Операции коммерческих банков с ценными бумагами в Республике Казахстан (2020–2025): Структура, регулирование и перспективы развития в условиях новой экономической реальности

Дипломная работа

Введение: Актуальность, цели и задачи исследования

В условиях перманентной трансформации глобальных финансовых систем и растущей интеграции Казахстана в международные рынки капитала, роль банков второго уровня (БВУ) как ключевых институциональных инвесторов и посредников на рынке ценных бумаг (ЦБ) критически возрастает. Однако долгое время академическая и аналитическая база, описывающая операции БВУ с ЦБ в Республике Казахстан, опиралась на устаревшие данные, датированные периодом до 2015 года.

Этот период был ознаменован совершенно иными макроэкономическими условиями, регуляторной архитектурой и уровнем развития фондового рынка. Сегодня, в 2025 году, когда банковский сектор претерпел значительную консолидацию, а регуляторная среда кардинально изменилась (например, передача функций АРРФР), требуется глубокий, системный и актуальный анализ, способный отразить новую экономическую реальность.

Цель настоящего исследования — провести актуальное, глубокое экономическое и правовое исследование современных операций коммерческих банков с ценными бумагами в Республике Казахстан за период 2020–2025 гг., сфокусировавшись на анализе изменений в структуре, регулировании и доходности этих операций.

Научная новизна и практическая значимость работы заключаются в устранении "слепых зон" предшествующих исследований: проведении сравнительного анализа эффективности сегмента ЦБ против традиционного кредитования, оценке экономического эффекта от новейших регуляторных инициатив (ЦФА, брокеры второй категории, пенсионные активы) и разработке конкретных рекомендаций для совершенствования инвестиционной стратегии БВУ и развития фондового рынка.

Структура работы построена на последовательном раскрытии пяти ключевых исследовательских вопросов, начиная с институционального фундамента и завершая прогностическими рекомендациями, что обеспечивает всесторонний взгляд на проблему. Всесторонний взгляд на проблему гарантирует, что мы не упустим ни одного важного аспекта, влияющего на эффективность банковского сектора.

Теоретико-правовые и институциональные основы рынка ценных бумаг РК

Новая архитектура регулирования: Роль АРРФР и его мандат

Эффективное функционирование рынка ценных бумаг (РЦБ) в значительной степени определяется стабильностью и компетентностью надзорного органа. Фундаментальные институциональные изменения произошли в Казахстане 1 января 2020 года: в соответствии с Указом Президента РК от 11 ноября 2019 года №203, было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).

12 стр., 5817 слов

Фондовый рынок Казахстана: Современное состояние, ключевые проблемы ...

... обеспечивало комплексную защиту интересов инвесторов. Важнейшими вехами стали: Закон Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" от 5 марта 1997 года. Этот закон заменил собой Указ Президента от 21 апреля ...

АРРФР приняло на себя функции и полномочия Национального Банка РК (НБ РК) по государственному регулированию и надзору за финансовым рынком, включая рынок ценных бумаг. Это смещение центра тяжести надзора ознаменовало переход к модели "мегарегулятора", основной целью которого является не только обеспечение финансовой стабильности, но и активное содействие развитию финансового рынка. И что из этого следует? Создание мегарегулятора позволило унифицировать стандарты надзора, что критически важно для оперативного реагирования на глобальные финансовые шоки.

Мандат АРРФР включает:

  1. Установление пруденциальных нормативов и требований к достаточности капитала и ликвидности БВУ, в том числе, связанных с рисками портфеля ЦБ.
  2. Лицензирование и регулирование брокерской, дилерской и андеррайтинговой деятельности БВУ.
  3. Разработку и внедрение мер по защите прав инвесторов и повышению прозрачности рынка.

Влияние регуляторных новаций на институциональный спрос

АРРФР активно работает над расширением институциональной базы инвесторов, что напрямую влияет на операции БВУ. Две ключевые инициативы последних лет:

1. Передача пенсионных активов в частное управление.

С 2023 года был снят порог минимальной достаточности, что позволило вкладчикам Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) передавать часть своих накоплений в доверительное управление управляющим инвестиционным портфелем (УИП).

Это решение имело немедленный экономический эффект: по состоянию на 1 января 2025 года, общий объем пенсионных активов, переданных в УИП, превысил 65,24 миллиарда тенге. Этот приток средств стимулирует спрос на корпоративные и инфраструктурные облигации, а также акции листинговых компаний, что создает новые возможности для БВУ, выступающих как УИП, и для их брокерских подразделений.

