Критический анализ правовых коллизий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о социальных пособиях (2022–2025): от Единого пособия к концепции Социального кодекса

Дипломная работа

Введение: Цели и правовые основы реформирования системы социальных пособий в РФ

Масштабная реформа системы государственных социальных пособий, начатая в Российской Федерации в 2022 году, ознаменовалась введением Единого пособия (ЕП). Этот шаг был продиктован ключевой задачей социальной политики: повышением адресности мер поддержки и снижением административной нагрузки на получателей. В условиях текущего экономического и демографического давления социальное обеспечение должно трансформироваться из разрозненной системы выплат в целостный, эффективный механизм, способный реально содействовать преодолению бедности, особенно среди семей с детьми. Именно поэтому, хотя упрощение процесса получения помощи очевидно, возникающие юридико-технические проблемы, связанные с новыми критериями нуждаемости и цифровыми технологиями, требуют пристального внимания.

Предметом настоящего исследования является критический анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей предоставление социальных пособий, с особым акцентом на правовые коллизии и пробелы, возникшие в результате унификации выплат.

Цель работы состоит в деконструкции правового поля социальных пособий в РФ, выявлении актуальных коллизий, подкрепленных судебной практикой, и разработке научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, направленных на повышение адресности и эффективности социальной защиты в период 2025 года и далее.

Нормативно-правовая деконструкция механизма Единого пособия и его эволюция (2023–2025 гг.)

С 1 января 2023 года российское законодательство о социальных пособиях пережило одну из самых существенных трансформаций за последние десятилетия. Введение Единого пособия стало кульминацией курса на централизацию и унификацию федеральных выплат, призванной обеспечить более справедливое распределение государственных ресурсов.

Правовая природа и структура Единого пособия

Единое пособие (ЕП) является одним из ключевых инструментов борьбы с бедностью и представляет собой ежемесячную денежную выплату, предназначенную для семей с детьми до 17 лет, а также для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки.

Юридическая суть реформы заключается в том, что ЕП объединило шесть ранее действовавших федеральных ежемесячных выплат. Это позволило создать единое окно подачи заявления и унифицировать критерии нуждаемости.

6 стр., 2919 слов

Социальный фонд России (СФР): Организационно-правовые основы, ...

... реабилитации. Новые социальные меры и рост выплат (2024 г.): С момента создания СФР ключевым инструментом поддержки семей с детьми стало Единое пособие (введено с ... -правовые предпосылки: Реорганизация системы социального страхования РФ Создание Социального фонда России стало кульминацией многолетнего процесса оптимизации и повышения эффективности системы социального обеспечения. До 2023 года ...

Ключевые условия получения Единого пособия:

  1. Критерий нуждаемости: Среднедушевой доход семьи не должен превышать величину регионального прожиточного минимума (ПМ) на душу населения.
  2. Критерий имущественной обеспеченности: Имущество семьи должно соответствовать установленным Правительством РФ критериям (так называемое «правило двух квартир, двух машин» и т. д.).
  3. Критерий занятости (с 2025 года): Наличие трудового дохода у трудоспособных членов семьи или обоснование его отсутствия (правило «нулевого дохода»).

Размер пособия, в отличие от фиксированных ранее выплат, дифференцирован и напрямую привязан к региональному ПМ. Он может составлять 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума для детей (или ПМ трудоспособного населения для беременных женщин).

Такая градация должна была точнее отражать уровень дефицита дохода семьи.

Анализ ключевых законодательных инноваций 2025 года

Социальная политика — динамичная сфера, и законодательство о ЕП претерпевает ежегодные изменения. Ключевой инновацией 2025 года, направленной на стимулирование экономической активности граждан, стало ужесточение требований к наличию дохода.

Требование о минимальном трудовом доходе (4 МРОТ):

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2024 № 1961, регулирующему правила назначения ЕП, с 2025 года вводится новое требование: каждый трудоспособный член семьи обязан иметь минимальный трудовой доход в размере не менее 4-х минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за расчетный период (12 месяцев).

