок производных финансовых инструментов): Здесь обращаются деривативы, такие как фьючерсы и опционы, используемые для хеджирования рисков и спекулятивных операций.
Кроме того, БВФБ выполняет функции Национального форекс-центра, что расширяет ее роль в финансовой системе страны.
Функции БВФБ как инфраструктурного элемента рынка
БВФБ не просто организует торги, но и выступает как ключевой инфраструктурный элемент, обеспечивая бесперебойное и надежное функционирование рынка ценных бумаг. Ее функции выходят за рамки простого посредничества и включают:
- Расчетный депозитарий на биржевом рынке негосударственных ценных бумаг: БВФБ обеспечивает учет и хранение негосударственных ценных бумаг, а также регистрацию переходов прав собственности по ним, что критически важно для надежности сделок.
- Оператор расчетно-клиринговой системы: Биржа выступает оператором системы, которая осуществляет клиринг (взаимозачет обязательств) и расчеты по всем видам ценных бумаг и инструментам срочного рынка, минимизируя риски неисполнения обязательств.
- Регистрация сделок с акциями ОАО и именными приватизационными чеками «Жилье», заключенных на внебиржевом рынке: Эта функция позволяет отслеживать движение капитала и соблюдение законодательства даже в случае сделок, совершенных вне организованных торговых площадок.
- Оказание информационных услуг: БВФБ предоставляет широкий спектр информации о ходе торгов, котировках, эмитентах и других значимых данных, что повышает прозрачность рынка для инвесторов и аналитиков.
- Организация системы обмена электронными документами: Внедрение электронного документооборота значительно ускоряет и упрощает взаимодействие между участниками рынка и биржей.
- Поддержание индикативных котировок по активам, обращающимся на внебиржевом рынке: Эта функция позволяет ориентироваться в ценах на инструменты, которые не имеют постоянного биржевого обращения.
- Выполнение функций регистрационного агента по присвоению международного кода идентификации (ISIN): Присвоение ISIN-кодов обеспечивает стандартизацию и международную признаваемость ценных бумаг, что важно для трансграничных операций.
Технологические решения и планируемая модернизация
В современном мире технологическое превосходство является ключевым фактором конкурентоспособности биржи. БВФБ активно инвестирует в автоматизацию и модернизацию своих систем.
- Автоматизация биржевых процедур: Биржевые процедуры полностью автоматизированы, что обеспечивает высокую скорость, точность и надежность совершения сделок.
- Различные варианты технического подключения: Участникам торгов предлагаются разнообразные варианты подключения: выделенные линии, доступ через провайдеров (ЗАО «Банковская финансовая телесеть», ЗАО «ГлобалВанБел») или коммутируемый удаленный доступ, что обеспечивает гибкость и доступность.
- Пакеты информационных услуг: Предоставляются пакеты услуг, включающие онлайн-трансляцию хода торгов ценными бумагами, информацию о внебиржевых сделках в режиме онлайн, доступ к веб-сервисам и рассылку итогов торгов по электронной почте.
- Программное обеспечение «Личный кабинет»: Для участников торгов разработан «Личный кабинет», упрощающий взаимодействие с биржей и доступ к необходимой информации.
- Пилотный проект с технологией блокчейн: 15 ноября 2017 года БВФБ запустила пилотный проект с использованием технологии блокчейн, что открывает возможности для развития криптооблигаций, криптовалют и криптобиржи, демонстрируя стремление к инновациям.
В перспективе планируется ряд важных модернизаций:
- Модернизация поисковой системы интернет-представительства БВФБ: Цель — повышение эффективности, упрощение работы пользователей со статистической и текстовой информацией, а также расширение объема информации, публикуемой на английском языке для привлечения иностранных инвесторов.
- Создание системы виртуальных консультаций: Это позволит улучшить качество обслуживания участников рынка и о��еративно отвечать на их вопросы.
- Повышение надежности, безопасности и скорости работы интернет-ресурсов: Постоянное совершенствование IT-инфраструктуры является приоритетом.
- Модификация программно-технической платформы и оптимизация структуры баз данных.
- Автоматизация процессов допуска ценных бумаг к обращению и размещения на бирже, а также аналитических функций листинга.
