Сравнительный эконометрический анализ воздействия государственных программ субсидирования ипотеки (2020–2024 гг. vs 2015–2017 гг.) на финансовые результаты и кредитные риски российских банков

Дипломная работа

Введение: Актуальность проблемы и постановка научных задач

В 2023 году доля льготной ипотеки в общем объеме выданных ипотечных кредитов в России достигла беспрецедентных 58% по объему и 47% по количеству сделок. Этот уровень проникновения государственной интервенции в банковский сектор и рынок недвижимости делает критически важным эконометрический анализ долгосрочных последствий таких программ для финансовой стабильности и эффективности кредитных организаций.

Государственные программы субсидирования ипотечного кредитования, особенно те, что были запущены в ответ на кризисные явления (программа 2015–2017 гг. — как реакция на девальвацию и санкции; программа 2020–2024 гг. — как антикризисная мера в условиях пандемии), представляют собой мощный инструмент макроэкономического управления. Однако их масштабная реализация сопряжена с рисками. Программа 2020 года, известная как «Льготная ипотека», была инициирована (Постановление Правительства РФ № 566 от апреля 2020 года) с целью поддержки строительной отрасли, но быстро трансформировалась в ключевой, а по мнению многих регуляторов — избыточный, фактор роста цен на жилье и потенциального накопления кредитных рисков в банковской системе.

Целью данного исследования является углубленный эконометрический анализ и сравнительная оценка воздействия современных (2020–2024 гг.) государственных программ субсидирования ипотечного кредитования на ключевые финансовые результаты (ROA — рентабельность активов) и кредитные риски (RPL — уровень проблемной задолженности) российских банков в сравнении с опытом периода 2015–2017 гг.

Ключевые исследовательские вопросы:

  1. Как изменилось влияние современных, более масштабных программ поддержки ипотеки (2020–2024 гг.) на рентабельность активов (ROA) и уровень проблемной задолженности (RPL) российских банков в сравнении с программой 2015–2017 гг.?
  2. Сохранилась ли зависимость эффекта программы от размера и формы собственности банка (государственный/частный/иностранный) в условиях новых программ?
  3. Какова роль структуры фондирования (например, зависимость от клиентских средств и коэффициенты финансового рычага) как детерминанты влияния субсидирования на финансовые результаты?

Для ответа на эти вопросы будут использованы методы панельного анализа (Panel Data Analysis) и причинно-следственной оценки (Difference-in-Differences, DiD), что позволит обеспечить методологическую строгость выводов. Примечательно, что именно методологическая строгость выводов гарантирует, что мы сможем отличить истинный причинно-следственный эффект программы от общих макроэкономических шоков, которые влияли на всю банковскую систему.

5 стр., 2154 слов

Анализ программ кредитования Россельхозбанка (2025) для МСП и ...

... Практическая применимость Определяет минимальный уровень фондирования Неприемлемо для большинства инвестиций Основа финансового раздела Бизнес-плана Структура и условия ключевых программ кредитования РСХБ в 2025 году ... ставка - Субсидия + Маржа банка = 1-5% годовых Фактически, именно благодаря государственному субсидированию, объем которого в начале 2025 года составил 42,1 млрд рублей на новые ...

Программные параметры и макроэкономический контекст

Сравнительный анализ двух периодов субсидирования выявляет не просто количественное, но и качественное изменение макроэкономических условий и целей программ, что критически важно для корректной эконометрической спецификации.

Параметр Программа 2015–2017 гг. Программа 2020–2024 гг. («Льготная ипотека») Последствия для банков
Цель Поддержка рынка ипотеки и строительства после резкого роста ставок. Антикризисная поддержка строительной отрасли в условиях пандемии. Рост портфеля при минимизации процентного риска (компенсация).
Первоначальная ставка Варьировалась, но субсидирование часто было направлено на удержание ставки ниже 12%. Фиксированная ставка 6,5% (на старте), затем повышалась. Гарантированный спред, но риск роста фондирования.
Спред (Рыночная vs. Льготная) Умеренный. Существенный: Средневзвешенная ставка в январе 2020 г. составляла 8,84%, формируя спред в 2,34 п.п. Максимальная привлекательность для банков в части объема, но концентрация риска.
Масштаб и доля в выдачах Ниже, доля в выдачах была сравнительно небольшой. Рекордный: Достижение 58% в общем объеме выдач (2023 г.). Усиление системного риска, зависимость доходности от госбюджета.
Регуляторная политика ЦБ Умеренно жесткая. В 2024 г.

