Пенсионная система Российской Федерации в 2025 году: Актуальные структурные изменения, оценка эффективности и направления реформирования

Дипломная работа

Теоретические и методологические основы исследования

В России, как и в большинстве развитых экономик, пенсионное обеспечение выступает краеугольным камнем социальной политики и ключевым макроэкономическим стабилизатором. Однако, согласно последним официальным данным, коэффициент замещения утраченного заработка в России по итогам первой половины 2024 года снизился до критически низкого показателя в 25%, что является самым низким значением за последнее десятилетие. Этот факт не просто указывает на социальное неблагополучие, но и ставит под сомнение эффективность и справедливость действующей солидарной системы, поскольку уровень жизни пенсионеров падает, а государству приходится увеличивать объемы субсидирования.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью системного анализа и критической оценки тех масштабных структурных и законодательных преобразований, которые произошли в пенсионной сфере РФ после 2014 года. Эти изменения, включая повышение пенсионного возраста, введение новой пенсионной формулы (индивидуального пенсионного коэффициента, ИПК), и, самое главное, институциональную реформу 2023 года — создание Социального фонда России (СФР), требуют глубокого изучения их правовых, социальных и финансовых последствий.

Целью работы является проведение исчерпывающего, актуализированного до 2025 года, системного анализа структуры, принципов функционирования и нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения в РФ, а также критическая оценка эффективности последних реформ и выработка обоснованных предложений по повышению устойчивости и справедливости системы.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, соответствующие ключевым исследовательским вопросам:

  1. Проанализировать ключевые изменения в законодательстве о страховых пенсиях и оценить их влияние на права граждан.
  2. Оценить институциональную эффективность создания СФР и выявить сопутствующие системные риски.
  3. Провести критический анализ демографических и макроэкономических факторов, влияющих на финансовую устойчивость, с акцентом на дефицит коэффициента замещения.
  4. Изучить актуальную правоприменительную практику и сформулировать реалистичные направления дальнейшего реформирования, включая развитие накопительных схем.

Структура работы соответствует академическим стандартам выпускной квалификационной работы (ВКР) и построена по принципу последовательного перехода от нормативно-правового базиса к институциональному анализу, оценке эффективности и, наконец, выработке стратегических предложений.

13 стр., 6239 слов

Имущественные налоговые вычеты в России: Комплексный анализ законодательных ...

... вычетов (Приказ ФНС России от 21 февраля 2025 г. № ЕД-7-2/123@): С 30 октября 2025 года вступает в силу приказ, закрепляющий изменения в формы документов налогового ... Целью настоящей работы является всеобъемлющее исследование имущественных налоговых вычетов в Российской Федерации, включающее анализ современного правового регулирования, детализацию ...

Глава 1. Эволюция и современная нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ (2014-2025 гг.)

Структурные изменения в законодательстве о страховых пенсиях после 2014 года

Современная пенсионная система Российской Федерации пережила фундаментальную трансформацию в середине 2010-х годов, ключевым актом которой стал Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Этот закон, действующий в последней редакции (включая изменения от 28.02.2025 года), закрепил переход от чисто стажевой и зарплатной системы к системе, основанной на условном расчетном параметре — индивидуальном пенсионном коэффициенте (ИПК), или «пенсионном балле».

Система ИПК

Введение ИПК с 1 января 2015 года стало попыткой оцифровать и персонализировать пенсионные права граждан. ИПК — это относительная единица, отражающая сумму уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов, его страховой стаж и возраст выхода на пенсию. Чем выше заработная плата (и, соответственно, сумма взносов) и чем дольше гражданин работает, тем больше ИПК он накапливает.

Формула расчета страховой пенсии (СП) приобрела следующий вид:


СП = ИПК × СПК + ФВ

Где:

  • ИПК — сумма всех накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов.
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента, ежегодно индексируемая государством.
  • ФВ — Фиксированная выплата, гарантированная государством минимальная сумма, которая не зависит от стажа и заработка.

