Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
В условиях перманентной трансформации глобальных финансовых систем и растущей интеграции Казахстана в международные рынки капитала, роль банков второго уровня (БВУ) как ключевых институциональных инвесторов и посредников на рынке ценных бумаг (ЦБ) критически возрастает. Однако долгое время академическая и аналитическая база, описывающая операции БВУ с ЦБ в Республике Казахстан, опиралась на устаревшие данные, датированные периодом до 2015 года.
Этот период был ознаменован совершенно иными макроэкономическими условиями, регуляторной архитектурой и уровнем развития фондового рынка. Сегодня, в 2025 году, когда банковский сектор претерпел значительную консолидацию, а регуляторная среда кардинально изменилась (например, передача функций АРРФР), требуется глубокий, системный и актуальный анализ, способный отразить новую экономическую реальность.
Цель настоящего исследования — провести актуальное, глубокое экономическое и правовое исследование современных операций коммерческих банков с ценными бумагами в Республике Казахстан за период 2020–2025 гг., сфокусировавшись на анализе изменений в структуре, регулировании и доходности этих операций.
Научная новизна и практическая значимость работы заключаются в устранении "слепых зон" предшествующих исследований: проведении сравнительного анализа эффективности сегмента ЦБ против традиционного кредитования, оценке экономического эффекта от новейших регуляторных инициатив (ЦФА, брокеры второй категории, пенсионные активы) и разработке конкретных рекомендаций для совершенствования инвестиционной стратегии БВУ и развития фондового рынка.
Структура работы построена на последовательном раскрытии пяти ключевых исследовательских вопросов, начиная с институционального фундамента и завершая прогностическими рекомендациями, что обеспечивает всесторонний взгляд на проблему. Всесторонний взгляд на проблему гарантирует, что мы не упустим ни одного важного аспекта, влияющего на эффективность банковского сектора.
Теоретико-правовые и институциональные основы рынка ценных бумаг РК
Новая архитектура регулирования: Роль АРРФР и его мандат
Эффективное функционирование рынка ценных бумаг (РЦБ) в значительной степени определяется стабильностью и компетентностью надзорного органа. Фундаментальные институциональные изменения произошли в Казахстане 1 января 2020 года: в соответствии с Указом Президента РК от 11 ноября 2019 года №203, было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
Фондовый рынок Казахстана: Современное состояние, ключевые проблемы ...
... обеспечивало комплексную защиту интересов инвесторов. Важнейшими вехами стали: Закон Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" от 5 марта 1997 года. Этот закон заменил собой Указ Президента от 21 апреля ...
АРРФР приняло на себя функции и полномочия Национального Банка РК (НБ РК) по государственному регулированию и надзору за финансовым рынком, включая рынок ценных бумаг. Это смещение центра тяжести надзора ознаменовало переход к модели "мегарегулятора", основной целью которого является не только обеспечение финансовой стабильности, но и активное содействие развитию финансового рынка. И что из этого следует? Создание мегарегулятора позволило унифицировать стандарты надзора, что критически важно для оперативного реагирования на глобальные финансовые шоки.
Мандат АРРФР включает:
- Установление пруденциальных нормативов и требований к достаточности капитала и ликвидности БВУ, в том числе, связанных с рисками портфеля ЦБ.
- Лицензирование и регулирование брокерской, дилерской и андеррайтинговой деятельности БВУ.
- Разработку и внедрение мер по защите прав инвесторов и повышению прозрачности рынка.
Влияние регуляторных новаций на институциональный спрос
АРРФР активно работает над расширением институциональной базы инвесторов, что напрямую влияет на операции БВУ. Две ключевые инициативы последних лет:
1. Передача пенсионных активов в частное управление.
С 2023 года был снят порог минимальной достаточности, что позволило вкладчикам Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) передавать часть своих накоплений в доверительное управление управляющим инвестиционным портфелем (УИП).
Это решение имело немедленный экономический эффект: по состоянию на 1 января 2025 года, общий объем пенсионных активов, переданных в УИП, превысил 65,24 миллиарда тенге. Этот приток средств стимулирует спрос на корпоративные и инфраструктурные облигации, а также акции листинговых компаний, что создает новые возможности для БВУ, выступающих как УИП, и для их брокерских подразделений.
2. Введение категории "брокеров второй категории".
Для стимулирования конкуренции и упрощения доступа на рынок розничных инвесторов, АРРФР ввело разделение брокеров на категории (Постановление Правления АРРФР).