Отличия и роль Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ)
Важно четко разграничивать функции Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) и Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ), поскольку их сферы деятельности кардинально отличаются, хоть обе и являются биржевыми площадками.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ) является единственной товарной биржей в Республике Беларусь и крупнейшей спотовой биржей Восточной Европы. Ее деятельность сосредоточена исключительно на организации торгов реальными товарами.
- Основное внимание БУТБ сосредоточено на организации спотовых биржевых торгов:
- металлопродукцией,
- лесопродукцией,
- сельхозпродукцией,
- промышленными и потребительскими товарами,
- а также перспективными биржевыми товарами.
- На БУТБ все сделки завершаются оплатой и физической поставкой товара.
- БУТБ также выполняет функции оператора электронных торговых площадок для государственных закупок и реализации имущества/имущественных прав.
Таким образом, БУТБ не осуществляет специфических операций на фондовом рынке, таких как торговля акциями, облигациями или производными финансовыми инструментами, которые являются прерогативой БВФБ. Путаница между этими двумя институтами может привести к неверным выводам о структуре и функционировании финансового рынка Беларуси.
Роль фондовых бирж Беларуси в экономике: мобилизация капитала, ценообразование и ликвидность
Фондовые биржи, как центры организованной торговли финансовыми активами, играют многогранную и критически важную роль в современной экономике. Они выступают не только как площадки для совершения сделок, но и как мощные инструменты для мобилизации инвестиционного капитала, формирования справедливых рыночных цен и обеспечения ликвидности, что является фундаментом для устойчивого экономического развития любой страны, включая Беларусь.
Мобилизация инвестиционного капитала
Рынок ценных бумаг является одним из ключевых механизмов привлечения денежных ресурсов, необходимых для инвестирования в модернизацию экономики, стимулирования роста производства и финансирования государственных программ. Эмиссия акций и облигаций на бирже позволяет компаниям привлекать долгосрочный капитал, не прибегая к дорогостоящим банковским кредитам.
- Привлечение иностранных инвестиций: Развитый и прозрачный фондовый рынок способствует притоку иностранных инвестиций, что особенно актуально для Беларуси в условиях ограниченности внутренних источников финансирования. Иностранные инвесторы ищут рынки с четкими правилами, надежной инфраструктурой и потенциалом роста.
- Интеграция в ЕАЭС: Одним из наиболее значимых событий в 2025 году стало вступление в силу (11 июля 2025 года для Беларуси и России) Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в ЕАЭС. Это соглашение направлено на упрощение процедур для белорусских эмитентов по выходу на фондовые рынки стран ЕАЭС. Это потенциально может кратно увеличить круг покупателей белорусских ценных бумаг и объем привлекаемых инвестиций. Например, емкость финансовых рынков России и Казахстана значительно выше белорусского, а на Московской бирже зарегистрировано более 35 тысяч розничных инвесторов. Открывая доступ к таким рынкам, белорусские компании получают новые возможности для привлечения капитала, что является мощным стимулом для экономического роста.
- Финансовый маркетплейс на БВФБ: Планируемое создание финансового маркетплейса на БВФБ, предоставляющего прямой доступ к первичным размещениям акций и облигаций отечественных предприятий, призвано упростить и удешевить доступ инвесторов на биржу. Это будет способствовать росту ликвидности и привлечению новых эмитентов, в том числе малых и средних предприятий.
- Листинг ценных бумаг: Листинг ценных бумаг на БВФБ позволяет эмитентам привлекать дополнительный капитал для расширения бизнеса и финансирования новых проектов путем выпуска новых акций или облигаций. Процедура листинга также повышает доверие инвесторов за счет проверки эмитента на соответствие определенным требованиям.
- Новые финансовые инструменты: Появление таких инструментов, как депозитарные и биржевые облигации (с 2024 года), расширяет возможности как для инвесторов, так и для эмитентов. Их положительная динамика подтверждает востребованность и эффективность этих инструментов в мобилизации капитала.
- «Зеленые» облигации: Размещение Министерством финансов «зеленых» облигаций на БВФБ в декабре 2022 года стало успешным примером мобилизации капитала, привлекая как белорусских, так и нерезидентных инвесторов, заинтересованных в устойчивом развитии.
Формирование рыночных цен и повышение доверия инвесторов
Одной из фундаментальных функций фондовой биржи является формирование справедливых и прозрачных рыночных цен на финансовые активы.
