Система ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации (2022–2025 гг.): Актуальное состояние, риски и направления совершенствования в условиях макропруденциального регулирования

Дипломная работа

По состоянию на 1 марта 2025 года, совокупный объем ипотечного портфеля российских банков достиг критической отметки в 21 триллион рублей. Этот показатель, демонстрирующий стремительный рост рынка в предыдущие годы, подчеркивает его системообразующую роль в экономике Российской Федерации. Однако этот рост сопровождается беспрецедентными регуляторными ограничениями, направленными на сдерживание накопления рисков.

Настоящее исследование посвящено комплексному, углубленному анализу сущности, принципов, современного состояния и перспектив развития системы ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) в Российской Федерации, с акцентом на актуальную институциональную среду, законодательную базу и экономические показатели периода 2022–2025 гг.

Цель исследования — разработка практически значимых рекомендаций по совершенствованию системы ИЖК, направленных на повышение ее устойчивости и доступности в условиях ужесточения макропруденциального регулирования и высокой ключевой ставки.

Объект исследования — система ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе формирования, регулирования, функционирования и развития рынка ипотечных кредитов и ценных бумаг в РФ.


Глава 1. Теоретико-правовые и институциональные основы ипотечного кредитования в РФ

Сущность, функции и правовые принципы ипотеки

Ипотечное жилищное кредитование занимает особое место в финансовой системе, являясь мостом между потребностью населения в улучшении жилищных условий и интересами банковского сектора в долгосрочном, обеспеченном размещении капитала. Оно служит не просто кредитным продуктом, но фундаментальным механизмом перераспределения финансовых ресурсов в экономике.

С юридической точки зрения, в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), ипотекой признается залог недвижимого имущества, который обеспечивает исполнение основного денежного обязательства (договора займа или кредита) перед кредитором. Ключевой правовой принцип ипотеки заключается в том, что заложенное имущество, как правило, жилой дом или квартира, остается во владении и пользовании залогодателя (заемщика), но при этом обременяется залогом.

8 стр., 3793 слов

Ипотечное кредитование в Российской Федерации: теоретические ...

... качестве гаранта и регулятора. Становление современной российской системы ипотечного кредитования После национализации банковской системы в 1917 ... обязательство (как правило, кредитный договор). В Российской Федерации правовая основа ипотеки закреплена в Гражданском кодексе ... стабильности и экономического роста. Глава 2. Современные модели и финансовый механизм ипотечного кредитования в РФ ...

Экономическое содержание ипотеки выражается в ее важнейших функциях:

  1. Аккумулирующая функция: Ипотека позволяет трансформировать долгосрочные сбережения граждан и институциональных инвесторов (через секьюритизацию) в инвестиции в жилищное строительство и покупку жилья.
  2. Регулирующая функция: Через процентные ставки и условия кредитования ипотека влияет на платежеспособный спрос на рынке недвижимости, выступая инструментом антициклического регулирования.
  3. Стимулирующая функция: Обеспечение кредита высоколиквидным активом (недвижимостью) снижает кредитный риск для банка, позволяя предлагать более низкие ставки и более длительные сроки, что стимулирует спрос на жилье.

Правовой фундамент системы обеспечивает надежность сделок, в том числе через обязательную государственную регистрацию обременения (залога) в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Из этого следует, что без прозрачной и быстрой процедуры регистрации, доверие инвесторов к вторичному рынку ИЦБ было бы невозможно.

Роль ключевых институтов: Банк России и АО «ДОМ.РФ»

Институциональная архитектура российского рынка ИЖК строится вокруг двух ключевых центров: регулятора и института развития. Их скоординированные действия определяют текущее состояние и будущие траектории рынка.

Банк России (ЦБ РФ) как макрорегулятор

Банк России выступает ключевым регулятором всего банковского сектора и, соответственно, рынка ипотеки. Его роль трансформировалась от пруденциального надзора к активному макропруденциальному регулированию, направленному на снижение системных рисков.