Новый класс — "брокеры второй категории" — ориентирован на инвестиционное консультирование и не имеет права ведения счетов номинального держателя. Требования к ним значительно снижены:
| Категория брокера | Требование к собственному капиталу | Функционал | 
|---|---|---|
| Первая категория | 50 000 МРП | Полный спектр услуг, включая ведение счетов номинального держателя | 
| Вторая категория | 10 000 МРП | Инвестиционное консультирование, ограниченные сделки | 
Это нововведение потенциально увеличивает количество профессиональных участников, снижает барьеры входа для малых финтех-компаний и позволяет БВУ фокусировать свои основные брокерские подразделения на крупных институциональных сделках.
Обзор ключевых изменений в законодательстве
Правовая основа операций с ЦБ зиждется на Гражданском кодексе РК и Законе РК "О рынке ценных бумаг". Последние существенные изменения в Законе "О рынке ценных бумаг" (на 12.07.2022) были направлены на гармонизацию стандартов с международными требованиями и повышение прозрачности.
Ключевые нормативные акты АРРФР, определяющие деятельность БВУ:
- Регулирование дилерской деятельности: Банки, обладая дилерской лицензией, имеют право совершать сделки с ЦБ от своего имени и за свой счет. Их цель — управление собственным инвестиционным портфелем для обеспечения ликвидности, диверсификации активов и получения процентного/купонного дохода.
- Регулирование брокерской деятельности: БВУ выступают агентами клиентов (юридических и физических лиц), исполняя их поручения на покупку/продажу ЦБ. Это приносит комиссионный доход.
- Андеррайтинг: Участие в первичном размещении корпоративных облигаций и акций, что позволяет банкам выступать гарантами размещения и получать существенный комиссионный доход.
В целом, правовое поле 2020–2025 гг. стимулирует БВУ к более активной роли на рынке через институциональные механизмы (УИП) и требует от них более строгого соблюдения пруденциальных норм, учитывая повышенные риски в условиях глобальной экономической нестабильности. Следовательно, регулятор фактически подталкивает банки к более изощренному управлению рисками.
Структурно-динамический анализ портфелей ценных бумаг коммерческих банков РК (2023–2025 гг.)
Динамика и структура совокупных активов банковского сектора
Банковский сектор Казахстана демонстрирует уверенный рост, несмотря на макроэкономические вызовы. К весне 2025 года совокупные активы БВУ достигли исторического максимума, превысив 61 трлн тенге, увеличившись за год на впечатляющие 17,4% (или 9 трлн тенге).
Этот рост неравномерен и сосредоточен в основном у лидеров рынка:
- Halyk Bank удерживает абсолютное лидерство, его активы выросли до 18,2 трлн тенге.
- Значительный рост также показали Банк ЦентрКредит (БЦК) и Kaspi Bank.
Увеличение активов БВУ напрямую влияет на объем средств, доступных для инвестирования в ЦБ, что является ключевым фактором для развития фондового рынка.
Детальная структура портфеля ценных бумаг
Совокупный портфель ценных бумаг банков второго уровня является важнейшим индикатором их инвестиционной политики и риск-аппетита. На конец декабря 2024 года объем этого портфеля составлял 12 490 млрд тенге.
Несмотря на периодическую волатильность (незначительное снижение в декабре 2024 г. и рост в мае 2025 г. до 11 741 млрд тенге), годовой рост портфеля ЦБ в 2024 году составил 15,2%.
Ключевой фактор роста: Доминирование государственных ценных бумаг (ГЦБ).
Инвестиционная стратегия казахстанских БВУ остается крайне консервативной. Основной прирост портфеля (более 21% в 2024 году) был обеспечен именно за счет расширения вложений в ГЦБ.
| Структура портфеля ЦБ БВУ (2024 г., оценка) | Рост за 2024 г. | Инвестиционная логика | 
|---|---|---|
| Государственные ЦБ (ГЦБ) | +21% | Низкий риск, высокая ликвидность, используется для управления ликвидностью и выполнения пруденциальных нормативов. | 
| Корпоративные облигации | Умеренный/Незначительный | Более высокий риск, требующий тщательной оценки кредитоспособности эмитентов. | 
| Акции и паи | Низкий | Спекулятивный/стратегический капитал. | 
Факторы, определяющие инвестиционную стратегию:
- Высокая базовая ставка: В условиях высокой базовой ставки, установленной НБ РК для борьбы с инфляцией, доходность ГЦБ становится привлекательной альтернативой кредитованию, поскольку имеет нулевой или минимальный кредитный риск. Банки инвестируют дополнительную маржу именно в ГЦБ.