- Прозрачное ценообразование: БВФБ обеспечивает организацию торгов на прозрачных условиях, где цены формируются на основе взаимодействия спроса и предложения. Это исключает возможность манипуляций и предоставляет участникам рынка достоверную информацию о текущей стоимости активов.
- Определение курса национальной валюты: Деятельность валютной секции БВФБ имеет прямое влияние на экономику, определяя текущий курс белорусского рубля. Это, в свою очередь, сказывается на расчетах предприятий, стоимости импорта и экспорта, а также на сбережениях граждан.
- Повышение доверия и капитализации: Листинг на БВФБ способствует увеличению потенциала рыночной капитализации ценных бумаг компании и повышению доверия инвесторов. Публичность и прозрачность, требуемые для листинга, часто ведут к более высокой оценке компании рынком. Это создает благоприятную среду для дальнейшего привлечения инвестиций и роста.
Обеспечение ликвидности для национальной экономики
Ликвидность — это способность активов быть быстро и без существенных потерь проданными или купленными. Высокая ликвидность фондового рынка критически важна для его привлекательности и эффективности.
- Цель БВФБ: Одной из ключевых целей Белорусской валютно-фондовой биржи является формирование полноценного организованного финансового рынка в Республике Беларусь, который удовлетворяет потребности участников и предоставляет государству эффективные рыночные механизмы для реализации денежно-кредитной и бюджетной политики.
- Доступность для владельцев ценных бумаг: Листинг на БВФБ обеспечивает ликвидность для владельцев ценных бумаг, позволяя им легко покупать и продавать свои активы. Это дает инвесторам уверенность в том, что они смогут в любой момент выйти из инвестиции, если потребуется.
- Проблемы ликвидности и перераспределения ресурсов: Несмотря на значительные изменения за последние 10 лет, рынок ценных бумаг Беларуси пока не в полной мере выполняет свою основную функцию по перераспределению денежных ресурсов в реальный сектор для удовлетворения инвестиционных потребностей. Это объясняется рядом причин:
- Преобладание эмиссии над обращением: Часто объемы первичной эмиссии ценных бумаг превышают объемы их последующего обращения, что свидетельствует о недостаточной активности на вторичном рынке и низкой ликвидности.
- Низкая капитализация акций в ВВП: Капитализация акций в ВВП республики составляет менее 1%, что является очень низким показателем по сравнению с развитыми рынками. Это указывает на небольшой объем свободно обращающихся акций и ограниченный потенциал рынка.
- Доминирующая роль государственной формы собственности: Доля государства составляет 88% от общего количества акций акционерных обществ, причем почти 80% обществ имеют долю государства более 75%. Такое доминирование государства снижает интерес частных инвесторов и ограничивает свободное обращение акций. В IV квартале 2024 года объемы торгов государственными ценными бумагами выросли более чем на 40% до 633,6 млн долларов США, что вдвое превысило объем торгов корпоративными облигациями.
- Ограничения в обращении акций: Существуют юридические и административные ограничения, например, наличие права первичного выкупа акций за исполкомами, что снижает привлекательность частных инвестиций.
- Отсутствие гарантий для инвесторов: Недостаточные гарантии для инвесторов свободно распоряжаться полученными доходами также является барьером для привлечения капитала.
- Влияние прямого доступа для инвесторов: Введение прямого доступа для юридических и физических лиц к торгам ценными бумагами ожидается упростить и удешевить путь инвесторов на биржу, способствуя увеличению ликвидности и активизации рынка.
Таким образом, хотя фондовые биржи Беларуси и выполняют свои основные функции, их потенциал по мобилизации капитала, эффективному ценообразованию и обеспечению ликвидности все еще не реализован в полной мере. Преодоление существующих барьеров и дальнейшее развитие рынка являются ключевыми задачами для стимулирования экономического роста страны.
Вызовы и перспективы развития фондового рынка Беларуси: интеграция, экономические, технологические и геополитические факторы
Фондовый рынок Беларуси, как и любая развивающаяся система, сталкивается с комплексом вызовов, которые требуют стратегического осмысления и эффективных решений. Эти вызовы имеют экономическую, технологическую и геополитическую природу, а их преодоление тесно связано с интеграционными процессами, особенно в рамках ЕАЭС.