2. Введение категории "брокеров второй категории".

Для стимулирования конкуренции и упрощения доступа на рынок розничных инвесторов, АРРФР ввело разделение брокеров на категории (Постановление Правления АРРФР).

Новый класс — "брокеры второй категории" — ориентирован на инвестиционное консультирование и не имеет права ведения счетов номинального держателя. Требования к ним значительно снижены:

Категория брокера Требование к собственному капиталу Функционал
Первая категория 50 000 МРП Полный спектр услуг, включая ведение счетов номинального держателя
Вторая категория 10 000 МРП Инвестиционное консультирование, ограниченные сделки

Это нововведение потенциально увеличивает количество профессиональных участников, снижает барьеры входа для малых финтех-компаний и позволяет БВУ фокусировать свои основные брокерские подразделения на крупных институциональных сделках.

Обзор ключевых изменений в законодательстве

Правовая основа операций с ЦБ зиждется на Гражданском кодексе РК и Законе РК "О рынке ценных бумаг". Последние существенные изменения в Законе "О рынке ценных бумаг" (на 12.07.2022) были направлены на гармонизацию стандартов с международными требованиями и повышение прозрачности.

Ключевые нормативные акты АРРФР, определяющие деятельность БВУ:

  • Регулирование дилерской деятельности: Банки, обладая дилерской лицензией, имеют право совершать сделки с ЦБ от своего имени и за свой счет. Их цель — управление собственным инвестиционным портфелем для обеспечения ликвидности, диверсификации активов и получения процентного/купонного дохода.
  • Регулирование брокерской деятельности: БВУ выступают агентами клиентов (юридических и физических лиц), исполняя их поручения на покупку/продажу ЦБ. Это приносит комиссионный доход.
  • Андеррайтинг: Участие в первичном размещении корпоративных облигаций и акций, что позволяет банкам выступать гарантами размещения и получать существенный комиссионный доход.

В целом, правовое поле 2020–2025 гг. стимулирует БВУ к более активной роли на рынке через институциональные механизмы (УИП) и требует от них более строгого соблюдения пруденциальных норм, учитывая повышенные риски в условиях глобальной экономической нестабильности. Следовательно, регулятор фактически подталкивает банки к более изощренному управлению рисками.

Структурно-динамический анализ портфелей ценных бумаг коммерческих банков РК (2023–2025 гг.)

Динамика и структура совокупных активов банковского сектора

Банковский сектор Казахстана демонстрирует уверенный рост, несмотря на макроэкономические вызовы. К весне 2025 года совокупные активы БВУ достигли исторического максимума, превысив 61 трлн тенге, увеличившись за год на впечатляющие 17,4% (или 9 трлн тенге).

Этот рост неравномерен и сосредоточен в основном у лидеров рынка:

  • Halyk Bank удерживает абсолютное лидерство, его активы выросли до 18,2 трлн тенге.
  • Значительный рост также показали Банк ЦентрКредит (БЦК) и Kaspi Bank.

Увеличение активов БВУ напрямую влияет на объем средств, доступных для инвестирования в ЦБ, что является ключевым фактором для развития фондового рынка.

Детальная структура портфеля ценных бумаг

Совокупный портфель ценных бумаг банков второго уровня является важнейшим индикатором их инвестиционной политики и риск-аппетита. На конец декабря 2024 года объем этого портфеля составлял 12 490 млрд тенге.

Несмотря на периодическую волатильность (незначительное снижение в декабре 2024 г. и рост в мае 2025 г. до 11 741 млрд тенге), годовой рост портфеля ЦБ в 2024 году составил 15,2%.

Ключевой фактор роста: Доминирование государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Инвестиционная стратегия казахстанских БВУ остается крайне консервативной. Основной прирост портфеля (более 21% в 2024 году) был обеспечен именно за счет расширения вложений в ГЦБ.

Структура портфеля ЦБ БВУ (2024 г., оценка) Рост за 2024 г. Инвестиционная логика
Государственные ЦБ (ГЦБ) +21% Низкий риск, высокая ликвидность, используется для управления ликвидностью и выполнения пруденциальных нормативов.
Корпоративные облигации Умеренный/Незначительный Более высокий риск, требующий тщательной оценки кредитоспособности эмитентов.
Акции и паи Низкий Спекулятивный/стратегический капитал.