Для обеспечения социальных гарантий государство ежегодно устанавливает и индексирует СПК и ФВ. На 2025 год эти параметры выглядят следующим образом:

  • Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК): 145,69 рубля.
  • Размер Фиксированной выплаты (ФВ): 8 907,70 рубля.

Кроме того, законодатель предусмотрел постепенное ужесточение требований к минимальному страховому стажу и количеству накопленных ИПК для получения права на страховую пенсию по старости. В 2025 году для назначения пенсии гражданину необходимо иметь:

  • Минимальный страховой стаж не менее 15 лет.
  • Накопить не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК).

Эти требования направлены на борьбу с теневым сектором экономики и стимулирование граждан к официальному трудоустройству, что, безусловно, повышает собираемость страховых взносов и стабилизирует доходную часть бюджета СФР.

13 стр., 6206 слов

Современная пенсионная система РФ до 2025 года: комплексный анализ ...

... социальным последствиям. Реформа 2015 года: Изменение порядка исчисления пенсий и введение пенсионных баллов С 1 января 2015 года вступил ... -ФЗ, было призвано оптимизировать взаимодействие ведомства с гражданами и бизнесом, централизовать процессы установления социальных выплат ... социальные пенсии, назначаемые по достижении определённого возраста при отсутствии необходимого стажа, а также пенсии для ...

Анализ реформы по повышению пенсионного возраста и ее социально-экономические последствия

Ключевым и наиболее социально значимым изменением в законодательстве стало повышение общеустановленного пенсионного возраста, закрепленное Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ. Запущенная с 2019 года, эта реформа предусматривает поэтапное повышение возраста выхода на пенсию:

  • Для мужчин: с 60 до 65 лет.
  • Для женщин: с 55 до 60 лет.

Полный переходный период завершится к 2028 году. Причиной реформы послужила необходимость снижения демографической нагрузки на солидарную систему и повышения ее финансовой устойчивости.

Социально-экономические последствия реформы

  1. Снижение нагрузки на СФР: Отсрочка выхода граждан на пенсию на 5 лет позволила сократить текущий объем пенсионных выплат, что положительно сказалось на краткосрочной сбалансированности бюджета СФР.
  2. Сохранение права на досрочное назначение: Законодатель предусмотрел механизм компенсации для лиц с длительным страховым стажем. Сохранено право на досрочное назначение пенсии для мужчин, имеющих стаж 42 года, и женщин, имеющих стаж 37 лет, при условии, что они достигают возраста 60 и 55 лет соответственно. Этот механизм служит инструментом социальной справедливости для граждан, начавших трудовую деятельность рано и не имеющих льготных профессий.
  3. Проблема «заморозки» накоплений: С 2014 года действует мораторий на формирование накопительной части пенсии. Все страховые взносы, которые могли бы пойти на индивидуальные счета и инвестироваться, направляются на финансирование текущих выплат страховой (солидарной) части. Этот шаг, хоть и стабилизировал солидарную систему, критически ослабил стимулы для развития долгосрочного пенсионного капитала граждан и привел к снижению потенциального коэффициента замещения в будущем.

Глава 2.

Институциональный аспект реформы: Создание и функционирование Социального фонда России (СФР)

Правовой статус и основные функции Социального фонда России

Институциональная реформа 2023 года стала знаковым событием для всей системы социального обеспечения. С 1 января 2023 года путем слияния Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) был образован Единый государственный внебюджетный Социальный фонд России (СФР) на основании Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ.

Правовой статус и цели

СФР является централизованным оператором, выполняющим функции по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основная цель объединения носила административно-функциональный характер:

  1. Оптимизация взаимодействия: Создание механизма «одного окна» для граждан, позволяющего получать все виды социальной поддержки (пенсии, пособия, выплаты по материнству, выплаты по нетрудоспособности) в едином месте.
  2. Проактивное назначение выплат: Благодаря формированию единой цифровой базы данных, СФР получил возможность назначать многие выплаты (например, материнский капитал, некоторые пособия) в проактивном режиме, без необходимости подачи гражданином заявления.
  3. Снижение административной нагрузки: Упрощение отчетности и платежей для бизнеса.