С учетом того, что федеральный МРОТ в 2025 году составляет 22 440 рублей, минимальный совокупный доход должен быть не менее 89 760 рублей за расчетный период, что в среднем составляет около 7 480 рублей в месяц.

Цель этого нововведения — исключить из числа получателей поддержки граждан, которые формально не работают, но имеют неучтенные доходы или просто уклоняются от занятости. Если государство стремится к повышению занятости, то этот инструмент, безусловно, является прямым сигналом гражданам о необходимости официального трудоустройства.

Правило «нулевого дохода» и его детализация:

Вместе с тем, законодатель сохранил и детализировал перечень объективных причин для отсутствия дохода, чтобы не ставить в уязвимое положение те семьи, которые не могут работать по уважительным причинам. К таким причинам, закрепленным в п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 2330, относятся:

  • Уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
  • Уход за нетрудоспособным лицом (инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет, лицом старше 80 лет).
  • Очное обучение до 23 лет.
  • Длительное лечение (от 3 месяцев и более).
  • Прохождение военной службы.
  • Многодетность для одного из родителей или статус единственного родителя.

Дополнительным важным изменением 2025 года стало исключение из учета среднедушевого дохода семьи государственных выплат, произведенных военнослужащим и членам их семей в возмещение ущерба жизни и здоровью, полученного в связи с участием в боевых действиях. Эта норма направлена на повышение социальной защищенности данной категории граждан, исключая двойное наказание, когда компенсационные выплаты лишали права на пособие по нуждаемости.

15 стр., 7497 слов

Деконструкция феномена страха: Нейробиологические основы, классификации ...

... является всесторонний анализ феномена страха, его классификаций, возрастных особенностей проявления у детей старшего дошкольного возраста и методов психолого-педагогической коррекции. Для достижения ... научно обоснованных методов психолого-педагогической коррекции детских страхов. Определение роли семьи и образовательных учреждений в профилактике и коррекции страхов. Анализ эмпирических ...

Выявление и юридический анализ актуальных правовых коллизий и пробелов в системе пособий

Несмотря на унификацию, система социальных пособий остается подверженной внутренним противоречиям и пробелам, которые создают сложности в правоприменительной практике и ставят под сомнение принцип социальной справедливости.

Коллизия возрастного ценза: Ребенок до 17 лет vs. Ребенок до 18 лет

Одной из наиболее острых и обсуждаемых правовых коллизий является разрыв в возрастном цензе для получения Единого пособия и общего определения статуса ребенка.

Суть коллизии:

  1. Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ (регулирующий назначение ЕП) устанавливает право на получение пособия до достижения ребенком возраста 17 лет.
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет ребенка как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Таким образом, семьи с низким доходом лишаются поддержки на ребенка в течение критического периода — между 17 и 18 годами. Этот период часто совпадает с окончанием школы и подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения, требуя значительных финансовых затрат. Какова же практическая выгода для государства от этого одногодичного разрыва?

Правовая наука и правозащитные организации указывают, что искусственное сужение возрастного порога для нуждающихся детей противоречит конституционным принципам обеспечения прав и интересов несовершеннолетних. В связи с этим, в Государственную Думу внесен законопроект № 960784-8 (в июле 2025 года), который предлагает распространить сферу действия Единого пособия на детей из малоимущих семей до достижения ими возраста 18 лет, что является необходимым шагом для устранения этой коллизии и приведения социальных гарантий в соответствие с общим законодательством о правах ребенка. Систематизация нормативного массива через принятие Социального кодекса позволила бы избежать подобных противоречий.

Проблемы учета доходов семьи в судебной практике

Методология расчета среднедушевого дохода семьи (СДД), хоть и детализирована в правилах, постоянно сталкивается с неопределенностью в отношении специфических выплат. Именно здесь возникают наиболее частые споры, которые доходят до высших судебных инстанций.