Факторы, определяющие инвестиционную стратегию:

  1. Высокая базовая ставка: В условиях высокой базовой ставки, установленной НБ РК для борьбы с инфляцией, доходность ГЦБ становится привлекательной альтернативой кредитованию, поскольку имеет нулевой или минимальный кредитный риск. Банки инвестируют дополнительную маржу именно в ГЦБ.
  2. Пруденциальный режим: ГЦБ имеют наименьший коэффициент риска при расчете достаточности капитала (коэффициент взвешивания риска, как правило, 0%), что делает их идеальным инструментом для оптимизации структуры активов.

Оценка рисков портфеля на основе пруденциальных нормативов

Высокая ликвидность и капитализация банковского сектора РК свидетельствуют о его устойчивости. Пруденциальные нормативы АРРФР строго контролируют риск-профиль БВУ, включая риски, связанные с портфелем ЦБ.

1. Коэффициент достаточности капитала (k₁):

На 1 декабря 2024 года уровень достаточности основного капитала (k₁) банковского сектора составлял 20,3%. Этот показатель существенно превышает минимальные регуляторные требования, что указывает на высокую способность банков абсорбировать потенциальные убытки, в том числе от рыночных рисков, связанных с ЦБ. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле: $k_1 = \text{Капитал} / (\text{Взвешенные по риску активы})$.

2. Высоколиквидные активы (ВЛА):

На 1 сентября 2024 года высоколиквидные активы БВУ составляли 17,7 трлн тенге, что соответствует 39,5% от совокупных активов. Значительная часть этих активов представлена именно высоколиквидными ГЦБ. Такой высокий уровень ликвидности позволяет банкам оперативно выполнять свои обязательства, даже при внезапных рыночных шоках.

В заключение, структура портфелей ЦБ в РК отражает стратегию избегания риска (Risk Aversion), где инвестиции служат преимущественно инструментом управления ликвидностью и регуляторного соответствия, а не основным источником прибыли. Стоит ли удивляться тогда, что при такой стратегии доходность вложений не соответствует общему росту сектора?

Сравнительный анализ эффективности и риск-доходности операций с ценными бумагами

Парадокс доходности: Ценные бумаги vs. Кредитование

Хотя казахстанский банковский сектор в целом демонстрирует высокую рентабельность, это достигается не за счет инвестиционной деятельности, а за счет традиционного кредитования и операций с регулятором.

Показатель рентабельности капитала (ROAE) банковского сектора в декабре 2024 года составлял высокие 32,4%. Однако углубленный анализ процентных доходов выявляет системный разрыв:

Источник процентного дохода БВУ (2024 год) Объем дохода (млрд тенге) Доля в общем доходе (7,4 трлн тг)
Кредитование клиентов 5 300,0 71,6%
Вклады в Национальном Банке РК 809,8 10,9%
Операции с ценными бумагами 757,5 10,2%

Вывод из парадокса: Доходы от операций с ценными бумагами (757,5 млрд тенге) оказались не только в 7 раз меньше доходов от кредитования (5,3 трлн тенге), но и меньше, чем доходы, полученные от размещения средств в НБ РК (809,8 млрд тенге).

Этот факт доказывает, что, несмотря на растущий объем портфеля ЦБ, сегмент остается низкоэффективным с точки зрения генерации дохода. Высокая общая рентабельность банков маскирует консервативную и по сути пассивную стратегию в отношении рынка капитала. БВУ используют ЦБ (преимущественно ГЦБ) скорее как финансовый буфер, чем как активный источник прибыли.

Индекс KASE и нереализованный потенциал

Консервативная инвестиционная политика БВУ выглядит особенно нелогичной на фоне динамичного роста казахстанского фондового рынка.

В 2024 году Индекс KASE продемонстрировал впечатляющий рост на 33,2%, достигнув 5578,1 пункта. Основными драйверами роста были акции финансового сектора (Halyk Bank) и телекоммуникаций (Kcell).

Объем торгуемого корпоративного долга также вырос до 14,2 трлн тенге.

Упущенная выгода:

Если бы БВУ проявляли более гибкую и активную стратегию, диверсифицируя свои портфели за счет корпоративных облигаций и акций с высоким рейтингом ликвидности (из топ-10 KASE), они могли бы существенно увеличить не только процентные, но и нереализованные доходы от переоценки активов. Доминирование ГЦБ, хоть и безопасно, не позволяет банкам в полной мере капитализировать рост фондового рынка.

Риск-профиль: Неработающие кредиты (NPL) как бенчмарк

Оценка эффективности инвестиций должна учитывать и уровень риска. Традиционное кредитование, являющееся основным источником дохода, несет в себе кредитный риск, который выражается в доле неработающих кредитов (NPL 90+).