Экономические вызовы
- «Мертвый» рынок облигаций и переток капитала: Как уже отмечалось, рынок корпоративных и местных государственных облигаций оценивается как «скорее мертвый, чем живой». В 2024 году наблюдался активный переток долгового капитала с рынка облигаций на рынок токенов. Основная причина — недостаток привлекательных предложений от эмитентов на рынке облигаций. Многие компании, эмитировавшие токены, не смогли бы пройти процедуру выпуска облигаций из-за недостаточности чистых активов, а также из-за действующего с 2021 года запрета на выпуск корпоративных валютных облигаций. Это сужает возможности для долгового финансирования через традиционные биржевые инструменты.
- Макроэкономическая нестабильность: Ослабление белорусского рубля и рост курса доллара во второй половине 2024 года привели к значительному снижению реальной годовой доходности рублевых инвестиций. Это подрывает доверие инвесторов к национальным инструментам и создает риски оттока капитала. Динамика рынка ценных бумаг напрямую зависит от макроэкономических показателей и денежно-кредитной политики.
- Недостаточность перераспределения ресурсов: Фондовый рынок Беларуси все еще находится на стадии развития, преимущественно представлен государственными облигациями, и не в полной мере обеспечивает перераспределение ресурсов в реальный сектор экономики. Значительная роль государства в формировании фондового рынка и прямое бюджетное финансирование наряду с выпуском государственных ценных бумаг снижают потребность предприятий в активном использовании биржевых механизмов.
- Отсутствие стимулов для частных инвесторов: В отличие от России, где действуют налоговые вычеты для индивидуальных инвестиционных счетов, в Беларуси отсутствуют аналогичные льготы и стимулы для частных инвесторов. Это ограничивает приток розничного капитала на рынок.
- Недостаточная прозрачность БВФБ: Ряд экспертов отмечает недостаточную прозрачность БВФБ как существенный барьер для инвесторов, затрудняющий принятие обоснованных решений.
- Небольшой объем корпоративного сектора: Хотя объем эмиссии корпоративных ценных бумаг составляет 82 млрд BYN (33% к ВВП), из которых 52 млрд BYN – акции, 30 млрд BYN – корпоративные облигации, по показателям объема операций в корпоративном секторе (7 млрд BYN за первое полугодие 2025 года) белорусский рынок ценных бумаг занимает третье место среди стран ЕАЭС и СНГ, уступая России и Казахстану. Это указывает на необходимость дальнейшего развития корпоративного сегмента.
Технологические вызовы и цифровизация
Цифровая трансформация — один из главных трендов в мировой экономике, который не обходит стороной и финансовые рынки.
- Стратегия развития до 2040 года: «Стратегия развития рынков ценных бумаг и страхования до 2040 года», утвержденная Министерством финансов, предусматривает активную цифровизацию финансового сектора при сохранении высокого уровня кибербезопасности. Это включает внедрение цифрового белорусского рубля.
- Национальная стратегия устойчивого развития до 2040 года (НСУР-2040): Также включает задачи по дальнейшему развитию финансового рынка и цифровизации. НСУР-2040 ставит амбициозную цель: к 2040 году доля сделок купли-продажи ценных бумаг, совершаемых с использованием систем дистанционного обслуживания, должна составить не менее 50% (по сравнению с 0,6% в 2025 году).
- Блокчейн-проекты: БВФБ с 2017 года реализует пилотный проект с использованием технологии блокчейн. Это открывает возможности для развития криптооблигаций, криптовалют и криптобиржи, что может стать значительным шагом в модернизации рынка.
- Цифровой белорусский рубль (CBDC): Беларусь активно прорабатывает вопрос о запуске цифрового белорусского рубля. Ожидается, что CBDC будет иметь централизованную парадигму с использованием распределенных реестров (DLT), что повысит эффективность расчетов между предприятиями, правительствами и финансовыми учреждениями.
Геополитические факторы и санкционные ограничения
Геополитическая обстановка оказывает значительное влияние на финансовый рынок Беларуси.
- Отток капитала: В 2020 году отток капитала в размере 3,2% от ВВП был вызван обострением геополитических рисков. Санкционные ограничения, введенные против Беларуси, требуют от Министерства финансов поиска дополнительных возможностей для белорусских предприятий по инвестированию и выходу на другие рынки.
- Выбор стратегического направления: Геополитическое положение Беларуси между западным сообществом (ЕС и НАТО) и Россией создает вызовы в выборе стратегического направления развития финансовой системы.