7 стр., 3182 слов

Социальная поддержка многодетных семей в Российской Федерации: ...

... от конкретных социальных рисков и потребностей семьи. Содействие самопомощи/самообеспечению: Принцип, направленный на активацию экономического потенциала семьи (например, через Социальный контракт), а не на ... каждого субъекта РФ, выделяются: Денежные выплаты и пособия: Предоставление государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей. Трудовые льготы: Меры поддержки в ...

Кейс компенсационных выплат от работодателя:

Предметом судебного разбирательства стал вопрос о включении в расчет СДД компенсационных выплат, которые по своей природе не являются прямым доходом, но направлены на возмещение затрат работника.

В Решении Верховного Суда РФ от 04.02.2025 N АКПИ24-950 был рассмотрен спор о включении в доход семьи компенсации процентов по ипотечным кредитам, выплачиваемой работодателем.

Заявитель настаивал, что это не доход, а возмещение расходов. Однако Верховный Суд РФ подтвердил позицию Правительства о том, что данная компенсация, выплачиваемая в связи с возмещением затрат, относится к доходам, подлежащим учету при расчете среднедушевого дохода семьи для целей назначения Единого пособия.

Данный прецедент имеет фундаментальное значение, поскольку он закрепляет широкое толкование понятия «доход» в контексте оценки нуждаемости, включая выплаты, не облагаемые НДФЛ или имеющие компенсационный характер. Это, с одной стороны, повышает объективность оценки материального положения семьи, но с другой — может приводить к несправедливому отказу в пособии, если компенсационная выплата формально превышает пороговое значение ПМ, но фактически не увеличивает реальную покупательную способность семьи.

Пробел в регулировании мультицелевого назначения пособий

Действующее законодательство, несмотря на унификацию, не содержит четких и исчерпывающих критериев, определяющих возможность одновременного получения гражданами двух и более пособий, имеющих различное целевое назначение (например, ЕП, пособие по уходу за ребенком-инвалидом, различные региональные выплаты).

Пробел проявляется в следующем: каждая выплата регулируется своим федеральным законом или подзаконным актом. В то время как ЕП объединило большинство выплат по нуждаемости, остаются выплаты, не связанные напрямую с оценкой дохода (например, ежемесячные денежные выплаты инвалидам).

Отсутствие единого, сквозного нормативного акта, который бы устанавливал приоритетность, совместимость и механизм учета всех видов социальных трансфертов, приводит к административной путанице и риску возникновения «ловушек бедности», когда суммарные выплаты по разным основаниям могут формально превысить установленный порог, лишая семью права на другие виды поддержки. Необходима разработка методологии, которая бы оценивала совокупный эффект социальных трансфертов, а не только их формальный доходный статус.

Технико-правовые барьеры реализации проактивного назначения и цифрового контроля

С 2022 года Социальный фонд России (СФР) активно внедряет проактивную схему назначения пособий, которая призвана исключить необходимость подачи заявлений гражданами и основывается на межведомственном электронном взаимодействии (СЭДО, ЭЛН).

В 2025 году этот механизм расширяется: например, ЕП на новорожденного ребенка будет назначаться проактивно, если семья уже получает его на старших детей.

Однако, высокая скорость цифровизации выявляет серьезные технико-юридические барьеры и правовые риски, связанные с ответственностью участников процесса.

Юридическая ответственность работодателей в системе СЭДО/ЭЛН

Проактивное назначение пособий (например, по временной нетрудоспособности или единовременного пособия при рождении ребенка) требует безупречного и оперативного обмена данными между медицинскими учреждениями, СФР и работодателями.

Технико-юридическая проблема:

Критическим элементом является скорость реакции работодателя. Согласно п. 22 Правил электронного документооборота, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, работодатель обязан предоставить СФР необходимые сведения (например, о стаже или заработке) по запросу в течение всего 3 рабочих дней.