По состоянию на 1 марта 2025 года, доля NPL 90+ в целом по банковскому сектору составляла 3,27%. У лидера рынка (Halyk Bank) этот показатель еще ниже — 2,58%. Таким образом, риск-профиль банков остается приемлемым, но не нулевым.

Сравнительная оценка риска:

  • Риск в сегменте ЦБ, где преобладают ГЦБ, практически минимален (кредитный риск стремится к нулю).
  • Риск в сегменте корпоративных ЦБ умеренный, но компенсируется более высокой доходностью.
  • Риск в сегменте кредитования (3,27% NPL) является существенным операционным риском, требующим формирования значительных провизий.

Таким образом, БВУ, несмотря на готовность принимать кредитный риск для получения 70% дохода, остаются чрезмерно осторожными в инвестиционной деятельности, где риски могут быть более диверсифицированы и структурированы через инструменты KASE. Иными словами, банки готовы брать на себя существенный кредитный риск, но избегают рыночного риска, хотя последний часто легче поддается хеджированию.

Развитие новых финансовых инструментов и перспективы фондового рынка

Интеграция ESG-облигаций

Мировые тенденции устойчивого развития (ESG) находят свое отражение и на казахстанском фондовом рынке. KASE активно продвигает сегмент ESG-облигаций, которые включают зеленые, социальные и иные облигации, предназначенные для финансирования проектов с экологической и социальной значимостью.

Активность в этом сегменте растет: за 8 месяцев 2024 года процедуру листинга прошли шесть выпусков ESG-бондов на общую сумму 406 миллиардов тенге.

Роль БВУ:

Коммерческие банки могут выступать не только эмитентами (для финансирования собственных "зеленых" проектов или ипотеки), но и, что важнее, ключевыми инвесторами и андеррайтерами. Внедрение ESG-критериев в инвестиционную политику БВУ является не только данью моде, но и способом диверсификации портфеля, поскольку ESG-активы зачастую демонстрируют более высокую устойчивость в долгосрочной перспективе. Для БВУ это открывает путь к международным "зеленым" фондам и привлечению иностранного капитала, что было бы значительным шагом вперед по сравнению с текущей консервативной стратегией.

Цифровые Финансовые Активы (ЦФА): Новое правовое поле

Одним из наиболее прорывных направлений развития РЦБ в Казахстане является создание рынка Цифровых Финансовых Активов (ЦФА) на базе KASE. ЦФА определяются как цифровые инструменты, выпускаемые с привязкой к базовым активам (ЦБ, драгметаллы) и выражающие имущественные права.

Регулирование ЦФА является критически важным для их интеграции в банковскую систему. Законодательные поправки, касающиеся ЦФА, включены в проект нового Закона «О банках и банковской деятельности», который был представлен в Мажилисе 15 сентября 2025 года.

Проект Закона предусматривает три вида ЦФА, регулируемых разными органами:

  1. Стейблкоины: Регулируются Национальным Банком РК.
  2. ЦФА, обеспеченные базовым активом: Регулируются АРРФР.
  3. Финансовые инструменты в цифровой форме (токенизированные ЦБ): Регулируются АРРФР.

Потенциал для БВУ:

Внедрение ЦФА позволит БВУ:

  • Снизить транзакционные издержки за счет использования технологии блокчейн и смарт-контрактов.
  • Упростить выпуск традиционных финансовых инструментов (токенизация) и сделать их более доступными для розничных инвесторов.
  • Расширить спектр услуг, выступая в качестве операторов цифровых платформ.

Системные проблемы и вызовы для БВУ

Развитие операций БВУ с ЦБ тормозится не только их консерватизмом, но и системными проблемами всего казахстанского фондового рынка:

  1. Недостаток ликвидности и глубины рынка: Ограниченное количество по-настоящему ликвидных эмитентов и инструментов (помимо ГЦБ) создает трудности для крупных институциональных инвесторов (БВУ) в размещении больших объемов капитала.
  2. Низкий уровень финансовой грамотности населения: Розничный спрос, который мог бы стать дополнительным источником ликвидности, остается слабым. По данным АРРФР за 2023 год, Индекс финансовой грамотности населения Казахстана составил всего 40,5%. Наиболее критичным компонентом является "Управление собственными финансовыми средствами" (38,6%), что прямо влияет на нежелание граждан инвестировать в ЦБ через брокерские счета БВУ.

Пока эти барьеры не будут устранены, портфели БВУ будут оставаться перегруженными низкодоходными ГЦБ.