СФР выполняет критически важный набор функций: назначение и выплату всех видов пенсий (страховых, государственных), администрирование страховых взносов, предоставление социальных выплат и, что немаловажно, управление и инвестирование пенсионных накоплений (через управляющие компании, включая ВЭБ.РФ).

Оценка эффективности перехода на единый тариф страховых взносов и анализ системных рисков СФР

Одним из наиболее значимых последствий создания СФР для бизнеса стало введение единого тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года. Ранее работодатели были обязаны производить три отдельных платежа в ПФР, ФСС и ФОМС. С введением единого тарифа процедура была значительно упрощена:

Категория выплат Единый базовый тариф Свыше предельной базы (1 917 000 руб. в 2023 г.)
Страховые взносы в СФР 30% 15,1%

Этот единый платеж автоматически распределяется внутри СФР на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Эффективность и преимущества

С точки зрения администрирования, реформа является безусловным плюсом. Упрощение расчетов (один расчет) и платежей (один платеж) снижает операционные расходы работодателей и уменьшает вероятность ошибок в отчетности. Для граждан же единая система обеспечивает более быстрое и бесшовное получение услуг, особенно при сложном жизненном цикле (например, при выходе на пенсию, болезни или рождении ребенка).

Именно благодаря централизации и цифровизации процессов становится возможным проактивное назначение выплат.

Критическая оценка и системные риски СФР

Несмотря на заявленные преимущества, слияние двух крупнейших финансовых институтов в один гигантский фонд несет в себе серьезные риски, которые являются системной «слепой зоной» для финансового контроля:

  1. Сложность финансового контроля и аудита: Объединение бюджетов и денежных потоков (пенсионных, социальных и медицинских) в едином фонде усложняет внешний и внутренний финансовый аудит. Прозрачность расходования средств, особенно в части межбюджетных трансфертов и субсидирования дефицита, может снизиться. Это требует усиления контрольных функций Счетной палаты РФ.
  2. Риски кибербезопасности и защита данных: СФР оперирует колоссальным объемом персональных данных, включающим сведения о трудовой деятельности, здоровье, доходах и социальных выплатах практически всего населения страны. Объединение таких массивов в единой цифровой базе, хотя и удобно для проактивного назначения, многократно повышает риски киберугроз, утечек данных и несанкционированного доступа.
  3. Инерция и бюрократия: Существует риск, что, несмотря на оптимизацию на уровне руководства, на региональном уровне эффект «одного окна» будет нивелирован сохранением бюрократических структур и длительным периодом интеграции IT-систем, что затянет реальное повышение качества обслуживания.

Глава 3. Факторы финансовой устойчивости и критический анализ эффективности пенсионной системы РФ

Демографические и макроэкономические вызовы устойчивости системы в 2025 году

Финансовая устойчивость российской пенсионной системы (построенной преимущественно на солидарном принципе) напрямую зависит от демографической структуры и макроэкономической конъюнктуры. В 2025 году система продолжает сталкиваться с серьезными вызовами.

Демографический вызов (Старение населения)

Ключевым фактором давления является тенденция старения населения. Увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости приводят к росту коэффициента возрастной зависимости — отношения числа пенсионеров к числу работающих граждан.

  • На 1 января 2025 года в России на учете в СФР состоит свыше 41,1 млн пенсионеров.
  • Соотношение работающих граждан к числу пенсионеров (коэффициент нагрузки) по данным за 2024 год составляет 1,76:1. Это означает, что на каждые 176 работающих граждан приходится 100 пенсионеров.

Для сравнения, в экономически устойчивых пенсионных системах этот коэффициент должен быть существенно выше (в идеале 3:1 и более).

