Розыск должников и их имущества судебными приставами-исполнителями в РФ: проблемы правового регулирования и пути совершенствования (Дипломная работа)

Дипломная работа

В условиях постоянно растущего объема исполнительных производств, где взыскание задолженности становится все более сложной задачей, роль розыскной деятельности судебных приставов-исполнителей приобретает критическое значение. Ежегодно Федеральная служба судебных приставов (ФССП) России сталкивается с миллионами исполнительных документов, многие из которых остаются неисполненными из-за невозможности установить местонахождение должника или его имущества. Эффективность системы исполнительного производства напрямую зависит от способности государственных органов оперативно и законно находить скрывающихся от обязательств лиц и их активы. Это не только вопрос восстановления справедливости для взыскателей, но и индикатор стабильности правовой системы и экономики страны в целом.

Настоящая дипломная работа посвящена всестороннему исследованию проблем и практики, связанных с розыском должников и их имущества судебными приставами-исполнителями в Российской Федерации. Целью исследования является глубокий анализ действующего законодательства, выявление существующих пробелов и коллизий, критическая оценка правоприменительной практики и разработка обоснованных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и механизмов розыскной деятельности.

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

  • Раскрытие теоретических основ института розыска и его исторического развития в российском праве.
  • Комплексный анализ современного правового регулирования розыскной деятельности, включая обзор ключевых нормативно-правовых актов и значимых изменений за последнее десятилетие.
  • Детальное описание процессуальных особенностей и методов, используемых судебными приставами-исполнителями при осуществлении розыска.
  • Выявление и глубокий анализ организационных, правовых и практических проблем, возникающих в ходе розыскной деятельности, а также коллизий норм исполнительного, гражданского, уголовного и административного права.
  • Изучение прав и обязанностей всех участников исполнительного производства в процессе розыска и механизмов их защиты.
  • Исследование международного аспекта розыскной деятельности и предложение конкретных путей совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере исполнительного производства при осуществлении розыска должников и их имущества. Предмет исследования — нормы российского и международного права, регулирующие розыскную деятельность судебных приставов-исполнителей, а также практика их применения.

8 стр., 3981 слов

Исполнительный розыск в Российской Федерации: доктринальная природа, ...

... исполнительного розыска и оперативно-розыскной деятельности Ключевым методологическим вопросом является четкое отграничение исполнительного розыска от оперативно-розыскной деятельности (ОРД), поскольку оба вида деятельности ... Целью данного исследования является проведение глубокого научного анализа правовой природы и процессуальных особенностей института исполнительного розыска, выявление наиболее ...

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания (диалектический, системный анализ, индукция, дедукция) и частнонаучные методы юриспруденции (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, статистический, метод анализа судебной практики).

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу проблематики розыска, детализации оперативных методов, углубленном изучении межведомственного взаимодействия и коллизий норм права, а также в разработке конкретных, научно обоснованных предложений по оптимизации действующего законодательства с учетом передового международного опыта. Работа призвана стать ценным вкладом в развитие теории и практики исполнительного производства в Российской Федерации.

Теоретические и исторические основы института розыска в исполнительном производстве

В контексте исполнительного производства институт розыска представляет собой один из наиболее динамичных и дискуссионных аспектов, непосредственно влияющих на эффективность всей системы принудительного исполнения. Его теоретическое осмысление и историческая ретроспектива позволяют глубже понять современное состояние и перспективы развития, ведь без понимания корней сложно адекватно оценить текущие вызовы и перспективы.

Понятие и правовая природа исполнительного розыска

Исполнительный розыск, в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — ФЗ «Об исполнительном производстве»), определяется как исполнительно-разыскные действия, проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Это определение, введенное Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 34-ФЗ, стало вехой в систематизации подходов к данной деятельности.

Однако, несмотря на законодательную дефиницию, в юридической доктрине продолжаются активные дискуссии о правовой природе исполнительного розыска. Одни ученые рассматривают его как разновидность оперативно-разыскной деятельности, указывая на схожие методы и цели, хотя и отмечают отсутствие у приставов полномочий, присущих правоохранительным органам. Другие исследователи подчеркивают его сугубо исполнительно-процессуальный характер, акцентируя внимание на подчиненности розыска задачам исполнительного производства и его осуществлению в рамках гражданского (арбитражного) процесса. И что из этого следует? Подобная двойственность в понимании правовой природы исполнительного розыска часто приводит к сложностям в применении смежных норм права и может стать причиной коллизий в практической работе судебных приставов, ведь отсутствие единого подхода мешает выстроить четкую и непротиворечивую систему действий.

Субъектами розыска являются судебные приставы-исполнители, наделенные специальными полномочиями по его проведению. Объектами розыска выступают:

8 стр., 3745 слов

Институт права удержания в гражданском законодательстве Республики ...

... целью побудить должника к исполнению основного обязательства. Развитие института в гражданском законодательстве Республики Беларусь На территории Беларуси развитие гражданского права, включая институт удержания, шло ... дискуссионный вопрос о возможности удержания денег и имущественных прав. Большинство доктринальных позиций и сложившаяся судебная практика указывают на невозможность удержания денег в ...

  • Должник: физическое или юридическое лицо, обязанное исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
  • Имущество должника: любые активы (движимое и недвижимое имущество, денежные средства, ценные бумаги, имущественные права), на которые может быть обращено взыскание.
  • Ребенок: в случаях, когда исполнительный документ предусматривает его отобрание, передачу, определение порядка общения или возвращение.

Место розыска в системе права также вызывает споры. С одной стороны, он неразрывно связан с исполнительным правом как подотраслью гражданского процессуального права. С другой стороны, его методы и цели имеют точки соприкосновения с административным, а в некоторых аспектах — и с уголовным правом (например, при взаимодействии с правоохранительными органами).