- Турбулентность на рынках сбыта: Общая геополитическая турбулентность на основных рынках сбыта товаров и услуг Беларуси также влияет на экономическую стабильность и инвестиционный климат.
Интеграционные процессы в ЕАЭС: новые горизонты
Интеграция в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является одним из ключевых направлений развития фондового рынка Беларуси, открывающим новые горизонты.
- Соглашение о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в ЕАЭС: Подписанное 31 января 2025 года и вступившее в силу 11 июля 2025 года для Беларуси и России, это соглашение значительно упрощает процедуры для белорусских эмитентов по доступу к фондовым рынкам стран ЕАЭС. Оно отменяет необходимость повторной регистрации эмиссионных документов и позволяет параллельный листинг, что критически важно в условиях, когда западные рынки закрыты. Российский рынок корпоративных облигаций, например, в 43 раза больше белорусского, что открывает огромные возможности для привлечения капитала.
- Соглашение о допуске брокеров и дилеров: На рассмотрении находится Соглашение о допуске брокеров и дилеров к организованным торгам бирж ЕАЭС. В Беларуси процедуры по подготовке соглашения завершены. Его принятие создаст равные условия для участников рынка всех стран ЕАЭС.
- Дорожная карта по выходу на российский рынок: Министерство финансов планирует разработать подробную дорожную карту по выходу белорусских эмитентов на российский фондовый рынок, используя механизмы взаимного признания эмиссионных документов.
- Декларация «Евразийский экономический путь» до 2030 года и на период до 2045 года: Эта декларация, подписанная главами государств ЕАЭС в декабре 2023 года, определяет дальнейшие направления экономической интеграции, включая формирование общего финансового рынка.
- Общий биржевой (организованный) рынок товаров: В октябре 2024 года утверждена концепция формирования общего биржевого (организованного) рынка товаров в рамках ЕАЭС, направленная на снятие ограничений для участников по доступу к товарным биржам друг друга.
- Гармонизация регулирования: Приоритетным направлением интеграции фондовых рынков является гармонизация регулирования финансовых рынков стран ЕАЭС в сфере торговой, клиринговой и расчетной инфраструктуры, а также создание равных условий для взаимного доступа инвесторов, эмитентов, брокеров и дилеров.
- Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года: Определяет сотрудничество в формировании единого цифрового пространства, что также будет способствовать интеграции финансовых рынков.
Таким образом, белорусский фондовый рынок находится на перепутье, сталкиваясь с множеством внутренних и внешних вызовов. Однако активная работа по модернизации законодательства, внедрению новых технологий и углублению интеграции в рамках ЕАЭС открывает значительные перспективы для его дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности.
Стратегические направления и инновационные инициативы на белорусских фондовых биржах
Развитие фондового рынка в Беларуси не является стихийным процессом, а опирается на четко разработанные стратегии и инновационные инициативы. Эти меры призваны не только реагировать на текущие вызовы, но и активно формировать будущее финансовой системы страны, повышая ее конкурентоспособность и эффективность.
Национальные программы и стратегии развития
На государственном уровне утвержден ряд стратегических документов, определяющих вектор развития финансового рынка:
- «Стратегия развития рынков ценных бумаг и страхования до 2040 года»: Утвержденная Министерством финансов 14 апреля 2025 года, эта стратегия предполагает активизацию привлечения ресурсов белорусскими эмитентами за рубежом и повышение инвестиционной активности на внутреннем рынке за счет цифровых инструментов. Она задает долгосрочные цели и приоритеты, направленные на создание современной и эффективной финансовой инфраструктуры.
- Национальная стратегия устойчивого развития до 2040 года (НСУР-2040): Этот фундаментальный документ предусматривает дальнейшее развитие финансового рынка, расширение спектра небанковских финансовых инструментов и услуг, а также цифровизацию финансового сектора при высоком уровне кибербезопасности. НСУР-2040 ставит конкретные количественные цели:
- Увеличение отношения активов небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг к ВВП в два раза (с 0,08% в 2025 году до 0,155% в 2040 году).
- Рост объемов выпуска акций акционерных обществ не менее чем в два раза за 2026-2040 годы.
Эти показатели демонстрируют амбициозность планов по наращиванию капитализации и активности рынка.
- Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020-2025 годы: Продолжается реализация этой программы, которая включает мероприятия по совершенствованию регулирования, повышению прозрачности и развитию инфраструктуры рынка.
