«Рынок ценных бумаг — это не просто механизм привлечения капитала, это термометр доверия к экономике. Здоровье этого рынка напрямую зависит от устойчивости и надежности его ключевых операторов — профессиональных участников».
По состоянию на 1 января 2024 года активы профессиональных участников рынка ценных бумаг Республики Казахстан (ПУРЦБ РК) составили 703,0 млрд тенге, продемонстрировав значительный рост на 21,4% за предыдущий год. Эта мощная цифра не просто фиксирует финансовое состояние сектора, но и подчеркивает его возрастающую системную значимость в национальной экономике, ведь без сильных операторов невозможно эффективное перераспределение капитала. В условиях глобальной трансформации финансовых рынков и стремления Казахстана к статусу регионального финансового хаба, всесторонний анализ деятельности ПУРЦБ, оценка эффективности их регулирования и выработка путей совершенствования становится критически важной задачей.
Настоящая работа посвящена комплексному исследованию профессиональных участников рынка ценных бумаг в Казахстане. Цель исследования — не только проанализировать их правовой статус и текущую динамику развития, но и выявить системные проблемы в государственном регулировании, а также сформулировать научно обоснованные предложения, направленные на повышение устойчивости, прозрачности и конкурентоспособности казахстанского РЦБ в период с 2022 по 2025 годы.
Глава 1. Теоретические и правовые основы деятельности профессиональных участников РЦБ РК
Понятие и правовой статус профессиональных участников РЦБ согласно Закону РК
Фундамент любого финансового рынка закладывается через четкое определение его операторов. В Республике Казахстан (РК) правовой статус и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг строго регламентированы Законом РК от 2 июля 2003 года № 461-II «О рынке ценных бумаг».
Согласно статье 1 указанного Закона, Профессиональный участник рынка ценных бумаг (ПУРЦБ) — это юридическое лицо или филиал банка-нерезидента Республики Казахстан, которое осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии, выданной уполномоченным органом (Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, АРРФР), либо в соответствии с законами Республики Казахстан.
Российский рынок долговых ценных бумаг: современное состояние, ...
... долгового рынка ценных бумаг Долговой рынок ценных бумаг — это не просто совокупность транзакций, а сложный механизм, через который происходит перераспределение финансовых ресурсов в экономике. Он представляет собой арену, где участники обменивают ...
Именно этот правовой статус отличает ПУРЦБ от рядовых инвесторов или эмитентов. ПУРЦБ выступают посредниками, организаторами и хранителями, обеспечивая ликвидность, прозрачность и стабильность всего рыночного механизма. Наличие лицензии означает, что деятельность этих субъектов несет повышенную общественную значимость и находится под постоянным контролем регулятора, что обязывает их к безусловному выполнению нормативных требований. Важно отметить, что законодательство РК предусматривает строгие требования к минимальному размеру собственного капитала, квалификации персонала и организации внутреннего контроля для каждого вида профессиональной деятельности. Это необходимо для обеспечения финансовой устойчивости и защиты интересов инвесторов.
Классификация профессиональных участников РЦБ и характеристика их функций
Многогранность рынка ценных бумаг требует наличия специализированных операторов, каждый из которых выполняет свою уникальную и незаменимую роль. Закон РК «О рынке ценных бумаг» устанавливает исчерпывающий перечень видов профессиональной деятельности, которые формируют основную классификацию ПУРЦБ.
Категория ПУРЦБ | Ключевая функция | Правовая основа (ст. Закона РК) | Роль в системе РЦБ |
---|---|---|---|
Брокер | Совершение сделок от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании договора поручения или комиссии. | Статья 5 | Посредник между инвестором и рынком, обеспечивающий доступ к торгам. |
Дилер | Совершение сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет с правом прямого доступа к организованному рынку. | Статья 5 | Маркет-мейкер, обеспечивающий ликвидность путем выставления котировок. |
Регистратор | Формирование, хранение и ведение системы реестров держателей эмиссионных ценных бумаг. | Статья 5 | Учетный институт, подтверждающий права собственности на ценные бумаги. |
Кастодиан | Учет финансовых инструментов и денег клиентов, подтверждение прав по ним, а также хранение документарных финансовых инструментов. | Статья 5 | Хранитель активов, снижающий операционные риски инвесторов. |
Управляющий инвестиционным портфелем | Осуществление доверительного управления инвестиционным портфелем клиента. | Статья 5 | Оператор коллективных и индивидуальных инвестиций, включая пенсионные активы. |
Трансфер-агент | Осуществление деятельности по сбору и предоставлению информации регистратору и наоборот. | Статья 5 | Вспомогательный элемент инфраструктуры, обеспечивающий информационный обмен. |
Андеррайтер | Оказание услуг эмитенту по выпуску и размещению эмиссионных ценных бумаг. | Статья 5 | Финансовый консультант и гарант размещения новых выпусков (требует лицензии брокера/дилера). |
Андеррайтинг: Катализатор первичного рынка.