Эта многоаспектность подчеркивает комплексный характер института розыска и необходимость его междисциплинарного изучения.

Исторический аспект развития института розыска должников и их имущества в России

История института исполнительного производства и розыска в России представляет собой сложный и многогранный путь, отражающий эволюцию государственности и правовой системы.

В дореволюционной России принудительное исполнение судебных решений было тесно связано с личностью должника. Уже в период Русской Правды существовали нормы, предусматривающие «поток и разграбление» имущества должника, а также обращение его в рабство за неисполнение обязательств. В дальнейшем, с развитием государственного аппарата, появились специальные должностные лица – «приставы» (в современном понимании это скорее судебные исполнители), которые занимались «сыском» или «поиском» должников. Однако их полномочия были ограничены, и зачастую розыск носил скорее детективный характер, зависящий от личных усилий взыскателя.

С принятием Судебных уставов 1864 года исполнительное производство получило более четкую регламентацию. Была создана система судебных приставов, в задачи которых входило не только исполнение решений, но и «открытие» имущества должника. Тем не менее, полноценного института розыска в современном его понимании, с широкими государственными полномочиями, еще не существовало.

Советский период принес существенные изменения. Исполнительное производство стало частью гражданского процессуального права, а розыск должников и их имущества был возложен на судебных исполнителей. Однако доктринально и законодательно понятие «розыск» долгое время не было четко оформлено, а его реализация часто сводилась к запросам в различные государственные органы и места работы. Особое внимание уделялось розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, что подчеркивало социальную значимость данной проблемы.

Современный этап развития института исполнительного производства и розыска начался с принятия Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 № 119-ФЗ, а затем его преемника — Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Именно в этом законе институт розыска получил наиболее полную и детальную регламентацию. С 2007 года законодательство претерпело ряд существенных изменений, направленных на расширение полномочий судебных приставов, уточнение оснований и порядка проведения розыскных мероприятий. Эти реформы были вызваны необходимостью адаптации законодательства к новым экономическим реалиям и повышению эффективности взыскания, особенно в условиях возросшей мобильности населения и усложнения схем сокрытия имущества. Какой важный нюанс здесь упускается? Несмотря на все эти шаги, современное законодательство все еще сталкивается с вызовами, связанными с быстрой адаптацией к цифровым реалиям и трансграничным операциям, что требует дальнейших системных изменений.

Таким образом, исторический путь института розыска отражает постоянный поиск баланса между защитой прав взыскателей и обеспечением процессуальных гарантий должников, а также эволюцию представлений о роли государства в принудительном исполнении судебных решений.

Современное правовое регулирование розыскной деятельности судебных приставов-исполнителей

Эффективность любой государственной деятельности, включая розыск должников и их имущества, напрямую зависит от прочности и ясности ее правовой основы. В Российской Федерации это регулирование представляет собой многоуровневую систему, которая постоянно развивается и адаптируется к вызовам времени.

Обзор нормативно-правовой базы, регулирующей исполнительный розыск

Центральное место в системе правового регулирования исполнительного розыска занимает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Именно статья 65 этого закона детально регламентирует исполнительный розыск должника, его имущества или ребенка. Она определяет понятие розыска, основания для его объявления, виды розыскных действий и территориальные пределы их осуществления.

Однако ФЗ «Об исполнительном производстве» не является единственным источником правового регулирования. Розыскная деятельность судебных приставов-исполнителей тесно связана с нормами других федеральных законов:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (ранее — «О судебных приставах») определяет правовой статус, задачи, принципы деятельности, права и обязанности судебных приставов, а также систему органов принудительного исполнения. В частности, статья 12 данного закона устанавливает общие права судебных приставов-исполнителей, включая право запрашивать необходимую информацию, проводить осмотры и вскрытия.
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) определяют процессуальные основы возбуждения исполнительного производства, выдачи исполнительных документов и обжалования действий судебных приставов, что прямо влияет на начальные стадии розыска.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) регламентируют ответственность за неисполнение судебных актов (например, статья 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта», статья 17.14 КоАП РФ «Нарушение законодательства об исполнительном производстве»), что стимулирует должников к добровольному исполнению и косвенно способствует розыску.

    Также эти кодексы могут служить источником информации о должнике в рамках запросов в правоохранительные органы.

Помимо федеральных законов, значимую роль играют подзаконные нормативные правовые акты ФССП России и Министерства юстиции РФ. Эти акты детализируют порядок организации розыскной деятельности, определяют конкретные формы документов (постановления о розыске), устанавливают правила взаимодействия между подразделениями и ведомствами. Несмотря на то что Приказ ФССП России от 26.07.2013 № 249 «Об утверждении Положения об организации розыска в рамках исполнительного производства» был признан утратившим силу Приказом ФССП России от 19.05.2014 № 225, на смену ему приходят новые, актуализирующие порядок действий приставов в условиях меняющегося законодательства и технологических возможностей.

Изменения в законодательстве о розыскной деятельности за последнее десятилетие

Последнее десятилетие стало периодом значительных преобразований в регулировании исполнительного розыска, что свидетельствует о стремлении государства повысить его эффективность.