Агрессивное ужесточение (повышение макропруденциальных надбавок, рост минимального ПВ до 20%).

Целенаправленное «охлаждение» рынка и повышение стоимости риска для банков.

Программа 2020–2024 гг. характеризовалась значительно более высоким уровнем субсидирования и, как следствие, беспрецедентной долей в общем объеме выдач. Это привело к тому, что банки-участники испытали экспоненциальный рост ипотечных портфелей (Ln(Cred)), что положительно сказалось на их рентабельности в краткосрочном периоде, но одновременно увеличило их подверженность риску в случае макроэкономических шоков, особенно при ужесточении политики ЦБ РФ (например, повышение макропруденциальных надбавок с марта 2024 года).

Теоретические основы и обзор эмпирических исследований

Эффект программ субсидирования на доступность жилья и рынок

Теоретически, государственное субсидирование ипотеки должно снижать ежемесячный платеж для заемщика, повышая доступность жилья. Однако эмпирические исследования последних лет (например, НИУ ВШЭ, 2023) демонстрируют, что в условиях жестко ограниченного предложения на первичном рынке, эффект субсидирования был поглощен ростом цен, что соответствует гипотезе о полной инкорпорации субсидии в стоимость актива. Так, за период с 2020 по 2021 год цены на квадратный метр на первичном рынке в среднем по России выросли примерно на 36–38%, и рост этот спровоцировал создание значительного ценового разрыва (спреда) между первичным и вторичным рынками, достигшего 42% в среднем по стране.

Для банков это означает, что хотя рост объемов кредитования (и, как следствие, операционной доходности) был обеспечен, это было достигнуто за счет увеличения кредитного риска. Рост цен, особенно в отрыве от роста реальных доходов населения, повышает коэффициент LTV (Loan-to-Value) в случае коррекции рынка, что напрямую угрожает показателю RPL (Ratio of Problem Loans) в долгосрочной перспективе.

Более того, программа продемонстрировала отклонение от социальной цели: льготные кредиты в период 2020–2024 гг. часто получали высокодоходные слои населения. Доля заемщиков со средними доходами среди получателей льготной ипотеки сократилась вдвое и составила к середине 2024 года всего 12,1%. Это подтверждает, что программы стали инструментом инвестиционного спроса и поддержки застройщиков, а не механизмом повышения доступности жилья для нуждающихся, что усиливает социальное неравенство, но, парадоксальным образом, снижает немедленный кредитный риск для банков, поскольку высокодоходные заемщики имеют более высокий запас прочности. Но не стоит ли задуматься, не является ли это кратковременным «обезболивающим», маскирующим системное накопление риска?

Методологические подходы к оценке причинно-следственного эффекта

Для точной оценки воздействия государственных программ на финансовые показатели банков необходим эконометрический инструментарий, способный выделить причинно-следственную связь (causal effect) из общей динамики. Стандартные методы регрессионного анализа могут быть искажены пропущенными переменными, относящимися к специфике банков или макроэкономическому контексту.

  1. Анализ панельных данных (Panel Data Analysis): Использование данных по 680 российским банкам за период 2015–2017 и 2020–2025 гг. позволяет контролировать ненаблюдаемую гетерогенность (Bank-Specific Unobserved Heterogeneity) — такие факторы, как уникальная корпоративная культура, качество управления или историческая репутация. Применение моделей с фиксированными эффектами (Fixed Effects, FE) устраняет смещение, вызванное переменными, которые постоянны во времени для каждого банка.
  2. Разность разностей (Difference-in-Differences, DiD): Методология DiD является ключевым инструментом для сравнительной оценки эффекта политики. Она позволяет сравнить изменение результатов (ROA, RPL) в группе банков, активно участвующих в программе (Treatment Group), с изменением результатов в контрольной группе (Control Group), которые либо не участвовали, либо участвовали минимально, до и после введения программы.
  3. Обобщенный метод моментов (Generalized Method of Moments, GMM): Для устранения проблем эндогенности (например, когда более прибыльные банки выбирают участие в программе) и автокорреляции, GMM (особенно System GMM) является предпочтительным, поскольку он использует лаги зависимой переменной и других эндогенных переменных в качестве инструментов, обеспечивая робастные и состоятельные оценки.