Основные инструменты ЦБ РФ:

  • Установление Ключевой ставки: Прямо влияет на стоимость фондирования банков и, как следствие, на рыночные процентные ставки по ипотеке.
  • Макропруденциальные надбавки (МПН): Повышают требования к капиталу банков, выдающих кредиты с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН) или низким первоначальным взносом (ПВ).
  • Макропруденциальные лимиты (МПЛ): Количественно ограничивают объемы выдачи наиболее рискованных кредитов, предотвращая перегрев рынка и долговую перегрузку населения.

АО «ДОМ.РФ» как институт развития

АО «ДОМ.РФ» — это государственный институт развития в жилищной сфере. Его функции многогранны и охватывают как первичный, так и вторичный рынки ипотеки:

  1. Оператор государственных программ: «ДОМ.РФ» осуществляет централизованное взаимодействие с банками и государством в рамках реализации федеральных льготных программ (Семейная, IT, Дальневосточная и др.), обеспечивая соблюдение их условий.
  2. Развитие вторичного рынка (Секьюритизация): Через свою «Фабрику ИЦБ» (Ипотечных ценных бумаг) «ДОМ.РФ» выступает агентом по секьюритизации ипотечных портфелей, повышая ликвидность банков и обеспечивая приток долгосрочного инвестиционного капитала в систему.
  3. Повышение стандартов: Институт участвует в разработке и внедрении единых стандартов кредитования и строительства, что способствует прозрачности и снижению рисков.

Институциональные изменения в системе защиты ипотечных заемщиков (с 2025 г.)

В целях противодействия недобросовестным практикам, получившим распространение на фоне ажиотажного спроса в период льготной ипотеки, Банк России разработал и ввел в действие Стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных заемщиков. Эти меры вступили в силу поэтапно с 2025 года.

Новый Стандарт направлен на повышение прозрачности сделок и снижение стимулов к искусственному завышению цен на первичном рынке. Какой важный нюанс здесь упускается? Если бы эти меры не были введены, рынок продолжил бы накапливать скрытый риск, при котором заемщик фактически не имеет реального первоначального взноса, что многократно повышает вероятность дефолта при малейшем экономическом шоке.

Нововведение Стандарта (ЦБ РФ) Дата вступления в силу Сущность ограничения Влияние на рынок
Запрет на учет «кешбэка» от застройщика в ПВ 1 января 2025 года Банкам запрещено учитывать в составе первоначального взноса средства, фактически возвращаемые заемщику застройщиком (так называемый «кешбэк»). Снижение числа «ипотеки без первоначального взноса» и повышение качества портфеля за счет увеличения реального ПВ.
Ограничение на длительное размещение средств на аккредитивах 1 января 2025 года Ограничение использования аккредитивов вместо эскроу-счетов, что повышает защиту средств заемщиков. Повышение финансовой безопасности сделок в долевом строительстве.
Запрет на плату за снижение ставки 1 июля 2025 года Банкам запрещено получать от заемщика отдельную плату (комиссию) за снижение процентной ставки по ипотечному кредиту. Повышение прозрачности ценообразования кредитных продуктов и снижение скрытых комиссий.

Введение этого Стандарта является знаковым шагом в развитии институциональной среды, поскольку он не только защищает потребителей, но и стабилизирует рынок, исключая схемы, искажающие реальную стоимость недвижимости и повышающие риски для кредиторов при последующей реализации залога.


Глава 2. Анализ динамики и оценка рисков российского рынка ипотечного кредитования (2022–2025 гг.)

Динамика и структура ипотечного портфеля и объемов выдачи

Период 2022–2025 гг. характеризуется крайне неравномерной динамикой на рынке ИЖК, обусловленной геополитическими факторами, резкими колебаниями ключевой ставки и мощной государственной поддержкой.

Динамика ипотечного портфеля:
Объем ипотечного портфеля достиг 21 трлн рублей к 1 марта 2025 года. Несмотря на внушительный абсолютный показатель, темпы роста существенно замедлились. Рекордный рост был зафиксирован в 2023 году (+29,5%), однако в 2024 году этот показатель снизился в 2,8 раза, составив лишь 10,4%. Именно это замедление, которое стало прямым следствием ужесточения денежно-кредитной политики и повышения ключевой ставки, отчетливо сигнализирует о переходе рынка к более сдержанной фазе развития.