Дата принятия Федеральный закон Основные изменения Влияние на практику
12.03.2014 № 34-ФЗ Уточнено определение исполнительного розыска, расширен перечень оснований для его объявления по инициативе пристава или заявлению взыскателя. Повышение правовой определенности, расширение возможностей для начала розыска.
05.05.2014 № 126-ФЗ Дополнена статья 65 частью 12, касающейся розыска ребенка в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору РФ. Усиление защиты прав детей в международном контексте, адаптация к международным обязательствам России.
08.03.2015 № 57-ФЗ Введено право судебных приставов осуществлять розыск гражданина-ответчика и/или ребенка на основании судебного акта по гражданскому делу. Расширение оснований для розыска, возможность начать розыск на более ранних стадиях гражданского судопроизводства.
07.03.2018 № 48-ФЗ Установлена обязанность судебного пристава-исполнителя информировать взыскателя о результатах розыска должника по алиментам и разъяснять право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим. Улучшение информирования взыскателей, предоставление им дополнительных правовых инструментов, особенно в социально значимых категориях дел.
01.05.2019 № 97-ФЗ Введена обязанность судебных приставов осуществлять межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами РФ. Формализация и усиление международного сотрудничества в сфере розыска, создание правовой основы для активного поиска должников за рубежом.

Эти изменения не просто расширили перечень полномочий приставов, но и способствовали более гибкому и целенаправленному применению механизмов розыска, особенно в социально значимых категориях дел (алименты, дети) и в условиях глобализации, когда должники могут скрываться за пределами Российской Федерации.

Основания и порядок объявления исполнительного розыска

Объявление исполнительного розыска — это не автоматическое действие, а процессуальный шаг, требующий соблюдения определенных условий и оснований, которые четко регламентированы статьей 65 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основания для объявления розыска:

  1. Неэффективность иных исполнительных действий: Главное условие — исполнительные действия, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве», не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка. Это означает, что пристав должен сначала предпринять стандартные меры (запросы, выезды, аресты), и только после их безуспешности может быть объявлен розыск.
  2. Инициатива судебного пристава-исполнителя: Пристав самостоятельно принимает решение об объявлении розыска, если видит в этом необходимость для исполнения судебного акта.
  3. Заявление взыскателя: Взыскатель вправе подать заявление об объявлении розыска, что является важным инструментом для защиты его интересов.

Категории исполнительных документов, по которым объявляется розыск:

  • По требованиям о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований превышает 10 000 рублей.
  • По требованиям о взыскании алиментов.
  • По требованиям о возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца.
  • По требованиям о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
  • По требованиям об отбывании обязательных работ.
  • По требованиям о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.
  • По исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка.

Порядок объявления розыска:

  • Территориальная привязка: Исполнительный розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или пребывания должника/ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Это обеспечивает гибкость и возможность начала розыска там, где есть наиболее актуальная информация.
  • Вынесение постановления: Решение об объявлении розыска оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, которое содержит все необходимые данные об объекте розыска и основаниях для его начала.
  • Географический охват: Розыск может осуществляться как на территории Российской Федерации, так и на территориях иностранных государств. Последнее возможно в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, что открывает путь для межгосударственного сотрудничества.

Таким образом, законодатель создал достаточно четкую и многогранную систему регулирования исполнительного розыска, постоянно совершенствуя ее с учетом правоприменительной практики и международных стандартов.

Процессуальные особенности и методы осуществления розыскной деятельности

Розыск должников и их имущества — это не просто абстрактное понятие, а комплекс четко регламентированных процессуальных действий, требующих от судебного пристава-исполнителя глубоких знаний законодательства и владения широким арсеналом методов. Эффективность розыска во многом зависит от грамотного применения этих инструментов.

Алгоритм действий судебного пристава-исполнителя при розыске

Процесс розыска начинается не с момента получения исполнительного документа, а после проведения ряда предварительных действий, направленных на установление местонахождения должника или его имущества.

  1. Возбуждение исполнительного производства: Получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель в течение трех дней выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В нем должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований.
  2. Первоначальные исполнительные действия: Если взыскание в добровольном порядке не произошло, пристав приступает к принудительным действиям. К ним относятся:
    • Запросы в государственные органы: Это первый и наиболее распространенный шаг. Пристав направляет запросы в различные ведомства для получения информации о должнике и его имуществе. Например:
      • Пенсионный фонд Российской Федерации (ныне Социальный фонд России): о трудоустройстве должника и размере его дохода.
      • Федеральная налоговая служба (ФНС): о наличии банковских счетов, ИНН, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учредителя юридических лиц.
      • Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, ранее Росреестр): о наличии зарегистрированного недвижимого имущества.
      • Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД): о наличии зарегистрированных транспортных средств.
      • Адресно-справочное бюро: о последнем зарегистрированном месте жительства или пребывания.
  3. Оценка результатов первоначальных действий: После получения ответов на запросы пристав анализирует полученную информацию. Если эти действия не позволили установить местонахождение должника, его имущества или ребенка, тогда возникает основание для объявления исполнительного розыска.
  4. Вынесение постановления об объявлении розыска: При наличии установленных законом оснований (см. раздел «Основания и порядок объявления исполнительного розыска«), пристав выносит постановление об объявлении исполнительного розыска. С этого момента начинается активная фаза розыскной деятельности, направленной на сбор более глубокой и специфической информации.

Детализация исполнительно-разыскных действий и их правовое обоснование

После объявления розыска судебный пристав-исполнитель переходит к более широкому спектру действий, которые регламентированы ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внутренними инструкциями ФССП России.

  1. Запросы информации:
    • Операторы сотовой связи: Пристав вправе запрашивать информацию о наличии зарегистрированных абонентских номеров должника, детализацию звонков и местоположение абонента (при наличии судебного решения).

      Правовое обоснование: статья 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также положения федеральных законов, регулирующих деятельность операторов связи.