Нарушение этого сжатого срока или предоставление недостоверных сведений влечет за собой прямую юридическую ответственность работодателя. В соответствии с частью 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, за несвоевременное или недостоверное предоставление данных, повлекшее переплату пособия, на работодателя налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Такая жесткая регламентация сроков и применение штрафных санкций подчеркивают административное давление на бизнес-структуры и создают риск для малых предприятий. Хотя цель — обеспечить оперативность выплат — благородна, столь короткие сроки, особенно при сложном документообороте или технических сбоях, превращаются в серьезный юридический барьер и требуют пересмотра баланса ответственности между государством и работодателем.

Перспективы применения цифровых инструментов для контроля целевого использования

Для повышения прозрачности и обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств, включая субсидии и, потенциально, социальные пособия, в Российской Федерации активно тестируется механизм выплат в цифровых рублях с применением смарт-контрактов.

Механизм и его риски:

Смарт-контракт — это самоисполняемый контракт, условия которого записаны в виде кода. Применительно к социальным выплатам, он позволяет автоматически блокировать платежи, не соответствующие заданным условиям (например, покупка алкоголя или сигарет на «детское» пособие).

Пилотный проект по целевому контролю с помощью цифрового рубля уже был успешно протестирован в Чувашской Республике для выплат субсидий сельскохозяйственным производителям на закупку техники и кормов.

Хотя с технической точки зрения это решение кажется идеальным для обеспечения адресности, с правовой точки зрения оно несет значительные риски:

  1. Нарушение принципа неприкосновенности дохода: Социальное пособие, будучи денежным доходом, должно находиться в распоряжении получателя. Ограничение его использования посредством смарт-контракта может быть истолковано как ограничение гражданских прав и свобод.
  2. Проблема определения целевого назначения: Четкое юридическое определение того, что является «целевым» расходованием пособия на ребенка (например, покупка игрушек, неформальное образование, коммунальные платежи), может стать предметом бесконечных споров и потребовать колоссальной детализации подзаконных актов.

Реализация этого механизма потребует не только технологической готовности, но и внесения кардинальных изменений в финансовое и гражданское законодательство РФ.

Критическая оценка социально-экономической эффективности Единого пособия и проблемы адресности

Анализ социально-экономических результатов реформы показывает, что, несмотря на колоссальные объемы финансирования (более 1 трлн рублей выплат в 2023 году для 10,8 млн детей), Единое пособие не стало радикальным инструментом преодоления бедности.

Несостоятельность Прожиточного минимума как стандарта преодоления бедности

Право на получение Единого пособия полностью привязано к величине Прожиточного минимума (ПМ). Однако в академической среде давно высказывается мнение о несостоятельности ПМ как индикатора реальной нуждаемости.

ПМ как «физиологический минимум»:

Научная критика утверждает, что ПМ, который в 2025 году на душу населения составляет 17 733 рубля, а для детей — 17 201 рубль, является по сути «физиологическим минимумом», то есть отражает лишь базовую стоимость набора продуктов питания и минимального набора непродовольственных товаров и услуг. Он не соответствует реальным затратам, необходимым для полноценного развития ребенка, участия в общественной жизни и обеспечения достойного уровня жизни.

Дискриминация детей в социальном законодательстве:

С юридической точки зрения, наиболее тревожным фактом является то, что дети в Российской Федерации выступают единственной возрастной категорией, для которой не установлена социальная гарантия, предусматривающая, что размер получаемого социального пособия не может быть ниже величины прожиточного минимума.

Для сравнения: пенсионерам гарантируется доведение дохода до регионального ПМ для пенсионеров через федеральную или региональную социальную доплату; трудоспособному населению гарантируется доход не ниже МРОТ. Для ребенка же максимальный размер ЕП составляет 100% ПМ, но минимальный — всего 50% ПМ (около 7 500 – 9 000 рублей в месяц в зависимости от региона), что составляет лишь около 43% от федерального ПМ на ребенка в 2025 году. Таким образом, даже максимальный размер ЕП, не говоря уже о минимальном, часто не выводит семью из состояния бедности.