Динамика объемов выдачи:
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов за 2024 год составил 4,888 трлн рублей. Это означает существенное сокращение (на 37%) по сравнению с 2023 годом, когда объем выдач достигал 7,779 трлн рублей. Сокращение произошло преимущественно за счет рыночного сегмента, поскольку льготные программы сохраняли стабильность, а в некоторых случаях даже наращивали долю.

Структурные изменения:

  • Средний срок кредита: На август 2025 года средний срок ипотечного кредита достиг 25,6 лет. Увеличение срока обусловлено двумя факторами: необходимостью снизить ежемесячный платеж для заемщиков в условиях высокой стоимости фондирования и снижением темпов досрочного погашения, так как заемщикам стало невыгодно рефинансировать кредиты, взятые под низкие льготные ставки.
  • Доля льготной ипотеки: Доля ипотеки с государственной поддержкой в структуре ипотечного портфеля выросла до 48% к 1 марта 2025 года, что свидетельствует о доминировании субсидированных программ как ключевого драйвера рынка.
  • Процентные ставки: Разрыв между рыночными и льготными ставками остается критическим. На август 2025 года средневзвешенная ставка на первичном рынке (за счет льготных программ) составляла 6,1%, в то время как на вторичном рынке она достигала 9,8% (при рыночных ставках, в среднем, выше 17% по нельготным программам).

Оценка влияния программ государственной поддержки

Государственные программы, изначально введенные как антикризисные меры, стали основой функционирования первичного рынка жилья. Но не пора ли нам задаться вопросом, не стали ли эти программы источником структурных дисбалансов, фактически перекладывая риски ценового пузыря с банков на государственный бюджет?

Таблица 2.1. Условия ключевых федеральных программ субсидирования ипотеки (2024–2025 гг.)

Программа Срок действия Максимальная ставка Максимальная сумма кредита (типовая) Особенности и изменения (2025 г.)
Семейная ипотека До 31 декабря 2030 г. До 6% Зависит от региона Самая востребованная программа. Продлена до 2030 года.
IT-ипотека До 31 декабря 2030 г. До 5% (6% для некоторых банков) 9 млн руб. (для всех регионов) Продлена до 2030 г. С августа 2024 г. льгота не действует в Москве и Санкт-Петербурге.
Дальневосточная/Арктическая До 2030 г. До 2% 9 млн руб. (для жилья > 60 м²) / 6 млн руб. Особые условия для приоритетных регионов.
Сельская ипотека Без жесткого срока До 3% До 6 млн руб. (12 млн для супругов) С 2025 г. доступна только определенным категориям граждан (работникам АПК, социальной сферы).

Ключевое ужесточение: С декабря 2023 года введено правило «один раз в жизни», согласно которому заемщик может воспользоваться льготной программой (кроме Семейной ипотеки) только единожды. Эта мера направлена на борьбу со спекулятивным спросом и повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Макропруденциальное регулирование как инструмент ограничения кредитного риска

Ключевым риском для системы является кредитный риск, связанный с заемщиками, не способными обслуживать долговые обязательства, что измеряется показателем долговой нагрузки (ПДН).

Банк России активно использует макропруденциальные надбавки (МПН) для удорожания кредитования наиболее рискованных заемщиков. Целью этих мер было ограничение выдачи кредитов с ПВ менее 20% и ПДН свыше 80%.

Результат применения МПН:
Благодаря последовательному повышению МПН, доля выдач ипотечных кредитов с ПДН более 80% снизилась с пиковых 45% во второй половине 2023 года до 13% в IV квартале 2024 года. Это свидетельствует о высокой эффективности инструмента в изменении структуры кредитного портфеля в сторону более устойчивого.

Однако, несмотря на регуляторные усилия, наблюдается рост абсолютного объема просроченной задолженности (свыше 90 дней):

  • Доля просроченных платежей на 1 сентября 2025 года сохраняется на относительно низком уровне — 0,9%.
  • Но абсолютный объем просроченной задолженности достиг 159,3 млрд рублей к началу августа 2025 года (рост с 0,3% в 2023 году до 0,5% в 2024 году).