- Пруденциальный режим: ГЦБ имеют наименьший коэффициент риска при расчете достаточности капитала (коэффициент взвешивания риска, как правило, 0%), что делает их идеальным инструментом для оптимизации структуры активов.
Оценка рисков портфеля на основе пруденциальных нормативов
Высокая ликвидность и капитализация банковского сектора РК свидетельствуют о его устойчивости. Пруденциальные нормативы АРРФР строго контролируют риск-профиль БВУ, включая риски, связанные с портфелем ЦБ.
1. Коэффициент достаточности капитала (k₁):
На 1 декабря 2024 года уровень достаточности основного капитала (k₁) банковского сектора составлял 20,3%. Этот показатель существенно превышает минимальные регуляторные требования, что указывает на высокую способность банков абсорбировать потенциальные убытки, в том числе от рыночных рисков, связанных с ЦБ. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле: $k_1 = \text{Капитал} / (\text{Взвешенные по риску активы})$.
2. Высоколиквидные активы (ВЛА):
На 1 сентября 2024 года высоколиквидные активы БВУ составляли 17,7 трлн тенге, что соответствует 39,5% от совокупных активов. Значительная часть этих активов представлена именно высоколиквидными ГЦБ. Такой высокий уровень ликвидности позволяет банкам оперативно выполнять свои обязательства, даже при внезапных рыночных шоках.
В заключение, структура портфелей ЦБ в РК отражает стратегию избегания риска (Risk Aversion), где инвестиции служат преимущественно инструментом управления ликвидностью и регуляторного соответствия, а не основным источником прибыли. Стоит ли удивляться тогда, что при такой стратегии доходность вложений не соответствует общему росту сектора?
Сравнительный анализ эффективности и риск-доходности операций с ценными бумагами
Парадокс доходности: Ценные бумаги vs. Кредитование
Хотя казахстанский банковский сектор в целом демонстрирует высокую рентабельность, это достигается не за счет инвестиционной деятельности, а за счет традиционного кредитования и операций с регулятором.
Показатель рентабельности капитала (ROAE) банковского сектора в декабре 2024 года составлял высокие 32,4%. Однако углубленный анализ процентных доходов выявляет системный разрыв:
| Источник процентного дохода БВУ (2024 год) | Объем дохода (млрд тенге) | Доля в общем доходе (7,4 трлн тг) | 
|---|---|---|
| Кредитование клиентов | 5 300,0 | 71,6% | 
| Вклады в Национальном Банке РК | 809,8 | 10,9% | 
| Операции с ценными бумагами | 757,5 | 10,2% | 
Вывод из парадокса: Доходы от операций с ценными бумагами (757,5 млрд тенге) оказались не только в 7 раз меньше доходов от кредитования (5,3 трлн тенге), но и меньше, чем доходы, полученные от размещения средств в НБ РК (809,8 млрд тенге).
Этот факт доказывает, что, несмотря на растущий объем портфеля ЦБ, сегмент остается низкоэффективным с точки зрения генерации дохода. Высокая общая рентабельность банков маскирует консервативную и по сути пассивную стратегию в отношении рынка капитала. БВУ используют ЦБ (преимущественно ГЦБ) скорее как финансовый буфер, чем как активный источник прибыли.
Индекс KASE и нереализованный потенциал
Консервативная инвестиционная политика БВУ выглядит особенно нелогичной на фоне динамичного роста казахстанского фондового рынка.
В 2024 году Индекс KASE продемонстрировал впечатляющий рост на 33,2%, достигнув 5578,1 пункта. Основными драйверами роста были акции финансового сектора (Halyk Bank) и телекоммуникаций (Kcell).
Объем торгуемого корпоративного долга также вырос до 14,2 трлн тенге.
Упущенная выгода:
Если бы БВУ проявляли более гибкую и активную стратегию, диверсифицируя свои портфели за счет корпоративных облигаций и акций с высоким рейтингом ликвидности (из топ-10 KASE), они могли бы существенно увеличить не только процентные, но и нереализованные доходы от переоценки активов. Доминирование ГЦБ, хоть и безопасно, не позволяет банкам в полной мере капитализировать рост фондового рынка.