Низкий коэффициент 1,76:1 требует значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для покрытия дефицита СФР. Разве не очевидно, что без кардинального развития накопительной составляющей, эта диспропорция лишь усилится?

Макроэкономические факторы

Увеличение базы для страховых взносов является позитивным макроэкономическим фактором. По итогам 2024 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в России составила 87 952 рубля. Этот показатель, отражающий рост, опережающий инфляцию, увеличивает объем поступлений в СФР, потенциально снижая дефицит.

Однако положительное влияние макроэкономики частично нивелируется состоянием рынка труда пенсионеров:

  • Доля работающих пенсионеров на 01.01.2025 составила всего 17% (8,2 млн человек).

    Это минимальный показатель с 2011 года. Снижение числа работающих пенсионеров, во многом спровоцированное отменой индексации (до 2025 года), сокращает базу для взносов и увеличивает общее число получателей индексированных пенсий.

Дефицит коэффициента замещения: Критическая оценка социальных гарантий

Эффективность пенсионной системы с точки зрения социального обеспечения оценивается через коэффициент замещения утраченного заработка (Kз).

Критическое снижение Kз

На макроуровне Kз определяется как отношение средней назначенной пенсии к средней заработной плате.


Kз = (Средний размер пенсии / Среднемесячная заработная плата) × 100%

  • Средний размер страховой пенсии по старости на начало 2025 года: 25 000 рублей.
  • Среднемесячная заработная плата (2024 г.): 87 952 рубля.

Фактический коэффициент замещения:


Kз ≈ 25 000 руб. / 87 952 руб. × 100% ≈ 28,4%

Исходные данные указывают на снижение Kз до 25% по итогам первой половины 2024 года. Даже при более оптимистичном расчете на 2025 год (≈ 28,4%), этот показатель остается критически низким, что свидетельствует о неспособности солидарной системы обеспечить гражданам достойный переход на пенсию.

Сравнение с целевыми ориентирами

Текущий фактический Kз (25-28,4%) резко контрастирует с целевыми ориентирами, установленными Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы:

  1. Целевой ориентир СФР: Не менее 40% утраченного заработка.
  2. Теоретический Kз: По методологии, учитывающей 40-летний стаж, теоретический коэффициент замещения для России оценивается в диапазоне 41-43%.

Низкий Kз свидетельствует о дефиците эффективности солидарной системы, который невозможно компенсировать только за счет роста ФВ.

Оценка минимальных гарантий

Для неработающих пенсионеров законодательство предусматривает социальные доплаты до уровня Прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе. Это обеспечивает минимальную государственную гарантию.

Соотношение средней пенсии к ПМП (на примере ПМП 2025 года):

  • Средняя страховая пенсия по старости: 24 059,12 рубля (усредненное значение).
  • Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 2025 год: 15 250 рублей.

Коэффициент отношения к ПМП (KПМП):


KПМП ≈ 24 059,12 руб. / 15 250 руб. ≈ 1,58:1

Цель Стратегии — достижение отношения 2,5–3 ПМП к 2030 году. Текущий показатель 1,58:1 наглядно демонстрирует значительный дефицит эффективности и недостижение целевых социальных стандартов.

Возобновление индексации

Важной мерой, направленной на повышение социальных гарантий и Kз, является возобновление с 2025 года индексации страховых пенсий работающим пенсионерам. Это решение, принятое после длительного моратория, призвано восстановить социальную справедливость и стимулировать граждан к продолжению легальной трудовой деятельности, хотя и создает дополнительную финансовую нагрузку на СФР.

Глава 4. Проблемы правоприменения и перспективные направления реформирования пенсионной системы

Актуальная судебная практика по пенсионным спорам (2016-2024 гг.)