Андеррайтер, который согласно Закону РК должен обладать лицензией на брокерскую и дилерскую деятельность, выполняет ключевую функцию на первичном рынке. Он берет на себя риск размещения ценных бумаг эмитента, что является жизненно важным для привлечения капитала в реальный сектор экономики. Его участие придает уверенность инвесторам в успешности выпуска.
Функции учетной инфраструктуры (Регистратор и Кастодиан):
Эти участники выполняют функцию финансового нотариуса. Регистратор отвечает за целостность реестра, фиксируя каждую транзакцию и право собственности. Кастодиан же выступает в роли хранителя. Как указано в фактах, кастодиан осуществляет учет, подтверждение прав и хранение активов клиентов. Рост объема иностранных финансовых инструментов, находящихся на депозитарном обслуживании в Центральном депозитарии (рост на 203,3% в 2022 году), подчеркивает возрастающую роль кастодианов в интеграции РК в международные финансовые потоки, фактически выступая точкой входа для международного капитала.
Таким образом, профессиональные участники образуют сложную, но взаимосвязанную систему. Их деятельность — это не просто совершение сделок, а создание доверительной среды, где капитал может эффективно перемещаться от инвестора к эмитенту, подкрепленное строгим правовым регулированием и надежной инфраструктурой.
Глава 2. Анализ динамики и ключевых показателей развития рынка профессиональных участников РЦБ РК
Динамика активов, обязательств и собственного капитала профессиональных участников
Анализ финансового состояния профессиональных участников рынка ценных бумаг является индикатором устойчивости и потенциала всего сектора. В период 2022–2024 годов рынок ПУРЦБ РК демонстрировал уверенный рост, несмотря на глобальную экономическую турбулентность.
Финансовый рост в цифрах:
- Активы: На 1 января 2024 года активы ПУРЦБ достигли 703,0 млрд тенге. Примечателен рост на 21,4% (123,9 млрд тенге) за 2023 год. Этот рост свидетельствует об увеличении масштабов деятельности и укреплении позиций участников на рынке.
- Собственный капитал: Собственный капитал, служащий буфером против финансовых потерь, также вырос на 14,1% (57,1 млрд тенге) за 2023 год, составив 462,8 млрд тенге. Здоровый рост капитала является прямым следствием прибыльной деятельности и выполнения регуляторных требований.
- Обязательства: Совокупный объем обязательств ПУРЦБ увеличился на 38,6% до 240,2 млрд тенге на 1 января 2024 года.
Структурный анализ активов и обязательств:
Глубокий анализ показывает, что рост обязательств был обусловлен, главным образом, увеличением операций РЕПО. Это указывает на активное использование заемного капитала для поддержания ликвидности и проведения торговых операций, что, с одной стороны, повышает эффективность капитала, но с другой — требует усиленного риск-менеджмента. Что же касается структуры активов, то на начало 2023 года ключевую долю занимали ценные бумаги — 353,4 млрд тенге, что составляло 61% от совокупных активов. Увеличение доли ценных бумаг в активах на 5,5% относительно 2021 года подчеркивает основную природу деятельности ПУРЦБ как операторов, активно работающих с финансовыми инструментами.
Показатель | 01.01.2023 (млрд тенге) | 01.01.2024 (млрд тенге) | Динамика 2023 г. (%) |
---|---|---|---|
Совокупные Активы | 579,1 | 703,0 | +21,4% |
Собственный Капитал | 405,7 | 462,8 | +14,1% |
Совокупные Обязательства | 173,4 | 240,2 | +38,6% |
Ценные бумаги в Активах (на 01.01.2023) | 353,4 | Н/Д | +5,5% (к 2021 г.) |
Анализ объемов операций и структуры инвесторов на организованном рынке
Динамика объемов торгов на Казахстанской фондовой бирже (KASE) в последние годы демонстрирует противоречивую картину, указывающую на структурные диспропорции рынка.
Контрастный анализ объемов торгов (2022 год):
В 2022 году совокупный объем торгов на KASE вырос на впечатляющие 50,0% (до 261,6 трлн тенге).