Риск-профиль: Неработающие кредиты (NPL) как бенчмарк
Оценка эффективности инвестиций должна учитывать и уровень риска. Традиционное кредитование, являющееся основным источником дохода, несет в себе кредитный риск, который выражается в доле неработающих кредитов (NPL 90+).
По состоянию на 1 марта 2025 года, доля NPL 90+ в целом по банковскому сектору составляла 3,27%. У лидера рынка (Halyk Bank) этот показатель еще ниже — 2,58%. Таким образом, риск-профиль банков остается приемлемым, но не нулевым.
Сравнительная оценка риска:
- Риск в сегменте ЦБ, где преобладают ГЦБ, практически минимален (кредитный риск стремится к нулю).
- Риск в сегменте корпоративных ЦБ умеренный, но компенсируется более высокой доходностью.
- Риск в сегменте кредитования (3,27% NPL) является существенным операционным риском, требующим формирования значительных провизий.
Таким образом, БВУ, несмотря на готовность принимать кредитный риск для получения 70% дохода, остаются чрезмерно осторожными в инвестиционной деятельности, где риски могут быть более диверсифицированы и структурированы через инструменты KASE. Иными словами, банки готовы брать на себя существенный кредитный риск, но избегают рыночного риска, хотя последний часто легче поддается хеджированию.
Развитие новых финансовых инструментов и перспективы фондового рынка
Интеграция ESG-облигаций
Мировые тенденции устойчивого развития (ESG) находят свое отражение и на казахстанском фондовом рынке. KASE активно продвигает сегмент ESG-облигаций, которые включают зеленые, социальные и иные облигации, предназначенные для финансирования проектов с экологической и социальной значимостью.
Активность в этом сегменте растет: за 8 месяцев 2024 года процедуру листинга прошли шесть выпусков ESG-бондов на общую сумму 406 миллиардов тенге.
Роль БВУ:
Коммерческие банки могут выступать не только эмитентами (для финансирования собственных "зеленых" проектов или ипотеки), но и, что важнее, ключевыми инвесторами и андеррайтерами. Внедрение ESG-критериев в инвестиционную политику БВУ является не только данью моде, но и способом диверсификации портфеля, поскольку ESG-активы зачастую демонстрируют более высокую устойчивость в долгосрочной перспективе. Для БВУ это открывает путь к международным "зеленым" фондам и привлечению иностранного капитала, что было бы значительным шагом вперед по сравнению с текущей консервативной стратегией.
Цифровые Финансовые Активы (ЦФА): Новое правовое поле
Одним из наиболее прорывных направлений развития РЦБ в Казахстане является создание рынка Цифровых Финансовых Активов (ЦФА) на базе KASE. ЦФА определяются как цифровые инструменты, выпускаемые с привязкой к базовым активам (ЦБ, драгметаллы) и выражающие имущественные права.
Регулирование ЦФА является критически важным для их интеграции в банковскую систему. Законодательные поправки, касающиеся ЦФА, включены в проект нового Закона «О банках и банковской деятельности», который был представлен в Мажилисе 15 сентября 2025 года.
Проект Закона предусматривает три вида ЦФА, регулируемых разными органами:
- Стейблкоины: Регулируются Национальным Банком РК.
- ЦФА, обеспеченные базовым активом: Регулируются АРРФР.
- Финансовые инструменты в цифровой форме (токенизированные ЦБ): Регулируются АРРФР.
Потенциал для БВУ:
Внедрение ЦФА позволит БВУ:
- Снизить транзакционные издержки за счет использования технологии блокчейн и смарт-контрактов.
- Упростить выпуск традиционных финансовых инструментов (токенизация) и сделать их более доступными для розничных инвесторов.
- Расширить спектр услуг, выступая в качестве операторов цифровых платформ.
Системные проблемы и вызовы для БВУ
Развитие операций БВУ с ЦБ тормозится не только их консерватизмом, но и системными проблемами всего казахстанского фондового рынка:
- Недостаток ликвидности и глубины рынка: Ограниченное количество по-настоящему ликвидных эмитентов и инструментов (помимо ГЦБ) создает трудности для крупных институциональных инвесторов (БВУ) в размещении больших объемов капитала.
- Низкий уровень финансовой грамотности населения: Розничный спрос, который мог бы стать дополнительным источником ликвидности, остается слабым. По данным АРРФР за 2023 год, Индекс финансовой грамотности населения Казахстана составил всего 40,5%. Наиболее критичным компонентом является "Управление собственными финансовыми средствами" (38,6%), что прямо влияет на нежелание граждан инвестировать в ЦБ через брокерские счета БВУ.