Несмотря на законодательные изменения, правоприменительная практика продолжает сталкиваться с рядом серьезных коллизий, требующих вмешательства высших судебных инстанций. Наиболее актуальные споры касаются двух областей: учета стажа и применения результатов специальной оценки условий труда (СОУТ).

1. Споры о специальном стаже для досрочного назначения пенсии

Значительная часть судебных разбирательств (2016–2024 гг.) связана с отказами СФР (ранее ПФР) во включении определенных периодов работы в специальный стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию. Это касается профессий с вредными и тяжелыми условиями труда (медики, педагоги, шахтеры).

Суды часто требуют подтверждения не только факта работы, но и соответствия рабочего места строгим критериям, установленным списками № 1 и № 2, что вызывает сложности, особенно если работодатель не предоставлял полной или корректной информации в прошлые периоды.

2. Применение результатов СОУТ и позиции Конституционного Суда РФ

Ключевым моментом в современной правоприменительной практике стало Постановление Конституционного Суда РФ от 4 октября 2022 года № 40-П.

КС РФ указал на необходимость совершенствования законодательного регулирования, касающегося применения результатов СОУТ. Проблема заключалась в том, что в некоторых случаях отсутствие проведения СОУТ или установление «допустимого» класса условий труда (класс 2) лишало работника права на досрочную пенсию, даже если он фактически выполнял работу во вредных условиях, предусмотренных старыми списками.

КС РФ фактически потребовал от законодателя (и СФР) обеспечить, чтобы работники, занятые на работах, ранее дававших право на льготную пенсию, не теряли это право из-за формальных недостатков или изменений в порядке оценки условий труда, не зависящих от работника. Этот прецедент является важным инструментом защиты пенсионных прав граждан в судебном порядке.

Направления развития трехуровневой системы и перспективы Гарантированного пенсионного плана (ГПП)

Очевидный дефицит эффективности солидарной системы и демографическое давление диктуют необходимость развития многоуровневой модели пенсионного обеспечения. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ (до 2030 года) предусматривает переход к трехуровневой модели:

  1. Государственная пенсия (обязательное страхование): Солидарная часть (ИПК).
  2. Корпоративная пенсия: Схемы, финансируемые работодателями.
  3. Частная пенсия: Добровольное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО).

В условиях «заморозки» обязательной накопительной части (ОПС) ключевым направлением реформирования становится стимулирование добровольных частных накоплений.

Перспективы Гарантированного пенсионного плана (ГПП)

В качестве альтернативы «замороженной» накопительной системе Минфином и Банком России была предложена концепция Гарантированного пенсионного плана (ГПП).

Суть и механизмы ГПП

ГПП представляет собой систему добровольных взносов граждан в Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) с целью формирования дополнительного пенсионного капитала. Развитие ГПП и стимулирование корпоративных пенсионных схем являются единственным реалистичным путем для увеличения будущего коэффициента замещения и снижения финансовой нагрузки на государственный бюджет в долгосрочной перспективе, следовательно, их внедрение не терпит отлагательств.

  • Добровольность: Участие в ГПП является полностью добровольным, что снимает фискальное давление на граждан.
  • Стимулирование: Для привлечения граждан предусмотрены мощные механизмы стимулирования, являющиеся ключевым элементом предложения по реформе:
    • Налоговые льготы: Предоставление налогового вычета по НДФЛ на сумму внесенных взносов (что делает накопления более выгодными).
    • Государственное софинансирование: Предполагается механизм, при котором государство может софинансировать взносы граждан на определенных условиях, как это было в рамках программы софинансирования пенсий в 2009–2014 годах.
  • Гарантии сохранности: Важным элементом ГПП является обеспечение гарантий сохранности внесенных средств, что должно повысить доверие граждан к НПФ и накопительной системе в целом.

Для этого необходимо не только принять соответствующее законодательство, но и обеспечить жесткий контроль за деятельностью НПФ и прозрачность инвестирования.