Заключение и стратегические рекомендации

Проведенный анализ операций коммерческих банков с ценными бумагами в Республике Казахстан за период 2020–2025 гг. демонстрирует парадоксальную картину: на фоне уверенного роста совокупных активов сектора (до 61 трлн тенге) и высокой общей рентабельности (ROAE 32,4%), инвестиционная деятельность БВУ в сегменте ЦБ остается консервативной и низкоэффективной. Портфели ЦБ (12,49 трлн тенге) критически доминируются ГЦБ (+21% роста в 2024 г.), что является стратегией, направленной на управление ликвидностью и регуляторное соответствие, а не на максимизацию прибыли. Это подтверждается тем, что доход от ЦБ (757,5 млрд тенге) в 7 раз меньше дохода от кредитования (5,3 трлн тенге).

Новая регуляторная архитектура, представленная АРРФР, активно создает стимулы для развития РЦБ (передача 65,24 млрд тенге пенсионных активов в УИП, развитие ESG-бондов на 406 млрд тенге, регулирование ЦФА), но БВУ пока используют эти возможности недостаточно активно, что замедляет диверсификацию и углубление рынка. Что же необходимо предпринять, чтобы разорвать порочный круг консерватизма?

Для устранения выявленных системных проблем и дальнейшего совершенствования операций БВУ с ценными бумагами в РК необходимо реализовать следующие стратегические рекомендации:

Регуляторные и Институциональные Меры

  • Дифференциация требований к капиталу: АРРФР следует рассмотреть возможность введения льготных коэффициентов взвешивания риска (RWA) для высокорейтинговых корпоративных облигаций, выпущенных эмитентами KASE, с целью снижения привлекательности исключительно ГЦБ.
  • Стимулирование андеррайтинга: Введение фискальных стимулов (налоговых льгот) для БВУ, активно участвующих в первичном размещении корпоративного долга и акций, особенно в сегменте ESG-бондов, для увеличения предложения ликвидных инструментов.

Инфраструктурное и Технологическое Развитие

  • Ускоренное внедрение ЦФА: Необходимо обеспечить быстрое принятие Закона «О банках и банковской деятельности» (сентябрь 2025 г.) и разработать четкие подзаконные акты для оперативного запуска пилотных проектов по токенизации традиционных ЦБ на базе KASE и БВУ. БВУ должны быть готовы выступать операторами таких цифровых платформ.
  • Программы повышения грамотности: БВУ, совместно с АРРФР, должны создать национальные программы повышения финансовой грамотности, ориентированные на компонент "Управление собственными финансовыми средствами" (уровень 38,6%), чтобы создать базу для устойчивого роста розничного спроса на ЦБ.

Корректировка Инвестиционной Стратегии БВУ

  • Пересмотр риск-аппетита: БВУ должны включить в свои инвестиционные декларации целевые показатели по доле корпоративных ЦБ, стремясь к постепенному снижению доминирования ГЦБ, и использовать потенциал роста Индекса KASE.
  • Активное использование ESG: Интеграция ESG-критериев в кредитный и инвестиционный анализ, что позволит БВУ не только инвестировать в «зеленые» активы, но и выступать консультантами для корпоративных клиентов по выпуску таких инструментов.

Только комплексное сочетание регуляторных стимулов и стратегического пересмотра инвестиционной политики самими БВУ позволит Казахстану построить по-настоящему глубокий, ликвидный и диверсифицированный рынок ценных бумаг, где банковский сектор будет играть роль не только буфера ликвидности, но и мощного драйвера экономического роста.

Список использованной литературы

  1. Банковский сектор Казахстана в мае 2025 года: умеренный рост кредитов // Halyk Finance. URL: https://halykfinance.kz
  2. Обзор финансового сектора Республики Казахстан за март 2025 года // Официальный сайт Правительства РК. URL: https://www.gov.kz
  3. Какую прибыль получили казахстанские банки за 2024 год // Forbes.kz. URL: https://forbes.kz
  4. О состоянии рынка ценных бумаг Казахстана на 1 сентября 2024 года // Официальный сайт Правительства РК. URL: https://www.gov.kz
  5. О состоянии банковского сектора Казахстана на 1 сентября 2024 года // Официальный сайт Правительства РК. URL: https://www.gov.kz
  6. Банковский сектор Казахстана в декабре 2024 года: рост депозитного портфеля // Halyk Finance. URL: https://halykfinance.kz
  7. Банковский сектор Казахстана в октябре 2024: замедление роста кредитов // Halyk Finance. URL: https://halykfinance.kz
  8. Активы казахстанских банков перевалили за 61 триллион тенге, портфель кредитов достиг 36 триллионов // Ranking.kz. URL: https://ranking.kz
  9. В Казахстане создадут рынок цифровых финансовых активов на базе kase // Inform.kz. URL: https://inform.kz
  10. Фондовый рынок Казахстана: проблемы реализации инвестиционного поте // ENU.kz. URL: https://enu.kz
  11. Как регулируются ценные бумаги в Казахстане? // Zakon.kz. URL: https://zakon.kz
  12. ESG облигации — Казахстанская фондовая биржа (KASE).