Однако этот рост был преимущественно сосредоточен в сегментах денежного и валютного рынков. Фокусный анализ вторичного рынка акций выявляет тревожную тенденцию:
- Объем торгов акциями в 2022 году снизился на 27,3%, составив всего 307,3 млрд тенге.
- Объем торгов на вторичном рынке акций сократился еще более резко — на 60,0% (на 253,1 млрд тенге) до 168,9 млрд тенге.
Это говорит о том, что, несмотря на общий рост ликвидности в системе (за счет валютных и денежных операций), активность ПУРЦБ на ключевом для привлечения инвестиций рынке акций значительно замедлилась. Снижение объема торгов акциями на вторичном рынке напрямую влияет на ликвидность бумаг и снижает привлекательность казахстанских эмитентов для инвесторов, что является прямым следствием недостаточного институционального спроса.
Объем торгов акциями на KASE, 2021–2022 гг.
Показатель | 2021 г. (млрд тенге) | 2022 г. (млрд тенге) | Изменение (%) |
---|---|---|---|
Объем торгов акциями | 422,0 | 307,3 | -27,3% |
Объем торгов акциями (вторичный рынок) | 422,0 | 168,9 | -60,0% |
Снижение объема торгов акциями, сопровождавшееся падением Индекса KASE на 11,5% в 2022 году, создает сложный фон для деятельности брокеров и дилеров, вынужденных работать в условиях снижения волатильности и спроса на локальные ценные бумаги.
Феномен роста розничных инвесторов и вызовы для рынка
Самым ярким и, возможно, самым значимым трендом последних лет стало взрывное увеличение числа розничных инвесторов.
Взрывной рост брокерских счетов:
- В 2022 году число субсчетов в системе номинального держания Центрального депозитария (KCSD) выросло в 4,3 раза, достигнув около 1 млн счетов на 1 января 2023 года. Этот беспрецедентный рост был во многом стимулирован успешным IPO крупных национальных компаний («КазМунайГаз»).
- К началу 2024 года общее количество брокерских счетов, учитываемых через омнибус-счета и лицевые счета физических лиц, достигло 2,4 млн, увеличившись более чем в 2,5 раза с начала 2023 года.
- К сентябрю 2024 года общее число брокерских счетов превысило 3 млн.
Этот феномен, получивший название «розничная революция», ставит перед ПУРЦБ и регулятором новые вызовы, поскольку масштабный приток неквалифицированных инвесторов требует не только технологической готовности, но и переосмысления механизмов защиты.
Вызовы, связанные с розничной революцией:
- Инфраструктурная нагрузка: Брокеры и депозитарии вынуждены экстренно модернизировать свои системы для обработки миллионов транзакций и обслуживания огромного числа неквалифицированных инвесторов.
- Защита потребителей: Массовый приход новичков увеличивает риск финансовых потерь из-за недостатка знаний. Это требует от регулятора и брокеров усиления требований к инвестиционному консультированию и образовательным программам.
- Низкая доля нерезидентов: На фоне внутреннего бума, доля клиентов-нерезидентов на 1 января 2023 года составляла менее 1%. Разве не является этот критический показатель прямым свидетельством того, что для достижения статуса регионального хаба необходимо срочно решать вопросы с прозрачностью и правовой защитой международного капитала? Зрелый и ликвидный рынок должен привлекать значительный международный капитал. Низкая доля нерезидентов указывает на сохраняющиеся проблемы с прозрачностью, правовой защитой и, возможно, с доступностью информации о законодательстве на английском языке, что препятствует интеграции РК в глобальный финансовый ландшафт.
Таким образом, рынок ПУРЦБ РК находится на этапе сложной, но потенциально прорывной трансформации: финансовая устойчивость растет, но структурные диспропорции в ликвидности и низкая привлекательность для иностранных инвесторов остаются ключевыми зонами риска.
Глава 3. Проблемы государственного регулирования и направления совершенствования деятельности ПУРЦБ РК
Механизмы государственного регулирования и риск-ориентированный надзор АРРФР
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Республике Казахстан является прерогативой Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), которое подотчетно Президенту РК. В то же время Национальный Банк РК (НБРК) играет вспомогательную роль, особенно в сборе и анализе данных по рынку государственных ценных бумаг.
Основная цель регулирования, как заявляет АРРФР, — это установление жестких стандартов деятельности ПУРЦБ, развитие инфраструктуры и, что наиболее важно, применение риск-ориентированного надзора.