Этот рост указывает на латентные проблемы: несмотря на низкий уровень просрочки (характерный для обеспеченных кредитов), ухудшение качества новых выдач 2023–2024 гг. может привести к дальнейшему росту невозвратов в среднесрочной перспективе. И что из этого следует? Банки должны готовиться к увеличению резервов, а регулятор — к возможному ужесточению требований к резервированию по старым, высокорискованным портфелям.

Анализ внедрения и первых результатов применения макропруденциальных лимитов (МПЛ) в 2025 г.

Для дополнительного сдерживания рисков, связанных с кредитованием на первичном рынке (где цены искусственно завышались за счет субсидированных ставок), Банк России ввел макропруденциальные лимиты (МПЛ), которые впервые начали действовать с середины 2025 года.

Таблица 2.2. Введение Макропруденциальных лимитов (МПЛ) в 2025 году

Сегмент кредитования Дата введения Лимит (III квартал 2025 г.) Описание лимитирования
Строящееся жилье (ДДУ) 1 июля 2025 г. 2% от общего объема выдач ДДУ Лимит на выдачу кредитов с ПДН > 50% и первоначальным взносом < 20%.
Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) 1 октября 2025 г. 25% от общего объема выдач ИЖС Лимит на выдачу кредитов с ПДН > 80%.

Введение МПЛ на кредиты ДДУ с низким ПВ и высоким ПДН (лимит 2%) является чрезвычайно жесткой мерой, призванной окончательно искоренить практику выдачи высокорискованных кредитов на фоне льготной ипотеки. Введение МПЛ на ИЖС с 1 октября 2025 года является беспрецедентным шагом, так как впервые регулятор применяет количественное ограничение к сегменту, который до недавнего времени считался менее рискованным. Лимит в 25% на кредиты с ПДН > 80% в ИЖС направлен на предотвращение переноса рисков из сегмента ДДУ в сегмент индивидуального строительства. Как следствие, можно ожидать, что банки станут значительно более придирчивы к оценке кредитоспособности заемщиков в этом сегменте.


Глава 3. Перспективы развития и разработка рекомендаций по повышению устойчивости системы

Совершенствование вторичного рынка ипотечных ценных бумаг (ИЦБ)

Для обеспечения устойчивости системы ИЖК критически важно развитие вторичного рынка ипотечных ценных бумаг (секьюритизации).

Секьюритизация позволяет банкам рефинансировать свои ипотечные портфели, высвобождая капитал для новых выдач, тем самым повышая ликвидность всей системы.

Текущее состояние и перспективы:
Объем ИЦБ с поручительством АО «ДОМ.РФ» в обращении увеличился в четыре раза с 2020 года и достиг 1,8 трлн рублей. В 2024 году доля секьюритизированного портфеля, осуществленного через платформу ДОМ.РФ, составила 7,9% от общего ипотечного портфеля. Активность эмиссии сохраняется: в июле и августе 2025 года были размещены крупные выпуски ИЦБ с поручительством ДОМ.РФ на общую сумму более 279 млрд рублей. Прогнозируемый объем выпусков на 2025 год составляет до 500 млрд рублей.

Ключевые направления совершенствования:

  1. Развитие «Фабрики ИЦБ»: Проект «Фабрика ИЦБ» АО «ДОМ.РФ» направлен на стандартизацию и упрощение процесса секьюритизации. Необходимо продолжать унификацию стандартов закладных и договоров для привлечения более широкого круга институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний).
  2. Цифровизация выпуска: Переход процесса выпуска ИЦБ в полностью цифровой формат (цифровые закладные) снижает операционные издержки и повышает скорость рефинансирования, что особенно важно в условиях высокой волатильности на рынке капитала.
  3. Диверсификация инвесторов: Введение налоговых льгот для долгосрочных инвесторов в ИЦБ и разработка новых типов ценных бумаг, адаптированных под различные риск-аппетиты.

Доминирующие макроэкономические риски и их влияние на доступность жилья

На 08 октября 2025 года макроэкономический фон остается сложным. Ключевая ставка ЦБ РФ удерживается на уровне 17% годовых, а годовая инфляция составляла 8,14% (значительно превышая целевые 4,0%).