Заключение и предложения

Проведенный анализ подтверждает, что пенсионная система Российской Федерации в период 2014–2025 годов претерпела фундаментальные изменения, направленные на повышение ее краткосрочной финансовой устойчивости за счет ужесточения требований (повышение пенсионного возраста, 15 лет стажа, 30 ИПК) и институциональной оптимизации (создание СФР).

Ключевые законодательные акты, такие как ФЗ № 400-ФЗ и ФЗ № 236-ФЗ, сформировали современный правовой каркас системы.

Систематизация ключевых выводов

  1. Правовой базис и ИПК: Введение системы ИПК создало персонализированный механизм учета пенсионных прав, однако его эффективность как инструмента повышения Kз ограничена низкой стоимостью балла и влиянием «заморозки» накоплений.
  2. Институциональная реформа (СФР): Создание СФР и введение единого тарифа взносов принесло административные преимущества (упрощение отчетности, проактивное назначение), но создало системные риски, связанные с усложнением финансового контроля и кибербезопасностью объединенных баз данных.
  3. Финансовая эффективность: Демографическая нагрузка (коэффициент 1,76:1) и низкий фактический коэффициент замещения (25–28,4%) являются критическими индикаторами дефицита эффективности системы. Текущий уровень пенсии (1,58 ПМП) далек от стратегических целей (2,5–3 ПМП).
  4. Правоприменение: Судебная практика, особенно после Постановления КС РФ № 40-П, сосредоточена на защите прав граждан в сфере досрочных пенсий, что подчеркивает нерешенность коллизий в применении норм о специальном стаже и СОУТ.

Предложения по повышению устойчивости и справедливости пенсионной системы

Для достижения целевого показателя коэффициента замещения в 40% и повышения справедливости системы, необходима реализация следующих мер, сфокусированных на развитии накопительной составляющей и укреплении социальных гарантий:

  1. Принятие и активное внедрение Гарантированного пенсионного плана (ГПП): Необходимо ускорить законодательное оформление ГПП, обеспечив максимальную прозрачность и государственные гарантии сохранности инвестированных средств. Ключевым условием успеха является введение мощных налоговых стимулов (увеличенные вычеты по НДФЛ) и возобновление программы государственного софинансирования для граждан, участвующих в ГПП.
  2. Стимулирование корпоративного пенсионного обеспечения: Государство должно разработать и внедрить меры фискального и регуляторного стимулирования работодателей к созданию и развитию корпоративных пенсионных схем (2-й уровень).

    Это может включать льготное налогообложение части взносов работодателей и предоставление им статуса «ответственного работодателя».

  3. Повышение прозрачности СФР: Для устранения системных рисков, связанных со слиянием фондов, необходимо разработать и внедрить обязательные, детализированные стандарты финансовой отчетности СФР, позволяющие Счетной палате и общественности четко отслеживать потоки средств, выделяемых на разные виды социального страхования, и контролировать расходы на администрирование.
  4. Совершенствование законодательства о специальном стаже: Для минимизации судебных споров, необходимо внести изменения в ФЗ № 400-ФЗ, которые бы четко урегулировали вопросы подтверждения льготного стажа в условиях отсутствия корректных данных СОУТ, опираясь на фактические условия труда и позицию Конституционного Суда РФ.