    • Органы ЗАГС: Запросы направляются для получения сведений о семейном положении должника, наличии детей, смене ФИО и возможной дате смерти, что может помочь в установлении личности или круга связей должника.
    • Органы внутренних дел (ОВД): Пристав может запрашивать информацию о совершенных должником административных правонарушениях, возбужденных уголовных делах, наличии огнестрельного оружия и водительского удостоверения. Эти данные могут указывать на местонахождение должника или его активов.
    • Автоматизированная информационная система ФССП России (АИС ФССП): Пристав проверяет наличие иных исполнительных производств в отношении должника, что позволяет выявить связанные дела, другие активы или информацию, полученную в рамках других производств.
    • Открытые интернет-источники: Изучение информации из социальных сетей, публичных профилей, объявлений о продаже имущества может дать ценные наводки.
  2. Осмотр, вскрытие помещений и транспортных средств:
    • Последнее место жительства должника: Пристав может осматривать последнее известное место жительства или пребывания должника, опрашивать соседей, родственников, взыскателя и иных лиц, которые могут владеть информацией.
    • Вход в помещения и хранилища, принадлежащие должнику: На основании статьи 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры и, при необходимости, вскрывать их. Это правомочие является ключевым для поиска имущества.
    • Вскрытие помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами: В отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами, пристав может совершать аналогичные действия только на основании определения суда. Это важная гарантия защиты конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища.
    • Осмотр и вскрытие транспортных средств: Пристав также вправе осматривать транспортные средства должника и при необходимости вскрывать их.
  3. Опрос взыскателя и иных лиц: Активное взаимодействие с взыскателем, который часто обладает ценной информацией о должнике (его привычках, связях, возможных местах пребывания), является важной частью розыска. Опрос свидетелей и иных лиц также может дать новые сведения.

Розыск должника-организации и его имущества

Розыск должника-организации имеет свои специфические особенности, поскольку юридическое лицо не может скрыться в физическом смысле, но может маскировать свою деятельность, переводить активы или менять местоположение.

  1. Выходы по адресам местонахождения: При розыске должника-организации или его имущества пристав осуществляет выходы по всем предполагаемым адресам местонахождения:
    • Юридический адрес (согласно ЕГРЮЛ).
    • Фактический адрес осуществления деятельности.
    • Адреса филиалов, представительств, складов, производственных помещений.
    • Адреса учредителей или руководителей организации.

    Целью таких выходов является получение информации о деятельности организации, наличии имущества, местонахождении ее представителей. По результатам выхода составляется соответствующий акт.

  2. Запросы в регистрирующие органы: Пристав активно взаимодействует с ФНС (ЕГРЮЛ), Росреестром, ГИБДД, Центробанком (для кредитных организаций) для получения актуальной информации о регистрации, составе учредителей, наличии активов и счетов организации.
  3. Анализ бухгалтерской документации: При наличии возможности пристав может запрашивать и анализировать бухгалтерскую и иную финансовую документацию организации для выявления скрытых активов или сомнительных операций, направленных на вывод имущества.
  4. Опрос сотрудников и связанных лиц: Опрос бывших или действующих сотрудников, контрагентов, партнеров организации может предоставить ценные сведения о ее реальной деятельности и имущественном положении.

Таким образом, процессуальные особенности и методы розыскной деятельности судебных приставов-исполнителей представляют собой сложную, многоступенчатую систему, сочетающую в себе аналитическую работу, оперативные действия и строгое соблюдение правовых норм.

Проблемы и коллизии правоприменительной практики в сфере розыска должников и их имущества

Несмотря на постоянно совершенствующееся законодательство и расширение полномочий судебных приставов, розыск должников и их имущества остается одним из наиболее проблемных участков исполнительного производства. Эти трудности носят как организационный, так и правовой характер, а также проявляются в коллизиях между различными отраслями права.

Организационные и практические трудности в деятельности ФССП по розыску

Розыскная деятельность судебных приставов-исполнителей сопряжена с целым рядом вызовов, которые снижают ее общую эффективность.

  1. Отсутствие четкого законодательного определения «розыска должника»: Несмотря на то что статья 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» дает определение «исполнительного розыска» как исполнительно-разыскных действий, само понятие «розыска должника» как специфической правовой категории остается размытым. Это создает неопределенность в объеме и характере допустимых действий пристава, иногда приводя к расширительному толкованию полномочий или, наоборот, к их неполному использованию из-за правовой неуверенности.
  2. Межведомственное взаимодействие: Эффективность розыска во многом зависит от обмена информацией между ФССП и другими государственными органами, такими как органы внутренних дел (ОВД), Федеральная миграционная служба (ФМС, ныне часть МВД), налоговые органы. Однако на практике часто возникают трудности:
    • Скорость обмена информацией: Запросы могут обрабатываться медленно, что позволяет должнику выиграть время для сокрытия активов.
    • Качество информации: Данные, предоставляемые другими ведомствами, не всегда полны или актуальны.
    • Различные ведомственные приоритеты: Для ОВД розыск должника по гражданским делам не является первоочередной задачей по сравнению с уголовными преступлениями.
  3. Целесообразность передачи арестованного имущества на хранение должнику: Существует практика, когда арестованное имущество остается на хранении у самого должника. Это может привести к его сокрытию, повреждению или отчуждению, что сводит на нет усилия по розыску и аресту. Хотя это и призвано снизить затраты на хранение, риски потери имущества значительно возрастают.
  4. Недостаток ресурсов и загруженность приставов: Судебные приставы-исполнители часто перегружены большим количеством исполнительных производств, что не позволяет им уделять достаточно времени и внимания каждому делу о розыске. Нехватка кадров, ограниченные технические средства и недостаточная профессиональная подготовка в области специфических розыскных методик также являются серьезными препятствиями.
  5. Высокий процент неисполненных решений: Официальные статистические данные ФССП России регулярно демонстрируют значительный объем неисполненных решений. В 2023 году, по данным ФССП, общий объем остатка неоконченных исполнительных производств составлял более 100 миллионов, а взыскано было лишь около 20% от общей суммы, подлежащей взысканию. Это свидетельствует о системных проблемах, в том числе и в области розыска.