Влияние макроэкономических рисков:

  1. Процентный риск: Высокая ключевая ставка напрямую обуславливает высокие рыночные ставки по ипотеке. Это делает нельготную ипотеку недоступной для широких слоев населения, что приводит к перекосу рынка в сторону субсидируемых программ и усилению зависимости от бюджетных вливаний.
  2. Инфляционный риск и рост цен на жилье: Льготные программы, поддерживая спрос, не смогли сдержать рост цен на недвижимость, особенно на первичном рынке, где сосредоточена основная часть льготных сделок. Это приводит к росту показателя доступности жилья (соотношение стоимости жилья и годового дохода домохозяйства).
  3. Риск долговой нагрузки: В условиях высокой инфляции и замедления реальных располагаемых доходов, заемщики, взявшие кредиты с высоким ПДН в период 2023-начала 2024 гг., сталкиваются с повышенным риском дефолта, несмотря на низкий текущий уровень просрочки.

Разработка практических рекомендаций по повышению устойчивости и доступности ипотечного кредитования

Основываясь на проведенном анализе и выявленных проблемах (системные риски, перекос в сторону льготной ипотеки, низкая ликвидность вторичного рынка), предлагаются следующие рекомендации:

1. Рекомендации в сфере макропруденциального регулирования

  • Тонкая настройка МПЛ для региональных рынков: Применять МПЛ дифференцированно, исходя из региональных особенностей и уровня цен. Введение единого лимита по всей стране может чрезмерно сдерживать развитие рынка в регионах с низким уровнем цен и умеренным риском. Например, ввести региональные коэффициенты риска.
  • Использование МПЛ как инструмента сглаживания цикла: В условиях стабилизации инфляции и возможного снижения Ключевой ставки, ЦБ РФ должен постепенно снижать жесткость МПЛ и МПН, предотвращая резкий спад на рынке после сворачивания льготных программ.

2. Рекомендации по совершенствованию государственной поддержки

  • Переход от субсидирования ставки к субсидированию заемщика (адресность): Постепенный отказ от широких льготных программ в пользу максимально адресной поддержки (например, компенсация части первоначального взноса или субсидирование платежа только для семей с низким доходом), что позволит снизить инфляционный эффект на цены жилья.
  • Ужесточение контроля за ИЖС: Учитывая введение МПЛ на ИЖС, необходимо также стандартизировать проектное финансирование ИЖС и повысить прозрачность этого сегмента, что снизит риски, связанные с некачественным строительством и отсутствием обеспечения.

3. Рекомендации по развитию вторичного рынка

  • Увеличение доли секьюритизации: Поставить цель по увеличению доли секьюритизированного портфеля до 15% к 2027 году. Это потребует дальнейшей унификации стандартов и стимулирования участия небанковских инвесторов.
  • Создание индексных фондов ИЦБ: Разработка и продвижение на Московской бирже индексных фондов, основанных на ИЦБ с поручительством ДОМ.РФ. Это сделает ИЦБ более доступными для розничных инвесторов, обеспечив дополнительный приток ликвидности.

Заключение

Система ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации в период 2022–2025 гг. продемонстрировала высокую адаптивность, но при этом столкнулась с рядом системных вызовов, вызванных макроэкономической волатильностью и доминированием субсидируемых программ.

Ключевые выводы исследования:

  1. Институциональная зрелость: Система обладает развитой институциональной базой, где Банк России выступает мощным макропруденциальным регулятором, а АО «ДОМ.РФ» — эффективным оператором льготных программ и института развития вторичного рынка. Введение Стандарта защиты прав ипотечных заемщиков с 2025 года повысило прозрачность сделок и снизило риски искусственного завышения цен.
  2. Динамика и риски: На фоне исторического максимума портфеля (21 трлн рублей) произошло резкое замедление темпов роста выдач в 2024 году, а средний срок кредита увеличился до 25,6 лет. Доминирование льготной ипотеки (48% портфеля) привело к существенному разрыву между рыночными (9,8%–17%+) и льготными (6,1%) ставками.
  3. Эффективность регулирования: Макропруденциальные надбавки доказали свою эффективность, снизив долю высокорискованных кредитов (ПДН > 80%) с 45% до 13%. Однако введение МПЛ с 1 июля 2025 года (включая лимиты на ИЖС с 1 октября 2025 года) является самым жестким ограничением за всю историю рынка, направленным на предотвращение накопления рисков в условиях сохранения высокой Ключевой ставки.
  4. Перспективы секьюритизации: Вторичный рынок ИЦБ, несмотря на рост объема (1,8 трлн рублей), остается недоразвитым (доля секьюритизации 7,9%).