Выполнение поставленных задач и реализация предложенных направлений реформирования позволит не только обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системы в долгосрочной перспективе, но и, самое главное, восстановить социальную справедливость, гарантировав российским пенсионерам достойный уровень жизни, соответствующий целевым показателям Стратегии развития.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 25.12.2023).
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023).
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 28.02.2025).
  5. Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
  6. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 29.12.2015).
  7. Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 06.04.2024).
  8. Закон от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 г. № 40-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 12 и части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»».
  10. Указ Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (ред. от 08.03.2024).
  11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении порядка представления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
  12. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…».
  13. Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. М., 2003. 290 с.
  14. Астапович А.З. Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России. М., 1998. 210 с.
  15. Баскаков В.Н., Лельчук А.Л., Помазкин Д.В. Моделирование пенсионной системы Российской Федерации. Пенсионная система: модель для России и зарубежный опыт. М.: Научные доклады: независимый экономический анализ, 2003. № 140. 418 с.
  16. Гонтмахер Е.И. Как спасти пенсионную систему: Перед Россией маячит перспектива возвращения к советскому вспомоществованию по старости // Независимая газета. 2008. 15 августа. С. 4-6.
  17. Гришина Т.С., Голикова Л.В. Минфин написал, что не умеет считать // Коммерсантъ. 2003. 18 марта. № 049. С. 18-19.
  18. Гудков А.В. Реформа с дефицитом // Время новостей. 2003. 25 апреля. С. 11-14.
  19. Джанчурина А.С., Крючкова П.В., Луковкина Е.А., Табах А.О. Реформа пенсионной системы: международный опыт и рекомендации для России. Москва, 2003. 378 с.
  20. Кузнецова О.В. Пенсия 2009. Порядок расчета и выплаты. М., 2009. 250 с.
  21. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. 2000. № 3. С. 3-8.
  22. Люблин Ю.З. О реализации федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ. 2002. № 13. С. 36-37.
  23. Роик В. Эволюция пенсионных систем: мировые тенденции и опыт России // Человек и Труд. 2008. № 8. С. 17-48.
  24. Савицкая Т.М. Досрочная трудовая пенсия по старости работникам образовательных учреждений. 176 с.
  25. Смирнова А.Ю. А у вас п��нсия убежала: Из Пенсионного фонда России исчезают деньги «молчунов» // RBC daily. 2010. 07 июля.
  26. Щуко Л.П. Новый расчет государственных пенсий. М., 2010. 310 с.
  27. Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. 1998. № 3.
  28. Гарантированный пенсионный план: что это такое, в чем суть новой реформы в 2023 году. URL: https://pensiology.ru/garantirovannyi-pensionnyi-plan-chto-eto-takoe-v-chem-sut-novoi-reformy-v-2023-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Направления развития пенсионной системы Российской Федерации // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-pensionnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.10.2025).
  30. Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам // Верховный Суд РФ. URL: https://vsrf.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Пенсия в России в 2025 году: как получить, размер, возраст и стаж, индексация // ВТБ. URL: https://www.vtb.ru/personal/pension/pensiya-v-rossii-2025 (дата обращения: 09.10.2025).
  32. Пенсионный возраст в России в 2025 году // Skillbox. URL: https://skillbox.ru/media/finance/pensionnyy-vozrast-v-rossii-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  33. Российская пенсионная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития // ВШЭ. URL: https://hse.ru/pension-system-2024 (дата обращения: 09.10.2025).
  34. СФР (Социальный фонд России): что такое и как работает // Skillbox. URL: https://skillbox.ru/media/finance/sfr-sotsialnyy-fond-rossii-chto-takoe-i-kak-rabotaet (дата обращения: 09.10.2025).
  35. Создание Единого социального фонда России на базе ПФР и ФСС: плюсы и минусы // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-edinogo-sotsialnogo-fonda-rossii-na-baze-pfr-i-fss-plyusy-i-minusy (дата обращения: 09.10.2025).
  36. Услуги Социального фонда России – 2025: что ждет россиян с нового года // sfr.gov.ru. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/publications/2024/2025-uslugi-sfr- (дата обращения: 09.10.2025).
  37. Что такое ИПК для расчета пенсии // ВТБ НПФ. URL: https://vtbnpf.ru/articles/chto-takoe-ipk-dlya-rascheta-pensii (дата обращения: 09.10.2025).
  38. Что такое СФР в России с 1 января 2024 года // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/chto-takoe-sfr-v-rossii-s-1-yanvarya-2024-goda (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Что такое пенсионные коэффициенты // Госуслуги. URL: https://gosuslugi.ru/pension-coefficient (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...