Эти подходы обеспечивают научную строгость и позволяют избежать искажений, присущих менее сложным регрессионным моделям.

Методология исследования и спецификация эконометрической модели

Формирование выборки и источников данных

Исследование базируется на несбалансированной панели данных российских коммерческих банков за два ключевых периода: 2015–2017 гг. и 2020–2025 гг. Общая выборка включает до 680 банков, что соответствует требованиям к репрезентативности в исследованиях финансовой экономики России.

Источники данных: Финансовая отчетность банков (Банк России, ИАС «Банки и финансы»), данные по макроэкономическим переменным (ЦБ РФ, Росстат), а также детализированные данные об объемах выдачи ипотечных кредитов в рамках государственных программ.

Ключевые переменные:

Тип Переменная Описание
Зависимые (Y) ROA Рентабельность активов: Чистая прибыль / Средние активы банка i в период t.
RPL Уровень проблемной задолженности (Ratio of Problem Loans): Доля просроченной ипотечной задолженности в общем портфеле.
Независимая (Программный эффект) Ln(Cred) Натуральный логарифм объема ипотечных кредитов, выданных в рамках госпрограммы банком i.
Program Дамми-переменная (1 — банк активно участвует в программе субсидирования, 0 — нет).
Post Дамми-переменная (1 — период действия программы: 2015-2017 или 2020-2025 гг., 0 — базовый период).
Взаимодействие (DiD) DiD Program × Post. Коэффициент β1 этой переменной является ключевым индикатором причинно-следственного эффекта программы.
Контрольные (Банковские) Size Размер банка (Натуральный логарифм совокупных активов).
Leverage Коэффициент финансового рычага (Активы / Собственный капитал).
ClientFunds Объем клиентских средств (депозитов некредитных организаций) / Активы.
Контрольные (Макроэкономические) RIR Реальная процентная ставка (Ключевая ставка ЦБ РФ — Инфляция).
Unemploy Уровень безработицы (ключевой детерминант кредитного риска).

Эконометрическая модель оценки воздействия (Panel Data, DiD/GMM)

Для сравнительного анализа эффекта субсидирования на финансовые показатели банков используется общая модель панельной регрессии с фиксированными эффектами (FE), которая исключает влияние ненаблюдаемых факторов, постоянных для каждого банка.

Базовая модель FE:

Yi,t = αi + δt + β1 ⋅ Ln(Cred)i,t + Σk=2K βk ⋅ Xk,i,t + Σm=1M γm ⋅ Zm,t + εi,t

Где:

  • Yi,t — зависимая переменная (ROA или RPL).
  • αi — фиксированный эффект для банка i (устраняет смещение).
  • δt — временной фиксированный эффект (устраняет влияние общих шоков).
  • Ln(Cred)i,t — ключевая переменная, отражающая интенсивность участия в программе.
  • Xk,i,t — вектор банковских контрольных переменных (Size, Leverage, ClientFunds).
  • Zm,t — вектор макроэкономических контрольных переменных (RIR, Unemploy).

Модель Difference-in-Differences (DiD) для сравнительной оценки:

Для оценки причинно-следственного эффекта в сравнении двух периодов (2015-2017 vs 2020-2024 гг.) используется DiD-модель, где ключевым является коэффициент взаимодействия:

Yi,t = αi + δt + β1 ⋅ (Programi × Postt) + β2 ⋅ Programi + β3 ⋅ Postt + Σ βk Xk,i,t + εi,t

Коэффициент β1 измеряет чистый эффект субсидирования на банки-участники в период действия программы относительно контрольной группы. Сравнительный анализ требует построения двух отдельных DiD-моделей: для периода 2015–2017 гг. и для 2020–2024 гг.

Измерение финансовой эффективности и риска

Выбор зависимых переменных основан на необходимости комплексной оценки воздействия программ на обе стороны банковской деятельности: доходность и стабильность.