Пока эти барьеры не будут устранены, портфели БВУ будут оставаться перегруженными низкодоходными ГЦБ.
Заключение и стратегические рекомендации
Проведенный анализ операций коммерческих банков с ценными бумагами в Республике Казахстан за период 2020–2025 гг. демонстрирует парадоксальную картину: на фоне уверенного роста совокупных активов сектора (до 61 трлн тенге) и высокой общей рентабельности (ROAE 32,4%), инвестиционная деятельность БВУ в сегменте ЦБ остается консервативной и низкоэффективной. Портфели ЦБ (12,49 трлн тенге) критически доминируются ГЦБ (+21% роста в 2024 г.), что является стратегией, направленной на управление ликвидностью и регуляторное соответствие, а не на максимизацию прибыли. Это подтверждается тем, что доход от ЦБ (757,5 млрд тенге) в 7 раз меньше дохода от кредитования (5,3 трлн тенге).
Новая регуляторная архитектура, представленная АРРФР, активно создает стимулы для развития РЦБ (передача 65,24 млрд тенге пенсионных активов в УИП, развитие ESG-бондов на 406 млрд тенге, регулирование ЦФА), но БВУ пока используют эти возможности недостаточно активно, что замедляет диверсификацию и углубление рынка. Что же необходимо предпринять, чтобы разорвать порочный круг консерватизма?
Для устранения выявленных системных проблем и дальнейшего совершенствования операций БВУ с ценными бумагами в РК необходимо реализовать следующие стратегические рекомендации:
Регуляторные и Институциональные Меры
- Дифференциация требований к капиталу: АРРФР следует рассмотреть возможность введения льготных коэффициентов взвешивания риска (RWA) для высокорейтинговых корпоративных облигаций, выпущенных эмитентами KASE, с целью снижения привлекательности исключительно ГЦБ.
- Стимулирование андеррайтинга: Введение фискальных стимулов (налоговых льгот) для БВУ, активно участвующих в первичном размещении корпоративного долга и акций, особенно в сегменте ESG-бондов, для увеличения предложения ликвидных инструментов.
Инфраструктурное и Технологическое Развитие
- Ускоренное внедрение ЦФА: Необходимо обеспечить быстрое принятие Закона «О банках и банковской деятельности» (сентябрь 2025 г.) и разработать четкие подзаконные акты для оперативного запуска пилотных проектов по токенизации традиционных ЦБ на базе KASE и БВУ. БВУ должны быть готовы выступать операторами таких цифровых платформ.
- Программы повышения грамотности: БВУ, совместно с АРРФР, должны создать национальные программы повышения финансовой грамотности, ориентированные на компонент "Управление собственными финансовыми средствами" (уровень 38,6%), чтобы создать базу для устойчивого роста розничного спроса на ЦБ.
Корректировка Инвестиционной Стратегии БВУ
- Пересмотр риск-аппетита: БВУ должны включить в свои инвестиционные декларации целевые показатели по доле корпоративных ЦБ, стремясь к постепенному снижению доминирования ГЦБ, и использовать потенциал роста Индекса KASE.
- Активное использование ESG: Интеграция ESG-критериев в кредитный и инвестиционный анализ, что позволит БВУ не только инвестировать в «зеленые» активы, но и выступать консультантами для корпоративных клиентов по выпуску таких инструментов.
Только комплексное сочетание регуляторных стимулов и стратегического пересмотра инвестиционной политики самими БВУ позволит Казахстану построить по-настоящему глубокий, ликвидный и диверсифицированный рынок ценных бумаг, где банковский сектор будет играть роль не только буфера ликвидности, но и мощного драйвера экономического роста.