Проблема недостаточной адресности социальных выплат

Эффективность любой социальной системы определяется не объемом потраченных средств, а ее адресностью — то есть способностью достигать наиболее нуждающихся. Но что мы видим по факту?

Статистика, проанализированная научным сообществом, демонстрирует серьезные проблемы с адресностью: граждане со среднедушевыми доходами ниже Прожиточного минимума в среднем получают не более 20% от общего объема социальных выплат. Это означает, что до 80% социальных трансфертов приходятся на семьи, чей доход не находится ниже установленного порога, что указывает на две системные проблемы:

  1. Несовершенство критериев нуждаемости: Методы оценки нуждаемости (включая учет имущества и доходов) остаются неидеальными, позволяя получать пособия тем, кто в них не нуждается критически.
  2. Множественность и нестыковка программ: Наличие множества программ, которые не всегда требуют строгой проверки нуждаемости, размывает эффект унификации и адресности.

Увеличение адресности требует не только цифровизации, но и фундаментального пересмотра методологии оценки СДД и имущественного положения. Без этого, государство будет продолжать субсидировать те слои населения, которые способны обеспечить себя самостоятельно.

Научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства РФ о пособиях

Для устранения выявленных правовых коллизий, пробелов и повышения социально-экономической эффективности системы социальных пособий необходимо принять ряд системных мер, основанных на академическом анализе и лучших практиках.

Внедрение нового социального стандарта: «Минимальный потребительский бюджет семьи»

Главным предложением по реформированию является отказ от использования Прожиточного минимума как единственного критерия нуждаемости и переход к более объективному стандарту.

Предлагается разработать и законодательно закрепить стандарт «Минимальный потребительский бюджет семьи» (МПБ). МПБ должен быть выше ПМ, поскольку он учитывает не только физиологические потребности, но и минимально необходимые расходы на образование, транспорт, культуру и удовлетворение социальных потребностей, что соответствует концепции достойного существования.

Кроме того, для оценки эффективности социальных расходов необходимо внедрение показателя «процент восполнения (замещения) утраченного дохода». Этот показатель позволит анализировать, насколько тот или иной вид пособия компенсирует дефицит дохода до уровня МПБ, а не только до формального ПМ.

Критерий Прожиточный Минимум (ПМ) Минимальный Потребительский Бюджет (МПБ)
Цель Обеспечение выживания (физиологический минимум). Обеспечение достойного уровня жизни и социального развития.
Расчетная база Базовая корзина питания + минимальные непродовольственные товары. Расширенная корзина, включая затраты на образование, досуг, транспорт.
Юридический эффект Порог для получения пособия. Новый социальный ориентир, база для расчета размера пособия.

Систематизация нормативного массива: Концепция Федерального Социального кодекса

Разрозненность нормативно-правовых актов (ФЗ, регулирующие различные виды пособий, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, акты Правительства, приказы Минтруда) является коренной причиной большинства правовых коллизий и административных барьеров.

В юридическом сообществе обсуждается целесообразность принятия Федерального Социального кодекса РФ.

Преимущества Социального кодекса:

  1. Унификация терминологии: Четкое закрепление ключевых понятий (нуждаемость, семья, доход, имущество) для всех видов социальной поддержки.
  2. Систематизация: Объединение разрозненных норм в единый, логически структурированный документ.
  3. Устранение коллизий: Установление четких правил взаимодействия и совместимости различных видов пособий, ликвидация внутренних противоречий (например, возрастной ценз для детей).

Принятие такого кодекса позволит обеспечить транспарентность и стабильность правового регулирования, что критически важно для граждан и правоприменителей.