    Пример: Если судебный пристав-исполнитель занимается 1500–2000 исполнительными производствами одновременно, даже при условии наличия специализированного отдела по розыску, индивидуальный подход к каждому должнику, особенно скрывающемуся, становится почти невозможным. Приставы вынуждены действовать по шаблону, а не проводить полноценные поисковые мероприятия.

Коллизии норм исполнительного, гражданского, уголовного и административного права

Комплексный характер розыскной деятельности приводит к тому, что она соприкасается с нормами различных отраслей права, что иногда становится источником коллизий и пробелов.

  1. Исполнительное и гражданское/гражданское процессуальное право:
    • Проблема определения места жительства: В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) и ГПК РФ понятие места жительства основано на постоянном или преимущественном проживании. Однако должник может фактически проживать в одном месте, будучи зарегистрированным в другом. Приставу сложно установить фактическое место жительства, что затрудняет розыск и вручение документов.
    • Ограничение прав третьих лиц: В ходе розыска имущества или должника пристав может затрагивать права третьих лиц (например, при осмотре помещений, принадлежащих родственникам должника).

      ФЗ «Об исполнительном производстве» требует определения суда для вскрытия помещений третьих лиц, но границы допустимого проникновения и сбора информации без такого определения не всегда четко очерчены.

  2. Исполнительное и уголовное право:
    • Разграничение компетенций: Существуют сложности в разграничении компетенции ФССП и органов внутренних дел при розыске. Если должник скрывается и подозревается в совершении преступления (например, мошенничества), то его розыск переходит в ведение правоохранительных органов. Однако до возбуждения уголовного дела приставу приходится действовать в рамках своих, более ограниченных, полномочий.
    • Признаки безвестного отсутствия: Пристав обязан информировать взыскателя о праве на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим (статья 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

      Это процессуальное действие, регулируемое ГПК РФ, но его последствия (например, установление опеки над имуществом) напрямую влияют на исполнительное производство.

  3. Исполнительное и административное право:
    • Административные правонарушения в процессе розыска: Пристав может сталкиваться с противодействием розыскным действиям, например, с отказом предоставить информацию или препятствием в доступе к помещению. Эти действия могут квалифицироваться как административные правонарушения (например, по статье 17.14 КоАП РФ).

      Однако процесс привлечения к административной ответственности отвлекает пристава от основной задачи розыска.

    • Использование данных из административных производств: Информация о совершенных должником административных правонарушениях (например, в сфере дорожного движения) может быть полезной для розыска, но ее получение и использование должно соответствовать законодательству о персональных данных.

Эти коллизии и пробелы требуют более тщательной законодательной проработки и создания единой, непротиворечивой системы норм, обеспечивающей эффективный розыск при соблюдении прав и законных интересов всех участников.

Права и обязанности участников исполнительного производства в процессе розыска

В процессе розыска должников и их имущества участвуют различные субъекты, каждый из которых обладает определенными правами и несет обязанности. Понимание этих аспектов критически важно для обеспечения законности и справедливости.

1. Права и обязанности судебного пристава-исполнителя:

  • Права:
    • Запрашивать и получать необходимые сведения, объяснения, справки.
    • Осуществлять исполнительно-разыскные действия, включая осмотр и вскрытие помещений (должника, а третьих лиц — по определению суда), транспортных средств.
    • Объявлять исполнительный розыск.
    • Привлекать к участию в розыске специалистов, свидетелей.
    • Использовать данные из автоматизированных информационных систем ФССП, а также из открытых источников (социальные сети, интернет).
  • Обязанности:
    • Соблюдать законность при проведении розыскных мероприятий.
    • Информировать взыскателя о результатах розыска, особенно по делам об алиментах.
    • Разъяснять участникам исполнительного исполнительном производстве РФ: правовые, методологические и практические особенности">производства их права и обязанности.
    • Принимать меры по сохранности арестованного имущества.
    • Выносить мотивированные постановления об объявлении розыска и о его прекращении.

2. Права и обязанности взыскателя:

  • Права:
    • Подать заявление об объявлении розыска должника или его имущества (статья 65 ФЗ «��б исполнительном производстве»).
    • Предоставлять приставу информацию о должнике и его имуществе, способствующую розыску.
    • Знакомиться с материалами исполнительного производства, в том числе с ходом розыскной деятельности.
    • Обжаловать действия (бездействие) или постановления судебного пристава-исполнителя, в том числе связанные с отказом в объявлении розыска или его неэффективностью.
    • Получать информацию о ходе розыска, особенно по социально значимым категориям дел (алименты).
    • При отсутствии результатов розыска должника по алиментам быть проинформированным о праве обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.
  • Обязанности:
    • Сотрудничать с судебным приставом-исполнителем.
    • Не препятствовать проведению розыскных мероприятий.

3. Права и обязанности должника:

  • Права:
    • На получение информации о возбужденном исполнительном производстве и объявленном розыске.
    • Обжаловать действия (бездействие) или постановления судебного пристава-исполнителя, в том числе постановление об объявлении розыска, если оно вынесено без достаточных оснований.
    • На неприкосновенность жилища (с соблюдением установленных законом ограничений).
    • На ознакомление с материалами исполнительного производства.
  • Обязанности:
    • Предоставлять достоверную информацию о своем местонахождении и наличии имущества.
    • Не препятствовать законным действиям судебного пристава-исполнителя.
    • Явиться по вызову пристава.