Список использованной литературы
- Банковский сектор Казахстана в мае 2025 года: умеренный рост кредитов // Halyk Finance. URL: https://halykfinance.kz
- Обзор финансового сектора Республики Казахстан за март 2025 года // Официальный сайт Правительства РК. URL: https://www.gov.kz
- Какую прибыль получили казахстанские банки за 2024 год // Forbes.kz. URL: https://forbes.kz
- О состоянии рынка ценных бумаг Казахстана на 1 сентября 2024 года // Официальный сайт Правительства РК. URL: https://www.gov.kz
- О состоянии банковского сектора Казахстана на 1 сентября 2024 года // Официальный сайт Правительства РК. URL: https://www.gov.kz
- Банковский сектор Казахстана в декабре 2024 года: рост депозитного портфеля // Halyk Finance. URL: https://halykfinance.kz
- Банковский сектор Казахстана в октябре 2024: замедление роста кредитов // Halyk Finance. URL: https://halykfinance.kz
- Активы казахстанских банков перевалили за 61 триллион тенге, портфель кредитов достиг 36 триллионов // Ranking.kz. URL: https://ranking.kz
- В Казахстане создадут рынок цифровых финансовых активов на базе kase // Inform.kz. URL: https://inform.kz
- Фондовый рынок Казахстана: проблемы реализации инвестиционного поте // ENU.kz. URL: https://enu.kz
- Как регулируются ценные бумаги в Казахстане? // Zakon.kz. URL: https://zakon.kz
- ESG облигации — Казахстанская фондовая биржа (KASE).
URL: https://kase.kz 
- Соглашение о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы // Национальный Банк РК. URL: https://nationalbank.kz
- Зеленые бонды в Казахстане ждут нового поколения инвесторов // Kursiv.media. URL: https://kursiv.media
- На каком уровне развития находится рынок ценных бумаг в Казахстане? // DKNews.kz. URL: https://dknews.kz
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В РЕСПУ // KazATU.edu.kz. URL: https://kazatu.edu.kz
- О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка ценных бумаг // Zan.kz. URL: https://zan.kz
- Финансовые инструменты — Все ценные бумаги // KASE. URL: https://kase.kz
- Годовой Отчет // KASE. URL: https://kase.kz
- ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В ФОРМЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru
- Финансовые показатели // Национальный Банк Казахстана. URL: https://nationalbank.kz
- Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. URL: https://www.gov.kz
- Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 20 октября 2022 года № 75 // Zakon.kz.
- Обзор финансового сектора Республики Казахстан // Официальный сайт Правительства РК. URL: https://www.gov.kz
- О рынке ценных бумаг: Закон Республики Казахстан от 02 июля 2003 года № 461-II (с изменениями и дополнениями).
URL: https://kase.kz 
- Биржевое дело: Учебник / под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Андреев В. К. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Бухгалтерский учет. 1997. № 2. С. 56.
- Долинская В. Кредитные организации на рынке ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 1997. № 1. С. 49.
- Златкис Б. И. Рынок ценных бумаг: итоги, планы // Финансы. 1997. № 2. С. 3.
- Каратуев А. Г. Муниципальные ценные бумаги в Казахстане // Финансы. 1997. № 2. С. 11.
- Крылова М. Ценная бумага вещь, документ или совокупность прав? // Рынок ценных бумаг. 1997. № 2. С. 60.
- Любенцова Т. Пролонгирование государственной задолженности — не роскошь, а необходимость // Рынок ценных бумаг. 1997. № 9. С. 24.
- Булатов Р. Р. Деятельность коммерческих банков на фондовом рынке // Деньги и кредит. 1996. № 11. С. 41.
- Азимов Л. Конвертируемые облигации: банки идут первыми // Рынок ценных бумаг. 1996. № 1. С. 7.
- Козлов А. О роли Банка Казахстана в развитии рынка ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 1996. № 7.
- Лысихин И. Закон О рынке ценных бумаг : на пересечения принципов и интересов // Рынок ценных бумаг. 1996. № 7.
- Афонина С. Особенности обращения государственных ценных бумаг // Аудитор. 1995. № 5. С. 39.
- Государственное регулирование рынка ценных бумаг: институциональная структура // Экономика и жизнь. 1994. № 38.
- Кавецкий И. М. Фондовый рынок. Санкт-Петербург, 1993.
- Машина М. В. Фондовая биржа, или как взойти на вершину пирамиды. М.: Международные отношения, 1993.
- Козлов А. А. Организация выпуска и обращения государственных краткосрочных облигаций (проект) // Деньги и кредит. 1993. № 3. С. 9.
- Биржевой портфель (Книга биржевика, Книга биржевого коммерсанта, Книга брокера) / отв. ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М.: СОМИНТЕК, 1992.
- Банковское дело: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. М., 1992.
- Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. Алматы: Финансы и статистика, 1991.
- Алехин Б. И. Виды ценных бумаг // ЭКО. 1991. № 11.
- Алехин Б. И. Как работает рынок ценных бумаг? // ЭКО. 1991. № 12.
- Операции банков с ценными бумагами [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/operatsii-bankov-s-tsennyimi-bumagami-2/