    Его дальнейшее совершенствование через «Фабрику ИЦБ» и цифровизацию — критически важный фактор для обеспечения долгосрочной ликвидности банков.

Разработанные рекомендации (тонкая настройка МПЛ, переход к адресной поддержке, развитие индексных фондов ИЦБ) имеют практическую значимость и могут быть использованы регуляторами и участниками рынка для повышения устойчивости и доступности ИЖК в условиях продолжающейся экономической неопределенности.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Президент России. URL: https://www.kremlin.ru/acts/bank/12836 (дата обращения: 08.10.2025).
  2. Обзор рынка ипотечного жилищного кредитования // Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/mortgage/ (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Показатели рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования // Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/mortgage_loan/ (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Банк России принял решения по макропруденциальным надбавкам по ипотечным кредитам // Банк России. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=15833 (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Качество ипотечных кредитов существенно ухудшается // Банк России. URL: https://cbr.ru/analytics/bnk_prctc/quality_of_mortgage_loans/ (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Банк России смягчил регулирование ипотеки на строящееся жилье // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy/516061-bank-rossii-smagcil-regulirovanie-ipoteki-na-stroasees-zile (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Все льготные программы ипотеки в 2025 году: актуальный список с условиями // Banki.ru. URL: https://www.banki.ru/news/articles/?id=10996841 (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Льготная ипотека 2024: 7 федеральных программ для россиян // Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/article/1647493/ (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Льготная ипотека: какие программы доступны в 2024 году // ДОМ.РФ. URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ipoteka/lgotnaya-ipoteka-kakie-programmy-dostupny-v-2024-godu/ (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Льготные ипотечные программы оператора ДОМ.РФ // ДОМ.РФ. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/lgotnaya-ipoteka/ (дата обращения: 08.10.2025).
  11. В ДОМ.РФ оценили потенциал развития рынка ипотечной секьюритизации // ДОМ.РФ. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/media-center/news/v-dom-rf-otsenili-potentsial-razvitiya-rynka-ipotechnoy-sekuritizatsii/ (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Ипотека. Итоги февраля 2025 года // Frank RG. URL: https://frankrg.com/news/ipoteka-itogi-fevralya-2025-goda/ (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Банк ДОМ.РФ: жилищные условия с помощью ипотеки улучшили 6000 семей // Дом.РФ Банк. URL: https://domrfbank.ru/o-banke/press-tsentr/zhilishchnye-usloviya-s-pomoshchyu-ipoteki-uluchshili-6000-semey/ (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Ипотечное кредитование // ЕИСЖС. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/ipoteka/ (дата обращения: 08.10.2025).
  15. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya-ipotechnogo-kreditovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).
  16. РЫНОК ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // eLibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37072979 (дата обращения: 08.10.2025).
  17. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/327771239_PERSPEKTIVY_RAZVITIYA_RYNKA_IPOTECNYH_CENNYH_BUMAG_V_ROSSII (дата обращения: 08.10.2025).
  18. ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ // Московский международный университет. URL: https://mmu.ru/press_center/news/ipotechnyy-kredit-problemy-i-perspektivy-ego-razvitiya/ (дата обращения: 08.10.2025).
  19. Основные риски, возникающие при ипотечном кредитовании // Forshtadt.ru. URL: https://forshtadt.ru/blog/osnovnye-riski-voznikayushchie-pri-ipotechnom-kreditovanii (дата обращения: 08.10.2025).
  20. Что такое ипотека с юридической точки зрения // MC-Law.ru. URL: https://mc-law.ru/chto-takoe-ipoteka-s-yuridicheskoy-tochki-zreniya/ (дата обращения: 08.10.2025).