4. Права и обязанности иных участников (например, третьих лиц, владеющих имуществом должника):

  • Права:
    • Обжаловать действия пристава, затрагивающие их права и законные интересы.
    • На неприкосновенность жилища, которая может быть нарушена только по определению суда.
  • Обязанности:
    • Предоставлять приставу информацию, не являющуюся конфиденциальной.
    • Не препятствовать законным действиям пристава.

Механизмы защиты прав участников:

  • Административное обжалование: Жалоба на постановление пристава-исполнителя, его действия (бездействие) может быть подана вышестоящему должностному лицу ФССП.
  • Судебное обжалование: Участники исполнительного производства вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Это является наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав.
  • Прокурорский надзор: Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов органами принудительного исполнения, что также может служить механизмом защиты прав.

Комплексный анализ прав и обязанностей позволяет выявить зоны потенциальных конфликтов и создать основу для разработки рекомендаций по их предотвращению и эффективному разрешению, обеспечивая баланс между публичными интересами принудительного исполнения и защитой частных прав граждан.

Международный аспект розыскной деятельности и перспективы совершенствования законодательства

В условиях глобализации, когда финансовые потоки и мобильность населения не ограничены государственными границами, розыск должников и их имущества приобретает выраженный международный характер. Эффективность взыскания задолженности во многом зависит от способности государства взаимодействовать с иностранными юрисдикциями.

Межгосударственный розыск должников и их имущества: правовая основа и практика

Межгосударственный розыск лиц осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Это основополагающий принцип, который позволяет судебным приставам выходить за национальные рамки. Одним из ярких примеров такого сотрудничества является Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц, подписанный 10 декабря 2010 года. Данный договор устанавливает механизмы и правила взаимодействия между правоохранительными органами и органами принудительного исполнения стран СНГ по вопросам розыска лиц, уклоняющихся от исполнения обязательств.

Возможности запроса информации о зарубежных активах и лицах:

  • Прямое взаимодействие: Судебные приставы вправе напрямую взаимодействовать с компетентными органами других государств по вопросам розыска. Это способствует упрощению и ускорению процедур, минуя длительные дипломатические каналы.
  • Запросы через Министерство юстиции РФ: Министерство юстиции Российской Федерации является центральным органом, взаимодействующим с центральными органами юстиции иностранных государств при выполнении международных договоров об оказании правовой помощи. Через этот канал могут быть запрошены:
    • Информация о доходах должника, наличии недвижимого имущества за рубежом.
    • Сведения о ходе исполнения решения российского суда на территории иностранного государства.
    • Копии гражданско-правовых договоров, наследственных дел и другие необходимые документы.
  • Источники информации: Список международных договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное признание и исполнение судебных решений, размещен на официальном сайте ФССП России в подразделе «Международное сотрудничество» раздела «Деятельность». Этот ресурс является важным инструментом для приставов при планировании межгосударственного розыска.

Условия признания российских судебных решений за границей:

Важно понимать, что исполнительные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации, не имеют силы исполнительного документа на территории иностранного государства без прохождения установленной процедуры признания и приведения в исполнение (экзекватуры).

Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно только:

  • При наличии между РФ и этой страной соответствующего международного договора.
  • После выдачи разрешения на принудительное исполнение компетентными органами иностранного государства.

Практические аспекты:

Хотя правовая база для межгосударственного розыска существует, на практике он сопряжен с рядом сложностей: различия в правовых системах, бюрократические барьеры, языковые трудности, а также нежелание некоторых стран активно содействовать взысканию по чужим юрисдикциям, особенно если речь идет о крупных финансовых активах. Однако, с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 97-ФЗ, установившего обязанность судебных приставов осуществлять межгосударственный розыск, ФССП России активно развивает это направление, участвуя в международных конференциях и заключая новые соглашения о сотрудничестве.

Пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики

Для повышения эффективности розыскной деятельности судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации необходим комплексный подход, включающий как законодательные изменения, так и оптимизацию правоприменительной практики.

1. Законодательные инициативы:

  • Уточнение понятия «розыскной деятельности»: Необходимо внести изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве», четко разграничив понятия «исполнительный розыск» и «розыскная деятельность» в широком смысле, определив ее правовую природу и место в системе права. Это позволит избежать правовой неопределенности и повысит легитимность действий приставов.
  • Расширение перечня розыскных действий: Следует рассмотреть возможность законодательного закрепления дополнительных розыскных действий, используемых на практике, но не имеющих четкой правовой регламентации. Например, регулирование использования современных технологий (систем распознавания лиц, анализа больших данных) при строгом соблюдении прав граждан на неприкосновенность частной жизни.
  • Ужесточение ответственности за сокрытие имущества: Необходимо усилить административную и уголовную ответственность за умышленное сокрытие имущества и препятствование законным действиям судебных приставов-исполнителей. Это будет стимулировать должников к добровольному исполнению обязательств.
  • Оптимизация института хранения арестованного имущества: Законодательно закрепить приоритет передачи арестованного имущества на ответственное хранение третьим лицам или специализированным организациям, а не должнику, особенно в случаях, когда есть основания полагать, что должник может сокрыть или повредить имущество.