Модель RASS (Risk Assessment and Supervision System):
АРРФР активно использует современную модель надзора — Risk Assessment and Supervision System (RASS).
Эта система позволяет регулятору концентрировать надзорные ресурсы на тех ПУРЦБ, которые несут наибольшие риски для финансовой стабильности и инвесторов.
Надзорная оценка по методике RASS включает анализ как количественных (достаточность капитала, ликвидность), так и качественных показателей (качество управления, бизнес-профиль).
- Результаты RASS (2022 г.): По итогам оценки 2022 года, 8 ПУРЦБ были отнесены к категории повышенного уровня риска, что автоматически перевело их на интенсивный режим надзора. Основными факторами, повлиявшими на эту классификацию, были системная значимость (если провал участника может вызвать цепную реакцию) и оценка их бизнес-профиля (например, агрессивность стратегий или концентрация на рисковых активах).
Применение RASS позволяет уйти от формального надзора к проактивному управлению рисками, обеспечивая избирательную интенсивность контроля.
Современные проблемы рынка и ужесточение надзора за управляющими компаниями
Деятельность ПУРЦБ подвержена влиянию как внутренних, так и внешних макроэкономических факторов.
Влияние внешних факторов:
Как показал анализ, казахстанский фондовый рынок не изолирован от глобальных трендов. В 2022 году, на фоне жесткой геополитической ситуации, роста мировых процентных ставок и ожиданий рецессии, Индекс KASE просел на 11,5%, достигнув 3 251,64 пункта. Такое снижение стоимости активов напрямую влияет на капитал и прибыльность управляющих компаний, брокеров и дилеров.
Усиление надзора за УИП (Управляющими инвестиционным портфелем):
Особое внимание регулятора приковано к управляющим компаниям, работающим с пенсионными активами (УИП), поскольку они несут ответственность за долгосрочные сбережения граждан. Для этой категории ПУРЦБ АРРФР устанавливает наиболее интенсивный режим надзора. В 2023 году для усиления качества надзора за УИП планировалось внедрить радикальный надзорный инструмент — институт представителя Агентства в самой организации. Этот механизм призван обеспечить:
- Оперативный доступ к информации: Надзорный представитель будет иметь возможность получать данные и контролировать процессы в режиме реального времени, а не постфактум.
- Предотвращение нарушений: Непосредственное присутствие регулятора позволяет заблаговременно выявлять и пресекать рискованные операции или нарушения инвестиционных деклараций.
Этот шаг соответствует международной практике, направленной на минимизацию рисков в системно значимых финансовых институтах, управляющих активами розничных инвесторов. Необходимо в полной мере реализовать эту инициативу, поскольку провал в управлении пенсионными активами несет катастрофические социальные последствия.
Предложения по совершенствованию регулирования на основе международного опыта и государственных инициатив
Для достижения устойчивого развития РЦБ РК и повышения конкурентоспособности его профессиональных участников, необходимо имплементировать передовой международный опыт и использовать новейшие государственные инициативы.
1. Повышение прозрачности и соответствие стандартам ОЭСР:
Ключевым шагом, предпринятым РК, стало присоединение к Рекомендации Совета ОЭСР по надлежащей статистической практике (22 июля 2025 года). Казахстан стал первой страной в регионе СНГ, присоединившейся к этому обязательному правовому инструменту, который включает 12 принципов, направленных на обеспечение качества и независимости официальной статистики.
- Предложение: ПУРЦБ, особенно те, что имеют системную значимость, должны взять за основу 12 принципов ОЭСР в своей внутренней отчетности и раскрытии информации. Это позволит повысить доверие иностранных инвесторов к статистическим данным и финансовой отчетности казахстанских компаний.
2. Стимулирование институционального спроса через механизмы Fast Track и Соглашение об инвестициях:
Низкая доля нерезидентов (<1%) требует срочных мер по привлечению крупного, долгосрочного капитала. Государство уже внедряет механизмы для стимулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые могут быть эффективно адаптированы для РЦБ.
- Механизм Соглашения об инвестициях: Для крупных проектов (свыше 54 млн долларов США) государство предлагает заключение Соглашения об инвестициях, гарантирующего стабильность законодательства РК на срок до 25 лет.
- Предложение: Разработать специализированный режим для иностранных институциональных инвесторов (например, суверенных фондов, крупных пенсионных фондов ОЭСР), инвестирующих в РЦБ РК, по аналогии с Соглашением об инвестициях. Предоставление гарантий стабильности налогового и регуляторного законодательства на длительный срок (10-15 лет) снизит правовые риски и сделает рынок РК более привлекательным.