Оптимизация административных процессов

Для достижения максимальной адресности и реализации концепции «бесшовного клиентского пути» (безошибочного и быстрого получения услуги) необходимо устранить технико-правовые барьеры межведомственного взаимодействия.

Предлагается усилить роль единого идентификатора (СНИЛС) как основного ключа для обмена информацией между СФР, ФНС, ЗАГС, МВД и другими ведомствами. Это позволит минимизировать требование о предоставлении документов от самого гражданина.

Кроме того, необходимо пересмотреть законодательные нормы, налагающие административную ответственность на работодателей в системе СЭДО/ЭЛН (ФЗ № 255).

Целесообразно увеличить срок предоставления работодателем сведений в СФР с 3 до 5 рабочих дней, чтобы дать возможность малым и средним предприятиям избежать необоснованных штрафов в 5 000 рублей, сохраняя при этом общую оперативность системы, поскольку слишком жесткие сроки создают ненужное напряжение и не всегда учитывают реальную загрузку малого бизнеса.

Заключение

Масштабная реформа системы социальных пособий в РФ, центральным элементом которой стало Единое пособие, является шагом к повышению адресности и унификации. Законодательные изменения 2023–2025 годов, включая требование о минимальном трудовом доходе и проактивное назначение выплат, подтверждают курс государства на стимулирование занятости и цифровизацию социальной сферы.

Однако критический анализ выявил ряд существенных правовых коллизий и пробелов, требующих незамедлительного решения. Ключевые проблемы включают:

  1. Возрастная коллизия (17 лет для ЕП против 18 лет для статуса ребенка).
  2. Неопределенность учета доходов, подтвержденная судебной практикой (Решение ВС РФ от 04.02.2025 N АКПИ24-950 по компенсационным выплатам).
  3. Недостаточная эффективность Прожиточного минимума как стандарта преодоления бедности, что подтверждается данными о низкой адресности выплат (лишь 20% общего объема приходится на малоимущих).
  4. Технико-юридические барьеры в проактивной системе, связанные с жесткими сроками и штрафами для работодателей.

Решение этих проблем лежит в плоскости системной правовой реформы. Разработанные предложения по совершенствованию законодательства включают:

  • Законодательное закрепление нового, более справедливого социального стандарта — «Минимального потребительского бюджета семьи».
  • Принятие Федерального Социального кодекса для систематизации и устранения нормативных противоречий.
  • Оптимизацию административных процедур, включая пересмотр сроков ответственности работодателей и усиление межведомственного взаимодействия на базе СНИЛС.

Реализация данных мер позволит не только устранить текущие правовые противоречия, но и создать более устойчивую, справедливую и социально эффективную систему социального обеспечения в Российской Федерации.

Список использованной литературы

  1. **Нормативно-правовые акты**
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок).
  3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в ред. от 06.04.2015).
  4. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.
  5. Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865.
  6. **Учебники и монографии**
  7. Гасанова К. К., Кубарова Р. А., Озоженко С. И. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Юрайт, 2014. 367 с.
  8. Гусов К. Н. Право социального обеспечения. М.: Проспект, 2011. 178 с.
  9. Гусов К. Н., Буянова М. О. Право социального обеспечения России: учебник. М.: Проспект, 2011. 45 с.
  10. Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2012. 178 с.
  11. Мачульская Е. Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения: учебное пособие и практикум. М.: Книжный мир, 2011. 230 с.
  12. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К°, 2013. 232 с.
  13. Холостова Е. И. История социальной работы в России: учебник. М.: Юрайт, 2013. 145 с.
  14. Шаронов А. О. О некоторых аспектах социальной политики. М.: Экономика, 2011. 45 с.
  15. Шарков Ф. И. Основы социального государства: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2012. 165 с.
  16. **Электронные ресурсы**
  17. Понятие и виды пособий по социальному обеспечению [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/ponyatie-i-vidyi-posobiy-po-sotsialnomu-obespecheniyu/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...