- Декларация «Евразийский экономический путь» до 2030 года и на период до 2045 года: Эта декларация, подписанная главами государств ЕАЭС в декабре 2023 года, определяет стратегические направления интеграции ЕАЭС, включая формирование общего финансового рынка, что имеет огромное значение для трансграничного движения капитала и расширения возможностей для белорусских эмитентов.
Эти стратегии формируют комплексный подход к развитию, охватывающий как внутренние преобразования, так и активное участие в региональных интеграционных процессах.
Формирование финансового маркетплейса и «Рынка инноваций»
Для повышения доступности рынка и стимулирования инвестиционной активности БВФБ инициирует создание новых платформ:
- Финансовый маркетплейс на БВФБ: Планируется создание этого маркетплейса, который позволит физическим и юридическим лицам напрямую покупать акции и облигации отечественных предприятий при первичном размещении, без привлечения посредников. Это значительно упростит и удешевит доступ инвесторов на биржу, способствуя росту ликвидности и привлечению новых эмитентов. В перспективе маркетплейс может быть расширен на банковские и страховые услуги, превратившись в универсальную цифровую платформу для финансовых операций.
- Специализированная площадка «Рынок инноваций»: На БВФБ уже создана эта площадка, предназначенная для содействия инновационным предприятиям (высокотехнологичным, быстрорастущим компаниям, венчурным фондам) в привлечении финансирования на фондовом рынке. «Рынок инноваций» аккумулирует сведения об инновационных проектах, раскрывает информацию о венчурных организациях и способствует взаимодействию между стартапами и инвесторами. Это критически важно для развития инновационной экономики и высокотехнологичного сектора.
Развитие технологий блокчейн, CBDC и ESG-инструментов
Внедрение передовых технологий и принципов устойчивого развития является одним из приоритетов:
- Технология блокчейн: БВФБ запустила пилотный проект по использованию технологии блокчейн еще в 2017 году. Этот проект направлен на изучение возможностей выпуска криптооблигаций, развития криптовалют и организации криптобиржи. Использование распределенных реестров может повысить прозрачность, безопасность и скорость финансовых транзакций.
- Цифровой белорусский рубль (CBDC): Беларусь активно прорабатывает вопрос о запуске цифрового белорусского рубля (CBDC).
Предполагается, что он будет иметь централизованную парадигму с использованием распределенных реестров (DLT) для повышения эффективности расчетов между предприятиями, правительствами и финансовыми учреждениями. Введение CBDC может значительно модернизировать платежную систему и повысить ее устойчивость.
- Интеграция принципов ESG: НСУР-2040 предусматривает интеграцию принципов ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) в деятельность компаний и участников финансового рынка. Это включает стимулирование использования ESG-инструментов финансирования, таких как «зеленые» и социальные облигации, а также «зеленые» кредиты. Размещение Министерством финансов «зеленых» облигаций в 2022 году стало первым шагом в этом направлении.
- Краудлендинг: Прогнозируется развитие краудлендинга как нового инструмента финансирования проектов через интернет-платформы. Это повысит доступность ресурсов для малого и среднего бизнеса, а также для «зеленого» инвестирования и социально значимых проектов.
Модернизация ИТ-инфраструктуры и услуг БВФБ
Для обеспечения надежности и конкурентоспособности БВФБ постоянно модернизирует свою ИТ-инфраструктуру и расширяет спектр услуг:
- Повышение надежности и скорости: Планы включают повышение надежности, безопасности и скорости работы интернет-ресурсов БВФБ, модификацию программно-технической платформы и оптимизацию структуры баз данных.
- Система виртуальных консультаций: Создание системы виртуальных консультаций улучшит взаимодействие с участниками рынка и предоставит оперативный доступ к информации и поддержке.
- Автоматизация процессов: Осуществляется автоматизация процессов допуска ценных бумаг к обращению и размещению на бирже, а также аналитических функций листинга, что снижает административные барьеры и повышает эффективность.
- Модификации на валютном рынке: На валютном рынке БВФБ планируются модификации действующего режима торгов и внедрение новых механизмов торгов и условий расчетов, направленные на повышение его привлекательности и эффективности.
- Корпоративное управление: В структуре корпоративного управления БВФБ существуют Комитет по стратегии и вознаграждениям и Комитет по информационным технологиям, что свидетельствует о системном подходе к стратегическому развитию и внедрению инноваций.