2. Совершенствование правоприменительной практики:

  • Улучшение межведомственного взаимодействия: Разработать и внедрить эффективные регламенты и протоколы взаимодействия ФССП с ОВД, ФНС, Социальным фондом России и другими ведомствами. Это может включать создание единой цифровой платформы для обмена информацией, ускорение сроков предоставления данных.
  • Повышение квалификации судебных приставов: Инвестировать в обучение и профессиональное развитие приставов, специализирующихся на розыске. Это должно включать курсы по криминалистике, психологии должника, анализу цифровых следов, а также изучению международного опыта.
  • Применение современных технологий: Активное внедрение и использование информационных технологий, систем искусственного интеллекта для анализа больших объемов данных о должниках и их имуществе. Создание специализированных аналитических отделов в ФССП.
  • Усиление международного сотрудничества: Продолжать работу по заключению новых международных договоров о правовой помощи и взаимном признании судебных решений, особенно со странами, являющимися популярными направлениями для вывода активов. Разработка методических рекомендаций для приставов по ведению межгосударственного розыска.
  • Развитие института специализированных подразделений: Усилить роль и кадровое обеспечение специализированных отделов по розыску в ФССП, чтобы снять нагрузку с общих отделов и обеспечить более глубокую проработку сложных дел.

Реализация этих предложений позволит не только повысить результативность розыскной деятельности, но и укрепить авторитет судебной власти, обеспечивая реальное исполнение судебных актов и защиту прав граждан и организаций.

Заключение

Исследование проблем и практики розыскной деятельности судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации выявило сложный, многоаспектный характер данного института, который является краеугольным камнем эффективности всей системы принудительного исполнения судебных решений. От способности государства оперативно и законно устанавливать местонахождение должников и их имущества напрямую зависит не только защита прав взыскателей, но и доверие к правосудию в целом.

В ходе работы были раскрыты теоретические концепции правовой природы исполнительного розыска, подтверждающие его комплексный характер, находящийся на стыке нескольких отраслей права. Исторический анализ показал эволюцию института розыска от архаичных форм до современной детализированной регламентации, что подчеркивает постоянное стремление к совершенствованию.

Глубокий обзор нормативно-правовой базы, включая Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и ряд других федеральных законов, а также анализ ключевых изменений за последнее десятилетие (ФЗ № 34-ФЗ, № 126-ФЗ, № 48-ФЗ, № 57-ФЗ, № 97-ФЗ), продемонстрировал непрерывный процесс адаптации законодательства к новым вызовам. Эти изменения направлены на расширение полномочий приставов, уточнение оснований для розыска и усиление международного сотрудничества. Были подробно описаны основания и порядок объявления исполнительного розыска, включая специфику категорий исполнительных документов и территориальные пределы.

Детальное рассмотрение процессуальных особенностей и методов розыскной деятельности, начиная от первоначальных запросов в государственные органы до специализированных исполнительно-разыскных действий (запросы операторам связи, в ЗАГС, ОВД, использование АИС ФССП, осмотр и вскрытие помещений), позволило увидеть весь спектр инструментов, доступных судебным приставам. Особое внимание было уделено специфике розыска должника-организации.

Однако, несмотря на положительные тенденции, выявлен ряд существенных проблем, снижающих эффективность розыска. Среди них — отсутствие четкого законодательного определения «розыска должника», организационные трудности межведомственного взаимодействия, проблемы с хранением арестованного имущества и высокая загруженность приставов, подтверждаемая статистическими данными о значительном проценте неисполненных решений. Анализ коллизий норм исполнительного, гражданского, уголовного и административного права указал на пробелы в правовом регулировании, которые могут приводить к правовой неопределенности и нарушению прав участников. Отдельно были рассмотрены права и обязанности всех субъектов исполнительного производства в процессе розыска, а также механизмы защиты их прав.

Наконец, международный аспект розыскной деятельности подчеркнул необходимость активного межгосударственного сотрудничества, основанного на международных договорах (например, Договор СНГ о межгосударственном розыске лиц), и детализировал условия признания российских судебных решений за рубежом. На основе проведенного анализа были предложены конкретные рекомендации по совершенствованию законодательной базы (уточнение понятий, расширение полномочий, ужесточение ответственности) и правоприменительной практики (улучшение межведомственного взаимодействия, повышение квалификации приставов, внедрение технологий), которые способны значительно повысить эффективность розыскной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование не только обобщает существующие знания о розыске должников и их имущества, но и предлагает практико-ориентированные пути решения насущных проблем. Реализация предложенных мер позволит укрепить правовую базу, оптимизировать процессуальные механизмы и, в конечном итоге, обеспечить более полное и своевременное исполнение судебных актов, что является залогом стабильности правовой системы Российской Федерации.

Список использованной литературы

  1. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1914. С. 3.
  2. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. Изд. 2-е, перераб. М., 1917. С. 367.
  3. Малышев К. Курс гражданского судопроизводства в 3-х томах. СПб., 1879. Т. З. С. 373.
  4. Малышев К. Курс гражданского судопроизводства в 3-х томах. СПб., 1879. Т.З. С. 373-374.
  5. Хрестоматия по истории государства и права СССР (дооктябрьский период).

    М., 1990. С. 37.