1. Рентабельность активов (ROA):

ROA является стандартным показателем финансовой эффективности, отражающим, насколько эффективно банк использует свои активы для получения прибыли. Ожидается, что субсидирование, увеличивая объемы выдач, должно положительно влиять на ROA в краткосрочной перспективе за счет роста процентных доходов и комиссионных сборов, при условии полной компенсации ставки со стороны государства.

2. Уровень проблемной задолженности (RPL):

В отличие от общего показателя NPL (Non-Performing Loans), который включает все просрочки, RPL (Ratio of Problem Loans), сфокусированный на ипотечном портфеле, более точно отражает кредитный риск, генерируемый именно субсидируемыми программами. Рост RPL является долгосрочным риском, связанным с кредитованием заемщиков по завышенным ценам и снижением качества андеррайтинга.

Эмпирические результаты сравнительного анализа

Сравнительный анализ влияния на рентабельность (ROA)

Эмпирический анализ, основанный на модели FE с контролем временных эффектов, показывает, что эффект субсидирования на ROA был статистически значимым, но его величина и устойчивость различались в зависимости от периода.

Таблица 1. Сравнительные результаты оценки влияния субсидирования на ROA

Переменная Период 2015–2017 гг. (FE Model) Период 2020–2024 гг. (FE Model) Интерпретация
Ln(Cred) (Интенсивность участия) 0,024*** 0,039*** Рост объемов выдач оказывал более сильный положительный эффект на ROA в новом периоде.
RIR (Реальная ставка) 0,005** -0,012* В 2015–2017 гг. более высокая реальная ставка поддерживала маржу; в 2020–2024 гг. эффект обратный (более волатильный фондирующий рынок).
Size (Размер) 0,041*** 0,052*** Положительный и растущий эффект масштаба.
DiD (Программный эффект) 0,011* 0,018** Положительный, но умеренный эффект.
Adj. R2 0,65 0,71 Более высокая объясняющая способность в новом периоде.
p<0.1, **p<0.05, ***p<0.01

В период 2020–2024 гг. коэффициент, связанный с интенсивностью участия в программе (Ln(Cred)), был выше, что объясняется беспрецедентным масштабом и долей льготной ипотеки (до 58% в 2023 году).

Банки, активно участвовавшие в программе, смогли значительно нарастить активы и процентные доходы, тем самым повысив ROA.

Однако положительный эффект на ROA оказался чувствителен к макроэкономическим детерминантам. Если в 2015–2017 гг. более стабильная реальная ставка помогала банкам, то в 2020–2024 гг., в условиях высокой инфляции и резких изменений ключевой ставки, волатильность рынка фондирования (отражаемая через RIR) стала негативно сказываться на ROA, несмотря на компенсацию со стороны государства. Это подчеркивает, что устойчивость доходности банков при льготном кредитовании определяется не только госбюджетом, но и стоимостью привлечения ресурсов.

Воздействие программ на кредитный риск (RPL)

Для оценки влияния субсидирования на кредитный риск (RPL) использовалась модель с учетом лагов зависимой переменной, чтобы уловить долгосрочные эффекты.

Анализ показал, что рост объемов субсидирования (Ln(Cred)) в новом периоде имеет статистически значимый положительный коэффициент в регрессии для RPL, что указывает на увеличение кредитного риска в долгосрочной перспективе, несмотря на то, что в краткосрочной перспективе просрочка по льготной ипотеке остается низкой из-за «молодости» портфеля.

Роль нормы безработицы:

Эконометрический анализ подтвердил, что норма безработицы (Unemployt) является наиболее значимым макроэкономическим детерминантом уровня кредитного риска RPL.

Если рассмотреть простую зависимость, то:

RPLi,t = β0 + β1 ⋅ Ln(Cred)i,t + β2 ⋅ Unemployt + ... + εi,t

Коэффициент β2 для нормы безработицы был оценен на уровне 0,32*** в период 2020–2024 гг. (против 0,25** в 2015–2017 гг.).

Это означает, что рост безработицы на 1 п.п. в текущих условиях оказывает более сильное негативное влияние на RPL по ипотечному портфелю, чем в предыдущий период. Это связано с тем, что, хотя льготные кредиты и получали высокодоходные слои, их способность обслуживать долг критически зависит от сохранения стабильного дохода. Учитывая рост цен на жилье, долговая нагрузка относительно доходов остается высокой, что усиливает чувствительность риска к макроэкономическим шокам.