Эти стратегические направления и инновационные инициативы подчеркивают стремление белорусских фондовых бирж не просто существовать, но активно развиваться, становясь более современными, технологичными и интегрированными в глобальную и региональную финансовую систему.
Заключение
Фондовые биржи Беларуси в период 2023-2025 годов представляют собой динамично развивающийся, но в то же время неоднородный и находящийся на этапе становления сегмент национальной экономики. Проведенный анализ позволяет сформулировать основные выводы, касающиеся текущего состояния, ключевых достижений, нерешенных проблем и перспектив развития.
Ключевые достижения и тенденции:
- Рост объемов торгов: Общий объем торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) демонстрирует уверенный рост, особенно в сегменте банковских облигаций и на валютном рынке. Рост на 60% за январь-сентябрь 2024 года является ярким свидетельством активизации рынка.
- Модернизация законодательства: Период 2023-2025 годов отмечен значительными изменениями в законодательной базе, направленными на ужесточение требований к эмитентам облигаций, усиление защиты инвесторов, расширение круга допущенных к торгам лиц (включая иностранных профессиональных участников) и введение новых финансовых инструментов (депозитарные, биржевые и структурные облигации).
- Появление новых инструментов: Введение депозитарных и биржевых облигаций показало положительную динамику, а успешное размещение «зеленых» облигаций открыло новые горизонты для устойчивого финансирования.
- Цифровизация и блокчейн: БВФБ активно внедряет технологические инновации, включая пилотный проект с блокчейном и проработку цифрового белорусского рубля (CBDC), что соответствует глобальным трендам цифровой трансформации.
- Интеграция в ЕАЭС: Вступление в силу Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг в ЕАЭС является стратегическим шагом, открывающим белорусским эмитентам доступ к более емким рынкам России и Казахстана, что имеет огромный потенциал для мобилизации капитала.
- Развитие инфраструктуры: Планируется создание финансового маркетплейса и площадки «Рынок инноваций», которые призваны упростить доступ к финансированию и стимулировать развитие высокотехнологичных компаний.
Нерешенные проблемы и вызовы:
- Низкая ликвидность корпоративного сегмента: Несмотря на общий рост, рынок корпоративных и местных государственных облигаций остается «скорее мертвым, чем живым», с перетоком долгового капитала в токены. Низкая капитализация акций в ВВП (менее 1%) и доминирование государственной собственности (88% акций акционерных обществ) ограничивают ликвидность и привлекательность рынка для частных инвесторов.
- Макроэкономическая чувствительность: Ослабление белорусского рубля и рост курса доллара во второй половине 2024 года негативно сказались на реальной доходности рублевых инвестиций, что подрывает доверие и создает риски оттока капитала.
- Отсутствие стимулов для инвесторов: В Беларуси пока не созданы аналогичные российским налоговые вычеты для частных инвесторов, что замедляет приток розничного капитала на фондовый рынок.
- Геополитические риски: Санкционные ограничения и общая геополитическая турбулентность создают вызовы для привлечения капитала и требуют поиска новых рынков сбыта и инвестирования.
Дальнейшие перспективы развития:
Будущее фондового рынка Беларуси тесно связано с дальнейшей реализацией стратегических программ, таких как «Стратегия развития рынков ценных бумаг и страхования до 2040 года» и НСУР-2040. Ключевыми направлениями станут:
- Углубление интеграции в ЕАЭС: Полное использование потенциала Соглашения о трансграничном допуске к ценным бумагам, а также завершение работы над Соглашением о допуске брокеров и дилеров. Гармонизация регулирования финансовых рынков в рамках ЕАЭС позволит создать единое экономическое пространство.
- Дальнейшая цифровизация: Внедрение цифрового белорусского рубля, развитие блокчейн-технологий и увеличение доли дистанционных сделок до 50% к 2040 году станут катализаторами модернизации.
- Стимулирование корпоративного сектора: Разработка механизмов для повышения привлекательности корпоративных облигаций и акций, а также снижение административных барьеров для эмитентов. Создание финансового маркетплейса и «Рынка инноваций» сыграет ключевую роль в этом процессе.
- Привлечение частных инвесторов: Введение налоговых льгот и образовательных программ для розничных инвесторов может значительно увеличить их участие на рынке.