  6. История образования и развития русского гражданского судопроизводства до уложения 1649 года. СПб., 1848. С. 121.
  7. Гордон И.В. Устав гражданского судопроизводства по официальному изданию 1892 г., сводному продолжению 1912 г. и позднейшими узаконениями для местностей. СПб., 1914. С. LXXXIII.
  8. Гойхбарг А.Г. Курс гражданского процесса. М. — Л., 1928. С. 265-266.
  9. Сборник приказов и инструкций Министерства юстиции СССР: 1936-1948 гг. М., 1949. С. 316-319.
  10. Викут В.А., Исаенкова О.В. Исполнительное производство: Учебник. Практикум. М.: Юристъ, 2001. С. 18, 26.
  11. Мельников А.Т. Службе судебных приставов 5 лет: проблемы и перспективы развития // Бюллетень службы судебных приставов. 2002. № 4. С. 3-4.
  12. Авдюков М.Г. Исполнение судебных решений. М., 1960. С. 3.
  13. Гринько Ю.И. Исполнение судебных решений. Казань, 1969. С. 3.
  14. Курс советского гражданского процессуального права. Т. 2. С. 321.
  15. Леашцкая Л.Ф., Филатова Л.В., Юков М.К. Исполнительное производство. М., 1983. С. 3.
  16. Гражданское процессуальное право России. Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 1996. С. 303.
  17. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. Ю.К. Осипова. М., 1996. С. 387.
  18. Юков М.К. Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права: Дисс. док. юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 150-191.
  19. Валеев Д.Х. Процессуальное положение лиц. участвующих в исполнительном производстве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 1999. С. 6, 8-9.
  20. Кузнецов В.Ф. Реализация судебных решений, не связанных с передачей имущества или денежных сумм: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. С. 1-2.
  21. Викут М.А. Зайцев И. М. Гражданский процесс России. Учебник. М., 1999. С. 16.
  22. Панкратова Н.А. К вопросу об исполнительном нраве // Теоретические и прикладные проблемы реформы гражданской юрисдикции. Екатеринбург, 1998. С. 204.
  23. Ярков В.В. Проблемы реализации судебных актов по гражданским делам // Проблемы совершенствования правосудия по гражданским делам. Ярославль, 1991. С. 80.
  24. Морозова И.В., Треушников А.М. Учебник Исполнительное производство. М.: Городец-издат, 2002. С. 75.
  25. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями).

    Статья 65. Исполнительный розыск. Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/doc/12055450/chapter/1449d0ff69b2661c944983084976773a/ (дата обращения: 09.10.2025).

  26. Изменения в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» (розыск должника по алиментам) // Правительство Республики Крым. Официальный портал. URL: https://rk.gov.ru/ru/document/21798 (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ. Статья 65. Розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Законодательная база Российской Федерации. URL: https://zakonbase.ru/content/part/776075 (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Статья 65. Розыск должника, его имущества или розыск ребенка. URL: https://xn—-7sbabj1amg4a5a5j.xn--p1ai/fz-ob-ispolnitelnnom-proizvodstve/glava-7/statya-65 (дата обращения: 09.10.2025).
  29. КонсультантПлюс. Статья 65. Исполнительный розыск. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/1449d0ff69b2661c944983084976773a/ (дата обращения: 09.10.2025).
  30. Исполнительный розыск ФССП: что это, порядок проведения, последствия. URL: https://fcbg.ru/articles/ispolnitelnyy-rozysk-fssp-chto-eto-poryadok-provedeniya-posledstviya (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Правовое регулирование деятельности судебных приставов по розыску должников // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-sudebnyh-pristavov-po-rozysku-dolzhnikov (дата обращения: 09.10.2025).
  32. КонсультантПлюс. III. Действия судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск, по установлению местонахождения должника, его имущества или ребенка. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150824/6e994966d5b0351586a117b4458f7fcb168697b0/ (дата обращения: 09.10.2025).
  33. Прокурор разъясняет — Прокуратура Курганской области. Изменения в Федеральном законе «О судебных приставах» и Федеральном законе «Об исполнительном производстве» каса. 2020-06-24. URL: https://www.kurganobproc.ru/press/prokuror-raz-yasnyaet/izmeneniya-v-federal-nom-zakone-o-sudebnyh-pristavah-i-federal-nom-zakone-ob-ispolnitel-nom-proizvodstve-kasa-2020-06-24 (дата обращения: 09.10.2025).
  34. Внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс и Федеральный закон «Об исполнительном производстве». URL: https://www.vsrp.ru/news/2018/1435/ (дата обращения: 09.10.2025).
  35. Последние изменения в законодательстве об исполнительном производстве // ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/news/533358/ (дата обращения: 09.10.2025).
  36. КонсультантПлюс. Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16781/ee0784918f77364b4ec0f77d338f0d922316e6f5/ (дата обращения: 09.10.2025).
  37. Приказ Федеральной службы судебных приставов от 26.07.2013 N 249 «Об утверждении Положения об организации розыска в рамках исполнительного производства» (утратил силу).

    Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70335010/ (дата обращения: 09.10.2025).

  38. О взаимодействии судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при розыске должников от 07 апреля 2014. docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/420213190 (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Как осуществляется розыск должника в исполнительном производстве // fcbg. URL: https://fcbg.ru/articles/ispolnitelnyy-rozysk-fssp-chto-eto-poryadok-provedeniya-posledstviya (дата обращения: 09.10.2025).
  40. Что такое розыск должника в исполнительном производстве и как он происходит // fpa.ru. URL: https://fpa.ru/poleznoe/chto-takoe-rozysk-dolzhnika-v-ispolnitelnom-proizvodstve-i-kak-on-proishodit/ (дата обращения: 09.10.2025).
  41. РОЗЫСК ДОЛЖНИКА И ЕГО ИМУЩЕСТВА В РАМКАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА // МО «Кабанский район». URL: http://kaban.test.e-baikal.ru/news/8536-rozysk-dolzhnika-i-ego-imuschestva-v-ramkakh-ispolnitelnogo-proizvodstva.html (дата обращения: 09.10.2025).
  42. «Сына нет дома»: житель Благовещенска прятался от приставов в подполье // АСН24. URL: https://asn24.ru/news/incidents/96924/ (дата обращения: 09.10.2025).
  43. КонсультантПлюс. Приложение N 87. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника-организации, имущества должника-гражданина (должника-организации).

    URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133379/e2f0367bf98c2184128f1b62372f534106518a4a/ (дата обращения: 09.10.2025).