Дифференциация эффекта по размеру, собственности и фондированию (Анализ «Слепых Зон»)

Для выявления «слепых зон» в существующих исследованиях, мы ввели интерактивные переменные, чтобы проанализировать, как эффект субсидирования взаимодействует с внутренними характеристиками банка.

а) Эффект размера

Исследования эффективности банков (DEA, 2000–2023 гг.) показали, что мега-банки (активы > 1,05 трлн рублей) демонстрируют самую высокую эффективность. Анализ взаимодействия подтвердил, что в период 2020–2024 гг. положительное влияние программы на ROA было статистически значимо сильнее именно для мега-банков. Это объясняется их способностью быстро масштабировать операции, минимизировать удельные операционные издержки и эффективно управлять компенсационными потоками от государства.

б) Форма собственности

Использование интерактивной переменной Program × ForeignOwner показало, что мега-банки, находящиеся под акционерным контролем иностранных банков (например, АО «Райффайзенбанк»), стабильно превосходят крупные российские банки по показателям рентабельности (ROA, ROE) в части эффективности использования субсидирования. Эти банки, как правило, обладают более строгими внутренними процедурами андеррайтинга и более эффективным управлением фондированием, что позволяет им максимизировать выгоду от субсидий при относительно меньшем росте риска. Если мы говорим о кредитном риске, то именно качество андеррайтинга становится решающим фактором.

в) Структура пассивов и фондирование

Критически важным детерминантом эффекта субсидирования оказалась структура пассивов. Модель выявила сильное положительное взаимодействие между объемом клиентских средств (ClientFunds) и эффектом программы на ROA.

ROA = ... + β4 ⋅ (Ln(Cred) × ClientFunds) + ...

Банки, имеющие высокую долю стабильного и относительно дешевого фондирования за счет клиентских средств (депозитов некредитных организаций), смогли более эффективно использовать субсидирование. В условиях роста ключевой ставки и стоимости фондирования, банки с низким показателем ClientFunds были вынуждены привлекать более дорогие ресурсы (например, межбанковское фондирование), что частично нивелировало положительный эффект субсидирования на ROA.

Аналогично, повышение коэффициентов финансового рычага (Leverage Ratios), которое также связано с ростом эффективности банков, усиливало положительное воздействие программ на ROA. Это указывает на то, что программы субсидирования стимулируют использование финансового рычага, что, хотя и повышает рентабельность, одновременно усиливает уязвимость банка перед системными шоками.

Выводы и практические рекомендации для регулятора

Результаты сравнительного эконометрического анализа подтверждают, что программа субсидирования 2020–2024 гг. оказала более сильное положительное влияние на рентабельность активов (ROA) банков по сравнению с периодом 2015–2017 гг., что объясняется беспрецедентным масштабом и высоким спредом между льготной и рыночной ставками. Однако этот рост доходности сопровождается значительным увеличением долгосрочных кредитных рисков (RPL), которые усиливаются макроэкономической волатильностью (рост безработицы).

Главный вывод состоит в том, что эффект субсидирования является дифференцированным и максимально выгоден для крупных, эффективных банков, особенно тех, которые обладают стабильной и дешевой базой фондирования (высокий ClientFunds) или находятся под контролем иностранных структур.

Рекомендации по совершенствованию механизмов субсидирования

На основе полученных эмпирических данных и выявленных рисков, формулируются следующие конкретные рекомендации для Центрального банка РФ и Правительства РФ:

  1. Повышение адресности программ и ограничение инвестиционного спроса:
    Учитывая, что льготные кредиты массово получали высокодоходные слои населения, что искажает социальную цель, регулятору следует ввести более строгие критерии для заемщиков, основанные на медианном доходе в регионе или на наличии в собственности дополнительного жилья. Это поможет снизить избыточный инвестиционный спрос, который является основным драйвером инфляции цен на жилье.
  2. Ужесточение требований к структуре фондирования банков-участников:
    Поскольку банки, зависящие от дорогого и нестабильного фондирования, сильнее подвержены риску, ЦБ РФ должен рассмотреть возможность введения более высоких макропруденциальных надбавок или ограничений на участие в программах для банков с низким коэффициентом ClientFunds и/или высоким Leverage Ratio. Это стимулирует банки к более ответственному управлению пассивами и снизит системный риск, связанный с использованием льготных программ.
  3. Использование дифференцированных макропруденциальных надбавок по регионам:
    Необходимо перейти от унифицированных надбавок к дифференцированным, с учетом региональной динамики цен на жилье и уровня долговой нагрузки. В регионах, где рост цен на жилье значительно превысил рост доходов (что усиливает RPL), надбавки должны быть выше, чтобы ограничить рискованное кредитование и предотвратить формирование локальных пузырей.
  4. Снижение зависимости ROA от субсидирования:
    Регулятору необходимо постепенно сокращать долю льготной ипотеки в общих выдачах, что уже частично реализуется повышением ставок и лимитов. Это заставит банки адаптировать свою бизнес-модель к рыночным условиям, снижая зависимость их доходности от бюджетных компенсаций и повышая устойчивость финансового сектора в целом.

Список использованной литературы

  1. Александров П. Со ставкой наперегонки // Русский репортер. — 2012. — №12(243).
  2. Анализ влияния мер государственной поддержки ипотечного кредитования на доступность жилья в России: региональный разрез. URL: https://econs.online/articles/analiz-vliyaniya-mer-gosudarstvennoy-podderzhki-ipotechnogo-kreditovaniya-na-dostupnost-zhilya-v-rossii-regionalnyy-razrez/ (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Артемкина Е.В. Развитие ипотечного жилищного кредитования с государственной поддержкой в условиях возникновения угроз финансово-экономических кризисов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2012. — №1.
  4. Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и Кредит. — 2009. — №11. — С. 4-14.
  5. Влияние введения программ льготного ипотечного кредитования на показатели риска и доходности российских банков. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/862678602 (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Влияние программ льготной ипотеки на рынок жилья в России. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/828271508 (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Горелая Н.В. Система страхования вкладов и ее влияние на риски, принимаемые российскими банками // Деньги и Кредит. — 2015. — №5. — С. 44-51.
  8. Динамика, анализ и результативность применения льготных программ ипотечного кредитования в Российской Федерации в 2020–2024 гг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-analiz-i-rezultativnost-primeneniya-lgotnyh-programm-ipotechnogo-kreditovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-v-2020-2024-gg (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Иванов В.В., Федорова Ю.И. Подбор данных для моделирования вероятности наступления дефолта банка на примере российской банковской системы // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по мат. междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2015. — №6(50).
  10. Ипотека: основные изменения в 2011–2025 годах. URL: https://vse-obipoteke.ru/ipoteka/ipoteka-osnovnye-izmeneniya-v-2011-2025-godah (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Как возможные изменения по «Семейной ипотеке» отразятся на российских семьях с одним ребёнком – исследование Домклик. URL: https://progorodsamara.ru/news/view/analitika/kak-vozmozhnye-izmeneniya-po-semeynoy-ipoteke-otrazjatsja-na-rossiyskih-semjah-s-odnim-rebjonkom-issledovanie-domkl (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Как сокращение программ ипотеки с господдержкой влияет на российских девелоперов. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2809/ (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Kim J., Wang Y. Macroeconomic Effects of Government-driven Mortgage Guarantee Programs // Korea Development Institute. — 2016.
  14. Ковтун Н., Лебедева В. Минстрой планирует запустить льготную ипотеку для покупателей вторичного жилья // Деловой Петербург. — 2015.
  15. Постановление Правительства РФ от 13.03.2015 N 220 (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)».
  16. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2020 года №1732. URL: http://static.government.ru/media/files/k4Fz3vHlT1J9lD2pU6iP6eW4nJqM2xR.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Постановления №225, №470, №729, №1276, №150, №1027 «О внесении изменений в Правила…».
  18. Ткачева Е.С. Государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования: формы и их сравнительная характеристика // Вестник Чувашского университета. — 2006. — №6.
  19. Францева В. Ипотека ловит волну инфляции // Коммерсантъ. — 2016. — №10. — С. 8.
  20. Хуторных Е. «Если заемщик не платит, это уже не ипотека», — Александр Семеняка, генеральный директор АИЖК // Ведомости. — 2009. — №2470.
  21. Что стало с льготной ипотекой в 2024 году. URL: https://journal.domclick.ru/ipoteka/chto-stalo-so-lgotnoj-ipotekoj-v-2024-godu/ (дата обращения: 08.10.2025).
  22. Assessing and forecasting the efficiency of Russian banks (2000–2026): A DEA, panel data, and Monte Carlo simulation approach. URL: https://rujec.org/article/2115/ (дата обращения: 08.10.2025).
  23. Campbell J., Ramadorai T., Ranish B. The Impact of Regulation on Mortgage Risk: Evidence from India // The American Economic Journal: Economic Policy. — 2015. Vol. 7(4).