- Развитие ESG-инструментов: Интеграция принципов экологического, социального и корпоративного управления в деятельность компаний и финансового рынка, стимулирование выпуска «зеленых» и социальных облигаций.
Таким образом, фондовый рынок Беларуси находится в стадии активной трансформации. Несмотря на существующие ограничения и вызовы, стратегический подход к развитию, ориентация на инновации и углубление региональной интеграции создают прочную основу для его становления как эффективного инструмента мобилизации капитала и драйвера экономического роста. Сможет ли страна в полной мере реализовать этот потенциал и превратить фондовый рынок в мощный двигатель экономики?
Список использованной литературы
- Алексеев, М.Ю. Рынок ценных бумаг. Биржи / М.Ю. Алексеев // Российский экономический журнал. — 2008. — № 4.
- Вспоминаем, каким был фондовый рынок Беларуси в 2024-м. – URL: https://finstore.by/news/vspominaem-kakim-byl-fondovyy-rynok-belarusi-v-2024-m (дата обращения: 09.10.2025).
- Закон Республики Беларусь от 05.01.2024 № 347-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг»». – URL: https://etalonline.by/document/?id=C22400347 (дата обращения: 09.10.2025).
- Итоги торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже за ноябрь 2024 года. – URL: https://www.neg.by/novosti/archive/2024/12/08/itogi-torgov-na-belorusskoj-valyutno-fondovoj-birzhe-za-noyabr-2024-goda (дата обращения: 09.10.2025).
- Итоги торгов на валютном рынке БВФБ за IV квартал 2024 года. – URL: https://aigenis.by/media/article/itogi-torgov-na-valyutnom-rynke-bvfb-za-iv-kvartal-2024-goda (дата обращения: 09.10.2025).
- На БВБФ планируют создать финансовый маркетплейс // АФН. – URL: https://www.afn.by/news/view_article/2025/05/14/207041/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Об изменении указов Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2023 г. № 126. – URL: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-126-ot-27-aprelya-2023-g (дата обращения: 09.10.2025).
- Объем торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже за девять месяцев вырос на 60 % // БелТА. – URL: https://www.belta.by/economics/view/obem-torgov-na-belorusskoj-valjutno-fondovoj-birzhe-za-devjat-mesjatsev-vyros-na-60-669112-2024/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Отчетность Биржи. – URL: https://www.bcse.by/ru/about/reporting (дата обращения: 09.10.2025).
- Развитие фондового рынка Республики Беларусь // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fondovogo-rynka-respubliki-belarus (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок ценных бумаг. – URL: https://myfin.by/wiki/term/rynok-cennyh-bumag (дата обращения: 09.10.2025).
- Совместное интервью с участием Председателя Правления Белорусской валютно-фондовой биржи Андрея Аухимени и директора инвестиционной компании Айгенис Олега Сафроненко // Ассоциация Участников Рынка Ценных Бумаг (АУРЦБ).
– URL: https://asmp.by/press-center/interview/sovmestnoe-intervyu-s-uchastiem-predsedatelya-pravleniya-belorusskoy-valyutno-fondovoy-birzhi-andreya-auhimeni-i-direktora-investicionnoy-kompanii-aygenis-olega-safronenko (дата обращения: 09.10.2025).
- Стратегия развития рынков ценных бумаг и страхования до 2040 года. – URL: https://etalonline.by/document/?id=C22500003 (дата обращения: 09.10.2025).
- Текущие тенденции на финансовом рынке Беларуси в 2025 году. – URL: https://fin.kartoteka.by/article/tendentsii-na-finansovom-rynke-belarusi-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
- Что ждет биржевой рынок Беларуси и ЕАЭС // БелТА. – URL: https://www.belta.by/economics/view/chto-zhdet-birzhevoj-rynok-belarusi-i-eaes-695027-2025/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Что изменилось в Беларуси с 29 сентября по 5 октября 2025 года: новости законодательства // Экономическая газета. – URL: https://www.neg.by/novosti/archive/2025/10/07/chto-izmenilos-v-belarusi-s-29-sentyabrya-po-5-oktyabrya-2025-goda-novosti-zakonodatelstva (дата обращения: 09.10.2025).
- Экономика и организация фондовой биржи: учебное пособие. – Москва: Экономистъ, 2006. – 332 с.