    URL: https://kase.kz

  13. Соглашение о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы // Национальный Банк РК. URL: https://nationalbank.kz
  14. Зеленые бонды в Казахстане ждут нового поколения инвесторов // Kursiv.media. URL: https://kursiv.media
  15. На каком уровне развития находится рынок ценных бумаг в Казахстане? // DKNews.kz. URL: https://dknews.kz
  16. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В РЕСПУ // KazATU.edu.kz. URL: https://kazatu.edu.kz
  17. О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка ценных бумаг // Zan.kz. URL: https://zan.kz
  18. Финансовые инструменты — Все ценные бумаги // KASE. URL: https://kase.kz
  19. Годовой Отчет // KASE. URL: https://kase.kz
  20. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В ФОРМЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru
  21. Финансовые показатели // Национальный Банк Казахстана. URL: https://nationalbank.kz
  22. Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. URL: https://www.gov.kz
  23. Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 20 октября 2022 года № 75 // Zakon.kz.
  24. Обзор финансового сектора Республики Казахстан // Официальный сайт Правительства РК. URL: https://www.gov.kz
  25. О рынке ценных бумаг: Закон Республики Казахстан от 02 июля 2003 года № 461-II (с изменениями и дополнениями).

    URL: https://kase.kz

  26. Биржевое дело: Учебник / под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1998.
  27. Андреев В. К. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Бухгалтерский учет. 1997. № 2. С. 56.
  28. Долинская В. Кредитные организации на рынке ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 1997. № 1. С. 49.
  29. Златкис Б. И. Рынок ценных бумаг: итоги, планы // Финансы. 1997. № 2. С. 3.
  30. Каратуев А. Г. Муниципальные ценные бумаги в Казахстане // Финансы. 1997. № 2. С. 11.
  31. Крылова М. Ценная бумага вещь, документ или совокупность прав? // Рынок ценных бумаг. 1997. № 2. С. 60.
  32. Любенцова Т. Пролонгирование государственной задолженности — не роскошь, а необходимость // Рынок ценных бумаг. 1997. № 9. С. 24.
  33. Булатов Р. Р. Деятельность коммерческих банков на фондовом рынке // Деньги и кредит. 1996. № 11. С. 41.
  34. Азимов Л. Конвертируемые облигации: банки идут первыми // Рынок ценных бумаг. 1996. № 1. С. 7.
  35. Козлов А. О роли Банка Казахстана в развитии рынка ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 1996. № 7.
  36. Лысихин И. Закон О рынке ценных бумаг : на пересечения принципов и интересов // Рынок ценных бумаг. 1996. № 7.
  37. Афонина С. Особенности обращения государственных ценных бумаг // Аудитор. 1995. № 5. С. 39.
  38. Государственное регулирование рынка ценных бумаг: институциональная структура // Экономика и жизнь. 1994. № 38.
  39. Кавецкий И. М. Фондовый рынок. Санкт-Петербург, 1993.
  40. Машина М. В. Фондовая биржа, или как взойти на вершину пирамиды. М.: Международные отношения, 1993.
  41. Козлов А. А. Организация выпуска и обращения государственных краткосрочных облигаций (проект) // Деньги и кредит. 1993. № 3. С. 9.
  42. Биржевой портфель (Книга биржевика, Книга биржевого коммерсанта, Книга брокера) / отв. ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М.: СОМИНТЕК, 1992.
  43. Банковское дело: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. М., 1992.
  44. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. Алматы: Финансы и статистика, 1991.
  45. Алехин Б. И. Виды ценных бумаг // ЭКО. 1991. № 11.
  46. Алехин Б. И. Как работает рынок ценных бумаг? // ЭКО. 1991. № 12.
  47. Операции банков с ценными бумагами [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/operatsii-bankov-s-tsennyimi-bumagami-2/