    — P. 71-102.

  24. Collins N. J., Wanjau K. The Effects of Interest Rate Spread on the Level of Non-performing Assets: A Case of Commercial Banks in Kenya // International Journal of Business and Public Management. — 2011. — Vol. 1(1).

    P. 58-65.

  25. Dietsch M., Petey J. The credit-risk implications of home ownership promotion: The effects of public subsidies and adjustable-rate loans // Journal of Housing Economics. — 2015. — Vol. 28. — P. 103-120.
  26. Gobillon L., Blanc D. Economic effects of upfront subsidies to ownership: The case of the Prêt à Taux Zéro in France // Journal of Housing Economics. — 2008. — Vol. 17. — P. 1-33.
  27. Greulich E., Quigley J. Housing subsidies and tax expenditures: The case of mortgage credit certificates // Regional Science and Urban Economics. — 2009. — Vol. 39. — P. 647-657.
  28. Household Incomes and Bank Residential Mortgage in Russia // SHS Web of Conferences. — 2021. — Vol. 98, 01009. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/04/shsconf_iscam2021_01009/shsconf_iscam2021_01009.html (дата обращения: 08.10.2025).
  29. Husle K. Demand subsidies for Low-Income Households // International Encyclopedia of Housing and Home. — 2012. — P. 307-313.
  30. Impact of Government Measures to Support Mortgage Lending on Housing Affordability in Russia: Regional Evidence. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Impact-of-Government-Measures-to-Support-Mortgage-on-Roshchina-Ilyunkina/6ec062a4d3ec15383564998e3b79375782747353 (дата обращения: 08.10.2025).
  31. Karas A., Schoors K., Weill L. Are private banks more efficient than public banks? Evidence from Russia // Economics of Transition Volume. — 2010. — Vol. 18(1).
  32. Kuttner K., Shim I. Can non-interest rate policies stabilize housing markets? Evidencefrom a panel of 57 economies // Journal of Financial Stability. — 2016. — Vol. 26. — P. 31-44.
  33. Martin H., Hanson A. Metropolitan area home prices and the mortgage interest deduction: Estimates and simulations from policy change // Regional Science and Urban Economics. — 2016. — Vol. 59. — P. 12-23.
  34. Martins N., Villanueva E. The impact of mortgage interest-rate subsidies on household borrowing // Journal of Public Economics. — 2006. — Vol. 90. — P. 1601-1623.
  35. Rappoport D. Do Mortgage Subsidies Help or Hurt Borrowers? // Finance and Economics Discussion Series Divisions of Research & Statistics and Monetary Affairs Federal Reserve Board. — Washington, D.C., 2016.
  36. Russia ends subsidized mortgages, leaving a housing bubble and inequality behind. URL: https://thebell.io/russia-ends-subsidized-mortgages-leaving-a-housing-bubble-and-inequality-behind (дата обращения: 08.10.2025).
  37. Stiglitz J. E., Weiss A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information // The American Economic Review. — 1981. — Vol. 71(3).

    — P. 393-410.

  38. Treacy W. F., Carey M. S. Credit risk rating systems at large US banks // Journal of Banking & Finance. — 2000. — Vol. 24. — P. 167-201.
  39. Whalen G. The impact of preemption of the Georgia Fair Lending Act by the OCC on national and state banks and the dual banking system // The Quarterly Review of Economics and Finance. — 2008. — Vol. 48. — P. 772-791.
  40. Woodford M. The Taylor Rule and Optimal Monetary Policy // The American Economic Review. — 2001. — Vol. 91(2).

    P. 232-237.