- Механизм Fast Track: Использование системы «зеленый коридор» для ускоренного прохождения регуляторных процедур крупными иностранными ПУРЦБ, желающими открыть филиалы или дочерние организации в РК, позволит сократить время выхода на рынок и повысить конкуренцию среди брокеров и управляющих.
3. Внедрение пропорционального регулирования и стресс-тестирования:
АРРФР планировало в 2023 году имплементировать пропорциональное регулирование и проводить ежегодное надзорное стресс-тестирование портфелей ПУРЦБ.
- Предложение: Ускорить и стандартизировать методологию стресс-тестирования для всех категорий ПУРЦБ, а не только для УИП. Это должно включать анализ чувствительности к резким падениям Индекса KASE (по аналогии с падением 2022 года) и к девальвации национальной валюты. Пропорциональное регулирование позволит снизить административную нагрузку на небольших брокеров, одновременно концентрируя надзорные усилия на системообразующих участниках (8 ПУРЦБ с повышенным риском по RASS).
Заключение
Исследование профессиональных участников рынка ценных бумаг Республики Казахстан в период 2022–2025 гг. подтвердило их ключевую роль в национальной финансовой системе и выявило ряд важных тенденций и проблем.
Теоретические выводы:
Правовой статус и классификация ПУРЦБ, закрепленные в Законе РК «О рынке ценных бумаг», формируют надежную основу для функционирования рынка. Четкое разграничение функций (брокер, дилер, регистратор, кастодиан, УИП) обеспечивает необходимую специализацию, однако эффективность системы критически зависит от строгого соблюдения лицензионных и капитальных требований.
Основные аналитические результаты (динамика 2022–2025 гг.):
- Финансовая устойчивость растет: Совокупные активы ПУРЦБ продемонстрировали мощный рост (на 21,4% в 2023 году, до 703,0 млрд тенге), что свидетельствует об укреплении финансовой базы сектора.
- Структурные диспропорции сохраняются: Несмотря на общий рост объема торгов на KASE (на 50,0% в 2022 г.), вторичный рынок акций демонстрировал серьезный спад (снижение на 60,0% в 2022 г.), что указывает на низкую ликвидность ключевого сегмента и необходимость стимулирования институционального спроса.
- Феномен розничного инвестора: Взрывной рост числа брокерских счетов (превышение 3 млн к сентябрю 2024 г.) является позитивным сигналом, но создает вызовы в области защиты неквалифицированных инвесторов и повышения финансовой грамотности.
Ключевые, обоснованные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и механизмов государственного регулирования ПУРЦБ РК:
- Усиление надзора и риск-менеджмента: Необходимо ускорить внедрение пропорционального регулирования и ежегодного надзорного стресс-тестирования портфелей всех системно значимых ПУРЦБ. Для управляющих пенсионными активами (УИП) следует полностью реализовать запланированное внедрение института представителя Агентства для повышения оперативного контроля.
- Привлечение институционального капитала: На основе положительного опыта государственных инициатив, таких как Соглашение об инвестициях (гарантия стабильности законодательства на 25 лет) и механизм Fast Track, необходимо разработать специализированные режимы для крупных иностранных институциональных инвесторов, что поможет преодолеть проблему низкой доли нерезидентов (<1%).
- Повышение международной прозрачности: Использование факта присоединения РК к Рекомендации Совета ОЭСР по надлежащей статистической практике (июль 2025 г.) как рычага для унификации и повышения качества раскрытия информации ПУРЦБ, что является критически важным для завоевания доверия глобальных финансовых рынков.
Реализация данных предложений, основанных на актуальных данных и международном опыте, позволит Казахстану не только обеспечить финансовую стабильность ПУРЦБ в условиях геополитической и экономической турбулентности, но и заложить основу для превращения отечественного рынка ценных бумаг в один из самых ликвидных и привлекательных в Евразийском регионе.
Список использованной литературы
- Колесникова В. И., Торкановский В. С. Ценные бумаги. Москва: Финансы и статистика, 2002. 74-82 с.
- Участники рынка ценных бумаг. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/uchastniki-ryinka-tsennyih-bumag/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Агентство Финансового надзора Республики Казахстан: статистические данные. URL: http:www.afn.kz (дата обращения: 09.10.2025).
- Источник [8] (Статистические данные о взаимных фондах).
- Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг.